GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Курс лекций по ораторскому искусству (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Курс лекций по ораторскому искусству (Психология)



Курс "Ораторское искусство"

Представленный ниже материал подготовлен благодаря тем лекциям, которые я
слушал у Феликса в Москве в 1999 г. Если Вас заинтересовал этот материал,
Вы сможете связаться с ним по тел. (095)203-2480 и пройти курс лекций по
ораторскому искусству. Также исходные тексты лекций были дополнены моими
наблюдениями и примерами из практики. Копирование ничем не ограничено и
приветствуется (при ссылке на авторов).

Альтернативный довольно неплохой курс г-на Шахиджаняна Вы сможете найти по
адресу http://1001.vdv.ru/books/speak

Михаил Иванов

riersi@yahoo.com



Содержание:

1 "Уверенность в себе" 2

2 Непрерывность речи 3

3 Композиция речи - Compositio 4

4 Контакт с аудиторией 6

5 Интонационная выразительность 8

6 Словарный запас 10

7 Понятность речи 11

8 Артистизм 11

9 Маленькие советы 12


Разминка


Упражнение №1 "Тренировка короткой памяти"

Упражнение в группе. Каждый член группы представляется (Меня зовут Дима...)
Каждый последующий повторяет имена всех предыдущих в том порядке, в котором
они представлялись и называет свое имя.



Упражнение № 2

Участвующие рассказывают о своих опытах публичных выступлений (удачных и
неудачных)



"Уверенность в себе"


Через скованность проходят все люди. Человек не рождается скованным, таким
его делает общество. 90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых
страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти.



Примеры. Наполеон упал в обморок при своем первом выступлении в Парламенте.
Рокоссовский брал уроки публичного выступления.



На самом деле избавится от скованности не так сложно, как это кажется на
первый взгляд. Скованный человек боится, что о нем плохо подумают и это и
вызывает скованность. Волнение забирает часть эмоциональной энергии,
необходимой для выступления. При выступлении перед аудиторией нас смущает:

. Количество слушателей

. Состав аудитории

- По степени знакомства (родственники, коллеги, чужие люди…)

- По степени авторитетности

. Возможные последствия выступления



Методы борьбы со скованностью

Страх имеет свой диапазон от легкого испуга до панического ужаса.

Существуют следующие способы борьбы со скованностью при публичных
выступлениях:



Упражнение

Пение в аудитории (все слушатели) для повышения уровня уверенности в себе.



Упражнение

Тема для обсуждения в аудитории - "Смертная казнь за и против" Желающие
высказаться выходят и рассуждают на эту тему, отстаивая свою точку зрения.

По результатам - обсуждение ошибок и методов их исправления.



1. Практика. Она способствует приобретению привычки находиться в центре
внимания)

2. Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана
выступления, подсказок

3. Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают
часть эмоциональной энергии.

4. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.

5. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.

6. Делать то, что страшно (принцип работы с тяжелыми весами - метод
японских менеджеров) Пример - рассказать свою биографию в метро. Спеть
песню в публичном месте.

7. Самовнушение (для создания нужного настроения)

Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши
подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок.
Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.

8. Надевать "маску" уверенности. Внешняя уверенность способствует
проявлению внутренней уверенности.



|Признаки уверенности |Признаки неуверенности |
|Зрительные |
|Правильная осанка |Сутулость |
|Уверенное выражение лица. Расслабленные |Неуверенность, выражение растерянности, |
|мышцы лица |испуга |
|Взгляд прямой, в глаза. Он говорит - на |Бегающий взгляд, "прячущиеся" глаза |
|него, я говорю - можно и отвести глаза. | |
|Взгляд фиксированный, не менее 2 сек. На | |
|одном объекте. | |
|Жесты |
|Жесты соответствуют словам |Лишние жесты без привязки к словам |
|При перемещении взгляда поворачивается |Перемещение взгляда только глазами |
|вся голова | |
|Слуховые |
|Голос достаточно громкий (не путать с |Голос тихий, "дрожащий" |
|криком), рассчитанный на последний ряд, | |
|ровный (Перед выступлением можно | |
|проверить как вас слышно) | |
|Тон голоса уверенный, речь эмоциональная | |
|(м.б. радость, удивление и т.д.) | |
|Нет лишних пауз, заикания |Лишние паузы, заикание |
|Однозначность в действиях. Сначала решил, а потом сделал. Неоднозначность в |
|действиях трактуется как смущение, не знание темы. |
|Не надо извиняться без надобности. |
|Не следует использовать неоднозначных слов |
|Избегать словосочетаний типа "может быть", "наверное" … |



Упражнение

Ролевая игра. Надо представить себя в роли Президента России. Слушатель
садится за стол перед аудиторией. Аудитория задает вопросы (в т.ч. и
"неприятные"), на которые необходимо ответить, проявив все признаки
уверенности



Упражнение

Для раскрепощения - чтение стихов вслух перед аудиторией. Отрывок готовит
модератор. Маркером выделяются ударные слова.



Слушатель ждет, что ему подадут яркую речь. Блеклое выступление он не
слушает, а если она еще и несодержательная, то многие "голосуют ногами",
создавая при этом еще худшую обстановку.



Упражнение

Тема для обсуждения "Гороскопы, нужны ли они? А если нужны, то кому?"



Непрерывность речи


Н.р. - способность говорить бесконечно долго на самые разнообразные темы.
Она необходима тогда, когда мы либо забываем план речи, либо говорим
экспромтом.



Ненужные паузы во время выступления одно из худшего, что может произойти.
Аудитория начинает волноваться за выступающего. Если все же это случилось,
то паузу надо обязательно держать, т.е. не проявлять признаков волнения,
либо заполнять речью. При этом все мысли хороши кроме банальностей и
глупости.



Методы избегания ненужных пауз.

1. Развитие последней мысли, т.е. та мысль, на которой ты остановился,
является темой для дальнейших рассуждений.

2. Использование слов стимулирующих появление очередных мыслей:

Потому что, поэтому, иначе сказать, например, кроме того

3. Метод "блуждания по лабиринту"



А. Ответвление к смежным темам.

Пример: Автомобиль – ГИБДД - Госчинвники-Взятка-Тюрма-Сибирь

Рекомендация. Отвлекаться не более чес на одну ступень



Б. Всестороннее освещение темы. Мысленно или вслух задаешь себе вопросы и
сам на них вслух отвечаешь.

Пример. Автомобиль ( Какие марки? Кто их предпочитает?)



Упражнение на тренировку памяти. Попытаться вспомнить цепочку своих
рассуждений в обратном направлении.



Использование этих методов позволяет сделать речь плавной, когда одна мысль
логически следует из другой и при этом сохраняются все признаки уверенности



Прим. Если есть проблемы с ненужными паузами, то лучше избегать
пользоваться этими методами.



Упражнение: Слушатель говорит на заданную тему и по сигналу (хлопок) без
паузы продолжает говорить на другую тему. Тема совпадает со словом на
котором он остановился.



Упражнение: Говорить на тему средней сложности в течение 10 минут

( мозжечок, дирижабль, )

Упражнение: Продержаться на незнакомом слове 1 минуту.

Нельзя фантазировать и говорить откровенную глупость

( Консалитет ( морская квитанция), пиот, блювал (синий кит) кашпо,
лонжерон, гугол = 10**100, прецессия (ось вращения), эстамп, фактор
"комодити")

Подсказка: ассоциации, звучание слова



Тема для обсуждения: Клонирование: за и против



Композиция речи - Compositio


Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-
первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых,
расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих,
облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-
пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон

К.р. обусловлена психологией восприятия психологии восприятия слушателя.
Она обеспечивает понятность и длительность запоминания речи, наводит
порядок в мышлении говорящего.



Три принципа построения речи:

1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение) Вступление и
заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема
выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цели.



Общие цели:

. Убедить

. Призвать к действию

. Информировать

. Развлечь

. Воодушевить

. Получить ответную реакцию

. Произвести впечатление ( как правило - это скрытая цель)



В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому
посвящено все выступление. Это "ствол дерева речи". На нем надо
фокусироваться. С него начинать и им заканчивать ("Запоминается
последнее". Штирлиц 17 мгновений весны)



3. Последовательность

4. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущие. Нужен "мостик". Надо
готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как
закончена последняя

( не пересекаться и не повторяться).



Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено
время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно
"перелетать" в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий.



Универсальный способ построения речи:

1. Сформулировать тезис

2. Раскрыть его (привести аргументы «за» и «против»)

3. Повторить тезис еще раз



Необходимо иметь "перспективу речи". У человека точка внимания только одна.
Тяжело держать в голове сразу несколько мыслей.



Упражнение: Даны два разных слова. Надо говорить об одном и плавно
подводить речь к другому

Темы

Математика и кино

Автомобиль и чеснок

Девушка и напильник

Високосный год и чемодан

Любовь и керосин

Небо и теория вероятности

Есенин и взятка



Такое упражнение стимулирует мышление.



Тема для обсуждения: "Церковь и религия" (Церковь не в бревнах, а в
ребрах)



Совет Перед выступлением всегда оставлять свои координаты. Меня зовут
______, должность, по таким-то вопросам со мной можно связаться по тел
___________. Это же стоит повторить и после выступления.



Совет Если Вы выступаете перед аудиторией и у Вас есть презентационные
материалы для демонстрации их на экране, то необходимо иметь указку. Для
этих целей идеально подходит детская игрушка «лазерный луч». При этом,
обязательно надо предварительно проверить, как Ваша презентация читается на
компьютере, т.к. зачастую возникают проблемы со шрифтами, освещением и д.р.



Контакт с аудиторией


Когда аудитория незнакомая, то м/у выступающим и публикой возникает стена
"официальности", недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей.
Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т.е. установить
контакт. Хотя со временем "стена" разрушается сама, лучше убрать ее сразу.
Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией.

. Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне
голоса

. Естественность

. Раскрепощенность

. Разговорный стиль изложения

. Свободные жесты и движения

Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо
смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

"Мы" как форма общения вместо "Я"- "Вы". Потому что я-вы =
противопоставление, я мы - одно целое



Методы привлечения внимания

1. Содержание речи (м.б. сдобрена хорошими, запоминающимися примерами)

2. Яркость - интонация, эмоциональность

3. Паузы (начальная). Важно делать паузы до и после главных мыслей (Гитлер
держал паузу до 10 минут)

4. "Сказка". Интересный рассказ, анекдот, любопытный факт (Должна быть
конкретика (кто? где? когда?)

5. Вопросы слушателям. Часть информации полезно донести в виде диалога,
т.к. характер монолога притупляет внимание слушателя. Когда человек
слышит вопрос, он начинает мысленно отвечать на него. При этом не всегда
уместно задавать вопросы.

6. Интригование - обещание интересной мысли. ( А сейчас я Вам расскажу
интересный случай) Часто этим приемом пользоваться нельзя

7. Наглядность (привлечение зрительного внимания)

. Заранее подготовленные иллюстрации, презентация

. Рисование на доске (никогда нельзя поворачиваться спиной к залу, даже
если рисуешь)

. Демонстрация на личном примере (вот, посмотрите на мой галстук…)

Навыки тренируются постепенно. Сначала нужно, чтобы соответствовали жесты,
затем другой элемент

8. Дикция (как резкость фотографии)

Существуют дефекты от небрежного произношения. Есть врожденные дефекты.

Звуки рождают губы и язык. Надо создать как можно больший объем во рту.
Губы должны быть слегка напряжены



Для тренировки надо проговаривать скороговорки



. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул руку в реку
Грека, рак за руку Греку цап

. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла Кларнет

. Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла - квартальный отчёт
(Современный вариант)

. У перепела и перепелки пять перепелят.

. Сшит колпак не по-колпаковски, надо бы колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.

. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава (шутка).

. Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

. Кукушка кукушонку купила капюшон, так в капюшоне он смешон.

. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не
выприватизировали.

. Нищий шуршит тыщами и пятидесятитысячными.

. Высшие эшелоны шествовали подшофе.

. Налогооблагаемая благодать.

. Невзначай зачали чадо до бракосочетания.

. Израиль из рая ль?

. На ура у гуру инаугурация прошла.

. Горький окал около колонии Макаренко.

. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

. Невелик бицепс у эксгибициониста.

. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

. Тпру, тпру, Жириновский, тпру!

. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот кто работает.

. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

. На нее глазели глаза газели.

. Недопереквалифицировавшийся.

. Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн"
на "Кармен".

. Шеф швейни лжив - пошив паршив.

. Все скороговорки не перевыскороговоришь.

. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал
ларингиты

С хорошей коллекцией скороговорок можно познакомиться по адресу

http://rannee-razvitie.psyinfo.net.ru/storage/store14.htm



Упражнение: Сесть перед зеркалом и непрерывно смотреть себе в глаза 2-3
мин.

Упражнение: Стул, стол, комод - твои слушатели. Перед ними надо произносить
речь, смотря только на них.



Прим. Когда человек что-то видит и вспоминает об этом взгляд уходит вправо
вверх. Когда он что-то представляет - взгляд уходит влево вниз. Прирученный
взгляд отнимает козыри у твоих собеседников.



В случае, если существуют проблемы с произношением, нужно заготовить стакан
воды и уменьшить скорость речи.



Интонационная выразительность


И.в. необходима для привлечения внимания слушателей и облегчения понимания
речи.



. Паузы

. Тон голоса (диапазон по высоте) Речь - как песня и желательно, чтобы
амплитуда была большой.

. Громкость

. Темп



Надо делать ударение на ключевые слова. Они, как правило, громче/тише,
ниже/выше и заключаются в паузы.



Пример Комбинация протонов и электронов делает все многообразие мира.

Вопросительное ударение передается повышением тона в голосе, утвердительное
- понижением



Правила ударения в русском языке.

1. Перечисляемые слова - ударные. Банки, инвестиционные компании - все
являются финансовые институтами

2. Слово, обобщающие перечисление - ударные. Все, ничто, нигде, никогда,
всегда

3. Слово, содержащие вопрос, ударное - где, куда, зачем, откуда

4. Противостоящие слова - ударные (что посеешь, то и пожнешь )

5. Слово, с которым что-то сравнивается, ударное (злой как черт, глупый -
как пробка)

6. Правило прилагательного. Если прилагательное стоит перед определенным
существительным, то ударение падает на существительное (при прочих равных
условиях)

Если прилагательное стоит после существительного, тогда ударение падает на
существительное.



Упражнение: Берется предложение и делается разное ударение (вопросительное,
восклицательное, утвердительное) Интонация - растерянность, ярость,
равнодушие



Сегодня на улице холодно

Я вам устрою

Мне деньги нужны

Я сам не местный

Россия Вас не забудет

Жизнь прожить не реку перейти

Кавалерия атакует флот и побеждает



Упражнение: Все слушатели пишут название речи и тезисы к нем. После чего
наугад выбирают и ярко эмоционально раскрывают тему.



Есть ли жизнь на Марсе

Кому надо отдать деньги вкладчиков Сбербанка

Даешь инвестиции в Южный Полюс

Деньги надо хранить в китайских юанях

Кто за нас, братцы



Упражнение: Выделять ударением слова.

Если я этого достиг, то не благодаря, а вопреки тебе.



Прочитать отрывок из стихотворения

Скрипка издергалась, упрашивая,

И вдруг разревелась,

Так по-детски,

Что барабан не выдержал:

«Хорошо, хорошо, хорошо!»

А сам устал,

Не дослушал скрипкиной речи,

Шмыгнул на горящий Кузнецкий

И ушел.

В.В. Маяковский



Быть иль не быть – таков вопрос;

Что благородней –духом покориться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть –

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, - как такой развязки

Не ждать? Умереть, уснуть, - Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;

Какие сны приснятся в смертном сне,

Когда мы сбросим этот бренный шум, -

Вот что сбивает нас; вот где причина

Того, что бедствия так долговечны;

Кто снес бы плети и глумленья века,

Гнет сильного, насмешку гордеца,

Боль презренной любви, судей медливость,

Заносчивость властей и оскорбленья,

Чинимые безропотно заслуге,

Когда б он сам мог дать себе расчет

Простым кинжалом? …

В. Шекспир



Словарный запас


Чем больше словарный запас, тем более выразительна речь. Словарный запас
человека делиться на активный и пассивный. Весь словарь русского языка
около 40 тыс. слов, первые 1000 слов составляют 67% от словаря обычного
человека, первые 100 наиболее употребляемых слов – 41%, первые 10 слов –
18%. Шекспир использовал –14 тыс. слов, Пушкин –27 тыс., средний человек –4-
5 тыс.



Методы увеличения словарного запаса

1. Чтение вслух. Помогает запоминать новые слова. Когда читаешь про себя
быстро забываешь

2. Изучение словаря синонимов. В среднем слово имеет 5 синонимов, но есть и
слова у которых их более 40 (хорошо). Прим. В 2000 офисе в word есть
стандартная функция подбора синонимов в правом меню мыши.

3. Беседы.

4. Важно завести тетрадь, в которую записывать понравившиеся слова и
обороты. Чтобы они были в активе нужно периодически их перечитывать.
Прим. Если новое слово в течение дня произнести три раза, оно становиться
обиходным.

Афоризм. Если каждый месяц ты будешь учить 5 новых слов, то через год
друзья будут думать, за кого он себя принимает.



Наш словарный запас динамичен. Если долго не говорить, то он уменьшается.
Если находиться в профессиональной среде – то появляется жаргон.



Упражнение: Ролевая игра. Руководитель ругает подчиненных.

Тема для обсуждения: конец света



Убедительность речи.

Требование к аргументации

1. Аргументы должны быть резкими. Они могут воздействовать как на разум,
так и на чувства

2. Аргументы должны быть конкретными. Инфляция не просто низкая, а равна
18% в год. Общие фразы звучат голословно и отрицательно действуют на
человека.



Методы внушения

Внушение удается, когда человек не задумываясь верит говорящему. Зачастую
можно внушить даже абсолютную чушь умным людям.

1. уверенный тон голоса (я знаю, о чем говорю и не верить в это просто
смешно). Между уверенным тоном голоса и содержанием речи связи может и
не быть.

2. Однозначная аргументация

Акцентировать внимание слушателей только на выгодах, скрывая недостатки
тезиса. Слушатели не всегда знают о предмете все. Для большей
убедительности слушателям можно привести 2-3 аргумента и доказать их
несостоятельность. Данный метод очень опасен и действует в очень
ограниченных ситуациях.

3. Убеждающие обороты. Их нужно ставить перед внушаемым утверждением (как
известно, давно доказано, ни для кого не секрет и т.д.). Их можно
использовать, когда нет времени на доказательство тезиса, либо когда
не знаешь как это сделать, либо перед ложным утверждением.

4. Ссылка на авторитет. Люди часто слепо верят авторитетам. М.б. ссылка
на специальную литературу, статистику. Часто ораторы ссылаются на
Библию.

5. «Гомеров порядок» расположения аргументов. На первом месте – сильный,
далее слабее, еще слабее, а в конце – самый сильный. Такой порядок
обусловлен свойством человеческой памяти – запоминать начало и конец
речи. Речь производит впечатление еще и после ее прослушивания.

6. Выработка рефлекса на правду. Правда, правда, правда, внушаемое
утверждение, правда …

7. Утверждение за слушателя. Как видите, вы это обязательно сделаете, вы
точно будете вспоминать. Обычно этим методом заканчивают речь

8. «Намек». Заложить ответ в вопрос. Использовался в референдуме. Хотите
ли Вы, что бы СССР сохранился? Хотите ли Вы, чтобы республики получили
независимость? Человеку психологически легче отвечать положительно,
чем отрицательно.



Нужно, что бы человек ответил хотя бы нейтрально. В этом случае, возможно
воспользоваться методом «Да, и». Убеждающая речь оказывает большее влияние
на слушателя, когда она произнесена целиком от начала до конца, а не в
форме полемики. Если же все же полемика началась, то лучше прервать ее и
сказать, что на все вопросы Вы ответите по окончанию выступления.



Темы для произнесения речи:

Читать книги/не читать книги

Платить налоги/ не платить налоги

Ешьте мясо / не ешьте мясо


Нелепые темы

Выходить замуж надо в 10 лет

Давайте загрязнять атмосферу

Давайте запретим все светофоры

Давайте сыпать соль на дороги



Понятность речи


Причины неясности выражения мыслей говорящего м.б. из-за:

1. Нечеткость выражения. Осознанные и неосознанные недомолвки. Многие
думают, если мне известно, значит и всем другим тоже. Необходимо
использовать набор т.н. ключевых терминов.

2. По «техническим» причинам. Оратор говорит невнятно, слишком быстро или
очень тихо.

3. Построения очень длинных предложений, когда слушатель забывает с чего
начал оратор.

4. От использования сложных понятий без объяснения. Надо стремиться к
простоте изложения

5. Степень ораторской подготовки определяется тем, как ты влияешь на
слушателя.

Если аудитория состоит из разных людей, необходимо расчитывать на самого
неподготовленного слушателя.



Упражнение. Игра в испорченный телефон

Передать по цепочке. Когда космонавт Леонов вышел в открытый космос, он
начал вращаться. Ему не от чего было оттолкнуться, затем он зацепился
за трос и сумел остановиться. Но тут у него расстегнулся скафандр.

Тема для обсуждения «Добро и зло»

Артистизм


Для создания образа надо перевоплотиться. Актеры делают это, используя свое
внутреннее настроение. Через элементы речи можно выразить свое настроение.
Но, если выступающий при этом «переигрывает», то это так же плохо, если он
выступает «серо».

Методика «вживания» в роль

1. Изобразить маску на лице, отражающую твое настроение. При этом
появляются зачатки настроения. Когда я хочу узнать, что думает мой
собеседник, я делаю тоже выражение лица и начинаю думать.

2. Вспомнить, какое-либо событие и через это усиливается ощущение. (Если
надо заплакать, то пожалей себя, если надо рассмеяться, то вспомни что-
нибудь смешное)

Никогда нельзя говорить «по бумажке» - это усыпляет слушателей.



Упражнение: Ролевая игра

Художник взял аванс и нарисовал портрет, который не понравился заказчику,
который пытается вернуть аванс. Задача заказчика взять аванс, задача
художника – «продать» портрет.

Маленькие советы



1. Не забывайте перечитывать эти заметки перед любым большим выступлением.
Это поможет Вам освежить в памяти маленькие хитрости и приемы мастерства.

2. При подготовке к выступлению необходимо взять достаточное количество
визиток.
3. Старайтесь избегать выступление сразу после и до обеда. Как бы Вы хорошо
ни говорили, люди не будут слушать Вас внимательно.
4. Во время выступления необходимо выключить свой мобильный телефон,
пейджер, будильник на часах ect.
5. Если Вы выступаете с презентацией, было бы неплохо, если бы и у
слушателей на руках (в раздаточных материалах) были основные тезисы
презентации.
6. Перед выступлением позаботьтесь о том, чтобы на столе была вода. Помимо
того, что она утоляет жажду, это может помочь сделать паузу в нужном Вам
месте.
7. Перед выступлением проверьте сами или попросите организаторов проверить
еще раз все оборудование – микрофон, проектор и др.
8. Перед выступлением можно подготовить записки самому себе с заранее
продуманными ответами и «пустить» их через зал. Это может оживить
дискуссию и осветить те вопросы, которые неудобно рассказывать от первого
лица. Например, реклама вашей компании.
9. Иногда, шрифты в Вашей презентации не совпадают со шрифтами, имеющимися
на компьютере организаторов, тогда в Вашей презентации вместо шрифтов
появляются знаки вопроса, квадратики и т.д. Чтобы избежать этого можно:

1. сохранить файл с внедренными шрифтами сохранить как/сервис/внедрить
шрифты True type

2. сохранить на дискете шрифты отдельно и в случае необходимости
установить их
10. Никогда не утомляйте людей цифрами. Больше трех четырех цифр все равно
никто не воспринимает. Если без них в выступлении никак не обойтись, то
подготовьте их предварительно и раздайте.
11. Публичные выступления дают возможность лучше сформулировать свои мыли и
еще глубже вникнуть в тему.



Желаю Вам успехов в Ваших публичных выступлениях.

Михаил Иванов




Реферат на тему: Курс лекций по социальной психологии
Курс лекций

по "Социальной психологии"

Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.

Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного
знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь
социальной психологии с социологией и общей психологией
(интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы). Взаимосвязь социальной
психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и
прикладной психологией). Синтезирующая роль социальной психологии в системе
научного, в том числе психологического знания.
Структура общественного сознания и роль общественной психологии в его
функционировании: обыденное и теоретическое сознание, идеология и
общественная психология, их соотношение.
Виды социально-психологического знания: обыденное, житейское,
философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-
методическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое.
Особенности формирования и развития социально-психологических
явлений и их влияние на жизнедеятельность людей (социальная и
деятельностная обусловленность). Типология социально-психологических
явлений: 1.По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных
группах (массовидные явления психики); 2. По уровням: рациональные,
эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные); 3. По
динамике: динамичные, статичные, динамостатичные; 4. По содержанию:
осознанные и неосознанные.
Основные точки зрения на объект и предмет социальной психологии:
социологический, общепсихологический, точка зрения Б.Д.Парыгина. Социальное
взаимодействие людей, как объект социальной психологии. Закономерности
социально-психологических явлений, связанных с включением личности в
большие и малые социальные группы. Предмет социальной психологии:
закономерности поведения и деятельности (социального взаимодействия) людей,
включенных в различные социальные группы, а также социально-психологические
особенности функционирования этих групп и личности в них.
Структура социальной психологии как науки (основные социально-
психологические проблемы): закономерности и механизмы общения в совместной
деятельности; особенности социально-психологических явлений в малых группах
(образование групп, групповая динамика и структура групп, межличностные
отношения, лидерство и руководство группой); особенности социально-
психологических явлений в больших группах (массовидные социально-
психологические явления: этнические, классовые, профессиональные, правовые,
политические, религиозные, нравственные и эстетические); социально-
психологические проблемы личности (социально-психологические качества
личности, социализация личности, социальные установки личности, роль
личности в группе).
Теоретические и практические задачи социальной психологии:
1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к
предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2.
Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с
изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых
социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых,
политических, идеологических и др.); 4.Социально-психологические
исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и
общественном мнении; 5.Анализ возрастания роли социальной психологии в
условиях реформирования общества; 6.Взаимодействие социальной психологии с
прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи
отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной
социальной психологии.
Основные уровни методологии социальной психологии и их
взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов,
совокупность применяемых в науке принципов): I.Всеобщая (философская)
методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских
законов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция,
дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); III.
Специальные, собственные методы социальной психологии: 1.Методы воздействия
(социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического
исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б)
методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение
результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и
др.).; IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического
исследования.
Возрастание роли социально-психологического фактора в современных
общественных преобразованиях (формирование общественного мнения и
общественных настроений, объяснение необходимости реформирования различных
систем и их последствий, обеспечение социальной направленности реформ и
социальной защиты населения).

Основные категории: социальная психология, общественное
сознание, социально-психологическое знание, предмет и объект социальной
психологии, задачи социальной психологии, методология социальной
психологии, методы социально-психологического исследования.

Контрольные вопросы:
1. Место социальной психологии в системе наук?
2. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе
наук?
3. Назовите основные виды социально-психологического знания.
4. Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?
5. Предмет социальной психологии?
6. Какие основные проблемы изучает социальная психология?
7. Задачи социальной психологии.
8. Что является методологией социальной психологии?
9. Методы социально-психологического исследования?
Литература:
- Обязательная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
2. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.
3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч.
М., 1982, т.1.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.
5. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
- Дополнительная:
1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.,
1983.
2. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.
3. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная
зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
4. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. М., 1982.
5. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.
СПб, 2000.
6. Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.
7. Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы.
М., 1995.



Тема 2. История формирования и современное состояние социальной
психологии.

Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических
идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с
20-х гг. ХХ века по настоящее время).
Истоки социально-психологических идей в античной философии и в
социально-философской мысли нового времени. Первые социально-
психологические теории и отражение в них общего уровня развития
психологической науки.
Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6
в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия
социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над
индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля
(индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти
от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха
Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право
человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими
силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению
собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной
самооценки); б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли,
К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее
характер, потребности, межличностные отношения).
Этап относительно самостоятельного становления социально-
психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология
народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух
целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории
В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой
социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в
толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность
утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена);
«Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл) – «гормэ»
(врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх,
бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость,
приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и
т.д.).
Общественные и научные (создание методологических, в том числе
философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в
самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и
появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально-
теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период –
господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы),
прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде,
Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению
закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм,
психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения
стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие
социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии»,
Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической
и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики
человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге,
В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и
бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о
культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о
взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве
сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии
(Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).
2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-
психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время):
необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое,
интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в
развитии социальной психологии.
Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания
(Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и
поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями; 2.
Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов»
(Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений»,
получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального
обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения
«вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных
подкреплений).
Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного
соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение
человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений,
отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных
актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет
место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем
снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного
диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и
поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;
г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений
личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной
структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;
2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии
человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего
знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).
Психоаналитическое направление социальной психологии о роли
бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория
функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы:
рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень –
групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в
действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теория группового развития
В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о
лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмерная теория
интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы
(включение, контроль, любовь).
Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция
символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте
социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия
роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее
роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение
человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов,
но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности,
в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2.Ролевые
теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах
социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о
межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы
(Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп
(позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах
и их роли в формировании социальных установок.
Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи,
Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально-
психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи
о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических
представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений
(информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих
поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об
опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через
групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель
человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении
репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию,
необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для
этого необходимых условий).
Особенности развития отечественной социальной психологии:
1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2.
Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;
3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-
психологических явлений; 4.Разработка методологических основ социально-
психологических исследований; 5.Исследование новых социально-
психологических явлений; 6.Возрастание роли прикладных и практических
социально-психологических исследований; 7.Проблема использования
результатов исследований социальных психологов в различных областях
профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –
психологического знания, этап относительно самостоятельного развития
социально – психологических идей, этап экспериментально – теоретического
развития социальной психологии, западная социальная психология,
отечественная социальная психология.

Контрольные вопросы:

1. Основные этапы и периоды возникновения и развития социально –
психологического знания?
2. Назовите основные направления описательного этапа социально –
психологических идей.
3. Назовите основные социально – психологические школы 2–го
этапа развития социально – психологического знания.
4. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа
развития социально – психологического знания.
5. Какими направлениям представлена современная зарубежная
социальная психология?
6. Особенности и тенденции развития отечественной социальной
психологии?

Литература:
- Обязательная:
1. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.
СПб., 2000.
2. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
- Дополнительная:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная
психология на Западе. М., 1989.
2. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.
4. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.,
1984.
5. Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.


Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.

Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.

2.Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования,
изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и
взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы
отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных
отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных
и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений.
Понятие социальной роли. Межличностные отношения как «реализация» безличных
отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и
эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных,
дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств.
Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции
деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн,
Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие.
Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная
деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений
человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных
отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский –
общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов;
когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных
процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация
бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической
защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями;
необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое
взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как
личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск
взаимопонимания личностного смысла; отечественный – общение как процесс
взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в
совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и
групповых отношений.
Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в
коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение
содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и
взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и
методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь).
Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность
общения.
Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное,
опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное,
мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное,
манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое;
внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-
ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.
Классификация функций общения в социальной психологии: социальная,
инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая,
синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального
контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная,
коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность
совместной деятельностью.

Основные категории: социальная природа общения, общественные,
групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных
отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения,
потребности общения, функции общения.
Контрольные вопросы:
1. В чем проявляется социальная природа общения?
2. Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных.
3. В чем проявляется деятельностная природа общения?
4. Основные точки зрения на сущность общения,
5. Специфика отечественного подхода к определению сущности общения?
6. Назовите основные типы, виды и функции общения.
7. Основные стороны общения и их взаимосвязь?
Литература:
- Обязательная:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.
- Дополнительная:
1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение
и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.
5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
6. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
7. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.

Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной
детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

Вопросы для обсуждения:
1. Место и природа межличностных отношений.
2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений.
3. Общение и деятельность.
4. Сущность, структура и функции общения.

Темы докладов:
«Методологическое значение социально-психологической теории общения для
деятельности социального работника »

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.
2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. //
Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1967.

4. Леонтьев А.А. Психология общения, - Тарту, 1973.
5. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования.
//Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические
проблемы социальной регуляции поведения. -М.,1976.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.-
Глава 7.

8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1974.
9. Хараги А.У. К определению задач и методов социальной психологии в
системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические
проблемы социальной психологии. -М., 1977.


Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.
2.Основные механизмы, стили и
методы взаимодействия.
Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии.
Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе
опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями
(Э.Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория
взаимодействия символического интеракционизма (Дж,Мид, Г.Блумер) на основе
символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по
представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного
взаимодействия (Э.Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций,
позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные
отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.
Попытки построения «анатомии» акта взаимодействия в зарубежной
социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом
социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность,
снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие,
создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки
проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об
указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация
других).
Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной
психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений
в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как
организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности,
всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки
поведения, как взаимовоздействие.
Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-
ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия
(Андреева, Богомолов, Петровский), «дилемма узника».
Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс,
избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный,
гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и
конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность,
совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.
Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия)
(А.Л.Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий,
индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными
действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат
совместных действий.
Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение,
подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский,
дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный,
деловой, позиционный.
Методы взаимовоздействия в общении: «регрессии», «погружения в
неопределенную ситуацию», «усыпления бдительности», «контрастного
сравнения», прием «канализации».
Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной
социальной психологии.
Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное
опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия,
стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия,
методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
2. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?
3. Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной
социальной психологии?
4. Взаимодействие и общение?
5. Основные ситуации взаимодействия?
6. Основные стратегии взаимодействия?
7. Основные механизмы взаимодействия?
8. Основные типы и формы взаимдействия?
9. Основные методы взаимовоздействия?
10. Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?

Литература:
- Обязательная:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
- Дополнительная:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
3. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.
4. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
5. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.


Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.
Вопросы:1. Содержание и структура коммуникативного процесса.
2. Особенности вербальной и невербальной
информации.
Социально-психологические исследования общения как информационно-
коммуникативного процесса.
Социально-психологическая структура процесса коммуникации:
обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.
Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и
обогащение информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в
коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и
т.д.
Основные барьеры на пути движения информации (социальные,
политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные,
речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации
и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема
кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами
по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема
эффекта сообщения (Ю.М.Забродин). Причины плохой коммуникации (стереотипы,
предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания,
пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии).

Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные,
их соотношение.
Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые
(паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого
общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая
система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм
речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые
звуковые явления).
Невербальная коммуникация. Исследования места и роли
невербальной коммуникации в общении (Е.А.Петрова. Знаки общения). Оптико-
кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М.Аргайла).
Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли
пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль
предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль
ольфак

Новинки рефератов ::

Реферат: Малые предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сурдопедагогика (Педагогика)


Реферат: Конституцiя США та реальнi права громадян (Право)


Реферат: Сергей Васильевич Рахманинов (Музыка)


Реферат: Имущественное страхование (Страхование)


Реферат: Права профсоюзов (Трудовое право)


Реферат: Оборотные средства в сфере деятельности предприятия (Аудит)


Реферат: Контрольная работа по бухучету (Аудит)


Реферат: Исследование распределения температуры в тонком цилиндрическом стержне (Математика)


Реферат: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Роль банков (Банковское дело)


Реферат: Мой идеал менеджера (Менеджмент)


Реферат: Государственная поддержка семьи в России (Социология)


Реферат: Прецизионные сплавы (Технология)


Реферат: Северо-Западный АО и район Хорошево-Мневники (История)


Реферат: Личность как продукт общественно-исторического развития (Психология)


Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)


Реферат: Концепции "Я" у Ч.Кули и Дж.Мида (Доклад) (Социология)


Реферат: Эстетика модернизма и постмодернизма (Искусство и культура)


Реферат: Проблемы развития и формирования среднего класса в России (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист