GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Актуальные проблемы Украины в 2003-2004годах (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Актуальные проблемы Украины в 2003-2004годах (Право)



Міністерство освіти та науки України
Відкритий міжнародний університет розвитку людини „Україна”

Дніпропетровська філія

кафедра менеджменту



Індивідуальне завдання

з дисципліни
Міжнародні економічні відносини

на тему: „3 найбільш визначні події у економічному (зовнішньоекономічному)
житті України у 2004 -2005 роках”


Виконав:
студент 2-го курсу
економічного факультету
гр. МЗ – 21-03
Захарченко С.С.


Викладач:
доцент, к.е.н.
Тараненко І.В.

Дніпропетровськ, 2005

Зміст

1. Подія перша: „Зростання цін на бензин”

2. Подія друга: „Вплив „Помаранчової революції” на іноземні інвестиції”

3. Подія третя: „Інноваційна економіка: проблеми та пріоритети”



1. Рост цен на бензин
1. Актуальность события
Данная проблема выбрана мной не случайно. Эта тема была актуальна как в
прошлые годы, так и в настоящее время. Одной из наиболее прибыльных
отраслей Украины является транспортная. Во многом от нее зависят цены на
товары и продукты питания; перевозки, осуществляемые транспортными
средствами, позволяют производить экспортно-импортные операции, они
осуществляют перевозку грузов, пассажиров. Следовательно, увеличение цен на
бензин и нефтепродукты существенно отразится на экономическом состоянии
страны.
По прогнозу аналитиков Министерства энергетики США (DOE), на протяжении
ближайших 20 лет нефть сохранит свое доминирование в структуре мировой
энергетики: спрос будет увеличиваться со средней скоростью 1,9% в год и к
2025-му достигнет 121 млн. баррелей в день. Этому главным образом будет
способствовать стабильное расширение использования нефтепродуктов в
транспортном секторе, поскольку в обозримом будущем применение
неископаемого топлива вряд ли станет экономически конкурентоспособной
альтернативой. Для удовлетворения этого спроса потребуется соответствующее
расширение производственных мощностей: в целом они увеличатся на 44 барреля
в день от современного уровня. Хотя главными производителями останутся
страны ОПЕК, поставки из других государств сохранят свою
конкурентоспособность, особенно поставки из Каспийского бассейна, Латинской
Америки с глубоководных скважин Западной Африки.
Анализ ситуации на нефтяных рынках свидетельствует, что высокие цены
2003 – 2004 годов отражали главным образом беспокойство участников рынка,
обусловленное послевоенной напряженностью в Ираке. По мнению аналитиков
DOE, аналогичные факторы будут формировать ценовые тенденции и в ближайшие
двадцать лет возможные колебания цен будут связаны преимущественно с
возникновением непредвиденных политических и экономических обстоятельств. В
частности, напряженность на Ближнем Востоке может привести к серьезным
нарушениям установившейся системы производства и торговли. Тем не менее,
значительные отклонения цен от среднего уровня не должны затягиваться
надолго: повышение цен всегда обусловливает сокращение объема потребления и
усиливает конкуренцию со стороны поставщиков нефти из крупных
дополнительных источников, а сравнительно низкие цены вызывают
противоположный эффект.

2. Содержание проблемы
Повышение цен на нефть на мировом рынке стимулировало российские
нефтедобывающие компании к сокращению продажи нефти
на нефтеперерабатывающие заводы Украины и к продаже ее по более высоким
ценам в страны Запада.
Министерство экономики и Министерство топлива и энергетики считают
реэкспорт российской нефти одной из причин роста цен на нефтепродукты
в Украине. По данным Минэкономики, нефтеперерабатывающие заводы
реэкспортируют около 10% поставляемой нефти. Путь решения: Кабинету
Министров должен ввести регистрацию контрактов на реэкспорт нефти
из Украины.
Основными причинами роста цен на бензин являются следующие:
Экономический фактор
Крупный торговец нефтепродуктами компания «ЛУКОЙЛ-Украина» считает
причиной роста цен на нефтепродукты в Украине рост цен на нефть в мире и
рост налоговой составляющей на Украине. По его мнению, большую роль в
негативном развитии ценообразования играет ситуация в Ираке, "действия
биржевых спекулянтов", нежелание Норвегии и России увеличивать объемы
экспорта. Рынок сегодня уже не может быть отрегулирован усилиями одного
нефтяного картеля, и Россия играет все более важную роль.
По данным статистического отчета компании "Бритиш Петролеум" (ВР), в
2003 году человечество стало потреблять 3 636,6 млн. тонн нефти, что на
2,1% больше по сравнению с предыдущим годом, это также стало не маловажной
причиной роста цен на нефтепродукты. При этом аппетит традиционных
потребителей нефти не уменьшается: США - 914,3 млн. тонн и ЕС - 639, 7 млн.
тонн.

Повышение потребления подталкивается в первую очередь растущими экономиками
третьих стран. На арену вышел мощный Китай.
Политические составляющие
Бесспорно, одним из основных факторов, который привел к росту нефтяных
котировок, является ближневосточный конфликт. Это и понятно, ведь, по
последним данным, именно в этом регионе сосредоточено 63,3% доказанных
нефтяных запасов мира. Так что любые военные действия в этом районе
сравнимы с операцией на нефтяном сердце мировой экономики. Одно
неосторожное действие, и это чувствует весь земной шар.


Средняя цена нефти на мировом рынке, выраженная через так называемую
"корзину" ОПЕК, достигла рекордно высокой отметки за последние 20 лет,
отмечают аналитики ВР. Так, по состоянию на 1 января 2005 года она
составила 49,87 долл./барр. Дальнейшие же эксперименты на Ближнем Востоке
чреваты более серьезными последствиями. Чиновники США заявили, что если
Иран будет продолжать свою ядерную программу, то они обратятся с просьбой к
Совету Безопасности ООН ввести экономические санкции. При этом нужно
помнить, что Иран, добыча нефти которого в прошлом году составила 190,1
млн. тонн, занимает второе после Саудовской Аравии место на Ближнем
Востоке. Специалисты считают: такие действия ООН могут повысить цены и до
80 долл./барр.


Украина - часть мирового сообщества. Если вспомнить о крайней ее
зависимости от поставок российского сырья, то роста цен на нефтепродукты
вряд ли удастся избежать. Кардинального снижения стоимости углеводородов в
обозримом будущем не предвидится, ведь ценовая ситуация на мировом рынке
является основным фактором, влияющим на стоимость нефти для Украины.
3. Пути решения
Крупный производитель нефтепродуктов компания «Лукойл-Украина» намерена
завершить строительство установки для увеличения производства дизельного
топлива и бензина стоимостью 20 млн. долларов на принадлежащем ей Одесском
нефтеперерабатывающем заводе в апреле-июне 2005 года. По его словам, новая
установка позволит довести качество вырабатываемых бензинов до требований,
предъявляемых европейским стандартом EN:228:2000.
Введение новой установки позволит Одесскому НПЗ увеличить производство
высокооктановых бензинов и отказаться от производства бензина марки А-80.
Одесский НПЗ после начала эксплуатации новой установки сможет увеличить
глубину переработки нефти до 80%.
Запрет экспорта нефтепродуктов из Украины. И это даст возможность насытить
украинский рынок нефтепродуктами.
Правительство готово принять "самые жесткие меры, чтобы стабилизировать
ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине". Также отмечалось, что
правительство уже ведет переговоры с продавцами нефти на рынке, чтобы
обеспечить наличие необходимого количества нефтепродуктов для проведения
сельскохозяйственных работ.
В столице Ливийской Арабской Джамахерии, в городе Триполи, было заключено
соглашение о разделе между Национальной акционерной компанией "Нефтегаз
Украины" и ливийской National Oil Corporation (NOC). Согласно документу,
подписанному председателем правления "Нефтегаза" Юрием Бойко и
руководителем NOC Абдаллой Салем Аль-Бадри, крупнейшая отечественная
компания получила право в течение 25 лет добывать ливийскую нефть и 30 лет
использовать газовые месторождения.

В течение ближайших шести месяцев украинские нефтяники и газовики проведут
сейсморазведку, а затем "Нефтегаз" начнет поисковое бурение на глубине от 3
тысяч до 4 тысяч 500 метров. Первую ливийскую нефть планируется получить
уже через год. После чего объем добычи нефти будет возрастать от 1 миллиона
500 тысяч тонн в 2007 году до 5 миллионов тонн в 2010--2015 годах. А это
вдвое больше, чем добывается сегодня в Украине. Украина сможет добыть в
Африке 110 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа.



2. Влияние „Оранжевой революции” на иностранные инвестиции

2.1. Актуальность проблемы
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в
центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции
затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя
процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают
важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося
экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве,
обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей
хозяйственной деятельности на микро - и макро - уровнях.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое
исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на
микро - и макро - уровнях. Важной проблемой выступает теоретическое
обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и
взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в
экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а
также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства
(собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не
меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования
инвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики в
Украине.
Сложившаяся ныне в Украине экономическая ситуация значительно усложняет
инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным
отношениям инвестиционного механизма, сочетающего формы частного и
государственного инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных
субъектов инвестиционной деятельности, разработки соответствующей
законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие
инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы, компании или
отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.
Эти вопросы тесно связаны с фундаментальными социально-экономическими
процессами развития общества, с решением задач по преодолению
экономического кризиса, поэтому исследование современных особенностей
инвестиционной ситуации в Украине является одним из основных приоритетов
экономической науки.

2.2. Сущность проблемы
Понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения
капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают
финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала
в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).
Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо
отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование
нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование,
товароматериальные запасы и т.д.).
Финансовые инвестиции – вложения капитала (государственного или
частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального
капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула
собственности. Это трансфертные (т.е. передаточные операции).
В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций
(капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины,
здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в “знания”,
“интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при
котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные
компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.
Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние
производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов
предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки
экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются
основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.
На протяжении последних лет, несмотря на значительное замедление темпов
инфляции, уменьшается часть долгосрочных кредитов, предоставленных
субъектам хозяйствования всех форм собственности в общем объеме кредитов в
экономике страны. Если в 1997 году этот показатель был равен 10,3 %, то в
2004 году – около 8-9%. Это свидетельствует об отсутствии у коммерческих
банков экономических стимулов кредитования производственных инвестиций,
наличии повышенного риска при предоставлении таких кредитов.
Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей: стабильные
деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности можно сказать,
что Украина, как демократическое государство, сформировала свою денежную и
банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации,
которая формирует базовые условия для разворачивания инвестиционных
процессов в Украине.
Первым толчком к улучшению экономического состояния Украины стали
события осени 2004 года. «Оранжевая революция» стала своеобразной
инвестицией в рыночною инфраструктуру Украины и сгенерировала мощный пул
позитивных ожиданий экономических агентов. Заметим, что в последние 5 лет
мировые объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным UNCTAD,
сократились практически втрое (с рекордных $1400 млрд. в 2000 г.).

Ежегодные поступления частного капитала в экономики Центрально-
Восточной Европы традиционно находятся на уровне $20—25 млрд., подтверждая
статус этого региона как наиболее привлекательного, после Китая и Индии,
рынка для ведения бизнеса. Именно в такой высоко конкурентной среде Украине
придется бороться со своими соседями за кардинальное увеличение объемов
капиталовложений, поскольку даже рекордные $1,5 млрд. прямых иностранных
инвестиций по итогам 2004 г. нельзя назвать адекватными потенциалу
отечественной экономики.
Прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в 2004 году
составил 1559,5 миллиона долларов, что на 31,5% превышает аналогичный
показатель за 2003 год, этому во многом способствовала «Оранжевая
революция».

По данным Госкомстата, ПИИ в Украине увеличились на 23% и достигли 8353,9
миллиона долларов на 1 января 2005 года, или 177 долларов на одного жителя.

При этом в четвертом квартале прирост ПИИ составил 554,9 миллиона
долларов, тогда как в третьем квартале - 436,7 миллиона долларов.
В целом в 2004 года в экономику Украины иностранные инвесторы вложили
1930,3 миллиона долларов прямых инвестиций, в том числе из стран СНГ - 80,2
миллиона долларов (4,2% общего объема). Одновременно нерезиденты изъяли
капитал на сумму 472,7 миллиона долларов.

Европейский Союз в мае 2004 г. сделал Украине ряд вызовов. С одной
стороны, не участвуя в евроинтеграционных процессах, украинская экономика
проиграла доступ к общему рынку и оказалась в одной лиге с Молдовой и
Беларусью. Соответственно Украина осталась вне поля зрения стратегических
инвесторов, в частности автомобильных гигантов — Toyota, Peugeout-Citroen,
Hyundai-Kia, — которые в 2001—2004 гг. начали строительство 5 новых
автозаводов на территории тогда еще кандидатов на членство ЕС.
С другой стороны, членство 10 стран ЦВЕ в ЕС со временем негативно
скажется на их международной конкурентоспособности. Неизбежен рост
стоимости рабочей силы, ужесточение технических, экологических и др.
стандартов, а также конкуренции на внутренних рынках этих стран. Значит,
представители среднего бизнеса из Польши, Чехии, Венгрии и других наших
соседей уже сейчас присматриваются к Украине.
Еще одну категорию потенциальных инвесторов в Украину составляют
международные компании-производители потребительских товаров, ищущие
возможности снизить затраты. Примечательно, что 67% топ-менеджеров именно
таких компаний, опрошенных фирмой Ernst & Young по всему миру, назвали
регион Центрально-Восточной Европы наиболее привлекательным для инвестиций.
А каждая пятая компания, по данным опроса UNCTAD, планирует перенести часть
своих подразделений в Польщу, Венгрию или Румынию. К сожалению, в рейтинге
предпочтений инвесторов на 2005 г., по версии UNCTAD, Украина среди 14
стран ЦВЕ пока занимает лишь 9-е место, уступая России (2-е место), Румынии
(5-е место) и Болгарии (8-е место). Капиталовложения, предназначенные
именно для этих стран, Украина и может перехватить.

2.3. Пути решения
Современные условия экономического развития требуют проведения активной
политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана
законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности,
которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока
иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.
Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов
создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.
Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования
инвестиционных проектов.
Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами
исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их
оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана
Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при
Президенте Украины.
Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе
реализации инвестиционных проектов, при участии американских компаний
Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы
быстрого реагирования.
На фоне данной проблемы чрезвычайную важность приобретает вопрос
информационного обеспечения и продвижения положительного имиджа страны.
Архиважным компонентом инвестиционной политики должен стать маркетинговый
план продвижения возможностей Украины как мощного рынка в центре Европы.
«Оранжевая революция» существенно облегчила эту задачу, обеспечив
постоянное присутствие Украины в глобальном информационном поле. По оценкам
журнала «Корреспондент», примерная стоимость публикаций, освещавших
украинские события в международных электронных и печатных СМИ и имевших
позитивный промо-характер, достигла $10 млрд., что превысило объем прямых
иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны за все годы
независимости.
Конкурентным преимуществом Украины наряду с традиционными факторами
(рынки сбыта, природные ресурсы, дешевая рабочая сила) должна стать
способность к созданию производственных сетей на основе малого и среднего
бизнеса как элемента инвестиционной инфраструктуры. Транснациональные
компании все чаще прибегают к услугам внешних исполнителей на всех этапах
цепочки создания стоимости (outsourcing). Таким образом, при выборе места
локализации инвестиционного проекта особое внимание уделяется наличию
квалифицированных кадров, инновационных учреждений и обслуживающих
бизнесов. Спровоцированная Майданом идентификация мелких собственников и
наемных менеджеров со средним классом в этом аспекте сыграет позитивную
роль.
Оптимизма добавляет и то, что 2004 г. сумел развенчать сугубо негативный
имидж Украины на международной арене. Сначала Яна Клочкова, Руслана,
Виталий Кличко, Андрей Шевченко «поработали» топ-инвесторами бренда
«УКРАИНА». А «оранжевая революция» обеспечила нашей стране благосклонное
отношение демократической общественности во всем мире.
Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую
перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов
хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление
влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через
увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства
крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного
финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных
кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и
инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации;
увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и
за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования
рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих
институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала,
мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные
отрасли экономики.

3. Инновационная экономика: проблемы и приоритеты.

1. Актуальность
Что же такое инновация? Под инновациями в широком смысле понимается
прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-
экономических решений производственного, финансового, коммерческого,
административного или иного характера.
Проблема инноваций для Украины является актуальной уже многие
годы. Внешние рынки для отечественных изготовителей по-прежнему,
практически, недоступны, рост реальных доходов и спроса населения
замедлился. Следовательно, нужно активизировать включение внутренних
источников экономического подъема, прежде всего, за счет повышения
конкурентоспособности, расширения производства и продаж на внутреннем и
внешнем рынках отечественной продукции. А это возможно только за счет
инновационного прорыва. Именно он дает ключ к решению обостряющихся
проблем. Разработка стратегии инновационного развития реального сектора
экономики, как свидетельствует опыт развитых стран, дает весьма
существенные результаты и предполагает активное прямое и косвенное участие
государства.
Сегодня развитые страны разрабатывают шестой технологический
уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на
мировых рынках в предстоящие 10-20 лет. И если Украина не включится в
данный процесс, то закономерно окажется на задворках мирового прогресса,
под контролем высокотехнологичных транснациональных корпораций, т. е. по-
прежнему будет источником сырья и рынком сбыта не лучшей зарубежной
продукции. Весьма серьезные опасения именно такой логики развития событий
вызывает безудержное, экономически не просчитанное стремление Украины
любыми способами оказаться членом Всемирной организации торговли,
«добиться» признания страны с рыночной экономикой и прочие шаги к так
называемой интеграции в цивилизованный мир.

2. Содержание проблемы
Экономика каждого национального государства, ее структура,
технологические потребности, имеющиеся научные наработки своеобразны и
неповторимы. Поэтому механический перенос даже суперинновационных
технологий на нашу экономику может оказаться не созидательным, а
разрушительным. Необходим тщательный отбор и адаптация только тех
инновационных элементов, которые наиболее плодотворны именно в условиях
украинской экономики.
Необходимо также, на мой взгляд, учитывать нынешнее положение украинской
экономики, весьма истощенной многолетним экономическим кризисом,
технологической деградацией. В начале 90-х гг. инновационный потенциал
Украины был намного выше, чем к концу 2003 года. Многократное сокращение
затрат на науку, значительное устаревание научных кадров, предельный износ
основных фондов, снижение государственной поддержки науки и базисных
инноваций, наконец, потеря стратегического мышления и настроя среди большей
части государственных служащих и деловой элиты — сказывается на ослаблении
позиций для инновационного развития, а в некоторых сферах экономики ведет к
его отторжению.
В таких условиях тем более важно преодолеть негативные тенденции и
пассивные настроения, сформировать действенную инновационную политику,
ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов, которые
обеспечили бы результативное освоение сравнительно узкого круга
перспективных инновационных решений.
Сложившиеся реалии требуют усиленного внимания государства к внутренним
источникам роста национальной экономики, реорганизации предприятий на
основе конкурентоспособной техники, реализации, прежде всего, собственных
плодотворных научных достижений.
В связи с этим, считаю необходимым обратить внимание на инициированные в
начале 2004 г. государственными структурами весьма обнадеживающие шаги в
направлении активизации усилий по ускорению экономического роста
национальной экономики именно за счет инновационной компоненты. Среди них,
прежде всего, следует назвать разработанную и широко обсужденную научной
общественностью «Стратегию экономического и социального развития Украины на
2004—2015 гг.», содержащую специальный раздел «Стратегия утверждения
инновационной модели развития»; проведенный комитетом Верховной Рады
Украины цикл Круглых столов — март-апрель 2004 г., парламентские слушания
по данной проблематике и пр. В указанной «Стратегии...» и за Круглыми
столами обращено внимание на необходимость ускорения разработки
инновационной модели развития как инструмента формирования основ
инновационной экономики. Это необходимо в связи с тем, что в отличие от
развитых стран, которые около 85-90% ВВП обеспечивают производством и
экспортом наукоемкой продукции, Украина пока все еще развивается без
существенного использования результатов научных исследований, занимая по
количеству научных работников одно из первых мест в мире. Доля
отечественной наукоемкой продукции составляет около 0,1% на мировом рынке
высокотехнологической продукции. Украина на этом рынке представлена
преимущественно продукцией оборонно-промышленного комплекса и авиационной
промышленности. Внутренний рынок научно-технологической продукции
продолжает деградировать. Признаками такой деградации является низкий
уровень спроса на инновационные разработки внутри страны,
неплатежеспособность отечественных потребителей, имеющих крайнюю
потребность в высокотехнологической продукции, недостаточная конкуренция на
внутренних рынках со стороны изготовителей инновационной продукции;
стремление западных заказчиков без существенных инвестиций использовать
научные результаты производственной сферы. Отмеченное проявляется в том,
что инновационная активность украинских предприятий все еще очень низка.
Так, в 2001 г. инновационной деятельностью занималось 1491 предприятие
(14,8%), в 2002 г. - 1503 (14,3%), в 2003 г. -1506 предприятий (14,6%). В
течение 2004 года инновационной деятельностью в промышленности занималось
12,7% общего количества промышленных предприятий. По-прежнему сохраняется
преимущественно экстенсивный характер инновационных процессов, т. е.
инновационная продукция осваивается в большей мере с использованием
имеющегося оборудования и технологий. Такой тип инновационного развития
имеет весьма узкие границы и практически неспособен, поддерживать
конкурентоспособность отечественных предприятий на протяжении длительного
времени. Приведенные данные свидетельствуют о весьма упрощенном
представлении, об инновационном развитии национальной экономики.
Даня информация подтверждает настоятельную необходимость разработки
инновационных приоритетов. Основные их направления, с учетом намеченных
стратегией экономического и социального развития Украины на период до
2004—2015 гг., заключаются в следующем.
Прежде всего, следует сконцентрировать усилия академических институтов,
вузов, общественных научных академий на формировании фундаментального
задела для становления шестого технологического уклада. Научное сообщество
должно стать главным разработчиком долгосрочных (на 25—30 лет) прогнозов
социально-экономического, научно-технического и экологического развития
страны, корректируемых и продлеваемых каждые 4—5 лет и являющихся исходной
базой для обоснования приоритетности инноваций на десятилетний период. Надо
изменить пропорции в разработке фундаментальных исследований, повысить долю
технических, гуманитарных и общественных дисциплин. Игнорирование
закономерностей и перспектив развития страны чревато тем, что достижения
естественных и технических наук могут оказаться невостребованными.
Среди приоритетных междисциплинарных исследований, непосредственно влияющих
на научно-технологический переворот и опирающихся на имеющиеся заделы,
выделим следующие:
- человек в XXI в. — демографические тенденции, семья, здоровье,
образование, миграции;
- закономерности, тенденции и механизмы коэволюции природы и общества,
становления ноосферы;
- динамика и взаимодействие цивилизаций в XXI в., место Украины и
евразийской цивилизации в мировом пространстве;
- фундаментальные основы шестого технологического уклада и перспективы
освоения технологических ниш мирового рынка;
- новейшие достижения технических и физико-химических наук;
- закономерности разработки полезных ископаемых и перспективы развития
минерально-сырьевой базы;
- разработка и корректировка долгосрочных прогнозов научно-технического,
социально-экономического, экологического развития.
Ключевое значение для укрепления здоровья граждан и уменьшения их
смертности, преодоления тенденции к депопуляции, увеличения ресурсов и
улучшения качества продовольствия, освоения достижений второй «зеленой
революции»; повышения извлечения полезных ископаемых (геобиотехнология),
комплексной, безопасной переработки природного сырья, ликвидации
загрязнений окружающей среды имеют биомедицина и биотехнология на основе
генной инженерии. Украина располагает научным заделом в биотехнологии и
биомедицине, но используется он не эффективно. Назову базовые технологии в
этой области: биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная
энзимология, биодиагностика, производство лекарственных препаратов методами
биоинженерии; агробиотехнологии — селекция высокоурожайных сортов растений
и продуктивных пород животных методами генной инженерии, биотехнологические
методы борьбы с вредителями растений и животных; теобиотехнологии —
извлечение с использованием биотехнологических методов полезных компонентов
при добыче и переработке минерального сырья, утилизации отходов и
вторичного сырья; экобиотехнологии — биотехнологические методы снижения
выбросов в окружающую среду, очистки загрязненных территорий.
К приоритетным технологиям относятся перспективные направления развития
микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акусто-электроника, компьютерные
системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);
общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной
реальности; национальные и международные информационные системы (включая
Интернет) в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а
также управления и безопасности.
Создание таких систем поможет не только решить ряд проблем информационного
обеспечения, но и использовать потенциал отечественного программирования и
социокультурной сферы для многократного расширения экспорта программных
продуктов.
Первостепенное значение приобретают энергосберегающие технологии и
нетрадиционные энергоресурсы в условиях оживления экономики и увеличения
внутреннего спроса, опережающего удорожания нефтересурсов и энергии на
внутреннем и международном рынках, а также энергоемкости производства,
многократно превышающей достигнутый в развитых странах уровень. Базовыми
здесь являются принципиально новые энергосберегающие технологии
(высокоэффективные миниэнергетические установки, энергосберегающие способы
передачи энергии и т. п.) нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения
генераторов энергии (эффективные гидростанции, атомные генераторы нового
поколения, тепловые насосы); средства и системы контроля за расходом и
потерями энергии.
Следующим приоритетом является разработка систем машин и
производственных технологий новых поколений. Данный приоритет обусловлен
необходимостью предстоящей в ближайшее десятилетие крупномасштабной замены
устаревших основных фондов в большинстве производств.
Весьма привлекательным приоритетом для Украины являются авиакосмические
технологии, новые поколения средств транспорта и связи. Необходимы развитие
и эффективное использование сохранившихся преимуществ и заделов в
космической области, в некоторых видах авиации, а также обновление
транспортных средств с учетом перспективы формирования международных
транспортных коридоров через территорию Украины (что увеличит возможность
получения государством мировой транспортной ренты). В ближайшее десятилетие
будут приоритетны:
. глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга;
. космические навигационные системы;
. создание коммуникационных систем по международным транспортным
коридорам;
. разработка новых поколений средств железнодорожного, воздушного,
автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными,
энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие
спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонов.
Крайне важны для укрепления безопасности страны, борьбы с международным
и внутренним терроризмом, эффективной деятельности в условиях чрезвычайных
ситуаций оборонно-технические системы и средства безопасности новых
поколений. Первоочередными мерами в этой связи должны стать:
оснащение армии и сил правопорядка новыми поколениями военной техники,
укрепление позиций на мировых рынках вооружений;
создание новых технических средств обнаружения наркотиков; разработка
эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального
пользования) при чрезвычайных ситуациях;
развитие технологий двойного назначения и активное применение их в
гражданских отраслях.
Только в условиях научно-инновационного прорыва реально создание
современной высокотехнологичной базы обороноспособности и безопасности
страны, а использование достижений этой сферы в гражданских производствах,
в свою очередь, будет способствовать повышению технологического уровня
экономики в целом.

3.3. Пути решения
Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные перемены в
механизме выработки и реализации приоритетов государственной инновационной
политики применительно к регулируемой рыночной экономике. Неприемлемы и
опасны как отказ от активной государственной поддержки прорывных инноваций,
так и попытки жестко регулировать и ничтожно финансировать науку. Важны
четкое определение и законодательное закрепление прав и ответственности
государства в инновационной сфере, разграничение компетенции с
функционирующим в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом.
Государство в лице законодательных и исполнительных органов должно
осуществлять: правовое регулирование отношений в инновационной сфере путем
принятия законодательных актов, определяющих нормы взаимоотношений в этих
сферах, охраны и реализации интеллектуальной собственности, порядок
разрешения возникающих споров, задачи инновационной политики, поддержку
приоритетных направлений науки и техники и базисных инноваций; разработку
на основе долго- и среднесрочных прогнозов системы приоритетов
инновационной политики, ее реализацию с помощью стратегического и
индикативного планирования, государственных и межгосударственных научных,
научно-технических и инновационных программ.
Его задача:
оказывать финансовую поддержку фундаментальной науке, базисным инновациям,
развитию венчурного финансирования проектов малого и среднего
инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе;
содействовать развитию научной и инновационной инфраструктуры,
информационному и кадровому обеспечению научно-технической и инновационной
деятельности, особенно в государственном секторе экономики,
защищать отечественных производителей инновационных продуктов от
недобросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках, охранять
интеллектуальную собственность.
Задача частного капитала — заниматься научно-технической и инновационной
деятельностью путем:
- заказа научно-исследовательских опытно-констукторских разработок (НИОКР)
научно-исследовательским институтам и вузам, научно-общественным
организациям;
- приобретение патентов на результаты НИОКР, изобретения, ноу-хау, другие
виды интеллектуальной собственности;
- участие на конкурсных началах в реализации государственных,
межгосударственных, муниципальных научно-технических и инновационных
программ и проектов и государственных заказов в разработке и осуществлении
собственных программ и проектов;
- продажа и покупка акций на высокотехнологичных биржах.
Механизм выработки и реализации приоритетов инновационной политики должен
совершенствоваться по следующим направлениям. В период до 2010 г.
необходимо создать эффективную законодательную базу инновационной
деятельности и государственной политики в этой сфере. Действующие законы о
науке, патентное законодательство не ориентированы на разработку
инновационной политики, выявление и реализацию открытий и крупных
изобретений, лежащих в основе новых поколений техники и технологий.
До сих пор нет законов о государственных целевых программах, венчурном
финансировании инновационных проектов. Законодательные органы фактически
отстранены от обсуждения стратегии социально-экономического, научно-
технического и инновационного развития; исполнительная же власть мало
занимается этими вопросами. Законодательные органы, представляющие интересы
различных хозяйствующих субъектов, должны активно привлекаться к разработке
и реализации инновационной политики.
Все еще не сформирована система стратегического управления
инновационным развитием. Утвержденных приоритетов развития науки и техники
и инновационных программ практически нет. Иначе говоря, государство не
выполняет свою инновационную функцию, что не согласуется с намерениями
обеспечить экономический рост на инновационной основе.
Инновационную политику, ориентированную на научно-технологический прорыв,
нужно формировать применительно к условиям регулируемой рыночной экономики
и глобализации, в которую уже втянута (и далеко не в лучшей позиции)
Украина. Я считаю, что эта политика должна строиться на дифференцированной,
многоканальной основе и включать следующие элементы:
- прямое государственное финансирование выбранных приоритетных направлений
развития техники и базовых технологий и наукоемких проектов (особенно в
стартовый период), которые становятся объектом государственных целевых
программ (с последующей их передачей рыночному сектору), а также проектов в
нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке, образовании, культуре,
здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и правопорядке,
государственном управлении);
- косвенная поддержка программ и проектов (в том числе осуществляемых
частным мелким и средним бизнесом) путем предоставления налоговых и
таможенных льгот и налоговых кредитов при освоении принципиально новой
техники и технологии (для компенсации высоких первоначальных затрат),
содействия совершенствованию инновационной и информационной инфраструктуры,
информационному обеспечению, подготовке и переподготовке кадров и т.д.;
- использование оправдавших себя в мировой практике каналов притока частных
инвестиций в результате продажи акций компаний, осуществляющих базовые
инновации.
- формирование и развитие системы венчурного финансирования
высокоэффективных, но рисковых инновационных проектов с учетом зарубежного
опыта и с частичным участием государственных бюджетных и внебюджетных
фондов;
- привлечение отечественных, иностранных и международных банков и фондов к
финансированию проектов и программ, реализующих приоритетные базовые
технологии и пользующихся поддержкой государства.



Література:

1. Корнус В.Г. Финансы Украины. – 2004 – № 10
2. Буряк П.Ю. Экономика Украины. – 2005 - № 3
3. Буднікевич І. М., Школа І. М, Становлення регіонального ринку
інновацій в Україні. — Чернівці: Зелена Буковина, 2002.
4. Закон України “Про цінні папери і фондовій' біржі”.
5. Закон України “Про інвестиційну діяльність”.
6. Інвестиції в Україні. Під ред. С. І. Вакарина (Міжнародний валютний
фонд). - К.: “Конкорд”, 2004.
7. Гальчинський А., Геець В., Кінах А., Семиноженко В. Інноваційна
стратегія українських реформ. — К.: Знання України, 2003.
8. Завлин ГГ. Н., ИпатовА.А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в
Украине. - СПб., 2004.
9. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и
перспективы развития // Инновация, 2002, №4. - С. 14-18.
10. www. ukrstat.gov.ua
11. www. finance.com.ua
12. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004—2015 роки)
«Шляхом Європейської інтеграції» / Авт. кол.: А. С. Гальчинський, В.
М. Геєць та ін. — К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004.





Реферат на тему: Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России

Министерство внутренних дел Российской Федерации
Академия Экономической Безопасности

Юридический Факультет

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНО СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



КУРСОВАЯ РАБОТА


Тема :
Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России



Выполнил
Слушатель 2 курса
Юридического факультета
Эльдар


Научный руководитель:
Полковник милиции
Юрий Викторович



Москва, 2004



Содержание



Стр.



Ведение 2

Глава 1. Особенности новой модели конституционной системы Российской
Федерации 5
1. Проблемы построения правового государства 5
2. Конституционные основы правового (открытого) государства 7
3. Принятие Конституции РФ в 1993 г. 9
Глава 2. Проблемы правового развития современной России 17
1. Концепция построения гражданского общества и открытого государства в
процессе утверждения Конституции Российской Федерации 17
2. Доступ граждан к официальной государственной информации 18
3. Политические партии. Общественные объединения. Избирательный процесс
23
4. Языковые, национально-культурные отношения и открытое государство
28

Заключение 30
Список использованной литературы


Введение
Цель курсовой работы заключается в анализе проблемы правового развития
современной России и особенностей новой модели конституционной системы
Российской Федерации.
Задачи курсовой работы определены следующим образом:
- определение проблем построения правового государства;
- анализ конституционных основ правового (открытого) государства;
- характеристика истории и процесса принятия Конституции РФ в 1993 г.
- анализ концепции построения гражданского общества и открытого государства
в процессе утверждения Конституции Российской Федерации
- оценка степени доступа граждан к официальной государственной
информации
- характеристика проблем, связанных с политическими партиями,
общественными объединениями и избирательным процессом на современном этапе
становления государственности России;
- определение языковых, национально-культурных отношений и проблем
открытого государства в перспективе дальнейшего развития конституционно-
правового развития Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 года по существу подводит черту
под прошлым и означает принципиально новый этап истории России. Она
отражает изменения в механизме народовластия, федеративном устройстве,
системе управления обществом; служит гарантом государственного единства и
политической стабильности.
Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции была
объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь
принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х –
начала 90-х гг.
Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,
направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно
напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века.
Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была
осознана в результате поражения в Крымской войне, которая
продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от
других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее
над наполеоновской Францией.
С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая
в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей
тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан
закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям
«коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и
«социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм
государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей,
необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.
Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое
противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.
Во - первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так
называемой «перестройки» однопартийная система постепенно
трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему.
Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей
политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и
общественных движений.
Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении
государственной собственности и сверхцентрализованном государственном
управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями.
Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало
свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную
собственности граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной
экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их
равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля,
свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями
личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.
В-третьих, характерное для советского периода общественного развития
господство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения)
уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, на основе
которого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие
гласность.
В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статус
Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12
июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете,
провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным
субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как
суверенное государство получила членство в таких организациях как
Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.
В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа
России как федеративного государства, Она перестала существовать как
федерация, основанная на автономии, и стала развиваться как конституционная
федерация с равноправными субъектами.
В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского
общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами,
которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и
закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд
народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России
самостоятельным суверенным государством.
Предметом курсовой работы являются конституционно-правовые отношения в
Российской Федерации. Объектом предпринятого исследования являются властные
структуры, осуществляющие реализацию конституционных основ управления в
перспективе построения правового (открытого) государства.
Метод исследования, использованный в курсовой работе, базируется на
теории и приемах анализа науки конституционного права.



Глава 1. Особенности новой модели конституционной системы Российской
Федерации

1. Проблемы построения правового государства
Одной из целей политико-правовой трансформации России является
формирование правового государства и гражданского общества. Несмотря на
известные продвижения в этом направлении, большинство качественных
признаков такого государства и общества пока не достигнуты. Подлинная
демократия предполагает разграничение гражданского общества и государства,
при котором существуют эффективные механизмы влияния граждан на
государственные структуры[1]. В определенной мере - это следствие
искусственного разделения (разведения) либо слияния (отождествления)
процессов формирования нового государства и общества. Как нам
представляется, анализ проблемы взаимодействия населения и органов власти
может быть осуществлён наиболее плодотворно в рамках концепции открытого
государства[2].
Концепция правового государства основывается на механизмах
демократического взаимодействия государства и общества, исходит из того,
что контрагентом государства является деятельное плюралистическое
гражданское общество, при этом государство способно к восприятию активности
общества, а общество - к пониманию роли государства как особого инструмента
для своего функционирования и развития.
Перспектива их взаимодействия состоит в том, что государство все более
будет становиться подконтрольным гражданскому обществу, а общество - все
более государственно-мыслящим, т.е. таким, которое не только формирует свои
интересы, но и становится ориентированным на конструктивное взаимодействие
с государством. Открытость - одно из направлений преодоления отчуждения
государства от общества. Важным условием существования открытого
государства является прозрачность организации и деятельности
бюрократического аппарата, его профессиональная и эффективная работа. Между
тем, в конце 90-х годов только 25% чиновников поддерживали и считали
актуальной «идею отзывчивой, повернутой к нуждам граждан, модели
организации госслужбы». В этой связи нуждается в переработке и Федеральный
закон об основах государственной службы в РФ в части обеспечения
«открытости» органов исполнительной власти.
Этимологически концепция «открытого государства» перекликается с
концепцией «открытого общества»[3]. Открытое общество -это абстрактная
идея, универсальная концепция, которая может воодушевлять людей, но как
таковая не является частью реальной действительности. Общество становится
открытым, когда каждый может со знанием ситуации действовать в личных,
групповых и общих интересах, а также накапливать информацию, определять
свои предпочтения и, соответственно, голосовать на выборах.
Как известно, во второй половине 90-х годов в России сложилась весьма
далекая от демократических конституционных принципов так называемая кланово-
олигархическая система, для которой характерны: параллельное существование
формальных конституционно-юридических и фактических (зачастую теневых)
институтов власти и управления; контроль кланов и олигархов над основными
ресурсами власти, включая средства массовой информации; дробление
политического режима и режима прав и свобод человека на 89 региональных
типов; неэффективность судебной и правоохранительной систем; отсутствие
действенного и финансово-обеспеченного местного самоуправления; эрозия ряда
избирательных процедур, избирательных прав и свобод граждан, трансформация
представительной демократии в управляемую[4]. Проводимые с начала 2000 г.
новые государственно-общественные реформы во многом направлены на
устранение искаженно-теневых институтов и процедур политической системы и
общества. Решающую роль в этих усилиях может сыграть создание открытого
государства на. основе установления прямого и конструктивного диалога в
реализации договоренностей общества и политической власти в рамках
Конституции.


2. Конституционные основы правового (открытого) государства.
Действующая Конституция определяет Россию как суверенное, федеративное,
правовое, демократическое, социальное, светское государство с
республиканской формой правления и осуществлением государственной власти на
основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При
этом закрепляется, что народ осуществляет свою власть непосредственно (ст.
3), граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32). К данному
перечню можно добавить открытость как способность государства к адекватному
восприятию влияния общества.
В этих условиях закономерен вопрос: как соотносятся упомянутые
категории и положения с понятием «открытого государства» и для чего нужна
данная характеристика российской государственности. Конечно, проблематика
открытого государства теснейшим образом связана с указанными
конституционными признаками государства, которые являются, на наш взгляд,
политико-правовой основой для возникновения и развития концепции «открытого
государства». Понятие открытого государства по своему смыслу предполагает
определенную меру открытости по отношению к обществу[5].
Очевидно, что вышеперечисленные категории в большинстве своем не
столько характеризуют реальное состояние российской государственности,
сколько конституционно закрепленные идеалы, желаемые направления развития
государства (Конституция не только правовой акт, имеющий высшую юридическую
силу и прямое действие, но и программно-целевой документ, задающий
направления развития государственности). Однако по многим позициям разрыв
между практикой и указанными идеалами огромен, что в определенной мере
обесценивает идеалы (в России в немалой степени это произошло с понятиями
правового и, особенно, демократического, государства).
Движение к открытому государству есть путь преобразования государства
из института, подчиняющего и контролирующего общество, в мощный институт
зрелого гражданского общества. Концепция открытого государства может быть
полезна именно для оценки реально функционирующей власти, выяснения той
меры, в какой власть на практике оказывается ограничена правом, насколько
государство служит обществу. В этом смысле важны и состояние общества, и
уровень правосознания и политической культуры граждан, зрелость (или
незрелость) гражданского общества, степень развития его основных
институтов, структурированности и организованности[6]. Таким образом,
концепция открытого государства - это попытка нового подхода к проблемам
российской государственности, сочетающая в себе элементы как традиционного
нормативизма и институционализма, так и поведенческого и политико-
социологического подходов, более характерных для политологического анализа.
Такая постановка вопроса особенно актуальна. Специфика России в том,
что происходит не возрождение (как, например, в большинстве стран Восточной
Европы), а рождение гражданского общества, одновременное становление
институтов демократической государственности и гражданского общества. В
этом смысле открытость государства - это также поддержка общества в его
развитии. Гражданское общество нельзя учредить или декретировать, однако
можно стимулировать, в том числе законодательно, его становление и
развитие. Российская общественность настойчиво идет к этому, предлагая, в
частности, создавать ячейки гражданского общества, вписанные в процесс
функционирования государственного механизма, в том числе на основе
образования общественных экспертных советов по соблюдению права граждан на
обращения, которые бы работали под патронажем уполномоченных по правам
человека.
Потенциал правового воздействия на процесс «сближения» общества и
государства, преодоления отчуждения власти и гражданина чрезвычайно велик.
Анализ меры (степени) открытости государства должен показать основные
проблемы в развитии демократии, правовой системы, приоритеты и возможные
направления их дальнейшего развития, вплоть до выявления потребности в
конкретных законах и разработки их концепций.
Известно, что специфика развития России в последние годы, не
укладывающаяся в классические теории перехода от авторитарных к
демократическим системам, создала ощутимую потребность в переосмыслении
опыта политической трансформации, поиске новых подходов и методов анализа
этих процессов. Казавшийся очевидным в начале 90-х годов путь на
экономическую либерализацию и политическую демократизацию, ориентированный
в основном на заимствование моделей западных демократий, привел к
неоднозначным результатам: небывалый по масштабам процесс социального
расслоения и поляризации общества; исчезновение зарождавшегося среднего
класса, который мог бы стать гарантом демократических преобразований;
национальная и конфессиональная неоднородность населения стала источником
конфликта; развитие негативных традиций политической культуры, нацеленной
не на поиск общественного консенсуса, а на «сильную власть» и
патерналистское государство; рост апатии и отчуждения общества, особенно
после экономических потрясений конца 90-х годов. Именно состояние общества
позволило власти вновь оформиться как независимой и самодостаточной,
нацеленной главным образом на самосохранение, отчужденной от общества[7].
Учитывая консервативность и самодостаточность государства, можно
констатировать, что, несмотря на введение внешне демократических институтов
(права человека, политические партии, свободные выборы, парламентаризм и
т.д.), пока оно не способно само, в силу имманентных свойств, развиваться в
направлении информационной открытости, функционального влияния, расширения
роли гражданского общества в делах государства[8].

3. Принятие Конституции РФ
12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 « О мерах по заверению
подготовки новой Конституции российской Федерации», согласно которому для
завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изначально
разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в
России и низведения статуса президе

Новинки рефератов ::

Реферат: Управленческие решения (Управление)


Реферат: Таблица скорости ветра (Физика)


Реферат: Лабораторный практикум по СУБД Access 97 (Программирование)


Реферат: История авиации (Авиация)


Реферат: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России (Менеджмент)


Реферат: Ренессанс-эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Курс лекций за первый семестр (Статистика)


Реферат: Договор оценки недвижимости. Отчет об оценке (Гражданское право и процесс)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Техника плавания брассом (Физкультура)


Реферат: Судьба Петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов (История)


Реферат: Иран (География)


Реферат: Мед (Биология)


Реферат: Уголовный процесс (Уголовное право и процесс)


Реферат: Роль игры в развитии ребенка (Педагогика)


Реферат: Клиринг (Деньги и кредит)


Реферат: Национальные особенности менеджмента (Менеджмент)


Реферат: "Северное" и "Южное" общества декабристов, их программы. Восстание декабристов (История)


Реферат: Политические взгляды Платона (Философия)


Реферат: Рослина в житті людини (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист