GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов (Психология)



Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации
Удмуртский Государственный Университет
Факультет романо-германской филологии
Кафедра общей психологии



Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех
школьных возрастных группах



Выполнили студенты гр.423 и 424
Бюркланд Ярослав
Безносов Владимир

Проверил:
Кагиров Артур Юрьевич



Ижевск 1999



Введение.
Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых
особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для
этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого
класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было
предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе
убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).
Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые
не могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных
признаков мы считаем нужным причислить следующие:
- Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,
предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных
классов не отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие
от учащихся третьего класса, время для анкетирования которых было
выбрано более удачно.
- Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы
не имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные
группы могут представлять объективный срез данной социальной группы.

Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были
выдвинуты следующие гипотезы:
- Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по сравнению с более
старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на мнение о
себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для
них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться
на мнение своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь
о своих психологических качествах собственное мнение.

- Неразграничение психологических и непсихологических качеств будет
более свойственно третьему классу, чем остальным двум.

- Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -
ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах
неразграничение психологических и непсихологических качеств не
должно присутствовать.

С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению –
увеличиваться.


Младший школьный возраст.
Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение
оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с
окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно
относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться,
окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно
выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник
получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также
и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со
стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет
поощрение, награда.
Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте
является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает
его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной
деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед
окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в
ребенке волевые качества.
Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что
сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,
представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего
школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся
найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей.
Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и
воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие
школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в
хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в
первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.
В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений
ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется
его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности
младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что,
чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом
смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть
спокойной(ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны
девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем
мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не
проявлять определенные эмоции(«не плачь, ты же мальчик!» и т.д.)
В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,
которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом
отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще
всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У
младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется
даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх
поднимает школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных
глазах.
В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение
мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.
определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие
из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым,
боязнь быт осмеянным и т.п.
Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть
толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в
данный период развития происходит особенно интенсивное формирование
моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной
стороны его личности.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется
определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса
практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью
усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.
Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив,
выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и
деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса,
школы, как необходимое условие его бытия. Для учащихся третьего класса
характерны были ответы вроде: хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не
хочу быть злым и т.п.
В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и
новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы
выполнять обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и
домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и
отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть
ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку
принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно
поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить
свои умственные процессы этой цели.
В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать
учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует
большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня
была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника
имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие
психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок
иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,
что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать
двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает
ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.
Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов
о том, что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о
типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и
женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее
важных качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой
принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения,
связанные с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя
соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и
какой должна быть девочка.


Подростковый возраст.
Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его
самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением
чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру
и себе.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между
им и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не
считать его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права.
Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми,
но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть
огромное желание в признании его среди взрослых.
В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей
индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых
появляется недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое
положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом
равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка
завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно
переживает если он находит себя хуже других.
В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот
девочкам нужно спокойствие и скромность.
Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки
лень и раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте
происходит половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И
в данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной
раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается
«меланхолией» или агрессивным поведением.
В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить
скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.
Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.
Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство
индивидуальности».
Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу
«настоящего мужчины», а девочки «настоящей женщины».



Ранняя юность.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала
полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной
периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст
(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным
звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания
в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и
внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью
положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга
лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе
взятое резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность
в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится
выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных
критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства
собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном
варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.
Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите
рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные
сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные
качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с
тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются
собственные теории философии, счастья, любви... Последняя – особенно у
девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше
думают о будущем.
Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную
ценность ( в ответах проскальзывает неразделение психологических и
непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного
возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них
соответствующие чувства и ожидания.
Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со
стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:
энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).
Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.
Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и
высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых
объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску
универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на
тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства
общества.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих
способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к
индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие
ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам
артистизм. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей
уникальности, что также проявляется в ответах. Развитие временных
представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением
жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается
застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем.
Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек
более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в
ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем
у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью.
Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных
представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более
«материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество,
выносливость, силу. И по результатам теста, юноши хотят убрать:
нерешительность, застенчивость, скромность.
В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие
цели в своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта
юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также
задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем
желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть.
Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и
человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я,
одиночества, непонимания.
Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник
более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие.
Юность – завершающий этап первичной социализации.



Заключение.
В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом,
подтвердились частично.
На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и
результатам исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не
один раз, результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность.
Кроме того, второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался
и авторитет учителя.
Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические
качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов
такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество
исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с
индивидуальными особенностями, а не с возрастными.
Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что
связано с возрастными особенностями данной группы школьников.
В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как
традиционных теорий, на которых построена работа, так и соответствия
устоявшимся представлениям исследованных групп школьников.



Список использованной литературы.

Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва,
1984.
Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -
Москва, 1973.
Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.
Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.




Реферат на тему: Изучение готовности к риску

Московский Гуманитарно-Экономический Институт
Калужский Филиал



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
“УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ”
на тему:

«ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ»



Составил студент
гр. МЗПС-02 факультета
менеджмента и психологии
Захаров Д.


Приняла:
Харламова С. В.



2003
Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ. 3

Теоретическая часть
Глава I. РИСК И ЕГО ВИДЫ. 5
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ. 10
Практическая часть
Глава III. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ. 12
3.1. Тест «Готовность к риску» (тест Шуберта).
12
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию
неудач (тест Элерса). 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 19
ПРИЛОЖЕНИЯ. 20
Введение.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из
специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого
общества. Риск - это историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную
человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск
исторически связан со всем ходом общественного развития.
Развитие общества согласно культурно-исторической периодизации,
разработанной Л. Морганом и Ф. Энгельсом. Прошло три эпохи: дикость,
варварство, цивилизация, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех
ступеней: низшая, средняя, высшая.
Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с
появлением у человека чувства страха перед смертью.
По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и
риск становится экономической категорией.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
может произойти или не произойти. В случае совершения такого события
возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб,
убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Мы привыкли сталкиваться с риском в жизни ежедневно. И мы его не
замечаем, так как автоматически, на уровне подсознания оцениваем его
целесообразность. Иногда нет никакой возможности его избежать, но мы
прекрасно знаем, как их минимизировать, хоть и никогда не пользовались
такими терминами, решая, например, где и как переходить дорогу – всегда
есть риск, но достаточно знать несложные правила и вот вы уже не обращаете
внимания на такую мелочь, как переход дороги.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с
множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых
людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения
намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-
денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому
с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются
различные теории риска.
Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого
хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежная
характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто не
делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность». Тем не
менее, их следует разграничивать. В действительности первое характеризует
такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и
может быть оценено количественно, а второе — когда вероятность наступления
таких событий оценить заранее невозможно.
Риском можно управлять, то есть использовать различные меры,
позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового
события и принимать меры к снижению степени риска.


Теоретическая часть

Глава I
Риск и его виды.

Эффективность организации управления риском во многом определяется
классификацией риска.
Под классификацией риска следует понимать распределение риска на
конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных
целей.
Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить
место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для
эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском.
Каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.
Квалификационная система рисков включает группу, категории, виды,
подвиды и разновидности риск (рис. 1).
В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно
поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или
нулевого результата. К этим рискам относятся следующие риски: природно-
естественные, экологические, политические, транспортные и часть
коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как
положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся
финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.
В зависимости от основной причины возникновения рисков (базисный или
природный риск) они делятся на следующие категории: природно-естественные
риски, экологические, политические, транспортные, коммерческие риски.
К природно-естественным рискам относятся риски, связанные с
проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар,
эпидемия и т.п.
Экологические риски - это риски, связанные с загрязнением окружающей
среды.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и
деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении
условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не
зависящим от хозяйствующего субъекта. К политическим рискам относятся:
невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных
действий; введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный
срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств; неблагоприятное
изменение налогового законодательства; запрет или ограничение конверсии
национальной валюты в валюту платежа.
В этом случае обязательство перед экспортерами может быть выполнено в
национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов
транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и
т.д.
Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе
финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность
результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку
коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые,
финансовые.
Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь
имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности,
перенапряжения технической и технологической систем и т.п.
Производственные риски - риски, связанные с убытком от остановки
производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего с
гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье,
транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство
новой техники и технологии.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по
причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки
товара, не поставки товара и т.п.
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (то
есть денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски,
связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с
вложением капитала (инвестиционные риски). К рискам, связанным с
покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:
инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.
Инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен. Дефляция -
это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно
в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск
того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с
точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В
таких условиях предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск -
это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен,
ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с
изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при
проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при
реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их
качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск
упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного)
финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления
какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование,
инвестирование и т.п.).
Риск снижение доходности может возникнуть в результате уменьшения
размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и
кредитам. Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного
портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов.
Термин "портфельный" происходит от итальянского "portfolio", означает
совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора. Риск снижения
доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные
риски.
К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками,
кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми
компаниями в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по
привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К
процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести
инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на
рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рост рыночной
ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно
облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться
также массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие
фиксированные проценты и по условиям выпуска, досрочно принимаемых обратно
эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в
среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при
текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным
уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет
повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на
указанных выше условиях. Процентный риск несет эмитент, выпускающий в
обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным
процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с
фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с
рынка под более низкий процент.
Риск банкротства представляет собой опасность в результате
неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем
собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя
обязательствам.

Наглядно классификацию рисков можно представить в схеме
(см. приложение №1).
Глава II
Управление риском

Процесс минимизации потерь, который может понести физическое или
юридическое лицо из-за неконтролируемых событий называется управлением
риском. Те сферы риска, в которых существует потенциальная вероятность
понести убытки, называются зонами возможных потерь. Они делятся на четыре
категории:
1) потеря собственности (из-за уничтожения или хищения как вещественных,
так и невещественных активов);
2) потеря дохода (из-за уменьшения поступлений или увеличения расходов
вследствие несчастного случая);
3) юридическая ответственность перед другими лицами включая служащих какой-
либо компании;
4) потеря ведущих работников компании (из-за несчастных случаев или
смерти).
Одно событие может повлечь за собой несколько видов потерь. Программа
управления риском призвана обеспечить максимальную защиту от риска при
минимальных издержках. Она включает в себя:
1) оценку риска;
2) выбор таких мер управления риском, которые сочетали бы страхование и
методы предотвращения убытков;
3) претворение этих мер в жизнь и контроль их выполнения.

Совокупность методов борьбы с различного рода рисками принято
подразделять на три группы: превентивные, репрессивные и компенсационные.
Под превентивными методами понимается проведение мероприятий,
направленных на предупреждение непредвиденных разрушительных событий с
целью снижения вероятности и величины ущерба (например, противопожарные
мероприятия, предупреждение инфекционных заболеваний и т.д.). Превентивные
мероприятия основываются на контроле над риском как методе минимизации
убытков.
В процессе контроля над риском используются следующие приемы:
1.Уклонение от риска - осуществление попытки полностью устранить
возможность данного вида убытков. За редким исключением, уклонение от риска
чрезвычайно затруднено.
2.Предотвращение убытков - можно попытаться уменьшить (но не полностью)
конкретные убытки.
3.Минимизация потерь - за счет соблюдения всех правил, которые установлены
законодательно правительством. Так можно избежать каких-либо штрафных
санкций в случае какого-то инцидента.
4.Передача контроля за риском - способ избежания риска за счет передачи
другому лицу или группе лиц: а)реальной собственности или деятельности;
б)ответственности за риск.
Репрессивные методы управления риском, в основном, направлены на
подавление уже происходящего стихийного бедствия (например, борьба с
пожаром, наводнением) или какими-либо другими ущербами.
Поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его,
общество заинтересовано, прежде всего, в предупредительной деятельности.
Практическая часть

Глава III
Изучение готовности к риску


3.1. Тест «Готовность к риску» (тест Шуберта).


Данный тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск
понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход, или как
возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас
спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий
балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, уверенное «ДА»;
1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»;
0 баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее;
-1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»
-2 балла - уверенное «НЕТ».

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать
необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и
длительной экспедиции?
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным,
что он сможет Вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении,
что это безопасно?
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до
Москвы?
15. Могли бы Вы совершить авто турне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый,
который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом,
пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со
скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в
лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могла бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными
глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо
платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный
провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять
вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билет, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до
Хабаровска?

Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего
значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Результат теста

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;
от -10 до +10 баллов: средние значения;
свыше +20 баллов: склонны к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к
избежанию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо
пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования на основе данного теста дают следующие результаты:
o с возрастом готовность к риску падает;
o у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у
неопытных;
o у женщин готовность к риску реализуется при более определенных
условиях, чем у мужчин;
o у военных командиров и руководителей предприятий готовность к
риску выше, чем у студентов;
o с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего
конфликта растет готовность к риску;
o в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем
при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
3.2. Методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (тест
Элерса)

|Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В |
|каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас |
|характеризует, и пометьте его. |
|1 |
|2 |
|3 |
| |
|1. Смелый |
|бдительный |
|предприимчивый |
| |
|2. Кроткий |
|робкий |
|упрямый |
| |
|3. Осторожный |
|решительный |
|пессимистичный |
| |
|4. Непостоянный |
|бесцеремонный |
|внимательный |
| |
|5. Неумный |
|трусливый |
|не думающий |
| |
|6. Ловкий |
|бойкий |
|предусмотрительный |
| |
|7. Хладнокровный |
|колеблющийся |
|удалой |
| |
|8. Стремительный |
|легкомысленный |
|боязливый |
| |
|9. Не задумывающийся |
|жеманный |
|непредусмотрительный |
| |
|10. Оптимистичный |
|добросовестный |
|чуткий |
| |
|11. Меланхоличный |
|сомневающийся |
|неустойчивый |
| |
|12. Трусливый |
|небрежный |
|взволнованный |
| |
|13. Опрометчивый |
|тихий |
|боязливый |
| |
|14. Внимательный |
|неблагоразумный |
|смелый |
| |
|15. Рассудительный |
|быстрый |
|мужественный |
| |
|16. Предприимчивый |
|осторожный |
|предусмотрительный |
| |
|17. Взволнованный |
|рассеянный |
|робкий |
| |
|18. Малодушный |
|неосторожный |
|бесцеремонный |
| |
|19. Пугливый |
|нерешительный |
|нервный |
| |
|20. Исполнительный |
|преданный |
|авантюрный |
| |
|21.Предусмотрительный |
|бойкий |
|отчаянный |
| |
|22. Укрощенный |
|безразличный |
|небрежный |
| |
|23. Осторожный |
|беззаботный |
|терпеливый |
| |
|24. Разумный |
|заботливый |
|храбрый |
| |
|25. Предвидящий |
|неустрашимый |
|добросовестный |
| |
|26. Поспешный |
|пугливый |
|беззаботный |
| |
|27. Рассеянный |
|опрометчивый |
|пессимистичный |
| |
|28. Осмотрительный |
|рассудительный |
|предприимчивый |
| |
|29. Тихий |
|неорганизованный |
|боязливый |
| |
|30. Оптимистичный |
|бдительный |
|беззаботный |
| |


Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе
(первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты
– номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что
слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце –
“бдительный”). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2;
11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1;
19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2;
27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избежанию неудач,
защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов:
средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач,
защите.
Анализ результата
Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность
к риску”.
Исследования Д. Мак-Клемавда на основе данного теста показали, что
люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями,
чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую
мотивацию на успех.
Исследования также показали, что люди, которые боятся неудач (высокий
уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск,
где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает,
что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
• степени предполагаемого риска;
• преобладающей мотивации;
• опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое -
когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда
рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного
результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на
защиту, т. е. мотивацию к избежанию неудач.
Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод: риском можно управлять, то есть
использовать различные меры, позволяющие в определенной степени
прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению
степени риска, минимизации потерь, связанных с ним.
В условиях хозяйствования ущерб от рисков любого характера так или
иначе влияет на социально-экономический потенциал страны. В связи с этим
«набор» рисков учитывается различными субъектами в своей жизнедеятельности.
Особенно важен процесс определения и минимизации риска в управленческой
деятельности, которая является основой для достижения качественных
сдвигов, в частности в экономике России.
Библиографический список

1. И. Т. Балабанов «Риск-менеджмент». М., 1996
2. Котлер Ф. «Основы маркетинга»
3. Мескон М.Х., Альберт М. «Основы менеджмента».
4. Глущенко В.В. «Управление рисками» 1999 г.
5. Грабовый С. «Риски в современном бизнесе». - ЮНИТИ, 1995.
6. Демин В.Ф., Шевелев Я.В. «Развитие основ анализа риска и управления
безопасностью». М., 1989.
Приложения
Приложение №1.

Схема «Виды рисков»



МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Студент_____________________________________________________________
Факультет___________________________________Курс_____Группа________
Тема курсовой работы:________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата представления работы “____” _____________2003г.
Кто зарегистрировал__________________________________________________
Руководитель-консультант_____________________________________________

ОТЗЫВ
Полнота изложения материала, аргументированность, самостоятельность_____
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________
Соблюдение правил оформления________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________
Дополнительные вопросы и рекомендации по письменной работе____________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________
Решение о допуске к защите____________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________

Подпись преподавателя_______________
Дата проверки___________________________
-----------------------
[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Революция 1917 года в Москве (Москвоведение)


Реферат: Художественная культура Древнего Египта (Искусство и культура)


Реферат: Археология. Железо (История)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Профилактика употребления наркотических и психотропных веществ (Социология)


Реферат: Неофашистские организации мира (Политология)


Реферат: Обучение менеджеров (Педагогика)


Реферат: Архитектура современных суперЭВМ (Программирование)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Ботаника)


Реферат: Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов (Педагогика)


Реферат: Power Point 2000 (Программирование)


Реферат: Вопросы и ответы по политологии (Политология)


Реферат: Структура и функции семьи (Социология)


Реферат: Влияние социального окружения на духовное развитие (Психология)


Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)


Реферат: Суицид, как социально-философская проблема (Философия)


Реферат: Учет основных средств организации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Расщелины неба (Педагогика)


Реферат: Древняя Русь (История)


Реферат: Совершенствование организации производственного маркетинга (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист