GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека (Социология)



МИРЭА



РЕФЕРАТ


по предмету : “Теория политических процессов”



“Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека”



гр. ВПП-1-92
Кирюхина Т.Н.



1996 г.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия
человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не
только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей
внутри системы "общество – природа", но выдвигают как наиболее актуальную
проблему сохранения естественного мира. Неоправданный, излишний оптимизм, с
которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды
обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее
коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности
вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования
геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят
изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого,
отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус
природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический
облик планеты. Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной
среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и
активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с
тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора
стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже
отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В
этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых
ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними
процессом компенсации.
В естественнонаучной литературе вопросы сохранения природных ресурсов и
их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием.
Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной
среды обитания человека, выделяются перспективные формы внутривидовых и
региональных изменений. Этот подход нашел отражение прежде всего в работах
последних лет'. Рационализация природопреобразования связывается с такими
новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и
природные парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь
С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с
учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений .
Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации
отношений человека и природного мира как области совершенствования
технологии культуро-преобразующей деятельности по использованию и
переработке ресурсов геобиосферы. Уделяется внимание и технике организации
национальных парков как эстетически ценных объектов .
Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы
приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения,
включенного в технологию рационального природопользования. При этом ряд
исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее
положительных результатов, закрепления оптимальных форм
природопреобразующей практики, в том числе и эстетической. В этой связи
особенно актуальна задача анализа понятия сохранения на основе диалектико-
материалистической методологии.
Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое
постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной
деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой
природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах
естественную среду обитания преобразованиям, исключают возможность
консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы
"общество – природа". Само движение как атрибутивная форма существования
исследуемой системы становится причиной многообразия предметов, явлений и
их превращений, представляющих явление дискретности в континууме
эстетически ценной природной среды. Сохранение не есть простая консервация
каких-либо уже имевшихся в эстетическом опыте форм, так как природа чужда
стабильности и в сложной системе климатических, межвидовых, культурных
противоречий подвергается постоянному изменению, не теряя большей частью
эстетической ценности. В этих превращениях естественные факторы играют не
меньшую роль, чем антропогенные. Реконструкция климатической обстановки
прошлых эпох, в частности раннего карбона, а также коллекция растительного
мира соответствующего периода позволили известному палеонтологу и
стратиграфу С. Мейну воссоздать общий тип ландшафта того времени, названный
им "странным ландшафтом". Основой пейзажа служила унылая щетка
плауновидных. Крупнейший климатолог нашего столетия В. Кеппен предлагает
классификацию климатов по растениям и растительности. Он говорит о "климате
березы" или "климате фуксии", что не является стремлением к одной лишь
образности языка, а отражает те коренные изменения, которые вносят
климатические перемены в растительный мир и вместе с тем накладывают свою
печать на эстетику пейзажа. Даже на современном этапе, когда решающую роль
приобретает антропогенный фактор воздействия на природу, было бы ошибочным
игнорировать климатические условия. Академик Н.С. Нестеров, связывая
качественные видовые изменения растительности Петровско-Разумовской лесной
дачи с существенными климатическими изменениями, которые произошли за
последние сто лет, подчеркивает сохранение эстетических свойств
исследуемого участка.
Идея континуума ландшафтной сферы и живого мира находит подтверждение в
работах эволюционистов Л.С. Берга, А.Г. Гурвича, А.А. Любищева. В среде
географов приходят к выводу, что в ландшафте совмещается дискретность и
континуальность. В.С. Преображенский считает, что поскольку в природе
постепенных переходов гораздо больше, чем резких, а дискретные границы, как
правило, не образуют замкнутых контуров, причем нижние и верхние геосферы в
большинстве случаев изменяются постепенно, то нельзя не признать, что
ландшафтная сфера в целом континуальна.
Континуум эстетически ценной природной среды связан также с деятельностью
общества по созданию "второй природы", в которой возникают новые природные
виды и формы. Культурная природа также несет эстетическое содержание, что
подтверждает идею непрерывности как объективной закономерности.
Доказательством служат современные методы количественных оценок
эстетических значений природных регионов, предлагаемые в разные годы такими
авторами, как К.Д.Файнс А. Скамони и Г. Гофман, К. Эрингис и А.Р. Бурдюнас,
А. Цеплик. Особое место занимает методика В.П. Ковтунова и В. Нефедовой', в
системе которых большое место отведено экологическим критериям, хотя
конечной их целью является оценка эстетическая. Факт возможности применения
некоторых методик к разным пейзажам для определения уровня их эстетичности
служит веским доказательством континуальности эстетически ценной природной
среды.
В самой творческой деятельности людей заложены критерии, обусловленные
закономерностями и нормами естественной среды обитания человека. Не только
в процессах репродуктивной сельскохозяйственной деятельности, но и в
творческом преобразовании природы, когда индивидуальное авторское начало,
неповторимость форм организации пространства композиционные особенности
играют столь существенную роль, характер самого природного материала,
климатических, геоморфологических условий становится определяющим в
разрешении противоречий между субъективной и объективной сторонами.
Творческая личность, выступая по отношению к природному материалу в роли
режиссера, обращается к его естественным качествам фактуры, цвета, формы, к
способности образовывать композиции, не разрушающие природного облика. Она
выявляет с помощью специального монтажа наиболее ценные эстетические
особенности природных объектов и явлений. Однако только естественность
построения, передающая единство и целостность мира природы, становится
основой творческих достижений. Критерием эстетической ценности результатов
преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы.
которые являются основанием ее красоты. Нарушение этих закономерностей
приводит к разрушению существующего континуума эстетических значений
природы.
Искусство представляет своеобразное единство материального и Духовного в
эстетическом освоении человеком природной среды, а его история становится
продолжением истории объективной природы. В произведениях литературы,
живописи, музыки отражается и преломляется природа во всем многообразии
эстетических значений. Эмпирический опыт, лежащий в их основе,
обусловливает не только индивидуальное своеобразие творческого почерка
художника, но и отображение природного, трансформированного через
содержание социального бытия. К. Маркс замечает, что в архитектуре человек
воспроизводит не только самого себя, но и повторяет всю природу, и это в
равной степени относится ко всем видам искусства. Отдельные жанры, такие,
как пейзаж, натюрморт, а также сады, парки, концентрируя в себе данную
особенность искусства, являются своеобразным критерием эстетического
освоения природной действительности, непосредственно выражают достигнутый
на этом пути уровень.
Но проблема творческого отображения природы и в названных жанрах
заключается не во внешнем, хотя бы и самом совершенном подражании
естественным объектам и явлениям, а в постижении отображения гармоничности
природы, ее явлений. Вне зависимости от внешней формы, которая может быть
предельно искусственной, представления о целесообразности и гармонии
отображают связь человека с природой. Так, например, восточный монохромный
живописный пейзаж, где в отличие от многоплановой цветовой гаммы
естественной среды используются лишь черный и белый цвета, способен тем не
менее выразить и динамику, и безмятежный покой природного мира. В
серебристых и густо-черных линиях и пятнах туши передается противоборство
космических сил как борьбы движения и статичности, свободы и порядка,
царящих в природе. Не менее условен по форме жанр садов. Художественно
осмысленный сад, несмотря на свою наглядную конкретность знакомых всем
природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций –
понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда
остаются центром подобного произведения. Даже пейзажный парк, наиболее
близкий к естественной природе как произведение искусства, не является
прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря
деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в
природном материале, представляя еще одну сторону континуума, обогащенного
творчеством людей.
Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием живой природы,
ландшафта по законам красоты, – от выведения новых сортов декоративной
флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных
форм садового искусства – проявляется принцип пространственного единства
как важного условия сохранения естественной среды обитания человека.
Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности
общества, получающей все более конкретное оформление в качестве
самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только
среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество
опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического
преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет
ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки
отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их
объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической
основе.
Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное
воздействие на качественную сторону системы в целом. Академик В.Г. Нестеров
считает, что вся история человечества представляет собой поучительную
характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях
ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался,
вызывается и будет вызываться тем, - пишет он, - что природа, вопреки
некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в
новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек
стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении
успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования
новых видов и форм организмов".
Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и
дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и
столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой,
представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации,
которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает
необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность
объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных
пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в
различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная
художественная деятельность человека природными средствами и
целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления
ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого
преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с
социальной организацией общества.
Явление самовосстановления природы доминирует преимущественно в периоды
становления человеческого общества и первобытнообщинного строя, где
компенсаторные процессы ведут к прогрессивному развитию новых, эстетически
значимых природных форм. Если положение К. Маркса о том, что природа
является естественным условием существования человека, его неорганическим
телом, а ее целостность – предпосылкой и необходимым условием нормальной
полноценной жизнедеятельности человеческого рода, имеет отношение ко всем
периодам истории общества, то первобытнообщинное социальное устройство
демонстрирует наиболее прямые, непосредственные формы "сращенности"
человека и природы. И хотя биосфера является основным средством
производства и подвергается постоянным преобразованиям, отсутствие, а в
дальнейшем даже наличие "ручной" техники, представляющей, по существу,
продолжение природной организации человека, делает изменения, вносимые
человеком, относительно незначительными. Ограничения, связанные с
физическими, психологическими, интеллектуальными возможностями первобытных
народов, обусловливают ограниченность их репродуктивной и реконструктивной
деятельности в природе. Это обстоятельство создает возможность
самовосстановления природы.
Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы,
человек воспроизводит свою органическую связь с ней, свою зависимость от
нее. В результате скорее интуитивного, чем осознанного чувства возникают
первые формы природоохранных мероприятий, создающие условия
самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической
эпохи, “поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с
ее элементарными механическими силами... Сама природа на уровне
человеческого бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в
человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом
взаимодействии людей с природой”. Использование законов природы в
хозяйственной деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот
период были в основном спорадическими по характеру, но они все-таки
создавали возможность для самовосстановления природы.
Собственно процессы самовосстановления природы как часть общего процесса
сохранения присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по
достаточно компетентному источнику – "Запискам о московитских делах",
составленным австрийским посланником ХVI в. Герберштейном, в период
основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная вырубка
леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня
своеобразной летописью изменения растительного покрова, который не потерял
эстетическую ценность.
Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в
процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления
человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за
разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы,
наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в
природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На
этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации
общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого
развития индустрии конфликтного состояния.
Фактор интуитивной художественной деятельности по восстановлению
утраченного гармоничного единства человека и природной среды доминирует
преимущественно в докапиталистический период. Целенаправленное созидание в
природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость
общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и
природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических
формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная
собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет
К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием
сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное
знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые
немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего
практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды
древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах
которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они
имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в
длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом
висячих садов как жанра искусства.
В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах
домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по
характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают
все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и
содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-
художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между
человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях
современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к
гармонизации отношений с естественной средой.
Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной
деятельности связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В
своих истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится
в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный
исследователь и историк садовопаркового искусства В.Я. Курбатов пишет:
"Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные
сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было
необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных
каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким
образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии,
бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью
каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними
протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников
засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он
едет по бесконечно правильно разбитому.
В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до
нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые
посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как
правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение
парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции
Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в
эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших
значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в
результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в
русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических
особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам
специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической
культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного,
эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху
становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов,
сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы,
механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных,
интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения
социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также
принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер
взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения
обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в
отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который
выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда,
вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится
объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не
ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения
личности от природы.
Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм
общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс,
повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и
урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм
общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В
результате широкого демократического движения в этом направлении создаются
парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно
широких слоев населения.
Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной
природы. Отдельные формы садовопаркового искусства становятся
самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к
дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит
формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой
деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление
сельских регионов.
Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением
ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по
законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в
этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса
Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным
пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации
природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания,
организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт
с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного
растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности
поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды,
вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным
освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят
отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными
сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами
творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на
землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным
ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности
общества в целом.
Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего
общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные
перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации
на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над
природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как
богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного.
партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая
система практических и эстетических отношений с природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт,
вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной
деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в
природопользовании системе из трех сложно свя-занньи компонентов: входящей
в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности
людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе
условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на
природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов,
решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях
направлено как на оптимизацию процесса использования природ-ньи и
технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной
среды.
Оптимизация связей с природой становится важным принципом в
природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь
формируются методы функционирования системы "общество – природа", которые
обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с
точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения
социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная
стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют
постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить
национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и
рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению
дополняют друг друга.
Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может
наталкиваться на сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из
ее элементов развиваются по собственным закономерностям и могут быть
модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей
хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор,
поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных
положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель
и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их
решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе.
При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое
условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к
эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования
обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем
условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация
сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований.
Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на
эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и
препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации
являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее
место в жизни людей.
Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты
последовательно разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали
Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'. Однако их взгляды и позиции нуждаются в
критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят
максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не
выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие
девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной
среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие
мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру
преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период
интенсивного развития "второй природы", расширения сферы природотворчества
как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.
Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со
временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным,
эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение
эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно
появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим
рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей
девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-
технической революции объем негативных влияний на природные эстетически
ценные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность,
направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со
своими задачами.
В этих условиях особое значение имеет определение оптимального
соотношения первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и
планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой –
новый этап природопользования. В условиях развитого социализма получают
особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции
естественной среды. Это прежде всего культура оформления находящихся в
производстве и реставрируемых площадей, архитектура рекреационных
ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки, заповедники,
развитие искусства создания садов и парков, малых дендродекорационных форм.
Особое значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха
широких масс трудящихся.
Вместе с тем существует и разрыв между повышением общего культурного
уровня населения и культурой отношений к природе. Поэтому возникает
необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-
вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев
эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического
воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества,
связанных с природой.




Реферат на тему: Прикладная социология 28 вопросов


ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ



1.Метод семантического дифференциала.

Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между
понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными
антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры
подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый –
жестокий. Для повышения точности измерения установки при помощи
семантического дифференциала между антонимами располагают числовую ось, в
результате чего для каждой пары антонимов получают 5- или 7-балльную шкалу.
Приведём пример измерения социально-психологического климата коллектива.
«Какие качества характерны для отношений в вашем отделе?» Отметьте
крестиком соответствующую оценку в каждой строке. Общая оценка
интенсивности и направленности измеренной установки рассчитывается по
формуле:
[pic]
где xi – средняя арифметическая по i-ой шкале; i – число шкал (в нашем
случае - 3); z – число позиций шкалы (в наше случае - 7); W изменяется
от +1 (полностью положительная установка) до –1 (полностью отрицательная
установка).

Для построения сложных шкал измерения установок, семантического
дифференциала и тестов целесообразно прибегать к помощи психологов.



2.Подготовка данных к обработке.

Данные соц исс сами по себе не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить
тенденции, проверить гипотезы. Необходимо данные (полученных на предыдущем
этапе) путём обработки превратить в соответствующий вид. Информация
собранная на предыдущем этапе может представлять собой не просто прямые
ответы на вопросы соц исс , а быть в форме индикаторов, полученных в
процессе операционализации. Сейчас необходимо проделать обратную операцию и
перевести индикаторы в форму, которая отвечала бы на вопросы соц ис. Кроме
того обработка больших объемов проводится на ЭВМ, поэтому необходимо
закодировать информацию. Подготовка данных к обработке — один из наиболее
трудоемких процессов соц исс. В нем можно условно выделить несколько шагов,
например: сбор и кодировка данных; ввод данных в компьютер; проверка и
чистка данных; специальная подготовка данных. Одновременно с вводом данных
обычно производится проверка на допустимость значения и логическую
совместимость, но это может делаться и после. В первом случае исправления
обнаруженных ошибок производятся немедленно, во втором — исправление
выделяют в отдельный этап, который называют чисткой данных. Специальная
подготовка данных представляет собой преобразование их к виду, удобному для
обработки и анализу. При сборе информации стараются обеспечить максимальную
полноту и точность информации, которая впоследствии может оказаться
избыточной. На этапе подготовки окончательно формируются измерительные
шкалы, вычисляют вторичные переменные — индексы, осуществляют всевозможные
группировки данных. Все это осуществляется с помощью ЭВМ и позволяет
опробывать несколько вариантов подготовки данных с целью выбора
оптимального варианта. После того как данные приведены к виду удобному для
исследования, можно приступать к их обработке и анализу.



3.Группировка. Ряды распределений. Составление таблиц и графиков.


После того как данные приведены к виду удобному для исследования, можно
приступать к их обработке и анализу. При обработке и анализе данных широко
используются различные методы, так при опросах используют методы
ранжирования (процедура установлениязначимости явления, ранг — это
показатель, характеризующий порядковый номер явления среди других). Но в
основном используются статистические методы обработки данных. Сначала
производять группировку непрерывных количественных признаков в интервалы. В
некотроых случаях строятся ряды распределения данных. После чего вычисляют
на ЭВМ: проценты, коэффициенты, индексы, основные характеристики
распределения рядов данных. Для номинальных порядковых и дискретных
количественных признаков они показывают распределение объектов с различными
значениями; для непрерывных количественных признаков — число или долю
объектов попавших в каждый интервал. Частотные распределения могут быть
представлены в виде графиков и диаграмм. В качестве количественных
признаков используют такие характеристики распределения данных как:
минимальное значение, максимальное значение, среднеарифмитическое значение,
дисперсия, коэффициент ассиметрии и др. При необходимости сапостовления
распределение признаков для различных групп респондентов составляют
таблицы, например таблицы где приведены данные для мужчин и женщин и
наглядно выдно отличие между их мнениями. Различают таблицы сопряженности,
которые служат для проверки гипотезы о статистической связи между
признаками. Такие гипотезы чаще всего проверяются по критерию «хи-квадрат»;
для измерения связи применяют различные коэффициенты. Упорядоченный при
обработке материал представлены в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм.



4.Процедура интерпретации и метод исключения.


Цель заключительных этапов соц исс— обобщить, проанализировать и научно
проинтерпретировать, дать выводы и рекомендации. Упорядоченный при
обработке материал представлен в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм.
Эти материалы анализируются теоретической исследовательской подгруппой.
Особенно важна процедура интерпритации. Интерпритации должны носить научный
характер, иметь необходимые обоснования в материалах соц исс,
подтверждаться документальными и статистическими данными.. Одновременно с
вводом данных в компьтер обычно производится проверка на допустимость
значения и логическую совместимость, но это может делаться и после — при
интерпретации. В первом случае исправления обнаруженных ошибок производятся
немедленно, во втором — исправление выделяют в отдельный этап, который
называют чисткой данных.


Из всей совокупности данных соц исс для выявления объективной картины
необходимо исключить крайние значения индикаторов, оставив только наиболее
типичные, т.е. методом исключения облегчают процедуру интерпретации. Кроме
того при сборе информации стараются обеспечить максимальную полноту и
точность информации, которая впоследствии может оказаться избыточной —
поэтому эту избыточную информацию исключают.



5.Научный отчет и рекомендации.

Цель заключительных этапов соц исс— обобщить, проанализировать и научно
проинтерпретировать, дать выводы и рекомендации. Упорядоченный при
обработке материал представлен в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм.
Эти материалы анализируются теоретической исследовательской подгруппой
Заверщается соц исс формированием выводов, предложений и рекомендаций.
Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, иметь
необходимые обоснования в материалах соц исс, подтверждаться
документальными и статистическими данными. На основе этого разрабатываются
и принимаются управленческие решения. Обычно это делают заказчики соц ис,
но исполнители соц исс принимают участие, т.к. при принятии управленческих
решений не должно остаться неучтенными ни одного значительного факта,
выявленного в ходе соц исс



6.Прикладная социология в структуре социологического знания.

Предметом социологии является изучение общества или его отдельных
фрагментов через призму их социальной организации, социальных связей и
отношений. В организационной структуре социологии как науки существует три
независимых уровня: 1.уровень фундаментальных исследований (приращение
научного знания путем построения теорий); 2.уровень прикладных исследований
(изучение актуальных проблем на основе фундаментальных знаний); 3.
социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний. Во
всех этих исследованиях социология выступает как научная система, т.к.
основной целью является получение научного знания об обществе в целом или
об отдельных его фрагментах. Социология, развиваясь, усложнялась. Возникло
разделение на теоретическую и эмпирическую. Возникают понятие прикладной
социологии (относится к 1 уровню). ПС — это наука, которая: проводит
конкретные соц. исс; разрабатывает теоретические вопросы, категории,
методику исследований; изучает, открывает, формулирует законы
функционирования конкретных процессов, институтов, соц. структур,
организаций и их компонентов. Прикладная социология исследует не общие
социологические проблемы, а специфические, например, в прикладных
исследованиях не строиться общая социологическая теория семьи, а может
исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того
осуществляется сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей
жизни (политики, экономики, культуры и т.д.). Таким образом, прикладная
социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент
которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах
исследования и способах его оформления. ПС — это область практических
применений научных знаний социологии. Ее основная функция — научное
обеспечение решения задач социологии на практике (разрешение проблем в
различных сферах общественной жизни. Различают 3 уровня решаемых ПС задач:
1.Глобальный уровень — подготовка, анализ и осуществление соц. программ в
области соц. политики всего общества; 2 уровень — разработка соц.
показателей как критериев, и анализ тенденций соц. процессов на уровне
регионов; 3 уровень — решение практических соц. проблем на уровне отдельных
коллективов.

7.Этапы социологического исследования.
Соц. исс — это комплекс мероприятий направленных на практическое решение
соц. проблем. В ПС можно выделить 4 основных этапа соц. исс: 1.
Подготовительный (разработка программы исследования); 2. Основной или
полевые исс (проведение эмпирического исследования). 3. Подготовка
первичной информации (обработка данных на ЭВМ) 4.Анализ данных,
формирование выводов и рекомендаций. Каждый из этапов включает в себя ряд
важных процедур.
В ходе 1 этапа разрабатывается программа и план соц. исс, формируется и
готовится группа сбора первичной информации, проводятся пробные
исследования, разрабатываются инструментальная база, готовится смета
материальных затрат. В ходе этого этапа определяют объект и предмет соц.
исс, установить те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.
Исс объекта основываются на построение гипотез - обоснованное предположение
о структуре социального объекта, о характере связей между элементами, о
факторах, которые определяют связи. Правила, предъявляемое к гипотезам:
1.Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не
должна противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть
излишне сложной. Т.е. на 1 этапе определены объект и предмет соц. исс,
установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания,
подготовлена вся методологическая и материальная база соц. исс.
На 2 этапе встаёт задача выявления количественных параметров, т.е. сбора
соц. информации. Могут применяться разные методы, определенные на 1 этапе.
3 этап —соц. данные сами по себе не позволяют сделать обобщённые выводы,
выявить тенденции, проверить гипотезы. Необходимо данные (полученных на
предыдущем этапе) путём обработки превратить в соответствующий вид.
Обработка больших объемов проводится на ЭВМ.
4 этап— обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать, дать
выводы и рекомендации.

8.Виды социологического исследования.
Соц. исс — это комплекс мероприятий направленных на практическое решение
соц. проб В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида
социологических исследований: пилотажное (разведывательное); описательное;
аналитическое. Пилотажное исс — это исс выполняется в виде
предварительного, когда предмет исс мало изучен. Такие исс применяются для
уточнения гипотез и задач, отработки методик исс. Проводится без заранее
готового плана. Описательные исс — более сложный вид исс, его цель получить
эмпирические сведения и описательные характеристики об исс предмете. Оно
проводится по полной программе на базе определенных методик. Аналитическое
исс — самый сложный вид. Большая подготовка (программа и план). Цель—
получить не только получить описательные характеристики объекта исс, но и
выяснить причинно-следственную связь элементов, характеристик объекта.
В зависимости от других критериев различают:
сплошные и выборочные исс в зависимости от величины выборки. В случае
выборочного соц. исс изучается часть совокупности и результаты
распространяются на всю совокупность;
точечное (разовое) и повторное исс. Точечные исс дают информацию о
состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение
объекта в динамике, т.е. проводится несколько ис через промежутки времени.
Повторные в свою очередь делятся на:
панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то
совокупности через разные промежутки времени,
кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение
определенного времени (например, группа людей одного поколения или одного
года рождения)
трендовые, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то
совокупности через равные промежутки;
лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то
совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно
молодежь в процессе развития)

9.Программа и план исследования
Программа - этап первый обязательный этап соц. исс. Все программы можно
подразделить в зависимости от:
цели: предметные(вызванные столкновением интересов в той или иной группе) и
гносеологические (программы вызванные недостатком информации об объекте
исс)
от носителя: программы могут затрагивать интересы наций, полит партий,
возрастных групп.
масштаба распространения (общегосударственные, региональные, городские
проблемы
времени действия
глубины противоречия: одноплановые — затрагивающие одну сторону отношений,
системные — вносящие дисбаланс во всю систему
Программа соц. исс обычно включает разделы: 1. Методологический 2.
Методический. План исследования определяет порядок исследования, сроки,
распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.д) Программа
социологического исследования нужна, для того чтобы: ясно представить цели
и задачи исследования; определить объект исследования; найти методику и
методы решения практических задач.
Методологическая часть:
анализирует проблему соц. исс. Проблема - есть противоречие в общественных
отношениях, противоречие между ожидаемым и реальностью;
определяет объект и предмет соц. исс. Объект исследования - это носители
проблемы. Предмет исследования - область социальной жизни, содержащая
противоречия.
определяет цель и задачу. Цель исследования – это общая направленность -
ожидаемый конечный результат. Задачами исследования является конкретизация
цели
формирует гипотезу. Гипотеза - это обоснованное предположение о структуре
социального объекта, о характере связей между элементами, о факторах,
которые определяют связи. Правила, предъявляемое к гипотезам: 1.Гипотеза не
должна содержать не проверенных понятий. 2. Гипотеза не должна
противоречить известным научным фактам. 3. Гипотеза не должна быть излишне
сложно.
дает основные понятия, приводит их интерпретацию и операционализацию.
Методическая часть определяет методы сбора информации, инструменты, методы
логической обработки данных и их анализа. Она определяет методику и технику
проведения соц. исс. Определяет генеральную совокупность исс — объекты,
которые территориально и во времени локализованы и на которые будут
распространяться выводы, тип и способы выборки. Выборочная совокупность —
это часть генеральной выборки по строго заданным правилам. Элементы выборки
— единицы анализа (могут быть и индивиды и группы). Описание методов сбора
информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных
элементов инструментария и технических приемов. Описание способов обработки
и анализа информации предполагает указание каким образом это будет
производиться (с использованием каких программ для ЭВМ)
План. Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: "Что
наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?". На первый вопрос
отвечает методологическая часть программы исследования. На остальные —
методическая. План определяет кто и в какие сроки выполняет соц. исс.

10.Интерпретации и операциональное определение основного понятия.
Все соц. исс проводятся по разработанной программе. Программа соц. исс
обычно включает разделы: 1. Методологический 2. Методический.
Методологическая часть: анализирует проблему соц. исс; определяет объект и
предмет; определяет цель и задачу; формирует гипотезу. В заключении
методологическая часть дает основные понятия, приводит их интерпретацию и
операционализацию. Таким образом методологическая часть определяет те
стороны и черты объекта, которые требуют особого внимания, и формулирует
основные понятия. Для следующего 2 этапа соц. исс (самих измерений)
невозможно использовать эти основные понятия, их необходимо преобразовать.
Последний раздел методологической части программы называется «Основные
понятия, их интерпретация и операционализация». Основные понятия — это
абстрактные понятия используемые при анализе, например «дисциплина труда».
Измерить ее невозможно, необходимо через ряд процедур детализировать
основное понятие до такого уровня, чтобы можно было проверить гипотезу
эмпирически. Эти процедуры проводятся в 2 этапа:
произвести интерпретацию основных понятий - перевод общих терминов на язык
подлежащий измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия.
Например, при соц. исс производственных отношений определено основное
понятие — дисциплины труда, но ее невозможно измерить. Поэтому нужно ее
интерпретировать как: отношение к трудовым нормам; отношение к распорядку;
прогул.
произвести операционализацию понятий.(т.е. разбить на операции). В случае
если основное понятие представляет собой сложное явление необходимо
произвести дробление понятий на составляющие. В аналитическом исс
существует 2 вида операционализации: структурная (расчленение на составные
элементы) и факторная (расчленение по предполагаемым причинам)

11.Методологические основы измерений в социологии.
Еще Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по
Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный
метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.
Измерение в социологии— это способ изучения социальных явлений с помощью
количественных оценок. В современном понятии измерение — это процедура, с
помощью которой объекты соц. исс отображаются на определенную числовую или
графическую систему. Порядок проведения измерений соц. исс описывается в в
методической части программы, которая определяет методику и технику
проведения соц. исс. Описание методов сбора информации предполагает
обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и
технических приемов, т.е. методическое обоснование. Основные компоненты
измерений:1.объекты измерения. 2.свойства (т.к. измеряются не объекты, а их
свойства),3. шкалы, на которых отображаются измерения. Методологическими
основами измерений в социологии является определение и обоснование объекта
измерения, свойств, шкалы, выборки, методов сбора информации и
инструментов. В процессе разработки программы соц. исс определяют и
обосновывают совокупность, на которой будут проводиться измерения, для чего
определяют :генеральную совокупность ( объекты, которые территориально и во
времени локализованы и на которые будут распространяться выводы) и
выборочную совокупность ( это часть генеральной совокупности выбранная по
строго заданным правилам). Генеральной совокупностью называют полное
множество объектов, имеющих отношение к соц. исс. ой. . Выборочная
совокупность — это часть генеральной выборки по строго заданным правилам.
Элементы выборки — единицы анализа (могут быть и индивиды и группы).
Представительность или репрезентативность выборки называется ее способность
правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые
исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки
(стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема
выборки. Дизайн —это способ проектирования выборки определяется
характеристиками генеральной совокупности и целями сой исс. Соц. исс обычно
бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,
которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.
К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют
многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические,
стратификационные выборки. Результат выборочного соц. исс несет в себе
ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка
должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Кроме того обосновываются
методы сбора информации и инструментов измерения и технических приемов.
Методы сбора информации 3 основных класса: 1) Прямое наблюдение 2) Анализ
документов 3) Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью, б)
анкетный опрос. Описание методов сбора информации предполагает обоснование
избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических
приемов. Описание способов обработки и анализа информации предполагает
указание каким образом это будет производиться (с использованием каких
программ для ЭВМ)

12.Типы шкал и правила их построения.
Измерение в социологии— это способ изучения социальных явлений с
помощью количественных оценок. Применение числовых методов измерения
повлекло появление шкал. Измерение — это процедура, с помощью которой
объекты соц. исс отображаются на определенную числовую или графическую
систему. Основные компоненты измерений: объекты измерения, их свойства,
шкалы, на которых отображаются измерения. При проведении измерений в
социологии необходимо провести выбор и шкалы. Конструирование того или
иного типа шкалы предполагает прежде всего определение индикатора, т.е.
фактора, который количественно может отразить измеряемые св-ва. Индикатором
может быть пол, возраст, образование и т.д. зачастую необходим не один, а
несколько индикаторов, в каждом случае выбор совокупности индикаторов
зависит от характера объекта и условий в которых он находится. При
построении шкалы необходимо:
шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать
все значения,
чувствительность шкалы должны быть достаточной,
как правило все позиции располагают симметрично (значение с + симметрично
значению с -)
достаточная точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы,
чтобы объективно отразить картину измерений.
Различают 3 вида шкалы:
номинальная. Примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид
шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного
вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными
градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного»
вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из
равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых
«нейтральной» позицией.
ранговая, Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что
результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с
правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения
установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех
объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так,
для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных
выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов
в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения
предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах
кандидатов быть избранными.
интервальная. Используется только для числовых значений, например возраст,
стаж работы и т.д.
Существуют сложные варианты измерения при помощи ранговой шкалы – метод
парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках
объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают
респондентам, предлагая указать более предпочтительный. Шкала Богардуса —
её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок.
Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение,
позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё
предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: «Какие
взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас
приемлемы?» — Брачные отношения; Личная дружба; Быть соседями; Быть
коллегами по работе; Быть жителями одного города, посёлка, села; и т.д.
Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и
успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в
различных сферах общественных отношений.

13.Генеральная и выборочная совокупность. Виды и методы выборки.
В процессе разработки программы соц. исс определяют совокупность, на
которой будут проводиться измерения, для чего определяют :генеральную
совокупность ( объекты, которые территориально и во времени локализованы и
на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность ( это
часть генеральной совокупности выбранная по строго заданным правилам).
Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих
отношение к соц. исс. Генеральная совокупность - множество элементов,
возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в
рамках программы. Выборка (выб совокупность) - часть генеральной
совокупности, подмножество элементов, которое избирается для изучения.
Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную
совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если
характеристика этой части соответствует характеристике генеральной
совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные
характеристики генеральной совокупности. Представительность или
репрезентативность выборки называется ее способность правильно отражать
состояние дел в совокупности тех объектов, которые исследуются. Соц. исс
обычно бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,
которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.
К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют
многоступенчатый отбор. Все выборки разделяются на 2 блока: вероятностные и
целенаправленные.
А. Вероятностные выборки. В ПС принято считать, что вероятность ожидаемого
события есть отношение числа ожидаемых событий к числу всех возможных
событий. Общее число событий должно быть значимым. Методы:
метод собственно-случайный. При этом методе карточки с элементами (или
респонденты) перемешиваются и из ящика с карточками вынимают первую
попавшуюся или повторно попавшуюся (случайный бесповторный и случайный
повторный)
метод механической выборки. Все элементы сводятся в единый список и из него
через равные интервалы выбираются собственно число респондентов. Шаг отбора
равен величине генеральной совокупности деленной на величину выборочной
совокупности
метод серийной выборки. Генеральная совокупность разбивается на однородные
части (серии) по заданному признаку и отбор респондентов производится из
каждой серии отдельно. Общее число респондентов в выборке из серии должно
быть пропорционально общему числу элементов в ней
метод гнездовой выборки. Выборка репрезентативна только в случае, если
состав групп в максимальной степени схож.
Иногда различают :1) Лотерейный метод 2) Метод равных интервалов (шаг)
3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)
Б. Целевая выборка Методы:
метод стихийной выборки : 1. Почтовый опрос читателей газеты, например. 2.
Метод снежного кома — обычно применяется в неформальных группах
метод основного массива. Применяется для выяснения отношения респондентов к
конкретному вопросу. Опрашивается 60-70% генеральной совокупности
метод квотной выборки. В качестве квот может выступать пол, возраст,
национальность и т.д.
Кроме того различают адресную выборку (районированная)
1) Метод сеточки (при помощи карт местности)
2) Метод спирали (при помощи карт местности)

14.Определение объема выборки и обеспечение ее представительности
(репрезентативности).
В процессе разработки программы соц. исс определяют совокупность, на
которой будут проводиться измерения, для чего определяют :генеральную
совокупность ( объекты, которые территориально и во времени локализованы и
на которые будут распространяться выводы) и выборочную совокупность ( это
часть генеральной совокупности выбранная по строго заданным правилам).
Генеральной совокупностью называют полное множество объектов, имеющих
отношение к соц. исс. Генеральная совокупность - множество элементов,
возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в
рамках программы. Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество
элементов, которое избирается для изучения. Исследователь должен научиться
сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной
совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует
характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна
представлять все основные характеристики генеральной совокупности.
Представительность или репрезентативность выборки называется ее способность
правильно отражать состояние дел в совокупности тех объектов, которые
исследуются. Репрезентативность обеспечивается: дизайном выборки
(стратегией и процедурами ее формирования) и расчетом минимального объема
выборки. Дизайн —это способ проектирования выборки определяется
характеристиками генеральной совокупности и целями сой исс. Соц. исс обычно
бывают выборочными, поэтому необходимо обосновать выбранную выборку,
которая была бы и представительной и экономной. Существует теория выборки.
К большим генеральным совокупностям со сложной структурой применяют
многоступенчатый отбор, существуют вероятностные, целевые, систематические,
стратификационные выборки. Результат выборочного соц. исс несет в себе
ошибку, т.к. изучается только часть генеральной совокупности. Но выборка
должна быть такой, чтобы ошибка была минимальной. Чаще всего для
формирования выборки используются следующие характеристики: Пол, Возраст,
Образование, Род занятий. Когда берутся другие показатели, то это говорит о
специфичности исследования. Например, - инвалиды, ветераны и т.д. Объ

Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции по страхованию ВЭД (Страхование)


Реферат: Государственное устройство (Теория государства и права)


Реферат: История Японии (История)


Реферат: Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность) (История)


Реферат: Символика цвета (Искусство и культура)


Реферат: Технология плавки и разливки магниевых сплавов (Металлургия)


Реферат: Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода (История)


Реферат: Русские народные художественные промысла (Искусство и культура)


Реферат: Курс лекций по теории вероятностей (Математика)


Реферат: Религия древних Греков (Мифология)


Реферат: Понятие, виды и условия действительности гражданско-правовых сделок (Гражданское право и процесс)


Реферат: Специальные виды литья. Литье под давлением (Технология)


Реферат: Разновидности правовых систем (Право)


Реферат: Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия (Аудит)


Реферат: Сергей Павлович Королев (Исторические личности)


Реферат: Управление персоналом подбор кадров (Управление)


Реферат: Сталинградская битва (История)


Реферат: Запровадження християнства на Русі (Религия)


Реферат: Мембранное равновесие Доннана (Доклад) (Химия)


Реферат: Н.C. Гумилев (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист