GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Обзор туризма в России и за рубежом (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обзор туризма в России и за рубежом (Менеджмент)



Министерство образования Российской Федерации
Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела
Геленджикский филиал



Научный руководитель______________________________________



Реферат


по
дисциплине:_______________________________________________
на
тему__________________________________________________________
__________________________________________________________________



Выполнил:
Студент_____________курса
_________________________
_________________________
Отметка о допуске к защите:
_________________________
Комиссия:________________
_________________________
Дата защиты:_____________



г.Геленджик 2001г.

План



1. Введение
3стр.
2. Туризм в России
6стр.
3. Международный туризм
11стр.
4. Туризм как отрасль экономики
15стр.
5. Заключение
20стр.
6. Литература
21стр.



1.Введение

| Отдых — процесс восстановления умственной и физической |
|работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, |
|вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Пассивный |
|отдых предусматривает прекращение предшествовавшей деятельности и полный|
|физический покой организма, активный отдых — переключение активности |
|организма на иной вид деятельности. |
|Отдых является одним из существенных условий сохранения и укрепления |
|здоровья, поддержания высокой трудоспособности и достижения активного |
|долголетия. Полноценный отдых является неотъемлемой чертой здорового |
|образа жизни и обеспечивается за счет рациональной организации |
|свободного времени, а также специальных восстановительных мероприятий, |
|которые включаются в режим трудовой деятельности. |
|Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах |
|отдыха и т.п. Одним из распространенных видов отдыха является туризм. В|
|данной работе будет рассмотрен туризм как организованный вид отдыха. |
|Рассмотрим системы организованного отдыха в России и за рубежом. |
|Туризм (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие |
|(поездка, поход) в свободное время. Один из видов активного отдыха. |
|Туризм — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных |
|потребностей, так как он сочетает различные виды рекреационной |
|деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных |
|сил человека. Туризм — составная часть здравоохранения, физической |
|культуры, средство духовного, культурного и социального развития |
|личности. По существующей в мировой практике оценке масштабов |
|туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и |
|добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме |
|деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, |
|пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают|
|экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием|
|«внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный |
|туризм». По данным международных официальных туристских организаций, в |
|середине 90-х гг. 20 в. от общего количества 1100—13000 млн. туристов в |
|мире 75—80% приходится на внутренний туризм. |
|Международный и национальный туризм тесно взаимосвязаны и |
|взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены |
|одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же |
|товары и услуги; во многих странах они имеют общую |
|материально-техническую базу и единую сферу приложения труда. |
|В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на: |
|познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных |
|мест, осмотр культурных, исторических, природных |
|достопримечательностей; |
|спортивный туризм — участие в спортивных мероприятиях; |
|любительский — охота, рыболовство и прочее; |
|пригородный туризм — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, |
|отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха; |
|с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; |
|деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес; |
|религиозный — посещение «святых». |
| |
|В международной статистике туристические поездки на курорты, в дачные |
|местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы также |
|принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько |
|целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в |
|которых доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года, |
|продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья|
|(гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с |
|семьей, с собственным туристским снаряжением, на принципах |
|самообслуживания. Цели и условия путешествия, в свою очередь, |
|определяются материальными возможностями туриста, состоянием его |
|здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также |
|материально-технической базой туризма и социальной поддержкой (выплаты и|
|дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и |
|туристским организациям). |
|Принято различать туризм организованный — путешествие по программе, |
|намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и |
|неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, |
|разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей |
|самообслуживания. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|2.Туризм в России |
|В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в |
|Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны |
|света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), |
|Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе |
|(позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество |
|велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, |
|Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов|
|(РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные|
|чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 |
|насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей |
|имущих классов. |
|Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х |
|гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся |
|и красноармейцев — Наркомпрос. (Первая советская туристская организация |
|создана в 1918 — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские|
|путешествия не носили массового характера. |
|В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928|
|создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 акционерное |
|общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, |
|пришедшее на смену РОТ). В 1930 постановлением СНК СССР на базе |
|«Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное|
|добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 —|
|Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. |
|ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские |
|походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 |
|насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., |
|действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных|
|путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. В 1936 |
|постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних |
|путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого |
|образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К |
|1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях |
|и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны |
|туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз |
|и лагерей. В период Великой Отечественной войны 1941—45 многие |
|туристские базы были разрушены. В апреле 1945 советские профсоюзы |
|приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного |
|управления ВЦСПС. В 1945 туристско-экскурсионные управления были созданы|
|в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, |
|Грузинской ССР; в 50—60-е гг. — во всех союзных республиках, в 33 краях |
|и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов |
|реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет|
|по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных |
|государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в|
|обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во |
|всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных |
|городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 |
|туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских |
|теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими |
|учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн.|
|экскурсантов. |
|В 1969 Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по |
|дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу |
|превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания |
|населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям |
|(ЦСТЭ). |
|В 1971—75 на развитие материальной базы Т. профсоюзами выделено 0,5 |
|млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 |
|тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём |
|туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в|
|1975. По размаху туристского движения Россия занимает одно из первых |
|мест в мире. В 1995 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за |
|пределами постоянного места жительства, достигло 140—150 млн. чел. |
|(оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, |
|пионерские лагеря и др.), что составляет около 17% от всего числа |
|туристов в мире. |
|ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, |
|обслуживающей около 13 млн. туристов и около 70 млн. экскурсантов в год |
|(1995). В системе Российского туризма функционирует свыше 150 маршрутов |
|всероссийского значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; |
|организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 |
|тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. |
|автобусных туристских рейсов. Почти в 400 городах и населённых пунктах |
|открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране |
|действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката |
|туристского снаряжения. На предприятиях создано около 40 тыс. туристских|
|секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, |
|лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного туризма, |
|включенными (с 1949) в Единую всероссийскую спортивную классификацию. |
|Регулярно проводятся соревнования по видам спортивного туризма. При |
|советах по туризму. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и |
|контрольно-спасательная служба. Свыше 60 тыс. чел. (1995) имеют |
|спортивные разряды и свыше 200— звание мастера спорта по туризму. |
|С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и |
|развития культурно-экономических контактов между странами резко |
|расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась |
|деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного |
|туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному |
|туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при |
|Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление|
|по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. |
|укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась |
|география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100|
|городах страны, «Спутник» имел 19 международных молодёжных лагерей. |
|Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными|
|туристскими организациями. Число иностранных туристов возросло с 2 млн.|
|чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 |
|выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10|
|ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная |
|туристская организация. |
|В настоящее время существует огромное количество туристических фирм. |
|Особое развитие они получили в последнее время в связи со стабилизацией |
|экономической жизни в стране. Возросли материальные возможности |
|населения. Известная прозрачность границ также способствует развитию |
|международного туризма. Высокая информационность населения также |
|позволяет надеяться и на дальнейшее увеличение туризма. |
|По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает |
|ведущее место в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных |
|районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше |
|150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. |
|Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. |
|Туристское движение в России развивается в соответствии с |
|государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит |
|социальный характер. Только из фондов государственного социального |
|страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение |
|льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, |
|санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели |
|расходуются значительные суммы из общественных фондов |
|В 1995 75—80 млн. человек участвовали в длительных и кратковременных |
|самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места |
|организованного отдыха, в пригородные зоны, в др. города с |
|оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и др. |
|целями. |
|По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его |
|проведения, население расходует в год около 5,5% ко всему фонду |
|потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимает одно |
|из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг. |
|Научные исследования в области туризма ведут институт географии АН , |
|Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии |
|министерства здравоохранения, Всесоюзная научно-исследовательская |
|лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская |
|лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских|
|организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, |
|институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров .|
| |
|Издаются: ежемесячные иллюстрированные журналы, регулярно — проспекты |
|«Туристские маршруты» для зарубежных туристов — иллюстрированные журналы|
|(на русском, английском, французском и немецком языках.) Союз советских|
|обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету |
|(на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. |
|издательство «Физкультура и спорт» ежегодно выпускают серии книг и |
|брошюр по вопросам туризма, рассчитанные на массового читателя. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|3.Международный туризм |
| |
|Международный туризм (М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2й |
|половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной |
|взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом|
|или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое |
|положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, |
|оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется|
|неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества |
|туристов в мире в 1970—95 представлен в табл. 1. (Под количеством |
|туристов в международной статистике понимается количество |
|зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку|
|за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое |
|число их несколько меньше.) |
|Таблица 1. |
|Количество туристов, млн. чел. |
|Прирост к предыдущему году, % Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|125,3 |
|— |
|100 |
|171,2 |
|13,0 |
|281 |
|215,5 |
|6,9 |
|436 |
|269,0 |
|9,7 |
|668 |
|320,0 |
|10,5 |
|870 |
| |
|Характерной чертой современного международного туризма является высокая |
|концентрация его в Европе и Северной Америке. |
|Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти |
|23 количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом |
|туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало |
|выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие |
|цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во|
|многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие|
|годы имели чёткое направление с севера на юг. В 80—90-е гг. из-за |
|перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского |
|побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития |
|материально-технической базы международного туризма в др. странах |
|средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация |
|европейского туристского потока на юго-запад и юго-восток. |
|Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на |
|который в 1995 приходилось около 16% мирового потока туристов. В |
|основном это так называемый взаимный туризм между США, Канадой и |
|Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из |
|США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т.|
|и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но |
|на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества |
|иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, |
|большинство развивающихся стран не имеет необходимой |
|материально-технической базы для международного туризма. |
|Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и |
|политического значения как средства укрепления взаимопонимания между |
|народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет|
|и экономическое значение. Поступления от международного туризма в |
|иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода |
|платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта|
|товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от |
|международного туризиа в 70—90-е гг. увеличивались с некоторым |
|опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 2), что |
|объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в |
|капиталистических странах. |
| |
| |
| |
|Таблица 2. |
|Объём поступлений, млрд. долл. |
|Поступления предыдущему |
|году, прирост в %. |
|Индекс |
|1970 |
|1980 |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|2,1 |
| |
|— |
|100 |
|6,8 |
| |
|17,2 |
|324 |
|11,0 |
| |
|14,6 |
|524 |
|17,9 |
| |
|16,2 |
|852 |
|31,1 |
| |
|10,7 |
|1481 |
| |
|Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на |
|распределении доходов от международного туризма, их росте (табл. 3). |
|Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от |
|объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и |
|продолжительности пребывания туристов в стране. |
|Таблица 3. |
|Европа |
|Сев. Америка |
|Лат. Америка |
|Африка Азия Австралия |
|Океания |
|Ближний Восток |
|1985 |
|1990 |
|1995 |
| |
| |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
|млрд. |
|долл. |
|доля |
|% |
|индекс |
| |
| |
|7,14 |
|2,07 |
|0,87 |
|0,22 |
| |
|0,48 |
| |
|0,25 |
|64,7 |
|18,8 |
|7,9 |
|2,0 |
| |
|4,3 |
| |
|2,3 |
|100 |
|100 |
|100 |
|100 |
| |
|100 |
| |
|100 |
|10,85 |
|3,50 |
|1,7 |
|0,41 |
| |
|1,2 |
| |
|0,28 |
|74,7 |
|16,1 |
|3,1 |
|1,4 |
| |
|3,1 |
| |
|1,7 |
|151 |
|169 |
|195 |
|186 |
| |
|250 |
| |
|112 |
|18,00 |
|6,00 |
| |
|2,50 |
| |
|4,00 |
| |
|0,60 |
|57,9 |
|19,3 |
| |
|8,0 |
| |
|12,9 |
| |
|1,9 |
|252 |
|204 |
| |
|1136 |
| |
|833 |
| |
|240 |
| |
|Всего в мире |
|11,03 |
|100 |
|100 |
|17,89 |
|100 |
|162 |
|31,10 |
|100 |
|282 |
| |
|Развитие международного туризма связано с решением ряда технических, |
|организационных и научных проблем, многие из которых носят общий |
|характер для всех или большинства стран: развитие |
|материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, |
|выявление новых перспективных районов и центров международного туризма, |
|расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества |
|туристов приходится на июнь — август). |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|4.Туризм как отрасль экономики. |
|Туризм — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и |
|организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и |
|нематериальных услугах. Продукция туризма— это комплексная услуга (так |
|называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги |
|транспорта, гостиничного хозяйства, торговли, экскурсионных, |
|культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, |
|лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес |
|элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в|
|зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние |
|оказывают вид туризма, способ передвижения, продолжительность и способ |
|организации путешествия. В России, например, структура познавательного |
|тура (1995, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт —|
|30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты |
|питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и |
|прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на |
|конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, |
|питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, |
|бытовые услуги и др.— 13%. |
|Различия в целях путешествий и способах их организации привели к |
|появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, |
|мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских |
|учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов |
|туризма, способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и|
|др. особенности клиентуры. |
|Материально-техническая база туризма с экономической точки зрения |
|представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые |
|подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты|
|и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, |
|специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие |
|только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный |
|транспорт, предприятия торговли, общественного питания, |
|культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное|
|население и туристов, ставших временными жителями данной местности). |
|Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают |
|функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — |
|производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, |
|готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, |
|гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские |
|и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как |
|правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — |
|преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального |
|производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через |
|вторичные предприятия туризм активно влияет на местную экономику: |
|средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый |
|доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не |
|получают. |
|Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг|
|меняется в зависимости от развитости материально-технической базы |
|туризма, продолжительности путешествия, вида туризма, времени года и |
|ряда др. причин. Например, в познавательном туризме обычно велика доля |
|экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в |
|лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; |
|зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. |
|В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, |
|в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные |
|путешествия). |
|В силу экономико-технологической особенности туристской услуги туризм |
|практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или |
|хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана|
|другая точка зрения; туризм лишь рынок сбыта услуг и товаров др. |
|отраслей. |
|Туризм— сфера приложения труда значительной части экономически активного|
|населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и |
|косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц |
|наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в |
|Великобритании — свыше 4%, в России — около 4% (1995, оценка). В |
|экономике многих стран отрасль туризма занимает одно из ведущих мест. Во|
|Франции, например, туризм опередил по доходам автомобильную |
|промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального |
|производства и сферы обслуживания (1995). В некоторых районах туризм |
|является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие |
|производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные |
|тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для |
|какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое |
|море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с |
|тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, |
|луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей туризма. |
|Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную |
|потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому |
|туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются |
|именно в такие районы, в которых производительные силы развиты |
|относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим |
|воздействиям. При этом туризм по сравнению с другими отраслями народного|
|хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. |
|Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства |
|в экономическом освоении территорий, туризм способствует охране природы |
|и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного |
|хозяйства. Отрицательное влияние туризма на природу фиксируется в тех |
|случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при |
|перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил|
|природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы |
|туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы |
|территорий, подлежащих охране как объекты туризма в будущем, |
|организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. |
|Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных|
|ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — |
|рекреационной географии. |
|Некоторые виды туризма — познавательный, деловой (путешествующие с этими|
|целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея |
|тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют |
|развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального |
|производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах туризм может|
|оказаться даже ведущей отраслью экономики. |
|Туризм характеризуется системой показателей которые в различных странах |
|варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной |
|деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: |
|а) характеризующие развитость материально-технической базы туризма — |
|количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на|
|душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); |
|6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную |
|местность, город, страну; |
|в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, |
|стране; |
|г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, |
|поступленияв расчёте на душу населения; |
|д) данные, показывающие место туризма в системе отраслей экономики, — |
|количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых|
|от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере |
|обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех |
|поступлений от населения (суммы продаж). |
|Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных |
|туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — |
|пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным |
|туризмом, выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным |
|туризмом), доля поступлений от иностранного туризма в платёжном балансе |
|страны и др. |
|В странах, находящихся на низкой ступени развития (например, некоторые |
|страны Азии, Африки), туризм практически отсутствует. Попытки некоторых |
|развивающихся стран создать собственную материальную базу для |
|иностранного туризма вынудили привлекать иностранный капитал. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|5.Заключение |
|Экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию |
|государственных и правительственных учреждений — министерства, |
|комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь |
|государственную политику в области туризма, содействуют его развитию, |
|ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных |
|земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, |
|природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, |
|подготовку кадров. Политика государств в области туризма сводится в |
|основном к развитию национального туризма с целью сокращения пассивного |
|туризма и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами|
|в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими |
|масштабами пассивного туризма. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|6.Литература |
| |
|1.Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; |
|2. Роланов Н.Е.. Организация отдыха и методы оздоровления трудящихся на |
|курортах. - Ростов: Издательство ростовского университета, 1986 г. |
|3.Яковенко Г.В., Винокуров Б.Л., Быков А.Т. Технологии управления |
|предприятиями курортных и туристских услуг. - Сочи: 1997. |
|4.Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма |
|5.География и туризм в сборнике; |
|6.Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М.,|
|1975; |
|7.Рекреационная география. Сб., М., 1976 |





Реферат на тему: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани

Министерство образования РФ
РяЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИчЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Юридическое отделение



Курсовая работа

на тему: Образовательный менеджмент
муниципальной системы образования города Рязани

СТУДЕНТКИ III КУРСА
группы 3у шифр 0613
Подъяблонской С.Ю.
Научный руководитель
Гальперин А.Э., к.и.н.
доцент кафедры
методологии управления
образования и развития РИРО



Рязань 2004


Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Нормативно-правовая основа
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ГОРОДА РяЗАНИ ………………………………………………….……… 7 - 11
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОчНИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИя
муниципальной системы образования г.Рязани ……………………………..... 7
2. Основные этапы становления муниципального образовательного
менеджмента …………………………………………………………………..….8
Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДА
РЯЗАНИ: СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
………………………………………………... 12 - 29
2.1 Современное состояние муниципального образовательного
менеджмента …………………………………………………………………… 12
2.2.1 Развитие управляющей подсистемы дошкольного образования ……... 16
2.2.2 Развитие управляющей подсистемы общего образования ……………. 17
2.2.3 Развитие управляющей подсистемы дополнительного
образования …………………………………………………………………….. 20
2.2.4 Воспитание как одна из составляющих образовательного
процесса ( г.Рязань)…………….……… ………………………………...……. 21
2.2.5 Реализация государственной молодёжной политики …………...…….. 22
2.2.6 Педагогические кадры муниципальной системы образования как
управленческий потенциал образовательного менеджмента ……………….. 23
2.2.7 Финансово-хозяйственные и сервисные службы УО г.Рязани как важнейший
элемент управляющей подсистемы образовательного менеджмента
…………………………………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………………... 30
Список использованных источников и литературы …………………………. 32
Приложения ……………………………………………………………………. 33



Введение

Быстрое изменение социально-экономических условий жизни нашего
общества, развитие рыночных отношений подтолкнули и учёных, и практиков к
изучению зарубежной науки управления – менеджмента. Тем более, «что и
отношение общества к этой области научного знания в последнее время резко
изменилось: постепенно исчезли из нашего сознания классовые идеологические
оценки и сегодня едва ли кто считает менеджмент чуждой наукой»[1].
Менеджмент, как и любая наука имеет свои противоречия и поэтому в
процессе практического применения «натыкается» на «препятствия» или по-
другому – проблемы развития управления на любом уровне (мировом,
федеральном, региональном, местном и в различных сферах применения).
Наше исследование образовательного менеджмента касается местного
уровня, г. Рязани.
Таким образом, эффективное управление муниципальной системой
образования требует выявления их собственных управленческих проблем,
несоответствий между желаемым состоянием, потребностями системы и её
нынешними возможностями.
Для их выявления мы воспользовались методами проблемно-
ориентированного анализа системы управления. «Мера остроты проблемы
управления в образовательных учреждениях (ОУ) определяется величиной
расхождения между уровнем значимости той или иной функции, или задачи
управления и уровня качества её реализации».[2]
Недостаточно качественная реализация управленческих функций
предопределена недостатками организационных механизмов управления внутри
образовательного учреждения. Организационным структурам действующих систем
управления присуще наиболее распространённые проблемы:
1) эти структуры являются недостаточно гибкими, подвижными;
2) они не отражают всей необходимой для реализации потребностей объектов
полноты состава управлений функций;
3) имеют место ситуации внутренней конкуренции и конфликты между
подразделениями;
4) отдельные функции не имеют надёжных методов реализации управленческих
технологий (т.е. функции анализа и прогноза внешней среды и социального
заказа на образование, самоанализа потребностей и возможностей объекта
управления и т.д.);
5) недостаточная квалификация управленческих кадров;
6) недостаток финансирования;
7) недостаточное выявление и осознание участниками совместной деятельности
образовательных потребностей населения;
8) отсутствие продуманных моделей выпускников;
9) недостаток информационного обеспечения;
10) недостаток научно-методического, концептуального обеспечения
управленческой деятельности, управленческого образования, и т.д.

Исходя из проблемного поля определим актуальность исследования.
Движение образовательного менеджмента к реализации своих главных ценностей
и устремлений требует продуманности, связанности действий, выработки их
согласованного курса. Отсутствие такого курса, общего подхода к решению
проблем делает управление образовательной системой слабым, зависимым от
любых изменений окружающей обстановки.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется уровнем –
глубиной рассогласования между управляющей и управляемой системами, а также
наличием внутренних противоречий в каждой из них, то есть анализ применения
вышеобозначенного курса управления образовательной системой.
Далее необходимо уточнить то, что образовательный менеджмент или
управление образовательной системой (г.Рязани) представляет собой особую
деятельность, в которой её субъект (Управление образования, науки и
молодёжной политики) посредством предвидения, организации, координации
обеспечивает совместную деятельность объектов (педагогов, учащихся.
Родителей и т.д.) образовательного процесса. Эта деятельность направлена на
развитие образовательного процесса с целью удовлетворения запросов местного
сообщества, личности, рынка труда.
Объектом исследования является процесс управления образовательной
системой (г. Рязани).
Предметом исследования выступают составные части процесса управления
образовательной системы г. Рязани:
. проблемы обучения;
. проблемы воспитания (физические, духовные);
. проблемы развития (нравственные, интеллектуальные, патриотические и др.);
. проблемы педагогических кадров (нехватка педагогов, недостаточная
квалификация и др.) и др.
Если субъект управления образовательной системы будет придерживаться
вышеобозначенного курса или общего подхода к решению проблем, то
образовательный менеджмент станет независимым и устойчивым к изменениям
окружающей обстановки.
Для наилучшего результата необходимо воспользоваться следующими
методами анализа существующих и потенциальных проблем:
1) эмпирический способ добывания информации:
a) изучение методических и правовых документов (на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях);
b) изучение и обобщение опыта работы конкретных социальных систем;



2) теоретический метод:
a) моделирование ситуаций, например. Сравнение и обобщение собранных
данных по какому-либо вопросу, систематизация материала, его синтез и
анализ.



Глава 1. Нормативно-правовая основа муниципального образовательного
менеджмента города Рязани

1.1 Нормативно-правовые источники функционирования муниципальной системы
образования г.Рязани.
В соответствии с положением об управлении образования, науки и
молодёжи администрации г.Рязани данное структурное подразделение
администрации г.Рязани входит в состав социального комплекса и
непосредственно подчиняется заместителю главы администрации по социальной
сфере и гуманитарным вопросам (Приложение №1).
Управление в своей деятельности руководствуется:
. Конституцией РФ;
. федеральными законами;
. указами Президента РФ;
. постановлениями Правительства РФ;
. приказами министерства образования РФ;
. Уставом и законодательством Рязанской области;
. Уставом города Рязани;
. Решениями Рязанского городского Совета;
. Постановлениями, распоряжениями главы администрации города и
распоряжениями главы администрации области города.
К ним, в частности, можно отнести:
1) ФЗ «Об образовании»;
2) Закон «О молодёжи», принятый Рязанской областной Думой в 1995 г.;
3) Приказ Министерства образования РФ «О внесении изменения в Типовое
положение об образовательном учреждении дополнительно образования детей»
от 01.07.2003 г.;
4) Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани
от 29.09.2003 №982 «О порядке аттестации педагогических и руководящих
работников учреждений образования г. Рязани в 2003-2004 г.»;
5) Приказ управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани
от 19.09.2003 №954 «О паспортизации школьных музеев»;
6) Приказ УОНиМ от 18.10.2003 г. №1049 «Об итогах организационно-
управленческой деятельности администрации управления образования,
проведенного УОНиМ совместно со специалистами ГЦСЭН, противопожарной
службы по охране Рязани, дирекции заказчика объектов социальной сферы»;
7) Информация о всероссийском конкурсе специалистов на право работать во
всероссийском детском центре «Орлёнок» и др.
8) Информационный сборник №28 Профессия-управленец./Управление образования,
науки и молодёжи администрации г.Рязани. Муниципальное учреждение
«информационно-диагностический (методический) центр».- Рязань. 2000 г. –
37с.;
9) Должностные инструкции специалистов и сотрудников УОНиМ;
10) План работы УОНиМ (2002 – 2003 гг.) и др.


1.2 Основные этапы становления муниципального образовательного менеджмента
Рассматривая основные этапы становления и примеры управления
муниципального образовательного менеджмента г.Рязани необходимо начать с
дошкольных образовательных учреждений г.Рязани. Дошкольное образование –
весьма важно и во многом определяет становление личности ребёнка на
последующих этапах его развития.[3]
Итак, к началу 1995 г. в г.Рязани сложилась достаточно оптимальная
структура дошкольного образования, способная удовлетворить разнообразные
потребности детей дошкольного воз

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние автотранспорта на человека (Спорт)


Реферат: Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» (Педагогика)


Реферат: Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития. (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Человек, творчество, культура в философии Н.А.Бердяева (Культурология)


Реферат: Військо запорізьке (История)


Реферат: Вероятностный подход (Естествознание)


Реферат: Решение задачи Дирихле для уравнения Лапласа методом сеток (Математика)


Реферат: Искусство эллинской культуры (Культурология)


Реферат: Что есть философия (Философия)


Реферат: Ангола после обретения независимости (История)


Реферат: Внимание и восприятие (Психология)


Реферат: Математическое моделирование биполярных транзисторов типа p-n-p (Радиоэлектроника)


Реферат: Переработка зерна в крупу и муку (Сельское хозяйство)


Реферат: Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл (Естествознание)


Реферат: Концепция устойчивого развития (Экологическое право)


Реферат: Классификация машин и инструментов для обработки древесины (Технология)


Реферат: "Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности (Технология)


Реферат: Методы активации химических процессов (Химия)


Реферат: Ленин (Исторические личности)


Реферат: Бабочки и мотыльки (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист