GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Культура речи судебного оратора (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура речи судебного оратора (Психология)



Министерство высшего и среднего
профессионального образования
Иргту.

Факультет Бизнеса и права.



РЕФЕРАТ.
на тему: «Культура речи
судебного оратора»



Выполнил студент

Гр. Юр.99-4 (У)
Болотов С.С.
Проверила Преподаватель
Рогоза С.В.



Иркутск 2001.



План.

1. Общие положения о культуре речи стр.1

2. История судебного красноречия стр.2-4

3. Назначение речи судебного оратора стр.4-7

4. Отличительные черты судебной речи стр.7-8
5. Заключение стр.8

6. Литература. стр.9



1. Общие положения о культуре речи

О культуре речи написано много фундаментальных работ. По отношению
каждого человека, к своему языку можно совершенно судить о не только о его
культурном уровне но и о гражданской ценности. По нашей речи наши
собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего
создает портрет, раскрывает его личность. Ведь культура речи неотделима от
общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь
человека – это его своеобразный паспорт.
Культура речи значительно обусловлена культурой мышления и
сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств
выражения, неточность же выражения ведет же к фактическим ошибкам. Поэтому
каждый говорящий, в какой то мере задумывается не только над тем, что он
говорит, но и как говорит.
Почему необходимо особо говорить о культуре речи юриста?
Во-первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств
и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По
утверждениям различных юристов общее образование должно идти впереди
специального, так как юристу в повседневной жизни приходиться сталкиваться
с различными общественными явлениями, в которых подчас более требуются
другие навыки, чем специальные.
О культуре устной судебной речи стоит особенно особо так как в суде
каждое слово играет особую роль и имеет свой психологический эффект который
может склонить решение в ту или иную сторону. Судебная речь имеет целью
способность к формированию убеждения судей и присяжных заседателей. Для
этого она должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями.
Значит первое необходимое качество судебного выступления – ясность.
Чем же достигается ясность? Прежде всего глубоким знанием материала,
четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов.
Ясность – умение говорить доходчиво, доступно о сложных вопросах. Однако не
стоит путать простоту речи и примитивность. Но совершено не терпимы в
судебной речи искусственная красивость, высокопарность. Речь становиться
непонятной неясной, вследствие нечеткого знания материала и низкой культуры
мышления.
Важным качеством судебной речи является ее уместность, то есть
соотнесение речевых средств с целевой установкой, с содержанием речи,
умение построить речь соответственно с теме, задаче, времени, месту,
оратору.
Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна
быть чистой. Чистой признается такая речь в структуре которой нет чуждых
литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и
арготической лексики.

2. История судебного красноречия.

Судебное публичное говорение- одно из самых древних и самых почитаемых на
земле занятий, один из древнейших видов ораторского искусства , и каждая
эпоха, страна, народ вносят свои изменения в него. Местом рождения
судебного красноречия является Древняя Греция.
Первые теоретики судебного красноречия – Горгий, Лисий, Исократ,
Трасимах.
Горгий представлял софисткое направление в ораторском искусстве.
Софисты были прекрасными ораторами, но их организаторское мастерство носило
чисто формальный, показной характер.
Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать
характеры, психологию и стиль клиентов.
Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ,
ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал
судебные речи и обучал молодежь ораторскому искусству.
Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 гг.)
Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов
Элиннов (греков прим. автора) и никогда не менял своих убеждений.

В древнем Риме рассвет судебного красноречия совпадает с последним
периодом республики и заканчивается вместе с ним
Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций
Катон Старший. Историк и агроном, полководец и государственный деятель он
был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах
предельная содержательность.
Знаменитым судебным оратором этого периода был адвокат – Гай
Скрибоний Курион. Судебные речи Марка Антония имели политический характер.
Главное оружие в его защите был пафос.. Антоний обладал способностью
мгновенно оценить обстановку обладая даром импровизации, прибегнуть то к
вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.

Все лучшее чего достигли римские ораторы, сконцентрировано в
мастерстве Марка Тулия Цицерона . одаренный от природы Цицерон придавал
большое значение труду, изучал мастерство греческих и римских ораторов.
Одним из самых важных условий успеха он считал убежденость самого оратора
и стремление убедить суд. Для этого необходимо знание , потому что знание
дает красноречие содержание красноречию, материал для выражения.
В 4 – 6 веке искусство судебной речи развивается в древней Грузии.
Оратор 4 в. видный деятель знаменитой Колхидской риторической школы
Фартадзе считал, что судебная речь должна быть строго аргументирована
юридически.
Яркие страницы в историю мирового судебного красноречия вписали
французские судебные ораторы. Известны такие мастера судебного слова, как
Леметр, Патрю, де Баси, Жербье, Кошен, де Молеонь.
Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине
19 века, после судебной реформы 1864 с введения суда присяжных и присяжной
адвокатуры.

3. Назначение речи судебного оратора.

Монологическая речь проеурора и адвоката – необходимая часть
судебного процесса. Судебный процесс – это разбирательство уголовного дела,
исследование всех материалов, связанных с ним , и проходит он в обстановке
напряженных поисков истины, борьбы мнений процессуальных противников, его
конечная цель – вынести законный и обоснованный приговор по делу, для того
чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому
наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности
и осужден.
В чем назначение судебной речи ? в юриспруденции этот вопрос решается
основе уголовно процессуальных норм. Теоретики уголовного процесса
определяют его как установление истины по делу, содействие формированию
убеждения судей, воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда.
Психологи отмечают, что «судебные речи прокурора и адвоката
обеспечивают:
1) активизацию мыслительной деятельности судей по анализу и синтезу всех
воспринятых в ходе судебного следствия фактов.
2) Помощь в выявлении всех спорных и противоречивых фактов
3) Правильное определение круга вопросов , которые необходимо будет
разрешить в совещательной комнате. ».
Лингвистами назначение речи понимается как целевая установка и как
роль кого-либо, чего-либо в чем –нибудь. В отношении судебной речи
приемлемы оба говоря о назначении обвинительной и защитительной речи,
необходимо определить не только их конкретную цель по делу, но и роль в
уголовном судопроизводстве.
Поэтому следует разграничивать цель судебной речи
на ближайшую и конечную.
Судебные прения , представляющие собой полемику
Публичный спор по материалам конкретного дела, являются подведением итогов
судебного следствия с позицией обвинения и зашиты помогают суду лучше
разобраться фактических и юридических обстоятельствах дела. Основная
функция судебной речи , а значит и выступления судебного оратора ,
воздействие. Помня об этом опытный судебный оратор создаст все условия для
активной мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех
присутствующих в зале суда.
Содержание речи определяется целевой установкой оратора , которая в
каждом конкретном судебном процессе зависит от обстоятельств дела , от
позиции оратора по делу. Прокурор в судебном заседании выступает как
государственный обвинитель, защитник интересов общества и государства. Это
представитель органа надзора и его основная задача – помочь суду оценить
все как смягчающие так и отягчающие обстоятельства, вынести законный и
справедливый приговор. Но это и воспитатель, и пропагандист прав который
вскрывает причины преступлений, разъясняет законы.
Адвокат является защитником прав подсудимого его процессуальная
задача – проанализировать материалы дела с точки зрения защиты, доказать
невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой
органами предварительного расследования. Если же виновность подсудимого
доказана то , адвокат анализирует причины преступления. Таким образом
обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката(судебных
ораторов прим. От автора) служат одной цели установлению истины,
постановлению справедливого решения. В этом ближайшая цель судебной речи.
Участники судебных прений должны не только доказать истину, но и
убедить суд в правильности своей точки зрения. В этом основная задача
судебного оратора.
Убеждение выступает в уголовном судопроизводстве как метод оценки
доказательств , результат познания оно основано на законе и правосознании.
В теории публичной речи убеждение определяется как сообщение, имеющее целью
изменить взгляды адресата. Для этого судебный оратор доказывает
правильность своей позиции, анализирует аргументы процессуального
противника , раскрывает несостоятельность с его точки зрения приводимых
противной стороной доказательств объясняет почему по его мнению суд должен
принять одни доказательства и отвергнуть другие. Слушая речи прокурора или
адвоката судья мысленно вслед за оратором критически прослеживает свой
путь движения к истине, который он прошел в процессе судебного следствия.
Совпадение выводов оратора с личными выводами судей приводит к формированию
у состава суда еще большей уверенности в их правильности. Расхождение же в
выводах заставляет критически оценить ту совокупность доказательств которая
приводится в их подтверждение. Все это способствует формированию убеждения
суда.
Однако назначение судебной речи не исчерпывается установлением истины
по разбираемому делу. Суд, осуществляя правосудие, одновременно проводит
разъяснительно-воспитательную работу. Воспитательная функция суда, который
не только наказывает преступников, но всей своей деятельностью учит всех
присутствующих уважать права, честь и достоинство граждан, определяет
обязанностью судебного оратора - содействовать предупреждению
преступлений, воспитанию в гражданах уважения к законам. Характеризуя и
оценивая отдельные эпизоды преступления, оратор тем самым способствует
глубокому уяснению присутствующими в зале суда гражданами существа дела.
Речи адвоката и прокурора подготавливают слушателей к правильному
восприятию приговора.

4. Отличительные черты судебной речи.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь.
В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько особо по
тематике, а тем более по цели смысловой направленности она отличается от
других жанров публичной речи. Прежде всего судебная ограничена сферой
употребления : это узкопрофессиональная речь произносимая только в суде
Ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат их позиция
определяется их профессиональным положением. Каждая публичная речь включает
в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона , часть
действительности которую характеризует оратор, материал – это факты, дающие
основание конкретно говорить об избранном предмете. «Предметом» судебной
речи является то деяние , за которое подсудимый привлекается к уголовной
ответственности . «Материал» - обстоятельства , связанные с конкретным
преступлением, факты, доказательства.
Мы сказали , что публичная речь несет слушателям определенную
информацию. Судебная же речь менее информативна так как она не содержит
новых неизвестных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия
информация рассматриваемая с точки зрения обвинения и защиты.



4. Заключение.

В заключительной части своего реферата ко всему выше сказанному хочу
добавить что ораторское искусство и судебная речь в частности являются
одним из ключевых моментов в судебных прениях, так как наиболее искусный
оратор может переманить симпатии членов суда и всех слушателей. И я думаю
что современным юристам не стоит пренебрегать искусством речи.



Литература.

1.Издательство БЕК Москва1995 Н.Н. Ивакина Культура судебной речи.







Реферат на тему: Культурное общение в клубных объединениях

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕНЗЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ



Реферат
на тему
«Культурное общение в клубных объединениях»



Подготовила: ст. гр. 4Д2
Бабушкина Я.В.
Проверила: Шагурова Т.А.



Пенза 2003

Содержание:


Содержание: 1
Общая характеристика процесса общения 2
Сущность и особенности клубного общения 2
Структура процесса общения 3
Основные компоненты межличностного общения 5
Функции культурного общения 7
Формы организации общения 9
Свободное общение 9
Общение в клубных стабильных объединениях 9
Общее формирование личности 12
Обусловленность процесса общения 12
Взаимосвязь общения и воспитания 12
Информационно-познавательные возможности общения 14
Общение и формирование ценностных установок 14
Механизмы формирующего влияния людей друг на друга 15
Педагогическое управление общением 18
Особенности управления культурным общением 18
Структура процесса управления 19
Список литературы: 23


Общая характеристика процесса общения



Сущность и особенности клубного общения


Культурное общение предполагает взаимодействие людей и их личностное
развитие. В этом смысле культурное общение демонстрирует обусловленность
формирования личности влиянием окружающей среды.
Участие в разнообразных клубных занятиях и мероприятиях объединяет в
себе удовлетворение потребности в знаниях, эстетическом наслаждении,
творчестве, отдыхе с удовлетворением потребности в общении. Такая
потребность есть у каждого человека, ибо он по своей природе является
существом социальным. Но применительно к клубу мы должны вести речь не о
воспитании потребности в общении как таковой, а о воспитании потребности в
культурном общении, т.е. о переводе потребности с относительно низкого
уровня на более высокий.
Роль общения в жизни людей трудно переоценить. Без него был бы
невозможен сам процесс становления человека как личности и превращения его
в «общественного человека». В ходе общения реализуются общественные
отношения: только в общении они могут стать «действительными отношениями».
Общение является одной из основных форм перехода индивидуального сознания в
общественное и общественного в личное.
Ситуация общения всегда является проблемной. Стремление к общению
возникает, например, в том случае, если человек испытывает затруднение:
налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь
желаемой цели в одиночку, без помощи других людей, он не в состоянии. Так
возникает стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и
взаимодействие.
По признаку содержания той деятельности, которая порождает общение,
можно выделить несколько типичных его видов: общение на уровне
удовлетворения познавательных, эстетических, творческих, развлекательных,
рекреационных потребностей.
В сфере внерабочего времени человек довольно часто входит в общение с
другими людьми безотносительно к какой-либо целенаправленной деятельности.
Так возникает вид общения, получивший название «свободного» общения. Это
общение выступает уже не в форме условия какой-то деятельности, а
становится самостоятельной субъектно-субъектной деятельностью.
Применительно к клубной практике следует различать два
самостоятельных вида общения: социально ориентированное и личностно
ориентированное.
Социально ориентированное общение – это тот случай, когда один или
несколько человек вступают в контакт с относительно большой группой людей'.
Наладить связь по принципу «тет-а-тет» субъекты общения в этом случае не
могут. Инициатива здесь распределена неравномерно: субъектно-субъектная
связь имеет много элементов субъектно-объектного взаимодействия. Одни
находятся в более активной, другие в менее активной позиции. Типичным
примером такого общения является общение в массово-аудиторных формах
клубной работы.
Личностно ориентированное общение строится иначе. Оно направлено на
формирование сознания и поведения отдельной личности. Здесь не может быть
установки на «среднего» субъекта. Это процесс, предполагающий передачу
сообщений вполне определенным людям и требующий их обязательной ответной
реакции. Личностно ориентированное общение бывает как «свободным»
(установление контакта не связано с какой-либо деятельностью), так и
«деятельным» (контакт устанавливается в ходе предметно-практической
деятельности).
По признаку организации также следует различать два самостоятельных
вида общения. Первый из них происходит в рамках непостоянных групп, второй
– в рамках стабильных объединений. Во втором случае контакты отличаются
большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Члены группы
связаны единой, регулярной деятельностью. Поскольку люди хорошо знают друг
друга, уменьшается действие случайных факторов.
По сравнению со свободным нерегламентированным общением общение
внутри постоянной группы – более продуктивный вид клубных контактов,
обладающий большими воспитательными возможностями. Однако это не означает
необходимости обязательного подтягивания одного вида общения до уровня
другого. Каждое из них выполняет свою общественно полезную функцию и имеет
право на самостоятельное существование.
Общение в условиях клуба, в каких бы конкретных формах оно ни
развивалось, всегда представляет собой разновидность культурного общения.
Оно имеет четко выраженную общественно полезную направленность: люди
стремятся к расширению своих взаимосвязей и к сознательному использованию
совместной культурной деятельности для самосовершенствования.
Клубное общение является формой неофициальных и нормативно
нерегламентируемых взаимодействий. Здесь человек встречается с другим
человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью.
Отсюда еще одна особенность общения – высокий уровень эмоциональности. Во
всяком случае, эмоциональная насыщенность тут гораздо больше, чем в сфере
делового общения.
Клубное общение обусловлено не внешней необходимостью, а внутренними
личностными импульсами.
Важное качество клубного общения – его добровольный характер. Человек
включается в контакты по собственному желанию и сам, добровольно обязуется
подчиняться установленным правилам. Понятно, что в таких ситуациях люди
легче поддаются воспитательному влиянию, охотнее принимают выдвигаемые
группой требования. Сравнивая клубное общение с другими типами
коммуникаций, следует отметить, что в клубе возникают поистине идеальные
условия в отношении свободы выбора партнеров, вида и формы коллективных
занятий.
Клубное общение доставляет людям глубокое удовлетворение тем, что при
этом снимается целый ряд так называемых «личностных напряжений».
Устраняется и неопределенность, зачастую возникающая в сфере
индивидуального существования: человек получает ответы на интересующие его
вопросы (информационно-познавательный аспект); утверждается или
разуверяется в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностный
аспект); удовлетворяет свои эмоциональные потребности, и прежде всего
потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональный аспект); получает
возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем
обычном кругу (коммуникативный аспект); удовлетворяет потребность в общении
с людьми, которых он сам выбрал и от общения с которыми получает
наслаждение (гедонический аспект); включается в сферу коллективного отдыха
и развлечений (рекреационный аспект).


Структура процесса общения


Неразрывно связанное с деятельностью, общение имеет аналогичную с ней
структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым
рядом особенностей.
В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом,
на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он
тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии
здесь не одного, а двух или нескольких субъектов. Таким образом, в общении
мы сталкиваемся с субъектно-субъектными отношениями.
Как и любое проявление личной активности, общение имеет определенные
побудители. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние побудители – это наши личностные потребности. Они
осознаются – и как осознанные потребности становятся мотивами практического
поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в
контакт с другими людьми, для того чтобы удовлетворить какие-то духовные
запросы: обменяться информацией, выработать единую линию поведения,
включиться в групповую деятельность и т. д.
К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые
способны активизировать наши потребности, привести в деятельное состояние
соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в
контакты.
Посредниками между взаимодействующими субъектами являются предметы
общения. В условиях клуба это могут быть: научные знания и
концентрированный человеческий опыт – в их различных проявлениях;
результаты ценностно-ориентационной деятельности (мнения, суждения, оценки,
идеи); процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия,
самоценные процессуально (система клубного отдыха и развлечений).
В сфере культурного досуга предмет деятельности и предмет общения
могут совпадать (хотя в ряде случаев дело обстоит иначе). Нередко общение
абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную
деятельность, – в этой ситуации его основным «предметом» становится
передача той или иной информации. Передача информации выполняет здесь не
подсобную, а ведущую роль.
В клубе функция общения резко повышает свой удельный вес.
Деятельность в утилитарно-практическом смысле довольно часто начинает здесь
служить лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое прежде всего
как речевое взаимодействие, превращается в деятельность. На этой основе
существуют многие виды большой и перспективной области клубной работы,
именуемой «свободным, нерегламентируемым общением».
Таким образом, особенностью клубного общения является то, что в
целом ряде случаев оно совершается ради общения, т. е. становится не
сопутствующей, а основной деятельностью.
В клубных занятиях и мероприятиях, представляющих собой органическое
единство двух относительно самостоятельных компонентов – предметно-
практической деятельности и общения между ее участниками, – соотношение
и удельный вес этих компонентов может быть самым различным. Такое положение
обусловлено рядом факторов.
Прежде всего соотношение зависит от вида занятий. В ряде занятий для
людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так в
просветительно-образовательной работе человека в основном привлекают те
новые знания, которые он получает.
В занятиях другого вида результат и процесс деятельности имеют
примерно одинаковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство
культурно-творческих занятий.
Для третьего вида занятий характерно то, что результат не
представляет для участников самостоятельной ценности, важен и привлекателен
сам процесс деятельности. К такому виду относятся развлекательно-игровые
формы занятий. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости
«процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми,
вовлеченными в то или иное занятие.
Отмечая важную роль отношений, нельзя умалять и формирующего влияния
предметной деятельности. Важно не только то, с кем человек общается, но и
то, на какой практической основе развертывается это общение. В этом смысле
деятельность выступает в качестве средства воспитания и оказывает влияние
на всех, кто является ее субъектом. Однако она воспитывает прежде всего
как деятельность коллективная, т. е. как совокупность человеческих
отношений.
При всей своей близости деятельность и общение не должны
идентифицироваться. Сколь бы широко мы ни трактовали предметно-практическую
сторону занятий, она, никогда не заменит собой их социально-психологической
стороны. Более того, игнорирование межличностного аспекта приводит к
искаженному пониманию и самой практической деятельности. Даже хорошо зная
реальные действия организаторов клубной работы, нельзя только по этим
действиям судить об их влиянии и об эффективности того или иного
воспитательного фактора.
Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен
информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет
свою систему средств.
Первостепенную роль здесь играет язык, речь. Существование двух
основных видов культурного общения в клубе – «деятельного» и «свободного» –
обусловливает соответствующие функции речевого воздействия. В первом случае
оно является частью более-сложной деятельности и выступает в качестве
средства достижения какой-то внеречевой цели. Во втором система речевых
воздействий становится самоценной и функционирует как самостоятельная
деятельность со всеми присущими ей атрибутами.
В процессе клубного общения большой удельный вес имеют диалогические
формы речи. Обязательное условие нормально развивающегося диалога –
взаимовнимание: собеседники должны слушать и «слышать» друг друга.
Живое слово в процессе культурного общения опирается на переживаемые
людьми чувства, эмоции. Эмоции могут выражаться интонационно, мимически и
пантомимически. Для межличностного общения характерна богато интонированная
речь. Лишенная интонации, она ничего не говорит об отношении человека к ее
содержанию. Интонирование помогает лучше передать сообщение, акцентирует
наиболее важные его части, т. е. по-своему руководит восприятием. Жесты и
мимика тоже входят в «язык чувств» и помогают сделать общение более
действенным.
Поскольку культурное общение в конечном счете представляет собой
своеобразную «обработку людей людьми», его результат следует искать в тех
изменениях, которые происходят во взаимодействующих субъектах. Изменяться
может и сознание и поведение личности.


Основные компоненты межличностного общения


Как самостоятельный процесс культурное общение включает в себя три
основных компонента: восприятие, взаимодействие, взаимоотношение.
В современной психологии восприятие человека человеком понимается
как непосредственное отражение их друг другом. Этот процесс пронизывает
общение от начала до конца.
При установлении взаимодействия в процессе общения человек всегда
исходит из определенных личных потребностей, интересов, устремлений. Всех,
с кем у него есть возможность установить взаимодействие, он относит к
определенным категориям и в соответствии с этим строит с ними
взаимоотношения.
Личность как партнер по общению может представлять для нас различную
ценность. В основном оценка здесь идет по морально-личностным качествам,
информированности, по роду любительских увлечений, по складу характера, по
физической привлекательности.
Восприятие во многом предопределяет содержание и результаты общения.
Во-первых, от него зависит то, с кем именно мы будем взаимодействовать. Во-
вторых, восприятие решающим образом влияет на достижение согласованности в
действиях. В-третьих, восприятие и связанные с ним понимание и
взаимопонимание определяют уровень удовлетворенности общением в целом.
Восприятие всегда обусловлено тем, какие конкретные цели мы
преследуем, что именно ищем в других людях. Как показывает опыт, оценка
партнера по клубному общению менее чем в иных сферах жизнедеятельности,
зависит от его «делового» положения. Свободные занятия ставят всех,
независимо от положения, в равные позиции. Отсюда – более быстрая
«пристройка» людей друг к другу. Оценка и отношения складываются без всякой
предвзятости: на них не влияют никакие привходящие обстоятельства.
Структуру взаимодействия можно представить в качестве трехчленного
процесса. Первый его элемент – налаживание связей. Второй элемент – прием и
оценка информации. И третий – принятие решения и последующие практические
совместные действия субъектов.
Любое взаимодействие начинается с установления связи. Без этого
невозможен ни обмен информацией, ни формирование благоприятных для общей
деятельности отношений. Связь почти всегда носит комплексный характер:
включает в себя осведомление, эмоции, побуждение к действию. В зависимости
от конкретной направленности общения один из этих компонентов становится
ведущим. Мы можем выдвигать на первый план разные задачи: сообщить своему
партнеру какие-то новые сведения, пробудить в нем определенные
переживания, склонить к определенным действиям или образу поведения.
Клубное общение может характеризоваться процессами единения или
разъединения. Соответственно и взаимодействие способно быть по своим
результатам не только положительным, но и отрицательным. Для клубных
ситуаций последнее является сравнительно редким, однако оно существует, и
это приходится учитывать и в теории, и в практике организационной и
воспитательной работы.
Несмотря на то, что свободное общение изначально ставит людей в
равные позиции, степень проявления их активности может быть различной.
Здесь мы вплотную подходим к проблеме распределения инициативы
взаимодействующих субъектов. Анализ опыта показывает, что позиции, в
которые попадает человек в процессе общения, зависят от ряда обстоятельств.

Прежде всего, большое значение имеют цели и намерения тех, кто
вступает в контакт. Если человек заранее ориентирует себя на выдачу
информации и у него есть для этого основания, он вполне естественно
становится лидером разговора (диалога, беседы и т. д.). И наоборот: тот,
кто предпочитает «добывание новой информации», играет в общении более
скромную роль.
Дело значительно осложняется, если на инициативу претендуют сразу
несколько человек. Здесь возможны разные варианты. Один из них –
поочередное владение инициативой. Второй – борьба за инициативу, в
результате которой она переходит в руки одного из партнеров.
Несколько иначе происходит распределение инициативы там, где общение
опосредовано предметно-практической деятельностью. В таком случае каждый,
ориентируясь на статус другого, подбирает для себя соответствующую роль и
позицию.
При предметно-практической деятельности в рамках стабильной общности
мы наблюдаем несколько видов воздействия людей друг на друга, Прежде всего,
здесь, как и при свободном общении, имеет место информирование и
взаимоинформирование. Решение сложных задач, связанных с совместной
деятельностью, почти всегда предполагает инструктирование, в процессе
которого уточняются способы взаимодействия и функции действующих лиц.
Третий вид воздействий – стимулирование человека на определенные
практические шаги или образ поведения. В коллективных занятиях
любительского типа этот вид воздействия играет ведущую роль. Там, где все
построено на полной добровольности, нельзя обойтись только информированием
и инструктированием. Здесь особенно важно, чтобы человек сам захотел
действовать в нужном направлении. А для этого надо повлиять на его
потребности и на его мотивационную сферу, что и составляет основную функцию
процесса стимулирования.
Клубное общение – это такой вид взаимодействия людей, в котором они
выступают по отношению друг к другу одновременно или последовательно и
объектами и субъектами.
Разные люди проявляют в процессе общения разную степень активности.
Это зависит от целого ряда факторов, и, прежде всего – от уровня
подготовленности к активному культурному сотрудничеству. Есть и еще один
важный момент. Воспитание в процессе свободных контактов во многом
основывается на возникающем под воздействием ближайшего окружения
самоизменении индивида. Так что любой человек выступает как субъект
формирующего влияния, которое обращено и на других, и на самого себя.
В результате взаимодействия между людьми возникают определенные
взаимоотношения. Это третий и наиболее важный компонент любого общения. По
своей психологической сути общение и есть практическое выражение
установившихся взаимоотношений. И не случайно социальная психология
квалифицирует взаимоотношения как основную, определяющую сторону общения.
Термин отношение употребляется в двух смыслах. В первом понимании
отношение квалифицируется как выражение позиции человека к различным
объектам окружающего мира. Отражая в себе общую социальную направленность
личности, такое отношение проявляется в форме потребностей, интересов,
ценностных установок и взглядов личности. Отношение во втором смысле – это
взаимосвязь и взаимозависимость между людьми.
В отличие от отношения к предметам и явлениям, отношение человека к
другим людям имеет взаимный характер и выступает как взаимоотношение.
Сложившиеся и складывающиеся в процессе культурного общения
межличностные отношения можно разделить на три основных вида.
Первый вид – формальные, или, как их еще называют, функционально-
деловые, отношения. Даже самая простая деятельность невозможна без
продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости,
без определенных требований друг к другу. Эта структура создается для того,
чтобы сделать общность управляемой и успешно выполнять поставленные задачи.
Формальная структура всегда базируется на более или менее развитой
структуре неформальных отношений. Между ними в условиях клуба существует
ярко выраженная зависимость: неформальные отношения с самого начала
рождаются на базе какого-то делового взаимодействия. Психологическую
природу неформальных отношений можно объяснить следующим образом. В
условиях добровольной и интересующей всех деятельности люди никогда не
строят свои контакты на чисто функциональных началах. Это противоречило бы
как природе досуга вообще, так и сути свободных любительских занятий. Вот
почему здесь обязательно возникает разветвленная система взаимооценок
и практических позиции (они могут иметь положительный, индифферентный или
отрицательный характер).
Третьим видом межличностных отношений являются отношения
избирательные. Это наиболее высокая разновидность положительного отношения
людей друг к другу; Практически они выступают в форме товарищества или
дружбы и предполагают не только симпатию, но и внутреннюю близость,
откровенность, доверие.


Функции культурного общения


Разобравшись в том, что представляет собой культурное общение по
своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его
основных функций.
Прежде всего, следует вычленить познавательную функцию. Только в
процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают взаимную
информацию и программируют в соответствии с нею свое практическое
поведение.
Общение выполняет и объединяющую функцию. Когда люди не могут
осуществить свои цели индивидуально, общение способствует объединению
усилий и придает деятельности коллективную форму.
В непосредственной связи с объединяющей функцией находится функция
дифференциации личностного поведения. Каждый выступит в наиболее выигрышной
для него самого и для всего коллектива роли.
Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит
информационной функции. Основным содержанием культурного взаимодействия
является обмен определенными ценностями, и, прежде всего – осведомительной,
эмоциональной и регулятивной (направляющей, вносящей порядок) информацией.
Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией: в процессе
общения всегда происходит взаимный контроль и исправление поведения.
Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение
установленным в ней правилам.
В условиях клуба культурное общение имеет еще одну специфическую
функцию – рекреационную.
Чтобы обеспечить выполнение этого условия, очень важно учитывать и
сознательно использовать объективный закон единства общения и обособления
личности, видеть его конкретные проявления.
Обособление идет как в уединении, так и в общении, и сводится к
определению личной позиции, позволяющей человеку утвердить собственную
индивидуальность. Это – отличие себя от других, выделение себя из общности.
Практически обособление и общение составляют неразрывный процесс:
обособление формирует особенности личности – общение проявляет и развивает
их.
Обособление является необходимым условием не только для саморазвития,
но и для самоутверждения личности в группе. Благодаря ему человек занимает
активную позицию в микросреде, где всегда перекрещиваются функции объекта
и субъекта.


Формы организации общения



Свободное общение


В условиях современного клуба культурное общение может выступать в
самых разнообразных организационно-методических формах.
Свободное общение – это вполне самостоятельный компонент клубной
жизни; его нельзя подключать к другим видам занятий в виде некоего
дополнения.
Свободное общение тесно связано с развлекательно-игровыми занятиями.
В том виде деятельности общение занимает такое большое место, что само по
себе развлечение становится зачастую не более чем поводом к удовлетворению
потребностей в общении.
Развлекательно-игровое общение обладает некоторым специфическими и
даже уникальными чертами. Прежде всего, ему свойственны особый демократизм,
неофициальность, легкость установления межличностных связей. Игровые
контакты снимают застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность,
чопорность, и другие качества, не редко мешающие завязыванию новых
знакомств и закреплению дружеских отношений.
Как специфический вид общения, игровые контакты обладают
информационно-воспитательными возможностями.
В очень многие игры ограниченно вплетается бытовая беседа. Несмотря
на ее кажущуюся мимолетность и некоторою легковесность, она зачастую
позволяет обменяться интересными новостями и обсудить значительные события.
Игровая компания, особенно в устойчивом, постоянном составе, – это
микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью.
Вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы могут стать весьма
влиятельными и авторитетными.


Общение в клубных стабильных объединениях


Как уже отмечалось выше, свободное общение, развиваясь, вызывает
потребность в более тесном объединении на основе конкретного общего
интереса. На этой основе нестабильные и полустабильные группы закономерно
превращаются в более организованное и прочное объединение. Здесь мы
сталкиваемся с частыми случаями проявление общесоциологического закона
взаимосвязи общения и обособления. Развитие общения предполагает создание
автономной общности, а это уже обособление, ибо группа выделяет себя из
остального окружения.
Добровольно объединяясь для совместного проведения досуга по
интересам, люди видят одну из главных целей для создания наилучших условий
для самосовершенствования. Совместная деятельность неизменно повышает
культурный потенциал общения: эпизодическая работа над собой получает более
глубокую образовательную направленность, потребление духовных ценностей
дополняется попытками самостоятельного творчества и т.д.
Несмотря на то, что клубные общности чаще всего состоят из людей, уже
знакомых друг другу по работе или по месту жительства, новый вид контакта
открывает ранее неизвестные качества, черты характера, способности даже в
близких товарищах. По мере развития общения в коллективе происходит
образование различных «неформальных» подгрупп. Эти подгруппы могут
совпадать и не совпадать с ранее имевшимися взаимосвязями, поскольку в
новой ситуации возникают дополнительные основания для личных симпатий и
антипатий. Критерии оценки людьми друг друга базируются, прежде всего, на
личностных качествах человека: душевной чуткости, отзывчивости,
откровенности и других достоинствах, особенно ценимых в общении.
Ничто так не способствует воспитанию личности, как ощущение своей
нужности товарищам, как осознание зависимости личных успехов от общих
достижений коллектива.
Создание хорошей атмосферы в коллективе развивает в каждом сознание
зависимости от общественного мнения, умение подчинять личное поведение
коллективным требованиям. При этом успешное формирование личности возможно
лишь при условии, что цели объединения вытекают из больших общественно-
политических целей и, следовательно, каждый этап коллективной жизни
является фактором, воспитывающим общественно активного человека.
Ничто так не способствует воспитанию личности, как ощущение своей
нужности товарищам, как осознание зависимости личных успехов от общих
достижений коллектива.
Создание хорошей атмосферы в коллективе развивает в каждой сознание
зависимости от общественного мнения, умение подчинять личное поведение
коллективным требованиям. При этом успешное формирование личности возможно
лишь при условии, что цели объединения вытекают из больших общественно-
политических целей и, следовательно, каждый этап коллективной жизни
является фактором, воспитывающим общественно активного человека.
Требовательность коллектива к отдельным его представителям превращает
всех в активных участников воспитательного процесса. Приводя в движение
внутренние источники воспитания, общественное мнение приучает человека к
действенному самоконтролю и работе по самосовершенствованию. Основная
ценность общественного мнения заключается в том, что оно способствует
формированию системы нравственного сознания и опирается на него.
Поддерживаемые общественным мнением, нормы поведения закрепляются в виде
убеждений и привычек, и таким образом превращаются из внешних во внутренние
стимулы поведения.
Общественное порицание, в силу специфических особенностей клубного
коллектива, используется реже. Однако это отнюдь не означает его
ненужности. Коллектив не может относиться безразлично к серьезному
нарушению нравственных норм. Он может единодушно и непреклонно потребовать
от личности ответа за совершенные поступки. Человек не способен остаться
безразличным к мнению товарищей, – он обычно тяжело переживает их
неодобрение. Статусный дискомфорт задевает совесть, гордость, чувство
личного достоинства. Общественное осуждение означает для провинившегося
отказ в уважении и доверии окружающих. Человек не может обрести душевный
покой до тех. пор, пока окружающие не вернут ему свое расположение, не
восстановят е ним добрые товарищеские отношения. Если этого не происходит,
пребывание в коллективе становится практически невозможным.
К числу важнейших факторов, регулирующих поведение людей в
самодеятельном коллективе, относятся и коллективные традиции. Коллективные
традиции могут успешно использоваться в целях сплочения любительской
группы, укрепление межличностных отношений, обогащение содержания и
структуры общения.
Традиции пронизывают собой общение и деятельность, сохраняя в них
установленный порядок и регулируя их. Практически это выражается в
побуждении к определённой деятельности, в сдерживании активности,
противоречащей целям и задачам коллектива.
Одной из важных характеристик самодеятельного объединения как
воспитательного коллектива служит уровень его эмоциональной жизни. Очень
важно, чтобы все, что делается в коллективе, было пережито, прочувствовано,
пропущено через сердце каждого из его участников. Здесь мы вплотную
подходим к роли таких социально-психологических явлений, как коллективное
переживание и коллективное настроение.
По своей психологической сути переживание и настроение имеют много
общего. И это вполне понятно: ведь настроение есть не что иное, как
результат разнообразных переживаний.
Эмоциональные переживания и настроения группы сохраняют такие
характерные качества личностных переживаний и настроений, как
импульсивность и динамичность. Вместе с тем они приобретают ряд новых
особенностей, среди которых следует особо отметить заразительность,
умножение силы проявления, устойчивость. В то же время коллективные
переживания и настроения отличаются большей податливостью, чем другие
социально-психологические явления, они гораздо легче и быстрее поддаются
трансформации. Эта особенность делает их открытыми как для положительных,
так и для отрицательных воздействий. Все зависит от того, какие факторы
окажутся доминирующими.
Так, общий эмоциональный подъем обладает большой побудительной силой.
Его способность захватывать человека целиком может быть использована в
качестве могучего рычага для развития буквально всех сторон человеческой
психики: взглядов, убеждений, чувств, привычек.
Коллективное переживание и коллективное настроение являются
действенными факторами влияния на личность во всех видах человеческого
общения. Однако в сфере свободных клубных взаимосвязей они имеют особое
значение. Это значение обусловлено характером межличностного общения на
досуге, которому присуща высокая эмоциональная насыщенность.
Привлекательность коллективной деятельности и общения намного
повышается, когда содержание и форма их не предлагаются «сверху», а
определяются самими участниками.
В возникновении и развитии коллективных переживаний очень важную роль
играют подражание и эмоциональное «заражение» друг друга одним и тем же
чувством. Это взаимовлияние становится особенно сильным при совпадении
мотивов деятельности.
Не менее важное значение имеет внутреннее содержание мотивов, и,
прежде всего соотношение их субъективной и объективной значимости.
Также важную роль в воспитательной направленности общения играют
четкость и слаженность в организации занятий. Благодаря им возникает
своеобразная эстетически привлекательная основа для дружного подключения к
совместной деятельности: общее дело буквально захватывает каждого, никто не
хочет оставаться в позиции стороннего наблюдателя.
Направленному формированию коллективных переживаний способствует
специальное введение в совместную деятельность разнообразных эстетических и
игровых элементов.
Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности
проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих
себя, уверенность в своих силах, – и это медленно отражается на характере
межличностных отношений.
Завершая разговор об основных организационных формах культурного
общения, отметим, что в совокупности своей они составляют развитую систему,
позволяющую людям в каждом конкретном случае выбрать для себя наиболее
подходящий и удобный вариант использования свободного времени.


Общее формирование личности



Обусловленность процесса общения


Межличностные взаимосвязи – это такая сфера человеческой жизни, в
которой социальный мир отражается во всем его многообразии. Не случайно в
марксистской теории подчеркивается, что «люди, сознательно или
бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из
практических отношений».
Взгляды, убеждения, привычки человека – словом, все, что относится к
его внутренней позиции, – неизменно отражают то объективное положение,
которое личность занимает в системе доступных ей общественных отношений.
«Устройство группы, характер взаимоотношений между ее членами служит для
индивида своеобразной моделью общества вообще. Индивид, свободно и хорошо
чувствующий себя в своих первичных группах, обычно против, там, где
человеческие отношения не клеятся, у людей нередко вырабатывается
настороженно-недоверчивое отношение и к обществу».
Воспитательные возможности общения обусловлены взаимозависимостью
между совокупностью свойств самой личности и системой ее межличностных
отношений. «В сущности, моральное качество, свойство личности есть не что
иное, как много раз повторенное и в результате этого закрепленное в системе
привычного нравственного сознания и привычных действий человека отношение».
Механизм воспитывающего общения можно условно представить в виде
следующей схемы.
Все начинается с человеческих потребностей. Для удовлетворения их
люди вступают в определенные взаимодействия. В процессе взаимодействий
рождается система отношений к различным объектам окружающего мира, и в
первую очередь к людям, с которыми человек непосредственно общается.
Взаимодействие никогда не является разовым – оно периодически повторяется,
отражаясь в сознании субъектов. Поэтому отношения закрепляются в виде
взглядов, идей, установок, норм, которые и начинают определять все
практическое поведение личности.
Необходимо отчетливо понимать складывающуюся в общении зависимость
между внешними и внутренними условиями Внешние условия – реальные
взаимосвязи и место, занимаемое человеком в системе межличностных
отношений, – играют весьма важную роль. Однако сами по себе они еще не
обеспечивают формирования личности. Второй полюс – внутренняя позиция
человека. Именно она показывает, как индивид относится к своем
общественному статусу, доволен ли им, и если нет, то каковы его желания и
стремления.
Внутренняя позиция личности, вне всякого сомнения, – ключевой момент
воспитательного процесса. Влияние непосредственного окружения становится
действенным только тогда, когда он отражается в личностной сфере, сфере
человеческих потребностей и мотивов деятельности. Мы сталкиваемся здесь со
сложным переплетением объективных и субъективных факторов, и задача
заключается в том, чтобы сделать их управляемыми.


Взаимосвязь общения и воспитания


Самосознание личности развивается под влиянием двух основных
факторов. Одним из них является интроспекция, открывающая человеку свое
«я», в результате ее мы получаем новые или более точные представления о
свойствах собственной личности. Второй фактор – оценка нас другими людьми;
эта оценка корректирует результаты внутреннего самоанализа, помогает
сделать их точнее и объективнее.
Очень важную роль в полноценном осознании человеком самого себя
играет коллектив, членом которого он является. Коллектив дает возможность
проанализировать свое поведение, внимательно всматриваясь в зеркало
общественного мнения. Человек обычно так и поступает: характеризуя себя или
других, он подразумевает не личность вообще, а личность в системе ее
непосредственных взаимосвязей.
Применительно к взрослому субъекту клубного общения процесс
самосознания начинается отнюдь не с нулевой отметки. Однако клуб вносит в
этот процесс очень специфический вклад: человек получает здесь возможность
познать и оценить себя по таким параметрам, которых нет или почти нет в
иных сферах его жизнедеятельности.
В зависимости от знания самого себя формируются наши способности к
оценке других людей. Н.Г. Чернышевский отмечал, что тот, «кто не изучил
человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Между
тем правильное восприятие ближайшего круга общения является предпосылкой
для установления полноценных межличностных отношений.
На основе самосознания и тех характеристик, которые он получает
извне, от других людей, у человека формируется самооценка. Она имеет очень
большое значение для всей практической деятельности.
С оценкой человеком самого себя неразрывно связано самоуважение. Это
– результат всей системы самооценок. Самоуважение означает, что человек
положительно относится к себе как к личности.
Самосознание, самооценка и самоуважение личности – это факторы,
которые приходиться и учитывать и корректировать в процессе воспитательной
работы. Воспитание не может быть, эффективным, если оно не опирается на
достоверную информацию о внутреннем состоянии объекта. Это справедливо и по
отношению к рассматриваемому процессу формирования личности в общении,
через общение и средствами общения.
В плане духовного развития индивида самосознание и самооценка очень
важны как предпосылка эффективного самовоспитания.
Общение – это очень мощный фактор пробуждения и формирования
личностных потребностей. Наблюдая деятельность других, знакомясь с ними как
с партнерами по досугу, включаясь в совместные занятия, человек неизменно
переживает определенные состояния, проявляющиеся в форме желаний, влечений,
стремлений, интересов.
Общение, таким образом, выступает в качестве внешнего стимула,
побуждающего человека к какой-то новой деятельности, к новому стилю
поведения.
В процессе общения человек удовлетворяет одну из важнейших своих
потребностей – потребность в самоутверждении. При определенных условиях это
потребность может стать решающим фактором саморазвития и самовоспитания
личности.
Следующий фактор развития способностей человека зависящий от
межличностного общения, – самовыражение. На самовыражении базируется и
самоутверждение личности.
Человек выражает себя во всем – в словах, действиях, поступках, в
повседневном поведении. И на каком-то этапе своего развития он уже не в
состоянии делать это изолированно, наедине с собой. Для того чтобы мы могли
выразить обуревающие нас мысли и чувства, нам нужны другие люди, которые,
выслушав, посочувствовав, откликнувшись, оценив, дают нам возможность
проявить самих себя. Короче говоря, самовыражение и самоутверждение, как и
самопознание, обязательно предполагают для своей реализации межличностное
общение.
Очень многое зависит от особенностей мотивации, побуждающей к
самоутверждению. Стремление занять одно из ведущих мест в коллективе может
быть связано с правильной оценкой своих организаторских и творческих
способностей, со стремлением принести как можно больше пользы всему
коллективу. Но мотивация может быть и совсем иной. Себялюбие, эгоцентризм,
чувство собственной исключительности способны привести к самым извращенным
формам завоевания популярности.
Общение, как мы уже отмечали, является одним из основных стимуляторов
самовоспитания.
Следует отметить, что далеко не всякие отношения могут активизировать
самовоспитание. Человек обычно равняется лишь на ту группу людей, которую
ценит и уважает, поэтому особенно значимы личностно-избирательные
отношения.
Самовоспитание начинается там, где человек глубоко переживает
необходимость работы над собой. Именно на этой почве зарождается основная,
побуждающая к самовоспитанию сила, неудовлетворенность самим собой.


Информационно-познавательные возможности общения


Проблема общения, как мы уже знаем, неразрывно связана с проблемой
культуры, и в первую очередь с тем ее аспектом, который касается накопления
человеком духовных ценностей.
Развертывающееся в клубе общение можно рассматривать как процесс,
включающий в себя обработку, накопление и выдачу информации. Он имеет ярко
выраженную осведомительную направленность и играет важную роль в развитии
личности.
Анализировать клубное общение как информационный процесс можно в
нескольких аспектах.
Клубные контакты развертываются в те моменты жизни, когда человек
свободен от забот по удовлетворению своих основных потребностей. Это
накладывает отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на
первый план, другие отодвигаются на второй или вовсе вытесняются. Тем не
менее, общий объем проходящей здесь информации остается довольно широким.
С использованием средств массовой информации и непрерывно
расширяющимся самообразованием у людей, клубное общение становится все
более содержательным и разносторонним.
Характерными чертами клубного общения являются: свежесть информации,
локальность информации, экспрессивность и эмоциональность.
Клубное общение как информационный процесс имеет двухстороннюю
структуру: человек не только получает, но и передает информацию. Последнее
также становится духовной потребностью, удовлетворение которой следует
считать одной из необходимых задач современного клуба. Опыт показывает, что
индивидуальное саморазвитие личности протекает наиболее успешно, если в
ходе его перекрещиваются функции объекта и субъекта.


Общение и формирование ценностных установок


Как уже отмечалось выше, в ходе общения не только обмениваются
событийной информацией, знанием и опытом, но и вырабатывают ко всему этому
то или иное отношение. Оценивая объекты, мы размышляем над ними и осознаем
их значимость для себя, для группы и для общества в целом. Совместное
осмысливание информации и формирование на этой основе оценок и установок
существенно активизирует процесс перехода сложившихся в обществе идей,
взглядов, норм поведения во внутренний мир личности. Вот почему,
рассматривая роль общения в системе формирования личности, мы не можем
обойти вопрос об общении как условии и процессе выработки систем ценностей.
Духовные ценности, прежде чем они будут приняты личностью,
обязательно соотносятся с ее потребностями, идеалами и устремлениями. Этот
процесс может иметь не только личностный, но и групповой характер.
Важное достоинство коллективного осмысления событий и фактов связано
с особым характером мышления, развертывающегося в клубном объединении.
Можно сказать, что личность обретает здесь новые, дополнительные свойства.
Если при индивидуальном размышлении результаты интеллектуальной
деятельности целиком зависят от уровня знаний и степени развития
познавательных сил индивида, то при коллективном анализе процесс осмысления
активизируется и углубляется за сет взаимодополнения знаний и мнений.
Культурное общение помогает людям правильнее ориентироваться в
событиях и тенденциях внутренней и международной жизни.
Всякое общение и взаимодействие, как мы уже знаем, вызывают заражение
чувствами друг друга и подражание друг другу. В результате эмоциональных
взаимовлияний происходит своеобразная «разгонка» переживаний. Посредством
положительных или отрицательных эмоций, возникающих в ходе обсуждения
информации, закрепляется и углубляется воздействие этой информации на
личность.
В социологии и социальной психологии существует понятие «внутренней
комфортности». Суть его сводится к податливос

Новинки рефератов ::

Реферат: Бизнес-план АОЗТ "Рейнбоу" (Менеджмент)


Реферат: Теория государства и права (Контрольная) (Теория государства и права)


Реферат: Исследование возможности извлечения редких металлов из золы-уноса ТЭЦ (MS Word 97) (Технология)


Реферат: Конституционные основы статуса президента (Право)


Реферат: Общение (Психология)


Реферат: Наследование (Право)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда (Культурология)


Реферат: Ответы на вопросы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Мезозойская эра. Триасовый период (История)


Реферат: Производственные технологии современной товарной продукции(пиво) (Технология)


Реферат: Учет денежных средств и расчетных операций Украина (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура мышления (Культурология)


Реферат: Экзаменационные вопросы и билеты по безопасности жизнедеятельности за первый семестр 2001 года (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Учет оплаты труда (Аудит)


Реферат: Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции (Биология)


Реферат: Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности (Психология)


Реферат: Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов (Теория государства и права)


Реферат: Аграрная политика Н.С. Хрущева (История)


Реферат: Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин) (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист