GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)



Министерство высшего образования Российской Федерации.

Институт управления и экономики Санкт-Петербурга.

Новосибирский филиал.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.



ПО КУРСУ


«ДЕЛОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ».


НА ТЕМУ:


«ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ».



ВЫПОЛНИЛА:



студентка IV курса



специальность



«Социально – культурный



сервис и туризм»


группа СОЦ 43

Воробьева Е.А.



ПРОВЕРИЛ:


Проф. гум. наук


Сидорина Т.В.



НОВОСИБИРСК 2004


Содержание.
Глоссарий ………………………………………………………………………… 3
Введение ………………………………………………………………………….. 5
1. Развитие и сущность понятия «имиджа» …………………………………….. 7
2. Имидж делового человека и пути его формирования ………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 23
Список используемой литературы ……………………………………………… 24



Глоссарий.
Вербальный – устный, словесный.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и
событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и
отношениях.
Деловой этикет – совокупность правил и форм поведения при
взаимоотношениях деловых партнеров.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа
эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться.
Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению,
коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая
совместимость, общительность.
Конфликт – высшая степень развития социальных противоречий, острое
столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. В деловом
общении конфликты возникают, как правило, на уровне межличностного общения
партнеров.
Межличностное общение – общение между личностями, обусловленное
обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами,
проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах
тех или иных людей.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и
определяющие ее направленность.
Общение – определяется в психологии как взаимодействие двух или более
людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-
оценочного или другого характера.
Общение деловое – вид общения, определяющим содержанием которого
выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные
особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность, значимая
для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное понимание в
вопросах дела; 3) основная задача – деловое сотрудничество.
Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная
оценка диссертации, доклада.
Паблик рилейшнз – отношения с общественностью, искусство и наука
достижения гармонии за счет понимания друг друга; рационально
структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности
организации.
Переговоры – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения
согласованного и устраивающего их решения.
Перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных
объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей.
Протокол – свод правил, в соответствии с которыми регулируется
порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т.д.
Психология общения – оптимальные психологические принципы, способы и
формы общения людей.
Социальный статус – положение индивида или группы в социальной
системе по отношению к другим индивидам или группам; определяется его
экономическим, профессиональным и другими признаками.
Способности –совокупность природных и социальных свойств человека,
благодаря которым он может совершать разного рода деятельность – мыслить,
творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д.
Способности проявляются, прежде всего, как знания, умение и навыки в той
или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.
Харизма – божественный дар; бытующее представление об особой
одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.
Церемония – торжественный акт; внешние формы приличия. Эмпатия –
способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию
их внутренних состояний.
Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности
в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.
Введение.
В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная
структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и
теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех
областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного
создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по
созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную
характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с
фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж
является одним из факторов, определяющих деловой успех.
В контрольной работе я ставила две цели:
1. Выявить сущность понятия «имиджа» и рассказать о его развитие.
2. Показать из каких компонентов формируется имидж делового человека и в
чем их сущность.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить соответствующую литературу.
2. Классифицировать информацию по теоретическим и практическим аспектам.
3. Выявить и сформулировать наиболее важные компоненты, составляющие имидж
делового человека; раскрыть их сущность.
В заключение хочется отметить, что имидж человека со временем
претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. Так воздействие
массированного потока новостей на общество привело к разрыву современного
человека с прошлым, с обычаями и традициями. Человечество пережило
несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на
традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем
основным типом стал внутренне ориентированный человек, поведение которого
определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален
внешне ориентированный тип, получающий свои нормы извне. Он не только
полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в
себе и не может существовать без этой четкой внешне проявленной поддержки.
В доказательство этому аспекту хочется привести ряд проблем, возникающих на
этой почве (схема 1).
Схема 1.



1. Развитие и сущность понятия «имиджа».
Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился
практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа
восходит к французскому image, что означает образ, представление,
изображение. Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная
привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком
своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую
нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ
– это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со
временем».
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и
имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или
чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является
результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания
определенной группы».*
Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально
использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь
возникает в сфере предпринимательства как основное средство
психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало
основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в
политическую и общественную жизнь.
Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер
пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что
«профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение
по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь,
то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по
внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд
разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение

__________________________________________________________________
* Психология: Словарь. – М.: Наука, 1990. – с. 134.
вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей
жизни».*
В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом
происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса.
Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О.
Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г.,
он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия
рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы посвящались
этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования
массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление
формируется как новая отрасль – имиджелогия.
Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и
саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового.
Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и
психологическими механизмами; все они взаимодействуют между собой и
проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся
социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно
отнести к одному из таких механизмов.
Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального
регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая
«представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние,
существенные отношения реальности».**
Создать такую модель, – значит представить имидж в виде идеального
объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего
сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов –
частных объектов.
___________________________________________________________________
*Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – С. 9.
**Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М.: Наука,
1978. – С. 327.
Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств,
которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие
его составляющие:
Схема 2.

= +
+

К персональным характеристикам относятся физические, психологические
особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия
решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого
качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет
осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер
– харизмой.
Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой,
например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная
часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти
характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа
сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и
т.д.
Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и
неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря,
существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.
Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще
три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный,
сопоставительный.*
Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из
разного типа функционирования:
- зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как
бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант

*Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. –
Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995. С. 135 – 150.
имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не
первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;
- текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить,
недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют
имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки;
- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то
отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация
организации, и ее успехи, и степень стабильности;
- отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником,
врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий
спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного
его опровержения.
В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам
применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного
служащего, политика, педагога и т.п.).
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых
характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров: компетентность,
интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие,
можно соответствующим образом перестраивать имидж.
При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают
различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:*
1) природные качества:
- коммуникабельность;
- эмпатичность (способность к сопереживанию);
- рефлексивность (способность понять другого);
- красноречивость (способность воздействовать словом);
2) качества, привитые образованием и воспитанием:
- нравственные ценности;
- психологическое здоровье;
- набор технологий общения;
3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
В заключение, о рассуждениях об имидже, хочется сказать, что он
всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль.
Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о
впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим
фигурам, как: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д.
ХХ век, в связи с развитием средств массовой информации (в частности
телевидения), называют веком сотворения, сознательного конструирования того
(имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные
«создатели» (имижджмейкеры). Они создавали облик кумира, отбирали его тип
автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п
ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается
на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов.
Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и
политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех.
Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и
привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии,
истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др.



2. Имидж делового человека и пути его формирования.
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ,
в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие
определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных
контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В
связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа
делового человека:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение
механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
1. Внешний облик.
Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает
индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний
облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для
потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени
надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно
стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства
считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе.
Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему
облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие
– «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в
моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным.
Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все
сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться
следующими общими правилами:
. единство стиля;
. соответствие стиля конкретной ситуации;
. разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
. сопоставимость цветов в цветовой гамме;
. совместимость фактуры материала;
. сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг,
портфеля и т. п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять,
подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление
опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это
должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в
делах.
В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не
столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его
благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего
восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного
собеседника.
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный
имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами,
которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:
. элегантная одежда;
. привлекательная прическа;
. тонкий макияж;
. впечатляющие аксессуары.
Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе
фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.
Таким образом, внешний облик делового человека является
наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях,
эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к
окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко
предопределяя их отношение друг к другу.

2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой
предъявляются следующие требования:
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной
ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а
тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и
расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
3. Умело использовать механизмы психологического воздействия:
привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к
другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения,
разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к
кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается
необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность
отношений, где нет места конфликтам.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной
(эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в
конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это
сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного).
Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое
сложилось между партнерами.
Уважение –это добровольное признание личности занимаемого ею статуса.
Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у
тог, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми
(партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно
проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или
отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная
информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей,
поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения
объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают
люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим
образом эффект манер определяет специальная тренированность».
В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их
использование требует известного такта и чувства меры; при этом не
допустимы лесть и тем более подхалимаж. Комплимент удовлетворяет важнейшую
психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Необходимо
чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный ему комплимент,
поможет вам расположить его к себе.
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике
общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек
всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо
помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от
друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.
3. Деловой этикет и протокол.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях
издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее
проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы
общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).
Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.
Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой
этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими
служебных обязанностей. Но хочу отметить, что современный деловой человек
должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального
(светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки –
это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества),
на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения
определились две важнейшие их функции:
1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее
известны следующие виды визитных карточек:
- Карточка для специальных и представительских целей, на которой
указывают: Ф.И.О., полное название фирмы, должность, но не проставляют
координаты – адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при
знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец
карточки не намерен продолжать контакт с собеседником;
- Стандартная деловая карточка, на которой указывают: Ф.И.О., полное
название фирмы, должность, служебный телефон (телефакс). Она вручается для
установления тесных взаимосвязей. Номер домашнего телефона указывают лишь
представители творческих профессий. Данный вид карточки используется только
в служебных целях.
- Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон,
телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки,
цветы, сувениры по случаю знаменательных дат.
- Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают
Ф.И.О., иногда – профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют
реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Их разновидностью являются
«семейные» карточки, на которых указывают имена и отчества супругов (первым
обычно пишется имя жены), домашний адрес и телефон. Такие карточки
прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены,
оставляют при совместных неофициальных визитах.
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге.
Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим
черным шрифтом, можно использовать и другие цвета.
При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т.п.
используют большие визитные карточки – бейджи с указанием имени, фамилии,
ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного
центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании,
где проходят мероприятие.
2. Функция письменного послания. В настоящее время в левом верхнем
или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в
международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих
французских слов), указывающие на повод, по которому посылают карточки, а
именно:
p.f. – поздравление с праздником (p.f.N.A. – поздравление по случаю
Нового года);
p.r. – выражение благодарности за поздравление;
p.f.c. – выражение удовлетворения знакомством;
p.c. – выражение соболезнования;
p.p.p. – выражение соболезнования с готовностью помочь;
p.p. – для заочного представления;
p.p.c. – заочное прощание (при окончательном отъезде из страны
пребывания).
На визитные карточки с буквами p.r., p.p.c. принято не отвечать. В
ответ на визитные карточки с буквами p.c., p.f., p.p.p. посылают свою
визитку с буквами p.r., т.е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p.
ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи.
Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.
На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на
родном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не
ставится.
Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной
встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку
вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и
в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.
При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при
получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного
произношения.
Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти
своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы
помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными
нормами делового этикета.
Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет»
конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и
первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего
проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны
некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от
пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся
ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько
основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность,
достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в
том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую
форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:
. В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и
доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться
ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
. В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации,
имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия.
Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или
обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения
права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в
некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблица 1.

Таблица 1.
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.

|Ситуация |Должен быть первым при: |
|или вариант встречи | |
|сотрудников | |
| |приветствии|рукопожатии|представлен|
| | | |ии |
|Мужчина |+ | |+ |
|Женщина | |+ | |
|Старший по возрасту | |+ |+ |
|Младший по возрасту |+ | | |
|Старший по должности | |+ |+ |
|Младший по должности |+ | | |
|Проходящий мимо группы |+ | | |
|Стоящий в группе | |+ |+ |
|Входящий в комнату |+ |+ | |
|Находящийся в комнате | |+ |+ |
|Обгоняющий идущего |+ | | |
|Руководитель делегации, |+ | | |
|входящий в комнату | | | |
| | |+ |+ |
|Руководитель делегации, находящийся | | | |
|в комнате | | | |
| Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в |
|рассматриваемой ситуации |

Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и
правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении
деловых людей. Например:
. Вместо обращения по половому признаку принято обращаться «дамы»,
«господа» или «судари», «сударыни».
. При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и
«До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника,
особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
. Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными
фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все
обстоит хорошо» – «Спасибо, да».
Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм
напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи
Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми
партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и
соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены
в деловом протоколе.
Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми
регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной
переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для
стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и
найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми
протокола заключается в следующем:
. Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и
соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее
уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
. Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на
встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и
достижению желаемых результатов.
. Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно
говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать
отлаженному механизму деловых отношений.


4. Этика делового общения.
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и
правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной
деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и
мысли».
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных
норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в
процессе их производственной деятельности.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным
его видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх»
(подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник))
требует конкретизации:
. В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового
общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и
образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как:
приказ, просьба, вопрос так называемый «доброволец».
Приказ – чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а
также в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба – используется в том случае, если ситуация рядовая, а
отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и
доброжелательности.
Вопрос–«Если смысл заняться этим?» или «Как мы должны это сделать?» -
Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как
лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял
инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и
достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут
воспринять ваш вопрос как проявление слабости.
«Доброволец» («Кто хочет это сделать?») – подходит для такой
ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна
быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет
соответствующем образом оценен в дальнейшей работе.
. В деловом общении «снизу-вверх» общее этическое правило можно
сформулировать следующим образом: «Относись к своему руководителю так,
как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не
менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к
своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с
подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь
руководителя на свою сторону, сделать его своим союзником, но можно и
настроить его против себя, сделать его своим недоброжелателем.
. Общий этический принцип общения «по горизонтали» можно сформулировать
следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так,
как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как
вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего
коллеги.
Существуют различные средства и способы повышения уровня этичности
делового общения. К ним относятся:
- разработка этических нормативов на предприятии;
- создание комитетов и комиссий по этике;
- проведение социально-этических ревизий;
- обучение этическому поведению.
Таким образом, хорошее знание и выполнение норм и правил делового
этикета, протокола и этики являются одной из важных составляющих
привлекательного имиджа делового человека, которые помогут ему добиться
больших успехов в сфере предпринимательства и в деловой карьере.
Заключение.
В заключение контрольной работы на тему: «Имидж делового человека и
пути его формирования», хочется подвести итоги о проделанном:
Изучена следующая литература:
Л.К.Аверченко, которая позволила мне в теоретической части работы
сформулировать и показать развитие понятия «имиджа»; где также наглядно
была представлена схема составляющих имиджа и раскрыта их сущность.
В учебнике, авторами которого являются А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров и
В.Г. Коновалов, мной была изучена и изложена в практической части работы
следующая информация:
- понятие об имиджи делового человека, которая позволила мне выделить
основные его компоненты и раскрыть их сущность;
- понятие о деловом этикете, которая позволила мне выделить основные
его составляющие, где была представлена таблица 1 «Правила приветствия в
различных ситуациях».
Учебник Г.В. Бороздиной позволил мне объяснить сущность одного из
важных компонента имиджа делового человека – тактику общения.
Книга Э.Я. Соловьева помогла мне раскрыть и определить значение
важного элемента делового общения - понятия «Деловой протокол».
В учебнике под редакцией профессора В.Н. Лавриненко была изложена
информация о деловой этике, которая помогла мне понять и раскрыть сущность
и значение этики в деловом общении.
Таким образом, задачи контрольной работы решены; а цели (состоящие в
том, чтобы: выявить сущность понятия «имиджа» и показать его развитие; а
также, показать, из каких основных компонентов формируется имидж делового
человека и раскрыть их сущность) – достигнуты.



Список используемой литературы.
1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск:
СибАГС, 2001. – 200 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 295 с.
3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений:
Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф.
В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.–415 с.
5. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – 6-
е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2003. – 320 с.



-----------------------


Имидж



Персональные


характеристики



Социальные

характеристики


Символические

характеристики


Существующее состояние дел по теме:
1. Отсутствие имиджа.

2. Плохое продвижение по службе.
3. Коммуникационный кризис с деловыми партнерами.
4. Возникновение сложностей в деловом общении.
5. Потеря авторитета в коллективе.
6. Отсутствие морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях
деловых партнеров.



Желаемое состояние дел по теме:
1. Привлекательный имидж.
2. Быстрый карьерный рост.
3. Деловое сотрудничество с партнерами.
4. Импонирование сотрудников.
5. Авторитет в коллективе.

6. Соблюдение этических принципов в деловом общении, взаимоотношениях
деловых партнеров.
6.


П

Р

О

Б

Л

Е

М

Ы

Все существующие негативные факты спровоцированы из-за недостаточного
понимания сущности имиджа и его роли в деловой сфере, а отсюда не знание
основных его компонентов:
- манера одеваться;
- тактика общения;
- деловой этикет и протокол;
- этика делового общения.







Реферат на тему: Имидж ученого:анализ самовосприятия субъектов науки


Имидж ученого: анализ самовосприятия субъектов науки.


Е. А. Володарская


Перенос проблематики имиджа на такой комплексный объект, каким выступает
наука, является новым исследовательским направлением для отечественного
науковедения. Мы предполагаем, что изучение и формирование имиджа науки
должно затронуть следующие, обсуждаемые ниже, проблемы.
Феноменология имиджа предполагает ориентацию на позитивную оценку
субъекта – носителя имиджа объектом – потребителем имиджа. Ведь цель имиджа
заключается в произведении благоприятного впечатления. В связи с этим
необходимо ответить на вопрос: «Какое благоприятное впечатление хочет
произвести отечественная наука на общество?» По нашему мнению, импульс для
формирования новых социальных функций науки должен идти изнутри, от самой
науки вовне, в общество, а не наоборот, как это происходит сейчас. Как
сказал генеральный директор Росавиакосмоса Ю. Н. Коптев в интервью
корреспонденту газету «Московский комсомолец», «У нас, к сожалению,
общественное сознание такое, что нам более почётно вложение средств в
«Челси» (английский футбольный клуб, купленный Р. А. Абрамовичем), чем в
область фундаментальных исследований. Поэтому наша общая задача –
сформировать новый уровень сознания. Неплохо бы знать нашим олигархам, что
вложение средств в космическую отрасль – такая же необходимость, как и
приобретение клуба «Челси»» [3] Другое дело, что при определении содержания
имиджа надо учитывать запросы общества, его ожидания по отношению к
фундаментальной науке. Общественные ожидания создают образ. Но, безусловно,
вектор поиска наукой своей новой идентичности должен идти от самой науки.
Имидж, как форма социальных представлений, должен отражать существующие и
вновь возникающие реалии социальной ситуации функционирования науки. Но
сразу проверить благоприятность нового имиджа науки, его воздействие на
общество невозможно. Это процесс с отсроченной обратной связью. Поэтому
невозможно быстро скорректировать производимое наукой на общество
впечатление, что, в свою очередь, будет затруднять процесс формирования
новой системы отношений между наукой и обществом. При исследовании имиджа
науки важно обратить внимание на раскрытие закономерностей освоения
существующего поля имиджей, психологических механизмов их присвоения
личностью.
Другим возможным направлением анализа имиджа науки является изучение
специфики содержания этого имиджа. В качестве семиотических элементов
имиджа науки могут быть предложены следующие параметры:
o Новые социальные функции науки, предполагающие выстраивание новой
системы отношений между отечественной наукой и обществом.
o Разные формы научных объединений, с которыми идентифицирует себя
ученый.
o Ценности научной деятельности в новых условиях функционирования науки
в России.
o Предметное содержание исследовательской деятельности.
В содержательном параметре исследовательской деятельности можно выделить
устойчивую составляющую образа науки, связанную с производством нового
знания и воспитанием молодых поколений ученых. Ведь становится очевидным,
что в условиях современного социального контекста российской науке грозит
потеря преемственности кадров. Помимо постоянных характеристик содержания
научной деятельности выделяются новые элементы, вытекающие из определения
самой науки. Например, слияние фундаментальной науки с бизнесом на базе
наукоёмкого производства или сближение фундаментальной и вузовской науки, а
также появление новых форм общения ученых с использованием возможностей
Интернета.
Проблема, требующая специального изучения, заключается в исследовании
проблемного поля имиджа науки, выделении его видов. Мы предполагаем, что
при изучении имиджа науки, возможно, использовать принцип трёхаспектного
анализа науки, разработанный М. Г. Ярошевским [7]. Согласно этой
науковедческой концепции, любой феномен науки необходимо рассматривать в
единстве трёх её составляющих, а именно: внутренней логики развития науки
(предметно-логический аспект), психологических характеристик научного
сообщества и социального контекста функционирования науки (социально-
научный аспект) и индивидуально-личностных особенностей ученых (личностно-
психологический аспект). Имидж науки, являющийся результатом её восприятия
и оценки обществом, с необходимостью предполагает учет выделенных аспектов
анализа. Более того, мы считаем, что сама структура имиджа науки должна
быть подчинена логике изучения науки в рамках применения принципа
трёхаспектности, отражая эти три параметра, следствием чего является
выделение трех видов имиджа науки. Соотношение трёх аспектов анализа науки
и видов имиджа науки представлено в таблице 1.
Таблица 1. Виды имиджа науки в соответствии с принципом трёхаспектности
анализа науки.
|Аспект анализа науки |Вид имиджа |
|Предметно-логический |Имидж научного продукта, идеи, |
| |результата, открытия |
|Социально-научный |Групповой имидж, имидж научного |
| |сообщества |
|Личностно-психологический |Персональный имидж ученого |


Различие разных видов имиджа предполагает использование разных средств
для их построения. Имидж научного знания, открытия, идеи должен строиться
по законам имиджа товара, с точки зрения прибыльности, нужности для
общества, полезности данного научного продукта. То есть, в этой связи важно
рекламировать научные идеи, изобретения, популяризировать их, искать им
применение. И основным объектом, в расчете на который должен строиться
данный вид имиджа науки, - это наукоемкое производство и связанный с ним
бизнес.
При формировании другого типа имиджа – имиджа научного сообщества надо
исходить из правил построения имиджа организации, создания группового
имиджа с целью повышения престижа этой группы в обществе. Необходимо иметь
в виду, что акцент в данном случае должен делаться на изменении имиджа
низкостатусной социальной группы.
Третий вид имиджа науки – персональный имидж – базируется на стратегиях
формирования имиджа личности. Но при этом наиболее важной составляющей
персонального имиджа ученого будет параметр профессиональной соотнесенности
субъекта имиджа, то есть профессиональная идентичность ученого.
Другой системой классификации видов имиджа является их выделение на
основе направленности имиджа. Согласно психологической концепции Е. Б.
Перелыгиной, внутренний имидж – это аналог самоощущения и Я-концепции
субъекта, а внешний – это имидж, создаваемый индивидом с ориентацией на
восприятие окружающими [5]. На основании данной теоретической схемы мы
предполагаем, что, то, каким образом описывает ученый свое положение в
науке, выступает его внутренним имиджем. Содержание социальных
представлений об ученом отражает результаты «работы» внешнего образа
ученого. Говоря о внутреннем имидже науки акцент должен ставиться на
изучении профессионального имиджа, который конкретизируется в феномене
профессиональной идентичности ученого.
Предметом данного исследования выступило изучение образа «Я» ученых
как профессионалов, то есть особенностей восприятия себя учеными в качестве
членов научного сообщества. Таким образом, нас интересовало то, как ученые
описывают себя в категориях своей профессиональной принадлежности. В задачи
исследования входили: а/ анализ профессиональной идентичности ученых в
современной России путем выделения основных смысловых категорий
самоописания наших респондентов; б/ сравнение основного содержания
представлений о современном российском ученом с характеристиками его
профессионального образа Я.
Основная гипотеза нашего исследования состоит в том, что
профессиональная идентичность ученого как часть внутреннего имиджа, имеет
структуру, сходную со структурой социальных представлений, складывающихся
об ученом в обществе, а именно: предметный, социальный и психологические
компоненты. В качестве дополнительной гипотезы мы рассмотрели предположение
о том, что содержание структурных элементов внешнего и внутреннего имиджа
ученого будут различны.
Так как исследование проводилось среди научных сотрудников,
продолжающих профессионально заниматься научной деятельностью, то тест «20
высказываний», разработанный М. Куном и Т. Макпарлендом, был модифицирован
в соответствии с целями исследования. Респонденты должны были дать ответ на
вопрос "Кто Я в науке?" Мы сознательно сужали возможный ассоциативный ряд
рамками конкретной сферы деятельности, направляя, и в какой то мере
управляя, когнитивной работой испытуемых. Допустимость такого моделирования
была продиктована основной исследовательской целью, заключающейся в
выявлении образа себя, складывающейся у современного российского ученого Я-
концепции. Нашей задачей было обобщить индивидуальные данные, выделить
некоторые устойчивые особенности самовосприятия ученых, иными словами,
нарисовать портрет ученого в современной России. Ведь изначально
респонденты были поставлены перед необходимостью взглянуть на себя как на
представителя конкретной большой социальной группы – российского научного
сообщества. Позиция групповой определенности, персонифицированная каждым
представителем этой группы сквозь призму индивидуального самовосприятия,
помогла бы раскрыть внутренний групповой имидж российских ученых.
На вопрос “Кто Я в науке?” ответили 64 респондента (38 мужчин и 26
женщин) в возрасте от 25 до 73 лет. Среди них 19 докторов наук, 35
кандидатов наук и 10 научных сотрудников, не имеющих научной степени. 28
респондентов занимают должность заведующих лабораториями и научными
центрами НИИ и заведующих кафедрами вузов, 31 респондент работает в
должности старшего или ведущего научного сотрудника, всего 5 человек из
опрошенных занимают низшие позиции в должностной иерархии (аспиранты и
младшие научные сотрудники). Таким образом, в выборку вошли люди, о которых
с большой долей уверенности можно сказать, что они состоялись как
профессионалы, достигнув, по крайней мере, внешних атрибутов успешной
профессиональной карьеры в науке.
В предметном плане испытуемые были распределены на основании
классификации РФФИ, за исключением социальных наук, разделение которых
происходило по схеме РГНФ. В выборку вошли представители следующих научных
дисциплин:
- математика, информатика – 10 человек;
- физика, астрономия – 1 человек;
- химия – 1 человек;
- биология – 1 человек;
- науки о земле – 4человека;
- социальные науки – 44 человека, в том числе:
- история – 6 человек;
- экономика – 11 человек;
- философия – 12 человек;
- филология – 1 человек;
- психология – 13 человек;
Хотя и сделана попытка учесть мнения представителей разных научных
дисциплин, безусловный приоритет принадлежит гуманитарным специальностям.
Количество ответов на вопрос «Кто Я в науке?» у различных испытуемых
варьировало: 10 человек написали по 20 номинаций, двое не написали ни
одной. Общее число номинаций было равно 525. Первичная обработка
осуществлялась методом контент-анализа. Все утверждения были отнесены к
одной из 45 категорий (таблица 2).
Таблица 2. Распределение номинаций по категориям.
|№ п/п |Категория |Количество |Доля в |
| | |суждений |процентах|
|1 |Исследователь |49 |11.2 |
|2 |Представитель научной |31 |5.9 |
| |дисциплины | | |
|3 |Автор научных трудов |21 |4.0 |
|4 |Менеджер |20 |3.8 |
|5 |Генератор идей |19 |3.6 |
|6 |Профессионал |19 |3.6 |
|7 |Преподаватель |18 |3.4 |
|8 |Организатор |17 |3.2 |
|9 |Учитель |17 |3.2 |
|10 |Коллега |16 |3.0 |
|11 |Член научных объединений |16 |3.0 |
|12 |Исполнитель |15 |2.8 |
|13 |Культурный человек |15 |2.8 |
|14 |Невостребованный обществом|13 |2.4 |
|15 |Популяризатор науки |13 |2.4 |
|16 |Новатор |12 |2.2 |
|17 |Самореализовавшийся |12 |2.2 |
|18 |Любопытный |11 |2.0 |
|19 |Критик |11 |2.0 |
|20 |Ученик |11 |2.0 |
|21 |Методолог |10 |1.9 |
|22 |Познающий |10 |1.9 |
|23 |Готовый к сотрудничеству |9 |1.9 |
|24 |Пессимист |9 |1.7 |
|25 |Сближающий науку и |9 |1.7 |
| |практику | | |
|26 |Романтик |9 |1.7 |
|27 |Консерватор |8 |1.5 |
|28 |Творческая личность |8 |1.5 |
|29 |Одиночка |8 |1.5 |
|30 |Пользователь Интернета |8 |1.5 |
|31 |Эксперт |8 |1.5 |
|32 |Искатель истины |7 |1.3 |
|33 |Читатель научной |7 |1.3 |
| |литературы | | |
|34 |Эрудит |7 |1.3 |
|35 |Аналитик |6 |1.1 |
|36 |Бедный |6 |1.1 |
|37 |Имеющий ученую степень |6 |1.1 |
|38 |Интеллектуал |6 |1.1 |
|39 |Архитектор будущего |5 |0.9 |
|40 |Молодой |5 |0.9 |
|41 |Получатель грантов |5 |0.9 |
|42 |Сомневающийся |4 |0.7 |
|43 |Средний класс |4 |0.7 |
|44 |Семьянин |3 |0.5 |
|45 |Женщина |2 |0.3 |
| |Итого: |525 |100.0 |


Для обнаружения структуры номинаций, отражающей содержание
представлений ученых о себе, был использован метод иерархического
кластерного анализа. Данные кластеризации показывает, что в первую группу
вошли номинации, характеризующие особенности личности ученого
(«любопытный», «романтик»), ценности научной деятельности («искатель
истины», «архитектор будущего») и выполняемые ученым коммуникативные роли
(«менеджер, «учитель», «критик»). То есть, в представлении респондентов
внутренне связанными выступают индивидуально-психологические черты личности
исследователя, проявляющиеся в проигрывании им своих научных ролей,
описывающих специфику общения в науке. Причем личностные и научно-
социальные особенности научной деятельности «нанизаны» на ценностный
стержень науки, на ее когнитивный компонент. Это логично. Ведь ценности
научной деятельности, как и ценности любой профессиональной, да и не
только, группы вырабатываются в ходе постоянного взаимодействия и
коммуникации участвующих в общении людей по поводу цели и задач совместной
деятельности. А перцептивный компонент научного общения является механизмом
отбора необходимых для продуктивной деятельности индивидуально-
психологических черт исследователя.
Во второй кластер объединились категории, описывающие предметное
основание профессиональной деятельности ученых. Не случайно в эту группу
вошла номинация «профессионал» как одна из ключевых позиций внутреннего
имиджа ученых. Профессионализм в науке конкретизируется через
характеристики содержания исследовательской деятельности («автор научных
трудов», «пользователь Интернета», «генератор идей», «эксперт») и
особенностей творческого мышления ученого («консерватор», «познающий»,
«сомневающийся»).
Третий кластер вобрал в себя категории социального положения ученых
(«бедный», «невостребованный обществом») и обобщенные характеристики
творческого потенциала респондентов («самореализовавшийся», «творческая
личность»). Иными словами, при внешне неблагоприятном положении ученых в
науке продолжают выживать только состоявшиеся личности, достигшие
определенного статуса и накопившие профессиональные знания и опыт.
Интересно, что часть утверждений, описывающих социальное положение ученых,
образовали номинацию «средний класс». По сравнению с другой, более
привычной для нас в течение последних лет переходного периода категории
«бедный», данная номинация свидетельствует о появлении новой тенденции в
финансовом положении ученых. Занятия наукой кроме удовлетворения
собственного любопытства могут приносить определенную материальную
стабильность, хотя, конечно, пока еще не сравнимую с уровнем жизни ученых в
советские годы. Это может быть связано, во-первых, с широким
распространением деятельности по грантам (категория «Получатель грантов»
присутствует во втором кластере, описывающем научные роли), являющимися
неплохим подспорьем к основной зарплате. Во-вторых, данная тенденция,
вероятно, объясняется появлением новых организационных форм науки
(инкубационные центры новых технологий, технопарки, новые возможности в
вузовской науки). По словам А. Г. Аллахвердяна и А. В. Юревича, мнение
которых мы полностью поддерживаем, «Возрождение российской науки возможно
через развитие системы высшего образования (подготовка исследовательских
кадров, усиление научных подразделений в вузах и т.д.) что позволило бы
избежать и превращения России в сырьевой или какого-либо другой придаток
Запада, и интеллектуального тотального ее перерождения, и других форм
общенациональной деградации» [1, c. 196-197]. В-третьих, ощущение себя
средним классом, по всей видимости, связано с использованием новых
информационных технологий и участием в проектах научного сотрудничества
(категория «Пользователь Интернета» также представлена в Я-концепции
ученых). Какова бы ни была причина, но наметившаяся тенденция в имидже
ученых свидетельствует о новом направлении в восприятии себя как
профессионалов. Интересно, что с областью социального положения внутренне
связанной в восприятии респондентов оказался творческий потенциал. То есть
своему неблагоприятному социальному положению в восприятии ученых
противостоит высокий творческий потенциал («Самореализовавшийся»,
«Творческая личность»). Причина незначительной представленности категории
связи науки и общества может заключаться в особенности построения вопроса,
на который отвечали респонденты, описывая представление о своем положении в
науке. Ведь формулировка «Кто Я в науке?» изначально задает рамки
конкретной предметной деятельности. Поэтому, вероятно, оценка субъекта этой
деятельности более широким сообществом сужается. Другое предположение
заключается в том, что мы имели дело с респондентами, продолжающими
профессионально заниматься наукой даже в современных условиях ее
функционирования. Иными словами, вопрос «Уходить из науки или оставаться в
науке?» для этих людей уже решен. Поэтому бедственное нынешнее положение
российской науки подразумевается, но не обсуждается респондентами. Можно
предположить, что механизм творческой самореализации является защитным для
респондентов в условиях отрицательного отношения общества к науке. Важно,
что среди респондентов были, в основном, люди, имеющие ученые степени
докторов и кандидатов наук, и в своем большинстве возглавляющие научные
подразделения. Ориентация на субъективный успех, на признание коллегами
выступает когнитивной стратегией поддержания положительной самооценки, и
как следствие – продолжение ориентации на свою прежнюю профессиональную
группу, в качестве которой выступает научное сообщество.
Итак, кластерный анализ показал, что в представлении ученых о себе
важными являются сферы индивидуально-личностных особенностей исследователя,
его творческого потенциала, ценностей научной деятельности, особенностей
научного общения, предметного содержания научной деятельности и социального
положения ученых.
Интересно, что эмоциональный компонент представлений о себе
практически не присутствует в групповом имидже отечественных ученых. Ученые
не дают оценок своей профессиональной ид

Новинки рефератов ::

Реферат: Особенности активных методов обучения в высшей школе (Педагогика)


Реферат: Отчет о движении денежных средств, его значение в рыночной экономике, техника составления в России и международной практике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности формирования игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников (Педагогика)


Реферат: Международное космическое право (Международное публичное право)


Реферат: Нотариальная палата (Право)


Реферат: Педагогические идеи Яна Амоса Коменского (Педагогика)


Реферат: Места обучения детей с проблемами в развитии (Педагогика)


Реферат: Совершенствование учета труда и его оплаты (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка (Иностранные языки)


Реферат: Первичная клеточная оболочка и ее структурные особенности (Биология)


Реферат: Образ России в лирике А. Блока (Литература)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Грозненская школа живописи (Искусство и культура)


Реферат: Абсолютизм в Австрии (История)


Реферат: Происхождение жизни: абиогенез и панспермия. Гиперцикл. Геохимический подход к проблеме (Биология)


Реферат: Джерела і основні риси права в україні першої половини 19 віку, та початок 20 в. (Государство и право)


Реферат: Дивиденды (Менеджмент)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Сельское хозяйство)


Реферат: Анализ рынка и позиционирование (Маркетинг)


Реферат: Владимир Вольфович Жириновский (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист