GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Звуковые анализаторы человека-оператора, их характеристика, особенности, закономерности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Звуковые анализаторы человека-оператора, их характеристика, особенности, закономерности (Психология)



ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУКОВОГО АНАЛИЗАТОРА
Звуковой анализатор является филогенетически наиболее молодым из органов
чувств и представляет собой наиболее позднее и совершенное приобретение
человека.
Реагируя на малые изменения среды, происходящие на больших расстояниях, он
является важнейшим дистантным рецептором. Биологическое значение его не
может быть переоценено, так как звук является наиболее постоянным спутником
любой деятельности, любой активности, любого движения во внешней среде, что
объясняет большое распространение звуков в природе. Они постоянно доходят
до нас, от них не заслоняет нас ни ночная тьма, ни окружающие предметы, для
уха не существует приспособления, аналогичного веку глаза.
Поэтому сигнальное значение этого анализатора особенно велико. Вследствие
наличия звукового анализатора мы не только дробим звук на отдельные
элементы, но благодаря образованию условных связей узнаем значение
окружающих нас звуков — шагов, лая собаки, шума трамвая и т. д.
Наконец, членораздельная речь осуществляется деятельностью второй
сигнальной системы.
При помощи звукового анализатора человек различает звуки по их высоте,
громкости и окраске (тембру). Высота того или другого звука (тона)
определяется частотой колебаний. Человеческое ухо воспринимает звуки с
частотой колебаний примерно от 16 до 20 000 Гц. Нижний и верхний пределы не
представляют собой резко очерченную границу, а скорее некоторую область.
Так, например, нижняя область охватывает звуки от 12 до 24 Гц, а верхняя от
18 000 до 22 000 Гц. Чем больше их амплитуда, тем более широко раздвигаются
пределы слышимости. Это явление объясняется, по-видимому, тем, что
локализация звуковых частот на основной мембране ограничена зоной от 100 до
10 000-13 000 Гц. Для более низких и высоких частот специальных участков
(волокон) не существует. Восприятие этих звуков осуществляется благодаря
обертонам, которые возникают при большой силе звуков. Поэтому при
нарастании интенсивности звука верхняя граница восприятия повышается.
Определение высоты тона в этой области отсутствует. При восприятии наиболее
низких тонов примешивается ощущение вибрации, что затрудняет точное
установление нижней границы.
Звуковые колебания с частотой ниже 16 колебаний относят к инфразвукам, выше
20 000 Гц — к ультразвукам. Диапазон звуков, воспринимаемых животными, не
совпадает с объемом слышимых человеком звуков. Методом условных рефлексов
доказано, что собаки воспринимают звуки до 30 000 Гц, кошки — до 40 000 Гц.
Летучие мыши издают звуки высотой в 50 000-60 000 Гц и воспринимают их.
Этим объясняется их способность избегать столкновения с предметами даже при
выключенном зрении (принцип радара). В пределах своего диапазона нормальное
человеческое ухо воспринимает все тоны беспрерывно, без пропусков.
Для высоты тона, помимо частотного числа, можно применять и нотные
обозначения. Октавой называется тон, обладающий двойной частотой по
отношению к первому. В октаве различают 7 ступеней, которые называются в
музыке до (c), ре (d), ми (e), фа (f), соль (g), ля (a), си (h).
Для восприятия слышимости частот, однако, требуется еще другое непременное
условие — это достаточная амплитуда колебаний (сила или интенсивность
звука). Поэтому не существует изолированного качественного исследования
слуха (различения высоты) и количественного исследования (распознавания
силы). Оба качества звука — его сила и частота — взаимосвязаны, и мы можем
говорить о силе звука только конкретно по отношению к той или другой
частоте. При этом обнаруживаются три изумительных свойства уха:
1) чрезвычайная чувствительность, т. е. восприятие даже слабейших звуковых
сигналов; 2) большая выносливость по отношению к интенсивным звукам;
3) большое различие чувствительности к разным частотам.
Легко получить изображение функциональной способности уха, если по оси
абсцисс отложить частоты звуков, а по оси ординат — их силу (в единицах
давления — барах — или энергии — эргах, рис. 19).
Так как имеются очень большие колебания в частоте и особенно в силе звуков,
то при изображении нарастания частот на графике применяется не
арифметическая, а геометрическая прогрессия; интенсивность звука
изображается в логарифмических единицах. При этом нижняя кривая
соответствует порогам слышимости, т. е. отражает чувствительность уха к
различным частотам. Как известно, порогом (абсолютным) слышимости
называется наименьшая сила звука, которую воспринимает ухо при данной
частоте.
Чувствительность соответствует величине, обратной пороговой интенсивности:
E0 = 1/J0,
где E0 — чувствительность уха; J0 — интенсивность на пороге слышимости.
Наибольшей чувствительностью ухо обладает к звукам в зоне 1000-4000 Гц, где
порог соответствует звуковому давлению P0 = 0,000204 бара, т. е. 10-
9 эрг/см2 сек или 10-16 Вт/см2 сек.
При удалении в обе стороны от этой оптимальной зоны чувствительность уха
быстро падает, и в зоне 200 Гц и 10 000 Гц пороговая сила звука уже в 1000
раз больше, чем для звуков в 1000-4000 Гц.
Если исследовать звуки надпороговой силы, то оказывается, что при большом
усилении звуки приобретают неприятный оттенок, а дальше примешиваются уже
ощущения давления и боли в глубине уха. Для звука любой частоты можно
определить эту зону давления и боли и, таким образом, получить кривую,
ограничивающую зону слуха сверху — кривую давления и боли. Все, что
находится между кривой чувствительности и кривой давления, составляет
звуковое поле.
Объем этого звукового поля особенно значителен в оптимальной зоне слуха
(1000-4000 Гц). Различие между обоими порогами в этой зоне (10-9 эрг —
порог чувствительности и 10-4 эрг — порог давления) составляет величину,
равную 10-13 . Техника не знает примера, где один и тот же прибор мог бы
отвечать на воздействия, разнящиеся друг от друга на такие астрономические
величины.
Представляется в высшей степени удобным выражать отношения между двумя
интенсивностями звука в логарифмических единицах:
lg 10J/J0.
Эта единица называется бел (в честь изобретателя телефона Белла).
При этом весь диапазон интенсивности охватывается 13 логарифмическими
единицами или 13 бел. Нулевой уровень звуковой энергии J0 может быть выбран
произвольно, например 1 бар, тогда другие уровни будут отсчитываться от
него вверх и вниз. Обычно за нулевой принимают уровень, равный 10-
9 эрг/см2 сек, что соответствует силе звука несколько ниже порога для
наиболее чувствительной зоны. В таком случае все слышимые звуки будут
исчисляться в положительных единицах.
На практике более удобно пользоваться меньшей единицей — децибелом, которая
равняется 0,1 бел.
При этом число децибелов (N) определяется формулой:
N = 10 lg 10J/J0.
Эта единица оказалась удобной еще и в том отношении, что она соответствует
примерно той прибавке в силе звука, при которой уже возможно отличить по
громкости один звук от другого.
Таким образом, децибел — это 0,1 десятичного логарифма отношения силы
данного звука (J) к нулевому уровню (J0).
Если исходить из величины звукового давления, то число децибелов (N) будет
соответствовать:
N = 10 lg 10P2/P02 = 20 lg 10P/P0.
Для наглядности приводим таблицу децибелов и соответствующих отношений
звуковых интенсивностей (выраженных в эргах и барах).
Таблица 1
Дб |1 |3 |6 |10 |20 |40 |60 |80 |100 |150 | | |1,26 |2 |4 |10 |102 |104
|106 |108 |1010 |1014 | |P/P0 |1,12 |1,41 |2 |3,16 |10 |102 |103 |104 |105
|107 | |


РАЗНОСТНЫЕ, ИЛИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ, ПОРОГИ СЛУХОВОЙ ЧУВТВИТЕЛЬНОТИ

Чувствительность звукового анализатора характеризуется не только величиной
абсолютного порога (т. е. различение тишины от едва заметного звукового
ощущения), но и способностью определять надпороговые звуки по их частоте и
силе. Для этого следует определить тот минимальный прирост по частоте или
силе звука, который различается ухом. Поэтому разностным, или
дифференциальным, порогом частоты звука называется отношение еле заметного
прироста в частоте к первоначальной частоте звука. Эти пороги — наименьшие
в зоне частот 500—5000 гц и равны 0,003. Это значит, что изменение частоты
звука всего на 3 гц при тоне в 1000 гц уже различается ухом как другая
высота. При 4000 гц требуется прирост в 12 гц, и т. д.
Разностные пороги в зоне низких частот выше и достигают для 50 гц 0,01.
Разностным порогом силы звука называется тот минимальный прирост силы
звука, при котором ощущается еле заметное усиление громкости
первоначального звука.
Разностные пороги силы звука в среднем составляют 0,1—0,12, т. е. для того,
чтобы один звук казался громче другого, следует усилить звук на 1/10 его
первоначальной величины. Однако это оказывается правильным только для
звуков средней силы, например в 40—60 дб над уровнем ощущения. Согласно
закону Вебера-Фехнера, эта величина должна была быть постоянной для звуков
слабых и громких. Однако оказалось, что для слабых звуков (близких к
порогам) еле ощущаемый прирост достигает 1/4 и более. Упомянутые величины
соответствуют примерно 0,4—2 дб, и т. д.; 1 дб — это средняя величина
прироста силы, которую мы воспринимаем. Следует отметить, что разностный
порог силы зависит и от частоты исследуемых звуков; порог особенно велик в
зоне басовых звуков и наименьший — в зоне 500—4000 гц.

ГРОМКОСТЬ

Соотношения между громкостью (особым ощущением звука) и силой звука
(физическая величина) очень сложны, и поэтому следует четко различать эти
понятия. Два равных по силе, но разных по частоте звука не являются равными
по громкости: так, например, звук 64 гц при 40 дб (исчисленными по
нормальному нулевому уровню) еще не слышен. Для сравнения громкостей звуков
разной высоты принято определять еще уровень громкости, для чего сравнивают
громкость исследуемого звука с равногромким звуком в 1000 гц и берут
обозначение соответствующей силы в децибелах.
Для различения уровня силы от уровня громкости последний предлагается
выражать в фонах, в отличие от децибелов, которыми обозначают уровень силы.
Таким образом, численно фон соответствует уровню интенсивности (в
децибелах) равногромкого звука в 1000 гц.
Нельзя, однако, думать, что уровень громкости в достаточной мере
характеризует истинную громкость, т. е. количественную оценку этого
качества ощущения. Уровень громкости дает только возможность сравнения двух
звуков по их громкости. Существует еще и непосредственная оценка человеком
громкости звука. Так, например, в музыке давно применяется обозначение
пианиссимо, пиано, меццопиано, меццофорте, форте и фортиссимо. Каждая
ступень оценивается примерно в 2 раза громче, чем предыдущая. Весь диапазон
музыкальных звуков охватывается интенсивностями в 70—80 дб. Поэтому можно
приблизительно считать, что увеличение уровня силы на 10 дб удваивает
громкость. Из данного примера видно, что увеличение уровня громкости не
идет параллельно с нарастанием истинного ощущения громкости. Оказалось, что
большинство людей может довольно точно определить двойную громкость звука.
Анализ звуков. Важнейшей способностью уха является способность к анализу
сложных звуков. Все природные звуки, кроме основного тона, содержат ряд
обертонов, или гармоник, придающих им определенную окраску — тембр. Звуки
арфы, скрипки, рояля одинаковой силы и высоты отличаются величиной, числом
и качеством обертонов и легко распознаются ухом. Анализ сложного звука на
составные компоненты может быть проведен до известной степени
натренированным ухом, а также при помощи резонаторов и сложных записывающих
приборов.
Непериодические звуковые колебания, быстро меняющиеся во времени и
непостоянные в силе и частоте, называются шумами. В смысле способности уха
разлагать сложный звук на отдельные компоненты звуковой анализатор
превосходит световой. Как известно, глаз не способен разлагать сложный
белый цвет на составляющие его цвета радуги, т. е. не способен различать
отдельные длины световых волн в их смеси.

АДАПТАЦИЯ

При воздействии на слуховой анализатор звуков происходят изменения его
функциональных свойств. Повышение или понижение чувствительности, имеющее
характер физиологического приспособления, носит название адаптации. Под
влиянием сильных звуков чувствительность уха падает, а в тишине происходит
адаптация к ней и чувствительность обостряется. Понижение чувствительности
начинается сразу же по включении звука, достигает известного максимума и
наблюдается в течение всего времени, пока действует звук, а после
прекращения его держится еще в течение некоторого времени (последействие);
затем чувствительность восстанавливается. Кроме чувствительности, меняется
и ощущение высоты тона. Величина падения чувствительности, а также время
восстановления ее зависят от интенсивности, высоты и времени действия
раздражающего тона. Интересно отметить, что воздействие звуков небольшой
силы вызывает падение чувствительности в основном для частоты тона
раздражения. При сильных же звуках (70—110 дб выше порога) наступает
падение чувствительности на широком диапазоне частот, причем наиболее
выражено оно в зоне более высоких звуков, так что максимум падения
чувствительности сдвинут в сторону соседних, более высоких звуков. Все это
указывает на то, что явления адаптации происходят не только на периферии,
но и в центральных звеньях анализатора. Особенно сильный адаптационный
эффект дают высокие звуки (от 2000 до 4000 гц). При некоторых условиях
(после дачи< слабых басовых звуков) иногда можно наблюдать енсибилизацию
чувствительности.
От адаптации следует отличать утомление. Утомление наступает при
перераздражении звукового анализатора, оно является процессом более
длительным и, в отличие от адаптации, которая способствует
работоспособности, всегда снижает работоспособность анализатора. После
отдыха явления утомления постепенно сглаживаются и затем бесследно
проходят. При частых и длительных перераздражениях наступает уже стойкое
понижение функции, выявляется картина шумовой или звуковой травмы
(акутравма), в основе которой лежат уже органические изменения в
рецепторном аппарате (дегенерация волосковых клеток, нервных волокон и
ганглиозных клеток спирального узла). Процессы адаптации при заболеваниях
уха протекают по-разному, и изучение их представляет ценность для
дифференциальной диагностики.

МАСКИРОВКА

Хорошо известно, что при постороннем шуме звуки воспринимаются хуже. Так, в
шумных цехах, в трамвае речь воспринимается хуже, многие более слабые звуки
вовсе не слышны. Такое заглушение одного звука другим называется
маскировкой. Звук, который заглушает другой, называется маскирующим, а
исследуемый на этом фоне другой звук — маскируемым. Оказывается, как и
следовало ожидать, что чем сильнее интенсивность маскирующего звука, тем
сильнее его действие. Значительно маскируются все вышележащие частоты.
Наиболее сильный эффект отмечается на звуки, близкие по частоте к
маскирующему тону. Поэтому низкие звуки дают маскировочный эффект в большой
зоне, при этом резко падает чувствительность ко всем вышележащим тонам.
Явления маскировки имеют большой теоретический и практический интерес. При
аудиометрии нередко приходится при помощи маскирующего звука заглушить
противоположное, неисследуемое ухо. Однако маскирующий звук может вызывать
нежелательный маскировочный эффект и на исследуемое ухо, — во-первых, тем,
что изменяет функциональное состояние центров (центральная маскировка); во-
вторых, он может передаться через ткани черепа на исследуемое ухо.
Маскирующий звук в этом случае теряет в своей силе 40-50 дб, так как при
прохождении звука через голову от одного до другого уха он ослабевает на
эту величину.
Музыкальный и абсолютный слух. Следует отметить особую способность органа
слуха отличать определенные отношения частот. Так, например, интервал
частот 1:2 называется октавой, и она воспринимается одинаково по всему
диапазону частот. Также специфически звучат для уха интервалы 3:2 — квинта,
4:3 — кварта, и т. д. Тонкое распознавание интервалов и звуковая память
лежат в основе музыкального слуха.
Абсолютным слухом называется способность узнавать высоту любого звука
(музыкального тона), а также в созвучии звуков — входящие частоты
(например, в нотном обозначении). Как видно из этого определения,
абсолютный слух можно исследовать главным образом у лиц, хорошо знакомых с
музыкой. Одним из основных условий для абсолютного слуха является хорошая
музыкальная память. Известно, что способность узнавать высоту звуков
поддается тренировке. Так, например, музыканты относительно хорошо
запоминают тон настройки своего инструмента и с ним сравнивают задаваемый
тон. Поэтому у дирижеров упомянутая способность встречается относительно
чаще. Высота тембровых и особенно хорошо знакомых исследуемому звуков
распознается легче, чем высота звуков, лишенных окраски. Упомянутые выше
свойства звукового анализатора обнаруживаются даже при наличии одного уха.
Однако выполнение некоторых особых функций требует наличия парного органа
слуха (бинауральный слух).

ОТОТОПИКА

В связи с бинауральным слухом стоит способность узнавать направление
звука — так называемая ототопика. Это свойство в биологическом отношении
имеет огромное значение, особенно в мире животных. Определение места,
откуда исходит сигнал опасности, имеет первостепенное значение.
При определении места, откуда идет звук, играют существенную роль в
основном два фактора: различие в громкости, с которой слышен звук тем и
другим ухом, а также различие во времени восприятия. Если, например,
источник звука помещается справа, то правое ухо подвергается воздействию
звука раньше левого, и интенсивность подходящего звука будет больше.
Последнее зависит от того, что правое ухо ближе к источнику звука и, кроме
того, левое ухо находится в тени головы. Экранирующее действие головы очень
резко выступает для высоких звуков, поэтому различие в силе их играет
существенную роль при определении источника высоких звуков. Для
распознавания направления низких звуков особенно важным является временной
фактор. Максимальная разница во времени будет наблюдаться, естественно, при
помещении источника звука на линии, соединяющей оба уха. Расстояние между
ушами в среднем составляет 21 см, звук проходит его в течение 0,63 мс. Так
как некоторые лица различают отклонение источника звука от срединной линии
всего на 3-4°, то следует считать, что они определяют разницу во времени в
0,03 мс. Естественно, чем шире расставлены уши, тем больше различие во
времени прихода волны, тем точнее ототопика. Важным условием точной
ототопики является наличие связи между обеими звуковыми зонами коры. С
помощью методики условных рефлексов К. М. Быков показал, что способность
узнавать направление, откуда идет звук, резко нарушается после перерезки
мозолистого тела. Наиболее точно определяется направление при прерывистых,
тембровых звуках, распространяющихся в горизонтальной плоскости. Хуже
различается направление звуков в сагиттальной плоскости, например сзади или
спереди. В данном случае придают известное значение ушным раковинам. Роль
ушных раковин хорошо заметна у животных с подвижными раковинами (например,
у лошади). Человек компенсирует эту способность при помощи легких поворотов
головы.

ФУНКЦИЯ НАРУЖНОГО И СРЕДНЕГО УХА

Звукопроводящий аппарат является весьма совершенной механической системой.
Она отвечает и на минимальные колебания воздуха, которые вызывают сдвиги
барабанной перепонки величиной меньше диаметра молекулы и способна
передавать также колебания, в миллиарды раз (в 1013 и более превышающие их
пороговую силу. Наконец, эта система разлагает сложный звук на его
компоненты (синусоидные колебания), т. е. производит первичный анализ его.
Основным путем доставки звуков к уху является воздушный. Подошедший звук
колеблет барабанную перепонку, и далее через цепь слуховых косточек
колебания передаются на овальное окно. Одновременно возникают и колебания
воздуха барабанной полости, которые передаются на мембрану круглого окна.
Но так как давление на овальное окно превышает давление на круглое окно, то
подножная пластинка в фазе сгущения вдавливается внутрь преддверия
лабиринта, а мембрана круглого окна выпячивается в сторону барабанной
полости.
Другим путем доставки звуков к улитке является тканевая или костная
проводимость. При этом звук непосредственно действует на поверхность
черепа, вызывая его колебания.
Костный путь передачи звуков приобретает большое значение, если вибрирующий
предмет (например, ножка камертона) соприкасается с черепом, а также при
заболеваниях системы среднего уха, когда нарушается передача звуков через
цепь слуховых косточек.
Ушная раковина является до известной степени коллектором звуковых волн и
имеет значение для ототопики (в частности, при определении направления
звуков, идущих спереди или сзади).
Слуховой проход имеет форму трубки, благодаря чему он является хорошим
проводником звуков в глубину. Некоторую роль при этом играет и хрящевая
проводимость как ушной раковины, так и самого слухового прохода.
Ширина и форма слухового прохода не оказывают существенного влияния на
звукопроведение. Об этом свидетельствует тот факт, что при наличии серной
пробки в слуховом проходе слух заметно снижается только при полной
закупорке его просвета. Извилистость наружного слухового прохода и высокая
чувствительность его кожи способствует защите его от механических и
термических факторов.
Благодаря конусовидной форме, неодинаковому натяжению отдельных частей и
отягощению системой косточек барабанная перепонка не обладает, собственным
резонансом и без искажений передает звуковые колебания на овальное окно.
Роль барабанной перепонки и слуховых косточек состоит в том, что благодаря
им воздушные колебания большой амплитуды и относительно малой силы
трансформируются в колебания ушной лимфы с относительно малой амплитудой,
но большим давлением.
Это достигается, во-первых, тем, что площадь подножной пластинки стремени
(3 мм2) примерно в 20-25 раз меньше площади барабанной перепонки, и поэтому
энергия, принимаемая пластинкой стремени, концентрируется на меньшей
поверхности; во-вторых, благодаря рычажному механизму функционирования
слуховых косточек сила, передаваемая на ушную лимфу, увеличивается еще
примерно в 2 раза. Таким образом, коэффициент трансформации будет равняться
50-60. По новейшим данным этот коэффициент равен 20-25, что объясняется
тем, что только часть барабанной перепонки активно участвует при
колебаниях.
При отсутствии этого трансформирующего приспособления звуковая волна,
подойдя к лабиринтной стенке, почти полностью отражалась бы обратно и
величина давления на лимфу была бы очень небольшой.
Давление стремени передается на несжимаемую ушную лимфу. Передвижение
столба жидкости в улитке происходит благодаря податливости мембраны
круглого окна, которая при давлении на овальное окно выпячивается в полость
среднего уха, а при обратном движении стремени выгибается в полость улитки.
Водопровод улитки, периневральные и периваскулярные пространства нервов и
сосудов внутреннего уха очень узки и в значительной степени заполнены
элементами соединительной ткани; поэтому они, по-видимому, не имеют
большого значения для сдвига лимфы под влиянием звуков.
Таким образом, чем большей податливостью обладает мембрана круглого окна,
тем более выгодным это оказывается для раздражения рецептора.
Долгое время шли споры о функции круглого окна. Некоторые авторы считали,
что затруднение подвижности круглого окна (например, при помощи
трансплантата) или отягощение его (ватным шариком) усиливают слух. Однако
более точные опыты показали, что ухудшение подвижности мембраны круглого
окна всегда понижает остроту слуха, но экранирование его приводит к
обострению слуха. В опытах на кошках Т. Н. Мильштейн удалось уложить
трансплантат на нишу круглого окна таким образом, что между его мембраной и
трансплантатом оказалась воздушная подушка. При этом улучшался слух, так
как трансплантат экранировал круглое окно от воздушных волн, а податливость
его мембраны не уменьшалась.
Благодаря связкам цепь слуховых косточек подвижно подвешена к стенкам
барабанной полости и может совершать движения в разных направлениях. Точные
измерения показали, что колебания цепи косточек совершаются преимущественно
кнутри и кнаружи. При движении внутрь рукоятки молоточка такое же движение
производит и длинный отросток наковальни. Подножная пластинка, однако, не
совершает поршнеобразных движений кнутри и кнаружи, а скорее качается
наподобие колокола около оси, образуемой утолщенной частью lig. annulare,
которая занимает нижне-задний полюс овального окна.
При не слишком интенсивных звуках движение цепи косточек совершается как
одно целое (без смещения в суставах между наковальней и молоточком).
В результате действия очень сильных звуков (порог боли и давления) движение
в суставе между молоточком и наковальней тормозится, а подножная пластинка
начинает производить вращательное движение вокруг длинной оси овального
окна. Благодаря этому величина смещения лимфы уменьшается, т. е. в этих
случаях действует защитный механизм. Таким образом, действие системы
косточек в нормальных условиях усиливает доставку звуков к овальному окну
(механизм концентрации и рычагов), при чрезмерных же звуках они (косточки)
осуществляют защитную функцию: во-первых, в силу рассмотренных выше
механических свойств, во-вторых, благодаря функции слуховых мышц,
прикрепляющихся к слуховым косточкам.
При сокращении слуховых мышц цепь слуховых косточек делается менее
подвижной, что нарушает нормальную звукопередачу и уменьшает передвижение
ушной лимфы. При сильных звуках (примерно 60 дб выше порога) мышцы приходят
в тетаническое сокращение. Латентный период рефлекса очень короткий,
примерно 15-50 мс, причем максимальное сокращение наступает уже через
1/10 сек. Поэтому быстрота их действия может быть сравниваема с быстротой
мигательного рефлекса. Таким образом, основная функция слуховых мышц
состоит в защите уха от чрезмерно интенсивных звуков. Порог раздражения для
басовых звуков у стременной мышцы понижен в сравнении с порогом m. tensor
tympani.
При сокращении слуховых мышц чувствительность уха для басовых звуков падает
на 30-40 дб; на восприятие дискантовых звуков сокращение мышц столь
заметным образом не влияет; следовательно, благодаря этому рефлексу
осуществляется защита уха от интенсивных басовых звуков. Так, например, при
выпадении функции стременной мышцы (при параличах n. facialis) наблюдается
болезненное восприятие сильных звуков (oxyocoia).
По мнению ряда авторов, при прислушивании происходит некоторое увеличение
тонуса этих мышц, что приводит цепь косточек в наивыгоднейшее положение для
передачи ничтожно малых колебаний. Косвенно это подтверждается наблюдениями
В. Е. Перекалина, который при параличе лицевого нерва и бездействии
стременной мышцы находил некоторое ухудшение восприятия речи.
Поэтому можно допустить, что слуховые мышцы, кроме основной защитной
функции, выполняют и аккомодационную функцию, обеспечивая наиболее выгодное
натяжение отдельных элементов звукопроводящей системы среднего уха.
Важным условием для правильной работы звукопроводящей системы является
отсутствие различия в давлении по обе стороны барабанной перепонки. При
понижении или повышении давления как в барабанной полости, так и в слуховом
проходе натяжение барабанной перепонки меняется, акустическое сопротивление
повышается и слух падает. В норме обычное атмосферное давление в барабанной
полости обеспечивается вентиляционной функцией евстахиевой трубы. При
глотании и зевании труба открывается и делается проходимой для воздуха.
Повышение атмосферного давления в носоглотке (при помощи продувания уха,
опыта Вальсальвы) способствует восстановлению давления в среднем ухе.
Кроме воздушного пути, проведения звуковых волн существует тканевый, или
костный, путь.
Под влиянием воздушных звуковых колебаний, а также при соприкосновении
вибраторов (например, костного телефона или костного камертона) с покровами
головы кости черепа приходят в колебание (начинает колебаться и костный
лабиринт).
На основании последних данных (Бекеши — Bekesy и др.) можно допустить, что
звуки, распространяющиеся по костям черепа, только в том случае возбуждают
кортиев орган, если они, аналогично воздушным волнам, вызывают выгибание
определенного участка основной мембраны. Существенное значение имеют два
типа костной проводимости.
1. Инерционный тип костной проводимости. Полагают, что под влиянием
звуковых волн весь череп совершает колебательные движения. Так как цепь
слуховых косточек обладает известной инерцией и очень легкой смещаемостью,
то при перемещениях головы она несколько от них отстает, и таким образом
осуществляется относительное перемещение подножной пластинки стремени по
отношению к рамке овального окна. При таком механизме костной проводимости
подвижность обоих окон так же необходима, как и при воздушной проводимости.
Инерционный механизм костной проводимости играет большую роль при передаче
по костям басовых звуков, так как при воздействии относительно медленных
колебаний с большой амплитудой череп колеблется как одно целое.
2. Компрессионный тип костной проводимости имеет место при воздействии
высоких звуков.
Под влиянием высоких звуков череп начинает колебаться отдельными
сегментами, которые испытывают то сжатие, то ослабление давления. Такому же
периодическому сжатию и ослаблению компрессии подвергается и лабиринтная
капсула. В фазе сжатия лимфа испытывает давление со всех сторон и
выпячивает мембраны обоих окон. Если бы они обладали одинаковым
акустическим сопротивлением и одинаковой податливостью, то в равной степени
выпячивались бы в сторону барабанной полости. В этом случае никакого изгиба
основной перепонки не получалось бы, так как она испытывала бы одинаковое
давление с обеих сторон. На самом же деле мембрана круглого окна гораздо
податливее подножной пластинки (примерно в 7-8 раз), и поэтому она
выпячивается гораздо больше, чем подножная пластинка. Очевидно, что в этом
случае основная перепонка прогнется в сторону барабанной лестницы.
Этот механизм костной проводимости представляет большой интерес, так как он
резко отличается от механизма воздушной проводимости. Основное значение
здесь имеет не общая подвижность закрывающих окна образований, а различие в
их подвижности. Поэтому фиксация одного из них (например, анкилоз стремени)
даже способствует компрессионному механизму костной проводимости. Этим и
объясняется резкое различие в порогах воздушной и костной проводимости при
отосклерозе.
Сложные явления, наблюдаемые при костной аудиометрии, всегда должны
рассматриваться с учетом этих двух механизмов. Обычно они действуют оба, но
удельный вес каждого зависит от высоты и силы подаваемого звука, а также от
изменений в звукопроводящем аппарате, в особенности от состояния окон.

ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗАТОРА


НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ЗВУКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Естественным, адекватным раздражителем звукового анализатора является звук:
благодаря эластическим свойствам окружающей нас среды всякое перемещение
частиц не остается локализованным, а передается на соседние частицы и дает
начало волнообразному процессу, распространяющемуся далеко от места
возмущения среды. Если отклонить, например, браншу камертона и затем ее
отпустить, то она благодаря упругости быстро дойдет не только до
первоначального положения, но по инерции отклонится в другую сторону. Это
быстрое движение вызовет сгущение молекул столба воздуха, прилегающего к
бранше камертона. В следующие доли секунды произойдет обратное движение
бранши, причем в том участке, где только что произошло уплотнение,
образуется разрежение воздуха. Участок же сгущения в это время успеет
продвинуться на некоторое расстояние. Таким образом возникает последующий
ряд сгущений и разрежений воздуха, т. е. звуковая волна.
Чем дальше уходит волна от источника колебаний, тем больше она вследствие
трения теряет в силе и, наконец, полностью затухает (сила падает
пропорционально квадрату расстояния).
Тела, которые производят соответствующие колебания, называются вибраторами.
К ним относятся струны, колокола, голосовые связки — все, что рождает
звуки.
Наиболее простым видом колебаний являются гармонические, или синусоидные,
колебания. На примере камертона видно, что бранша его, отклоняясь от
среднего положения, доходит до крайнего положения, ускоренно движется
назад, по инерции проходит через среднее положение, замедленно движется к
другому крайнему положению и т. д. Точно так же движется любой маятник,
поэтому эти колебания называются маятникообразными.
Промежуток времени, в течение которого совершается одно колебание,
называется периодом колебания, а число колебаний в секунду — частотой
колебаний, или герц. Амплитуда колебания — это расстояние между средним и
крайним положениями колеблющегося тела.
Звуки распространяются в среде с определенной быстротой, зависящей от
плотности среды. В воздухе эта скорость (V) составляет 332 м/сек, скорость,
которую превосходят современные реактивные самолеты. В воде скорость звука
достигает 1450 м/сек.
Различаются поперечные и продольные волны. Поперечные хорошо видны при
волнении воды, а также при колебании натянутой веревки. Воздушные звуковые
волны — продольные, так как колебания частиц воздуха совершаются вдоль
направления распространения волны.
Сила звука может быть определена по давлению, которое звуковая волна
оказывает на пластинку, поставленную перпендикулярно к направлению
распространения волны. Единицей давления считается бар; это давление 1 дины
на 1 см2, оно соответствует примерно одной миллионной доле атмосферного
давления.
Интенсивность звука характеризуется также энергией звука, т. е. той
работой, которую он производит.
Единицей энергии (эрг) служит работа, которую производит сила, равная
1 дине, на пути в 1 см.
Эрги можно перевести в бары, а также в единицы мощности — ватты (1 бар
равен 6,4 эрг, 1 Вт равен 107 эрг).
Важнейшую роль в акустике играют явления резонанса.
Если систему, способную к колебательным движениям, подвергнуть периодически
действующей силе, например звуковой волне, то система придет в колебание,
причем амплитуда колебаний будет разной для разных частот. Она будет
наивысшей, когда собственный период колеблющейся системы совпадает с
периодом воздействующей силы. Определяя амплитуду колебаний под влиянием
звуков различной частоты, можно построить кривую резонанса. Каждое тело
имеет свою кривую резонанса; камертоны дают резонансную кривую, которая
очень резко поднимается до максимума и быстро падает. Такие вибраторы
обладают острым резонансом; характерным для них является то, что амплитуда
колебаний их мало уменьшается со временем, т. е. они дают медленно
затухающие колебания.
Наоборот, если ударить по барабану, то его колебания быстро затухают, а
кривая резонанса имеет пологий вид (пример тупого резонанса).
Важно, что колебания структур уха, проводящих звук, быстро затухают;
благодаря этому внешний звук не искажается, и человек может быстро,
последовательно принимать все новые и новые звуковые сигналы. Структуры же
внутреннего уха должны обладать острым резонансом, так как этим
определяется способность различения двух близко расположенных частот.
Звуки окружающей нас природы, как правило, бывают сложными, т. е. они дают
не синусоидную, а более сложную кривую, которая, однако, характеризуется
периодичностью, т. е. повторением отдельных периодов. Зависит это от того,
что звучащие предметы колеблются не только как целые тела, но и как части
их. Например, струна, вибрируя целиком, дает 100 Гц; но колебания совершают
и половинки струны, причем эти колебания совершаются в 2 раза быстрее
(200 Гц). Колокол колеблется не только целиком, но и отдельными сегментами.
Согласно Фурье, любая сложная кривая, характеризующаяся периодичностью,
всегда состоит из суммы синусоид, каждая из которых может быть выделена,
изолирована. Наиболее медленное колебание соответствует основному звуку,
остальные называются обертонами — гармониками.
Особенно сложным составом обладают звуки человеческой речи.
Следует обратить внимание на то, что вид звуковой кривой при суммации одних
и тех же составных синусоид меняется при сдвиге фаз. Для примера возьмем
наиболее простой случай, когда сложный звук содержит только основной тон
(1) и первую гармонику (2) с двойным числом колебаний.
При сложении этих кривых получается сложная кривая звука, которая имеет
другой вид при сдвиге фазы обертона — II (2). Гельмгольц утверждал, что ухо
не различает сдвига фаз в сложном звуке; звуки, соответствующие кривым 3 на
рис. 18, являются для нас звуками одинаковыми.
Сказанное позволяет заключить, что ухо воспринимает сложный звук,
разложенный на составные синусоиды. Поэтому основное требование к любой
теории слуха — дать объяснение этому свойству, т. е. раздельному восприятию
отдельных составных частей сложного звука.







Реферат на тему: Здоровый образ жизни и психология
Содержание

Введение....................................................................
....................... 2
1. Проблема здорового образа жизни в психологии...................... 4
1.1. Понятие о здоровье и его
критерии....................................... 6
1.2. Понятие о здоровом образе
жизни......................................... 15
2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 25
3. Анализ результатов
исследования............................................... 30
2.1. Описание методики и организации исследования................ 30
2.2. Анализ результатов и их
обсуждение..................................... 32
Заключение..................................................................
..................... 45
Литература..................................................................
...................... 47
Приложения..................................................................
..................... 51
Введение
Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и
смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства
технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап
развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением
продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья
населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов
(6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную
направленность действующей системы здравоохранения на выявление,
определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей
социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что
медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно
влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает
необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и
развития здоровья.
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:
наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности
системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с
последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 %
его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни
человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и
формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни,
его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и
отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве
случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он
фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье
своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою
душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а
лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время
увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности
же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью
каждого человека.
Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,
загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи.
Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет
прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий
над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной
задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а
сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и
развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за
собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
“Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В.
Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в
отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений
о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их
корректировки, а также формирования новых представлений и установок на
здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет
значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное
здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали
представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для
плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в
направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие
соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом
образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у
медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также
практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.
Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные
исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того,
даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования,
посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни,
так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в
направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и
создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.
Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более
соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у
студентов – немедиков.
1. Проблема здорового образа жизни в психологии
1.1. Понятие здоровья и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и
общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в
древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной
деятельности человека, его совершенства.
Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие
“здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в
настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом,
большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский,
1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991;
В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь
в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное
понятие “здоровье индивида” (54).
Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет
своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония
противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как
правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы
ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению
ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это
полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.
Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность
реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".
Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей
самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в
сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как
подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции,
независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально
актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни.
Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям,
терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).
Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что
психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в
способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному
поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за
самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне
свободна.
З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто
способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По
К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего
бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки
В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как
следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние
характеризуется свободным протеканием энергии.
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что
здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических
дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В
соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с
внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу
данного определения положена категория состояния здоровья, которое
оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному
(Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме,
гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей
среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности,
деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает
стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни
(32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего
развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с
окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все
время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с
условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая
человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся
пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и
духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной
системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы
(3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие
определения здоровья исходят из того, что организм человека должен
сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои
возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья
человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в
агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не
порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то
такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи
предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма
человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы,
инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и
приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может
быть определено как способность взаимодействующих систем организма
обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных,
инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и
фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы
жизни (32).
Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно
отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это
случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная
медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не
здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9).
И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья
следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой
по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо
болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на
котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у
тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало.
Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти” (10, с. 27).
В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное
здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-
биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в
конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными
условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.
Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья,
прослеживающихся в прикладных иследованиях (54). Одним из них является
подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие
болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской
психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками.
Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть
исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого
понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально
заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не
может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем
здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за
бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет
описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность
феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику ( 32; 54). Ю.
П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем
отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться,
отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно
жить” (32; с. 13).
Второй подход характеризуется Н. В. Яковлевой как комплексно-
аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета
корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на
здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в
жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается
заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого
подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о
здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как
суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности
отдельного признака, характеризующей здоровье человека.
В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем
здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:
отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не
изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здороья
человека); обязательное изучение динамики системы, выделение зоны
ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при
различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или
коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному
моделированию (54).
А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1)
биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство
саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как
следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой
социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3)
личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее
отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не
только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” (27).
I. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации:
...создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту
и старению, к лечению при нарушениях, страданиям и мирному ожиданию смерти”
(9, с. 26). Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей
среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М.
Баевский и А. П. Берсенева (5). В общем, в отечественной литературе стало
традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними
состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают
здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с
позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в
данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями
спокойной и повышенной активации (16).
И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней,
а физическая, социальная и психологическая гармония человека,
доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой (8).
Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений
количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной,
вербальной и структурной информации” (9, с. 27).
Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между
адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно
меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).
Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье
характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и
реализуется или не реализуется человеком (1).
При определении понятия “здоровье” часто возникает вопрос о его норме.
При этом, само понятие нормы является дискуссионным. Так, в статье “норма”,
опубликованной во втором издании БМЭ, этот феномен рассматривается как
условное обозначение равновесия организма человека, отдельных его органов и
функций в условиях внешней среды. Тогда здоровье определяется как
равновесие организма и его среды, а болезнь - как нарушение равновесия со
средой. Но, как замечает И. И. Брехман, организм никогда не находится в
состоянии равновесия со средой, так как в противном случае прекратилось бы
развитие, а значит, и возможность дальнейшей жизни. В. П. Петленко,
критикуя данное определение нормы, предлагает понимать ее как биологический
оптимум живой системы, т.е. интервал ее оптимального функционирования,
который имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная
связь со средой и согласованность всех функций организма. И тогда
нормальным следует считать функционирование в пределах оптимума, что и
будет рассматриваться как здоровье организма (9). По мнению В. М. Дильмана,
говорить о здоровье организма и его норме в принципе невозможно, т.к.
индивидуальное развитие является патологией, отклонением от нормы, которую
можно относить только к 20-25-летнему возрасту, характеризующемуся
минимальной частотой главных болезней человека (19). И. И. Брехман,
рассматривая проблему здоровья как одну из глобальных проблем человечества,
указывает на неправомерность такого подхода. Он отмечает, что понятие нормы
остается абстрактным потому, что означает состояние, предшествующее
заболеванию, а оно может быть неодинаковым у разных людей. При определении
здоровья автор отходит от относительной и противоречивой категории нормы в
сторону понимания здоровья с позиций качества. Он говорит о том, что
проблема здоровья, как и все глобальные проблемы, возникает в кризисной
ситуации. По мнению А. Печчеи, “... источники этого кризиса лежат внутри, а
не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как
коллектив. И решение всех этих проблем должно исходить прежде всего из
изменений самого человека, его внутренней сущности (9, с.23).
П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного
общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению
заболеваний, преступности и наркомании (9).
Н. М. Амосов обратил внимание на то, что здоровье организма
определяется его количеством, оценить которое можно максимальной
производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций
(2). Но максимальная производительность может быть достигнута за счет
высоких энергетических затрат и работы на выносливость, т.е. через
преодоление утомления и может иметь отрицательные последствия для
организма. Кроме того, еще не разработаны соответствующие критерии,
позволяющие судить о качественных пределах функционирования различных
органов и их систем. Таким образом, такое определение требует уточнения
(9). Сходный подход к пониманию здоровья предлагают М. Е. Телешевская и Н.
И. Погибко, рассматривающие данный феномен как способность человеческого
организма преломлять всю совокупность природных и социальных факторов,
составляющих условия жизни человека, без нарушения гармонии физиологических
механизмов и систем, которые обеспечивают нормальное функционирование
человека (51). Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков определяют здоровье как
структурную и функциональную сохранность органов и систем человека, высокую
индивидуальную приспособляемость организма к физической и социальной среде
и как сохранность привычного самочувствия (51).
В. П. Казначеев указывает, что здоровье индивида “может быть
определено как динамическое состояние (процесс) сохранения и развития
биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной
трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности
жизни” (30, с. 9), как “валеологичекий процесс формирования организма и
личности” (29). По его мнению, в этом определении учтена полноценность
выполнения основных социально-биологических функций и жизненных целей
индивида. Наряду со здоровьем отдельного человека В.П.Казначеев предлагает
рассматривать здоровье популяции, которое он понимает “как процесс
социально-исторического развития жизнеспособности - биологической и
психосоциальной - населения в ряду поколений, повышение трудоспособности и
производительности коллективного труда, роста экологического доминирования,
совершенствования вида Homo sapiens” (30, с. 86). Критерии здоровья
человеческой популяции кроме индивидуальных свойств составляюших ее людей
включают уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое
разнообразие, приспособленность населения к климато - географическим
условиям, готовность к выполнению многообразных социальных ролей,
возрастную структуру и т.п.
И. И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень
часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место,
которое отводится материальным благам жизни, карьере, успеху и т.д. (9). В.
П. Казначеев рассматривает возможную иерархию потребностей (целей) у
животных и человека, указывая, что у человека на первом месте стоит “...
выполнение социально-трудовой деятельности при максимальной
продолжительности активной жизни. Сохранение генетического материала.
Воспроизведение полноценного потомства. Обеспечение сохранения и развития
здоровья данного и будущих поколений (30, с.153). Таким образом, автор
подчеркивает, что здоровью должно принадлежать первое место в иерархии
потребностей человека.
Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика
личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие
взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический,
социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между
адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями
среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь
средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.
Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям
разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и
социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании
человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу
социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального
обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов
выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности
протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при
рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат
действия биологических и социальных факторов (24). Ю.П.Лисицын,
рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки
(курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды
обитания, а также на “психологическое заг

Новинки рефератов ::

Реферат: Археологические исследования на территории Дагестана (История)


Реферат: Александр Васильевич Колчак (Исторические личности)


Реферат: Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Ислам - религия от истоков до современного мира (Религия)


Реферат: Право обвиняемого на защиту и его соотношение с презумпцией невиновности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования (Педагогика)


Реферат: Крещение Руси (История)


Реферат: История Украины (История)


Реферат: MB Pentium 2 (Программирование)


Реферат: Модули, файлы и записи (Кибернетика)


Реферат: Роль общения в развитии ребёнка (Психология)


Реферат: Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом (Психология)


Реферат: Геополитики (История)


Реферат: Контрольная работа по рынку ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Java99: Архитектура и интерфейсы (Компьютеры)


Реферат: Формирование экологических понятий на уроках русского языка (Педагогика)


Реферат: Иоганн Вольфганг Гете (Исторические личности)


Реферат: Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий ОПХ "Белоусовское" (Сельское хозяйство)


Реферат: Сизод (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Деньги, кредит и банки (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист