GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание как целенаправленная деятельность (Психология)


[pic]


| |
| |
| |
|МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ |
| |
|МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|РЕФЕРАТ |
| |
| |
| |
|По предмету: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ |
| |
|На тему: Воспитание как целенаправленная деятельность |
| |
| |
| |
| |
|Выполнила студентка 1 курса |
|Группа 21 Эмо/1-08 |
|Веденеева Валерия Александровна |
|Проверил преподаватель |
|Осокина О.А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Муром-2001 |



СОДЕРЖАНИЕ

cтр.

I. Сущность воспитания и его цели 3 –
4

Воспитание человека 4


Направления воспитательного процесса 4 – 8

1. Методы воспитания 8 – 10
2. Стили и модели воспитания 10 – 15

Заключение 16 – 17

Литература 18



Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое
воспитание – это наше будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко


СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЦЕЛИ.


Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного
воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях
подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и
образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как
целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие,
оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и
интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования
существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является
развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения
им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его
отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.
Таким образом, воспитание в значительной степени носит
целенаправленный характер, который предполагает определенное направление
воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит
средства и методы достижения этих целей.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке,
осуществляемые проведением специально организованных воспитательных
действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не
являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами,
провозглашенными тем или иным обществом.
Однако главной целью воспитания является формирование и развитие
ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в
обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы
воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То
есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие
исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели
воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным
образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что
происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими
ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие
процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями
сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание
инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.


ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА



НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Успех воспитательного процесса как единства цели и средств ее
достижения проявляется как повышение степени индивидуальной активности
воспитанника. Направление воспитания определяется единством целей и
содержания. По этому признаку выделяют умственное, идейно-политическое,
нравственное, трудовое, эстетическое и другие направления воспитания.
Умственное воспитание ориентированно на развитие интеллектуальных
способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве
умственное воспитание тесно связано с физическим. У детей память, внимание,
воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их
деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития ребенка –
общение со взрослыми и детьми старшего возраста, в результате которого
расширяется кругозор, и пополняется словарный запас ребенка. Для
умственного развития дошкольника чрезвычайно важным являются игры-занятия.
Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но различные по
величине и цвету, предметы, а также ролевые игры, в которых ребенок
подражает действиям взрослых в быту. Таким образом, умственное воспитание
основывается на:
. развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного,
воспитательного и образовательного процессов;
. формирование культуры учебного и трудового процессов;
. развитие личностных качеств – расширение кругозора и словарного
запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству;
. стимулирование интереса к работе с книгой.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством
обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о
науке и ее деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и
экспериментам.
Второе направление воспитательного процесса – идейно-политическое
воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности,
ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Формирование
убеждений у ребенка, его идейное воспитание – это, прежде всего, передача
личного отношения взрослого окружения воспитуемого к родной земле,
готовности бороться за ее свободу и независимость, гордости за героическое
прошлое и настоящее своего Отечества и народа. Также в задачи этого
направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и
будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать
ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или
экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.
Нравственное становление человека также является одним из направлений
воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается
в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому
себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей
чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию,
уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение
имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь
нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче
общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира,
тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение
бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических
ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение
ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него
поведения в соответствии с этими нормами.
Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности
ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие
добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду,
накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей
обязанности человека.
В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой.
Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие
эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать
у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач
трудового воспитания используются различные приемы и методы:
. организация труда в кружках по интересам;
. различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества;
. творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества;
. временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных
заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном
труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.
Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько
правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет
зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует
росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-
волевые качества, является средством гармонического развития. Основными
целями физического воспитания являются правильное физическое развитие,
тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные
процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих
работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания
включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие
культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.
Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей,
умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение
духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать
красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику
выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить
способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.
Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка
отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются
источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют
эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов
и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в
стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение
имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек
способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и
активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного,
фальшивого.
В связи с усилением природоохранительной деятельности, с
необходимостью рационального использования природных богатств становится
актуальной такая грань личностного развития ребенка, как экологическая
воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к
природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам,
флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности
природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять
посильное участие в предотвращении экологических катастроф.
Кроме вышеперечисленных направлений, в современном обществе
формируются новые направления воспитательной работы, такие как
экономическое и правовое. Экономическое воспитание направлено на
формирование экономического мышления современного человека в масштабах
семьи, производства, всей страны. Оно ставит целью развитие деловых качеств
человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, и
накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.
Правовое воспитание основано на воспитание уважительного отношения к
Конституции и правам человека, а также критического отношения к тем, кто их
нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей и
ответственность за их нарушение.

1. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного
процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств.
Методом воспитания является система воспитательных и образовательных
средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников.
В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия,
так и взаимодействия между людьми. Методы воздействия на личность оказывают
комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются
изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания
условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия
и их характерные особенности.

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его
заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю
воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств.
Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть
при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит
воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким,
прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод
реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или
художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце
для подражания. Однако его психолого-педагогический эффект не только в
приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности
образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера
может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае
ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности,
которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример
воспитателя. Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от
авторитета педагога. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил
А.С.Макаренко.
Следующий метод воспитания – приучение. Приучение предполагает
формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению
с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему
упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование
воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать
как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу.
Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все
сферы его деятельности.
Группа методов, которые следует рассмотреть далее – методы
стимулирования, главное назначение которых – дополнительное стимулирование
влияния и усиление действия рассмотренных ранее методов, которые принято
называть основными. Из методов стимулирования рассмотрим следующие:
поощрение и наказание.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение
успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к
совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным
воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие,
сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный
эффект от поощрения – возникновение острого желания испытывать чувство
удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при
работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение
не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию
награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала,
награда, ответственное поручение, прощение за проступок.
Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано
на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует
поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным
поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить
свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального
унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные
наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми
разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от
коллектива, ироническая шутка и т.д.

2. СТИЛИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Виды воспитания классифицируются по принципу многообразия целей
воспитания, процессов и способов их достижения. Рассмотрим несколько
классификаций стилей воспитания, первая из которых – по институциональному
признаку. Под институтами воспитания понимают общественные организации и
структуры, призванные оказывать воспитательное воздействие на личность.
Главным институтом воспитания является семья. Влияние семьи отличается
особой продолжительностью во времени. Дома ребенок проводит примерно две
трети своего времени. Привычки, полученные в семье, сохраняются на всю
жизнь. Воспитание в семье предполагает включение его в ряд домашних
обязанностей, постепенное усложнение заданий и видов деятельности. Сила
семейного воспитания в его глубокой эмоциональности, кроме того отношения с
любимыми и любящими родителями отличаются предельной доверительностью.
Так как в раннем детстве главным способом познания ребенка является
непосредственное воспроизведение слов и действий окружающих, поэтому есть
необходимость в ограничении внешнего отрицательного влияния. Но вследствие
этого семья как институт воспитания может нанести самый большой вред
ребенку, поскольку оно не выходит за рамки индивидуальных возможностей
членов семьи, их интеллектуального и культурного уровня развития.
Школьное воспитание предоставляет широкие возможности для оказания
разностороннего воспитательного воздействия на ребенка. Каждый человек, с
которым ребенок сталкивается в школе, несет в себе для него что-то новое. В
данных условиях большую роль играет личность учителя и позитивный характер
общения со сверстниками. Кроме того, воспитание в школе может происходить
непосредственно через предметы общегуманитарного цикла. Так же, как и в
семейном, в школьном воспитании есть свои слабые стороны, одна из которых –
обезличенность. Часто учителя, в отличие от членов семьи, уделяют всем
детям совершенно одинаковое внимание, забывая о том, что каждый из них –
индивидуальность и требует особого подхода, именно поэтому требуется
совмещение школьного и семейного воспитания, особенно в начальной школе.
Внешкольное воспитание предполагает решение воспитательных задач во
внешкольных детских учреждениях. Ему присущи те же особенности, что и
школьному воспитанию.
Разнообразное воспитательное воздействие осуществляется через средства
массовой информации. Основное преимущество их состоит в том, что в качестве
источника влияния могут быть использованы образцы педагогики и культуры.
Готовя литературу, фильмы для детей, можно взвесить и оценить их
воспитательное воздействие, причем оно отразится на ребенке независимо от
индивидуальности и опыта преподавателя или воспитателя. Однако есть
существенный недостаток средств массовой информации как института
воспитания. Влияние этого источника рассчитано на среднюю личность, поэтому
ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее, а также
средства массовой информации не обладают обратной связью.
Кроме вышеуказанных институтов воспитания можно также выделить
конфессиональное (религиозное) воспитание, реализуемое посредством
религиозных традиций и обрядов, приобщением к системе церковных ценностей,
обращенных к сердцу, к вере в божественное происхождение человека. Так как
в современном мире около 90% населения верующие, то роль конфессионального
воспитания велика.
Также воспитание можно классифицировать по стилю отношений между
воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное,
демократическое, либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарное воспитание – тип, в рамках которого определенная
идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях
между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем
сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В
данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека
и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией
руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично,
без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью
воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или
мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также
ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению
его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или
поощряется в строго определенных пределах.
Следующий стиль – демократический. Он характеризуется определенным
распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его
обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с
воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать
самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в
отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны
работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты,
которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким
образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух
взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности
заставить друг друга что-либо сделать.
Либеральный стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со
стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи
взрослый – педагог – ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к
деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в
решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и
деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается
слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за
результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего
происходящего.
Попустительский стиль характеризуется неосознанным равнодушием
педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка.
Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к
ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия
воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого
отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не
задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка.
Главный принцип – не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб
его здоровью, развитию интеллекта, духовности. В жизни не один из стилей
применяется в процессе воспитания в «чистом виде». Каждый педагог применяет
свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в
данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка.
Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на другой является
радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах
педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.
Кроме вышеперечисленных стилей воспитания существуют еще и модели
воспитания, основывающиеся на определенных философских концепциях.
Выделяют идеалистическую модель воспитания. Его последователи
рассматривают воспитание как создание идеальных условий для воспитуемого, в
которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии.
Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию
воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в
содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания
осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному.
Прагматизм как философия воспитания рассматривает его не как
подготовку человека к дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем.
Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать
жизненные проблемы по мере их возникновения. То есть, в процессе воспитания
педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной
действительности, а активному поиску путей преобразования условий для
улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие
воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, то есть
существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На
практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов.
Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из
идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных
возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание
должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к
определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том,
что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не
уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.
Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как
целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся
в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может
быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь
завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог
совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс
развития личности.
Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных
принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели
является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за
свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой
модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им
выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и
потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации.
Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние
окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом
случае – привести к гармонии действия этих сил.
Также существуют различные другие модели воспитательных процессов,
например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных
особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о
том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и
контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В ходе исторического развития человечества и педагогической науки
понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения.
На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

. передачу социального опыта человечества и мировой культуры;
. непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу
людей;
. организацию жизни и деятельности воспитанника;
. создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами
которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а
также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и
задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи,
школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека
главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого
человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных
условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое,
физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены
различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих
факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

. учета индивидуальных особенностей воспитанника;
. условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени,
существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.
В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной
исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой
воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового
жить и работать в современном для него обществе.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.:
Советская Энциклопедия , 1987. – С. 248.
2. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС,
2001. – 608с.
3. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. –
СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового века).
5. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. – 2-е
изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. – (Библиотека для
родителей).
6. Энциклопедия молодой семьи. – 2-е изд. – Минск.: Белорусская
Советская Энциклопедия, 1988. – 663с.




Реферат на тему: Воспитание сознательной дисциплины на уроках математики


Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их
в школу. В семье, саду ребенок получает первые представления о правилах
поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и
трудиться в коллективе.
С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни.
Содержание новой для него деятельности требует организованности,
самодисциплины, усидчивости и послушания. Используя метод разъяснения
учитель ьерпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их
неукоснительного выполнения. Работа, начатая учителем начальных классов по
формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее
продолжение в 5-х - 9-х классах с учетом возрастных особенностей
подробностей.
Процесс воспитания школьников в этом возрасте является наиболее
сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в
анатомо- физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка,
которые влекут за собой изменения в его поведении.У детей отмечается
быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к
самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.
Ребенок, особенно среднего подросткового возраста, нередко не может
осознанно управлять своими поступками и эмоциональным состоянием,
становится весьма чувствительным к интонации и характеру предъявляемых к
нему требований. Учебный процесс в 5-х - 9-х классах обладает большими
возможностями для формирования у школьников понимания сущности дисциплины
коллективного труда, роли дисциплинированности человека в достижении
поставленных перед ним целей.
Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся.
Многие школьники учатся не вполную меру своих возможностей, из-за чего
“недобирают” знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе.
Важными причинами этого явления являются – недостаточное осознание
школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в
учении. Не используя в полную меру данные природой и социальной средой
возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может
осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность
(недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для
подлинного развития) , но многое теряет и все окружение в целом.
Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при
выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке
характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней
сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого
порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на формирование
сознательной дисциплины школьников, является РАЗУМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Хорошая дисциплина учащихся на уроке бывает тогда,когда педагог
обладает способностью организовать целенаправленную деятельность учащихся,
увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение
учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на
каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу.
Многое зависит от умения учителя организовать себя и свой труд,
направленный на руководство познавательной деятельностью школьников.
К.Д.Ушинский в работе “Избранные педагогические сочинения” писал : “Если мы
ввели … порядок и стройность в занятиях … не оставляя ни на одну минуту, ни
одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для
ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали
эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа
наша такова, что дети могут полюбить нас,- то классная дисциплина в наших
руках.”
Изучение широкой школьной практики показало, что основными
недостатками организации уроков в школе являются :
а) слабая занятость всех учащихся учебно-познавательной деятельностью
в целом на уроке и отдельных его этапах. Это проявляется в том, что
деятельность школьников конкретно не определена : не поставлены задачи, не
указано, чем, как и почему должны заниматься учащиеся. Портому работа в
классе идет в основном с опорой на возможности сильных учеников;
б) нерациональная занятость учащихся науроке учебно-познавательной
деятельностью. Недостатки такой организации состоят в том, что хотя все
учащиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей
сложности не учитывают реальные возможности школьников. В результате сама
организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой
учебной продуктивности школьников и создает у них неудовлетворенность своим
трудом, порождает недисциплинированность.
Целостность уроку ,как динамической системе, придает дидактическая
цель, в которой как в модели желаемого результата реализуется основная
педагогическая идея и функция урока. Структура урока не должна быть
шаблонной, она постоянно варьируется в зависимости от дидактических целей,
типа урока, содержания изучаемого материала, избранных методов обучения,
возрастного состава учащихся.
Организация труда учителя и учащихся строится с учетом избранных
этапов урока. На каждом этапе учитель предусматривает организацию своей
деятельности, отдельных учащихся , групп и класса в целом с тем, чтобы
каждый школьник был занят полезным делом в соответствии с поставленными
целями урока и задачами конкретного этапа.
В общеобразовательной школе сложились три основные формы учебной
работы на уроке :
фронтальная (общеклассная)
групповая
индивидуальная
Фронтальной работе уделяется в дидактике большое внимание.
Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными программами,
обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием индивидуальных
способностей и дарований учащихся класса. При фронтальной работе ученик
проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память,
желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед
учащимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения
учитель имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в
работе, их отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с
другом.
Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в
определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый
темп работы. Наиболее страдают при этом учащиеся , выполняющие задания
значительно быстрее остальных (остается время), а также те кто работает в
замедленном темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на
пользу фронтальная работа и учащимся, которые не хотят напрягать свои
умственные усилия и пользуются готовыми, прокомментированными решениями,
сделанными товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной ее
организации, создает видимость коллективного труда хотя и силами части
учащихся, а не всеми учениками класса. Все это показывает, что необходимо
сочетание фронтальной работы сдругими формами(индивидуальной и групповой )
на различных этапах разных типов уроков . Поскольку в условиях большой
наполняемости классов общеклассная работа применяется широко, необходимо
искать пути ее дальнейшего совершенствования, например при одном и том же
задании классу помощь при его выполнении оказывать различную, привлекать к
этому учеников-консультантов и т.д.
С целью оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются
индивидуальные формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание,
которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания
–карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать (Карточки-
задания прилагаются ).
Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным
отношением к учебе. Определяя индивидуальные учебные работы для учащихся,
потерявших веру в свои силы, учитель исходит из того, что для них посильно.

Необходимо предварительно убедить ученика в посильности выполнения задания.
Это могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по
геометрии) и т.д.
Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять
престиж в глазах класса. (карточки-задания прилагаются).
Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для учащихся с
усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации
способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного
зазнайства. Индивидуальные задания применяются и для развития
познавательной деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций и
т. д.
Эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников
во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные
качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные
возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко
определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не
как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока
на всех этапах учебного процесса.
Возможность работать в индивидуальном темпе получают учащиеся при сдаче
зачетов различных видов (тематических и текущих, открытых и закрытых).
Задача учителя удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной
части, а также дополнительных заданий планируется так, чтобы их выполнение
было посильно успевающему ученику в отведенное для зачета время.
Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить
неусвоенный материал позволили вовлечь учеников в процесс учебного труда,
повысить уверенность в собственных силах. Вместе с тем, условия организации
зачетов приводят к тому, что ученику уже не удается даром, без всяких
усилий получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно
работать, чтобы добиться отметки “зачтено”. Но эта работа приносит
результат, а значит, и удовлетворение.
Изменяется отношение и к оценкам “4” и “5”, повышаются требования к
ученикам, претендующим на их получение. При проведении зачетов тематических
необходимо соблюдать следующие рекомендации: а) зачет рекомендуется
проводить на уроке (в старших классах 2 урока); б) проводить его можно, как
в устной, так и в письменной форме; в) учеников надо специально готовить к
зачету; г) при пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только
за те задания, которые он не выполнтл в предыдущий раз, а не за всю работу;
д) практика показала, что при любой форме проведения зачетов наиболее
эффективная такая, когда ученик уже в ходе зачета узнает результат.
Мобилизующим стимулом для учащихся являются открытые листы учета знаний.
При этом учащиеся четко знают, что из изученного требует доработки.
В 5 клссе ученики только начинают привыкать к новым для них формам
работы. Поэтому на рабочих уроках учащимся доставляет удовольствие работать
со специальной ведомостью, где за выполненное задание они получают “+” и
“–“. В ходе урока свои неудачи они могут сразу же ликвидировать, получив
при этом хорошую оценку.
Пример:
При групповой работе класс временно делится на группы, которые создаются по
мере необходимости (по 4 чел., 2 чел., 6 чел.). В эти группы включаются
учащиеся с различными возможностями, что создает условия для наиболее
плодотворного обмена информацией, осуществляя взаимопомощи. Контактируя в
группе, учащиеся начинают лучше понимать друг друга, давать объективную
оценку знаниям, умениям и поступкам друг друга. Групповая форма учебной
работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и выступает в
качестве переходного звена, соединяющего индивидуальное обучение с
коллективным.
В практике групповая работа состоит из нескольких этапов:
а) подготовка учителем групповых заданий
б) инструктирование школьников о работе
в) обсуждение и составление плана выполнения задания
г) распределение заданий, определение способов решений
д) выполнение заданий.
Учащиеся работают самостоятельно, учитель наблюдает, дает необходимый
совет, учащиеся осуществляют в группе взаимопроверку и контроль,
докладывают о результатах работы, идет обсуждение, делаются окончательные
выводы, дается оценка работы групп и всего класса в целом.
При работе группой наиболее подготовленный ученик выступает в роли учителя,
он обязательно должен добиться, чтобы каждый из группы усвоил материал.
Такая форма работы используется на разных этапах урока, даже при изучении
нового материала. Данная форма работы на уроке также способствует
формированию сознательной дисциплины школьников.
Одним из ведущих средств воспитания учащихся, развития их творческого
мышления является самостоятельая работа школьников. Самостоятельная учебная
часть -–это всегда деятельность ученика, протекающая без посторонней
помощи, хотя и под руководством учителя. Самостоятельная работа становится
средством активной познавательной деятельности при определенных условиях, а
именно:
а) если четко поставлена цель работы
б) если ученик осознал и принял эту цель
в) если в процессе работы ученик преодолевает интеллектуальные затруднения,
проявляя при этом волевые усилия
г) если в процессе работы закрепляются или приобретаются новые знания и
способы деятельности
д) если в процессе выполнения работы ученик развивает свои нравственные и
физические силы.
Организованная таким образом самостоятельная работа предъявляет к учащемуся
определенные требования, заставляя его мобилизовать внутренние силы,
преодолевая инерцию, проявляя волевые усилия.
Доля самостоятельной работы с возрастом учащихся возрастает. По
рекомендации ученых-диктатов она должна составлять в средних классах не
менее 50%, а в старших – не менее 60% учебного времени. Самостоятельная
работа должна быть посильна для каждого школьника. Задания для учащихся
необходимо давать разные по сложности. Однако, если ученик из урока в урок
выполняет самостоятельные работы заниженных требований, то это задерживает
его умственное развитие, он не справляется с контрольными работами
самостоятельно. Вариантность заданий яаляется одним из условий, при
соблюдении которого самостоятельная работа становится средством активизации
мышления каждого школьника на уроке.
Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке
можно назвать отсутствие ВНИМАНИЯ.
Действительно, в практике нередко можно наблюдать, что ученик не слышит
того, что происходит в классе. Бывает, что учащиеся сидят на уроке тихо,
спокойно, но настоящего внимания и сосредоточенности все-таки нет: взгляд
рассеянный, движения ленивые, работа делается нехотя. На вопрос школьникам:
“Считают ли они себя внимательными на уроках?” – каждый третий отвечал, что
на уроках бывает недостаточно внимательным. На вопрос: “Почему?” – были
ответы: “Трудно быть внимательным на всех уроках”, “Неинтересно”, “Есть
жизненные моменты, от которых не можешь отвлечься”, “Работа на уроках не
увлекает”, “Сказывается усталость”, “Лень заставить себя” и другие.
ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь
предмете, явлении или деятельности.
Внимательность рассматривается психологами как ведущая черта личности.
Человек с развитым вниманием умеет легко сосредоточиться, способен лучше
воспринимать окружающее, быстрее реагировать на события, глубже их
переживать, переключать внимание.
Задача учителя – целенаправленно формировать у учащихся на уроке, во
внеурочное время такие качества внимания, как активность, направленность,
устойчивость, переключение, широта и др.
Несформированность внимания, бесспорно, является серьезным препятствием в
учении школьника.
Невнимание школьников на уроке порождается разными причинами.
В младших классах не всегда учитывается учителем неустойчивость внимания
ребенка, в средних и старших – интенсивные физиологические изменения в
растущем организме, а также процессы социального созревания.
Серьезные причины, порождающие отсутствие внмания у части школьников на
уроке, кроются и в слабой организации урока.
Чтобы слушать учителя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые
усилия. Воспитанию у учащихся внимательности как черты личности мешает
частая смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е.
когда на уроке создается видимость активности учащихся, но недостает
спокойной углубленной сосредоточености. Однако стремление учителя заставить
школьников весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к
тому, что ученик устает и теряет внимание.
В.А. Сухомлинский очень верно подмечал: “Не потерять на уроке ни одной
минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может
быть глупее в таком тонокм деле, как воспитание человека… Нет, нельзя такой
ценой добиваться внимательности, сосредоточенности, умственной активности
ребят. Умственные силы и нервная энергия учащихся, особенно младшего
возраста, - это не бездонный колодец, из которого можно черпать и
черпать.”
Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование
заданий воспроизводящего и творческого характера, а также четкая постановка
целей и задач урока, разумное включение в урок различых форм учебной
деятельности, предоставление возможности школьникам учиться на уроке
самостоятельно.
В основе воспитания сознательного и ответственного отношения к учению лежит
формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения.
Различают два основных вида мотивов деятельности:
1. Это социально значимые мотивы (долг, ответственность)
2. Это мотивы познавательного интереса.
Но учебно-познавательня деятельность школьника побуждается не одним каким-
либо, а несколькими мотивами.
Для того, чтобы действительно управлять процессом формирования
ответственого отношения к учебе, учитель должен хорошо знать мотивы учения
учащихся, выяснять причины, тормозящие развитие положительных мотивов.
Пути формирования социально значимых мотивов учения, мотивов долга и
ответственности школьников в учении следующие:
а) формирование у школьников научно-теоретического стиля мышления,
глубокого понимания роли наук
б) разъяснение школьникам общественной и личной значимости учения и знаний
в) раскрытие учителем роли науки в современном производстве
г) предъявление требований к качеству учебной работы, к дисциплине учебного
труда на уроке, организация помощи отстающим
д) объективная оценка знаний, умений и навыков школьника
е) целенаправленная деятельность педагога по развитию самовоситания,
формирование объективной оценки, самоанализа и т.д.
Назовем пути и способы формирования познавательного интереса:
а) постоянное пробуждение интереса к изучаемому предмету, в результате
применения приемов занимательности, развития любознательности учащихся,
создания положительных эмоций в учебной деятельности и т.д. Использование в
этих целях проблемных ситуаций, познавательных игр, задач, экскурсий,
создание ситуаций успеха.
б) включение каждого школьника на уроке в учебно-познавательную
деятельность н всех этапах урока, опора на сильные стороны ученика.
в) использование таких методов стимулирования ученика, как одобрение,
поддержка, “щадящий” режим и др.
Вся деятельность учителя должна быть направлена на то, чтобы сформировать
познавательный интерес и познавательную потребность в знаниях.
На успешность воспитания сознательной дисциплины школьников оказывают
огромное влияние педагогические условия, в которых протекает учебно-
воспитательный процесс. Существуют четыре группы условий учебно-
воспитательного процесса: учебно-материальные, школьно-гигиенические,
морально-психологические и этические. Выполнение каждого из этих условий
обязательно.
Среди педагогических условий, активно влияющих на воспитание школьников
является единство требованй педагогов к учащимся школы. Под единством
требований понимается единство взглядов на цель обучения и воспитания
учащихся; единство подходак учащимся в требованиях, в оценке их поведения,
во взаимоотношениях с ними. Требования эти всегда должны сочетаться с
глубоким уважением к личности школьника, оно не имеет ничего общего с
подавлением ее воли, с унижением человека. Особая роль в выработке единых
требований к учашимся и единства действий педагогов в учебном процессе
принадлежит классному руководителю. Осуществить единство требований к
школьникам позволяет соблюдение преемственности в работе педагогов от
класса к классу.
Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности
учеников играет морально-психологическая атмосфера науроке, его
микроклимат. В определении психического климата используются такие
оценочные категории, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой и,
напротив, нездоровый, неблагоприятный.
Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-
психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может
характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения,
доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое
состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом
у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная
дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой
требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.
Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука,
нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу
на уроке, что может вызвать психический стресс,влекущий за собой грубое
нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами
обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это,
конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины
учащихся.
Мне представляется возможным закончить эти рассуждения рекомендациями
симпозиума ЮНЕСКО по преподаванию математики, состоящегося в г.Будапешт в
1963 году, актуальными в наши дни:
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
1. Опираться на природную смышленность учащихся и не ограничиваться только
чисто механическими навыками; желательны дискуссии между учителем и
учащимися.
2. Вызывать активность учащихся
3. Повышать заинтересованность учащихся при обучении.
4. Давать мотивировку необходимости изучения нового материала.
5. Развивать способности учащихся к абстракции; создавать педагогические
ситуации, способствующие самостоятельному выяснению новых свойств.
6. Использовать таблицы, схемы, кино, специальные игры.
7. Развивать мышление учащихся, использовать эвристические методы.
8. Применять решение задач, связанных с математической теорией и
эмпирической практикой, задач проблемного характера, открытых задач, в
которых сам ученик подбирает данные и даже формулирует задачу.
9. Излагать материал при обучении школьников младшего возраста
преимущественно опытно-индуктивным путем; индуктивным путем – для
среднего возраста; смещать акцент к формально-логическому – для старших
классов, устанавливая связи между изученными свойствами и строя из этих
свойств и связей дедуктивную систему изложения.

Работа в 4-5 классах средней школы имеет свою специфику, так как
наряду с учебной, игровая деятельность занимает в ней важное место. Как же
формировать в этот возрастной период элементы учебной деятельности,
используя игровые приемы?

Рассмотрим некоторые стороны этой проблемы:
1. Игровые приемы ка способ объяснения цели урока. Главным элементом
учебной деятельности является осмысление цели, которая самым тесным
образом связана с познавательным интересом учащихся. При этом приемы
могут быть различными, а задача общая:
Приблизить содержание деятельности к ученику, раскрыть ее значимость.
2. Развитие с помощью игры потребности умениях и навыках. Это достигается
разнообразными приемами, активизирующими познавательный интерес у
учащихся. Очень любят ребята и сказки, и встречу со сказочными героями в
задачах; математическое лото; проведение смотров-знаний, организованных в
форме увлекательной рыбалки и т.д.
3. Воспитание самоконтроля в игре.

Чтобы у школьника была должным образом сформирована учебная деятельность,
необходимо в каждый этап включать самооценку. Ученик должен уметь реально
оценивать свои силы, видеть, что в теме еще не усвоено и над чем
предстоит поработать. Здесь полезны различные дидактические игры.
Например: игра “Тяжеловесы”, открытые листы учета знаний, выполнение
самостоятельных работ с помощью копировки; игры - “Цепочка цифр”,
“Математическая лесенка”, “Устный счет с улыбкой” и т.д.
Некоторые из этих игр, которые я использую в своей работе прилагаются к
данной разработке.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. П.В. Стратилатов “О системе работы учителя математики”

2. “Методика преподавания математики в средней школе”

3. Ю.К. Бабанский “Оптимизация учебно-воспитательного процесса”

4. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”

5. К.Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”

6. А.К. Маркова, А.Б. Орлов “Мотивация учения и ее воспитания у школьников”

7. В.А. Онищук “Урок в современной школе”

8. Журналы: “Математика в школе” № 6 – 1998, № 3 – 1999 и т.д.



РАБОТА


ПО ПСИХОЛОГИИ


ТЕМА: “ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ”


Выполнила учитель математики: Скрипка Н.П.




Новинки рефератов ::

Реферат: Салат Оливье (Кулинария)


Реферат: Сотовые сети связи (Технология)


Реферат: Лаврентий Павлович Берия (Исторические личности)


Реферат: Социально-экономические последствия безработицы (Социология)


Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)


Реферат: Сийский заказник Архангельской области (География)


Реферат: Дипозитные счета (Менеджмент)


Реферат: Судебная система Украины (Гражданское право и процесс)


Реферат: Государственное преступление или вопрос строительства оборонительных рубежей под Казанью 1941 – 1942 гг. (Казанский обвод) (Государство и право)


Реферат: Holiday in Russia (Иностранные языки)


Реферат: Защита в чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Культура Казахстана 19 века (История)


Реферат: Пирамиды Египта (Культурология)


Реферат: Наследственное правоприемство по Российскому гражданскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Проблемы автомобилестроения (Транспорт)


Реферат: Особенности подготовки и проведения праздников в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха (Педагогика)


Реферат: Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века (История)


Реферат: Современные устройства записи информации (Программирование)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Глобальные проблемы современности (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист