GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Республика как форма правления (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Республика как форма правления (Теория государства и права)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра политологии и государства и права.



Реферат на тему:

«Республика как форма правления»



Выполнила: Костинская В.С.
Студентка 3 курса, гр. №633з
Проверил: Ожиганов Н.И.



Ростов-на-Дону

2002



ПЛАН.
Введение.
1. Понятие, признаки и виды республики.
- дуалистическая республика.
-парламентская республика.
-прочие виды республики.
2. Республиканская форма правления на примере Франции.
Заключение.
Список литературы.
Словарь юридических терминов.



Введение.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) - это такая
форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит
выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.[1]
Республика или республиканская форма правления является весьма древней
формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских
городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в
древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре
верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом –
собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные
горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные
решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы
и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.
Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на
службе у совета.
То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те
или иные способы образования собраний, советов определяют различные
республиканские формы правления. Но всегда при этом республика
характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят
избранные представители народа. Для республики характерны и различные
полномочия, которыми эти органы наделяются.
В первой части настоящей работы будут рассмотрены признаки, виды
республиканской формы правления, во второй части, проанализировав
конституцию Франции Я попытаюсь определить ее форму республиканского
правления.
1. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих
юридических признаков.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие
органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. –
имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными
полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее
исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти –
законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно
готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу,
иногда проверяются в экспериментальном прядке. Принятие же решения
осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым если
за него проголосовало большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой
государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и
судебную.
Это означает, что различным органам государства поручается выполнять
разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию,
национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.)
поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-
распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение.
Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов,
привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.
Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными
полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой
государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские
органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую
государственную власть и не могут функционировать друг без друга.
Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более
качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых,
предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным
при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями
государственных органов.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования
органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при
которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо
формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах
существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот
факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов
государственной власти.
В республике органы власти избираются на определенный срок. В
большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся
того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким
образом, в республике реализуется принцип сменяемости.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет
прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях,
как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с
должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между
государственными органами позволяет установить, на каком участке
государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то
или иное должностное лицо.
Республиканская форма правления в большей степени соответствует
характеру демократического конституционного государства. При этом
общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их
солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и
стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности
чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен
в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно
обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами,
свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в
избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде
всего в судебной системе.
Современная практика государственного республиканского строительства
знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и
парламентскую.
- Президентская республика представляет определенное соотношение
полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного
органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках
президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.
Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика,
Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление
строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет,
парламент ( конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы.
Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают
значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как
правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное
избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности
правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед
президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,
парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от
власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент
допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено,
грубо нарушает Конституцию.
Президентская республика создает весьма благоприятные юридические
предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных
полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой
правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство
государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют
президентские системы правления.
Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик –
сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его
болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим
тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать
многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки»[2] в
подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в
президентских республиках должна существовать мощная «президентская
команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его
деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами,
комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности
исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
- Парламентская республика является менее распространенной формой
правления, чем республика президентская, он оно так же весьма
распространена. Примером данной формы правления являются Германия,
Финляндия, Индия, Турция и др.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую
ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного
вида республики является наличие должности премьер-министра, которого
избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским
путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и
остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой
парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится
председателем правительства. Участие президента в формировании
правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на
практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.
Его политическое действие может быть реализовано только с согласия
правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую
силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом,
которые и несут за них политическую ответственность.
- Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-
президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию
республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и
парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например,
в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты
парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит
отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых
признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста
председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство
парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России
полупрезидентская ( смешанная ) форма правления, при которой президент
избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями,
позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с
президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные
перед президентом и парламентом.
Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую
республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических»
странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть
максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида
республики является верховенство и полновластие советов либо
«представительных» органов под иными наименованиями – все остальные
государственные органы формируются советами соответствующего уровня,
ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже
теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти
трудового народа, воплощенной в советах.

2. Статья 1 французской Конституции 1958 года определила основные
характеристики государства, установив, что Франция – неделимая, светская,
демократическая и социальная республика. Президент, по действующей
Конституции, является центральным институтом, вершиной в иерархии
государственных органов. Вместе с Правительством ( Советом министров) он
образует центральную исполнительную власть. Однако, соотношение сил и
практика взаимодействия между этими двумя органами зависят от партийного
состава нижней палаты Парламента. Когда большинство в этой палате
составляют сторонники Президента, Правительство так же состоит из его
сторонников и проводит его политику. Когда же Президент вынужден
формировать Правительство из своих противников, возможности влияния его на
правительственную политику ограничены лишь его конституционными
полномочиями.
Задачи и функции Президента определены ст.5 Конституции. Президент
следит за соблюдением Конституции и обеспечивает нормальное
функционирование публичных властей. Он является гарантом национальной
независимости, целостности территории и соблюдения международных договоров.
В сфере исполнительной власти к полномочиям Президента относится
назначение Премьер-министра и прекращение его полномочий по заявлению об
отставке Правительства. Однако, при назначении Премьер-министра Президенту
приходится считаться с позицией партийного большинства Национального
собрания. Согласно ст. 9 Конституции, Президент председательствует в Совете
министров. В Конституции определен ряд весьма важных полномочий Президента,
относящих к внешним сношениям, обороне и безопасности. Ст. 12 Конституции
закрепляет за Президентом право распускать Национальное собрание.
Согласно ст. 6 Конституции Президент избирается на семь лет прямым
всеобщим голосованием. Если Президент выбыл досрочно или Конституционный
совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов
констатировал наличие обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять
его функции, Президента замещает председатель Сената.
Как указано, в ст. 68 Конституции, Президент республики не несет
ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей,
кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено ему
только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное
решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих
членов.
Аппарат Президента достигает нескольких сотен человек. Он включает
кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых
поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.
Французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и
Сената. Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет и
полное его обновление при каждых выборах. Члены Сената избираются на девять
лет, и обновляются на 1/3 каждые три года.
Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и
парламентариям. Законопроекты рассматриваются сначала Государственным
советом, который выступает как консультативный орган Правительства, затем
обсуждаются в Совете министров и потом вносятся в бюро одной из палат. На
первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное
обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный на первом чтении
акт передается в другую палату. Принятый Парламентом закон поступает для
промульгации Президенту, который в течение 15 дней после передачи закона
Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей.
Согласно ст. 20 Конституции, Правительство ( Совет министров )
определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и
Вооруженными силами. Глава Правительства назначается Президентом, а по его
представлению Президент назначает остальных членов Правительства. Составив
Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит
на одобрение Национального собрания программу Правительства. Правительство
несет политическую ответственность перед Национальным собранием.
Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания.
Резолюция порицания – это вотум недоверия Правительству по инициативе
Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10 общего
числа депутатов.
На Конституционный совет возложена функция обязательного
предварительного контроля за конституционностью органических законов и
регламентов палат Парламента, а так же факультативного предварительного
контроля конституционности обычных законов. Объявленное не конституционным
положение не может быть введено в действие. Конституционный совет следит за
правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и
объявляет результаты голосования. Конституционный совет выполняет функции
избирательного суда. Решения Конституционного совета не подлежат
обжалованию. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия
которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. По три члена
назначаются Президентом республики, председателем Национального собрания и
председателем Сената. Должность члена Конституционного совета не совместима
с членством в Правительстве и Парламенте.
Так как Президент республики избирается гражданами, является первым
человеком государства и обладает обширными полномочиями (признак
президентской республики), а назначаемое им Правительство несет
политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак
парламентской республики), то можно сделать вывод, что во Франции форма
правления определена как смешанная республика.
Заключение.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции
лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму
правления изначально. Большинство же современных европейских республик
обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных
прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная
национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических
метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления.
Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине
ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма
правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти,
любого ее высшего органа, включая главу государства основаны на мандате
народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных
условиях.
Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики,
характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране
происходит государственный переворот, который ставит во главе государства
единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом,
координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии
и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может
провозглашаться или оставаться республикой, но ее демократическая сущность
опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или
назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.)
захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается
оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда
узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А.
Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть
примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию
существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной
монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие
парламента, формально независимых судов, власть президента фактически
неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена
президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или
военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый
срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего
времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В
данной работе были рассмотрены действительно демократические республики.
При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике
есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями
республиканской формы правления заключается в характере отношений между
законодательной и исполнительной властью.



Список использованной литературы:
1. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная
часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 1996.
2. Конституции зарубежных государств. Под ред. В.В. Маклаков. М.: БЕК.
1996.
3. Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.
4. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь.
1998.
5. Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ., 1994.
6. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.:
ИНФРА-М, 1998.
7. Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V республики во
Франции // Государство и право, 1997, №4.



Словарь юридических терминов.


Администрация президента – объединенные в систему рабочие органы
(службы)призванные содействовать президенту в осуществлении его
конституционных полномочий.
Большинство – в конституционном праве – количество участников процесса
коллективного принятия решений, совпадающая позиция которых определяет
характер и содержание принятого в конечном итоге решения.
Верховенство закона – признание закона высшим источником права,
устанавливающим наиболее общие правила поведения и имеющим обязательную
силу для всех других правовых актов.
Верховный главнокомандующий – высший руководитель вооруженных сил
государства. Им обычно является глава государства – президент.
Вето – (от лат. veto – запрещаю) – в современных государствах акт,
приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо
органов.
Всенародное голосование – то же, что и референдум. В.г. является высшим
и непосредственным выражением власти народа. В.г. проводится на всей
территории страны.
Вотум – (от лат. votum желание, воля) – мнение или постановление,
выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса.
Выборность – один из способов образования государственных органов,
заключающийся в избрании депутатов населением и соответствующих должностных
лиц – населением или представительными органами.
Глава государства – высшее должностное лицо государства, получающее
свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент).
Глава правительства – обобщенное наименование лиц, возглавляющих
правительство государства. Чаще всего используется словосочетание:
председатель правительства, председатель кабинета министров, премьер-
министр, канцлер.
Голосование – одна из стадий избирательного процесса. Проходит в один
или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня.
Государственный строй – система социальных, экономических и политико-
правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного
права.
Демократическая республика – обозначение существующей в данном
государстве республиканской формы правления при которой органы власти
формируются народом. Глава государства избирается либо непосредственно
народом, либо парламентом. При необходимости проводятся референдумы.
Демократия – (от лат. demokratia – власть народа, demos – народ, kratos
– власть) - в современном понимании форма государственного устройства,
основанная на признании таких устоев конституционного строя, как
народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не
отчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское
правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой
народного правительства.
Закон – нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или
непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные
общественные отношения и имеющий общеобязательную силу.
Законодательная власть – разновидность государственной власти,
осуществляемая парламентом. Главное выражение З.в. заключается в принятии
законов государства.
Законодательный процесс – процесс принятия парламентом законопроекта к
рассмотрению его обсуждения, принятия и обнародования закона.
Законопроект – письменный текст, представляемый субъектом права
законодательной инициативы в парламенте для рассмотрения и принятия его в
качестве закона.
Импичмент – процедура привлечения к ответственности и отстранение от
должности ряда должностных лиц.
Исполнительная власть – один из видов государственной власти. Органами
И.в. являются Правительство, министерства, государственные комитеты и т.д.
Основная функция – реализация законов, исполнение их требований, управление
и обеспечение повседневного функционирования государственного механизма.
Кабинет министров – наименование правительства в ряде республик.
Компетенция - (от лат. competentio – добиваюсь, соответствую, подхожу)
– совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей
конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его
место в системе государственных органов.
Конституционный строй – отражение в конституции и реально существующие
устои жизни общества и государства.
Конституция – ( от лат. constitutio – установление, устройство) -
основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо
отдельных социальных слоев и закрепляющий в их интересах важнейшие начала
общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Министерство – (от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название
наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в
структуру правительства.
Министр – должностное лицо государства, член правительства. Как
правило, является руководителем министерства.
Народовластие – принадлежность всей полноты власти народу. Один из
существенных элементов демократии.
Обнародование закона – официальное доведение закона до всеобщего
сведения компетентными на то органами или должностными лицами.
Обсуждение – один из конституционных признаков непосредственной
демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов
решений государственных органов, а так же важных вопросов жизни
государства.
Отставка – добровольное или недобровольное оставление должности
отдельным должностным лицом или прекращение полномочий коллегиального
органа.
Палата парламента – структурное подразделение парламента.
Парламент – один из органов государственной власти. П. –
представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и
представляют его интересы. П. Осуществляет законодательную власть, т.е.
имеет исключительное право принимать законы.
Парламентская республика – разновидность государства с республиканской
формой правления.
Политическая система – характер организации власти в соответствующем
обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных
и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности,
реальный политический режим.
Политический режим – совокупность методов и приемов осуществления
государственной власти, характеризующая политическую обстановку в стране.
Правительство – высший исполнительный орган государства.
Промульгация - (от лат. promulgatio – объявление, обнародование)
официальное провозглашение закона принятого парламентом. Означает
санкционирование законопроекта главой государства в установленные
конституцией сроки, а так же опубликование закона в официальном вестнике.
Ратификация – (от лат. ratificatio) – окончательное утверждение
международного договора высшим органом государства.
Республика - (от лат. respublica общественное дело) – форма правления,
при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо
формируются общенациональными представительными органами.
Референдум – (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) - в
государственном праве обращение к государственному корпусу с целью принятия
окончательного решения по конституционным, законодательным или иным
внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.
Тайное голосование – вид голосования, при котором исключен контроль за
волеизъявлением голосующего.
Территория государства – часть земного шара, находящаяся под
суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются
сухопутные, водные, поземные и воздушные пространства. Т.г. – материальная
база государства, без которой оно как суверенный субъект международного
права существовать не может. Территория одного государства отделяется от
другого границами.
Толкование закона – деятельность органов государства, организаций,
должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания норм права,
раскрытию в них воли законодателя.
Устав – установленный государством, либо общественной организацией
свод правил.
Форма государства- внешнее выражение социально-классовой и
национально-территориальной сущности государства, которая определяется
характером взаимоотношений между основными структурами системы государства.
Правовое положение высших органов государственной власти и отношения между
ними определяют форму правления. Отношения государства как целого с его
составными частями определяют форму государственного устройства. Ф.г.
закрепляется конституцией или иными законами государства.
Форма правления – структура и правовое положение высших органов
государственной власти (главы гос-ва, правительства, парламента), а так же
установленный порядок взаимоотношений между ними. Характер Ф.п. зависит
прежде всего от системы организации верховной государственной власти. Ф.п.
бывает монархией и республикой.



-----------------------
[1] Словарь юридических терминов. М.: «АЗЪ» 1995. С.666.
[2] Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: «Новый Юрист», 1998.
С.136.





Реферат на тему: Реформы Александра Первого
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ



КАФЕДРА ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА



РЕФЕРАТ по ТЕМЕ :

Государственно-правовые реформы Александра I.



ВЫПОЛНИЛ: Слушатель 3-го курса 311
учебной группы
заочной формы обучения
МА МВД России



лейтенант юстиции
Трофимов А.А.



МОСКВА 2001г



Государственно-правовые реформы Александра I.

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом
схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об
«истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-
Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для
Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом.
Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно
радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и
республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию,
крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и
взяточничество. Есть основания полагать, что сама придворная жизнь с ее
интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог
близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование,
чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней
участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему
престол в обход Павла:

«Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею
уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем
там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат».

И позднее, уже, как кажется, смирившись с необходимостью царствовать,
он писал:

«Но когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем,
постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое
будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя
власть совершенно прекратилась бы и я... удалился бы в какой-нибудь уголок
и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и
наслаждался бы им».
Цит. по: Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и «Завещание Екатерины I I».
Л., 1974. С. 12.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский
престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от
идеалов молодости (ему было в это время 23 года). Сквозь призму этих
идеалов смотрел он и на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его
целям, ни методам. В 1797 г. он писал своему учителю Лагарпу:

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать... Все сразу
же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без
того в слишком сильной степени царивший в делах. Благосостояние
государства не играет никакой роли в управлении делами; есть только
абсолютная власть, которая творит все без разбора. мое несчастное
отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец
обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».
Цит. по: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике
России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. С. 48-49.

В этом же письме Александр сообщает и об изменении своих планов:
сначала осуществить революцию, которая «была бы произведена законной
властью», а уж затем удалиться от дел.
Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок
единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей — племянник
екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А.
Чарторыйский — богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А.
С. Строганов — сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и,
наконец, Н. Н. Новосильцев — двоюродный брат Строганова. В этом кружке
«молодых друзей» обсуждались пороки Павловского царствования и строились
планы на будущее.
Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его
кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями
событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале
революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания
Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790
г. Второй попал во Францию уже в 1791—1792 гг. после нескольких лет жизни
за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую
государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение
послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными
целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также
опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела
Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н. Н. Новосильцев — ко
времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же
касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием
петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а
затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной
Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии»
путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более
скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь
извлечь из своего положения определенные выгоды.
Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы
заговорщиков против Павла I и, следовательно, насколько он повинен в его
гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее
всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в
его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным.
Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную
ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и
законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую
самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть
законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь
же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто
постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового
переворота. К тому же за спиной у заговорщиков стояла партия старых
екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) —
влиятельная, многочисленная, с сильными семейными связями. Главным Для этих
людей было сохранение прежних порядков, и неслучайно в манифесте
Александра! о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам
врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки
нашей государыни императрицы Екатерины Великия».
И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже
13—15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем
уволенным с военной или гражданской службы без суда, амнистированы члены
Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство;
15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам,
укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров;
31 марта — отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за
границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате пять манифестов,
восстанавливавших в полном объеме действие жалованных грамот дворянству и
городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената
и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным
судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в
нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоз сельскохозяйственных
продуктов за границу.
Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл
манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков.
Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя
воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась
вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую
государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого
деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью
монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций,
вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился
указ о создании Непременного совета — законосовещательного органа при
государе.
В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не
было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми императорами и
императрицами после Петра I. Сперва в царствование Екатерины I и Петра II
существовал Верховный тайный совет, при Анне Иоанновне — Кабинет министров,
при Елизавете Петровне — Конференция при высочайшем дворе, при Екатерине II
— Императорский совет. Однако значение всех этих органов было различным и,
что важно, их юридический статус и права не закреплялись обычно в законах.
Иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране
продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право
издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали
возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т.
е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми
они были не согласны. Как верно заметил историк М. М. Сафонов, «реальная же
роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от
того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха»
(Сафонов М. М. Указ. соч. С. 82).
Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение государя к Совету
— насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним
считаться. Александр, еще не успевший к этому времени в полной мере
научиться лукавству, в котором его стали обвинять позднее, собирался
выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее
развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с
Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.
Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно
руководителей важнейших государственных учреждений. Это были генерал-
прокурор Сената, министр коммерции, государственный казначей, главы Военной
и Адмиралтейств-коллегий, военный губернатор Петербурга. Помимо них в Совет
вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против
Павла. В основном все это были люди, сделавшие карьеры еще в предыдущие
царствования, представители высшей аристократии и бюрократии — те, от кого
поначалу Александр I зависел в наибольшей степени. Однако такой состав
Совета давал надежду избавиться от этой зависимости, потому что
екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли
не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро
государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах. Один из
мемуаристов вспоминал, как однажды Александр спросил у него, обратил ли он
внимание на выражение лиц только что вышедших из его кабинета членов Совета
А. А. Беклешова и Д. П. Трощинского:

« Не правда ли, что они похожи были на вареных раков? —продолжал
император. — Они, без сомнения, по опытности своей, в Делах знающие более
всех прочих государственных чиновников, но между ними есть зависть; я
приметил это, потому что когда один из них объясняет какое-либо дело,
кажется, нельзя лучше; лишь только оное коснется для приведения в
исполнение до другого, тот совершенно опровергает мнение первого, тоже на
самых ясных, кажется, доказательствах. По неопытности моей в делах я
находился в большом затруднении... Я приказал, чтобы... они приходили с
докладом ко мне оба вместе и позволяю спорить при себе, сколько им угодно,
а из сего извлекаю для себя пользу».
Цит. по: Записки графа Е. Ф. Комаровского. М., 1990. С. 73.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти
среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако
разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями».
Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей
его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой
французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался
с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему
управления, чтобы гарантировать права собственности.
Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г.
Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о
запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ
должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним
намечался следующий — разрешение покупки населенных земель не дворянам с
условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными.
Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян,
подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян.
Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в
свое время у Екатерины II (см. главу 6), о чем он скорее всего не знал. При
этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже
самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с
бешеным сопротивлением крепостников.
Не отклонив в принципе предложение императора, что было бы с их стороны
попросту невежливо, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять,
что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства,
так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной
меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений,
которую следует разрабатывать.
Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный
срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые
друзья» Александра — Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично
явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась бурная
дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета.
Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции,
видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой
его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о
продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко
обходить.
Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского
вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых
друзей», причем он согласился с их мнением, что работа эта должна вестись
втайне, дабы не вызвать излишних кривотолков, а главное, крестьянских
волнений, постоянно возникавших при распространении слухов об изменении
законов. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов,
Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый екатерининский
вельможа граф А. Р. Воронцов.
Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое
расхождение в представлениях о его задачах между императором и его
друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения
положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только
тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с
этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом.
Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом
первых месяцев его работы стал проект «Всемилостивейшей грамоты.
Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день
коронации императора 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь
подтвердить все привилегии дворянства, мещанства и купечества, означенные в
Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и
гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати
и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав.
Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по
крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины II и
один из руководителей переворота 1801 г. П.А. Зубов. Согласно его проекту
вновь (как и при Павле I) запрещалась продажа крестьян без земли и
устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать
крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия,
по которым крестьяне могли выкупиться сами.
Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации
Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько
его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был
превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший
исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.
По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности
представляли собой единую программу превращения России в «истинную
монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что
единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение
проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок.
Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по
крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект же
реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья»
императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали
Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.
В письме к царю Лагарп писал:

«Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности
возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для
его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения,
которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее
всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут
завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько
власти, сколько необходимо для энергичного правительства».
Цит. по: Сафонов М. М. Указ. соч. С. 163.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он
возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В
результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал
манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на
текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.
Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в
одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже
невозможны? Первая причина — та же, что и несколькими десятилетиями ранее,
когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство — главная
опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического
режима — не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых
готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство
сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что
переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд
преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без
опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском
движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов
Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными
потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием
значительной части образованных людей не только в России, но и во всей
Европе в действенности идей Просвещения. Кровавые ужасы Французской
революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем.
Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие
к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.
Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не
решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех
подготовленных документов — тот, о котором, как кажется, особых споров не
было,— Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что
Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными актами, осталась
бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений.
Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать
ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением.
Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал
приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с
необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.
По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях
Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая
на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился
раскрыть и второй пункт плана — разрешить продажу населенных земель
недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых
друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи
крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был
сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот
раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом:
12 декабря 1801 г. появился указ, разрешавший недворянам покупать земли, но
без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была
нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не
опасаться. Как отмечает М. М. Сафонов, это была «первая брешь в корпусе
незыблемых дворянских привилегий».
Следующие шаги Александра I были связаны с реорганизацией
государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере
практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была
создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского,
Иностранных дел. Внутренних дел. Коммерции, Финансов, Народного просвещения
и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства.
Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет
министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои
всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров
был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.
Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская
реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место
империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры
должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог
опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный
верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта
царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного
министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении
сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат
усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта
последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать
представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически
низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей
раз в чисто судебное учреждение с некоторыми административными функциями.
Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров.
Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее
развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный
орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом
раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство
без правовых гарантий другим сословиям становится для него только
преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в
своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого
начала его толкали «молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому,
к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные
поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко
угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г. Р.
Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр
произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него
раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я гамодержавный государь и так хочу»
(Державин Г. Р. Указ. соч. С. 465).
Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении
крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной
аристократии от графа С. П. Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян
на волю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа
было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о
свободных хлебопашцах:

«Указ его императорского величества самодержца всероссийского из
Правительствующего Сената.
По именному его императорского величества высочайшему указу, данному
Правительствующему Сенату минувшего февраля в 20-й день за собственноручным
его величества подписанием, в котором изображено:
Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание
некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их /твердить в
собственность продажею или на других добровольных условиях участки из
принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно
заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным
обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли
оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в
другой род жизни.
Находя, с одной стороны, что по силе существующих законов, как то: по
манифесту 1775' и указу 12 декабря 18012 годов, увольнение крестьян и
владение уволенным землею в собственность дозволено, а с другой, что
утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях
представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение
земледелия и других частей государственного хозяйства, мы считаем
справедливым и полезным как ему, графу Румянцеву, так и всем, кто из
помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить;
а дабы имело оно законную свою силу, находим нужным постановить следующее:
1) Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или
родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с
тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия,
какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при
прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру
внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от
нас решение, желанию его согласное, тогда предъявятся сии условия в
Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных
пошлин.
2) Таковые условия, сделанные помещиком с его крестьянами и у
крепостных дел записанные, сохраняются как крепостные обязательства свято и
нерушимо. По смерти помещика законный его наследник, или наследники,
вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.
4) Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею
отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на
собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное
состояние свободных хлебопашцев.
5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с
обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить
в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в
собственность. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в
других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и
все обязанности оного».
Цит. по: Российское законодательство Х—ХХ вв. М., 1988. Т. 6. С. 32—33.

Примечания
1 Манифест 17 марта 1775 г. разрешал отпущенным на волю крестьянам
оставаться свободными и записываться в сословие мещан и купечества.
2 Указ от 12 декабря 1801 г. разрешал недворянам покупку земли без
крестьян.

КОММЕНТАРИИ
Начальная часть указа намеренно построена так, чтобы показать, что
инициатива издания исходит от дворянства, отвечает его интересам и не
противоречит уже существующему законодательству. Действительно, получивший
вольную крестьянин и прежде мог записаться в мещанство и после этого стать
владельцем земли, но тогда он переставал быть земледельцем. Указом же 1803
г. фактически создавалась новая социальная категория свободных хлебопашцев,
владеющих землей по праву частной собственности (этим они отличались от
государственных крестьян). Условия, на которых должно было происходить
освобождение, определялись взаимным договором крестьян

Новинки рефератов ::

Реферат: Законы сохранения в механике (Физика)


Реферат: ТВ драматургия "Анализ книги Ю.М. Лотмана "Семиотика кино и проблемы киноэстетики"", "Проблема знаков" (Искусство и культура)


Реферат: Oracle Power Objects (Программирование)


Реферат: Роль кадровых агентств в функционировании рынка труда: Социологический аспект (Социология)


Реферат: Правовое регулирование вексельного обращения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Народный депутат Украины (Народний депутат України) (Право)


Реферат: Мировой суд во второй половине 19 века (История)


Реферат: Ноутбук (Программирование)


Реферат: Инновационный проект: этапы функционирования и реализации (Менеджмент)


Реферат: Учет и аудит денежных средств, расчетов и кредитов (Аудит)


Реферат: Двоякодышащие рыбы (Биология)


Реферат: Динамическое представление данных (Программирование)


Реферат: Основные приципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Анкета по социологии. Выявление потребительского спроса жителей города N на алкогольную продукцию (Социология)


Реферат: Источники права (Теория государства и права)


Реферат: Валеология (Контрольная) (Спорт)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Сельское хозяйство)


Реферат: Расчет радиаторов (Теплотехника)


Реферат: Конфуцианство (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист