GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Пассионарность и этногенез (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пассионарность и этногенез (Естествознание)




Содержание

Содержание 2
1. Пассионарность как необоримая сила. 3
2. Степени пассионарности. 5
1.1 Соотношение разрядов импульсов. 6
1.2 Заразительность пассионарности 7
3. Проблема этногенезов. 9
4. Фазы этногенеза. 12
Заключение. 15
Список литературы 16



Введение

Начать свою работу я хочу с того, что дать определение этносу. По
определению Л.Гумилева - это естественно сложившийся на основе
оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как
энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же
коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этногенеза -
специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале.
Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) генотип
человека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это
изменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не
само поведение, а генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации
признак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с
нормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то
избыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новую
системную целостность.
Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение
пассионарности и теории этнологии Л.Гумилева.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие
задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия «пассионарность».
2. Рассмотреть степени пассионарности.
3. Рассмотреть основы этногенеза Л.Гумилева.



1. Пассионарность как необоримая сила.


На людей как особей вида Homo Sapiens влияют физические силы, как и
на все организмы биосферы. Но если тепловые или электромагнитные флуктуации
ощущаемы на уровне организмов, то интересующие нас биохимические факторы
поддаются описанию только на популяционном уровне, то есть на уровне
этносов. Хотя они проявляются в поведении отдельных людей, но только
эмпирическое обобщение широкого круга наблюдений позволяет дать дефиницию,
необходимую для понимания процессов этногенеза, а также связи этнических
феноменов с биосферными.
Для начала отметим несомненный факт. Неравномерность распределения
биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна
была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в
разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан нами
как особое свойство характера людей и назван пассионарностью (от латинского
слова рассио - страсть).
Пассионарность – это характерологическая доминанта. Это непреоборимое
внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности,
направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта
представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем
более жизни и счастья современников и соплеменников.
Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми
способностями: высокими, средними, малыми, она не зависит от внешних
воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она
не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и
преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только
равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо
большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя ее
потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Модусы пассионарности разнообразны. Тут и гордость, стимулирующая
жажду власти и славы в веках, тщеславие, толкающее на демагогию и
творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих
знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага,
а в применении к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь
идет об энергии, то моральные оценки неприменимы. Добрыми или злыми могут
быть сознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен
пассионарности на отдельных людях, ярких и тусклых, но убедительнее она
видна на этнической истории, когда прочие факторы взаимно компенсируются,
выявляются статистические закономерности, отличающие этногенез от
социогенеза и культурогенеза. При всем различии эпох и стран модель
пассионарности в этногенезе одни и та же.



2. Степени пассионарности.

Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми,
диктуется инстинктом самосохранения, либо личного, либо видового. Последнее
проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства
Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей
жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо
находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия,
тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно,
мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт с
обратным знаком.
Как инстинктивные, так н пассионарные импульсы регулируются в
эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и
сознание. Значит, нам следует отыскать в области сознания такое деление
импульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Иными
словами, все импульсы должны быть разбиты на два разряда: д) импульсы,
направленные к сохранению жизни, и б) импульсы, направленные к принесению
жизни в жертву идеалу - далекому прогнозу, часто иллюзорному.

«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным
вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но
также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее
влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное
представление), к красоте (тому, что нравится без предвзятости) и к
справедливости (соответствие морали и этики). Это влечение сильно варьирует
в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным
эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели
не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы
является аналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак.
Назовем его аттрактивностью (от латинского «атрактио» - влечение).
Природа аттрактивности неясна, но соотношение ее с инстинктивными
импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке
соотношение двигателя (мотора) и руля. Равным образом соотносится с ними
«разумный эгоизм» антипод аттрактивности.



2.1. Соотношение разрядов импульсов.


В биологической природе инстинктивных импульсов можно не
сомневаться. Как желание долго жить, так и тяга к воссозданию себя через
потомство - биологический признак, свойственный человеку как виду. Но если
так, то его величина (в смысле воздействия на поступки особи) должна быть
стабильна. Это значит, что тяга человека к жизни у всех людей, живущих,
живших и имеющих жить, в каждом отдельном случае одна и та же. На первый
взгляд это противоречит наблюдаемой действительности.
В самом деле, есть сколько угодно людей, не ценящих жизнь настолько, что
они идут добровольно на войну; бывают случаи самоубийства; родители сплошь
и рядом бросают детей на произвол судьбы, а иной раз и убивают. И это
наряду с дезертирами, уклоняющимися от войны; с теми, кто ради спасения
жизни терпит всевозможные оскорбления, унижения и даже рабское состояние;
родителями, отдающими жизнь за детей, часто недостойных и неблагодарных.
Огромный разброс данных!
Не напоминает ли это мнение древних о том, что тяжелые тела падают
быстрее легких? Только опыт Галилея доказал, что сила тяжести равно
действует на пушинку и чугунное ядро, а разница в скорости падения зависит
от постороннего явления - сопротивления воздушной среды. То же самое имеет
место в проблеме, занимающей наше внимание.
Но есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем
импульс инстинкта. Для иллюстрации Гумилев вновь приводит литературные
образы, всем хорошо известные, - это герои Чехова, У них как будто все
хорошо, а чего-то все-таки не хватает; порядочный, образованный человек,
учитель, но... «в футляре»; хороший врач, много работает, но...Иоиыч. И
самому ему скучно, чеховскому герою, и кругом него всем скучно.
Наличие субпассионариев для этноса также важно, как и наличие
пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы.


Впрочем, и субпассионарии - разные. Доза пассионарности может быть столь
мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов.



2.2. Заразительность пассионарности

Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно
важно. Она заразительна. Пассионарность ведет себя как электричество при
индуцировании соседнего тела.
Этим качеством в огромной степени обладал А. В. Суворов. Когда Павел I
бросил русскую армию в Италию против стойких французских армий, которыми
командовали лучшие французские генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов
одержал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса и
вспомогательных австрийских дивизий. Причем одержали победы именно русские
части, хотя австрийцев никто в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в
слабой боеспособности, это ведь были такие же славяне: хорваты, словаки,
чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты
французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он
вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке
пассионарность, которая была у него самого.
Каждый живой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем
сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать
этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества.
Гумилёв рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового
поля, и применить ее к проблеме этноса, тогда этнос можно представить себе
в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это
так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой.
Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов разных
этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы
попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не
попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек.
Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительно
объясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Даже если она будет заменена
какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача - описание феномена, а
интерпретация его причин может в будущем варьировать, что не будет влиять
на полученные нами результаты.



3. Теория этногенезов Л.Гумилева.


3.1. Вспышки этногенезов.

Предмет социальной истории, согласно теории исторического
материализма, - это прогрессивное развитие производительных сил и
производственных отношений от нижнего палеолита до научно-технической
революции. Предполагается, что оно потечет и дальше. Поскольку это
спонтанное развитие, причиной его не могут быть силы природы, которые
действительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кривую
от добывания огня трением до полетов космических кораблей, то линия должна
отобразить эволюцию человечества.
При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись так
называемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых,
почему наряду с успехами техники и науки фиксируется огромное количество
утрат культурных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этносы
- создатели древних культур бесследно исчезли с этнографической карты мира,
а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на них
искусственный спрос, возникли совсем недавно?
Видимо, социальная история отражает прошлое человечества
односторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество
зигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим на
исторических картах мира.
Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеют
касательства к прогрессу, а всецело связаны с биосферой, где процессы тоже
дискретны.
Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг
друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на
поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».
Поэтому во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни одной
особи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная и
природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют, подчас столь
причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно
относится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то есть
этногенез, если понимать под последним весь процесс становления этноса - от
момента возникновения до исчезновения или перехода в состояние гомеостаза.
Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайного
сочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в
основе четкую и единообразную схему.
Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных
условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не
менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву удалось установить
идеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас:
кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил -
экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо,
наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от
времени вследствие толчков, которыми могут быть только мутации, вернее,
микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на
фенотип.
Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяции
своего ареала. Мутируют только отдельные относительно немногочисленные
особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникла новая
консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в
этнос Пассионарность членов консорции - обязательное условие этого
перерастания. В этом механизме - биологический смысл этногенеза, но он не
подменяет и не исключает социального смысла.
[pic]

Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы

По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой
соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления
этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы
в трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р,
(неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Эти
характеристики следует рассматривать как некую усредненную «физиономию»
представителя этноса. Одновременно в этносе присутствуют представители всех
отмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип,
соответствующий данному уровню пассионарного напряжения; 2) в шкале -
количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д., где
п - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в
гомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывная
кривая).
Предлагаемая Гумилёвым кривая — обобщение 40 индивидуальных кривых
этногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствие
различных толчков. Пунктирной кривой отмечен качественный ход изменения
плотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенеза
соответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом,
инерционная, обскурация, регенерация, реликт.
Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах. Естественно, на
ординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза.
Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, по
которой бы можно было определять величину пассионарности. На основании
доступного нам фактического материала мы можем говорить только о тенденции
к подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарного
напряжения. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо,
ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины. Поэтому мы
можем описать явления этногенеза с достаточной степенью точности, что
послужит в дальнейшем базой новых уточнений.
В любой науке описание феномена предшествует его измерению и
интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое
обобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потом
пришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п.
Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображает
в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходит
реально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности.
Я уже говорила, что исходный момент любого этногенеза - специфическая
мутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация не
затрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однако
существенно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходит
опосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, а
генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признак
пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальной
ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии и
формирует новый стереотип поведения, цементирует новую системную
целостность.
Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарного
толчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что сам
факт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современников
или воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурной
характер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет, отрезке
становится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удается
установить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - то
же самое, набухание популяции пассионарностью и превращение ее в этнос,
нельзя не заметить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этногенеза от
пассионарного толчка. Причем, как правило, инкубационный период составляет
около 150 лет.



3.2. Фазы этногенеза.


Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как
системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные
персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в
Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар.
Обитатели этого квартала - фанариоты долго жили, пользуясь милостью
султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после
восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно
вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и
уничтожил последних византийцев, живших уже без Византии. Но ведь пока они
существовали, они помнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это
не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия
осколка прошлого, а этнолог обязан это интерпретировать. А вот отдельные
персоны, эмигранты, имели особые судьбы в зависимости от места, куда они
попали. Во Флоренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции,
в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал
Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадолго, но эстафета культурной
традиции была передана.
Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже
ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо
устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь,
возникшую от недостатка культурного общения. Никто из собеседников не мог
оценить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его бородатые бургунды
были либо заняты войной, либо пьяны.
Наиболее обильный материал по этой фазе, которую можно назвать
«мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточных обрядах так называемых
«отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у
алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских
аборигенов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях
детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы отнюдь не «отсталые»,
а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела,
их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени
как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревянные дома,
называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся
при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила.
Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую
пассионарность, мучающую их из-за сознания безнадежности. А их ближайшее
окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме
насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены
рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь,
вследствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерегает
вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется
постоянно, то неуклонное однонаправленное развитие, будь оно возможно,
привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не
происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще,
чем финальные фазы этногенезов.
Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульс
зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция
прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля,
которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих,
так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех регионах
земной поверхности.
|Фаза |Императивы |Перегибы |
|Исходное сочетание |Разнообразны | |
|этносов и ландшафтов | | |
|региона | | |
|— |«Надо исправить мир, ибо он |Пусковой момент |
| |плох» | |
|Подъем |«Будь тем, кем ты должен |— |
| |быть» | |
|— |«Не по-вашему, а по-моему» |Переход в |
| | |акматическую фазу |
|Акматическая |«Будь самим собой» | |
|(пассионарный перегрев) | | |
|— |«Мы устали от великих» |Переход в фазу |
| | |надлома |
|Надлом |«Только не так, как было» |— |
|— |«Дайте же жить, гады!» |Переход в |
| | |инерционную фазу |
|Инерционная |«Будь таким, как я» |— |
|— |«Не будь ты моим |Переход в фазу |
| |благодетелем!» |обскурации |
|Обскурация |«Будь таким, как мы» |— |
|— |«Да когда же это |Переход к гомеостазу|
| |кончится!!!» | |
|Гомеостаз |«Будь сам собой доволен, |— |
| |тролль» | |
|— |«А ведь не все еще погибло!»|Переход к |
| | |мемориальной фазе |
|Мемориальная |«Вспомним, как было |— |
| |прекрасно» | |
|Вырождение |«А нам ничего не надо» |— |


Рис 2. Фазы этногенеза.

3.3. Этническая регенерация.


Итак, мы рассмотрели все известные в этнической истории фазы
этногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы не
упомянем еще об одном специфическом свойстве этногенеза - способности
этноса к регенерации.
Суть этнической регенерации - это частичное восстановление этнической
структуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носит
регенерация в зависимости от фазы этногенеза?
В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, поскольку
пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структуры
этноса.
В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, поскольку эта фаза
подрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бывает
связана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинают
бороться друг с другом,
Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если один
сам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшем
случае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худших
пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты
оказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип,
принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда все
устанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-
политическую и государственную систему, при которой он существует, и
естественно возвращается к акматической фазе, то есть опять к
взаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станут
более благоприятными и не столь трагичными.
Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановление
России после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровень
пассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему под
сомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения,
руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским,
был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный Михаил
Романов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловиче
были восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шел
процесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Но продолжалось это
недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями раскола,
кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелецких бунтов и петровских
казней. Пассионарный перегрев снова вступил в свои права, и снова каждый
стремился быть оригинальным.



Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы
возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса,
создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в
социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении
планет вокруг Солнца.
Из всего вышесказанного я сделала вывод, что неравномерность
распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за
историческое время должна была отразиться на поведении этнических
коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый
вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера
людей и назван им пассионарностью.



Список литературы

1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и этнос: IX).
«Вестник ЛГУ», 1970, № 12.
2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. - «Доклады Географического
общества СССР», 1970, вып. 5
3. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос:
XIV). - «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.
5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.







Реферат на тему: Переход от электро-магнитной теории к специальной теории относительности

Содержание
Введение 3
1. Теория электромагнитного поля Максвелла 4
2. Переход от электромагнитной теории Максвелла к СТО Эйнштейна 6
3. Специальная теория относительности А.Эйнштейна 11
Заключение 14
Список литературы 15



Введение

Для физика начала XIX в. не существовало понятия о поле как реальной
среде, являющейся носителем определенных сил. Но в первой половине XIX в.
началось становление континуальной, полевой физики. Одновременно с
возникновением волновой теории света формировалась совершенно новая
парадигма физического исследования — полевая концепция в физике. Здесь
особая заслуга принадлежит великому английскому физику М. Фарадею.
Экспериментальные открытия Фарадея были хорошо известны, и он еще при
жизни приобрел огромный авторитет и славу. Однако к его теоретическим
взглядам современники в лучшем случае оставались безразличными. Первым
обратил на них серьезное внимание Дж.К.Максвелл. Он воспринял эти
представления, развил их и построил теорию электромагнитного поля.
Выработанное в оптике понятие «эфир» и сформулированное в теории
электрических и магнитных явлений понятие «электромагнитное поле» сначала
сближаются, а затем, уже в начале XX в., с созданием специальной теории
относительности, полностью отождествляются.
Таким образом, понятие поля оказалось очень полезным. Будучи вначале
лишь вспомогательной моделью, это понятие становится в физике XIX в. все
более и более конструктивной абстракцией. Она позволяла понять многие
факты, уже известные в области электрических и магнитных явлений, и
предсказывать новые явления. Со временем становилось все более очевидным,
что этой абстракции соответствует некоторая реальность. Постепенно понятие
поля завоевало центральное место в физике и сохранилось в качестве одного
из основных физических понятий.



1. Теория электромагнитного поля Максвелла

Эта теория представлена в сжатой и простой (изящной) форме в виде
шести уравнений в частных производных. Система взглядов, которая легла в
основу уравнений Максвелла, получила название теории электромагнитного поля
Максвелла.
Хотя эта система уравнений имеет простой вид, но чем больше сам
Максвелл и его последователи работали над ними, тем более глубокий смысл
открывался им. Генрих Герц, который экспериментально получил
электромагнитные излучения, предсказанные теорией Максвелла, говорил о
неисчерпаемости уравнений Максвелла. Герц отмечал: «Нельзя изучать эту
удивительную теорию, не испытывая по временам такого чувства, будто
математические формулы живут собственной жизнью, обладают собственным
разумом, - кажется, что эти формулы умнее нас, умнее даже самого автора,
как будто они дают нам больше, чем в свое время в них было заложено».
Необходимо, однако, отметить, что свои уравнения Максвелл получал
иногда вопреки правилам математики. Для него исходными были физические идеи
и соображения, которые он облекал самостоятельно в математическую форму.
Поэтому для современников его теория выглядела странной и непонятной, и
многими учеными воспринималась скептически до тех пор, пока Герц не дал ее
всестороннее экспериментальное обоснование. [2]
Среди постоянных величии, входящих в уравнение Максвелла, была
константа с. Применив уравнение к конкретному случаю, Максвелл нашел, что
она точно совпадает со скоростью света. Процесс распространения поля будет
продолжаться бесконечно в виде незатухающей волны, поскольку энергия
магнитного поля в пустоте полностью переходит в энергию электромагнитного
поля, и наоборот. Причем свет, так же как и электромагнитное поле,
распространяется в пространстве в виде поперечных волн со скоростью с = 300
000 км/с. Из всех этих совпадений видно, что свет имеет электромагнитную
природу, что световой поток - это поток электромагнитных волн. В световых
волнах колебания совершают напряженности электрического и магнитного полей,
а носителем волны служит само пространство, которое находится в состоянии
напряжения.
Открытие Максвелла сравнимо по научной значимости с открытием закона
всемирного тяготения Ньютона. Труды Ньютона привели к введению понятия
всеобщего закона тяготения, труды Максвелла - к введению понятия
электромагнитного поля и электромагнитной природы света. Работы Максвелла
привели ученых к признанию нового типа реальности - электромагнитного поля,
которое не совместимо с материальными точками и вещественной массой
классической физики. Поле - это новая фундаментальная физическая
реальность. Поэтому представления о поле должны выступать в качестве
первичных, исходных понятий. Как отмечал А. Эйнштейн, электромагнитное поле
не нуждается даже в эфире, поскольку поле само является фундаментальной
реальностью.
В работах по принципиальным вопросам физики А. Эйнштейн ввел понятие
«программа Максвелла», которую толковал как «полевую программу». Сам
Эйнштейн стоял на позициях полевой программы и до конца своей жизни
стремился построить единую теорию поля, хотя и безуспешно. [2]
В конце XIX века теория Максвелла стала играть ведущую роль в физике,
и вместе с тем она вступила в противоречие с МКМ. Вместо принципа
дальнодействия она выдвинула и обосновала прямо противоположный принцип
близкодействия, согласно которому силовое действие передается от точки к
точке. Скорость света включена в новую теорию, что хотя бы в скрытой форме
противоречит бесконечно большим скоростям, допускаемым в классической
физике. Наконец, открыт новый тип физической реальности - поле, которое не
сводится ни к материальным точкам, ни к веществу, ни к атомам. Если к этому
добавить обнажившиеся противоречия и слабые стороны самой классической
физики, то станет понятно, что в конце XIX века стремительно нарастал
кризис механистической научной картины мира.



2. Переход от электромагнитной теории Максвелла к СТО Эйнштейна

Теорию Максвелла ряд авторов интерпретируют как новую -
электромагнитную научную картину мира. С этим нельзя согласиться: переход
от одной НКМ к другой может совершиться лишь при условии, если развитие
естествознания приведет к качественно новой трактовке не одного, а целой
группы базисных понятий. Тогда как теория Максвелла в явном виде выдвинула
лишь один новый принцип - принцип близкодействия. В остальном она просто
вышла за рамки МКМ, поскольку не укладывалась в них, что само по себе не
означает новой НКМ. Правда, теория Максвелла первой вышла за рамки МКМ,
поэтому дальнейшая ломка МКМ была продолжением дела, начатого Максвеллом.
С конца XIX - начала XX века ученые приступили к изучению качественно
новых объектов в сравнении с классической физикой, и на этой основе был
получен целый ряд принципиально новых результатов, позволивших дать новое
истолкование некоторым базисным понятиям.
Первое и, по-видимому, самое мощное влияние на перестройку НКМ
оказала теория относительности выдающегося физика-теоретика XX столетия
Альберта Эйнштейна (1879-1955).
Поскольку в теории относительности Эйнштейна большую роль играет
принцип относительности движения в формулировке Ньютона, то полезно еще раз
привести ее. Впервые этот принцип ввел Галилей, о чем говорилось выше. С
учетом идей Декарта Ньютон уточнил и расширил формулировку Галилея. В
частности, в качестве систем отсчета он брал не тела, а декартову систему
координат. [2]
Среди систем отсчета выделяют инерциальные, особенность которых
состоит в том, что для них выполняется принцип относительности движения.
Принцип относительности движения означает, что во всех инерциальных
системах отсчета механические процессы инвариантны. Иначе говоря, два
наблюдателя в одной и другой инерциальной системе отсчета увидят, что в их
системах физические процессы протекают одинаково. Это означает также, что
переход от одной инерциальной системы отсчета к другой осуществляется по
правилам галилеевых преобразований, рассмотренных выше. И наоборот, если
при переходе от одной системы отсчета к другой правила галилеевых
преобразований не выполняются, то и принцип относительности движения не
выполняется, поэтому такие системы отсчета не будут инерциальными. Таким
смыслом наполнен принцип относительности движения в классической механике.
Эйнштейн был тонким мыслителем, он всегда стремился максимально
упорядочить логическую структуру физических теорий. Физики-теоретики того
времени, включая Эйнштейна, стремились теоретически и логически упорядочить
электродинамику Максвелла. В итоге таких усилий возникли новые теории
специальная и общая теория относительности Эйнштейна.
Теории электромагнитного поля Максвелла были присущи два недостатка:
1. Она не совмещалась с принципом относительности движения
классической физики, поскольку ее уравнения оказались неинвариантными
относительно преобразований Галилея. Это был существенный изъян, поскольку
вся практика подтверждала и подтверждает этот принцип, и никакая теория не
опровергает его.
2. Полевая картина физической реальности Максвелла оказалась
теоретически неполной и логически противоречивой, так как трактовка
электрического поля и электрически заряженных частиц (носителей поля) не
была увязана концептуально. Эйнштейн отмечал: теория Максвелла хотя и
правильно описывает поведение электрически заряженных частиц, но не дает
теории этих частиц. Следовательно, они должны рассматриваться на основе
классической механики как материальные точки, расположенные в пространстве
дискретно, что противоречит понятию поля. Последовательная полевая теория
требует непрерывности всех элементов теории. [2]
Решение этого вопроса, данное Эйнштейном, оригинально и поучительно.
Объектом изучения в классической механике были или материальные точки, или
точки пространства, или моменты времени. Он отвергает все эти
разделительные «или».
Объектом теории относительности выступают «физические события» как
целостные объекты, в которых объединены понятия материи, движения,
пространства, времени. Физической реальностью, отмечал Эйнштейн, обладают
не точки пространства и не моменты времени, а только сами события,
определенные четырьмя числами х, у, z, t. «Законы природы примут наиболее
удовлетворительный с точки зрения логики вид, будучи выражены как законы в
четырехмерном пространственно-временном континууме» [4].
Остановимся теперь на рассмотрении первого недостатка. Анализ
показал, что уравнения Максвелла неинвариантны относительно галилеевых
преобразований. Это значит, что при переходе от одной инерциальной системы
отсчета к другой форма уравнений оказывалась разной. Это равносильно тому,
что в разных системах отсчета один и тот же физический процесс
осуществлялся по разным законам, что противоречит науке. Как же уберечь
теорию Максвелла от этого недостатка?
В 1890 году Г. Герц искусственно подобрал систему уравнений,
инвариантных относительно галилеевых преобразований, которые в частном
случае покоящегося тела обращаются в уравнения Максвелла. Однако уравнения
Герца противоречили опытно установленному постоянству скорости света (300
000 км/с).
Еще один вариант переработки уравнений Максвола предпринял
голландский физик-теоретик Г.Лоренц, но и его уравнения оказались
неинвариантными относительно галилеевых преобразований.
И тогда поступили, как в той известной притче: «Если гора не идет к
Магомеду, то Магомед идет к горе» Поскольку не удалось переформулировать
уравнения Максвелла так, чтобы они стали инвариантными относительно
галилеевых преобразований, то Лоренц предпринял обратный ход: решил сами
правила галилеевых преобразований видоизменить (проще говоря, подогнать)
так, чтобы относительно этих правил уравнения Максвелла оказались
инвариантными.
Лоренцевы преобразования - это новые (отличные от галилеевых) правила
перехода от одной инерциалыюй системы отсчета к другой. Для одной точки в
декартовой системе координат без штрихов при переходе к системе отсчета со
штрихами лоренцевы преобразования устанавливают следующие правила:
[pic]
Как видим, отличие правил лоренцевых преобразований от галилеевых
существенно. Это отличие станет еще более зримым, если определять не
координату материальной точки, а размер макроскопического тела, например,
жесткого стержня длиной l. Такой стержень имеет начальную и конечную точки
на оси х1, х. Определив координаты этих точек и вычитая из координаты с
большим значением координату с меньшим значением, получим математическое
выражение для длины (l) и для времени (t) движущегося стержня:
[pic]
Здесь l-длина движущегося стержня, l0 - длина покоящеюся стержня, v -
скорость движения стержня (системы отсчета), t - время покоящегося стержня,
t0 - время движущегося стержня, с - скорость света в пустоте. [2]
Рассмотрим соотношения l и t сначала формально. При малых значениях
величины v, по сравнению со скоростью света, значением дроби и подкоренного
выражения можно пренебречь. Тогда l = l0 и t = t0, что равносильно возврату
от лоренцевых преобразований к галилеевым. Если же значения величины v
достаточно большие (сравнимые со скоростью света), то значением
подкоренного выражения нельзя пренебречь и оно будет уменьшаться.
Соответственно этому значение величины l будет уменьшаться, а значение
величины t - возрастать. В таком случае с ростом скорости движения (v)
различия между преобразованиями Лоренца и преобразованиями Галилея будут
нарастать.
Итак, Лоренц искусственно получил новые правила перехода от одной
инсрпиалыюй системы к другой. При этом уравнения Максвелла оказываются
инвариантными в любых инерциальных системах отсчета. Однако неизвестной
остается реальность самих преобразований Лоренца: имеют они физический
смысл или пег? Поскольку эти правила получены искусственно, то сам Лоренц
отказывался придавать им физический смысл. Над ним довлели представления
классической физики о неизменности пространства и времени. [3]
Иначе подошел к этому вопросу А. Эйнштейн. За фактом хорошей
согласованности лоренцевых преобразований с теорией Максвелла он угадал
реальный физический смысл самих преобразований. Для этого он предпринял
попытку дедуктивного построения теории, которая бы наполнила преобразования
Лоренца физическим смыслом. Иначе говоря, он задался целью углубить
понимание принципа относительности путем его развертывания в теорию
относительности.



3. Специальная теория относительности А.Эйнштейна

В качестве постулатов дедуктивной теории он принял два принципа.
Прежде всего - принцип относительности классической физики, резко расширив
его, распространив его не только на механическое движение, но и на
электромагнитные и световые процессы. Уже в исходной посылке Эйнштейн
объединил классическую механику и электромагнитную теорию Максвелла. В
качестве второго постулата он взял принцип постоянства скорости света в
пустоте. Поскольку скорость света в качестве константы включена в уравнения
Максвелла, то Эйнштейн принял эту константу и для классической физики. Тем
более что в конце XIX века экспериментально было надежно установлено, что
скорость света конечна, хотя и велика. Позже было принято считать, что
скорость снега в пустоте составляет примерно 300 000 км/с.
Таким образом, постулатами частной теории относительности являются
два принципа.
1. Принцип относительности движения, которому Эйнштейн придал
всеобщий характер, распространив его с механических на магнитные,
электрические и световые процессы.
2. Принцип постоянства скорости света в пустоте, составляющей 300
000 км/с. Эта скорость является максимальной возможной скоростью
распространения материальных взаимодействий.
Из этих двух физических принципов Эйнштейн заново вывел
математические правила преобразования Лоренца. Но теперь математическая
форма соотношений l и t наполнена физическим смыслом, поскольку их Эйнштейн
вывел из физических посылок. Из соотношений l и t можно видеть, что, когда
скорость движения тела становится сравнимой со скоростью света, линейный
размер тела физически сокращается в направлении его движения. Со временем
происходят противоположные изменения: его течение замедляется, ритмика
течения времени растягивается. [1]
Если скорость движения тела приближается к скорости света, то тело
сжимается в направлении движения до такой степени, что превращается в
плоскую фигуру (в лепешку). Значит, допускавшиеся в классической физике
скорости, превышающие скорость света в пустоте, не имеют физического
смысла. Отсюда следует, что скорость распространения материальных
взаимодействий в природе не может превышать скорость света в пустоте.
Таким образом, дедуктивные следствия из физических постулатов привели
Эйнштейна к построению развернутой содержательной теории, которую затем он
назовет частной, или специальной. Специальная теория относительности (СТО)
обобщает классическую физику и электродинамику Максвелла и выступает как
релятивистская физика, в которой дается новая теория таких понятий, как
масса, движение, пространство, время.
В классической физике пространство оторвано от времени, и они
рассматриваются как абсолютные. Абсолютны они потому, что оторваны от
движущихся материальных тел. Специальная теория относительности
устанавливает зависимость пространства и времени от скорости движения
материальных тел. Кроме того, она устанавливает неразрывную связь
пространства и времени, поскольку они изменяются синхронно, и притом в
противоположных направлениях: при больших скоростях движения тел их
линейный размер сокращается в направлении движения, а ритмика течения
времени растягивается. Поэтому рассмотрение физических событий должно
относиться к единому четырехмерному пространственно-временному континууму:
х, у, z, t.
Свою критику классической механики Эйнштейн начал с пересмотра
«абсолютного времени», понимаемого как одновременность всех событий в мире.
В классической физике одновременности двух событий в точках пространства А
и В обосновывалась переносом часов из одной точки в другую.
Несостоятельность этого аргумента вытекает из факта конечной скорости
распространения материальных взаимодействий. [3]
Хотя СТО базируется на рассмотрении инерциальных систем отсчета, она
все же позволяет установить важную зависимость для ускоренного движения. В
релятивистской физике считается, что чем выше скорость движения тела, тем
труднее увеличить ее. Поскольку сопротивление изменению скорости тела
называется его массой (инерционной), то отсюда следует, что масса тела
возрастает с ростом скорости его движения. В классической механике массу
рассматривают как постоянную величину - это релятивистская масса покоя. В
СТО массу считают переменной величиной, зависящей от скорости движения:
[pic]
Это изменение массы можно обнаружить лишь при больших скоростях,
например, при движении электронов вокруг ядра атома, что и было затем
установлено экспериментально.
После опубликования СТО Эйнштейн из зависимости массы от скорости
движения математическим путем получил новое следствие - вывод о равенстве
инертной и весовой массы.
Отсюда ученый сделал два радикальных вывода:

а) о равенстве весовой и инертной массы,
б) об эквивалентности массы и энергии.
Случай с кинетической энергией Эйнштейн обобщил на все формы энергии:
энергия в любой форме ведет себя как масса. Энергия является массой, а
масса представляет собой энергию. Энергия и масса преобразуются друг в
друга по формуле:
E = m · c2
где Е - энергия, m - масса движущегося тела, с - скорость света в пустоте.



Заключение

Создание СТО было качественно новым шагом в развитии физического
познания. От классической механики СТО отличается тем, что в физическое
описание релятивистских явлений органически входит наблюдатель со
средствами наблюдения. Описание физических процессов в СТО существенно
связано с выбором системы координат. Физическая теория описывает не
физический процесс сам по себе, а результат взаимодействия физического
процесса со средствами исследования. Обращая на это внимание, Эйнштейн в
статье «К электродинамике движущихся тел» пишет: «Суждения всякой теории
касаются соотношений между твердыми телами (координатными системами),
часами и электромагнитными процессами»[5]. В СТО через осознание того, что
нельзя дать описание физического процесса самого по себе, можно только дать
его описание по отношению к определенной системе отсчета, впервые в истории
физики непосредственно проявился диалектический характер процесса познания,
активность субъекта познания, неотрывное взаимодействие субъекта и объекта
познания.



Список литературы

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2001. –
208с.
2. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного
естествознания. – СПб.: Союз, 2000. – 320с.
3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гардарики,
2000. – 476с.
4. Пахомов Б.Я. Становление современной научной картины мира. – М., 1995.
5. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. – М.: Просвещение, 1987.





Новинки рефератов ::

Реферат: Книга женской души (Литература : русская)


Реферат: Определение потерь напора (Технология)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Развитие основных физических качеств юношей (Спорт)


Реферат: Классификация текстов и методы перевода (Иностранные языки)


Реферат: Взаимоотношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках (Психология)


Реферат: Реакции электрофильного замещения в ароматическом ряду (Химия)


Реферат: Моделирование процессов переработки пластмасс (Химия)


Реферат: Военные реформы Петра I (Государство и право)


Реферат: Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики (Социология)


Реферат: Microsoft Excel 97 (Программирование)


Реферат: Азиатский путь развития государства (Право)


Реферат: Организация документооборота (Менеджмент)


Реферат: Диффузионный СО2 лазер с ВЧЕ-разрядом (Технология)


Реферат: Москва правление Екатерины II (История)


Реферат: Кафедральный собор во имя Христа Спасителя в г. Самаре (История)


Реферат: Любимая героиня Л.Н. Толстого - Наташа Ростова (Литература : русская)


Реферат: Скептицизм (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист