GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)



Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет



Реферат по дисциплине
«Основы психологии и педагогики»
на тему:
'Виды и роль эмоций в жизни человека'



Выполнила:

Проверила:



Днепропетровск
2003
Содержание


1. Общее представление об эмоциях - 2 -

2. Роль эмоций - 3 -

3. Проявление эмоций - 5 -

4. Механизмы эмоции - 6 -

5. Управление эмоциями - 7 -

6. Эмоции и личность - 8 -

7. Расположение эмоций по выражению лица - 11 -

8. Список литературы - 13 -



1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления
отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную).
Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций,
событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме
переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный
момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к
другим людям, к самому себе и т. д.).
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в
виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только
психический компонент - переживание, но и специфические физиологические
изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у
животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество
оттенков и сочетаний.
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos -
сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие
её.
Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и
неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания
удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений),
которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником
удовольствия или на избегание источника неудовольствия.
Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и
отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные
эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и
отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в
«комнате ужасов»).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок,
опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой
они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени
осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения,
собственно эмоции и аффекты.
Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние,
причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у
человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность
в общении или работе.
Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно
выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они
возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и
имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное
эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека
стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда
проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению
внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на
объекте, вызвавшем аффект).
При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие
чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека
говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта
часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в
содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке
свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него
нервно-психическом заболевании.


2. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску
происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же
событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.
Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование,
огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное
произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные
эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас
действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного
прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или
ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к
нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека
действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию
эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из
психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того
или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия
решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические
изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции
выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую,
санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую
(стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он
предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем
самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному
определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх
защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от
гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх
может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь
дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной
его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и
воодушевление, радость.
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации,
недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.
Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому
объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в
связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью
эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и
ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что
ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает
возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с
объектом или нет).
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного
на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение
(экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о
своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению
агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию
потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.
Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией:
устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого
человека или животного.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления,
стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные
эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей
ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного
результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот,
предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина,
эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который
удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает
разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека,
связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-
оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения
задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек
стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же
действия, не приводящие к успеху.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными
эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить
стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для
самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности
человека, от условий его воспитания.


3. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о
переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и
физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным
реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений,
артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать
различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел
описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и
гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего
появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в
ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего
кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы
начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает
происходить интенсивнее.
При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение
кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких
сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается
поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток
воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние,
начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает
печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос
слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же
побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в
кулак).
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о
такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает
человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем
больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления
эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои
переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного
психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально
реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.
Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек
может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям,
общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье,
так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их
способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый
вид памяти — эмоциональную память.


4. Механизмы эмоции

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.
Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули
периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с
определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому
смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что
произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению
соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами
начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно;
попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой
спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится
настроение.
Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием
эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не
сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при
исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное
переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при
многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для
мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею
страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе
напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -
Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,
возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не
отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти
физиологические изменения развертываются медленно, в то время как
эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют
физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда
последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и
физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.
Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка
сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень
эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной
дефицита информации, необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения
чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,
приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает
извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут
быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в
спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы
достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность
которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно
важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.


5. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности
они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может
поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по
отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их
внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
V сосредоточение внимания на технических деталях задания,
тактических приемах, а не на значимости результата;
V снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию
меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу
«не очень-то и хотелось»;
V получение дополнительной информации, снимающей неопределенность
ситуации;
V разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай
неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в
другой»);
V откладывание на время достижения цели в случае осознания
невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
V физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть
вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку,
заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда
такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при
крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет
что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица),
возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной
формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
V написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и
причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше
подходит для людей замкнутых и скрытных;
V слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в
Древней Греции (Гиппократ);
V изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией
Джемса-Ланге);
V активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
V мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом
аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при
помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-
за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он
выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его
эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек
может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку
выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что
вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную
нервную систему.


6. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно
выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального
порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их
соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную)
чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие
чувства.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению,
элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с
удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с
обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами
деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на
материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру,
людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние,
процесс и результат удовлетворения потребности.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по
многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости
возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных
(стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего
эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине
чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека
выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на
поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют
(аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти,
мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и
поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти,
несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как
личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств,
типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают
отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом
чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной
устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед
другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда
последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки
и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи
отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях
других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и
особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие
психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая
часть.
Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к
кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над
тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания
хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного
отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя
назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно
содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном
виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который
представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил
добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно
и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных
взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его
обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо
отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в
свое время писал Спиноза:
«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они
чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем
большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во
владении другого...».
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в
такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то
им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому
другому...»
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было
удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви
любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал
к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь
совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть,
чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его
прежняя любовь...»
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть,
тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что
сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить
его...»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот,
может быть уничтожена любовью...»
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта
любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не
предшествовала...»
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как
личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего
задумывается о каких-то психических или физических характеристиках
любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для
него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем
не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни
был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с
другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и
психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему,
психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала,
формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим
достоинством.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две
разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут
развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими
его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения
выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека,
как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и
неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом,
достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами
эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные
проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не
случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых
личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение
неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти
эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления
аффектов и вполне обучаем и в этом плане.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие
их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-
первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных
переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых,
по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля
своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного
включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести,
порядочности, долга, ответственности и т.п.


7. Расположение эмоций по выражению лица

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания,
взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в
первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека,
владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.
Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции
обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение
лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как
канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения,
передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно
служит регулятором самой процедуры общения партнеров.
Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как
ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы.
Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать
и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека
стала важнейшим инструментом общения.
Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в
эмоциональной коммуникации увеличивается с фило- и онтогенетическим
развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры
лица.
Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из
первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального
обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы
выражения эмоций заложены в человеке генетически.
Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием психики
начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической
возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее
часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик
лица.
Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый
человек может с той или иной степенью достоверности определять
эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и, прежде
всего по выражению лица.
Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения,
поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая
в качестве невербальных коммуникативных средств. Существуют большие
различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями
(от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенства у
талантливых актеров).
В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с
помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в
области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать
других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные,
профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или
иной культуре.
Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять
своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих
его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них
в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во
многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека,
войти в его положение может привести к полной профессиональной
некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных
проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству
(актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить -
важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.
Современная практика психологической подготовки людей к различным видам
деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки
компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является
восприятие и понимание людьми друг друга.



8. Список литературы


. Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-
е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы
психологии. – 688с.

. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,
2000. – 584 с.

. Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н.
Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник
нового века»).


С вопросами, пожеланиями и отзывами обращайтесь по адресу: mashka4@nm.ru





Реферат на тему: Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей.»
Авторизованный реферат по курсу
«Детская патопсихология с элементами дефектологии и логопедии»



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2002 год

Содержание


Содержание 2


Виды нарушений у детей 3

Основные стадии психического развития. 3
Дизонтогенез 6
Умственная отсталость 9
Задержки психического развития (пограничные и
парциальные) 9
Искажения и другие нарушения психического развития.
Аутистические расстройства. 10
Акселерация 11
Инфантилизм 11
Соматопатии 12
Особые формы психического дизонтогенеза у детей из
групп высокого риска по психической патологии 13
Общие принципы лечения и профилактики психического
дизонтогенеза 14

Поведенческие нарушения у детей 17

Гиперкинетическое расстройство поведения. 19
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.
19
Несоциализированное расстройство поведения. 19
Социализированное расстройство поведения. 19
Делинквентное поведение. 20
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное
поведение). 20
Девиации сексуального поведения. 21
Психогенное патологическое формирование личности.
22

Литература: 23


Виды нарушений у детей



Основные стадии психического развития.


Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и
качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его
строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен
быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т.е.
включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные
изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому
возрасту, и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.
Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного
состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его
функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа.
Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или
иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в
новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического
содержания личности.
Периодизация развития организма человека, введенная К. Бером еще в
прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение. Она
легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах)
развития организма.
В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа
психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет:
. первый этап — ранний (от 0 до 3 лет),
. второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),
. третий — школьный (от 7 до 10 лет),
. четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14
лет).
Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется
понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни
от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в
виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.
Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так
называемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к
другому Принято выделять 3 критических периода I — от 2 до 4 лет, II — с 7
до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды представляют
собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями
функционирования организма, общей и психической реактивности. Для
клинической медицины они представляют большой интерес, так как эти
изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в
том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный
процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа,
реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое
развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его
наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и
приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием
структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных
систем головного мозга различны и это определяет физиологическую
гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости
созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий
входят и индивидуальные колебания.
К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся
наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с
многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния
выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и
нивелирование влияния каждого из факторов.
В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие
этапы: период новорожденное/ли (возраст 1—1,5 мес.); младенчество (infancy)
— период до 1 года; ползунковый период (toddlery) — 2-й и 3-й годы жизни.
Были определены и критические периоды — пренатальные и раннего детства:
15—25-я и 28-я недели беременности, III триместр беременности (30—40 нед.),
предродовой период (3—5 дней перед родами) и роды, этап новорожденность
(1—1,5 мес.), возраст 6—8 мес., возраст 15—17 мес. и возраст 2,5-3,5 лет.
Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами
эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных
нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических
исследованиях.
С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего детства
представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем этапе
структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед.
внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур
мозга, 28 нед. — закладке структур коры головного мозга. Психологически-
III триместр беременности характеризуют как появление элементов слуховой
памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.
Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к
акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в
отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого
нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью
трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Первый месяц жизни, или период новорожденность, соотносится с началом
недифференцированного восприятия своего Я. В нем особое значение имеют
первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга
Конрада Лоренца, или феноменом «запечатления». Речь идет о первом контакте
новорожденного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в
первую очередь с матерью. Считается, что этот контакт является фактором, во
многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Следующий сенситивный этап периода новорожденность — возраст 3—4 нед.
Он называется также периодом первичного социального поведения в виде
зрительного контакта с окружающим миром (early-eye-contact baby). Этот
период характеризуется выработкой первичных положительных и отрицательных
ощущений и представлений об окружающем мире.
Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес., определяется началом
дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования
первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных
предпочтений.
Критический период в возрасте 15—17 мес. определяется появлением
первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными
потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся
ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией
положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку
людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные
особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не
заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте.
Необходимо также отметить, что в 15—17 мес. происходит интенсивное
созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед.
беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому
соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что
отражается на электроэнцефалографических характеристиках.
Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось,
относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования
самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе
ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт
взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги,
вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода
являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной
симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно
этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом».



Дизонтогенез

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на
каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология
психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа
процесса созревания психических функций.
В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и
искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием
«задержки психического развития» включает патологические состояния,
характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К
«искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся
парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из
них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных
состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие
(болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае
принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния
умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития
(пограничные формы задержки развития).
Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих
внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и
микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе
основных может быть названа резидуальная органическая церебральная
недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким
понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction —
MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста
обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая
церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация
(в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).
Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца
жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность,
ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность,
подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его
объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и
реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при
исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных
детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A.,
Chess S., 1982].
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно.
относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения
мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних
допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае
говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной
привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно
между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного
связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование
всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину,
которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение
индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но
в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие
ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш.
Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в
первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т.
е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или
искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как
результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез
вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной
депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего
возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное
воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В.
Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с
негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К
первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального
(олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития),
акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту
отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных
дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи,
патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная
неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход
психического функционирования на более ранние этапы развития, а также
аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность,
патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки
психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического
развития (акселерация, инфантилизм и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза —
диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным
психическим заболеваниям.
В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое
выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически
обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как
предпосылки к другим психическим расстройствам.
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в
детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым
эволютивным патологическим состояниям.
Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий
развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция
вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях
психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного
заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки
психомоторного развития является одним из основных психоневрологических,
недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной
системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе
наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в
раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств,
развивающихся в более старшем возрасте.
Клинические формы патологии психического развития могут быть
систематизированы следующим образом:
. Умственная отсталость
. Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
. Искажения и другие нарушения психического развития
. Аутистические расстройства
. Акселерация
. Инфантилизм
. Соматопатии
. Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого
риска по психической патологии
Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в
младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики
развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением
формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства
могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы,
церебрального дистресса и микросоциальных влияний.



Умственная отсталость

Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или
раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью
интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное
социальное функционирование индивидуума.
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в
течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации
психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив
термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей
стране и некоторых других странах мира.
В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental
retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых
состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое
недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект»
(mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability).
Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную
особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до
неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная
отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным,
так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней
интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился
диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины
«умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они
не являются в полном смысле таковыми.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного
или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется
нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих
общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и
социальных особенностей».
Независимо от особенностей того или иного определения умственной
отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два
момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение
адаптационного поведения.



Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью
(олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной
недостаточности между дебильностью и нормой.
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и
мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с
патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного
неврологического, психического или соматического заболевания.
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в
виде отставания развития различных сфер психической деятельности —
моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста
вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.
В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через
ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое
развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной
функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными
функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной
мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром
(синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков.
Задержка психического развития в детстве может стать и основой
патохарактерологических нарушений развития личности.



Искажения и другие нарушения психического развития. Аутистические
расстройства.

Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся
аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и
моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к
нарушениям социального взаимодействия.
В настоящее время существует следующая классификация аутистических
расстройств.
. Синдром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант
детского аутизма)
. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия)
. Синдром Ретта
. Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении (детский
«процессуальный» аутизм)
. Аутистическиподобные нарушения (Большинство аутистическиподобных
нарушений входят в структуру умственной отсталости)
. При органических заболеваниях мозга
. При хромосомных аномалиях
. При обменных нарушениях
. При других формах патологии
. Парааутистические расстройства (депривационный аутизм).



Акселерация

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического,
интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для
парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность
психофизического развития.
Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно
освещался в литературе. Тем не менее его причины остаются малоизученными.
Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки,
улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена
и распространенность акселерации как психопатологического феномена.
Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического
развития.
Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда
отмечается соответствие уровня развития не только психической и
соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная
акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением
психического и физического развития отмечаются выраженные
соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения
(в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония,
проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например,
речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а
иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях
имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней
является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков
акселерации и инфантилизма.
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом
благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В
редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь
выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах
психической деятельности.



Инфантилизм

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным
отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских
качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении
черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте
признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих
мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по
существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста,
когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать
более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются
преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие
школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит
к социальной и школьной дезадаптации.
В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается
более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны
использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные
понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в
самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место
интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при
умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к
сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей
старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна
отрицательная динамика простого инфантилизма. Для отграничения простого
инфантилизма от дисгармонического, являющегося базисом психопатий, имеет
значение отсутствие при нем аффективной возбудимости, эксплозивность,
нарушений влечений, расстройств социального поведения. Достаточно сложно
отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной
отсталости. Главным критерием следует считать преобладание при органическом
инфантилизме нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности (памяти,
внимания, вербального и невербального интеллекта, психической
работоспособности, темпа и подвижности психических процессов), тогда как
возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно
меньше. Если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она
преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-
волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или
становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.



Соматопатии

В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее
называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной
возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.
Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения
неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных
преимущественно для младенческого возраста. Наряду с этим термином в разное
время использовались и такие определения как «врожденная детская
нервность», «конституциональная нервность», «эндогенная нервность»,
«невропатическая конституция», «синдром вегетативно-висцеральных
нарушений», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость».
В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов
разного генеза, главными признаками которых являются незрелость
вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость
(тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в
раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется
другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня.
Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и
незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными,
экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.
Ни одна из форм невропатий не

Новинки рефератов ::

Реферат: Математика и физика в средней школе (Педагогика)


Реферат: Культурологические взгляды Н.К. Рериха (Культурология)


Реферат: Использования рабочей силы и производительности труда в сельском хозяйстве (Ботаника)


Реферат: Работа в среде Windows (Программирование)


Реферат: Основные принципы фотосъемки при естественном освещении (Цифровые устройства)


Реферат: Время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи (Искусство и культура)


Реферат: Курс лекций за первый семестр (Статистика)


Реферат: Безналичный денежный оборот (Деньги и кредит)


Реферат: Образование СССР (История)


Реферат: Человеческое сердце (Спорт)


Реферат: История США XX века (История)


Реферат: Времяоника. Теория, которой суждено изменить жизнь человечества (Религия)


Реферат: А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином" (Литература)


Реферат: Автоматика (Программирование)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социальная структура общества (Социология)


Реферат: Проектирование червячной передачи с разработкой методики преподавания в техникумах (Педагогика)


Реферат: Украинские народные думы (Литература)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Политическое развитие Японии во второй половине XX века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист