GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Президент Российской Федерации (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Президент Российской Федерации (Право)



Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Становление института Президента в России 4
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента
РФ 8
2.1. Выборы Президента РФ 8
2.2. Вступление в должность 12
2.3. Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ 13
Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно,
исполнительной и судебной власти. 18
Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов 25
Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её
безопасности. 27
Глава 4. Структура Администрации Президента 31
Глава 5. Совет Безопасности РФ 33
Глава 6. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 40



Введение


В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое
значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он
занимает. Институт президента в современной России является одним из
ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное
устройство и функционирование – важное условие обеспечения
конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с
конституционным распределением властных полномочий между Федеральными
органами государственной власти.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно
политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность
достойных людей.
Дабы не повторять прошлых ошибок следует упорядочить законодательство,
регламентирующее порядок избрания, деятельность и компетенцию Президента
РФ.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в
обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь
перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности,
за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая
ответственность Президента.


Глава 1. Становление института Президента в России


Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий
впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто
председательствовал на различных собраниях.
В современном понимании президент республики — это глава государства.
Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г.
Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами,
где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария.
В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах мира.
В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в
1991 г.
Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые —
при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Сталин отверг идею
института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета.
Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной
комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода
развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост
президента.
При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее
работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении
поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала
жить, а затем была подхвачена в период конституционных реформ, начатых в
1989 г. Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать
идею введения в СССР поста Президента СССР[1]. В 1990 г. этот вопрос стал
предметом активного обсуждения на Внеочередном III Съезде народных
депутатов СССР, который и учредил должность Президента СССР. Первым (и
последним) Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.
Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте
РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава
исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во
исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и
Верховного Совета РСФСР. Его указы не могли противоречить Конституции и
законам. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного
Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия
Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при
Правительстве РФ Л. А. Окуньков, глубоко исследовавший институт президента
в России, обращает внимание на то обстоятельство, что в последующие годы на
уровень высшей должности стали претендовать и руководители других высших
государственных органов. Может быть, по этой причине Конституция 1993 года
и законодательство о государственной службе вообще отказались от термина
«высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти.
Имеется в виду, что статус, полномочия и ответственность этих лиц должны
определяться специальными законами и иными нормативными актами[2].
Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд
нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окунькова, внимания.
Так, согласно упомянутому Закону 1991 г. «Президент РСФСР не может быть
народным депутатом. На время выполнения своих полномочий Президент
приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных
объединениях. Президент РСФСР не занимает никакие другие должности в
государственных и общественных органах и организациях».
Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил
своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова,
следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного
членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном
значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические
убеждения и избранных от тех политических партий, лидерами которых они
являются. Думается, что в условиях острой политической конфронтации на
данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу
беспартийности[3].
Эти суждения Л. А. Окунькова были высказаны в период, когда Президентом
России был Б.Н. Ельцин и существовали «условия острой политической
конфронтации». В настоящее время, когда такой остроты в политической жизни
страны нет, а Президентом России избран В.В. Путин, нам представляется, и
мы уже об этом говорили раньше (§ 7 гл. VI), что нет необходимости ни
теоретической, ни практической ратовать за «беспартийность» Президента, тем
более что при любых обстоятельствах глава государства не может быть вне
политики. Более того, по нашему мнению, Президент России — политик номер
один. И от того, какую политику он осуществляет в стране, зависит очень
многое.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных
учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив
Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки
противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного
совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным
положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель
сильной президентской власти, которая была бы построена на классической
доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы
государства.
Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С.
Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава
государства — это глава. Его ответственность — за целостность государства.
Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат,
предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует
Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной
Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание _это законы.
Правительство — это управление. Суды — это правосудие. Каждый занимается
своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему
через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том
виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но
президентское начало как главенствующее»[4].
С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской
республики, где глава государства — Президент обеспечивает целостность
государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные
ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному
Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где
реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, — и все это в
условиях развернутого, надо надеяться, последовательного
парламентаризма»[5]. По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной
значимости для государства и общества Президента, парламента,
исполнительной власти и судов, хотя, по мнению Л. А. Окунькова, как в самом
проекте Конституции, так и в ее окончательном виде, идею «последовательного
парламентаризма» нельзя было увидеть даже через мощнейшее увеличительное
устройство»[6].
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших
органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-
политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д. Сложная
обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность
обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления,
по мнению ряда ученых, установлена президентская республика.
Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже
считают Россию суперпрезидентским государством.
Сторонники президентской республики в России исходят из того положения,
которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это
действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими
республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.
Наряду с признаками президентской республики (это, в частности,
контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет
(правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в
том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя
решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в
президентской республике или элементы президентской республики в
парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или
полупрезидентской[7].
В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением
путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть
президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно
пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед
парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска
парламента.
Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и
зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех
или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных
формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным
набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного
строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного
бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне
демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским
режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В
этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к
французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши
российские будни с французским гражданским обществом, традициями,
парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.
«Думается, — пишет Л. А. Окуньков, — хотя и имели в виду французский
опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в
текст Конституции апробированных методов руководства и легализации
некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате
Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет
единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и
ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на
средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства
были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в
частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве,
в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой
и неэффективной исполнительной вертикалью»[8]


Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента
РФ


2.1. Выборы Президента РФ


Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации
избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Результаты выборов Президента РФ определяются по мажоритарной системе
Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода
имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех
граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права
избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая
гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда».
Что же касается пассивного избирательного права — права быть избранным
Президентом, то оно включает ряд дополнительных условий, вытекающих из
особой роли и ответственности главы государства. Конституция РФ (ст. 81)
устанавливает два дополнительных условия. Первое — более высокий возраст
для Президента по сравнению с активными избирателями. Президентом
Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не
моложе 35 лет. И второе — так называемый «ценз оседлости» — постоянное
проживание в России не менее десяти лет.
Условие постоянного проживания комментируется по-разному. Одни считают,
что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет
суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание
в течение указанного срока на день выборов.
При отмене института прописки граждан и проживании значительного числа
российских граждан за рубежом эта проблема из области теоретических
дискуссий может стать практически актуальной. По мнению Л.А. Окунькова,
требуется, по-видимому, официальное толкование этой нормы, исходящее из
того, что Президентом не должно стать лицо, плохо знающее условия жизни и
обстановку в нашем государстве[9].
Согласно прежнему Закону «О Президенте РСФСР», Президент избирался
сроком на 5 лет. Теперь срок полномочий Президента составляет четыре года,
по истечении которого должны быть проведены новые выборы.
Согласно ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать
должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено
на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения
должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от
одного Президента другому.
Ограничение числа переизбраний препятствует авторитаристским тенденциям
единоличной власти, долгосрочному властвованию в государственных структурах
сторонников одной политической партии (группировки), поддерживающей курс
Президента. Ясно, что при отсутствии возможности переизбрать Президента
практически ничтожны шансы его оппозиции мирным путем получить пост главы
государства.
Вместе с тем Конституция, по мнению ряда исследователей, сохраняет за
бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и
следующий срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим»
президентством»[10].
Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому
федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию
Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории
Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному
округу.
В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской
Федерации» (1999 г.) граждане Российской Федерации, политические
общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и
законными методами проводить предвыборную агитацию, т.е. осуществлять
деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию
в выборах Президента, а также к голосованию за или против любого
зарегистрированного кандидата.
Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся
за счет федерального бюджета.
Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для
финансирования своей избирательной кампании.
Подготовка к проведению выборов Президента РФ осуществляется открыто и
гласно.


Назначение Выборов

Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией
РФ, является обязательным.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении
выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за
120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое
воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих
выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному
опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять
дней со дня его принятия.
В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы
проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе или в третье
воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих
выборах Президента РФ. Решение Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через
семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования
решения о назначении выборов.
В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до
истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого
прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем
голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда
истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих
полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит
официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем
через пять дней со дня его принятия.
В случае, если Совет Федерации не назначит своевременно досрочные
выборы Президента, выборы Президента РФ проводятся Центральной
избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении
трех месяцев о дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий
Президентом Российской Федерации. В случае досрочных выборов сроки
осуществления избирательных действий сокращаются на четверть.
Одной из главных особенностей третьих выборов Президента Российской
Федерации явилось то, что они проводились досрочно.
В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н.
Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока
Совет Федерации 5 января 2000 года на основании статей 92 и 102 Конституции
Российской Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26
марта 2000 года.


Голосование и определение

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти —
народу. Именно избиратели своим голосованием определяют кто достоин быть
Президентом России.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более
половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число
избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу
избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для
голосования.
Проблема активности избирателей на выборах является одной из наиболее
значимых в избирательном процессе как с точки зрения уровня правовой
культуры избирателей, так и в плане признания легитимности формируемой
государственной власти. По данным социологических опросов ожидалось, что
участие в выборах последнего Президента РФ примут от 60 до 76 процентов
российских избирателей.
Фактически в выборах Президента Российской Федерации 26 марта -2000
года приняли участие 75 181 073 избирателя, или 68,74 процента избирателей,
включенных в списки избирателей на момент окончания (голосования.
Всего Центральной избирательной комиссией РФ для наблюдения за
последними выборами Президента было аккредитовано 1002 иностранных
(международных) наблюдателя, представлявших 58 государств — 9 стран СНГ, 27
стран Европы, 5 стран Северной и Латинской Америки, 11 стран Азии, 5 стран
Африки, Австралию и 87 международных и национальных организаций.
По приглашению ЦИК России осуществляли наблюдение 826 представителей, в
том числе от Государственной Думы — 126, Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации — 44, Совета Федерации — 6.
В день голосования 26 марта 2000 г. иностранные (международные)
наблюдатели посетили около 3 тысяч избирательных участков в 37 субъектах
Российской Федерации.
Состоявшиеся выборы Президента обозначили дальнейший прогресс в деле
консолидации демократической избирательной системы в Российской Федерации.
Было особо подчеркнуто, что выборы прошли в атмосфере политической
стабильности, в рамках нового законодательства, которое соответствует
международно признанным демократическим принципам, обеспечивает плюрализм,
равные условия и возможности выступления кандидатов на политической арене,
а также высокий уровень открытости всех стадий избирательного процесса.
Вместе с тем иностранные наблюдатели высказали и ряд критических
замечаний. Они затрагивали политические аспекты проведения избирательной
кампании — роль средств массовой информации и использование так называемого
административного ресурса.
По мнению наблюдателей, на выборах в России сохраняется возможность
использования кандидатами преимуществ служебного положения, оказания
влияния местными органами власти на избирательные комиссии Отмечены также
некоторые «шероховатости» в работе самих избирательных комиссий. Например,
из-за сложной процедуры подсчета голосов члены избирательных комиссий в
ряде случаев не в полном объеме соблюдали установленный порядок. Вызвали у
наблюдателей вопросы также защищенность избирательных бюллетеней и их
хранение.

Признание выборов несостоявшимися и недействительными
В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской
Федерации»
Центральная избирательная комиссии признает выборы Президента РФ
несостоявшимися в случае:
а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей,
включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного
кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к
другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным
кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех
кандидатов.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ
недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или
установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью
определить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги
голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой
от общего количества избирательных участков;
в) по решению суда.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
предусматривает, что в случае, если в избирательный бюллетень было включено
более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам
общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации,
Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по
выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим
наибольшее число голосов избирателей.
Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования на
общих выборах.
Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных
кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою
кандидатуру, по решению Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации второй кандидатурой для проведения повторного голосования
признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах
наибольшее число голосов избирателей после кандидатур, по которым
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации первоначально
назначила повторное голосование. В этом случае повторное голосование
проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи
заявления.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента
Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при
голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого
зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей,
поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов
избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех
кандидатов[11].
В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны
несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного
голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено
повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном
голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность
Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской
Федерации.
Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации
проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов
либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов
несостоявшимися или недействительными.
Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные действия,
связанные с проведением повторных выборов Президента Российской Федерации,
осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах
Президента Российской Федерации». Правда, при проведении повторных выборов
Президента Российской Федерации сроки избирательных действий по решению
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть
сокращены, но не более чем на одну треть.
При проведении повторных выборов Президента Российской Федерации
кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия
(бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или
выборов при повторном голосовании недействительными,



2.2. Вступление в должность

Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по
истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской
Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных
выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня
вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на
предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской
Федерации, — на тридцатый день со дня официального опубликования
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов
выборов Президента Российской Федерации.
Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в принесении
Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета
Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда
Российской Федерации.
Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он
сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий
Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека
и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации,
защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность
государства, верно служить народу».
Резиденцией Президента РФ является столица России — Москва, Кремль. Над
зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг
России.
Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы
президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь
избранного Президента Российской Федерации.
Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской
Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный
единственный экземпляр официального текста Конституции Российской
Федерации.
Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как
главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации.
Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.
На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации
Президент приносит присягу.
Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному
Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им
присяги.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им
присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1
ст. 92 Конституции).
Избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает
неприкосновенностью. Правда, в ст. 91 Конституции РФ, закрепившей
неприкосновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание, что влечет
за собой различные подходы к ее пониманию.
В целях устранения ошибок при толковании «неприкосновенности»
Президента РФ необходимо раскрыть содержания этого института в законе о
Президенте РФ.



2.3. Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ

Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным
основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами.
Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента
прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например,
первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в
связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала
такого основания прекращения существование самого государства.
Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить
утрата власти в результате революции, когда власть президента или
насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее
захвата вопреки закону.
Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те
основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого
президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.).
Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении
предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.
Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения
полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них.


Истечение Срока

В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент
прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом
Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В
остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть
прекращены досрочно.


Отставка Президента

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в
случае отставки — добровольного ухода с должности Президента. Так именно
поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к
сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В
законе, по нашему мнению, должны быть указаны форма выражения Президентом
своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы,
побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить
личный характер — преклонный возраст, состояние здоровья; политические, г~
несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов
государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим
кризисом и т. д.)
Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматривает
порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в
торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов
Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует
порядок ухода Президента в отставку.
Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об
отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту
отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и
принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при
всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать
возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием
временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п.
Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении
заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант
должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на
этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На наш взгляд, это
может быть предусмотрено и Конституцией, и федеральным законом «О
Президенте Российской Федерации».


Стойкая неспособность

Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой
неспособности по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст.
92 Конституции РФ).
К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента
должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов. В
частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья
осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий
Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в
законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт
наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого
рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы
правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации
этой конституционной нормы.
В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял
Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92
Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия[12]. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной
Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их
взаимосвязи.
В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из
занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти,
а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет
неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые
обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ
принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность
функционирования института главы государства.
Содержание и назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ, предусматривающей
возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в
случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в ст. 91
Конституции РФ положения о неприкосновенности Президента РФ.
Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в
случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного
установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с
расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер,
принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным
образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями
Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера
рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться
обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу
ч. 2 ст. 92 Кон-
ции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1
ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при
исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением
Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ и в
силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения
полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный
характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с
соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем чтобы
обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий
Президента РФ, исключение факторов, препятствующих нормальному
функционированию институтов власти.
Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть
исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного
отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный
способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий
Президента РФ. По смыслу ст. 92 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во
взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и
93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса
и взаимодействия всех ветвей власти.
В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного
прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до
вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на
Председателя Правительства РФ[13].
Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля
2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2
ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно
этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О
Президенте Российской Федерации».

Отрешение Президента от должности
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае
отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).
Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения
Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения
в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях
Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ
о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93
Конституции РФ).
Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в
совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого
решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы
численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса
на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной
комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается
квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа
депутатов палаты.
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и
Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в
действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд
дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения
против Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает
принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на
основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений
Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда
РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует
не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после
выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение
в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются
отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).
В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от
должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта
попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за
решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей
депутатов.
Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения
Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве
проблемы, в частности, неурегулированность нормами права процедуры
предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это
действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном
порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях
главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать
заключение — коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих,
при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру,
Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного
порядка выдвижения обвинения[14].
Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от
власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от
власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента —
достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и
упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая — в чрезмерном ее
усложнении. Нужна золотая, разумная середина.


Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно,
исполнительной и судебной власти.


Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми
ветвями власти.
Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:
- Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным
Собранием.
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
государства;
- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её
местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе;
- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях
чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе;
- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и
комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей
Российской федерации в иностранных государствах и международных
организациях.
Президент взаимодействуя с Государственной Думой:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
РФ;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на
должность Председателя Центрального банка;
- ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка;
- назначает выборы Государственной Думы;
- распускает Государственную Думу;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную
Думу на новое рассмотрение;
Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для
отрешения его от должности.
Президент взаимодействуя с Советом Федерации:
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного
Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
- вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности
Генерального Прокурора.
- Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает
указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.
Президент взаимодействуя с Правительством РФ:
- принимает решение об отставке Правительства;
- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и
освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и
федеральных министров;
- имеет право отменять постановления Правительства.
Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством
РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л.А. Окуньков в своей
статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с
жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления.
Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной
власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо
вмешиваться в дела Правительства.
Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а
Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным
органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя
президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от
усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические
преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент
должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет
место дублирование в работе Президента и Правительства».[15]
Президент во взаимодействии с судебной властью:
- представляет Совету Федерации для назначения на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации.
- самостоятельно назначает судей других федеральных судов;
- вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о
соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения
иного тяжкого преступления.
Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за
собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших
должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.
В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать
заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в
том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного
контроля.


Компетенция Президента РФ

Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст.
80 Конституции
РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина;
2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры
по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и
государственной целостности;
3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти;
4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами
определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в
международных отношениях.
Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных
ему прав и обязанностей, необходимых для выполнен! возложенных на него
функций.
круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно
классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам
взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной
власти.
Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента
сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных
направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в
Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и
полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних
функций российского государства, как: экономическая, которая отражает
степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность
содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны,
создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав
населения; социальная функция государства, которая призвана обеспечивать
все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том
числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище,
медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим
для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а
также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к
существованию по независящим от него обстоятельствам; функция развития
научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие
высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра,
кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников
истории и культуры и т.д.; экологическая функция, направленная на
сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее
ресурсов, улучшение среды обитания человека.
Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за
Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту
особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы
федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они
скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»[16].
Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий
Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной
проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и
раскрытии их содержания.
Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении,
в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно,
а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или
исполнительной ветвям власти. Следовательно, чистота критерия для
классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность
дублирования.
Если обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется
правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия
Президент включает те его права и обязанности, которые закреплены в
различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обороны и
обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т.п.), и не
включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые
реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными
органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание,
Правительство РФ, суды.
Такой подход Л. А. Окунькова с методологических позиций более
правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера
деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он
реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных
исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия,
которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными
органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания,
что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента.
Во избежание этого мы сознательно пойдем на то, чтобы при изложении
полномочий Президента РФ исходить не из одного, а двух критериев их
классификации: а) по направлениям деятельности и б) по сферам
взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей
государственной власти. Это повлечет за собой некоторые повторения, но при
таком подходе они неизбежны.


Президент РФ - гарант конституции

Президент России как глава государства наряду с традиционными
представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по
определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей
страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо
подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые
«царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный
глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической
жизни[17].
Особое место Президента как главы государства подчеркивается его
функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и
гражданина (ст. 80 Конституции).
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей
компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию
Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь
частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом
ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет
и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы
государственной власти и должностные лица могут иметь возможность
осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление
деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как
гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты
конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и государственной целостности. Деятельность Президента
нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного
строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции.
Активное использование Президентом своих полномочий и дозволенных
законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом
направлении является главной гарантией действия Конституции.
Л. А. Окуньков в своей монографии совершенно справедливо замечает, что
в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном
контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная
практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию
государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства
и парламента[18].
Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве
Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма
государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов
государственной власти. Президент «призван цементировать государственную
власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и
конфликтов между органами государственной власти»[19]. Как глава
государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней
политики, имеющее значение не только для исполнительной власти, но и для
органов, представляющих другие ветви власти.
Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган
государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда
при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп
населения.
Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до
применения самого широкого принуждения на законной основе, если на
территории государства действуют организованные преступные банды или
незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная
угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам
человека в мирное время.
Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об
эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций,
прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в
прерогативы парламента»[20].
«Среди многочисленных указов и распоряжений Президента, принятых в
последние годы, — пишет Л.А. Окуньков, — крайне мало решений, которые
содержат предписания в адрес конкретных органов власти, нарушивших
Конституцию России, и в которых содержится принципиальная оценка допущенных
нарушений. Будучи гарантом Конституции Российской Федерации, Президент
должен принимать все необходимые меры по ее соблюдению и обеспечению
верховенства (высшей юридической силы) на территории России. Однако в
течение более двух лет со времени вступления в силу Конституции действенных
мер по приведению в соответствие с ней конституций и уставов субъектов
Федерации не принималось.
Заключение договоров о разграничении полномочий между Российской
Федерацией и республиками, входящими в ее состав, не решало проблемы, так
как после подписания договоров большинство республик не привели в
соответствие с федеральной Конституцией некоторые положения своих
конституций. Со стороны Президента не было ни одного запроса в
Конституционный Суд о соответствии Конституции Российской Федерации
отдельных положений упомянутых актов ряда республик и некоторых других
субъектов Федерации, хотя о них хорошо известно властным структурам и
широкой юридической общественности.
Лишь 5 октября 1995 г. был издан Указ по вопросу обеспечения
соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных
нормативных актов краев, областей и других субъектов Федерации Конституции
Российской Федерации и федеральным законам1. Признавая недопустимым
нарушение Конституции и федеральных законов органами государственной власти
субъектов Федерации при разработке и принятии ими нормативных правовых
актов, Президент предложил этим органам устранить имеющиеся противоречия с
положениями Конституции и федеральными законами. Можно предположить, что
при невыполнении этого предписания упомянутыми органами Президент обратится
в Конституционный Суд с конкретными запросами по поводу тех положений
конституций, законов и иных актов, которые до сих пор не приведены в
соответствие с федеральной Конституцией. Пока таких обращений Президента в
Конституционный Суд не было.
Нельзя не обратить внимания на запоздалость предписаний этого Указа о
неукоснительном соблюдении положений Конституции при подготовке и принятии
основополагающих правовых актов субъектов Федерации. Как известно,
большинство конституций и уставов в регионах уже приняты. Особенно актуален
и безотлагателен пересмотр тех из них, где имеются положения, не
согласующиеся с основами конституционного строя Российской Федерации, ее

Новинки рефератов ::

Реферат: Обратимые и необратимые процессы (Менеджмент)


Реферат: Швейцария (Политология)


Реферат: Деспотии в Древних Восточных цивилизациях (Искусство и культура)


Реферат: Возбуждение дела о банкротстве (Право)


Реферат: A.C.Пушкин (Литература)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Вычисления площади произвольного многоугольника (Программирование)


Реферат: Совершенствование системы управления персоналом на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Оптическая спектроскопия кристаллов галита с природной синей окраской (Физика)


Реферат: Модели принятия решений (Менеджмент)


Реферат: Система производства кормов для животноводческой фермы ООО "Юговское" (Сельское хозяйство)


Реферат: WinWord (Программирование)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Современные цивилизации (Социология)


Реферат: Загрязнение окружающей среды (География)


Реферат: Аранжировка (Ботаника)


Реферат: Лесные пожары - реферат (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Социология структурно-функционального анализа (Социология)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Задачи по семейному праву условие-вопрос-решение (Контрольная) (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист