GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Президент РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Президент РФ (Право)


ВВЕДЕНИЕ.

Анализ института президентства в системе государственной власти России
является одним из актуальных направлений в государственно-правовых
исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного
понимания конституционного статуса Президента.
Существует несколько точек зрения:
сторонники президентской формы правления, установленной федеральной
Конституцией, видят в институте Президенства широкие возможности
обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных
полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в
условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает,
по их мнению, то, президент вправе издавать нормативный акт по любому
вопросу в пределах компетенции РФ, если его содержание не противоречит
основам конституционного строя.
некоторые утверждают, что Конституция РФ установила своего рода
«президентское всевластие», а поэтому отступила от требования доктрины
разделения властей. Отсюда делается вывод о необходимости внесения поправок
в Конституцию для устранения дисбаланса властей и предупреждения
возможности власти Президентом, либо, по крайней мере, необходимо
толкование Конституционного Суда положений Конституции которое бы
ограничило прерогативы Президента, прежде всего обеспечив его
невмешательство в полномочия парламента и Правительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сам по себе факт не включения Президента не в одну из трех ветвей
власти (ст.10) не означает неопределенности в правовом статусе Президента.
В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в «чистом»
виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы
Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую –
президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правом
отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил
возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с
принципом их самостоятельности.
Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на
мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми
структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.
ПЛАН:

I. Становление и развитие института президентства в России.
II. Конституционный статус Президента РФ.
§ 1. Элементы конституционного статуса Президента РФ.
§ 2. Президент РФ – глава государства.
§ 3. Полномочия Президента.
а) Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.
б) Президент РФ и Правительство РФ.
в) Президент РФ и субъекты РФ.
г) Президент РФ и судебная власть.
д) Военные полномочия Президента РФ.
е) Чрезвычайное положение.
ж) Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики.
з) Иные полномочия Президента РФ.



I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ.

Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента
значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства.
Введение этого института открыло новый этап в развитии российской
государственности.
Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально
означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это
единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Исторические корни института президентства уходят в старую римскую
экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения
чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как
революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества
независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента.
В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой
государства является президент.
При подготовке Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить
пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила
соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не
пошло. Хрущев ушел в отставку и работа Конституционной комиссии была
прервана.
С середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался
вопрос о президентстве. Но подготовленный проект Конституции не
предусматривал этой должности.
Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после
прихода М.С. Горбачева к власти. При подготовке Х!Х Всесоюзной
партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о
введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность
– Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее
кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.
Только на Третьем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был
учрежден пост Президента СССР.
Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране
затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического,
так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает
признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном
законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия
Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя
сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной
власти, особенно в высших ее эшелонах.
С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на
ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не
подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями.
Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного
института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне
прекратил свое существование. Но введение президентской власти не
ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных
республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации.[1]
В Российской Федерации институт президентства был учрежден по
результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус
Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991
года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст
Конституции РФ 1993 года.[2]

II. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ.
§ 1. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Конституция РФ в ст. 81 устанавливает, что Президентом может быть
избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Конституция России
1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также
возрастной максимум также для Президента – 65 лет. В действующей
Конституции этого условия нет.
Президентом может быть избран только гражданин РФ. Конституция
допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по
натурализации (т.е. получившего российское гражданство по его заявлению или
ходатайству при соблюдении определенных условий).
Кандидатом на должность Президента может быть выдвинут только лишь
гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Понятие
«постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно
жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его
выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-
вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может
«набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время
которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания отнюдь
не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха
и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном
проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением
Конституционного Суда.
В РФ одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на
два срока подряд. Порядок избрания Президента в России до 1993 г.
определялся Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента
РСФСР». В соответствии с ним первым Президентом России был избран Б.Н.
Ельцин. Правовой статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля
1991 г. «О Президенте РСФСР».
К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре
вступления его в должность. В Федеральном законе о выборах Президента
России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в
должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной
избирательной комиссией результатов выборов. Обязательным атрибутом
вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Текст
присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится
в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов
Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.
Согласно ст. 92 Конституции, Президент РФ с момента принесения им
присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение
с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги
вновь избранным Президентом РФ.
Срок полномочий Президента РФ, по Конституции РФ (ч. 1 ст. 81),
составляет 4 года, по истечении которого должны быть проведены новые
выборы.
Возможно досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания
которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):
1) отставка Президента РФ;
2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия;
3) отрешение от должности.
Под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы
государства со своего поста. Действующая Конституция не конкретизирует
форму отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не
указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не
дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не
регулируются иные аспекты отставки.
Также возникают вопросы при использовании такого основания
прекращения президентских функций, как стойкая неспособность Президента по
состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Для этого необходимо
издание федерального закона, в котором необходимо установить: что
понимается под определением «стойкая»; каковы ее критерии; кто и каким
образом постанавливает сам факт наличия стойкой неспособности; как
обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д. В любом случае
должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в
процессе реализации этой конституционной нормы.[3]
В отличие от двух названных оснований прекращения полномочий
Президента РФ, порядок отрешения его от должности прописан в Конституции РФ
весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве
формы конституционной ответственности главы государства. Этот институт,
известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является
сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой
государства конституционных порядков. Решения об отрешении Президента РФ от
должности принимается парламентом. Основанием для такого решения парламента
является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого
преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый
гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность
в виде освобождения от занимаемой должности.
Процедура отрешения от должности Президента РФ регулируется
Конституцией РФ (ст. 93). Начало процедуры отрешения Президента РФ
сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой
Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления должно быть подтверждено:
1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ
признаков состава преступления;
2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения.[4]

§ 2. ПРЕЗИДЕНТ РФ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.

В ранее действовавшей российской Конституции Президент был
охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти.
Теперь он - глава государства. Эта формула более точна. Само понятие
«президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства.
В политико-правовом плане естественность титула главы государства для
президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает
прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы
управления государственными делами. Если остальные государственные
структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то
главная задача Президента – олицетворять государство внутри страны и во
вне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного
командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками
отличия, назначения выборов в парламент роспуска его палат,
представительства государства в международных отношениях и рядом других.
Если же охарактеризовать президента как высшее должностное лицо, то
это создает видимость, будто президент является только первым чиновником
государства, и не более того. в странах же с неразвитыми демократическими
традициями, к которым, к сожалению, пока относится и Россия, такое
определение статуса президента вольно или невольно провоцировало бы
конкуренцию руководителей разных ветвей власти. Тем более что термин
«высший» не обязательно означает «верховный», «самый высокий» и вполне
допускает существование в одном государстве нескольких должностных лиц.
В то же время российский Президент по новой Конституции перестал быть
главой исполнительной власти. Однако это не означает, что он превращен в
некий государственный символ и наделен лишь представительскими функциями.
Новая Конституция, не отказавшись от модели «сильного президента»,
одновременно модифицировала ее через статус «сильного главы государства»,
не являющегося главой исполнительной власти. Конституционных оснований для
такой новой характеристики поста Президента достаточно много. Хотя
Президент и в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности
наиболее близок к Правительству, чем к другим органам власти, тем не менее
юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении
Президент стал более защищенным, что в свою очередь позволяет укрепить
авторитет федеральной государственной власти в целом.[5]



§ 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА.
а) ПРЕЗИДЕНТ РФ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.

Полномочия Президента, связанные с деятельностью парламента,
содержаться в ст. 84 Конституции РФ.
Согласно п. «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в
связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или
в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом
о выборах.
В соответствии с п. «б» Президент распускает Государственную Думу,
но только в точно установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен
если: Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды
отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя
Правительства РФ (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в
течение недели); Государственная Дума в течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству (однократное выражение недоверия роспуск
Думы повлечь не может).
Согласно п. «г», Президент вносит законопроекты в Государственную
Думу. В соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива
Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих
правом законодательной инициативы, президентские законопроекты
рассматриваются вне очереди.
В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует)
федеральные законы, т.е. законы, действующие на всей территории России (п.
«д»). без подписи Президента закон не вступает в силу. Президент обязан
подписать закон и в случае нежелания сделать это, когда президентское вето
преодолено квалифицированным большинством (две трети) от общего числа
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае,
подписывая закон, президент удостоверяет его подлинность. Он обязан
опубликовать такой закон в течение семи дней.
Ежегодные послания об основных направлениях внешней и внутренней
политики государства (п. «е»), с которыми Президент обращается к
Федеральному Собранию, рассматриваются на совместном заседании палат
парламента (обычно палаты заседают раздельно).[6]

б) ПРЕЗИДЕНТ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.

Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ, Президент назначает
Председателя Правительства РФ. До акта назначения он должен получить
согласие Государственной Думы.
Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на
заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя
Правительства (п. «б»). такая практика существовала в РФ, есть она и в
зарубежных странах. На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные
вопросы государственной жизни.
Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть
принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае
подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия
Правительству Государственной Думой.
Президент назначает на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства и федеральных министров без участия
какого-либо иного органа, но делает это лишь по предложению Председателя
Правительства (п. «д»).

в) ПРЕЗИДЕНТ РФ И СУБЪЕКТЫ РФ.

Согласительные процедуры, которые вправе использовать Президент при
возникновении упомянутых в ч. 1 ст. 85 Конституции разногласий, могут
выражаться в совместном обсуждении спорных вопросов, в предложении
компромиссных вариантов, в поисках консенсуса и др., с тем чтобы найти
взаимоприемлемый вариант. Если согласованное решение не будет найдено,
Президент по своей инициативе может передать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда. Как правило, это Конституционный Суд
Российской Федерации, но по согласованию сторон в случае спора между
субъектами Федерации может быть избрана, например, форма третейского суда.
В любом случае, однако, исключается передача дела в международный суд,
поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни государства.
Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации
противоречат Конституции России, Федеральным законам, международным
обязательствам РФ, а также нарушают права и свободы человека и гражданина,
Президент России вправе приостановить действие таких актов. Речь идет
прежде всего об актах правительств (и аналогичных им органов) субъектов
Федерации, а также глав администраций. По отношению к актам законодательных
органов субъектов Федерации Президент таких полномочий не имеет. Что же
касается актов президентов, которые имеются в некоторых субъектах
Федерации, то осуществление указанного полномочия Президента России зависит
от того, рассматриваются или нет президенты субъектов Федерации по
конституциям республик в качестве носителей исполнительной власти.
Президент лишь приостанавливает действие упомянутых актов субъектов
Федерации. Окончательно решает этот вопрос (т.е. восстанавливает действие
оспариваемого акта или признает акт окончательно утратившим силу)
соответствующий суд. Таким судом может быть Конституционный суд РФ, но
Президент может обратиться и в орган конституционного контроля того
субъекта Федерации, исполнительная власть которого издала оспариваемый акт.

г) ПРЕЗИДЕНТ РФ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судей
Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Он лишь
участвует в формировании органов судебной власти, и то совместно с Советом
Федерации.
Согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ, только Президенту
предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации
судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено
ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на
назначение Генерального Прокурора РФ. В соответствии с п. «е» ст. 83
Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же
вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.
В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной
Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но
лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального Прокурора РФ.
Для обеспечения деятельности Президента и представления его интересов
в Конституционном Суде РФ Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. введен
институт полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде
РФ. Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде
представляет сторону Президента в конституционном судопроизводстве;
представляет Президенту проекты обращений, предлагаемых к внесению в
конституционный Суд, а также осуществляет иные полномочия по представлению
интересов Президента.

д) ВОЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

В соответствии с занимаемой должностью Президент, по традиции
является Главнокомандующим Вооруженными Силами. В мирное время он
осуществляет лишь самое общее политическое руководство Вооруженными Силами.
Более конкретным руководством и строительством Вооруженных Сил занимается
Правительство России: оперативным управлением войсками ведает Министр
обороны через подчиненные ему воинские службы и воинских начальников. В
условиях чрезвычайных обстоятельств Президент РФ может принять на себя
непосредственное управление Вооруженными Силами, некоторыми соединениями и
частями и как Главнокомандующий отдать соответствующие приказы Министру
обороны. Президент может принять на себя также непосредственное
командование войсками в случае войны, агрессии со стороны иностранных
государств.
При агрессии или непосредственной угрозе агрессии против России со
стороны иностранных государств Президент РФ издает указ о введении военного
положения оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных
местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или
которые имеют особое значение для обороны страны. В условиях военного
положения государственная власть может быть сосредоточена в руках
военачальников, воинских командиров, а некоторые конституционные права и
свободы граждан могут быть ограничены (например, свобода собраний, уличных
демонстраций, свобода печати). Такие ограничения возможны в данном случае
только в той мере и на такой период времени, в каких это необходимо для
обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с
Международным пактом о гражданских и политических правах, участником
которого является Россия, а также в соответствии со ст. 56 Конституции
некоторые конституционные права и свободы не подлежат ограничению даже в
условиях чрезвычайного положения. Эту норму по аналогии можно
распространить в каком-то объеме и на военное положение. Запрещаются
отступления от статей Конституции, провозглашающих право на жизнь, свободу
совести, неприкосновенность частной жизни, свободу предпринимательской
деятельности, запрещающих рабство, пытки и др.
При введении военного положения Президент РФ немедленно сообщает об
этом Государственной Думе и Совету Федерации. Указ Президента о введении
военного положения требует утверждения Советом Федерации.

е) ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть
определены, как предусмотрено в Конституции, федеральным конституционным
законом. В соответствии с действующим законодательством (Закон РФ от 17 мая
1991 г. «О чрезвычайном положении») основаниями для введения чрезвычайного
положения являются попытки насильственного изменения конституционного
строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные
конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности
граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также
стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие
проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
О введении чрезвычайного положения Президент издает Указ, в котором
должны быть приведены обстоятельства, служащие основанием для такого
введения, обоснование необходимости его введения, перечень и пределы
чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод
граждан, государственные органы, отвечающие за осуществление чрезвычайного
положения, и точные пределы полномочий этих органов, границы территории, на
которой вводится чрезвычайное положение, время вступления в силу Указа о
чрезвычайном положении, точный срок, на который вводится чрезвычайное
положение.
Указ доводится до сведения населения через средства массовой
информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу (кроме случаев,
требующих неотложных мер по спасению населения). На период чрезвычайного
положения Указом могут устанавливаться: особый режим въезда и выезда и
ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено
чрезвычайное положение, усиленная охрана общественного порядка и объектов,
обеспечивающих жизнедеятельность населения, запрещение проводить собрания,
митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия, запрещение забастовок,
ограничение передвижения транспортных средств. В случае насильственных
действий по изменению конституционного строя могут дополнительно вводиться:
комендантский час, ограничение свободы, печати путем установления
предварительной цензуры, временное изъятие множительных средств, временное
приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий,
проверка документов, личный досмотр, выдворение нарушителей общественного
порядка, оказавшихся на данной территории, к месту их постоянного
жительства.
Если чрезвычайное положение вводится в условиях стихийных бедствий,
то могут применяться и другие дополнительные меры: эвакуация граждан,
введение особого порядка распределения продуктов питания, карантин,
изменение режима работы предприятий, мобилизация трудоспособного населения
для проведения спасательных и иных работ и др.
При введении режима чрезвычайного положения в соответствии с
Международным пактом о гражданских и политических правах, участником
которого является и Россия, права и свободы граждан могут ограничиваться
только в такой мере, в какой это необходимо для защиты конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны и безопасности государства. В акте о введении
чрезвычайного положения указываются пределы ограничения прав человека и
гражданина, а также срок действия этих ограничений. Некоторые основные
права ограничены быть не могут, введение чрезвычайного положения не может
быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое
достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на
жизнь, на свободу мысли, совести, религии.
Вводя чрезвычайное положение, Президент РФ незамедлительно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента России о
введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации.[7]

ж) ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.

Полномочия Президента РФ в области внешней политики закреплены в ст.
86 Конституции РФ.
Согласно п. «а», Президент в сотрудничестве с парламентом
разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно
руководит его выполнением. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент
непосредственно инструктирует Министра иностранных дел по принципиальным
вопросам, устанавливает прямые контакты с главами других государств,
систематически ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-
министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует
лично в важнейших международных совещаниях и т.д.
В соответствии с п. «б» Президент лично ведет переговоры по
принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран.
По уполномочию Президента дипломатические переговоры могут вести
назначенные им лица или делегации. Он лично подписывает важные
международные договоры от имени РФ, для этого Президенту не нужно иметь
никакого уполномочивающего на то документа. Президент также может
уполномочить подписать договор определенное лицо (обычно главу делегации),
но для данному лицу необходимо иметь соответствующий документ от имени
главы государства.
Президент подписывает ратификационные грамоты, т.е. документы,
подтверждающие, что подписанный договор признается государством в качестве
обязывающего для него (п. «в»). вопрос же о самом праве ратифицировать
международные договоры может решаться по-разному.
В соответствии с п. «г» Президент принимает верительные и отзывные
грамоты (особые документы в форме официальных писем) аккредитируемых (т.е.
доверенных) при нем иностранных дипломатических представителей (послов,
посланников и др.). Эти грамоты адресуются от главы иностранного
государства к главе (Президенту) России. В верительных грамотах
указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы
своего государства, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда и
название «верительная грамота»). При вручении грамот обычно присутствует
Министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический
представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает
грамоту Президенту России и кратко представляет своих ближайших
сотрудников. Нередко для вручения грамот собирается несколько новых послов.
После вручения грамот Президент России обычно имеет краткую беседу с новым
послом (послами). Отзывные грамоты прекращают выполнение полномочий
конкретного дипломатического представителя.

з) ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ.

Наряду с вышеперечисленными группами полномочий Конституция относит к
компетенции главы государства и ряд других полномочий.
К компетенции Президента РФ относится решение вопросов гражданства РФ
и предоставление политического убежища (п. «а» ст. 89). В Конституции не
конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства решаются Президентом
РФ. Это сделано Законом РФ от 28 ноября 19991 г. «О гражданстве Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с ним Президент
решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц
без гражданства, принимает решения по вопросу о восстановлении гражданства,
дает разрешения на выход их гражданства, дает разрешение гражданину РФ
иметь гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в
гражданство, предоставляет почетное гражданство РФ.
Предоставление Президентом политического убежища осуществляется в
отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с
общепринятыми нормами международного права (ст. 63). Не допускается выдача
другим государствам лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также
за действия (или бездействие) не признаваемые в РФ преступлением. Вопросы о
предоставлении политического убежища в РФ решаются в соответствии с
Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным
Указом Президента от 26 июля 1995 г.
На основании п. «б» ст. 89 Конституции Президент награждает
государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ. Перечень
государственных наград РФ определены Указами Президента от 2 марта 1994 г.
и от 1 июня 1995 г. При Президенте действует комиссия по государственным
наградам.
Президент РФ осуществляет помилование (п. «г» ст. 89). Актом
помилования глава государства подтверждает свое решение о смягчении
наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с
соответствующим ходатайством. Решение о помиловании принимается только в
отношении тех лиц, по делам которых вынесенный судом обвинительный приговор
вступил в законную силу. Помилование всегда носит индивидуальный характер –
относится к одному лицу или нескольким конкретным лицам, и этим отличается
от амнистии.[8]



ЛИТЕРАТУРА:

1. Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР
//Государство и право. 1996. № 5. С. 96-103.
2. Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР
//Советское государство и право. 1991. № 8. С. 34-36.
3. Комментарий Конституции РФ /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ,
1997. С. 433.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая
практика. – М.: Изд. группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. С. 19.
5. Президент РФ и парламент //Государство и право. 1998 №. 10.
6. Конституция РФ. Комментарий /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрид. лит.,
1994. С. 426-428
-----------------------
[1] Кузнецов Е.Л. Из истории создания института Президентства СССР
//Государство и право. 1996. № 5. С. 96-103.
[2] Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР
//Советское государство и право. 1991. № 8. С. 34-36.
[3] Комментарий Конституции РФ /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ,
1997. С. 433.
[4] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и
политическая практика. – М.: Изд. группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. С. 19.
[5] Там же. С. 21.

[6] Президент РФ и парламент //Государство и право. 1998 №. 10.
[7] Чиркин В.Е. Президентская власть //Государство и право. 1997. № 5. С.
15.
[8] Конституция РФ. Комментарий /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрид. лит.,
1994. С. 426-428.





Реферат на тему: Президент РФ



Глава 4 Конституции посвящена Президенту Российской Федерации. Она
предшествует главам, определяющим права и обязанности трех ветвей власти -
законодательной (гл. 5 "Федеральное Собрание"), исполнительной (гл. 6
"Правительство Российской Федерации") и судебной (га. 7 "Судебная власть"),
т.к. построение Конституции Российской Федерации соответствует принципу
разделения властей. В связи с тем, что на Президенте лежит основная задача
обеспечения взаимодействия всех властей — с главы 4 начинается изложение
системы государственных органов Российской Федерации. Это объясняется еще и
особым значением Президента России в системе государственных органов.
Президент — совершенно новый для России государственный институт,
введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию
государственной власти нашей стране. В 1990—1991 гг. был закреплен пост
Президента еще существующего тогда Союза ССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост Президента введен во
исполнение решения народа, принятого на первом референдуме России 17 марта
1991 г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР
провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной
власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью
укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и
экономического кризиса, обострения межнациональных отношений.
Президентская власть была призвана наладить государственное управление,
исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным
органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были
обеспечить устойчивость и создать предпосылку стабилизации обстановки в
стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех
государственных органов, Президент действует в рамках, установленных
Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает
несколько сфер:
1) Президент выступает как глава государства;
2) Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;
3) Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами:
4) Президент обладает законодательными полномочиями;
5) в сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие
полномочия.
Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент
занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это
Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены
на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение
Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного
суверенитета.
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами определяет основные
направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Данная статья определяет основы правового положения Президента Российской
Федерации. Согласно Конституции Президент России является главой
государства. Это определяет его место в системе государственной власти.
Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны
и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и
внешней политики, выступает в качестве представителя государственной
власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция
России ставит институт президентства на первое место среди федеральных
государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими
реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически
независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с
ними.
Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его
полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство
государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.
Президент является гарантом Конституции. Это очень важная Президентская
функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней
политики нашего государства должны соответствовать Конституции и
федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение
конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого
Президент путем обращения непосредственно к органам и лицам, нарушающим
требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например, суды.
Конституция отводит Президент особую роль в деле защиты прав и свобод
человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы,
направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета Президент обладает особыми полномочиями,
например, он единолично принимает решения по введению военного или
чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
На Президента возложена очень важная функция в системе органов
государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и
взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной
функции президент выступает как своего рода "арбитр", помогая разрешать
противоречия между государственными органами. Это прежде всего относится к
взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также
федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.
Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные
процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом
определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия
Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об
основных направлениях внешней политики.
Президент Российской Федерации представляет свою страну как глава
государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а
также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях.
Заявления Президента не нуждаются в каком либо утверждении, он действует
как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать
международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от
имени России или поручать это уполномоченным им лицам.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами
Российской федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд,
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется
федеральным законом.
В этой статье определены требования, которым должен соответствовать
кандидат на пост Президента Российской Федерации и порядок его избрания.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его
выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента
России Советом Федерации.
Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента
Российской Федерации — 4 года. По Конституции 1978 года глава государства
избирается на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня
избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет
свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента,
которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления
центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах
выборов Президента России.
Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин
России, достигший 35 лет (в то время, как избрания в Государственную Думу
достаточно достижения 21 года), постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет. Это вполне объяснимо:
во-первых, лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве должно
иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым.
Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;
во-вторых, требование постоянного проживания в течение 10 лет на
территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику
условий жизни в нашей стране.
В Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может
занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков
подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного
человека на продолжительный срок, т. е. против авторитарного режима Но в то
же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост
Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту
два срока подряд.
Порядок избрания Президента детально изложен в Федеральном законе "О
выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г., который
содержит общие положения проведения избирательной компании, вопросы
предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в
должность Президента Российской Федерации.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит
народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации
уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и
защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и
независимость, безопасность и целостность государства, верно служить
народу".
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов
Совета федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного
Суда Российской Федерации.
Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан с
принесением Президентом присяги народу.
Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан с
принесением Президентом присяги народу. Это имеет важное юридическое
значение, так как с этого момента начинается отсчет темени президентства. С
момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает
осуществлять свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным
Президентом.
Присяга Президента — это официальное и торжественное обещание исполнять
обязанности, связанные с осуществлением им своих конституционных
полномочий. Президент клянется уважать Конституцию и охранять права и
свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства. Высокое значение присяги
подчеркивается тем, что она, как указывается в Конституции, приносится
народу и принимается Президентом в торжественной обстановке, в Кремле. Этот
момент широко освещается средствами массовой информации. Во время
проведения церемонии присутствуют члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, судьи Конституционного Суда. Приводит к присяге
нового Президента Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
Российской федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на
должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит
перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а
также кандидатуру Генерального прокурора Российской федерации; вносит в
Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального
прокурора Российской федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации,
статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует
Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента
Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской
Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами
или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных государствах и международных
организациях.
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным
конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
государства.
В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента
Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст.
85—90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по
отношению к Правительству:
1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя
Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу
не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь
избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение
недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства
Государственной Думой;
2) Президент имеет право председательствовать на заседаниях
Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он
также определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной
власти;
3) Президенту принадлежит право принятия решения об отставке
Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке,
выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа
Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по
собственной инициативе принять решение об отставке Правительства, в таком
случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение
Председателя Правительства.
При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не
согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение
обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением
Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в
доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству
Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу;
4) в особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в
этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации,
занимающих ключевые посты на федеральном уровне:
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров
Центробанка производится Государственной Думой.
При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по
представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на
должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель
вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух
раз;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителей
Председателя Правительства и Федеральных министров, хотя эти лица и
назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил
за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав
Правительства;
— Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных
лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может
освободить от должности Генерального прокурора. Президент России
самостоятельно назначает судей других Федеральных судов;
— Президент формирует Администрацию Президента, которая представляет
собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности
Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые
заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные
управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета
Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента
осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента России;
— в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от
должности полномочных представителей Президента, которые представляют
интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов федерации, органах местного
самоуправления, а также в российских иностранных и международных
организациях;
— Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
— Президенту дано конституционное право назначать и отзывать
дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях. Назначению или отзыву
дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и
комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но
обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает
Указ.
Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана
суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При
выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на
Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон "О
безопасности" от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществляет
подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности,
рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды
безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные
члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской
Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. который
назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По
важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента
России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего
государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации
представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том
числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно
важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине
разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения
военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН,
международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.
Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его
взаимоотношениям с законодательной властью.
Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной
работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В
конституции определен срок полномочий Государственной Думы — четыре года.
Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который
была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения
Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной
Думы также в случае роспуска Государственной Думы в сроки и порядке,
предусмотренные Конституцией России.
Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях, определенных
самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным
статьям). Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только
одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты — Совета
Федерации— Конституцией вообще не предусмотрен.
В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду
со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли
народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения,
процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным
конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября
1995 г.
Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит
право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если
законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению
на заседаниях Думы.
Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о
поправках и пересмотре положений Конституции России.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать
федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая
закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней
направляется Президенту Российской Федерации, который в течение
четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе
отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу
Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать
федеральный конституционный закон.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу
одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти
дней после дня их официального опубликования, если самими законами не
установлен другой порядок вступления их в силу.
В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона,
такой закон не имеет юридической силы.
В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не
имеют силу закона, они носят характер установочных документов.
Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат
парламента.
Статья 85
1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти
Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может
передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае
противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным
законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения
прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом.
Эта статья дает Президенту право использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами государственной власть как
Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять
согласительные процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе
законодательного или исполнительного органа государственной власти. В
процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм
согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные
полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны
вырабатывают согласованное решение.
В случае недостижения в ходе согласительных процедур, переговоров
согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда. Президенту Российской Федерации дано
конституционное п

Новинки рефератов ::

Реферат: Курс лекций по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Полимеры (Химия)


Реферат: Мелиорация лесосплавного пути и гидротехнических сооружений (Геодезия)


Реферат: Сетевые средства DOS (Программирование)


Реферат: Коллизионные Вопросы в Праве Собственности (Международное частное право)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Армянская Культура в XIX веке (Культурология)


Реферат: Новый путь России (Менеджмент)


Реферат: Выплавка стали (Технология)


Реферат: Летучие мыши (Биология)


Реферат: Отчет по производственной практике в газете "Тольяттинское обозрение" (Менеджмент)


Реферат: Word 7.0 Редактирование текста (Программирование)


Реферат: Древний Египет (История)


Реферат: ВИЩІ ОРГНИ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ Украiни (История)


Реферат: Культ научно-технического разума и его противники (Философия)


Реферат: Гражданско-правовая ответственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Средства регулирования внешней торговли, таможенные пошлины (Международные отношения)


Реферат: Налоги в РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Компьютерные преступления (Право)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (Вопросы к экзамену по МЧП) (Международное частное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист