GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)



Исторический анализ систем в свете четырех основных концепций.

План :
Концепция системного метода.
Концепция самоорганизации систем.
Концепция неопределенности. Симметрия- асимметрия.
Концепция ноосферности Вернадского.

1. Исторический анализ искусственной системы (Заколка для волос).
-2
1. Исторический анализ социального понятия (Дружба). -12
1. Исторический анализ объекта связанного с
профессиональной деятельностью (Колония). -14
1. Вопросы преподавателю.



Заколка для волос.
Концепция системного метода. Максимально свернутая система!!!

[pic]
Аспект организации



Система.
| |Корпус |Фиксатор|Крепление |Пласт. с |Гиб. Мех. Пласт.|
| | | | |яч. | |
|Корпус | |( |( | |( |
|Фиксатор |( | | |( |( |
|Крепление |( | | |( |( |
|Пласт. с яч. | |( |( | |( |
|Гиб. мех. Пласт.|( |( |( |( | |



Надсисиема
| |Руки |Волосы |Губы |
|Корпус |( |( | |
|Фиксатор |( | | |
|Крепление |( | | |
|Пласт. с яч. |( |( |( |
|Гиб. мех. Пласт.| |( | |

Аспект функционирования



+ -

При условии возникновения помех созданных волосами:
длинна.
своеобразие прически.
природные условия (ветер, вода и т.д.).
структура волос & воздействие упругого железного механизма.

Аспект связи



1- человек

2- вода
3- кислород и прочие элементы входящие в состав воздушной массы,
употребляемой человеком
4- различные частицы окружающей среды, приводящие к загрязнению
механизма, функционирующего в объекте
5- ветер


ПОТОКИ:
- вещественные
- энергетические ( необходимы для
рационального выполнения Г.Ф.
- информационные

Аспект координации

На основании существующих данных (рис.1), можно говорить о том, что
главная функция системы базируется на таком принципе как
“упругость”. Вообще, “упругость” - своеобразная деформация,
связанная с дополнительным свойством, таким как принимать
первоначальную форму после прекращения действия внешних сил.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что основной элемент
системы, не что иное как твердый материал, но податливый на сжатие.
Помимо главной функции, существуют еще несколько придаточных.
Для каждой из них приводится в соответствие тот или иной принцип.


Например:
для функции “ломать” существует принцип “ твердость”.
для функции “ открывать” - “ жёсткость”.
для функции “ привлекать” - “изящность”.
Но, с действием этих принципов, система ограничивает себя в
различных качествах:
агрегатное состояние
внешний вид
и ещё во множестве различных качеств, которые может отражать
предмет.



АК-АО
Ограничение системой принципа “упругость” происходит путём
фиксации прижимного устройства (гибкая мех. пластина + пластина с
ячейкой (рис.1)и (рис4)).



Противоречие же состоит в том, что:
- с одной стороны - механизм заколки является упругим, а с другой -
жестким (рис.1) ( появляются такие системы как:
различные “резиночки”
фиксирующие лаки и т.п.

АК-АФ

Согласование функциональности с потенциальными возможностями
принципа действия можно показать графически:
100%



Но в свою очередь функциональность ограничена:
неравномерным распределением “упругости” по поверхности рабочей
плоскости
размером системы
качеством материалов

В то же время, функциональность ограничивает принцип действия:
постоянное напряжение на рабочую область, приводит её к снижению
уровня давления, создаваемого “ упругостью”. ( получается цепь :
упругий- удерживает--- не упругий- удерживает
и
упругий- не удерживает--- не упругий- не удерживает


АК-АС



Ограничение реализации требований по потокам:
кол-во

Принцип
действия



Ограничение

Потоки

t


АС-АО



[pic]
[pic]

[pic]



Потоки ограничивают структуру, структура ограничивает потоки,
следовательно, необходимо найти новые, улучшенные потоки, либо,
развить систему с применением новых технологий.
АС-АФ
Ограничение функц-ти объекта видно уже из того, что надсистема
проявляет свои св-ва во всех параметрах системы, но на конкретном
примере ограничить ф-ть надсистемой можно путем длинны волос.
Поэтому надсистемой предъявляются требования, а именно:
недостаточная величина
слабая сила упругости
величина вредной ф-ции
АО-АФ
Необходимо сказать, что функциональность объекта четко ограничена
структурными параметрами самой системы.



Законы
Закон полноты частей системы

источник энергии рабочий орган
Преобр. надсист.



трансмиссия

система управления



ИЭ ТР Р С инф. система



Закон S - образного развития системы

ГПФ
( (
( - Китай (XII в. н. э. )
( - настоящий момент
времени



(



Концепция самоорганизации объекта
Как и все остальные системы, заколка имеет свойство получать и
выбрасывать потоки. Такое положение именуется как открытость систем.
На примере можно показать, что ряд потоков входящих в систему, при
дальнейшем синтезировании, выбрасываются из неё, воздействуя на
другие типы систем.
Подобное явление имеет ряд положительных и отрицательных качеств.
По моему мнению, те потоки, которые выходят из системы с ( - знаком
имеют место в разряде отрицательных показателей. Объяснение этому
служит то положение, что если система воздействует положительно на
др.
типы систем в надсистеме, то по всей вероятности, в них исключено
существование всякого рода проблем и задач, с помощью решения
которых , система имеет свойство развиваться и повышать свою
идеальность.
Относительно моей системы, наиболее существенно влияют
энергетические потоки . Система, получая импульс от надсистемы (рук)
приводится в действие и выбрасывая потоки, но уже синтезированные,
воздействует на надсистему (волосы).

На основании того, что заколка сочетает в себе свойство (удерживать)
и антисвойство (распускать волосы) в симметричном равновесии, можно
говорить о том, что главное свойство системы находится на уровне -

сбалансированных противоположностей.
Но не исключается возможность появления флуктуаций. Например, если
учитывать то, что объём закрепляемых волос четко ограничен(АО),
существует возможность появления такой флуктуации как излишний объем
или иными словами изменение параметров надсистемы. В этой связи, всё
ярче проявляется такой принцип как усиление структурированности. А
именно, Если система дала сбой при появлении флуктуации, то
необходимо её изменить , а следовательно изменить саму структуру, в
направлении к повышению идеальности.



Концепция неопределенности.

Как уже упоминалось в АК - основной принцип действия системы это
«упругость», но интересно проследить, как же изменится система и
какова станет её главная функция, если изменить принцип действия.
Попробуем подключить к решению линейную систему координат.



Концепция ноосферности

Я не берусь утверждать , что существование такой системы как заколка
для волос в сфере трудов и мысли человечества абсолютно четко
подпадает под понятие ноосферности. За исключением лишь той стороны,
которая отвечает за производство веществ , входящих в структуру
системы. Если посмотреть на вещи реально, то можно увидеть, чем
жертвует человечество ради существования вблизи себя такой нужной
системы как заколка. Ведь только у нас в городе Челябинске на завод
«ОРГСТЕКЛО» приходится 25% отходов, вредных для всего живого.
Рядом с ним деревья не растут !!!



Социальное понятие дружба.
Основываясь на том, что слово дружба - выступает для анализа как
понятие (термин), то основным методом разбора и классификации его
послужит « Метод кругов Эйлера».
Сущность этого метода заключается в том, что на основании
существующих данных, предвидится возможность найти оптимальное
решение поставленной проблемы, а именно:
- исключить наличие второстепенных факторов (излишней информации),
тем самым обеспечить максимально полное и краткое толкование путём
совмещения понятий, данных в различных источниках.

Источники:
1) И.С. Кон « Словарь по Этике »
2) В. Даль « Толковый словарь »
3) С.И. Ожегов « Словарь русского языка »
4) А.П. Евгеньева «Словарь русского языка »

В процессе изучения термина, мной была обнаружена проблема, которая
заключалась в том, что ряд авторов высказывают обсолютно схожие
толкования по поводу разъяснения смысла данного слова. В результате
этого, мне удалось выявить лишь некоторые точки зрения, отличающиеся
хоть чем то.
1) И.С. Кон говорит о том, что:
дружба - есть ни что иное как « форма межличностных отношений,
основанных на общности интересов и взаимной привязанности.»
2) В. Даль дал иное определение. Он говорил о том, что:
дружба - это « взаимная привязанность двух или более людей,
тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви
и уважении, либо на взаимных выгодах ».
3) С.И. Ожегов:
дружба - « близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов ».
4) А.П. Евгеньева:
дружба - « отношения между кем - либо, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п. ».

Применим к этим определениям «Метод кругов Эйлера».



дружба - взаимоотношения,
основанные на
привязанности, общности
интересов.



Но на мой взгляд, этим нельзя ограничиться. Попробуем «влезть» в
сущность слов получившегося определения.
Взаимоотношение
Взаимный - общий для обеих сторон, обоюдный.
Отношение - связь между кем -н., возникающая при общении,
контактах.
Привязанность- чувство близости, основанное на преданности.
Общность - совокупность, единство, целостность.
Интерес - Нужды, потребности.

Таким образом получаем следующее:
« Обоюдный контакт, основанный на преданности, с целью
удовлетворения потребностей ».
Из этого следует, что дружба - есть ни что иное как потребность
человека. Потребность в общении, помощи, внимании.
Хотелось бы также отметить некую схожесть предыдущей системы
(заколка) и словом дружба. По моему мнению, эти системы сливаются
функциями, но если для ЗАКОЛКИ функция (удерживать) - главная, то
для ДРУЖБЫ - второстепенная. Однако, дружба способна удерживать
человека только тогда, когда достигается уровень полного
совершенства.



Профессиональная система Колония.
Концепция системного метода. (ВТК)
Аспект организации

Система.
| |Sb(1|Sb(2|Sb(n+1|Руковод. |Террито|Цел|
| |) |) |) |Орг. |рия |ь |
|Sb(1) | |( |( |( |( |( |
|Sb(2) |( | |( |( |( |( |
|Sb(n+1) |( |( | |( |( |( |
|Руковод.|( |( |( | |( |( |
|Орг. | | | | | | |
|Территор|( |( |( |( | |( |
|ия | | | | | | |
|Цель |( |( |( |( |( | |


Надсисиема
| |Общество |
|Sb(1) |( |
|Sb(2) |( |
|Sb(n+1) |( |
|Руковод. Орг. |( |
|Территория |( |
|Цель |( |

источник энергии рабочий орган
Преобр. надсист.



трансмиссия

система управления



инф. система


ИЭ ТР Р С



Аспект функционирования



Труд, основанный на принуждении, приводит к неадекватному отношению
колонистов к труду вообще, и к обществу в целом.



Аспект связи



ПОТОКИ:
- вещественные
- энергетические ( необходимы для
рационального выполнения Г.Ф.
- информационные



Аспект координации
Главная функция системы базируется на таком принципе как
“изоляция”(полная).
Изоляция - предполагает отсутствие прямых связей. Отграничение от
непосредственного действия.
Как уже отмечалось ранее (АФ), «перевоспитание» путём изоляции
сводится к обострению восприятия мира человеком. В результате такого
принципа ГФ в корне меняет свою направленность в отрицательную
сторону. Теперь можно сказать, что существование подобного института
опасно для надсистемы в целом.
Так как у системы «колония» существует ещё ряд функций, то
соответственно существует и ряд принципов, а именно:
приносить пользу обществу - «принуждение»
разрушение стереотипов у личности - «пере убеждение»
Все эти принципы обеспечивают системе полный контроль за её
деятельностью и абсолютное отсутствие альтернативы.
Нужно ещё сказать о том, что предел для принципа действия
чётко ограничен, т.е. изоляция не должна полностью исключать
присутствие связей, иначе система будет подвергнута разрушению, но и
не должна допускать 100% их наличия.
АК-АО
Ограничение структуры системы принципом действия происходит путём
создания некого «материка», ограниченного общим доступом. Личности.,
находящиеся в системе представляют собой некий «интерес», как для
граждан, так и для государства в целом. Принцип действия исключает
возможность вносить корректировки в структуру, тем самым
обеспечивает её постоянность. Структура же базируется на четкой
замкнутости всех объектов системы, тем самым оберегает от прямого
влияния общества на систему и системы на общество. Это достигается
путем жесткого контроля за организацией объекта.
Таким образом, основным противоречием является « изолирует - не
изолирует»



АК-АФ

Согласование функциональности с потенциальными возможностями
принципа действия можно показать графически:
100%



функциональность ограничивает принцип действия:
-Освобождение
принцип действия ограничивает функциональность:
(см. АК)

АК-АС



Ограничение реализации требований по потокам:
кол-во

Принцип
действия (изоляция)



Ограничение

Потоки

t
АС-АО
(см. АК)
+ Каждодневно изменяются типы и порядок взаимоотношений в обществе,
следовательно, изменяется и воздействие общества на более мелкие
социальные системы. Которые в своё время тоже имеют тенденцию
меняться и уже согласно этим изменениям фильтруют потоки, проходящие
через них.
АС-АФ
Ограничение функц-ти объекта видно уже из того, что надсистема
проявляет свои св-ва во всех параметрах системы, но на конкретном
примере ограничить ф-ть надсистемой можно путем усиления физ.
нагрузки.
Поэтому надсистемой предъявляются требования, а именно:
недостаточные результаты
слабая раб. сила
величина вредной ф-ции
АО-АФ
Необходимо сказать, что функциональность объекта четко ограничена
структурными параметрами самой системы.



Концепция самоорганизации объекта.
Так же как и моя любимая «заколка», «колония» имеет свойство
получать и выбрасывать потоки. Такое положение именуется как
открытость систем. Наиболее существенно влияют информационные
потоки. Система, получая данные (информационные )от надсистемы
(Общества) , преобразует их в действие и выбрасывая потоки, но уже
синтезированные, (вещественные)воздействует на надсистему
(общество).
Колония сочетает в себе свойство(перевоспитать() и антисвойство
(перевоспитать() далеко не в симметричном равновесии можно говорить
о том, что главное свойство системы находится на уровне -
противоречия. Что касается флуктуаций, то они имеют место быть в
структуре. Это, например, побег из ВТК, который усиливает принцип
действия, повышая внимание и осмотрительность(усиление
структурированности).
Концепция неопределенности.
Как уже упоминалось в АК - основной принцип действия системы это
«изолированность», но интересно проследить, как же изменится система
и какова станет её главная функция, если изменить принцип действия.
Попробуем подключить к решению линейную систему координат:



Концепция ноосферности.
Я думаю, Вы со мной согласитесь, что колония - есть маленькое
общество с правами и обязанностями, с промышленностью и торговлей, и
ещё со множеством институтов, присущих настоящему обществу. Здесь
речь идет о том, что ВТК - есть составная часть общества, его
песчинка. Как всё общество в целом, колония - также выпускает
разного рода продукцию, также затрачивая определённое количество
ресурсов на её изготовление. Так и ВТК, подобно обществу немыслима в
ноосферности, т.к. СУ- БТМ - ВИ , к сожалению, для нашего,
существующего общества не применим.


Вопросы:
- Почему очаги максимальных значений общего содеpжания озона
локализованы в Севеpном полушаpии в pайоне магнитного полюса в
Канадском сектоpе и в pайоне миpовой Восточно-Сибиpской магнитной
аномалии?



-----------------------
Рис.1

Негативное воздействие


Позитивное воздействие

Открывашка для бутылок с железной крышкой.

Фиксировать, удерживать, группировать волосы.

Привлекать внимание

1

Ломать волосы

4

2

3

Функций множество, все не перечислить

Окружающая среда.

5

4

3

2

1

Т.е. воздействуют
дополняя, заменяя

Рис.2


ОБЪЕКТ

Преобразуют другие системы

КАК СРЕДСТВО


Прямая, фиксирующая переход в-ва .

Аморфное состояние

x-состояние в-ва
y-время

x

Различные принципы действия


Заколки, резиночки

Китайские палочки

Булавочки

Шпильки

Кривая допустимых возможностей

y

Рис.3

Процесс приведения системы в непосредственное действие.

Введение объекта в систему

Открытое состояние

Фиксация

Время

Рис.4

Функциональность

Лак Д волос

Палочка

Резиночка

Заколка

Возможности принципа

Рис.5

Аспект связи

Упругость - усиливает

Аспект координации

СИСТЕМА

Упругость - ослабляет

Момент соприкосновения потоков. Появляется возможность изменить систему или
придать ей дополнительные функции, либо создать другую.



Рис.6

Рис.7

Реальное взаимодействие системы

Не реальное взаимодействие системы

Рис.8

-

+

НО!!! Не исключен и такой вариант, что при минимальных требованиях
надсистемы, - Функциональность имеет показатель (


Чем больше требования надсистемы, тем меньше Функциональность. И наоборот.


Функциональность

Количество волос

Рис.9

Согласование

Другие типы систем.

В свою очередь ограничивают развитие взаимосвязи АО с АФ

Это объясняется тем, что система имеет максимально сжатую структуру и в
зависимости только от размеров, ф-ть может повышаться.

Главная функция

Рис.10


Реализация гл. Ф-ции


Пластина с ячейкой



Мех. Пластина (рис1)


крепления


Корпус


фиксатор

Рис.11

Появление других систем
(рис.3)

Рис.12

ФЛУКТУАЦИЯ

Рис.13

Принцип действия

Рис.14

Функция

Упругость

Удерживать

заколка

Смачивание, затвердевание ( склеивание)

Фиксировать

Лак д волос

Др.

2

Оптимальное решение.

3

1

4

Рис.15

Рис.1


Реализация гл. Ф-ции


Колонисты


Цель



Надзиратели

Органы контроля.



С.М.И. Колонисты

Рис.2

ГФ

Sb(1)

Sb(2)

Sb(3)

Рис.3

Перевоспитание

Труд

Изолирование от общества

Помощь обществу

Ломка личности

1

3

2

3

4

3

Рис.4


Перевоспитание
(

Изоляция


Перевоспитание
(



Окружающая среда.

ОБЩЕСТВО И СОЦ. ИНСТИТУТЫ

Т.е. воздействуют
дополняя, заменяя

КОЛОНИЯ

Преобразуют другие системы

Рис.5


Общество

Изоляция

Рис.6

Функциональность

Колония

Школа

Интернат

Тюрьма

Возможности принципа

Рис.7

Аспект связи

Изоляция способствует

Аспект координации

СИСТЕМА

Изоляция препятствует

Момент соприкосновения потоков. Появляется возможность изменить систему или
придать ей дополнительные функции, либо создать другую.

Рис.8



Рис.9

Величина результатов

Функциональность

Чем больше требования надсистемы, тем меньше Функциональность. И наоборот.


НО!!! Не исключен и такой вариант, что при минимальных требованиях
надсистемы, - Функциональность имеет показатель (


+

-

Рис.10

Согласование

Другие типы систем.

В свою очередь ограничивают развитие взаимосвязи АО с АФ

Это объясняется тем, что система имеет максимально изолированную структуру.

Главная функция

Рис.11

Функция

изолированность

Перевоспитывать

колония

Открытость

Обучение, воспитание


Школа

Др.






Реферат на тему: Концепции современного естествознания

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Концепции современного естествознания»
Авторизованный реферат по курсу
«Естествознание»



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель) проф. Борисова О.А.
Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2001 год

Содержание


Содержание 2


Естествознание 3

Естественно - научная и гуманитарная культуры
3
Научный метод познания. Опыт, гипотеза, закон, теория
5
Разделы естествознания 7

Квантовая физика как новый этап познания природы 10

Возникновение квантовой теории 10
Световые кванты 11
Атомная физика 14
Квантовые постулаты Бора 15
Квантовая механика 17
Лазеры 17
Элементарные частицы 19
Заключение 22

Происхождение жизни на Земле 23

Введение 23
Условия появление жизни 23
Появление живых существ 24
Первые живые организмы 25
Заключение 27

Наша ближайшая звезда - Солнце 29

Общие сведения о Солнце 29
Строение Солнца 32
Солнечный цикл 44
Солнце – источник энергии 45
Солнце и жизнь Земли 51
Солнечное затмение 54
Проблема «Солнце – Земля» 59
Заключение 60

Литература: 62



Естествознание



Естественно - научная и гуманитарная культуры

Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений понятия
культура. Это свидетельствует о универсальности данного явления
человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и
сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему
положительных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное
человеком есть культура.
Мы используем одно из определений культуры, которое связано с ее
инструментальной трактовкой. Культура - это система средств человеческой
деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп,
человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства
создаются людьми , постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять
три типа культуры: материальную, социальную и духовную.
Материальная культура - совокупность средств бытия человека и общества.
Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, благосостояние
человека и общества. Социальная культура - это система правил поведения
людей в различных видах общения. Она включает этикет, профессиональную,
правовую, религиозную и т. д. разновидности деятельности человека. Более
подробно содержательная часть первой и второй культур изучается в других
дисциплинах. Духовная культура - это составная часть культурных достижений
человечества. Основные виды духовной культуры - мораль, право,
мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов
духовной культуры состоит из относительно самостоятельных частей. Эти части
взаимосвязаны и относятся к духовной культуре человечества.
Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой
деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности. Система наук условно делится на
естественные, общественные и технические науки.
В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание,
которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о
позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп , государства,
человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как
наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о
природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной
культуры : практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и
т.д.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в
следующем:
. они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах
человека и человечества, в создании оптимальных условий для
самосохранения и самосовершенствования;
. осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
. взаимно координируют в процессе развития человечества;
. являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и
духовной культуры в целом.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты,
менеджеры и другие специалисты - гуманитарии начинают применять в своей
работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации,
знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики.
Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о
столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой
практике судовождения. Но, с другой стороны, если он не знает, что такое
масса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д. , он не сможет реально
применить свои профессиональные знания.
Социолог изучает общественное мнение путем опроса. Но как он сможет
оценить степень достоверности результатов, если не имеет представление о
теории вероятности и теории погрешностей. Без знания этих разделов
естественных наук, результаты его предсказаний не будут представлять
практической ценности.
Менеджер рекламирует изделие какого-то предприятия. Хорошо известно,
что на выставках или просмотрах первые вопросы всегда касаются технических
сторон изделия. Конечно, полностью ответить на такие вопросы может только
специалист, имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную подготовку.
Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер.
Существует и другая сторона рассматриваемого вопроса. Наука часто
обвиняется в тех грехах, в которых повинна не столько она сама, сколько та
система институтов, в рамках которой она функционирует и развивается. В
настоящее время очевидно, что развитие науки может приводить к
отрицательным последствиям влияющем на все человечество в целом. Актуальным
становится вопрос о социальной ответственности всех людей, а не только
ученых за возможность использования из открытий и достижений. В настоящее
время сформировалась направление, называемое этикой науки, дисциплине,
изучающей нравственные основы научной деятельности.
В качестве примера можно привести пример из истории второй мировой
войны. Р.Оппенгеймера называют отцом атомной бомбы. Он являлся
координатором и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она была
создана и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаке.
Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и
стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение использования
атомных бомб.
Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется весьма важным
познакомится с основными концепциями естествознания. Это необходимо для
того, чтобы: во первых, сознательно применять их в своей деятельности, во
вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной
научной картине мира, которую дает естествознание.



Научный метод познания. Опыт, гипотеза, закон, теория

Что такое научный метод познания? На чем он базируется? Что лежит в его
основе и чем он отличается от других методов познания?
Способ получить частичные ответы на вопросы придуман несколько сотен
лет назад. Наблюдение, размышление и опыт составляют так называемый
научный метод познания, который и позволяет давать ответы на многие
интересующие нас вопросы. Основой научного метода является опыт - пробный
камень всех наших знаний. Опыт, эксперимент - это единственный судья
научной истины.
Проводя наблюдения каких-либо природных явлений, невозможно охватить
все процессы, с этими явлениями связанные. Поэтому нужно отбросить все
второстепенные факты и выделить основные, т.е. суть явления. Этот процесс
называется абстрагированием или построением модели явления. В размышлениях
создается основа наблюдаемого явления, его модель. Что является
существенным для данного явления, а что несущественным, вопрос
неоднозначный и сложный. Не всегда он решается сразу, на первых этапах
наблюдения и размышления. На этом этапе нельзя, как говорится в старой
поговорке, «ыплеснуть младенца из купели вместе с водой»
В создаваемой модели должны быть учтены главные характеристики и
основные параметры изучаемого явления. Построенная модель должна не только
верно описывать наблюдаемое это явление, но и хорошо прогнозировать его
развитие в новых условиях. Предсказания теории проверяются экспериментом
или опытом - важнейшей частью научного метода познания.
С самого начала необходимо договорится, что подразумеваться под тем
или иным термином. В понятие «опыт» будем вкладывать смысл наблюдения за
явлением при контролируемых условиях, т.е. наблюдения с возможностью
контролировать, воспроизводить и изменять желаемым образом внешние условия.
Существенна возможность создавать как обычные, так и искусственные (т.е. в
природе не встречающиеся) условия. Физика, химия, биология и ряд других
наук называются естественными именно потому, что в их основе лежит опыт.
Для объяснения экспериментальных фактов привлекаются гипотезы. Гипотеза
- это предположение, позволяющее объяснить и количественно описать
наблюдаемое явление. Описать что-либо количественно можно лишь на языке
математики.
Между явлениями природы существуют устойчивые, повторяющиеся связи -
проявления законов природы. Качественная формулировка законов может быть
иногда дана без привлечения математического аппарата. Законы, записанные на
языке формул позволяют перейти к более высокой ступени познания. Эту
ступень называют теорией. Т.е. при определенных условиях выдвинутая
гипотеза может перейти в теорию, в основе которой лежат законы. Теория дает
представление о закономерностях и существенных связях в определенной
области.
Законы естественных наук устанавливают количественные соотношения между
наблюдаемыми явлениями, т.е. имеют математическую формулировку. Не всегда
эта формулировка бывает явной. Например, всем привычна следующая, казалось
бы, качественная формулировка первого закона Ньютона: “Существуют такие
системы отсчета, которых тело сохраняет состояние покоя или прямолинейного
равномерного движения, если на него не действуют другие тела, или действие
других тел взаимно компенсируется”. Но строго сформулировать, что такое
прямолинейное равномерное движение, можно лишь на языке математических
формул. Т.е. даже качественная формулировка закона подразумевает введение
количественных понятий.
Естествознание, изучающее количественные (т.е. точные) соотношения
природных явлений, относится к точным наукам. Понятие «точное» требует
комментариев. Точные науки, как правило оперируют не с абсолютно точными, а
с приближенными величинами. При количественном описании любого наблюдаемого
явления всегда оговаривают, с какой степенью точности имеют дело, т.е.
приводят погрешности измеряемых величин.
Когда гипотеза перерастает в теорию, т. е. в форму научных знаний,
дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности? Какой путь она должна пройти? Ответ
на этот вопрос частично дан. Гипотезы должны быть проверены фактами,
опытами, здравым смыслом. В своей области они должны объяснять всю
совокупность имеющихся явлений. Но этого мало. Для того, чтобы стать
теорией, гипотеза должна сформулировать количественные отношения между
наблюдаемыми явлениями. Фактически это означает формулировку законов.
Непременным условием превращения гипотезы в теорию является предсказание
новых, до сих пор не наблюдавшихся и из известных теорий не следующих,
явлений, и подтверждение этих предсказаний в специально поставленных
экспериментах.
Переход гипотезы в теорию зачастую не обходится без драм. Классическими
являются примеры Николая Коперника (1473-1543) и Джордано Бруно (1548-
1600). Н.Коперник выдвинул гипотезу о гелиоцентрической системе мира, в
которой планеты вращаются вокруг Солнца по орбитам. Эта гипотеза позволяла
достаточно точно и просто описывать и предсказывать наблюдаемые движения
планет. Однако сам Коперник не утверждал, что наша система и есть
гелиоцентрическая. Для него модель гелиоцентрической системы мира нужна
была только для более удобного описания движения планет. Гелиоцентрическая
система противоречила Библии, в которой говорилось, что Иисус Навин
остановил вращение Солнца вокруг Земли. Развивая гелиоцентрическую
космологию, Бруно выдвинул идею множественности миров во Вселенной,
центрами которых являются звезды. Д. Бруно утвердил мысль о том, что
гелиоцентрическая система не является гипотезой Коперника, а
космологической теорией, опирающейся на факт движения планет вокруг Солнца.
И именно поэтому был обвинен в ереси и сожжен в 1600 году на Площади Роз в
Риме.
Естественнонаучная теория дает объяснение целой области явлений в
природе с единой точки зрения. Квинтэссенцией теории являются законы,
устанавливающие количественные связи, соотношения между различными
наблюдаемыми в опыте величинами.
Нужно различать законы природы и законы науки. Первые проявляются в
особенностях протекания природных явлений и процессов и во взаимосвязи
некоторых величин. Они неизменны и всегда выполняются. Научные законы - это
попытка описать законы природы на языке математических формул и точных
формулировок. В дальнейшем речь будет идти только о них. Научные законы не
точны и не постоянны. На определенных этапах развития науки возникает
необходимость уточнения наблюдаемых в опыте явлений и пересмотра законов
или границ их применимости. Постоянная проверка опытных фактов на базе
новых экспериментальных методик, позволяющих увеличить точность проведения
эксперимента, необходима всегда на любом уровне знаний. Расхождение
экспериментальных данных и существующих законов позволяет выдвигать новые
гипотезы и строить новые теории.



Разделы естествознания

Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество
(природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в
основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно
есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель
относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во
Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению,
близко к русскому слову природа. Таким образом, первоначально
естествознание называлось физикой.
В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии
формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то
целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы)
ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками
естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия -
мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику,
астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему
времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая
воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей.
Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего
естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали
основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее
время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия
развития естествознания, как единой науки о природе.
Все описанные стадии изучения природы по существу представляют звенья
одной цепи. Каждый из разделов естествознания прощел через эти стадии.
Рассмотрев в следующей части коротко историю развития физики мы видим, что
она тоже прошла все описанные стадии. Отличие имеется лишь в том, что
описание этапов развития физики мы будем давать с точки зрения развития
методов подхода к изучаемым явлениям. В физике сейчас также наступает
интеграционная стадия, характеризуемая тем, что проводятся попытки создать
единые теории, объединяющие различные разделы. Примером тому может служить
попытка создать единую теорию поля.
Рассмотрим главные разделы естествознания и связь между ними. Мы уже
говорили о движении материи. В порядке возрастания сложности мы приводили
следующие формы движения: механическую, физическую, химическую,
биологическую, общественную. Все формы движения связаны между собой. Высшие
содержат в себе низшие, составными части, но ни в коем случае не сводятся
только к ним. Например, нельзя ядерные силы свести к механическим.
Различные виды движений, существующих в природе изучают различные разделы
естествознания: ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и другие разделы.
В каждом из разделов естествознания имеются свои законы, которые не
могут быть сведены к законам других разделов, однако, теории, описывающие
сложные структуры, опираются на теории и законы для простых структур. При
этом, как правило, по мере усложнения структур и разделов естествознания их
законы становятся менее точными, формулировки приближаются к качественным.
Чем ниже уровень раздела естествознания, тем сложнее и точнее
математические формулировки его законов. Наиболее сложны для понимания
законы физики - фундаменте всех естественных наук.
Химия испытывает на себе влияние физики, пожалуй сильнее, чем любая
другая наука. На заре своего развития она играла важную роль в становлении
физики. Эти науки взаимодействовали очень сильно, они были практически
неразделимы. Теория атомного строения вещества получила основательное
подтверждение именно в химических опытах. Под теорией неорганической химии
подвел черту Д.И.Менделеев (1834-1907), создав свою периодическую систему
химических элементов. Эта система выявила немало удивительных связей между
различными элементами. Она предсказала существование многих тогда еще
неизвестных химических элементов. Однако, объяснение системы Менделеева
возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую
теорию. В настоящее время в неорганической химии остались два раздела:
физическая химия и квантовая химия. Сами названия этих разделов говорят о
тесной связи с физикой.
Другая ветвь химии - органическая химия, химия веществ, связанных с
жизненными процессами. Одно время предполагали, что органические вещества
столь сложны, что их нельзя синтезировать. Однако, развитие физики и
неорганической химии изменило ситуацию. В настоящее время научились
синтезировать сложные органические соединения, необходимые в жизненных
процессах. Главной задачей органической химии является анализ и синтез
веществ, образующихся в биологических системах, живых организмах. Отсюда
вытекает тесная связь химии и физики с другим разделом естествознания, с
биологией.
Изучение живых организмов позволяет увидеть множество чисто физических
явлений: циркуляцию и гидродинамику протекания крови, давление в сосудах и
т.д. Биология - очень широкое поле деятельности для приложения физических и
химических теорий. Например, как осуществляется зрение, что происходит в
глазе. Как квант света взаимодействует с сетчаткой. Однако, эти вопросы не
основные в биологии, не они лежат в сущности всего живого. Фундаментальные
процессы, изучаемые в биологии лежат глубже, в понимании функционирования
клеток, их биохимических циклов. В конечном итоге, в понимании того, что
есть жизнь. Понятие жизни не удается свести только к химическим или
физическим процессам.
Психология изучает отражение действительности в процессах деятельности
человека и животных. Эта наука лежит на грани естественных и общественных
наук. Казалось бы, какая связь может быть у нее с физикой. Давайте
рассмотрим пару примеров. Одной из ветвью психологии является физиология
ощущений. Она рассматривает взаимосвязь между поведением человека и его
ощущениями. Почему красный цвет вызывает тревожные ощущения, а зеленый
наоборот. Недаром запрещающий цвет светофора - красный, а разрешающий -
зеленый. Ответ может дать физика. Днем максимум излучения солнца приходится
на зеленый цвет. День - самое безопасное время суток, и в процессе эволюции
у живых организмов выработалась положительная реакция на зеленый цвет. В
сумерках максимум излучения солнца сдвинут в красную область. Сумерки -
самое опасное время суток, когда хищные животные выходят на охоту.
Естественно, что в процессе эволюции выработалось отрицательная реакция на
этот цвет.
В настоящем реферате мы рассмотрим:
. квантовую физику – из раздела «Физика»;
. происхождение жизни на земле – из раздела «Биология»
. более подробно остановимся на поведении нашей ближайшей звезды –
Солнце.

Квантовая физика как новый этап познания природы

Величайшая революция в физике совпала с началом XX века. Попытки
объяснить наблюдаемые на опытах закономерности распределения энергии в
спектрах теплового излучения (электромагнитного излучения нагретого тела)
оказались несостоятельными. Многократно проверенные законы
электромагнетизма Максвелла неожиданно “забастовали”, когда их попытались
применить к проблеме излучения веществом коротких электромагнитных волн. И
это тем более удивительно, что эти законы превосходно описывают излучение
радиоволн антенной и что в свое время само существование электромагнитных
волн было предсказано на основе этих законов.



Возникновение квантовой теории

Электродинамика Максвелла приводила к бессмысленному выводу,
согласно которому нагретое тело, непрерывно теряя энергию вследствие
излучения электромагнитных волн, должно охладиться до абсолютного нуля.
Согласно классической теории тепловое равновесие между веществом и
излучением невозможно. Однако повседневный опыт показывает, что ничего
подобного в действительности нет. Нагретое тело не расходует всю свою
энергию на излучение электромагнитных волн.
В поисках выхода из этого противоречия между теорией и опытом немецкий
физик Макс П л а н к предположил, что атомы испускают электромагнитную
энергию отдельными порциями — квантами. Энергия Е каждой порции прямо
пропорциональна частоте v излучения:

E=hv.
Коэффициент пропорциональности h получил название постоянной Планка.
Предположение Планка фактически означало, что законы классической
физики неприменимы к явлениям микромира.
Построенная Планком теория теплового излучения превосходно
согласовалась с экспериментом. По известному из опыта распределению энергии
по частотам было определено значение постоянной Планка. Оно оказалось очень
малым: =6,63.10-34 Дж.с.
После открытия Планка начала развиваться новая, самая современная и
глубокая физическая теория — квантовая теория. Развитие ее не завершено и
по сей день.
Планк указал путь выхода из трудностей, с которыми столкнулась
теория теплового излучения. Но этот успех был получен ценой отказа от
законов классической физики применительно к микроскопическим системам и
излучению.



Световые кванты

Квантовым законам подчиняется поведение всех микрочастиц. Но впервые
квантовые свойства материи были обнаружены при исследовании излучения и
поглощения света.
В развитии представлений о природе света важный шаг был сделан при
изучении одного замечательного явления, открытого Г. Герцем и тщательно
исследованного выдающимся русским физиком Александром Григорьевичем
Столетовым. Явление это получило название фотоэффекта.
Фотоэффектом называют вырывание электронов из вещества под действием
света.
Свет вырывает электроны с поверхности пластины. Если она заряжена
отрицательно, электроны отталкиваются от нее и электрометр разряжается. При
положительном же заряде пластины вырванные светом электроны притягиваются к
пластине и снова оседают на ней. Поэтому заряд электрометра не изменяется.
Однако, когда на пути света поставлено обыкновенное стекло,
отрицательно заряженная пластина уже не теряет электроны, какова бы ни была
интенсивность излучения. Так как известно, что стекло поглощает
ультрафиолетовые лучи, то из этого опыта можно заключить, что именно
ультрафиолетовый участок спектра вызывает фотоэффект. Этот сам по себе
несложный факт нельзя объяснить на основе волновой теории света. Непонятно,
почему световые волны малой частоты не могут вырывать электроны, если даже
амплитуда волны велика и, следовательно, велика сила, действующая на
электроны.
При изменении интенсивности света (плотности потока излучения)
задерживающее напряжение, как показали опыты, не меняется. Это означает,
что не меняется кинетическая энергия электронов. С точки зрения волновой
теории света этот факт непонятен. Ведь чем больше интенсивность света, тем
большие силы действуют на электроны со стороны электромагнитного поля
световой волны и тем большая энергия, казалось бы, должна передаваться
электронам.
На опытах было обнаружено, что кинетическая энергия вырываемых светом
электронов зависит только от частоты света. Максимальная кинетическая
энергия фотоэлектронов линейно возрастает с частотой света и не зависит от
его интенсивности. Если частота света меньше определенной для данного
вещества минимальной частоты Vmin, то фотоэффект не происходит.
Законы фотоэффекта просты по форме. Но зависимость кинетической энергии
электронов от частоты выглядит загадочно.
Все попытки объяснить явление фотоэффекта на основе законов
электродинамики Максвелла, согласно которым свет—это электромагнитная
волна, непрерывно распределенная в пространстве, оказались
безрезультатными. Нельзя было понять, почему энергия фотоэлектронов
определяется только частотой света и почему лишь при малой длине волны свет
вырывает электроны.
Объяснение фотоэффекта было дано в 1905 г. Эйнштейном, развившим идеи
Планка о прерывистом испускании света. В экспериментальных законах
фотоэффекта Эйнштейн увидел убедительное доказательство того, что свет
имеет прерывистую структуру и поглощается отдельными порциями.
Энергия Е каждой порции излучения в полном соответствии с гипотезой
Планка пропорциональна частоте:
E=hv, где h — постоянная Планка.
Из того что свет, как показал Планк, излучается порциями, еще не
вытекает прерывистая структура самого света. Ведь и минеральную воду
продают в бутылках, но отсюда совсем не следует, что вода имеет прерывистую
структуру и состоит из неделимых частей. Лишь явление фотоэффекта показало,
что свет имеет прерывистую структуру: излученная порция световой энергии
E=hv сохраняет свою индивидуальность и в дальнейшем. Поглотиться может
только вся порция целиком.
Кинетическую энергию фотоэлектрона можно найти, применив закон
сохранения энергии.Это уравнение объясняет основные факты, касающиеся
фотоэффекта. Интенсивность света, по Эйнштейну, пропорциональна числу
квантов (порций) энергии в световом пучке и поэтому определяет число
электронов, вырванных из металла. Скорость же электронов согласно
определяется только частотой света и работой выхода, зависящей от рода
металла и состояния его поверхности. От интенсивности света она не зависит.
Для каждого вещества фотоэффект наблюдается лишь в том случае, если
частота v света больше минимального значения Ведь чтобы вырвать
электрон из металла даже без сообщения ему кинетической энергии, нужно
совершить работу выхода А. Следовательно, энергия кванта должна быть больше
этой работы. Предельную частоту, называют красной границей фотоэффекта.
Для цинка красной границе соответствует длина волны м (ультрафиолетовое
излучение). Именно этим объясняется опыт по прекращению фотоэффекта с
помощью стеклянной пластинки, задерживающей ультрафиолетовые лучи.
Работа выхода у алюминия или железа больше, чем у цинка. Поэтому в
опыте использовалась цинковая пластина. У щелочных металлов работа выхода,
напротив, меньше, а длина волны, соответствующая красной границе, больше.
Пользуясь уравнением Эйнштейна можно найти постоянную Планка h. Для
этого нужно экспериментально определить частоту света v, работу выхода А и
измерить кинетическую энергию фотоэлектронов. Точно такое же значение было
найдено Планком при теоретическом изучении совершенно другого явления —
теплового излучения. Совпадение значений постоянной Планка, полученных
различными методами, подтверждает правильность предположения о прерывистом
характере излучения и поглощения света веществом.
Уравнение Эйнштейна, несмотря на свою простоту, объясняет основные
закономерности фотоэффекта. Эйнштейн был удостоен Нобелевской премии за
работы по теории фотоэффекта.
В современной физике фотон рассматривается как одна их элементарных
частиц. Таблица элементарных частиц уже многие десятки лет начинается с
фотона.
Энергия и импульс фотона. При испускании и поглощении свет ведет себя
подобно потоку частиц с энергией E=hv, зависящей от частоты. Порция света
оказалась неожиданно очень похожей на то, что принято называть частицей.
Свойства света, обнаруживаемые при излучении и поглощении, называют
корпускулярными. Сама же световая частица была названа фотоном или квантом
электромагнитного излучения.
Фотон подобно частицам обладает определенной порцией энергии hv.
Энергию фотона часто выражают не через частоту v, а через циклическую
частоту .
Фотон лишен массы покоя то, т. е. он не существует в состоянии покоя, и
при рождении сразу имеет скорость с. Масса, определяемая формулой,—это
масса движущегося фотона. Направлен импульс фотона по световому лучу.
Чем больше частота, тем больше энергия и импульс фотона и тем
отчетливее выражены корпускулярные свойства света. Из-за того что
постоянная Планка мала, энергия фотонов видимого излучения крайне
незначительна. Фотоны, соответствующие зеленому свету, имеют энергию 4-
10~19 Дж.
Тем не менее в замечательных опытах С. И. Вавилова было установлено,
что человеческий глаз, этот тончайший из “приборов”, способен реагировать
на различие освещен-ностей, измеряемое единичными квантами.
Ученые были вынуждены ввести представление о свете как о потоке частиц.
Может показаться, что это возврат к корпускулярной теории Ньютона. Однако
нельзя забывать, что интерференция и дифракция света вполне определенно
говорят о наличии у света волновых свойств. Свет обладает своеобразным
дуализмом (двойственностью) свойств. При распространении света проявляются
его волновые свойства, а при взаимодействии с веществом (излучении и
поглощении) — корпускулярные. Все это,конечно,странно и непривычно. Мы не в
состоянии представить себе наглядно, как же это может быть. Но тем не менее
это факт. Мы лишены возможности представлять себе наглядно в полной мере
процессы в микромире, так как они совершенно отличны от тех
макроскопических явлений, которые люди наблюдали на протяжении миллионов
лет и основные законы которых были сформулированы к концу XIX века.
С течением времени двойственность свойств была открыта у электронов и
других элементарных частиц. Электрон, в частности, наряду с корпускулярными
свойствами обладает также и волновыми. Наблюдается дифракция и
интерференция электронов.
Эти необычные свойства микрообъектов описываются с помощью квантовой
механики — современной теории движения микрочастиц. Механика Ньютона
оказывается здесь в большинстве случаев неприменимой. Но изучение квантовой
механики выходит за рамки школьного курса физики.
Фотон—элементарная частица, лишенная массы покоя и электрического
заряда, но обладающая энергией и импульсом. Это квант электромагнитного
поля, которое осуществляет взаимодействие между заряженными частицами.
Поглощение и излучение электромагнитной энергии отдельными порциями —
проявление корпускулярных свойств электромагнитного поля.
Корпускулярно-волновой дуализм — общее свойство материи,
проявляющееся на микроскопическом уровне.



Атомная физика

Английский физик Эрнест Резерфорд исследовал рассеяние а-частиц десять
тысяч раз меньшее по разме-веществом и открыл в 1911 г. атомное ядро -
массивное образование.
Не сразу ученые пришли к правильным представлениям о строении атома.
Первая модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном,
открывшим электрон. По мысли Томсона, положительный заряд атома занимает
весь объем атома и распределен в этом объеме с постоянной плотностью.
Простейший атом — атом водорода — представляет собой положительно
заряженный шар радиусом около 10~8 см, внутри которого находится электрон.
У более сложных атомов в положительно заряженном шаре находится несколько
электронов, так что атом подобен кексу, в котором роль изюминок играют
электроны.
Однако модель атома Томсона оказалась в полном противоречии с опытами
по исследованию распределения положительного заряда в атоме. Эти опыты,
произведенные впервые Э. Резерфордом, сыграли решающую роль в понимании
строения атома.
Из опытов Резерфорда непосредственно вытекает планетарная модель атома.
В центре расположено положительно заряженное атомное ядро, в котором
сосредоточена почти вся масса атома. В целом атом нейтрален. Поэтому число
внутриатомных электронов, как и заряд ядра, равно порядковому номеру
элемента в периодической системе. Ясно, что покоиться электроны внутри
атома не могут, так как они упали бы на ядро. Они движутся вокруг ядра,
подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца. Такой характер движения
электронов определяется действием кулоновских сил со стороны ядра.
В атоме водорода вокруг ядра обращается всего лишь один электрон. Ядро
атома водорода имеет положительный заряд, равный по модулю заряду
электрона, и массу, примерно в 1836,1 раза большую массы электрона. Это
ядро было названо протоном и стало рассматриваться как элементарная
частица. Размер атома — это радиус орбиты его электрона.
Простая и наглядная планетарная модель атома имеет прямое
экспериментальное обоснование. Она кажется совершенно -необходимой для
объяснения опытов по рассеиванию ос-частиц. Но на основе этой модели нельзя
объяснить факт существования атома, его устойчивость. Ведь движение
электронов по орбитам происходит с ускорением, причем весьма немалым.
Ускоренно движущийся заряд по законам электродинамики Максвелла должен
излучать электромагнитные волны частотой, равной частоте его обращения
вокруг ядра. Излучение сопровождается потерей энергии. Теряя энергию,
электроны должны приближаться к ядру, подобно тому как спутник приближается
к Земле при торможении в верхних слоях атмосферы. Как показывают строгие
расчеты, основанные на механике Ньютона и электродинамике Максвелла,
электрон за ничтожно малое время (порядка 10~8 с) должен упасть на ядро.
Атом должен прекратить свое существование.
В действительности ничего подобного не происходит. Атомы устойчивы и в
невозбужденном состоянии могут существовать неограниченно долго, совершенно
не излучая электромагнитные волны.
Не согласующийся с опытом вывод о неизбежной гибели атома вследствие
потери энергии на излучение—это результат применения законов классической
физики к явлениям, происходящим внутри атома. Отсюда следует, что к
явлениям атомных масштабов законы классической физики неприменимы.
Резерфорд создал планетарную модель атома: электроны обращаются вокруг
ядра, подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца. Эта модель проста,
обоснована экспериментально, но не позволяет объяснить устойчивость атомов.



Квантовые постулаты Бора

Выход из крайне затруднительного положения в теории атома был найден в
1913 г. датским физиком Нильсом Бором на пути дальнейшего развития
квантовых представлений о процессах в природе.
Эйнштейн оценивал проделанную Бором работу “как высшую музыкальность в
области мысли”, всегда его поражавшую. Основываясь на разрозненных опытных
фактах. Бор с помощью гениальной интуиции правильно предугадал существо
дела.
Последовательной теории атома Бор, однако, не дал. Он в виде постулатов
сформулировал основные положения новой теории. Причем и законы классической
физики не отвергались им безоговорочно. Новые постулаты скорее налагали
лишь некоторые ограничения на допускаемые классической физикой движения.
Успех теории Бора был тем не менее поразительным, и всем ученым стало
ясно, что Бор нашел правильный путь развития теории. Этот путь привел
впоследствии к созданию стройной теории движения микрочастиц—квантовой
механики.
Первый постулат Бора гласит:
атомная система может находиться только в особых стационарных, или
квантовых, состояниях, каждому из которых соответствует определенная
энергия ; в стационарном состоянии атом не излучает.
Этот постулат противоречит классической механике, согласно которой
энергия движущихся электронов может быть любой. Противоречит он и
электродинамике Максвелла, так как допускает возможность ускоренного
движения электронов без излучения электромагнитных волн.
Согласно второму постулату Бора излучение света происходит при переходе
атома из стационарного состояния с большей энергией в стационарное
состояние с меньшей энергией Энергия излученного фотона равна разности
энергий стационарных состояний:
При поглощении света атом переходит из стационарного состояния с
меньшей энергией в стационарное состояние с большей энергией.
Второй постулат также

Новинки рефератов ::

Реферат: Кожухотрубный горизонтальный испаритель (Технология)


Реферат: Возделывание картофеля (Сельское хозяйство)


Реферат: Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью (Радиоэлектроника)


Реферат: Социальные нормы и отклоняющееся поведение, вред наркомании (История)


Реферат: Последние века Римской империи: истоки формирования западноевропейской средневековой цивилизации (История)


Реферат: Билеты по георафии за 10 или 11 классы(в виде шпаргалки) (География)


Реферат: Русская культура в начале XX века (Искусство и культура)


Реферат: Кредит под залог квартиры. Почему нет? (Банковское дело)


Реферат: Лабораторный практикум (Цифровые устройства)


Реферат: Синтетические волокна (Химия)


Реферат: Расчет распределения примесей в кремнии при кристаллизационной очистке и диффузионном легировании (Химия)


Реферат: Графический интерфейс пользователя WINDOWS95 (Программирование)


Реферат: Философия Древней Индии и Китая (Философия)


Реферат: Метод убеждения - главный метод воспитания (Педагогика)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 1 (Религия)


Реферат: Городское хозяйство Москвы 1725-1800 (Москвоведение)


Реферат: Социальные коммуникации (Социология)


Реферат: Австралия и Океания (География)


Реферат: Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках (Психология)


Реферат: Возможности системы программирования Delphi для создания пользовательского интерфейса (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист