GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Теория Геи-Земли (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория Геи-Земли (Естествознание)



Возраст солнечной системы и гипотеза Геи


Большинству людей известны уникальные характеристики Земли, которые
делают возможной жизнь на нашей планете. К числу таких характеристик
относятся химический состав планеты и ее атмосферы, наклон земной оси,
связь с Луной, траектория орбиты Земли и расстояние до Солнца.
Известно, что Солнцем управляет термоядерная реакция - источник
энергии, достаточный для того, чтобы Солнце могло светить очень и очень
долго. Расчеты показывают, что его хватит для поддержания нынешней яркости
Солнца в течение примерно десяти миллиардов лет. Считается, что
большинством звезд также управляют аналогичные ядерные реакции. Такое
положение дел носит название главной последовательности - периода
стабильности, который соответствует большей части долгой жизни звезды.
Предположим, что Солнце стало звездой главной последовательности с
момента образования, то есть около 4,6 миллиардов лет назад. Этот период
являет собой почти половину предполагаемого срока жизни Солнца; таким
образом, Солнце на данный момент израсходовало около половины своего запаса
энергии. А это означает, что примерно половина водорода в его ядре
сменилась гелием. Смена химического состава приводит к изменению структуры
ядра. Общая структура Солнца тоже должна была измениться, так что на
сегодняшний день Солнце должно светить приблизительно на 40% ярче, чем 4,6
миллиарда лет назад.
Это неизбежно повлияло бы на температуру планет. Принято считать, что
даже самые малые отклонения в яркости Солнца повлекут за собой трагические
последствия для земного климата. 40% изменение яркости Солнца, таким
образом, привело бы к перемене климата, сравнимой по масштабу с нынешними
отличиями между Венерой, Марсом и Землей. Согласно теории эволюции, около
четырех миллиардов лет назад, когда, как считается, жизнь на Земле только
что зародилась, температура планеты была близка к нынешней. Но, в таком
случае, последующее увеличение яркости Солнца должно было привести к такой
жаре, при которой жизнь на Земле стала бы невозможна. Можно наивно
предположить, что изначально на Земле было гораздо прохладней, а со
временем потеплело. Но это невозможно. Геологи отмечают, что, по данным
изучения горных пород, средняя температура Земли за последние четыре
миллиарда лет не слишком изменилась; а биологи утверждают, что для развития
и эволюции жизни необходима примерно постоянная средняя температура. Эту
проблему и называют парадоксом "молодого слабого Солнца".
Неправдоподобность такого процесса побудила Лавлока выдвинуть гипотезу
Геи. Согласно ей, биосфера (состоящая из земных океанов, атмосферы, коры и
всех живых существ) представляет собой некий сверхорганизм, получившийся в
ходе эволюции. Атмосфера изменилась, чтобы защитить развивающуюся жизнь от
угрозы нарастающей яркости Солнца. Гипотеза Лавлока не завоевала всеобщего
признания, преимущественно из-за того, что в ее основе лежит духовное
начало. На самом же деле она вовсе не ведет к мистическому взгляду на мир.
Физические принципы, на которых основан парадокс молодого слабого
Солнца, тверды и незыблемы, поэтому астрономы уверены в реальности этого
эффекта. Следовательно, эволюционисты стоят перед выбором одного из двух
возможных объяснений того, каким образом на Земле установилась почти
постоянная температура вместо неуклонно нарастающего притока энергии. Одно
из этих объяснений предлагает нам поверить, что путем случайных изменений
атмосфера эволюционировала так, чтобы противостоять нагреванию. В лучшем
случае это означает, что атмосфера прошла через целый ряд состояний
неустойчивого равновесия или даже неравновесия. Нечто подобное происходит с
живыми организмами под воздействием сложных систем регуляции,
закодированных в ДНК. Смерть - процесс, при котором прекращаются сложные
биохимические реакции, и клетки быстро достигают химического равновесия.
Для атмосферы же подобный процесс немыслим - если исключить участие
разумного замысла. Любой вид симбиоза или обратной связи с Солнцем
совершенно исключен. Второе же объяснение предполагает, что некие жизненные
силы провели атмосферу эволюционным путем через это испытание. Большинство
ученых не могут и помыслить о том, чтобы высказать вслух телеологические
или духовные выводы, которые могут отсюда последовать; однако же в физике
существует соответствующее направление.
Конечно, есть и третий путь. Возможно, системе Земля-Солнце вовсе не
миллиарды лет, и не было никакого 40% увеличения солнечной яркости. Если
Земля была сотворена недавно, если разумный замысел создал ее атмосферу
такой, какая она сейчас, если яркость Солнца существенно не менялась, то
парадокс молодого слабого Солнца можно считать разрешенным. Хотя этот
парадокс не свидетельствует о том, что Солнечной системе всего несколько
тысяч лет, из него ясно следует, что ей гораздо меньше, чем десятки
миллионов веков.

Чудеса симбиоза

В одном из своих «Очерков биолога-наблюдателя» профессор Льюис Томас,
крупнейший американский биолог и популяризатор науки, рассказывает о
поразительном микроскопическом существе, которое является опорой большого и
сложного организованного мира.
Мир этот — австралийский термитник, обиталище того особого отряда
насекомых, что строят в тропических лесах огромные, до пятнадцати метров
высотой, конусообразные гнезда. Строят они их из древесины, которую жадно
пожирают, разрушая окрестный лес. Точнее говоря, древесина является лишь
исходным материалом для строительства; где-то в пищеварительном тракте
маленького термита съеденная целлюлоза превращается в углеводороды,
необходимые для жизнедеятельности термита, а отходы превращаются в
крохотные, геометрически правильные и поразительно твердые лепешечки
лигнина, из которых, собственно, и воздвигаются бесконечные стены, арки и
своды запутанного лабиринта термитника.
Эта строительная деятельность термитов кажется удивительной уже сама
по себе и не может не вызывать восхищения. Глядя на огромный конус
термитника, почти невозможно убедить себя, что весь он воздвигнут из
крохотных лепешечек, исторгнутых из миллионов микроскопических желудочков,
которые непрерывно, день за днем, не зная устали, перерабатывают целлюлозу
в лигнин. Так же трудно, пожалуй, глядя на какой-нибудь нью-йоркский
небоскреб, убедить себя, что он построен из отдельных модулей, настолько
цельным и огромным кажется этот гигант, слово отлитый весь целиком и сразу.
Но попробуем заглянуть еще дальше в этот стройно организованный мир
маленьких существ. Представим себе отдельного термита — насекомое величиной
в несколько миллиметров; затем мысленно увеличим его так, чтобы нам стал
видимым его микроскопический пищеварительный тракт; увеличим в воображении
и его, а затем обшарим взглядом.
Мы увидим десятки и сотни еще более крохотных существ, обитающих в
этих недрах и чем-то там энергично и хлопотливо занятых. Приблизим мысленно
одно из них и тоже увеличим, чтобы разглядеть во всех подробностях.
В биологии существо это называется миксотриха. Оно настолько хорошо
изучено, что о нем можно рассказать довольно многое. На первый взгляд, оно
представляется обычным простейшим (одноклеточным) организмом, отличающимся
разве что очень быстрыми и целеустремленными перемещениями с места на
место. Скорость этого зигзагообразного перемещения миксотрихи в глубинах
пищеварительного тракта термита делает ее подобной водяному паучку,
стремительно скользящему по поверхности воды. Присмотревшись, можно,
однако, увидеть, что миксотриха устремляется не куда угодно, а лишь в те
места, где плавают кусочки проглоченной термитом древесины. Тут и
выясняется, чем, собственно, занято это деятельное существо.
Оказывается, что глотает эти древесные кусочки, уже перетертые и
тщательно пережеванные челюстями термита. И биологам сегодня уже известно,
что оно глотает их затем, чтобы где-то в СВОИХ глубинах добавить к ним те
ферменты, которые фактически и разлагают древесную целлюлозу на поддающиеся
усвоению углеводороды и исторгаемый термитом лигнин. Иными словами, не сам
термит, а десятки и сотни этих микроскопических существ, живущих в его
пищеварительном тракте, осуществляют тот сложнейший биохимический процесс,
что лежит в основе всей термитной жизни и всего термитного сообщества. Без
этих крохотных миксотрих не было бы ни огромного термитника с его стенами,
арками и сводами, ни тех «грибных ферм», которые культивируют в лесу
термиты, ни переработки гнилой древесины этого леса в плодородный перегной,
которой заняты растущие на «фермах» грибы, ни в конечном счете самих
термитов.
Поэтому первоначальное утверждение нашего рассказа было в высшей
степени обосновано: миксотрихи действительно являются опорой всего этого
большого и сложно организованного термитного мира.
Однако самое поразительное еще впереди. Мысленно приблизив к своим
глазам одну из микроскопических миксотрих и достаточно увеличив ее, мы
обнаружим (в действительности это можно увидеть лишь с помощью электронного
микроскопа), что те изящные реснички, которые выступают из ее боков, как
весла на какой-нибудь галере, и так удивительно согласованно, в такт,
поднимаются и опускаются, придавая миксотрихе ее стремительное движение в
пищеварительном тракте термита, на самом деле, являются совсем не ее
ресничками, а совершенно отдельными существами еще меньших размеров;
существа эти — точнее, клетки — принадлежат к семейству так называемых
спирохет, то есть микроорганизмов, имеющих форму извилистых подвижных
жгутиков.
Патогенные виды спирохет вызывают сифилис, возвратный тиф и некоторые
другие болезни, но в данном случае перед нами вполне безвредные
представители этого семейства, и вся их жизненная цель состоит лишь в том,
чтобы присоединиться к огромной (для них) миксотрихе и воспользоваться
крохотной порцией тех питательных углеводородов, которые она производит с
помощью своих ферментов. В свою очередь, эти спирохеты, на идеально равных
интервалах покрывающие всю поверхность миксотрихи, как мы видели, помогают
ей перемещаться в поисках еще непереваренной древесины.
Но и это не все. Тщательно оглядев все поле этой кипучей, неутомимой
деятельности, идущей в пищеварительном тракте термита, мы увидим других ее
участников. Поблизости от спирохет на поверхности миксотрихи располагаются
какие-то овальные тельца, а между жгутиками самих спирохет суетится
множество той же формы микросуществ тех же крохотных — в сравнении даже с
миксотрихой — размеров. Все это — бактерии, тоже живущие в симбиозе, то
есть во взаимном сотрудничестве с миксотрихой и спирохетами и поставляющие
в «общий котел» часть тех ферментов, которые нужны для переработки
целлюлозы в углеводороды и лигнин.
Льюис Томас завершает свой рассказ словами: «Вся эта симбиотическая
экосистема, застрявшая в тупике эволюционного пути, представляет собой
наглядную модель того, каким образом произошли наши клетки». Дальше он
упоминает имя Линн Маргулис, и с этого места я могу уже сам подхватить нить
рассказа и продолжить его в задуманном направлении.
Некоторые коллеги считают Линн Маргулис одним из крупнейших биологов
нашего века. Другие с этим категорически не согласны и считают ее фанатиком
сомнительных идей, провозглашаемых с раздражающим высокомерием и презрением
к оппонентам. Сама Линн Маргулис, ныне профессор биологии Амхерстского
университета, рассказывает о себе и своих идеях так: «Я занимаюсь
эволюционной биологией, но объектом моих исследований являются
одноклеточные и микроорганизмы. Такие биологи, как Ричард Доукинс, Джон
Мэйнард Смит, Джордж Уильямс, Стивен Джей Гулд и многие другие, принадлежат
к зоологам, исследователям животных, что, на мой взгляд, означает, что они
изучают проблему, которая утратила свою актуальность примерно три миллиарда
лет назад. Они занимаются организмами, которые возникли на Земле каких-
нибудь 500 миллионов лет назад. Это примерно то же самое, что изучать
историю человечества начиная только с 1800 года. Ведь жизнь на нашей
планете существует уже почти четыре миллиарда лет! Вплоть до шестидесятых
годов нашего века все исследователи систематически игнорировали этот
фундаментальный факт эволюции по той простой причине, что в силу своего
невежества не могли его объяснить.
На основании бесчисленных наблюдений и экспериментов известно, что
эволюция основана на естественном отборе, выбирающем из всех разновидностей
данного организма те, которые в результате мутаций приобрели некоторые
способствующие выживанию свойства. Неизвестно только, откуда берутся эти
полезные свойства. Этот вопрос до сих пор не имел достаточно ясного ответа.
Я утверждаю, что важнейшими такими свойствами мы обязаны связям между
организмами, тому явлению, которое русский исследователь Константин
Мережковский когда-то назвал «симбиогенезом». Под симбиогенезом я понимаю
включение генетического материала микроорганизмов в наследственные клетки
растений или животных. Возникающие в результате новые генетические системы
— гибриды бактериальной и растительной, или бактериальной и животной клеток
— являются чем-то подлинно новым, принципиально отличающимся от исходных
клеток, не содержавших материалы симбионта. Из таких «химер» постепенно
складываются все более и более сложные биологические системы. Я не верю,
что такие новые системы, новые биологические виды могут возникать на основе
одних лишь случайных мутаций».
Симбиоз, говорит далее Линн Маргулис, — это физическое объединение
различных организмов, их совместное проживание в одном и том же
пространстве и времени. Но истинный симбиоз не имеет ничего общего с
банальным его пониманием как «сотрудничества», основанного на одном лишь
балансе выгод и затрат. Нельзя уподоблять биологический симбиоз простому
взаимовыгодному сотрудничеству людей или компаний. Такой «экономический»
подход пригоден только для объяснения и понимания современных
симбиотических систем, которые, как правило, представляют собой систему
нескольких механически cосуществующих организмов, застрявшую на полпути
эволюции и уже не развивающуюся далее.
Истинный симбиоз, говорит Линн Маргулис, состоит в том, что в
результате длительного сосуществования он всегда приводил к органическому
«слиянию» разнородных организмов в некое новое целое и в этом смысле всегда
являлся, по утверждению Маргулис, главным фактором эволюционного
обновления.
Этот взгляд на симбиоз может показаться — и многим биологам
действительно кажется — крайним. Сама Маргулис пришла к нему на основании
нескольких биологических фактов. Маргулис обратила внимание на то, что у
простейшего организма Парамеция аурелия существует так называемый ген-
«убийца», передача которого по наследству происходит по иным правилам,
нежели передача по наследству хромосомных генов. Оказалось, что этот ген
содержится не в клеточном ядре Парамеции, а в ее цитоплазме, окружающей это
ядро. У простейших уже обнаружено довольно много таких цитоплазменных
генов. Не так давно два американских исследователя, Давид Лак и Джон Холл,
заявили, что нашли их даже в клетках довольно сложных водорослей. Все эти
факты побудили некоторых ученых выдвинуть осторожные догадки, согласно
которым эти внеядерные гены являются остаточным генетическим материалом
каких-то вирусов или бактерий, случайно попавших в клетку и «застрявших» в
ней. Маргулис отбросила всякую осторожность и выдвинула радикально смелую
гипотезу, утверждающую, что все такие «гены» являются в действительности
частью отдельных (и весьма древних) живых организмов, по сей день живущих
внутри клеток более высокой сложности в симбиотическом сосуществовании с
ними.
В 1966 году она написала статью, в которой излагались эти
представления. В ней утверждалось, что сложные клетки возникли из более
простых путем симбиоза и объединения их вещества и генетического материала,
то есть путем симбиогенеза. Статья была отвергнута пятнадцатью научными
журналами как «не подходящая для публикации», прежде чем ее принял «Журнал
теоретической биологии». Маргулис получила 800 (!) запросов от специалистов-
биологов, заинтересовавшихся ее идеями, но на факультете биологии
Бостонского университета, где она тогда числилась ассистенткой, ее успех
был воспринят весьма нервно. Десять лет спустя, когда у нее накопилось так
много нового материала, что статья разрослась в книгу, она предложила
рукопись в издательство «Академик пресс» и столкнулась с очередным отказом.
Потребовалось еще четыре года, прежде чем книгу («Происхождение эукариотных
клеток») решились опубликовать в издательстве Йельского университета. В
последующие годы она выдержала еще три издания и сегодня считается
классическим текстом. Прошло тридцать с лишним лет, но гипотеза
симбиогенеза, выдвинутая и развитая Линн Маргулис, получила если не
всеобщее, то во всяком случае весьма широкое признание.

Открытия, подтверждающие теорию Геи

В основном это произошло благодаря новым открытиям, подтвердившим ее
правоту. Прежде всего, здесь надо отметить исследования так называемых
хлоропластов в растительных клетках и митохондрий — в клетках животных. Эти
внехромосомные гены тоже передаются от клетки к ее потомкам по особым
правилам, которые во многом отличаются от правил передачи ядерных, или
хромосомных генов. Так, гены митохондрий в сложных организмах (например, у
человека) передаются лишь по материнской линии. (И именно поэтому общий
предок современных людей, обнаруженный благодаря сходству их
митохондриальных генов, получил название «митохондриальной Евы».)
Главная особенность этих двух органелл, если не считать наличия у них
собственных генов, состоит в том, что они выполняют важнейшие для
жизнедеятельности клетки функции. Хлоропласты с их хлорофиллом осуществляют
процесс фотосинтеза, столь характерный для растительных клеток и снабжающий
их органическими материалами для роста. Митохондрии, имеющие в своих
мембранах молекулы ферменты АТФ-синтеза, осуществляют процесс создания
молекул АТФ, которые являются аккумуляторами химической энергии для клетки
в целом, позволяя ей, в частности, двигаться в поисках пищи намного
энергичнее, чем способны двигаться простейшие, лишенные митохондрий.
Эти особенности убедительно говорят о том, что эукариотные клетки в
целом имеют как минимум две генетические родословные, ведут начало по
меньшей мере от двух родителей. Миллиарды лет назад эти органеллы были
отдельными живыми простейшими организмами. Затем на каком-то этапе эволюции
они соединили свою судьбу с судьбой каких-то других таких же простейших
клеток, вступив с ними в тесный симбиоз, и в результате миллионолетий
такого симбиоза образовали вместе с ними нынешние эукариоты. Не исключено,
что даже главная отличительная характеристика этих эукариотов — наличие
клеточного ядра с его мембраной, отделяющей это ядро от окружающей
цитоплазмы с ее органеллами, — тоже возникло благодаря симбиозу или
вследствие него: появление мембраны могло быть эволюционным шагом,
предназначенным для защиты «своего» генетического материала от генов
«симбионта».
«Почти миллиард лет подряд, — пишет Маргулис, — единственными
существующими на Земле формами жизни были так называемые прокариоты —
простейшие одноклеточные организмы, вроде бактерий и сине-зеленых
водорослей, лишенные ядра. Они и сегодня являются господствующими формами
жизни на нашей планете — потому, что их чудовищно много. Однако сами по
себе, взятые по отдельности они не очень интересны и не очень сложны. Весь
этот первый миллиард лет они просуществовали без изменений. Подлинная
эволюция началась с появления эукариотов. И этот решающий шаг эволюции был
вызван как раз симбиозом прокариотов различного типа».
Сегодня, благодаря работам Маргулис, мы достаточно знаем, как это
произошло. Замечательным доказательством верности всех этих представлений
является выявленная недавно структура хлоропластовой мембраны в одном из
видов растительных клеток: эта мембрана оказалась не двухслойной, как все
обычные клеточные мембраны, а четырехслойной, как и следовало ожидать для
двухслойной мембраны бывшей бактерии, окутанной двухслойной же мембраной
клетки, некогда «проглотившей» эту бактерию.
Сегодня уже трудно воспроизвести первые этапы этой симбиотической
эволюции, но они, несомненно, были исполнены настоящего драматизма. Одни
бактерии вторгались в цитоплазму других, неся на своем пути опустошения,
болезни и зачастую гибель клеток-хозяев. Сосуществование жертвы и агрессора
напоминало на первых порах скорее борьбу не на жизнь, а на смерть. Лишь те
немногие организмы, которые по счастливой случайности выжили в ходе этой
войны, ухитрились дать начало истинным симбионтам — клеткам-гибридам,
внутри которых теперь уже мирно сосуществовали бок о бок уставшие от
многомиллионолетних склок бывшие враги.
Симбиогенез, таким образом, на первых своих этапах больше походил на
вторжение в любой организм чужеродных патогенов. Он и был таким вторжением,
только со сверхблагополучным исходом.
Некоторые биологи убеждены, что в клетках нашего организма дремлют
древние вирусы, укрывшиеся там от бурь и перипетий предшествующей борьбы с
этими же клетками. Может быть, генетический материал таких вирусов стал
частью наших ДНК. Может быть, поразительная способность так называемых
ретровирусов (вроде вируса СПИДа) встраивать свои гены в наши ДНК — это
остаток некогда существовавшего и нарушенного симбиоза.
«Негативный симбиоз» с патогенами знает и не такие чудеса. С начала
девяностых годов, когда стала развиваться техника микровидеосъемки
процессов взаимодействия клеток с вторгшимися в них микробами и бактериями,
многие детали этих процессов стали воочию зримыми, и эти детали вынудили
специалистов прийти к выводу, что «для танго требуются двое», или, как
сформулировала это на профессиональном языке доктор Джулия Теорио из
Института биомедицинских исследований в Кембридже, «практически во всех
случаях такого инфекционного вторжения ущерб, причиняемый им организму,
является в определенной мере также и «виной» самого организма: ущерб
вызывает не только сам патоген, но и спровоцированная им ошибочная реакция
клетки на его вторжение».
Сегодня можно различить несколько уровней такой «невольной», если
угодно — симбиотической, «помощи», которую клетка оказывает агрессору. На
самом простом уровне это демонстрируют, например, стафилококки. Некоторые
их виды выделяются под полезные для клетки вещества, и она «распахивает»
перед ними свои рецепторы. В более изощренных случаях такого «негативного
симбиоза» на рецепторы «усаживается» сам патоген — так поступает холерный
вибрион, используя эту удобную позицию, чтобы выделить в клетку свои
токсины. В еще более коварных случаях «сотрудничества» происходят подлинные
чудеса симбиоза. Простейшая кишечная палочка, эшерихия коли, вызывающая уже
упомянутую диарею (иногда даже смертельную), демонстрирует одно из таких
чудес. Сначала она обманом понуждает клетку кишечника сбросить наружные
волосинки, чтобы бактерии было легче усесться на ее поверхность.
А после этого она провоцирует ту же несчастную создать для нее
выпячивание в мембране, своего рода «пьедестал», находясь на котором
бактерия оказывается недоступной для клеточных средств защиты.
Однако наивысшую степень интимной близости демонстрируют, конечно, те
патогены, которые проникают внутрь клетки. Оказывается, это умеет не только
пресловутый вирус СПИДа. Такой способностью наделены очень многие обычные
бактерии-патогены. Они реализуют ее посредством посылки особого химического
сигнала о своем присутствии, который играет роль своеобразного троянского
коня — в ответ на этот сигнал клетка выпячивает свою мембрану в сторону
приблизившейся бактерии, обволакивает ее и втягивает в себя. Оказавшись
внутри клетки, бактерия тотчас секретирует свои ферменты, которые
продырявливают клеточную мембрану и позволяют бактерии войти в цитоплазму,
где она зачастую становится постоянным «гостем», образовав вокруг себя
защитную вакуоль. Во многих случаях такие бактерии используют эту вакуоль
как средство перехода к новому этапу инфекции. Они начинают напрямую
переходить из клетки в клетку, минуя таким образом защитные системы
организма.
Может быть, те далекие начальные этапы древнего симбиогенеза, которые
привели в конечном счете к возникновению первых эукариотов, тоже выглядели
изнурительными битвами, в которых противники-симбионты прибегали к таким
изощренным военным хитростям, бесконечно меняя свою стратегию и пользуясь
невольными услугами друг друга. Кто знает… Можно лишь сказать, что
невидимые чудеса симбиоза, как плодотворного, так и негативного, поистине
окружают нас со всех сторон и составляют одну из непременных основ жизни —
а возможно, какую-то универсальную суть. Как сказал тот же Льюис Томас, с
рассказа которого о миксотрихе я начал эту статью, «быть может, поняв эту
суть, эту подстилающую жизнь тенденцию к объединению и кооперации клеток,
которая в конечном счете породила розы, дельфинов и нас самих, мы поняли
бы, что та же самая тенденция побуждает организмы объединяться в
коллективы, коллективы организмов — в экологические системы, а все эти
системы — в единую биосферу. И тогда все наши защитные иммунные реакции и
рефлекторные ответы на агрессию «чужого» оказались бы лишь средствами
регулировки и модуляции этого великого и всеобщего процесса симбиоза,
предназначенными не для полного его прекращения, а только для того, чтобы
он не вышел из-под контроля».
Развивая эту точку зрения, мы рано или поздно придем к той
величественной картине биосферы, которая некогда воодушевляла Вернадского,
а сегодня кульминировала в так называемой гипотезе Геи, развиваемой
Джеймсом Лавлоком, который утверждает, что симбиоз (понятый в самом широком
смысле — как самоорганизация на основе кооперации и взаимодействия)
существует не только на уровне телесных клеток и бактерий, но и на уровне
таких сложных систем, как атмосфера, почва и даже наша Земля в целом.
Гипотеза Геи говорит, что даже такие планетарные параметры, как, например,
температура и химический состав атмосферы, являются результатом совместной
деятельности всех живых организмов планеты. Лавлок, в сущности, утверждает,
что вся Земля представляет собой единый огромный организм. Точнее было бы
называть ее единой экологической системой, которая состоит из огромного
числа симбиотически взаимодействующих меньших экосистем и благодаря этому
способна в большой мере сама «залечивать» свои раны и регулировать свои
отклонения от равновесия.
Древние греки называли Геей богиню Земли. Гипотеза Геи, будь она
верна, была бы высшим, предельным чудом симбиоза — разве что вслед за
американским астрономом Лео Смолиным признать «живой» всю Вселенную. Эта
гипотеза обсуждается очень широко, но принимается очень немногими. Льюис
Томас и Линн Маргулис принадлежат к этому воодушевленному грандиозным
видением меньшинству.

Список литературы
Вернадский В.И. “Научная мысль как планетное явление”, М. – 1989г.
Вернадский В.И. “Начало и вечность жизни”, М.– 1989г.
1. Жизнь и Земля составляют единый сверхорганизм
http://kokshetau.online.kz/ ot/black.htm
Четыре измерения глубинной экологии. http://baltchild.org.ru/rus/mater/
dpecol.htm




Реферат на тему: Теория пассионарности и этногенеза
Содержание


Введение 3
1. Теоретические основы понятия «пассионарность». 4
1.1. Пассионарность как необоримая сила. 4
1.2. Степени пассионарности. 5
1.3. Соотношение разрядов импульсов. 6
1.4. Заразительность пассионарности 8
2. Теория этногенезов Л.Гумилева. 10
2.1. Вспышки этногенезов. 10
2.2. Фазы этногенеза. 14
2.3. Этническая регенерация. 17
Заключение. 20
Список литературы 21



Введение

Начать свою работу я хочу с того, что дать определение этносу. По
определению Л.Гумилева - это естественно сложившийся на основе
оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как
энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же
коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этногенеза -
специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале.
Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) генотип
человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это
изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не
само поведение, а генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации
признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с
нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то
избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую
системную целостность.
Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение
пассионарности и теории этнологии Л.Гумилева.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие
задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия «пассионарность».
2. Рассмотреть степени пассионарности.
3. Рассмотреть основы этногенеза Л.Гумилева.



1. Теоретические основы понятия «пассионарность».


1.1. Пассионарность как необоримая сила.


На людей как особей вида Homo Sapiens влияют физические силы, как и
на все организмы биосферы. Но если тепловые или электромагнитные флуктуации
ощущаемы на уровне организмов, то интересующие нас биохимические факторы
поддаются описанию только на популяционном уровне, то есть на уровне
этносов. Хотя они проявляются в поведении отдельных людей, но только
эмпирическое обобщение широкого круга наблюдений позволяет дать дефиницию,
необходимую для понимания процессов этногенеза, а также связи этнических
феноменов с биосферными.
Для начала отметим несомненный факт. Неравномерность распределения
биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна
была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в
разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан нами
как особое свойство характера людей и назван пассионарностью (от латинского
слова рассио - страсть).
Пассионарность – это характерологическая доминанта. Это непреоборимое
внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности,
направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта
представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем
более жизни и счастья современников и соплеменников.
Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми
способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних
воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она
не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и
преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только
равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо
большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя ее
потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Модусы пассионарности разнообразны. Тут и гордость, стимулирующая
жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и
творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих
знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага,
а в применении к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь
идет об энергии, то моральные оценки неприменимы. Добрыми или злыми могут
быть сознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен
пассионарности на отдельных людях, ярких и тусклых, но убедительнее она
видна на этнической истории, когда прочие факторы взаимно компенсируются,
выявляются статистические закономерности, отличающие этногенез от
социогенеза и культурогенеза. При всем различии эпох и стран модель
пассионарности в этногенезе одни и та же.


1.2. Степени пассионарности.

Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми,
диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее
проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства
Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей
жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо
находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия,
тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно,
мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с
обратным знаком.
Как инстинктивные, так н пассионарные импульсы регулируются в
эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и
сознание. Значит, нам следует отыскать в области сознания такое деление
импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными
словами, все импульсы должны быть разбиты на два разряда: д) импульсы,
направленные к сохранению жизни, и б) импульсы, направленные к принесению
жизни в жертву идеалу - далекому прогнозу, часто иллюзорному.

«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным
вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но
также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее
влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное
представление), к красоте (тому, что нравится без предвзятости) и к
справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьирует
в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным
эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели
не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы
является аналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак.
Назовем его аттрактивностью (от латинского «атрактио» - влечение).
Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными
импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке
соотношение двигателя (мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними
«разумный эгоизм» антипод аттрактивности.



1.3. Соотношение разрядов импульсов.


В биологической природе инстинктивных импульсов можно не
сомневаться. Как желание долго жить, так и тяга к воссозданию себя через
потомство - биологический признак, свойственный человеку как виду. Но если
так, то его величина (в смысле воздействия на поступки особи) должна быть
стабильна. Это значит, что тяга человека к жизни у всех людей, живущих,
живших и имеющих жить, в каждом отдельном случае одна и та же. На первый
взгляд это противоречит наблюдаемой действительности.
В самом деле, есть сколько угодно людей, не ценящих жизнь настолько, что
они идут добровольно на войну; бывают случаи самоубийства; родители сплошь
и рядом бросают детей на произвол судьбы, а иной раз и убивают. И это
наряду с дезертирами, уклоняющимися от войны; с теми, кто ради спасения
жизни терпит всевозможные оскорбления, унижения и даже рабское состояние;
родителями, отдающими жизнь за детей, часто недостойных и неблагодарных.
Огромный разброс данных!
Не напоминает ли это мнение древних о том, что тяжелые тела падают
быстрее легких? Только опыт Галилея доказал, что сила тяжести равно
действует на пушинку и чугунное ядро, а разница в скорости падения зависит
от постороннего явления - сопротивления воздушной среды. То же самое имеет
место в проблеме, занимающей наше внимание.
Но есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем
импульс инстинкта. Для иллюстрации Гумилев вновь приводит литературные
образы, всем хорошо известные, - это герои Чехова, У них как будто все
хорошо, а чего-то все-таки не хватает; порядочный, образованный человек,
учитель, но... «в футляре»; хороший врач, много работает, но...Иоиыч. И
самому ему скучно, чеховскому герою, и кругом него всем скучно.
Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие
пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы.


Впрочем, и субпассионарии - разные. Доза пассионарности может быть
столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов.



1.4. Заразительность пассионарности

Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно
важно. Она заразительна. Пассионарность ведет себя как электричество при
индуцировании соседнего тела.
Этим качеством в огромной степени обладал А. В. Суворов. Когда Павел I
бросил русскую армию в Италию против стойких французских армий, которыми
командовали лучшие французские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов
одержал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и
вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские
части, хотя австрийцев никто в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в
слабой боеспособности, это ведь были такие же славяне: хорваты, словаки,
чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты
французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он
вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке
пассионарность, которая была у него самого.
Каждый живой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем
сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать
этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества.
Гумилёв рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового
поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда этнос можно представить себе
в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это
так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой.
Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов разных
этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы
попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не
попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек.
Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительно
объясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Даже если она будет заменена
какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача - описание феномена, а
интерпретация его причин может в будущем варьировать, что не будет влиять
на полученные нами результаты.



2. Теория этногенезов Л.Гумилева.


2.1. Вспышки этногенезов.

Предмет социальной истории, согласно теории исторического
материализма, - это прогрессивное развитие производительных сил и
производственных отношений от нижнего палеолита до научно-технической
революции. Предполагается, что оно потечет и дальше. Поскольку это
спонтанное развитие, причиной его не могут быть силы природы, которые
действительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кривую
от добывания огня трением до полетов космических кораблей, то линия должна
отобразить эволюцию человечества.
При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так
называемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых,
почему наряду с успехами техники и науки фиксируется огромное количество
утрат культурных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этносы
- создатели древних культур бесследно исчезли с этнографической карты мира,
а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них
искусственный спрос, возникли совсем недавно?
Видимо, социальная история отражает прошлое человечества
односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество
зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим на
исторических картах мира.
Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеют
касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосферой, где процессы тоже
дискретны.
Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг
друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на
поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».
Поэтому во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни одной
особи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная и
природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют, подчас столь
причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно
относится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть
этногенез, если понимать под последним весь процесс становления этноса - от
момента возникновения до исчезновения или перехода в состояние гомеостаза.
Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайного
сочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в
основе четкую и единообразную схему.
Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных
условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не
менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву удалось установить
идеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас:
кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил -
экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо,
наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от
времени вследствие толчков, которыми могут быть только мутации, вернее,
микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на
фенотип.
Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяции
своего ареала. Мутируют только отдельные относительно немногочисленные
особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникла новая
консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в
этнос Пассионарность членов консорции - обязательное условие этого
перерастания. В этом механизме - биологический смысл этногенеза, но он не
подменяет и не исключает социального смысла.
[pic]

Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы

По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой
соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления
этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы
в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р,
(неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Эти
характеристики следует рассматривать как некую усредненную «физиономию»
представителя этноса. Одновременно в этносе присутствуют представители всех
отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип,
соответствующий данному уровню пассионарного напряжения; 2) в шкале -
количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д., где
п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в
гомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывная
кривая).
Предлагаемая Гумилёвым кривая — обобщение 40 индивидуальных кривых
этногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствие
различных толчков. Пунктирной кривой отмечен качественный ход изменения
плотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенеза
соответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом,
инерционная, обскурация, регенерация, реликт.
Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах. Естественно, на
ординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза.
Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, по
которой бы можно было определять величину пассионарности. На основании
доступного нам фактического материала мы можем говорить только о тенденции
к подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарного
напряжения. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо,
ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины. Поэтому мы
можем описать явления этногенеза с достаточной степенью точности, что
послужит в дальнейшем базой новых уточнений.
В любой науке описание феномена предшествует его измерению и
интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое
обобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потом
пришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п.
Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображает
в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходит
реально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности.
Я уже говорила, что исходный момент любого этногенеза - специфическая
мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не
затрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однако
существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит
опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а
генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признак
пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной
ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и
формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную
целостность.
Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного
толчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что сам
факт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современников
или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной
характер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет, отрезке
становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается
установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - то
же самое, набухание популяции пассионарностью и превращение ее в этнос,
нельзя не заметить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этногенеза от
пассионарного толчка. Причем, как правило, инкубационный период составляет
около 150 лет.



2.2. Фазы этногенеза.


Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как
системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные
персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в
Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар.
Обитатели этого квартала - фанариоты долго жили, пользуясь милостью
султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после
восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно
вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и
уничтожил последних византийцев, живших уже без Византии. Но ведь пока они
существовали, они помнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это
не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия
осколка прошлого, а этнолог обязан это интерпретировать. А вот отдельные
персоны, эмигранты, имели особые судьбы в зависимости от места, куда они
попали. Во Флоренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции,
в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал
Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадолго, но эстафета культурной
традиции была передана.
Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже
ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо
устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь,
возникшую от недостатка культурного общения. Никто из собеседников не мог
оценить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его бородатые бургунды
были либо заняты войной, либо пьяны.
Наиболее обильный материал по этой фазе, которую можно назвать
«мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточных обрядах так называемых
«отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у
алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских
аборигенов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях
детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы отнюдь не «отсталые»,
а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела,
их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени
как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревянные дома,
называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся
при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила.
Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую
пассионарность, мучающую их из-за сознания безнадежности. А их ближайшее
окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме
насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены
рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь,
вследствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерегает
вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется
постоянно, то неуклонное однонаправленное развитие, будь оно возможно,
привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не
происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще,
чем финальные фазы этногенезов.
Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульс
зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция
прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля,
которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих,
так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех регионах
земной поверхности.

Таблица 1


Фазы этногенезов

|Фаза |Императивы |Перегибы |
|Исходное сочетание этносов и|Разнообразны | |
|ландшафтов региона | | |
|— |«Надо исправить мир, |Пусковой момент |
| |ибо он плох» | |
|Подъем |«Будь тем, кем ты |— |
| |должен быть» | |
|— |«Не по-вашему, а |Переход в |
| |по-моему» |акматическую фазу |
|Акматическая (пассионарный |«Будь самим собой» | |
|перегрев) | | |
|— |«Мы устали от великих»|Переход в фазу |
| | |надлома |
|Надлом |«Только не так, как |— |
| |было» | |
|— |«Дайте же жить, гады!»|Переход в |
| | |инерционную фазу |
|Инерционная |«Будь таким, как я» |— |
|— |«Не будь ты моим |Переход в фазу |
| |благодетелем!» |обскурации |
|Обскурация |«Будь таким, как мы» |— |
|— |«Да когда же это |Переход к |
| |кончится!!!» |гомеостазу |
|Гомеостаз |«Будь сам собой |— |
| |доволен, тролль» | |
|— |«А ведь не все еще |Переход к |
| |погибло!» |мемориальной фазе |
|Мемориальная |«Вспомним, как было |— |
| |прекрасно» | |
|Вырождение |«А нам ничего не надо»|— |
| | | |



2.3. Этническая регенерация.


Итак, мы рассмотрели все известные в этнической истории фазы
этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не
упомянем еще об одном специфическом свойстве этногенеза - способности
этноса к регенерации.
Суть этнической регенерации - это частичное восстановление этнической
структуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носит
регенерация в зависимости от фазы этногенеза?
В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, поскольку
пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры
этноса.
В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, поскольку эта фаза
подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает
связана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинают
бороться друг с другом,
Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если один
сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем
случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших
пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты
оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип,
принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все
устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-
политическую и государственную систему, при которой он существует, и
естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к
взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут
более благоприятными и не столь трагичными.
Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление
России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень
пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под
сомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения,
руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским,
был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил
Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче
были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел
процесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это
недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями раскола,
кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелецких бунтов и петровских
казней. Пассионарный перегрев снова вступил в свои права, и снова каждый
стремился быть оригинальным.



Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы
возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса,
создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в
социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении
планет вокруг Солнца.
Из всего вышесказанного я сделала вывод, что неравномерность
распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за
историческое время должна была отразиться на поведении этнических
коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый
вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера
людей и назван им пассионарностью.



Список литературы

1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и этнос: IX).
«Вестник ЛГУ», 1970, № 12.
2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. - «Доклады Географического
общества СССР», 1970, вып. 5
3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос:
XIV). - «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.
5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.







Новинки рефератов ::

Реферат: Каменный век на территории Казахстана - Палеолит (История)


Реферат: Английская поэзия (Литература : зарубежная)


Реферат: Население мира (Социология)


Реферат: Влияние цвета на жизнедеятельность человека (Психология)


Реферат: Мастера спорта из Агинского округа (Спорт)


Реферат: Методы поиска и исследований в преподавании физики (Педагогика)


Реферат: Моя профессиональная деятельность на инженерном уровне (специальность 220200) (Программирование)


Реферат: Телесно-ориентированная терапия (Психология)


Реферат: Особенности Российского федерализма (Государство и право)


Реферат: Возбуждение уголовного дела (Уголовное право и процесс)


Реферат: Аппаратно-программные средства периферийных устройств системы сбора показаний счетчиков тепловой энергии (Программирование)


Реферат: Особенности развития Российского менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Объекты гражданских правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (Социология)


Реферат: Биологические и географические особенности миграции наземных животных (Биология)


Реферат: Нацiональний Банк Украiни: статус i завдання (Банковское дело)


Реферат: Социальная стратификация современного общества (Социология)


Реферат: Куда идет Россия (История)


Реферат: Использование Excel (Компьютеры)


Реферат: Биография Неелова (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист