GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Москва в русской литературе (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Москва в русской литературе (Литература)




Муниципальное образовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа № 6



Реферат


по литературе на тему: « Москва в русской
литературе »



ученика 11 класса « В »
Лешковича Александра



Научный руководитель
Позднякова Наталья Михайловна



г. Балтийск
2002 г.



Оглавление



1. Введение………………………………………………стр.3

2. Москва М. Ю. Лермонтова……………………………стр. 4

3. Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
………………………………………………………………стр. 7

4. « Москва и москвичи » М. Н. Загоскина…………стр. 11

5. Москва в произведениях Л. Н. Толстого……………стр. 13

6. Цветаевская Москва……………………………………стр. 16

7. Заключение…………………………………………………стр. 20



Введение


В последние десятилетия сместились в обществе
нравственные ориентиры. Критикуют многое в истории Отечества, и только
Москва со своими многовековыми традициями, богатейшей историей, высочайшей
и древнейшей культурой не подлежит никакой переоценке и
остается верхом совершенства. Москва пережила многие эпохальные события и
все они нашли свое отражение в различных произведениях о Москве.
Всякий город имеет свою священную историю, свою идею,
предначертание, цель. Всё это в совокупности влияет на его развитие, на
сознание горожан, то есть формирует МИФОЛОГИЮ города. Такая мифология
имеется и у нашей Москвы.
Многие писатели и поэты старались разгадать тайну - почему после
переноса столицы из Москвы в Санкт- Петербург она всё равно осталась душой
России, её священным центром, её некоронованной столицей. Является ли
Москва только лишь столицей, или же в ней
хранится нечто большее, что не под силу понять только умом, но душой и
сердцем.
« Москва великий город, первого рангу во всей Европе »,- утверждал М.
В. Ломоносов. О своеобразии Москвы сказано и написано очень много, много
подмечено чёрточек, отличающих её от других городов России.
Новая русская литература начинает свою историю с рубежа XVII и
XVIII веков. Именно тогда древнерусская словесность приобрела черты
литературы современного типа: литературный труд становится авторским,
появляются первые опыты книжной поэзии.
В конце 70 – х годов XVII века монах, просветитель и педагог
Симеон Полоцкий ( 1629 – 1680 ) составил сборник своих стихотворений «
Рифмологион » ; туда вошли стихи,


притчи, рассуждения, оды. И там же мы находим первые поэтические строки,
посвященные Москве:

« Удобней да есть солнце состреляти,
нежели град сей богом храним взяти
Богопротивным…»

В этом стихотворении Симеон Полоцкий пишет о ней как о столице и символе
самого обширного и сильного Русского государства.
Именно поэтому темой для своего реферата я выбрал тему Москвы в
русской литературе.


Москва М. Ю. Лермонтова


Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде
юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного
воспроизведены в поэме "Песня...про купца Калашникова". Тема Москвы
раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт
писал:

"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский сильно, пламенно и нежно! "[1].

Обратимся к « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова ». Действие этого лирико-эпического произведения
происходит в Москве. Каким читатель представляет себе город? Поищем ответ в
первых строках «Песни…»: Москва в этом фрагменте текста- престольный град,
царское место, центр Руси, а сам царь сидит на троне как на небесах и «
словно ястреб»[2] смотрит на то, что творится у него под ногами. Власть его


безгранична, он волен и казнить, и миловать по своему усмотрению. В этой
части произведения Москва представляется нам в царском обличии.
Вторая часть произведения начинается с описания Москвы купеческой,
и по отдельным приметам мы можем
представить её облик. Вот лавка купца Калашникова: все на своём месте, все
на учёте. Всё в его жизни по закону: «…высокий дом…детки любезные...»[3]. К
нему все прислушиваются, он – глава семьи. В беде он советуется со своими
братьями и получает от них поддержку в решении отстоять свою честь и
достоинство в кулачном бою.
Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с
Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града.
Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими
предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная,
тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над ,
выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она
охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или
художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву
: И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и
снега…
Москва – место разыгравшейся трагедии семьи Калашниковых, и тем
страстней воспринимается утренний пейзаж. Красавица – заря, олицетворение
новой жизни,
добра и света, благословляет Москву на новый день, сливаясь с городом,
отражаясь в его куполах и снегах рассыпчатых. Автор говорит о Москве не
иначе как
« …великая, златоглавая…»[4] А какие чувства вызывают у читателя последние
две строки фрагмента ?



Уж зачем ты, заря алая

просыпалася?

На какой ты радости
разыгралася?[5]

Эти строки наполнены горечью и состраданием… Так проявляется авторская
позиция в произведении
Лермонтова, его сочувствие купцу Калашникову. Москва перестает быть просто
пейзажем, фоном происходящих событий. Она становится действующим лицом
«Песни…».
Еще одна Москва предстает перед нами в монологе Алены Дмитриевны:
это Москва – разбойничья, с опустелыми улицами, с неожиданными недобрыми
встречами и нападениями на честных людей. Перечитаем рассказ Алены
Дмитриевны о ночной встрече: он искренен, эмоционален. Ее испуг выражается
такими словами как
одиношенька, ноженьки подкосилися, фатой закрылася, испугалася, бежать
стремглав бросилась. Отметим также то, что Кирибеевич подстерег Алену
Дмитриевну ночью, на темной улице, когда она по обыкновению шла домой. Что
же так остро переживает Алена Дмитриевна?

Опозорил он, осрамил меня,
Меня ч е с т н у ю , н е п о р о ч н у ю …[6]

Цветовая гамма произведения выражает авторское отношение к героям: честный
суд, кулацкий бой, происходит на людях, у всех на виду, утром, при Божьем
свете. Белокаменные стены Московского Кремля, белые
одежды ее храмов, золотые купола, отражающие солнце, свет, православный
медный крест у Калашникова на груди

и святые иконы – свидетели семейного союза и праведности, символы веры –
это Москва святая, наблюдающая за противостоянием опричника и купца.
Теперь подведем итог нашим наблюдениям за тем, как поэт создает
художественный образ Москвы. Мы увидели разные ее лики : это и « царская »
, богатая , властная Москва , и Москва разбойничья, темная, и Москва
святая , православная , хранительница веры , чести , долга. И в то же время
это один город, знакомый каждому по –
своему. Можно сказать, что Москва имеет свой характер: то противится
происходящему, то откликается светом куполов на правильное решение.
М.Ю. Лермонтов создал в своем произведении собирательный
художественный образ средневековой Москвы. Она не только фон, место
происходящих событий, но и герой лиро-эпического произведения.
Отдельными символами Москвы являются Кремль и Москва – река.
Примечательно, что бой Калашникова и Кирибеевича происходит на фоне этих
символов:

…Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские
На Москву – реку, на кулачный бой…[7]
…Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю, да святым церквам…[8]

Живым участником событий Москва является в стихотворении « Бородино ». С
какой гордостью говорит автор о Москве:
Ребята! Не Москва ль за нами?[9]

Боевой призыв полковника умереть за Россию не просто красивые слова,
сказанные для истории, а порыв

искренней любви к самому дорогому, что есть у человека на земле – к своей
Родине, к Москве.
Москву воспевали многие поэты XIX века…


Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин »


Отдельное место Москва занимала в жизни А. С. Пушкина. "Москва... как много
в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось »
-восторженно писал о
Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений -
стихотворение "Стансы",
"Кавказ" и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории
отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение "Воспоминания в
Царском Селе":

Края Москвы, края родные,
Где на зоре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед...
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни...
...Все пламень истребил.[10]

стихотворение "Всеволжскому" и другие, трагедия "Борис Годунов", повести
"Гробовщик", "Рославлев" очерк "Путешествие из Москвы в Петербург".
Наиболее широко
облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе "Евгения Онегина":
здесь есть и картины московских улиц:

...Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах



И стаи галок на крестах"[11]


и исполненные лиризма строки:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва...как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось![12].

и признание в любви:

Москва! как я любил тебя,
Святая родина моя![13]

и ироничные зарисовки московского общества:

Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,

Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
Ты там на шумных вечерах
Увидишь важное Безделье,
Жеманство в тонких кружевах
И Глупость в золотых очках,
И тяжкой Знатности веселье,
И Скуку с картами в руках.[14]

И это лишь малая толика того, как Пушкин обожал Москву, как он
любил её, как боготворил. Пушкин
отзывался о Москве не иначе как Москва – матушка, показывая этим свою
принадлежность к москвичам и своё упоение ею.
Пушкин – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и
близкое для каждого из нас. Именно поэтому нельзя, говоря о нем, не
говорить о России, а следовательно, не говорить о Москве. Для нас, людей,
живущих в этом городе на пороге нового тысячелетия, возможно, это
становится постепенно не таким уж значимым фактом. Но забыть великого
поэта, на произведениях которого мы выросли, свет которых пронесли через
всю жизнь, мы не сможем никогда. Москва – это его город, здесь он не только
провел часть своей жизни - здесь московский дух нашел свое отражение в
великолепных произведениях великого поэта.
За множество своих посещений Москвы настроение Пушкина менялось
десятки раз. Преследования полиции, злые сплетни, недовольство общества –
все это заставляло поэта не раз покидать любимый город в полном угнетении и
разочаровании. Но проходило время, и он вновь возвращался сюда,
возвращался полный надежды и любви, потому что никакие беды не могли
сломить его глубоких

чувств к Москве. Его стихи, связанные с Москвой - это одна большая поэма,
в которой есть все: радость и грусть, восхищение и разочарование, любовь и
ненависть, доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и
любви, уважение к труду и людям труда…Здесь навсегда останется дух его
гения, дух его творчества. Дома, которые он посещал, улицы и бульвары, по
которым бродил – все это осталось нам вместе с его произведениями в
наследство от великого поэта. Все это мы должны сберечь любыми силами,
чтобы потом не жалеть о потерянном.

« Москва и москвичи » М. Н. Загоскина

А вот как отзывается о Москве М. Н. Загоскин(1789 – 1852), изучавший
Москву в течение 30 лет: «… она не город, не столица, а целый мир-
разумеется русский мир…Как тысячи солнечных лучей соединяются в одну точку,
проходя через увеличительное стекло, так точно в Москве сливаются в один
национальный облик все отдельные черты
нашей русской отдельной физиономии…» - писал он в своём произведении «
Москва и москвичи »[15].
Больше того, автор считает что все русские – по сути не что иное
как москвичи: «…как от Рима получила своё название вся Римская империя, -
так и в старину
иностранцы называли Россию по имени её главного города МОСКОВИЕЮ, а русских
звали МОСКОВИТЯНАМИ…»[16].
Именно поэтому Наполеон стремился прежде всего захватить Москву.
Он понимал, что с уничтожением души погибнет и тело ( Россия ). Вид
разоренного города
вселяет в сердце писателя ( и читателя ) чувство горечи, её развалины – это
могила близкого человека, матери: « …А Москва? О! Москва показалась мне
свежей, ещё не


засыпанной могилою!…». Москве, прежде всего свойственно возрождаться всякий
раз в новой, ещё большей красоте.
«Благодаря Бога Москва стала краше прежнего, а слава и честь осталась при
ней.»
Как Москва есть центр России, так и у самой Москвы есть свой
священный центр – Кремль. «Если Москва может называться сердцем России, то
и Кремль заслуживает этого названия относительной самой Москвы». Вид
ночного Кремля вызывает у рассказчика восторг: «Как прекрасен, как
великолепен наш Кремль в тихую летнюю ночь, когда вечерняя заря тухнет на
Западе и ночная красавица, полная луна, выплывая из облаков, обливает своим
кротким
светом небеса и всю землю!…Здесь вы окружены древнею Русскою святынею, вы
беседуете с нею о небесной вашей
Родине. Как прилипший прах душа Ваша стрясает с себя все земные помыслы.
Мысль о бесконечном даёт ей крылья, и она возноситься туда, где не станут
уже делить людей на поколения и народы, где не будет уже ни веков, ни
времени, ни плача, ни страданий…»[17]. Москва предстаёт на страницах книги
Загоскина подлинно как священный город. Эта святость происходит не только
от того, что в ней есть Кремль, но ещё и потому, что в самой Москве много
храмов, монастырей, церквей, соборов. Одна из героинь книги с умилением
говорит: «А коли придёт Богу помолиться, так наша матушка Москва и на это
хороша. Святой город, батюшка!»[18]. Не говорят ли они нам о
благочестивом обычае наших предков, которые не оставили нам ни развалин
феодальных замков, ни древних дворцов, ни других общественных зданий, но
зато всегда в память великих событий воздвигали храмы Божии, строили
монастыри… Здесь, вероятно, и скрывается ответ на вопрос: почему Москва –
один из самых неприметных городков, стала почти неожиданно для всех
столицей

огромного государства. Митрополит Иоанн объяснял это чудо: «Именно
превращение Москвы в центр русского
православия определило его судьбу, до того ничем не отличавшуюся от судьбы
других русских городов»[19]. Эту же мысль разделял 150 лет назад и
Загоскин. Кроме этого Загоскин рассматривает вопрос о соперничестве между
Москвой и Петербургом.
В аллегорической загадке «Брат и сестра» Загоскин олицетворяет
Москву в образе старшей сестры, а Петербург младшего брата. Загадка вся
строится на сравнении двух
характеров: «… он малый молодой, она пожилая барыня, у него нет ни одной
морщины на лице, а у неё , бедняжки,
как она ни белится, ни румянится, как ни красит волосы, а всё седые локоны
из-под модной шляпки выглядывают».
Загоскин, конечно, пристрастен своих оценках, когда сравнивает их: « Сестра
большая хлебосолка; конечно, она не всегда хорошо накормит, вино у неё
подчас бывает с грехом пополам; но зато брат даст обед, да тотчас и ворота
на запор: как ни звони в колокольчик, а всё дома нет да нет; а к сестре
каждый день милости проси! У неё двери без
колокольчика и ворота всегда настежь. Сестра, конечно, имеет свои
недостатки, но зато такая радушная, гостеприимная и добросердечная женщина,
что, несмотря на все её странности и причуды, её нельзя не полюбить. Я
знаю это по себе: стоит только раз с ней познакомиться, а там уж ни за что
не захочешь расстаться»[20].

Москва в произведениях Л. Толстого

В это же время Москву посетил другой литератор, которому в то
время ещё никто не пророчил великое будущее. Тем более, что ему тогда было
всего 6 лет. Это был


маленький Лёвушка Толстой, жизнь и творчество которого впоследствии будут
неразрывно связаны с Москвой.
В детские годы Л. Толстой жил на Плющихе ( д. 11 ). Вместе и
сестра Маша. Часто к ним в гости приходили Саша и Алеша Мусины –Пушкины и
другие дети, принадлежавшие к кругу родовитого московского дворянства. В
сопровождении гувернера дети гуляли на Пречистенском ( Гоголевском ) или
Никитском ( Суворовском ) бульварах, затем по арбатским переулкам.
События жизни Л. Толстого в этот период нашли свое
отображение в повести « Детство ». Вскоре умер его отец – Николай Ильич,
мать – Мария Николаевна скончалась,когда Левушке ещё не было и 2 лет.
Сестра отца, А. И. Остен –
Сакен, обнаружив денежные дела Толстых в плачевном состоянии, сняла для них
более дешевую квартиру в Каковинском переулке. Здесь Толстые прожили около
3 лет. Многие события, описанные в повести « Отрочество », происходили в
этом доме.
В конце 50 – х и начале 60 – х годов писатель бывал в Москве
нечасто, а если и останавливался то ненадолго . Но и кратковременные
поездки в Москву давали ему обширный материал для наблюдений и творчества.
« В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем
которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию…» -
отмечал Л. Толстой. Именно в Москве у него возник замысел рассказать о
возвращении декабриста Лабазова из ссылки в центр России.
Но уже в 60 – у годы Толстой отойдет от этого замысла к роману «
Война и мир ». С какой гордостью и теплотой
представляет автор читателю и мирную Москву, и Москву в трагические дни
наполеоновского нашествия. Вот только
некоторые моменты из жизни Москвы в романе « Война и мир »: « У Ростовых
были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С утра , не переставая ,
подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому ,

всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской …»[21] (
ул.Воровского 25 ).
« Третьего марта …ожидали к обеду дорогого гостя и героя
австрийского похода , князя Багратиона»[22].
Л. Толстой упоминает и дом Иогеля на Тверском бульваре, « у
которого были самые веселые балы », и
Слободской дворец – один из дворцов в Лефортове, Арбат, где Пьер Безухов
собрался убить Наполеона, и Сухареву башню, у которой встречаются Наташа и
Пьер,
« Девичье поле», по которому ведут пленных и среди них Пьера…
В числе самых « московских» произведений – « Анна Каренина ». В
одном из вариантов начала романа ( а всего 10 ) действие начинается в
Москве, в Зоологическом саду.
Зоологический сад ( Большая Грузинская ул. ) привлекал не только
выставками , но и катком с ледяными
горами: « Зоологический сад был полон народу . Около катка играла музыка. С
гор катались в салазках, в креслах и на коньках , теснясь на лестницах и у
входов…».[23]
В романе Толстой часто также упоминает гостиницы , где он или
останавливался , приезжая из Ясной Поляны, или бывал в ресторанах.
« В это время Степан Аркадьич, со шляпой на боку, блестя лицом и
глазами…

Ну что ж, едем ?- спросил он.

Едем, едем, - отвечал счастливый Левин…

В « Англию » или «Эрмитаж »?

Мне все равно.

Ну, в « Англию », - сказал Степан Аркадьич ».[24] Московская гостиница «
Англия » помещалась на Петровке, и пользовалась дурной
репутацией.
Упоминает Л. Толстой и « Шато де флер »- увеселительное
заведение, где выступали танцовщицы , куплетисты, гимнасты. В Москве « Шато
де флер » содержал
антрепренер Беккер в Петровском парке. Писатель указывает названия улиц и
мест Москвы, где жили или
бывали его персонажи: Троицкое подворье в Кремле , Охотный ряд, Тверской
бульвар, Воздвиженка, Никитская,
Кисловка, Хлебный и Газетный переулки, магазин ювелирных товаров Фульде на
Тверской и другие. В романе « Анна Каренина » отражены пейзажи, быт и
нравы москвичей, образ Москвы.


Цветаевская Москва


И этот образ продолжается во времени , в произведениях М. Цветаевой ( 1892
– 1941 ).Москва для Марины Цветаевой была поистине живым существом, с
которым поэт соединял себя, свое сознание, свет и сумрак своей жизни.
Город, подобно человеку, был изменчив, являя себя по-разному в различных
обстоятельствах. Свою Москву, живую, дышащую, чувствующую, — она сотворила
сама. Свои отношения с нею. Свой роман с нею (а все отношения Цветаевой — с
человеком ли, с книгой ли, с городом ли — это всегда роман). И Цветаева
оставила нам не просто свою
Москву, а саму себя в Москве, неотторжимую от нее, олицетворив себя — в
городе, а город — в себе. Сначала
была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга,
спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями и реже —
печалями. Во главе


всего и вся царил, конечно, отчий «волшебный» дом в Трехпрудном переулке:
| |
|Высыхали в небе изумрудном |
|Капли звезд и пели петухи. |
|Это было в доме старом, доме чудном... |
|Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном, |
|Превратившийся теперь в стихи.[25] |

Затем была Москва — окаменевшая и безучастная, ей не до чувств лирической
героини с ее страстями, бушующими,
словно волны, и неизменно разбивающимися о берег. Этот излюбленный
цветаевский образ дан всего в двух строчках:
| |
|О, вспененный высокий вал морской |
|Вдоль каменной советской Поварской! [26] |


Впрочем, разная она была, Москва, — многоликая, изменчивая. О такой Москве
Цветаева писала в дневниках и письмах тех лет. Но ее душу и взор, невзирая
ни на что, неизменно радовали некоторые любимые уголки, и в первую очередь
знаменитый дом Ростовых на Поварской. Этот бывший дом графа Соллогуба, где
Цветаевой суждено было несколько месяцев «служить», с розовыми колоннами,
розовой залой и фигурами рыцарей при входе, возвращал ее в любимую старую
Москву. На улице же была явь
Москвы реальной, которую сопровождали различные бытовые обстоятельства,
незначительные, но тягостные,
как, например, два пуда осклизлой мороженой картошки, которую предстояло на
санках везти домой... А потом, после того как уже бросила «службу», в той
же романтической

розовой зале Цветаева читала свою пьесу «Фортуна». Так столица как бы
представала перед поэтом в контрасте быта» и «бытия». В соллогубовском
особняке помещался тогда Дворец Искусств, трибуна и пристанище многих
писателей и художников. Небольшая юмореска «Чудо с лошадьми» — дань
благодарной памяти поэта Москве 20-х
годов, которая великолепно умела веселиться и смеяться... Именно эта
Москва, во всем многоголосии выплеснувшегося на ее улицы люда, вызвала к
жизни в творчестве Цветаевой энергичные народные ноты.
«Очередь — вот мой Кастальский ток, — писала она. — Мастеровые, бабки,
солдаты...» Эта народная «молвь»
рассыпана в цветаевских стихах, звучит в большой поэме-сказке «Царь-
Девица», заполняет записные книжки. В очерке «Герой труда» дана именно
Москва поэтов — дореволюционная, камерная, с любительским, «домашним»
конкурсом па лучшее стихотворение, и Москва революционная, с «Вечером
поэтесс» в Большом зале Политехнического, заполненном многолюдной и
разномастной толпой. Политехнический музей, «Кафе поэтов», «Книжная лавка»,
а еще Вахтанговская студия в Мансуровском переулке были местами, которые
Цветаева постоянно посещала; «география» ее Москвы, как видим, несколько
изменилась; и опять же невозможно перечислить все точки на этой поэтической
карте, где первейшую роль играл Арбат с окрестностями, а среди них — дом
композитора Скрябина. Замысел последнего стихотворения цикла «Бессонница»,
обращенного к вдове композитора, рожден именно в скрябинском доме, когда
Марина Ивановна, по воспоминаниям ее дочери, просиживала ночи напролет с
разучившейся спать Татьяной Федоровной...

Летом 1921 года, узнав от И. Эренбурга, что ее муж,
после разгрома белой армии, остался жив и собирается ехать из
Константинополя в Прагу, Цветаева бесповоротно решила ехать к нему. И
теперь, когда в цветаевских

предотъездных стихах возникала Москва, она представала все более хмурой,
окаменевшей, застывшей. Это уже не «подруга» поэта, а страдающий, покрытый
снегом, исполосованный кровью погибших город. Лирическая
героиня отшатывается от Красной площади, которая погребла жертвы революции,
— ведь Цветаева всегда на
стороне поверженных, кто бы они ни были: «Прав, раз упал...»
| |
|Вот они тесной стальной когортой, |
|К самой кремлевской стене приперты, |
|В ряд Спят...[27] |

Но и такой город по-прежнему и неизменно любим, хотя и
ненавидим в то же время; и тем больше любим, что
предстоит разлука, и ненавидим за то, что в нем — «па
кровушке па свежей — пляс да яства»:
| |
|Первородство — на сиротство! |
|Не спокаюсь. |
|Велико твое дородство: |
|Отрекаюсь. |
|Тем как вдаль гляжу на ближних — |
|Отрекаюсь. |
|Тем как твой топчу булыжник — |
|Отрекаюсь...[28] |


В мае 1922 года Цветаева уехала; Москва осталась «за
шпалами», далекая, невозможная, сновиденная . Уже пять
месяцев Цветаева на чужбине; после семи недель в
Берлине, с августа 1922 года, она с семьей живет в Чехии;

уже много написано — творческая энергия не иссякает в
ней. И — внезапным приступом ностальгии — вырывается стихотворение «В сиром
воздухе загробном...», которое Цветаева не включила в свою книгу стихов, и
оно осталось в ее тетради:
| |
|...Точно жизнь |
|мою угнали |
|По стальной |
|версте — |
|В сиром мороке |
|— две дали... |
|(Поклонись |
|Москве!) [29] |

Эти «поклоны» Москве были постоянны — теперь уже
главным образом в прозе: «Герои труда», «Мать и музыка»,
очерки об отце и его музее, «Дом у Старого Пимена»,
«Повесть о Сонечке», «Мой Пушкин» — всего не счесть.

В июне 1939 года Марина Цветаева вернулась ив Франции, где жила с
ноября 1925 года, в Москву. И здесь
началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэта с
городом. . Драматизм с самого начала заключался в том, что в Москве для
Цветаевой но оказалось моста. Столица се отвергала, не впускала. «И кто она
такая, чтобы передо мной гордиться?» — с грустным юмором
обмолвилась Марина Ивановна в одном письмо. Так Цветаева встретилась со
своей третьей Москвой — с
негостеприимной хозяйкой, выгонявшей из дома на улицу, из тепла и света — в
темень и холод. Москва, сегодня не

принимавшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева некогда покинула
ее. Впрочем, по сути оно и было так... Но, поскольку Марина Ивановна, при
своем внутреннем одиночестве, стремилась к общению, то знакомые,
преимущественно литературные (ведь приходилось зарабатывать на жизнь
переводами), у нее были. С теми из
них, кто не шарахался от нее как от жены и матери репрессированных, можно
было побродить — по
Замоскворечью, Воробьевым горам, даже съездить за город. И конечно, она
читала свои стихи, переписывала их и дарила. (Был и такой лик Москвы!)
По-видимому, Марина Ивановна в разговорах затрагивала свою
больную тему: бездомность в родном городе, свое право на Москву. И быть
может, задетая письмом либо бестактно оброненными словами одной знакомой,
она записала в тетрадь ответ ей. Этот документ и ныне — обвинение
человеческому равнодушию, так часто
скатывающемуся к непорядочности. Вот отрывок: «Стихи о Москве» — «Москва,
какой огромный странноприимный дом»... «У меня в Москве — купола горят»...
«Купола — вокруг, облака — вокруг»... «Семь холмов — как семь колоколов»...
— много еще! — не помню, и помнить — не мне. Но даже — не напиши я Стихи о
Москве — я имею на нее право в порядке русского поэта, в ней жившего и
работавшего, книги которого в ее лучшей библиотеке…



Заключение


Москва- живой организм, она разная в разное время, её части – улицы, дома –
не похожи одна на другую, многие
поэты и прозаики разных веков, разных направлений, пристрастий,
общественных слоёв писали о Москве.
Москва не только город, столица. Это ещё и золотые купола церквей,
тихие безлюдные улочки и огромные


шумные проспекты, небольшие ручейки и огромная Москва – река, коренные
москвичи и бесчисленные туристы, ветхие
домики на окраинах и высотные здания в центре и ещё много - много всего,
что невозможно выразить простыми словами, но возможно почувствовать побывав
в Москве и навсегда заболеть ею…
Так, однажды приехав в Москву французская художница Э. Виже –
Лебрен долго стояла на высоком берегу Москвы – реки с палитрой и кистями в
руках, пытаясь изобразить открывшуюся перед ней панораму, а затем бросила
краски и сказала:

- Не смею…

Наиболее наглядное представление о Москве – его зданиях, улицах, обстановке
жилищ, одежде, всём так называемом быте горожан даёт рисунок или живописное

полотно. Но зато художественная проза и поэзия имеют больше возможностей
для изображения внутренней духовной жизни, изменяющихся во времени нравов и
быта. Большинство произведений XVIII – начала XX века , посвящённых Москве,
не споря с изобразительным искусством, а часто прямо ссылаясь на него,
представляет читателю внутреннюю, духовную историю московской жизни…



Список используемой литературы :

1. Бердяев Н. А. « Судьба России » М; « Худ. лит. » 1990

2. Военно-патриотический журнал « Ориентир » М., « Журнал министерства
обороны России » № 9 1997

3. « Город чудный, город древний » М; « Худ. лит. » 1986

4. Загоскин М. Н. « Москва и москвичи » М; «Худ. лит. » 1988

5. Лермонтов М. Ю. « Песня про купца Калашникова » М.,
« Худ. лит. » 1984

6. Митрополит Иоанн « Самодержавие духа. Очерки русского самосознания »

7.Пушкин А. С. « Евгений Онегин » М., « Худ. лит. » 1980

8. Тралкова Н. Б. , Москва в произведении М. Ю. Лермонтова « Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова », «
Литература в школе » № 8 г. 2001

9. Телегин С. Н. « Мифология восточных славян » М., « Дрофа » г. 1994

10. Толстой Л. Н. « Война и мир » М.,« Худ. лит. » 1980

11. Толстой Л. Н. « Анна Каренина » М., « Худ. лит. » 1983

12. Цветаева М. И. « Стихотворения » М., « Худ. лит. »



-----------------------
[1] М. Ю. Лермонтов. « Стихотворения » М., « Худ. лит. », 1987, стр. 94
[2] М. Ю. Лермонтов, М., « Худ. лит. » ,1984, стр.142
[3] Там же, стр. 145
[4] Там же, стр. 149
[5] Там же, стр. 149
[6] Там же, стр. 147
[7] Там же, стр. 149
[8] Там же, стр.150
[9] М. Ю. Лермонтов, М., « Худ. лит. », 1984, стр.75
[10] А. С. Пушкин ,М., « Худ. лит. » ,1980, т. 1 стр. 73
[11] Там же, т.2 стр. 125
[12] Там же, стр. 124
[13] Там же, стр. 122
[14] Там же, стр. 441
[15] М. Н. Загоскин « Москва и москвичи » М; « Худ. лит.» 1988 стр. 14
[16] Там же стр. 57
[17] Там же стр. 127 - 128
[18] Там же стр. 78
[19] Митрополит Иоанн, « Самодержавие духа. Очерки русского самосознания »
[20] М. Н. Загоскин, « Брат и сестра », М., « Худ. лит. », 1984, стр. 214
[21] Л. Н. Толстой, « Война и мир », М., « Худ. лит.» ,1980т. 1 стр.74
[22] Там же, стр. 76
[23] Л. Н. Толстой, « Анна Каренина », М., « Худ. лит.», 1983, т. 3 стр.
186
[24] Там же стр. 112
[25] М. И. Цветаева, « Стихотворения », М., « Худ. лит.»,1979, стр. 212
[26] Там же, стр. 123
[27] Там же, стр. 119
[28] Там же, стр. 227
[29] Там же, стр. 220





Реферат на тему: Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков



Введение.
Недавний юбилей великого поэта выявил неизменный интерес широких
читательских кругов, литературной общественности к творческому наследию
Пушкина, ко всему, что так или иначе связано с его именем.
Каждое поколение открывает для себя "своего Пушкина", прежде всего
знакомясь с его творчеством.
Я открыла для себя ещё один способ знакомства с великим поэтом – через
литературных посредников.
Исследование мотива встречи поэтов разных эпох с Пушкиным позволило мне
решить следующие задачи:
1)отобрать поэтические тексты, в которых развивается мотив встречи с
Пушкиным;
2)познакомиться с биографией и творчеством поэтов, обратившихся к имени
Пушкина, и выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию;
3)сопоставить понимание поэтами разных эпох роли Пушкина в литературе и
жизни русского народа.
.



В 1999 году отмечался праздник – двухсотлетие со дня рождения Пушкина.
Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы. Они еще раз доказали, что
память о Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века.
В своих произведениях Пушкин затронул так называемые "вечные темы",
которые никогда не перестанут волновать человечество.
Закроем глаза и произнесем одно лишь слово: "Пушкин"… Как много
заключено в нем: сколько чувств, переживаний, драматических событий! А
творчество поэта настолько разнообразно, что для каждого человека найдется
здесь что-то свое, родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема
волнующей и прекрасной любви, как в "Капитанской дочке", "Евгении Онегине",
для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в
"Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове", "маленького
человека", как в "Станционном смотрителе". Но все произведения Пушкина
пропитаны вольностью, свободой, стремлением к прекрасному, к чистому и
высокому.
Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и
поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не вспомнил, не упомянул в своих
произведениях о Пушкине. Каждый писатель взял от Пушкина что-то для себя.
Это что-то – вдохновение. Пример таланта Пушкина, его гения вдохновлял
многие и многие поколения прозаиков и лириков. Во все трудные моменты жизни
ставили они себе в пример поэта.
Огромным потрясением для современников Пушкина стала его трагическая
гибель. Мгновенно отреагировали на его смерть и многие поэты, создав целую
серию стихотворений–откликов, из которых, пожалуй, самым значительным можно
считать "Смерть поэта" Лермонтова.
Боль, сожаление и горечь, вызванные этим событием, не утихали, и чем
больше времени отделяло от Пушкинской эпохи, тем живее в сознании поэтов
был образ Пушкина.
Из всех произведений о Пушкине в нашей работе обращено внимание на те,
в которых развивается мотив воображаемой встречи с Пушкиным; этот мотив
обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX – XX
веков.
Одним из таких поэтов был А.Н. Апухтин.
Вообще, анализ его стихотворений возможен лишь на фоне поэтической
традиции, символом которой стал Пушкин. Произведения насыщены литературными
ассоциациями и цитатами, рассчитанными на узнавания. Чтобы быть правильно
истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией
предшественников. Так стихотворения Апухтина "Прощание с деревней", и
"Приветствую вас , дни труда и вдохновения…" отчетливо ориентированы на
пушкинскую "Деревню"; начало стихотворения "Судьба" перекликается с
"Анчаром"; а в стихотворении "К морю" прослеживаются мотивы пушкинских
элегии "Погасло дневное светило…" и "К морю".
Апухтин как лирик сформировался в "поэтическую" эпоху 50-ых годов,
высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха осталась до
конца жизни идеалом поэта.
Апухтину интересна была и сама личность Пушкина.
В 1858 году А.Н. Апухтин пишет стихотворение "19 октября 1858 года" о
"встрече" с тенью Пушкина:


И тень забытая носилась предо мной

В своем величии суровом
Ясно, что толчком, импульсом для рождения этого образа стала
знаменательная в жизни Пушкина дата, вынесенная в заглавие стихотворения –
19 октября – день открытия лицея. Через 21 год после гибели Пушкина другой
поэт "отмечает" это событие.
Во времена Апухтина еще жива была память о роковой дуэли, и призрак
поэта служит постоянным напоминанием о случившемся, молчаливым укором. Идея
всего стихотворения – напомнить миру об огромной потере.
Но в то же время поэту близок и Пушкин такой, каким он был в жизни,
поэтому Апухтин видит Пушкина курчавым мальчиком, когда "под сень иных
садов вошел он в первый раз, исполненный смущенья" и сочувствует ему в
ссылке, потом оплакивает его смерть, но при этом Пушкин остается "тенью",
которая не участвует в разговоре с поэтом.
Другой поэт 80 годов XIX века – К.М. Фофанов. "Поэт милостью божьей" –
эти слова чаще всего использовали для характеристики Фофанова. Но в них
следует видеть не только восхищение природной одаренностью, но и признание
очевидного факта, что всем лучшим в своих стихах Фофанов был обязан
исключительно природному дару: ни образования, ни широкого кругозора, ни
способности к саморазвитию у поэта не было. Все поклонники видели в нем не
только осуществленные, но и погибающие возможности. Например, А.Н. Майков,
назвав Фофанова "самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом,
приближающимся к Пушкину", посетовал: "В нем сидит необычайное дарование,
удивительное чутье, и, будь он начитан и образован, это была бы гордость
русской литературы".
В стихотворении Фофанова "Тени А.С. Пушкина" мотив встречи с "тенью"
поэта развивается. Он "встречается" не только с "тенью", но и с "душой"
поэта.
Встреча обставляется фантастическими, "мистическими" деталями, все
подернуто какой-то дымкой, и исчезает ощущение живой близости Пушкина.
Остается лишь глубокое воспоминание:


Во сне ли было то свиданье,

Иль наяву, при свете дня, -

Как тайна смерти от сознанья,

Тот час утерян для меня…


…с тобой

Меня знакомил кто-то чудный,

Какой-то гений неземной,

Какой-то демон безрассудный.


Во времена Фофанова Пушкина уже обожествляли, связывали с волшебством
искусства, поэтому поэт и изображает встречу с Пушкиным в таком свете.
Фофанова считают одним из предшественников русских символистов; может быть
и отсюда некоторый налёт мистики, переплетение реального и воображаемого.
В стихотворении "Смуглый отрок бродил по аллеям…" А.Ахматовой, жизнь
которой была связана с Царским Селом, встречи с Пушкиным не происходит, но
всё в Царскосельском парке напоминает о "смуглом отроке", появляются какие-
то биографические детали:
Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни

В творчестве А.А. Ахматовой можно выделить особый "пушкинский слой",
который со временем становится всё более насыщенным, превращается в особый
принцип построения поэтического мира, где собственная поэтика начинает
строиться и по-настоящему пониматься только в связи с пушкинской,
пушкинская биография накладывается на биографию самой поэтессы, и в этом
соотношении выявляется истинная сущность поэтического творчества.
Ориентация на поэзию Пушкина сказалась и на изменении внешних тем
Ахматовой, вызвала в её стихах появление открытых откликов на события
современности, в том числе и на политические.
Большое значение имел Пушкин и в жизни поэтессы.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродила по
тем же тропам "таинственных долин" царскосельских парков, где "весной, при
кликах лебединых" "являться муза стала" Пушкину. Но не весна, а осень или
зима наполняют поэтические пейзажи Ахматовой.
Ахматова впервые соприкоснулась с Пушкиным в детстве. Живя в Царском
Селе, она просто не могла не впитать пушкинскую лирику. Будучи
гимназисткой, Аня Горенко в воображении много раз встречалась со знаменитым
поэтом на царскосельских дорожках.
Пребывание в Царском Селе, где поэтесса проводила учебный год,
чередовалось со сказочными летними месяцами вблизи, Стрелецкой бухты у
Севастополя. Но Херсонес и Чёрное море странным образом не отрицали и даже
не затмевали Царского Села – ведь дух Пушкина был и здесь, а его "античная"
лирика, анакреонтика тоже приходили на ум, как что-то неотрывное от этих
мест.
Когда Ахматова уже стала поэтессой, то продолжала ближе всех своих
современников стоять к самой главной, исходной традиции – пушкинской. Не
только стихи, но и письма Пушкина она помнила если не наизусть, то близко к
тексту. Изучала творчество Пушкина как профессиональный литературовед,
раскрывала его тайнопись. Поэзия Пушкина – ключ к творчеству самой
Ахматовой.
Очень близок Пушкин был М.Цветаевой, в жизни и творчестве которой мотив
встречи с Пушкиным имел огромное значение.
Пушкин вошёл в жизнь Цветаевой с трёх лет. Сначала картина "Дуэль",
затем запретный шкаф с книгами в комнате матери и, наконец, огромный
памятником Пушкину в сквере, где ежедневно гуляла маленькая Марина с няней.
Всё вокруг буквально дышало Пушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и
прочно проник в душу ребёнка – как первое знакомство с миром, с поэзией, с
материей, с людьми – словом, как самые разные знакомства. Для девочки-
Цветаевой поэт был окружен ореолом , и она пыталась разгадать его тайну.
А соприкоснувшись с волшебной поэзией Пушкина, Цветаева полюбила его
образы, его героев…
Самое первое произведение, с которым познакомилась Цветаева – поэма
"Цыгане".
Стоя на стуле, постоянно озираясь, чтобы не заметили взрослые,
семилетняя Марина читала пушкинскую поэму…
Позже, уже будучи взрослой, Цветаева прочитала "Историю Пугачёвского
бунта" и "Капитанскую дочку". Пугачёва в своей книге "Мой Пушкин" Цветаева
называет Вожатым. Он навсегда остался её любимым героем.
Так с раннего детства поэтесса была знакома с Пушкиным, её образ мыслей
сжился с образом мыслей поэта, воплощённым в его произведениях.
Именно поэтому Пушкин так близок Цветаевой. И ей невмоготу было видеть,
как из Пушкина сделали "книжный образец", нравственную норму, нанесли на
него толстый слой хрестоматийного глянца.
Особенно ярко Цветаева показывает своего, "настоящего" Пушкина в
стихотворении "Встреча с Пушкиным".
Во-первых, поэтесса выбирает место, где происходят события её
стихотворения – Крым – не случайно. В творчестве Пушкина Юг, и Крым в
частности, сыграли огромную роль. Здесь творил Пушкин-романтик. "Цыгане",
"Бахчисарайский фонтан" – множество волшебных, лирических произведений
вышло из-под его пера благодаря крымским впечатлениям.
А для самой Цветаевой Крым – это море, ведь ещё в детстве поэтесса
впервые увидела здесь Чёрное море. Увидела – и полюбила. Романтическое,
бушующее, бескрайнее. Оно полно было для девочки неизъяснимого очарования.
Во-вторых, Цветаева мастерски рисует нам портрет "южного", живого
Пушкина. При помощи отдельных деталей ("курчавый маг", "смуглая рука" -
повторяется два раза; "молчали так грустно, так мило…") поэтесса создаёт
яркий образ.
Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах со
свойственными ей максимализмом, страстностью:

Как я люблю имена и знамёна,

Волосы и голоса, старые вина и старые троны, -

Каждого встречного пса…
В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным, считает себя
равной ему:

Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на пути!

И просиял бы, и под руку в гору

Не предложил мне идти…

Не опираясь на смуглую руку…
И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, два поэта, смотрят с высоты
горы на раскинувшийся под ногами мир.
Так Цветаева представляла встречу с живым Пушкиным, с другом и
коллегой. Да, именно так Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели
его таким.
Другой поэт серебряного века, М.А.Кузмин, уже после Цветаевой, в своём
стихотворении "Пушкин" проводит параллель между Пушкиным как идеалом поэта
и Пушкиным-человеком:
Он – жрец и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек.
Поэт тоже настаивает на том, что Пушкин – "живой":
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места
Кузмин считает, что идеал в образе Пушкина должен был явленным,
чувственно ощутимым. Кузмин погружён в секреты человеческого обаяния:
острота, неповторимость человека разных эпох, его изящество – вот что
привлекает поэта.
Начиная стихотворение с необычности Пушкина, даже, можно сказать,
обособленности его от всех остальных поэтов:
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд."
Кузмин заканчивает признанием Пушкина братом поэтов:
И если в нём признаем брата,
Он не обидится: он – прост…
Михаил Алексеевич на протяжении творческого пути был в той или иной
мере близок к разным поколениям русского поэтического авангарда.
Разноцветье интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к
вечным, земным проявлениям жизни – вот особенности творческой позиции
Кузмина, воплотившиеся в лирике. Его стихи пропитаны радостью, умильным
отношением к миру, безусловным его приятием.
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие
поиски его младших современников – А.А.Ахматовой, отчасти В.Хлебникова.
Слово поэта конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление,
соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь
"изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей"
(Гумилёв)
Совершенно необычная встреча с Пушкиным у В.В.Маяковского. Он
встречается не с живым человеком, а с … ожившим памятником поэту.
Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека и
мира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворениях
действительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события
текут самопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приём
издевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а
характерное качество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит
на бульваре, разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину)
и фантастики (памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации,
помогает поэту осмыслить события.
Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым
идеалом,разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на "вы".
Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой форме
о наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он
говорит одобрительно:
А Некрасов
Коля,
Сын покойного Алёши –
Он и в карты,
Он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
Вот он
Мужик хороший.
Этот
Нам компания –
Пускай стоит.
Или
Есть
У нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
Моя.
О других – пренебрежительно:
Чересчур
Страна моя
Поэтами нища.
Между нами
- вот беда –

позатесался Надсон.
Мы попросим,
Чтоб его
Куда-нибудь
На Ща.

Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и "полсотни". Поэт
называет ряд фамилий: "Дорогойченко. Герасимов. Кириллов, Родов. " И
действительно, Маяковский верно подметил: ни одна из этих фамилий не дошла
до нас в качестве фамилии известного поэта.
Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно;
признаёт его гений, видит "живого" Пушкина:
Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
В воображении Маяковского и понимании им сущности и значимости Пушкина
он – натура горячая, страстная, реагирующая на любое проявление жизни,
поэтому отмечается его африканское происхождение:
Вы
По-моему
При жизни
- думаю –
тоже бушевали.
Африканец!
Очень эмоционально выражает Маяковский своё отношение к убийству
Пушкина на дуэли:
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Но в стихотворении есть детали, указывающие на время, в которое жил
Маяковский, советские порядки.
А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?-
Только этого Дантеса бы и видели.
Вообще, футуристы, к которым относится Маяковский, отрицали наследие
классической литературы, но тем не менее, у поэта отношение к Пушкину
традиционно уважительное. Он подтверждает значимость Пушкина фразой:
"давайте подсажу на пьедестал.
Заканчивается всё стихотворение словами: "Ненавижу всяческую мертвечину,
обожаю всяческую жизнь!", потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!"
В этом же 1924 году о Пушкине пишет С. А. Есенин.
Русская классическая литература оказала сильное влияние на формирование
поэта, направляла его природный талант. Сам Есенин в разное время называл
разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки,
духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова,
Блока, Клюева, Гоголя и, конечно, Пушкина. В начале стихотворения рисуется
образ "живого" Пушкина, фиксируются детали его внешности: "Блондинистый,
почти белёсый". Но затем оказывается, что поэт видит памятник – символ
славы Пушкина, воздвигнутый благодарными потомками на Тверском бульваре. И
вот Есенин стоит пред бронзовым памятником того, "кто русской стал
судьбой", и тоже мечтает быть похожим на него:
Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе.
Есенин сравнивает себя с Пушкиным:
О Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган.
Говорит, что стихи поэта не зависят от его характера, что талант
поэта не затемнит и не убьёт ничто, никакие проступки и буйства. Здесь он
жалуется, что его самого не признают именно из-за характера. Но тем не
менее, Есенин понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:
…Ещё я долго буду петь…
Чтобы моё степное пенье
сумело бронзой прозвенеть.
А надежда на такое будущее, такую славу у Есенина есть, ведь он
считает, что может писать стихи не хуже Пушкина не сейчас, но когда-нибудь,
в светлом и отдалённом грядущем.
В 1940 году советский поэт А. Недогонов представляет себе встречу с
Пушкиным совсем по-иному. Для него Пушкин- провидение, которое встаёт на
сторону человека, борющегося за правое дело, за Россию.
Недогонов родился в семье рабочего, с1929 года сам работает на шахте,
в 1935-1939 годах учится в институте имени Горького. Поэт участвовал в
военной кампании под Выборгом, где был тяжело ранен, а во время Великой
Отечественной войны был военным журналистом. Слышал в самые тяжёлые моменты
боя голос Пушкина- патриота, который "…покрывал гром канонады, он взывал:
"Вперёд, вперёд, моя исторья." Последние слова говорят о том, что в
представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не мог представить её
побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историей более мощной
державы.
Идея всего произведения в том, что стихи Пушкина спасают людей,
воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами, вдохновляют на
подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, не отступив, и,
по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:
Под лютой стужей, неостывший,
Столетье пролетевший враз,
Свинец, поэта погубивший,
Прошёл сквозь каждого из нас!
Чувство утраты Пушкина со временем не угасло, а в патриотические
моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественная война –
событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желание победить
были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной и близкой
стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог не обозначиться
силуэт самого талантливого поэта –Пушкина.
Во всех своих произведениях поэт стремится слить воедино малое и
грандиозное, природное и "железное", лирико-философское и героическое
движение мотива жизни и смерти, воли и чувства, "железа" и природной
стихии. Стремится охватить единым взором мир.
А героико-философские баллады Недогонова являются новым словом в
развитии этого старинного поэтического жанра.
Из послевоенной советской поэзии можно выбрать стихотворение
малоизвестного бурятского поэта, так как в нём есть интересующий мотив. Ж.
Тумунов обращается в своём стихотворении к памятнику Пушкина. В 1949 году
он пишет:
Как случилось, что молоды вы,
Хоть по возрасту вам полтораста?
Это о неувядающей славе Пушкина, о том, что в сознании русского народа
Пушкин- вечно молодой и живой поэт.
Начиная с утверждения значимости, "бесценности" Пушкина ("Вы-
сокровище русских людей, Образ ваш величав и спокоен!"), Тумунов переходит
на автобиографию, рассказывая поэту о себе, как бы рапортуя:
Перед вами- питомец степей,
Скотовод, литератор и воин
Тумунов говорит, что в его жилах уже течёт кровь, пропитанная
пушкинскими стихами, ведь он уверен, что его предки слышали эти стихи,
внимали им с восторгом.
Может статься, ваш друг Кюхельбекер
Под могучими соснами пади
Повторял ваши строфы в том веке,
И внимал ему тёмный мой прадед.
На Ононе, быть может, в изгнанье,
Коченея от ветра и стужи,
Ваше полное веры посланье
Прочитал ему добрый Бестужев.
Стихотворение Тумунова перекликается с мотивами пушкинского
"Памятника", в котором Пушкин писал:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей- калмык.
Ж. Тумунов подтверждает слова поэта собственным примером ("Я же с вами
знакомство завёл Зимним вечером в юрте- читальне."), говорит об огромной
славе Пушкина ("Только ваше сиянье собой И небесные звёзды затмило."), о
том, что во всех важных событиях в жизни русского народа Пушкин принимал
участие, о том, что великий поэт всегда рядом, среди нас, в наших думах:
Вот идём мы под знаменем нашим
В незабвенный победный поход…
За спиной- Бородинские пашни…
Мы зелёной весною взошли
На крутые руины Берлина,
Мы с собой ваши строки несли,
С вами сердце слилось воедино.
Итак, восприятие Пушкина зависит от того, кто его воспринимает. Все
воспринимающие- поэты, но поэты разных эпох. Апухтин- поэт второй половины
19 века, поэтому естественно, что в то время ещё очень живы были
воспоминания о гибели Пушкина и горечь от этого события. Для Апухтина
Пушкин – суровая величественная тень. Образ Пушкина в стихотворении "19
октября 1858 года" – это, несомненно, образ гения, на котором лежит мрачный
отпечаток его трагической смерти. А сам Апухтин в своём произведении не
вступает в диалог с Пушкиным, он лишь наблюдает за ним, переживая.
Другой поэт той же эпохи, Константин Фофанов, уже позже Апухтина
"общается" в своём стихотворении с тенью и духом великого поэта.
Стихотворение так и называется – "Тени А. С. Пушкина". В нём говорится о
Пушкине – волшебнике из ирреального мира. Фофанов называет тень Пушкина
"родной". Для него всё, что связано с Пушкиным – это сказка, но сказка
близкая и понятная. Анна Ахматова – поэтесса первой половины 20 века уже
может отметить, что Пушкин – это не столько человек, сколько явление, целая
эпоха в истории литературы. Поэтому в своём стихотворении она создаёт
ощущение присутствия Пушкина, но конкретного образа не даёт, лишь описывая
Царское Село, где всё напоминает ей о поэте.
Другая поэтесса, Марина Цветаева, очень тесно соприкасавшаяся с жизнью
Пушкина, напротив, видит в нём человека, описывает его внешность. Для
Цветаевой Пушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Её цель –
показать в стихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, что она
понимает и разделяет все чувства поэта.
Михаил Кузмин в стихотворении "Пушкин" видит в поэте гения:
"романтика, классика, старого, нового". Он не может себе позволить, как
Цветаева, ощущать в Пушкине коллегу, но тоже отмечает простоту Пушкина,
допускает возможность признать Пушкина "братом" поэтов (Но! В отличие от
Цветаевой, он говорит не лично о себе, а обо всех поэтах).
У В Маяковского очень чётко в стихотворении "Юбилейное" чувствуется
отпечаток советского времени. Это и манера разговора Маяковского, и приметы
советской действительности, например, ВЦИК. Он говорит с Пушкиным, как со
старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готов похвалить талантливых,
одарённых.. Цель его диалога с поэтом – получить одобрение Пушкина, его
поддержку. И, в то же время, выразить своё сожаление по поводу трагической
гибели поэта.
В отличие от Цветаевой, Маяковский "общается " не с "живым" Пушкиным.
А с его памятником, как и Есенин в своём стихотворении "Пушкину".
Для Есенина, как и для Кузмина, очевидна гениальность Пушкина, он не
сомневается в вечности его славы. Но цель его "общения" с Пушкиным –
сопоставить себя с ним, поэтому Есенин делает акцент и на буйном характере
поэта, жалуясь ему на свою судьбу.
Алексей Недогонов – поэт военных лет, участник Великой Отечественной
войны. Когда он писал своё стихотворение "Пушкин", его цель была –
вдохновить русских солдат на победу, поэтому он сравнивает их судьбы с
судьбой Пушкина. Для него война – битва за честь страны.
Образ Пушкина в его стихотворении – это образ патриота, переживающего
за свою Родину.
Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка, предсказателя судьбы
бурятского народа. Он делает его национальным поэтом, связывает с Пушкиным
все наиболее важные события в жизни своего народа. Цель Тумунова – сказать
своим стихотворением "спасибо" Пушкину за то, что тот помнил о каждом
человеке в России.
Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого была своя
цель воображаемого общения с ним, но все они понимают,что роль Пушкина в
истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен,а потому он был,
есть и остаётся символом русской поэзии.
Библиография:1. С.А.Небольсин "Венок Пушкину", издательство "Советская
Россия", 1987 г.
2. В.Г.Маранцман "О поэзии Анны Ахматовой", издательство " Советский
писатель", 1993 г.
3. А.И.Павловский "Анна Ахматова. Жизнь и творчество", М: Просвещение,
1991 г.
4. "Б.Ф.Егоров. Ю.В.Манн, П.А.Николаев, А.Г.Соколов, Л.В.Чернец "Русские
писатели. Библиографический словарь", М: Просвещение, 1990 г.
5. М.Цветаева "Мой Пушкин", Южно-уральское книжное издательство,
Челябинск, 1978 г.
6. Н.Н.Скатов, Н.А.Грознова, В.Н.Запевалов, А.И.Павловский "Русские
п

Новинки рефератов ::

Реферат: Голод на Северном Кавказе в 1932 - 1933г (История)


Реферат: Взгляд на личность в чань-буддизме (Мифология)


Реферат: Создание собственного предприятия (химчистки) (Предпринимательство)


Реферат: Договор кредита (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мохообразные (Биология)


Реферат: Роль игры в развитии ребенка (Педагогика)


Реферат: Правление Александра I и реформы Сперанского (История)


Реферат: Страхование, его сущностные признаки, участники страховых отношений (Страхование)


Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)


Реферат: Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Опека и попечительство в гражданском праве РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Архитектурные памятники Кремля: Царь-пушка и Царь-колокол (История)


Реферат: Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба Отрада (Культурология)


Реферат: Ответственность за должностные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: История ОВД (История)


Реферат: Влияние СМИ на формирование общественного мнения (Социология)


Реферат: Даниил Галицкий и его внутренняя и внешняя политика (Данило Галицький - його внутрЁшня та зовнЁшня полЁтика) (История)


Реферат: Проблемы готовности детей к обучению в школе (Педагогика)


Реферат: Адам Смит (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист