GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Основы делопроизводства (Контрольная) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы делопроизводства (Контрольная) (Право)



ТАВРИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО ОСНОВАМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА



Симферополь - 1998 г.



ПЛАН



ВВЕДЕНИЕ


1. Предмет и задачи делопроизводства, ее роль в деятельности юриста


2. Порядок рассмотрения и исполнения документов в органах Прокуратуры
Украины


3. Постановление о предании суду



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



ВВЕДЕНИЕ

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением законности
деятельности государства и его органов, муниципальной системы и
общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов
правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах
государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого
уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое
сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории
страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник
которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это
право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку
соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через
повышение ответственности, возложенной " на институты государственной
власти", решительные действия по экономическому, политическому и
социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для
таких действий".
Все вышесказанное можно претворять в жизнь имея высокую культуру
производства и культуру управленческого труда, в котором важнейшую роль
играет делопроизводство.



1. Предмет и задачи делопроизводства, ее роль в деятельности юриста

Основным видом делового текста является документ. ДОКУМЕНТ (слово
латинского происхождения, которое означает “доказательство”) - это метод
закрепления разными способами на специальном материале информации о
фактах, действий, явлений объективной действительности и разумной
деятельности человека. Документ имеет правовое и хозяйственное значение, и
может служить письменным доказательством, а также есть источником
разнообразных сведений дознавательского характера. Документы дают
возможность восстановить факты деятельности учреждения, организации или
предприятия, найти в оконченных и сданных в архив делах такие сведения,
какие имеют значение для поточной оперативной работы и для истории.
В широком значении этого слова документом можно считать какой-либо
материальный объект, что вмещает информацию в зафиксированном виде.
Управленческий документ вмещает информацию, которая возникла и
используется в области управления. Таким образом, всякий документ - в
первую очередь носит информацию, и это наиважнейшее его свойство,
используемое в процессе управления.
Документ - это также своеобразный материал, “сырьё для обработки”. Он
должна быть доброкачественным: информация должна добываться быстро и
продуктивно. Это касается в первую очередь цифровой, плановой и отчетной
документации, обработка которой хорошо механизируется, и в значительно
меньшей мере - документы организационно-распорядительного характера (где
преобладает текст). Плановые и отчетные документы уже сейчас приобретают
такие формы, которые позволяют машинную обработку их.
Часть документов (планирование, отчетность, деловая переписка)
предназначена для непосредственного восприятия, поэтому они должны быть
особо удобными для чтения и по возможности наглядными.
Требование к документам, которые должны быть полноценным источником
информации:
1. Документ должен издаваться полноправным органом или лицом в
соответствии с его компетенцией.
2. Документ не должен противоречить действующему законодательству и
директивным указанием вышестоящих органов.
3. Документ должен быть достоверным и отвечать заданиям конкретного
руководства, т.е. основываться на фактах и вмещать конкретные и реальные
пропозиции или указания.
4. Документ должен быть составлен в установленной форме.
5. Документ должен быть безукоризненно отредактирован и оформлен.
ПРИМЕЧАНИЕ. Внешний вид документа есть беспрекословное свидетельство
стиля работы управления, дисциплины и личной культуры работников. Если
документы выполнены небрежно - значит в учреждении низкая культура труда (
это, прежде всего, 5-6 экземпляров машинописи, где отдельные слова совсем
неразборчивы, а общее содержание едва понятно; это документы, напечатанные
на тонкой, прозрачной бумаге; это документы, на которых резолюция закрывает
половину текста и т.д.)
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО - это деятельность, которая охватывает вопросы
документирования и организации работы с документами в процессе выполнения
управленческих функций.
Делопроизводство - это важная составная часть работы каждого
учреждения, организации, предприятия. В их практической деятельности
используются разные системы в делопроизводстве, но для всех них
обязательным является ведение административного делопроизводства (его еще
называют общим делопроизводством).
В процессе делопроизводства берут участие (большей или меньшей мерой)
все работники аппарата управления: одни создают документы, другие
обеспечивают их передачу, третьи руководствуются этими документами в своей
практической деятельности. Всё, что решается аппаратом управления и
внедряется потом в практические дела, оформляется документами.
Единая государственная система делопроизводства. Государственный
комитет стандартов Совета Министров СССР по науке и технике постановлением
N 435 от 4 сентября 1973 года одобрил “Единую государственную систему
делопроизводства” (основные положения) и рекомендовал министерством и
ведомством руководствоваться ней с целью усовершенствования
делопроизводства в центральных аппаратах, а также в подведомственных им
учреждениях, организациях и на предприятиях. Данная система зарекомендовала
себя с положительной стороны и до сих пор действует в Украине с небольшими
изменениями.
Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) - это научно
упорядоченный комплекс основных положений, норм, правил и рекомендаций,
которые означают и регламентируют процесс делопроизводства, начиная с
момента поступления или изготовления документов и до их сдачи в архив.
Государственные стандарты (ГОСТы), которые вошли в состав этой системы,
вводятся одновременно с ней.

Созданию ЕГСД предшествовало всестороннему изучению систем
делопроизводства в разных коллективах государственного аппарата с целью
выявления общих закономерностей в работе с управленческой документацией, а
также выявлению возможностей, границ и масштабов системного упорядочения
однотипных операций в делопроизводстве.
Характерная особенность этой системы лежит в том, что она базируется на
общепринятой передовой теории и практики применения прогрессивных форм и
методов работы с документами. Основное задание ЕГСД - способствовать
рационализации и унификации документальных процессов в деятельности
государственного аппарата на разных уровнях управления. Это система требует
доведения до уровня общих и обязательных учреждений норм уже проверенных
практикой рациональных методов делопроизводства.
БЛАНК - это лист бумаги с напечатанным на нём реквизитами содержащими
постоянную информацию. Наиболее распространенными являются бланки служебных
писем, справок, актов, приказов, протоколов и др. Все основные документы
должны печататься на бланках: использование бланков при составлении
документов повышает культуру труда управления, выдает информацию
официального характера, облегчает исполнение и дальнейшее использование
документов.
“Если документ - лицо организации, то бланк - её визитная карточка”.
Так принято про него говорить. Бланк должен быть безукоризненно изготовлен
(хорошая полиграфичная работа, хороший шрифт, продуманный текст). Особое
внимание должно быть уделено четкости и полной грамотности напечатанного
текста.

2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В
ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБРАЩЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Документы передаются на рассмотрение и исполнение не позднее следующего
дня после их поступления, при поступлении в пятницу во второй половине дня
- не позднее понедельника. Срочные документы исполняются немедленно.
Приказы, указания, обзоры и другие документы передаются для
ознакомления по указанию руководителя прокуратуры или структурного
подразделения.
Лица, которые ознакомились с документом, расписываются на нем на
отдельной странице, указывая дату и фамилию и др.
Передача документов на всех этапах прохождения (на рассмотрение,
исполнение от одного исполнителя к другому, с одного подразделения в
другой) производится только через работников канцелярии по резолюции
руководства.
Наблюдательное производство передается в другое подразделение во
временное пользование под расписку на карточке движения наблюдательного
производства.
Передача наблюдательных производств для постоянного использования, а
также жалоб, дел и писем по жалобам и делам ведется через алфавитную
картотеку с отметкой в книгах учета, когда и кому переданы документы;
бумаги, которые не касаются переписки по жалобам и делам, - через
корреспондентскую картотеку.
Жалобы и заявления могут передаваться с одного подразделения в другой
по соглашению руководителей структурных подразделений, а в спорных случаях
- согласно с указанием руководителя прокуратуры, который ранее поставил
резолюцию.


2.2 ПРИЕМ И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ВХОДЯЩЕЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ


Прием и первичную обработку входящих документов осуществляет в
вышестоящей прокуратуре картотека или специально выделенный работник
канцелярии, в районной, городской и приравнянной к ним прокуратуре -
начальник канцелярии, старший инспектор или инспектор.
Корреспонденция сортируется на:
- жалобы, письма, заявления, телеграммы граждан;
- документы, которые относятся к переписке по жалобам и делам;
- уголовные и гражданские дела;
- другие документы.
При этом отбираются документы, которые не подлежат регистрации.
Руководителям вышестоящих прокуратур передают наиболее важные документы,
которые требуют их решения.
Анонимные обращения не регистрируются. Если в них содержатся сообщения
о преступлении или о лицах, которые их совершили, они отправляются в
органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность.
Жалобы и другие документы, полученные работниками прокуратуры на личном
приеме граждан или при выезде в другие прокуратуры, предприятия и
учреждения, передаются ими для регистрации в установленном порядке не
позднее следующего дня с отметкой о времени и месте получения документа.
Работникам картотеки запрещается принимать жалобы, письма, заявления и
другие документы непосредственно от граждан. Заявитель может опускать
жалобы в ящик “Для жалоб и заявлений”, который обязан быть в каждой
прокуратуре и размещаться в доступном для граждан месте. Обращения граждан
также принимаются оперативными сотрудниками на личном приеме.
Жалобы из ящика вынимаются ежедневно и передаются в подразделение,
которое занимается предварительным рассмотрением этих документов. При этом
в них выделяются и подчеркиваются данные, необходимые для регистрации
(фамилия, имя, отчество; год рождения; когда, каким судом рассмотрено дело;
по каким статьям осужден, привлечен к другой ответственности; адрес
заявителя и текст просьбы; в правом верхнем углу первой страницы
проставляются первые буквы фамилии лиц, на которые следует завести
алфавитные карточки, через дробь - лиц, на которых выписываются карточки-
отправления, а при наличии приговора делается отметка “см. приговор”.

2.3. РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

Документы регистрируются один раз: входящие - в день поступления,
исходящие и внутренние - в день подписания. Регистрируются документы,
которые требуют исполнения, жалобы граждан. Внутренние документы ( приказы,
указания, инструкции, задания и др.) регистрируются по тем же правилам, что
и входящие документы. На таких документах проставляют индекс структурного
подразделения и номер дело по номенклатуре, в которой они группируются.
Документы регистрируются на карточках. Исходящие документы не подлежат
дополнительной регистрации. Регистрация документов в журналах (книгах) не
разрешается.
Во время регистрации жалоб алфавитную карточку выписывают на лицо,
касательно которого подана жалоба. Карточка-отправление - на заявителя,
если жалоба поступила от другого лица.
При регистрации жалоб, по которым не заведено наблюдательное
производство, а также жалоб к которым прилагаются копии приговора, решения,
постановления, определения суда; выводы (справок, определений) о проверке
дел; постановления о возбуждении дела или принятия его к производству, о
продлении срока следствия, наблюдательных производств и других документов
по делам -- алфавитные карточки заводятся на всех указанных в этих
документах лицах (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и
др.). Кроме алфавитных карточек на них выписывают справки.
После принятия решения по жалобе работник канцелярии cтруктурного
подразделения указывает на оборотной стороне справки номер заведенного
наблюдательного производства или, если оно не заведено, дату, номер и кому
направлена жалоба, а также фамилию исполнителя, который принял решение по
жалобе, и возвращает справку в алфавитную картотеку, где эти данные
переносятся на алфавитную карточку, а справка уничтожается.

2.4 РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ


Учет наблюдательных производств осуществляется в каждом структурном
подразделении в книге учета наблюдательных производств.
Переписка по жалобам, принятых к производству, ведется за номером
наблюдательного производства, который складывается из индекса структурного
подразделения, порядкового номера книги учета наблюдательных производств и
двух последних цифр года принятия жалобы к производству.
Наблюдательные производства передаются оперативным сотрудникам с
отметкой на карточке учета движения наблюдательного производства, какого
числа, с каким документом ( делом) и кому передано. Эти карточки
сберегаются у инспектора по порядковым номерам.
По жалобам, направленным на рассмотрение в подчиненные прокуратуры и
другие органы без контроля, наблюдательные производства не заводятся.
Сопроводительные письма по ним направляются за номером структурного
подразделения с буквой “Р”. Копии сопроводительных листов подшиваются в
дело в хронологичном порядке. Не допускается направлять одним
сопроводительным письмом дела и документы, не связанные между собой.


2.5. РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ УГОЛОВНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ,
ЗАТРЕБОВАННЫХ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА

Уголовные и гражданские дела затребываются, когда решение по ним
вступили в законную силу, только в связи с обращением лиц, принимавших
участие в рассмотрении дела, руководителей предприятий и организаций,
которые являются сторонами в споре, поручением прокуроров высшего уровня
либо когда решения касаются государственных интересов. Запрос
подписывается руководителем прокуратуры или по его поручению
руководителем структурного подразделения.
Уголовные, арбитражные и гражданские дела, которые проверяются в
порядке надзора, а также дела с представлением подчиненных прокуратур и те,
что пришли для утверждения обвинительного заключения, регистрируются в
алфавитной картотеке и учитываются в книгах отдельно по каждому разделу.
Дела, затребованные для обобщения судебной и прокурорской практики, в
алфавитной картотеке не регистрируются, а только учитываются в книгах с
отметкой “Для изучения”, наглядное производство по этим делам не
заводится.

2.6 РАССМОТРЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

- проекты нормативных актов;
- поручения Головы Верховной Рады, его заместителей и председателей
постоянных комиссий;
- документы, которые исходят от Президента Украины, Примьер-министра
Украины, вице-примьеров и членов правительства, руководителей Верховной
Рады и правительства Республики Крым.
Заместители Генерального прокурора рассматривают обращения народных
депутатов Украины, руководителей министерств, других центральных органов
государственной исполнительной власти, спецуведомления, оперативные
сведения относительно состоянию преступности, ответы на протесты,
представления, другие документы, а также жалобы на решения начальников
управлений и отделов, письма, сигналы о наиболее серьезных нарушениях
закона.
Начальникам структурных подразделений на рассмотрение передаются планы
работы коллегии подчиненных прокуратур и другие документы, отнесенные к
компетенции управления, отдела; заявления и жалобы граждан на решения,
принятые руководителями прокуратур Республики Крым, областей, городов
Киева, Севастополя и приравнянных к ним прокуратур, о нарушении законов
органами, ведущими борьбу с преступностью, на приговоры о применении
исключительной меры наказания, другие жалобы, заслуживающие внимание
Генеральной прокуратуры Украины.
Руководитель прокуратуры или структурного подразделения обязаны
рассмотреть документ не позднее следующего дня с момента регистрации, а
срочные - немедленно и поставить резолюцию, которая должна иметь ясную и
исчерпывающую резолюцию о порядке, характере, сроке исполнения,
необходимости истребовании дела, других материалов либо выезде на место и
др.
На документе должна быть только одна резолюция. Другая резолюция,
которая не должна дублировать предыдущую, допускается только в случае, если
в ней конкретизируется порядок исполнения или уточняются исполнители.
Прохождение документа с резолюцией со времени ее наложения руководителем к
непосредственному исполнителю не должно превышать одного дня.
Резолюция пишется на свободном от текста месте, а если документ
подлежит возврату, то на отдельном листе.
Если исполнение жалобы либо другого документа поручается нескольким
подразделениям или должностным лицам, то эта жалоба либо документ
передается непосредственному исполнителю, указанному в резолюции первым. Он
несет ответственность за исполнение и организовывает проверку жалобы либо
проверку с документом в полном объеме, при необходимости снимает копии либо
делает выборки и передает руководителю соответствующего подразделения.
Вместе с другими управлениями, отделами готовит единое поручение, ответ
заявителю или должностному лицу.
Ответственность за качественную и своевременную подготовку материалов
одинаково несут все должностные лица, указанные в резолюции руководителя
прокуратуры или структурного подразделения.
Срок исполнения документов, жалоб отсчитывается со дня поступления их в
прокуратуру, а документов, которые требуют перевода, - со дня их перевода.
Если окончание срока исполнения выпадает на нерабочее время, то
последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Исполнитель несет ответственность за исполнение по существу и в
установленный срок. Перед передачей подготовленного документов на подпись
исполнителем проверяется его текст, правильность оформления, наличие
необходимых виз и приобщаются материалы проверки.



3. Cоставить постановление о предании суду


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 марта 1998 г.
г.Симферополь

Судья Железнодорожного районного суда г.Симферополя Иванов И.И.,
рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению ТИТАРЕНКО АЛЕКСАНДРА
ЕВГЕНЬЕВИЧА, 1980 г.р. по ст. ст. 86-1, 142 ч.3 УК Украины,-

У С Т А Н О В И Л :
Уголовное дело подсудно Железнодорожному районному суду г.Симферополя.
По делу собрано достаточно доказательств для рассмотрения дела в судебном
заседании. Действия обвиняемого квалифицированы правильно. Требования УПК
при возбуждении уголовного дела и производства предварительного следствия
соблюдены, обвинительное заключение соответствует материалам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.237,242,243 УПК Украины,-

П О С Т А Н О В И Л :

ТИТАРЕНКО АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА, 1980 г.р. предать суду по ст. 86-1,
142 ч.3 УК Украины.
Назначить дело к рассмотрению в открытом судебном заседании на 21
марта 1998г. в помещении Железнодорожного районного суда г.Симферополя с
участием прокурора и защитника.
В судебное заседание вызвать всех лиц, указанных в списке
обвинительного заключения.

Судья Железнодорожного районного суда г.Симферополя
ИВАНОВ И.И.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Конечно, в объеме 1-й контрольной работы трудно полностью осветить
такую глубокую и обширную тему как ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе
приведены.
По ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая
мысль немного опережает украинскую, что дает нашим законодателям
использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после
принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок, обязательно
встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых
государств, учитывая национальные и исторические особенности нашего народа
Украина станет демократическим и правовым государством, которое займет свое
достойное место среди развитых демократических государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Инструкция по делопроизводству в органах Прокуратуры Украины
утвержденная приказом Генерального Прокурора Украины N25 от 22.12,1994 г.
2.Коваль А.П. Культура ділового мовленняя. Видавниче об’єднання “Вища
школа”, К.: 1977.
3. Краткий словарь архивной терминологии. М.: 1968.
4. Югов А. Думы о русском слове. М.,1972, с.54.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Закон Украины от 28 декабря
1960г. Ведомости Верховной Рады Украины. - 1961. - N2. - Ст.15.




Реферат на тему: Основы конституционного строя

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



|Основы конституционного строя |
| |
| |


(тема работы)



ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА



студентки юридического факультета________________________________
Нефедовой Инны Николаевны_____________________________________



Руководитель профессор, доктор юридических наук
Давыдов Геннадий Павлович_______



г. Тамбов
2000
СОДЕРЖАНИЕ
| |стр. |
|I. Введение. | |
|II. Основы конституционного строя. | |
|II.1. Гуманистические основы конституционного строя. | |
|II.2. Основные характеристики Российского государства | |
|II.3. Основы организации государственной власти и местного | |
|самоуправления | |
|II.4. Экономические и политические основы конституционного строя | |
|III. Заключение | |
|IV. Законодательные акты | |
|V. Список литературы | |
I. ВВЕДЕНИЕ
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих
основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную
систему государственной власти.
Одним из важнейших постулатов современной цивилизации гласит:
государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и
содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь
если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может
выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится
на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший
смысл конституционного права.
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу
общественной жизни, они неизбежно приобретает ведущий характер в системе
права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не
обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы
национального права всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни
одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться,
если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах
конституционного законодательства, а тем более противоречить им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой
и политической системы. Властные отношения соприкасаются не только с
индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными
действиями людей через политические партии и общественные объединения
которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной
власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к
развитию конституционного права со стороны самых различных политических
сил, острая борьба мнений вокруг философски-политических основ этой отрасли
права, ее институтом и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в
России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от
тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.
В результате длительного исторического процесса цивилизованное
сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения
ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных органов
народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной
власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов
взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие
многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало,
твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде
стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно
столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе
власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и
многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно
находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет
своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть
народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается
формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть
находится в одних руках и осуществляется диктаторским приемами. Но в
демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая
влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно
характерно для современной России, в которой происходит переход общества от
тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само
объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и
согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и
экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил
поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в
российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической
культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования
общественного мнения.
Конституционное право - юридическая основа демократии. Демократия -
широкое понятие, включающее экономические, социальный и политический
аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во
всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а
упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном
согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее
сохранения.
В демократическом государстве конституционно право создает специальные
гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и
институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой
информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических
целях.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы
общественных отношений:
а) охраны прав и свобод человека (отношение между человеком и
государством):
б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
а) Отношение между человеком и государством регулируется не только
конституционным правом, но и другими отраслями нрава (административным,
трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего
характера, из которых складывается правовой статус человека, его основные
нрава и свободы. В науке широко распространенно понимание права как меры
свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает
этому пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как
естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не
только прав, но и обязанностей человека - по отношению к другим людям и к
государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений,
чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право к тому же не
только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оно
учреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа»
свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей.
В сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.
Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то
время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе
морали и общественной самоорганизации.
Через права свободного человека складывается определенный общественный
порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система,
социальные отношения и т. д.
В вопросе о регулировании конституционным нравом «основ общественного
строя» зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В страны, где
действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на
подобного рода «основы» нет и намека, а потому, вероятно, и в науке,
следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому
поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями
свободы, демократии, справедливости, нрав человека и соответствующим
функциям государства.
Но в странах, где конституции принимались после второй мировой войны и
под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.), в
текстах основных законов появились разделы об «социально-этических
отношениях» т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных
нрав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных
функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, создавать
условия для благосостояния людей и т. д.). Это, следовательно, все та же
сфера взаимоотношений человека и установление пределов обязанностей
государства.
Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом
вопросе занимает как бы промежуточное положение. Из Конституции 1993 г.
изъят (в отличие от предыдущей Конституции) раздел об основах
общественного строя, но в тоже время во многих статьях устанавливаются
экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели:
охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем,
что Конституция создавалась под сильным влиянием идей социального
либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структуры и
содержания Конституции государства исходят определенные указания
экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то
идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять
пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по
отношению к людям.
В нынешней, переходный период гражданское общество в России еще не
утвердилось, и у населения нет навыков свободы, инициативы и
самоорганизации, поэтому по инерции сохраняются большая регулирующая роль
государства в обществе. Но со временем, если реформы будут успешно
продолжать и общество трансформирует в подлинно гражданское, роль
государства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовое
регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место
саморегулированию и инициативе свободных людей.
б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение
органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого
круга (угнетении между ними. Органы государственной власти и управления,
несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять
единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их
интересами, которые содействовали 6111 раскрытию роли государства в
обществе.
Эта системообразующая функция конституционного права требует от него
четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного
самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т.
д.
II. Основы конституционного строя
1. Гуманистические основы конституционного строя.
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности
государства следовать конституционным порядкам - иначе существование
основного закона лишается смысла. Однако в понятии «конституционного строя»
включает нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие
только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и
свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции,
но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем
подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к
факту существования конституции, а становится реальностью только при двух
условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдается права и свободы человека и
гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией,
называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только
юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем
правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль
должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина
или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов
организации государства в его соотношении с личностью и гражданским
обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции
Российской Федерации «Основы конституционного строя». Общество свободных
людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его
обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в
отношении организации и пределов государственной власти.
Значение гл. 1 Конституции исключительно велико. По существу, именно
здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя,
содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального
государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации
государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают
фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последних
главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы
дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).
Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что
никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о
том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящей в главу «Основы конституционного строя»,
прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои,
вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует
общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к
государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие
гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов
обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство
конституционным или нет.
Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1
основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения
иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией.
Согласно ст. 135. основы конституционного строя не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание,
созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в
случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от
общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели:
сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.
Нормы-принципы, включенные в главы «Основы конституционного строя»,
составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре
основные группы:
- гуманистические основы конституционного строя;
- основные характеристики Российского государства;
- экономические и политические основы конституционного строя;
- основы организации государственной власти.
Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы
конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы
дублируются в различных главах Конституции.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран,
признавая важность категории «конституционное государство», обычно не
пользуется термином «основы конституционного строя». Такой специальной
главы нет в конституции США. ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран
встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения»
(Швейцария). «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся
или не содержатся в основном законе специальные главы об основах
конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к
понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах
конституции, в специальных законов или признаются судебной практикой во
всех цивилизованных странах. Конституция Российской Федерации включает
отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью
укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления
свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется
переход от тоталитарного государства к демократическому.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать
такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль
граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы
главные действующие лица, которыми и во имя которых создается
конституционный строй.
Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой
демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в
цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в
ходе революционной борьбу народов против феодального абсолютизма (XVII -
XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную
власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие
суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное
еще XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности
государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения
демократической концепции государства и народовластия. Конституционный
принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от
кого они получили власть, а, следовательно, во имя кого эту власть обязаны
употреблять.
Демократическое правовое государство исключает дискриминацию по
национальному признаку и обеспечивает гражданам всех национальностей право
на реализацию своих национальных культурных интересов. Политические формы
для этого - автономия, федерация и конфедерация. И только безответственные
националисты, и специалисты, в сущности, добивающиеся национальных
привилегий и тем самым отвергающие равенство, могут в наше время выдвигать
требования раскола существующих и создания новых государств на основе
«права наций на самоопределение». Это особенно опасно в такой стране с
этнически смешанным населением, как Россия, национальный сепаратизм здесь
напрямую ведет к межнациональной розни и гражданской войне.
Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия
«двух суверенитетов», в ст. 3 говорится: «Носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и
неделимый субъект - источник права. Любая нация реализует свои национальные
интересы в рамках этого понятия, она, безусловно, полновластна и защищена
от любой формы дискриминации, а тем более угнетения со стороны кого бы то
ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое
государство, суверенитет по смыслу ст.3 Конституции принадлежит не
отдельным частям населения, а российскому народу в целом, а, следовательно,
любые сепаратические решения окажутся в противоречии с Конституцией.
В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ»
фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа
или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет
народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете»
(Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием «суверенитет
народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым
признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо
легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и
гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Верховную власть народа
нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми
- здесь коренится и определенная возможность манипулирования интересами и
волей народа со стороны ложных пророков и потенциальных тиранов. Народ
осознает себя носителем суверенитета только в отдельные периоды
общественного развития - лучше, когда это происходит в конституционно
обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы
возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти,
чреватое кровопролитием и гражданской войной.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, это первоисточник
власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является
подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на
устройство и любые изменения формы государственной власти. В силу
естественного права, заложенного в понятие народного суверенитета, народ
вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения
конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти
ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не
может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или
присвоения властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4
ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму,
установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей
приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти,
основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против
тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия -
составные элементы народного суверенитета.
Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно
представить какую-либо политическую силу, которая бы открыто отрицала его,
тем более это верно для политических движений, основанных на идеях
либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, которые органически слиты
со свободой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с
идеологиями левого и правого радикализма, которые, на словах признают и
возносят народный суверенитет, а на практике стремятся подменить его
вождизмом и однопартийной диктатурой. Следовательно, суверенитет народа
нуждается в защите, и эта защита обеспечивает всем конституционным строем
государства.
Право на сопротивление - это «палка о двух концах», а потому оно
упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в
Основном Законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на
сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие
средства невозможны». Аналогичное право записано в конституционных
документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный
элемент естественного права. И в этом свое качестве, безусловно, должно
рассматриваться как свойство суверенитета российского народа, хотя
Конституция РФ об этом праве не упоминает.
Осуществление власти народа происходит в двух формах: 1)
непосредственно, 2) через органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и
свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах
принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст.
32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2
ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не
раскрываются. Такими формами являются собрания избирателей, собрания
граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции,
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение
(или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения,
согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы
государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами,
возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного
самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации
установлен Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской
Федерации» от К) октября 1995 г. Нынешняя Конституция и Федеральный
конституционный закон не дают оснований предполагать частое использование
референдумов в государственной жизни на федеральном уровне.
Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные
выборы. Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной
власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл
только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам
возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не
фальсифицируются. Периодические выборы - важная основа конституционного
строя и высшей легитимности власти.
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов,
образует избирательное право, являющиеся составной частью (институтом)
конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава
об избирательном нраве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента,
да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен
Федеральным законом (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями,
уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок
выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами
местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами
субъектов РФ.
Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации,
т. е. отстранения от выборов каких-либо граждан или групп, кроме указанных
в конституции. Конституционный уровень в данном случае необходим, поскольку
роль идет об ограничении одного из основных прав граждан. Необходимые
гарантии гражданам представляются Федеральным законом «Об основных
гарантиях избирательных нрав граждан российской Федерации» от 6 декабря
1994 г.
Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы
государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо
или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или
подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать
свою волю в процессе, как формирования этих органов государства, так и их
работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция
устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный
доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными
гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.
Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля над
деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимых судов.
Введение для этого бюрократического «народного контроля» или прямой
выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать
желаемых результатов. Государственный механизм, поэтому должен
предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью -
в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль
над правительством, в президентской и полупрезидентской республиках
контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере
контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет
обеспечивать независимость и правильность работы судов через кассационное и
надзорное обжалование приговоров и решений, а также через ответственность
за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.
Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев,
не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным
аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат входят
армия, правоохранительные органы, специализированные учреждения во многих
областях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть
всенародным, но может и должен быть демократическим, носить гласный
характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности.
Важную роль призваны играть средства массовой информации. Государственный
аппарат должен комплектовать демократическим путем на основе равных
возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демократических принципов
в формировании и деятельности государственного аппарата - важная сторона
народовластия.
Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета
народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления
осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер
и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также
соответствующими полномочиями выборных органов государства.

2. Основные характеристики Российского государства.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные
конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России
устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное,
правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7
характеризует государство также как социальное, а ст. 14- как светское.
Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого
соответствует воле народа, общепризнанных правам и свободам человека и
гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и
легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это
делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и
деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с
понятием конституционного и правового государства.
Государство может соответствовать характеристике демократического
только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции
демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но
при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Такое государство является антиподом тоталитарного государства.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) реальная представительная демократия;
б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
а) Представительная демократия - осуществление народом власти через
выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным
правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные
органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение
чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и
др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы
полномочиями законодательной власти и принятия бюджета Эффективность
деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей,
степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее
важное условие - независимость представительного учреждения в пределах
своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы
представительных учреждений.
В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает
выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным
формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений
субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне
представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое
исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то
же время эта система носит целостный характер, характеризует одно
суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.
б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший
признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь
формально демократических институтов и политическим режимом. Только в
условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается произвол силовых структур
государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не
свободны придать государству подлинно демократический характер, если не
обеспечивает общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой политике
права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать
условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает
его организацию в определенных формах. Правозащитные органы не только
вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом
всегда действуя только законными средствами и на основании закона.
Демократическое государство не может допустить «разрыхления»
государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов,
игнорирования действий органов государственной власти. Это государство
подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе
федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких
равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в
Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации,
в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком
случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы
субъектами международного права.
Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т.
е. такое государство, которое управляется централизованно, а его
территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают
только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже
имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему
устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции
РФ в 1993 г. проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода
тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных
отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на
проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного
устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были.
Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к
подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной
самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие
субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных
отношений на демократической основе.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 равноправных
субъектов, из которых 21 -республики, 1 - автономная область, 10-
автономные округа и 57 - края. области и города (Москва и Санкт Петербург).
При этом края, области и города не являются национальными по названию и
своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру
национальной государственности.
В новых решениях есть значительное позитивное содержание. Во-первых,
Конституция приглушила (или приостановила) развитие деструктивного
национализма в ряде регионов, предоставив правовую основу для
удовлетворения национальных амбиций о

Новинки рефератов ::

Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству (Компьютеры)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Маленькая война большой политики, СССР и США в войне в Корее 1950-1953 гг. (История)


Реферат: Анторопово- одно из старейших сел Назаровского Района Красноярского края (История)


Реферат: Разработка проекта ИВС для управления файловыми ресурсами и ресурсами печати в сетях под управлением Win2000 (Программирование)


Реферат: Профконсультирование школьников (Психология)


Реферат: Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности (Право)


Реферат: Исторический портрет российского предпринимателя Саввы Морозова (Исторические личности)


Реферат: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции (История)


Реферат: Взаємодія гілок державної влади як принцип основ конституційного ладу України (Право)


Реферат: Учет прибылей и убытков (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личные неимущественные права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сон (Биология)


Реферат: Философия Древней Индии и Китая (Философия)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Вещно-правовые способы защиты права собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социальное оббеспечение и работа с трудными детьми (Социология)


Реферат: Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки (Педагогика)


Реферат: Проектирование режущего инструмента (Технология)


Реферат: Выветривание (Геология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист