GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)


УНИВЕРСИТИЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
ОБРАЗОВАНИЯ



РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА ТЕМУ:



ф-т: ПАП
курс: III



ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,
что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают
тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей,
что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный
отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая,
формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение.


Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного
единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем
случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем
возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно,
чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш
ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что
лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все
воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных
установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию
детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если
придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования
сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он
обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в
позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между
родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой
учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные
взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.


В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого
человека к происходящему.



Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он
некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким,
какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям.
когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем
потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую
сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в
родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна
быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может
даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в
благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и
т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные
моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок
раздражает ее.)



Типы семейных взаимоотношений


В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда
осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное
применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и
предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,
«невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему
ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в
которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные
решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия
приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает
на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом,
вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного
достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,
систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему
относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая
своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от
каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об
активном формировании личности отходит на второй план. В центре
воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути,
блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более
неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических
наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает
наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым
казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной
родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако
результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их
касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от
детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом
предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни
тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще
всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как
воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и
задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является
сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.


Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль
«согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль
«подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.


Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от
особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают
уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют
хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками;
наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным
представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но
требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда –
при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в
семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним
завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают
комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это
происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения
дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка
наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы.
Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за
поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями)
сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к
унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома
большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие
равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как
личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику
в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на
первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его
родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще
получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В
самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей
волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе
из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что
волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.
Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или
поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все
нормально».



Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он
претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем
притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией
рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же
оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей
и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем
уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.



Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность.
Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном
недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел,
отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.
Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых,
возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот
же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно
успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные,
нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются
учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к
ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого,
действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу,
формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все
больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что
усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной
деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую
реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает
сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив
установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на
малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают
уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных
заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с
повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником
демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям,
которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает,
что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в
силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные
требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее
избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая
правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых
– обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать
замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за
крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это
значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному
ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное
неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже
имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут
благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать
неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей
пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При
поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.



Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного
возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению
проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей
катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится
«колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими.
Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей,
учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка
своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это
самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним
приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего
«Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто
бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и
вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы,
нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки.
Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и
не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро
увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые
признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее
отношение, на независимость и самостоятельность.
Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к
эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в
родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание
быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения
в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля
воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться –
принять чувство взрослости своего ребенка.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый
кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет
быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования
личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная
нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и
борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения
взрослеющего ребенка.


Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий,
тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие
контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе,
безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
. Родители регулярно указывают детям, что им делать;
. Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его
голосу не прислушиваются;
. Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить
одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права,
принимая решение;
. Решение часто принимает сам ребенок;
. Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания,
определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное
развитие.
Демократичные родители ценят в поведении полростка и
самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право
быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на
теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка;
он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и
стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит
без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного
подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и
запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать
и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение
с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети
авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и
становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль
сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь
неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и
жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием,
испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную
потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля
– гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам
позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.
Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не
бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец
взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы
ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей
его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к
пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать
которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные
ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость.
Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему
требования.



Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и
особенности контроля за его поведением


Свобода
( предоставление самостоятельности )

устранившийся либеральный
безразличный помогающий

Враждебность Любовь

требовательный, покровительствующий,
нетерпимый, чрезмерно оберегающий
суровый, властный

Контроль



Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к
маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него
ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто
источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не
устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток,
считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не
отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать
вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители
считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость
этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но
ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые
считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к
маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей
мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы,
которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).
Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку,
а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить
ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет
стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает
частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно
идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие,
уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с
родителями



Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к
разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка,
стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения
поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более
успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает
нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по
возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их
проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень
суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.
Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он
наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у
ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то
не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры
обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто
безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей
степени обычно обращено на младших детей.
Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной
семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем
девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают
задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми,
особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами
испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы
помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни,
когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют
самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные
черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после
развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность,
но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении
девочек после развода родителей.



Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к
минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное
значение:

V Принимать активное участие в жизни семьи;
V Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
V Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
V Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым
самостоятельно принимать решения;
V Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
V Уважать право ребенка на собственное мнение;
V Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к
равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим
жизненным опытом;
V С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать
карьеру и самосовершенствоваться.





Реферат на тему: Влияние семьи на становление личности

Содержание
Введение ………………………….……………………………………………………3
Глава 1. Понятие о личности.
1. Что такое личность …………………………………………………….5
2. Этапы формирования личности ………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности …………………….38
2.2. Система взаимоотношений в семье и стили родительского
поведения ……………………………………………………………………39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности ……………….51
Заключение …..……………………………………………………………………...56
Список использованной литературы …………...………………………………..58



Введение
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он
растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным
социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от
отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек
смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды,
строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то,
как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он
пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть
ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само
собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от
воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в
многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в
семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и
вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать
личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если
он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много
зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать
отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого
необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические
факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы
то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном
случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним
из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся
раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на
развитие личности.
Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.
Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими
авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.
Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов,
ранее изучавших эту тему.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.



Глава 1. Психология личности
1.1.Что такое личность.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и
каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках
глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных
качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства,
которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об
индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание
представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи,
психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные
понятия этого термина:

1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному
присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о
конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность —
это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их
сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от
других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только
наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени
выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими
качествами личности.
2. Личность — это представитель определенного общества, гражданин. Чем
более полно личность выражает в своих устремлениях, идеях, делах,
мировоззрении передовые идеи общества, чем большими возможностями,
знаниями, способностями она обладает, тем более положительной,
прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы
и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми
происходит неизменное
прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.
3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни
общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач.
Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной из наиболее
существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек
делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени
общественной воспитанности личности.
4. Особенности личности сказываются на характере и протекании психических
процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем
психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности
проявляются и в том, как она отражает окружающее. На протекание психических
процессов и возникновение психических свойств и состояний личности
отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические
особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении,
образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-
волевых процессов. Типологические особенности высшей нервной деятельности
человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни
чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.
5. Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает
окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя,
умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно
признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать
только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания,
а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При
таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне
сложившийся и воспитанный человек.

1.2. Этапы формирования личности.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а
становится,
согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы
формирования личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии
личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию
биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него
защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения
потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том,
что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их
зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным,
небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс
развития личности сквозь призму формирования определенных способов
межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические
теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на
развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа:
генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии
проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции
Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых
происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и
радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Рассмотрим эту
периодизацию более подробно.

І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и
разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это
время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую
материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после
рождения — восстановительный период после родов и время перестройки
основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и
терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и
находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно
изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и
определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон,
неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное
бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной
для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд,
соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И
родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости
ребенка зависит от состояния, в котором он находится.
Поначалу младенцы проводят большую часть суток в состоянии сна
(ровного и неровного). По мере созревания организма и “пробуждения” коры
головного мозга новорожденного меняется соотношение сна и бодрствования, и
к четвертому месяцу обычный ребенок уже спит большую часть ночи.
Доношенные дети обладают целым рядом сложных рефлексов и
рефлекторных комплексов. Считается, что эти рефлексы имеют значение в ходе
выживания вида в ходе эволюции и отражают те формы поведения, которые в
прошлом (а в некоторых отношениях — и сейчас) жизненно важны для ребенка.
Большинство этих рефлексов исчезает через 2-4 месяца, но все же некоторые
из них заслуживают внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический рефлекс,
рефлекс шагания, хватательный рефлекс, рефлекс поиска груди и сосательный
рефлекс. Зрительной системе новорожденного также свойственен ряд
рефлекторных движений и моторных паттернов. Веки в ответ на раздражение
открываются и закрываются. Зрачки расширяются в темноте и сужаются на
свету.
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из
них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо,
являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и
действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и
событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов
развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и
психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается
почти в два раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается
кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются
также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно
в это же время начинается и открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает, что
у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по нескольку минут
подряд, следя за их движениями. К пяти месяцам младенец проходит путь от
рефлекторного хватания к произвольному; хватание становится все более
совершенным. В восемь месяцев большинство детей уже могут перекладывать
предмет из одной руки в другую. Большинство детей в 8 месяцев могут
самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как
им помогли принять сидячее положение. Между 5 и 8м месяцами большинство
детей начинают те или иным способом передвигаться в пространстве. К 12ти
месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить.
Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют
отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора
годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в
состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему
возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на
двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные
нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти
невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев
является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально
питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко —
идеальный продукт питания для младенца.
В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К
восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент
специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.
В первые два года жизни происходит также развитие различных
перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные
способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая
способность глаза, растет острота зрения и цветоразличение. Значительно
повышается и острота слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые
изменения в громкости, высоты и длительности звуков. Органы вкуса, обоняния
и осязания функционируют с рождения, давая младенцам чувствовать
прикосновения, различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль.
Исследователи считают, что в принципе младенцы появляются с уже
сформировавшимися рецепторными функциями, которые впоследствии — и общаться
с людьми.
С самого рождения дети включаются в процесс общения. Очень скоро
они научаются сообщать родителям о своих основных потребностях. В возрасте
около года большинство детей большинство детей произносят свое первое
слово; к полутора годам они соединяют два слова и больше, а к двум годам
уже знают более ста слов и способны вести разговор.
Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом.
Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление.
Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию,
т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе.
Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция
взрослых на его попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида
таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со
спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для
их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление
темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-
12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми,
с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например,
может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою
собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи
бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее
всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции,
оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.
В течение первого года жизни у ребенка формируется чувство привязанности.
Наиболее сильная привязанность возникает у ребенка, чьи родители
доброжелательны и внимательны к нему, всегда стараются удовлетворить его
основные потребности. В этот период начинается личностная социализация
ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале,
откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением
“Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что
способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное
стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми.
Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в
самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают
активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из
взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли.
Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает
более или менее осознавать примерно с полутора лет. На третьем году жизни,
выполняя какое-либо действие, ребенок его описывает.
С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка
к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После
полутора лет у детей можно наблюдать явно выраженное стремление утешить
расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку.
В период от полутора до двух лет дети начинают усваивать нормы
поведения, например, необходимость быть аккуратным, послушным и т.п. При
переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для
формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств —
потребности в достижении успеха. Одним из самых ранних признаков проявления
этой способности у детей является приписывание ребенком своих неудач какими-
либо объективным или субъективным обстоятельствам. Имеет значение и
характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма
значительными. По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у
ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие
определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности
социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также
проявление воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный
путь прежде, чем он станет настоящей личностью.

ІІ этап: раннее детство (от 2х до 5ти лет).
Годы раннего детства отличны кардинальными изменениями физических
возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и
речевых навыков. В период с 2х до 6ти лет, по мере того как тело меняет
свои размеры, пропорции и формы, ребенок перестает выглядеть младенцем. По
сравнению с весьма быстрым темпом роста, наблюдаемым у детей в течение
первых полутора лет жизни, для раннего детства характерен более ровный и
замедленный темп, который сохраняется вплоть до пубертатного скачка роста.
Дети используют преимущества такого равномерного роста в раннем и среднем
детстве для приобретения новых навыков, особенно двигательных. Наиболее
заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность
совершать движения большой амплитуды, к которым относится бег, прыжки,
бросание предметов. Развитие тонкой моторики — способность совершать точные
движения малой амплитуды, такие, как письмо, пользование вилкой и ложкой —
происходит медленнее.
Двигательные навыки, которыми овладевают дети, — это, как правило,
повседневные действия, такие, как завязывание шнурков, пользование
ножницами или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками
позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и
проявлять свои творческие наклонности.
Обратная связь, которую дети получают от своих достижений,
способствует поддержанию их мотивации. Эта связь может быть внешней,
например, одобрительная реакция со стороны родителей или сверстников, либо
внутренней и присущей самой задаче: дети обнаруживают, что их действия
влекут за собой естественные последствия.
Создавая оптимальную учебную среду, родители должны проследить за
тем, чтобы в ней не было источников опасности, которые могли бы причинить
ребенку вред, стать причиной травмы или даже смерти.
Три источника наибольшей опасности для дошкольников — это
автомобили, предметы, окружающие детей дома, и бассейны. Необходимо
внимательно следить за маленькими детьми во время их игр, поскольку они,
увлекшись, склонны пренебрегать элементарными правилами безопасности.
В дошкольные годы значительные изменения происходят и в когнитивном
развитии. В период с 2х до 6ти лет дети овладевают символической
репрезентацией — способностью замещать физические объекты, людей и события
воображаемыми символами. Символы способствуют усложнению мыслительных
процессов ребенка и формированию у него различных понятий, например, он
научается упорядочивать события во времени.
Несмотря на эти успехи ребенка, его мышление отличается
конкретностью, необратимостью, эгоцентризмом и центрацией. Дошкольники
фокусируют свое внимание на состоянии вещей в настоящий момент, не
сознавая, что предметы и явления могут претерпевать трансформации.
В продолжение всего дошкольного возраста дети быстро пополняют свой
словарный запас, иногда выучивая в день по 2-3 слова, начинают пользоваться
все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относиться к
речи как к средству налаживания социальных связей.
Существует множество методов, с помощью которых родители облегчают
младенцам задачу овладения языком. Когда родители разговаривают со своими
детьми, они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться
идеями c другими людьми. Они знакомят ребенка с символами и учат его тому,
как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные
средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые
он использует для создания собственных средств выражения. Задолго до того,
как дети учатся говорить, они знакомятся со своей культурой и языком,
слышна речь родителей или тех, кто о них заботится. С помощью языка дети
узнают, кто они такие и как они должны себя держать с другими людьми.
Важнейшая категория идентификации для маленького ребенка — пол. Видимо, в
мышлении матери уже сформированы определенные представления о том, как
должны вести себя девочки и мальчики; они-то и побуждают ее менять свое
поведение в зависимости от пола ребенка.
Дети не просто произносят слова или фразы. Они ведут разговоры — со
взрослыми людьми, с другими детьми и даже сами с собой. Дети часто
прерывают свою речь, чтобы посмотреть, слушает ли их другой человек и
понимает ли он их. Дети делают паузы, по нескольку раз повторяют одно и то
же и поправляют себя. Они любят задавать вопросы. Все это — обычные
действия по налаживанию коммуникации. Дети должны научиться управлять
разговором, чтобы устранить разногласия с собеседником, избежать конфликта
и преодолеть смущение. Управлять в данном случае означает употреблять слова
вежливости, такие как “спасибо”, “пожалуйста”; проявлять внимание; выбирать
правильную форму обращения, верные выражения и подходящую тему беседы; а
также учитывать статус другого человека.
Развивать свои двигательные, когнитивные и речевые навыки детям
помогает игра, происходящая в непринужденной атмосфере. Играя, дети познают
мир и овладевают важными социальными навыками. Игра может принимать
различные формы, от игры-возни до игры со словами. Все виды игр помогают
детям освоить социально одобряемые модели и нормы поведения, научиться
сопереживать и отличать вымысел от реальности. Игра является для детей
прекрасной возможностью поэкспериментировать с реальность, значениями слов
и непосредственным опытом. Кроме того, игра удовлетворяет многие
потребности ребенка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию,
развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и
поэкспериментировать в безопасной ситуации.
В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя
и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они
узнают, чего от них ждут члены их семьи и соседи, а именно — что значит
вести себя хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Они
научаются справляться со своими чувствами социально одобряемыми способами;
усваивают нормы, правила и культурные смыслы своего общества и развивают
свою Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей жизни.

ІІІ этап: среднее детство (от 6ти до 12ти лет).
Среднее детство — время, когда дети совершенствуют свои двигательные
способности и становятся более независимыми. В этот период продолжается
устойчивое, равномерное физическое развитие. Дети не только становятся выше
и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются органическими
изменениями. Продолжается рост и изменение костей скелета, мышцы становятся
крупнее и сильнее — соответственно увеличивается физическая сила и
выносливость. Все это необходимо для совершенствования грубой и тонкой
моторики.
Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять
контролируемые, целенаправленные движения. К тому времени, как ребенок
поступает в начальную школу, он уже умеет бегать, прыгать и скакать на
одной ноге. Половые различия в двигательных навыках до начала полового
развития в большей степени обусловлены обстоятельствами жизни и культурными
ожиданиями, чем действительными физическими различиями.
Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками все сложные и
точные движения, также сохраняется на протяжении всего среднего детства, и
это развитие начинается еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
Большинство необходимых для письма тонких моторных навыков развивается на 6-
7м году жизни ребенка.
Важным фактором физического развития ребенка является здоровье, т.к.
здоровые дети могу более активно участвовать в физической, умственной и
социальной деятельности в окружающем их мире. Среди основных проблем,
связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, следует назвать
избыточный вес, неудовлетворительную физическую форму, несчастные случаи и
травмы.
Поскольку значительную часть времени дети проводят в школе, в
программах начальных классов учитывается и потребность детей в движении.
Вообще поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало
перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и
возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период
времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность.
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с
дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является
безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителям, подчинение и
подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого
человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя
как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что говорит о
нем взрослый. Это напрямую касается самооценки. В отличие от дошкольников у
младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.
В младшем школьном возрасте самостоятельный контроль ребенком
собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут
управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной
поставленной цели. Кроме того, на базе уже полученного опыта учебной,
игровой и трудовой деятельности у ребенка складываются предпосылки для
оформления мотивации достижения успехов. Примерно между 6ю и 11ю годами у
ребенка возникает представление о том, как можно скомпенсировать недостаток
своих способностей за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот.
Параллельно с мотивацией достижения успеха и под ее влиянием в
младшем школьном возрасте совершенствуется трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при
приложении достаточных усилий и получений ребенком поощрений за это,
особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении цели.
Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от
взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и
зависимости было взаимно уравновешенным.
С поступлением ребенка в школу происходят и изменения в его
взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде
всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются
темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей
ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций,
непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее
начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное
расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у
большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и
специальные способности к различным видам деятельности.
Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и
максимальное использование мотивации достижения в учебной, игровой,
трудовой деятельности детей.
К концу младшего школьного возраста, к ІІІ-ІV классам школы,
повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и
здесь открываются дополнительные возможности для активного использования
этих отношений в учебно-воспитательных целях.

ІV этап: подростковый и юношеский период (от 12ти до 20ти лет).
Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому
возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена
настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.
Часто бывает трудным определить четкие границы этого периода.
Конечно, наиболее надежным показателем наступления взрослости является
эмоциональная зрелость, а не такие критерии, как половоззрелость,
завершение образования, вступление в брак или появление детей.
В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться
к социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними
ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее
общество — его ценности, экономические и политические противоречия,
неписанные правила. Юноши и девушки формируют ожидания и строят планы по
поводу собственного будущего; эти ожидания в какой-то степени зависят от
культурной и исторической обстановки, в которой они живут.
Период отрочества-юности совпадает с рядом физиологических
изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого
человека. Возраст наступления половой зрелости колеблется в довольно
широких пределах. В среднем этот процесс начинается в 11-12 лет. Изменения
эти происходят резко и часто довольно внезапно, поэтому подросткам и членам
их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему, что
детство осталось позади.
С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости
биологических изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного
развития (с 3го месяца беременности до родов) и с двумя первыми годами
жизни. Однако в отличие от младенцев подростки, наблюдая за этим процессом,
испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящим со смешанным
чувством интереса, восхищения и ужаса.
Биологическими признаками наступления отрочества являются заметное
увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и
появление вторичных половых признаков. Некоторые изменения встречаются у
обоих полов, но большинство имеет половую специфику.
Обычно изменениям пубертатного периода предшествует увеличение
жировых отложений в организме; некоторые дети в этот период заметно
поправляются. Также в этот период резко возрастает количество гормонов,
влияющих на рост подростков. Скорость развития у мальчиков и девочек
различна. В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения
пубертатного периода происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков.
Но существуют очень большие индивидуальные различия в скорости развития
представителей одного пола. Также различны признаки созревания мальчиков и
девочек.
У мальчиков первым признаком пубертата является ускорение роста
яичек и мошонки. Примерно через год после этого наблюдается аналогичное
ускорение роста пениса. Между этими двумя событиями начинают появляться
волосы на лобке. Им

Новинки рефератов ::

Реферат: Понятия об уровнях языка раздел науки о языке (Педагогика)


Реферат: Исковая давность. Договор поставки (понятие, юридические характеристики, содержание, виды) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социальная политика современного государства (Социология)


Реферат: Обзор технологии CORBA (Компьютеры)


Реферат: Авраам Линкольн (Исторические личности)


Реферат: Отчет по практике в суде, прокуратуре, избирательной комиссии (Право)


Реферат: Класіфікація майна у міжнародному приватному праві (Право)


Реферат: Основные функции культуры (Социология)


Реферат: Документы Акционерного общества (Менеджмент)


Реферат: Личная определенность и социальный статус (Социология)


Реферат: Отчет по производственной практике по бухгалтерскому учету на ГХЗ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Актив баланса: содержание, оценка статей, техника составления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Архитектурный ансамбль Петродворца (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы, с которыми сталкивается психолог в современной школе (Психология)


Реферат: Голливуд эры немого кино (Искусство и культура)


Реферат: Компьютеры SPARC-архитектуры (Программирование)


Реферат: Социализация личности (Социология)


Реферат: Культура Галицько-Волинського князівство (История)


Реферат: Конституционное право- ведущая отрасль Российского права (Право)


Реферат: Проект производственного комплекса базы МСУ (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист