GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Личность преподавателя в ВУЗе (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личность преподавателя в ВУЗе (Психология)



Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере,
двух своих сторон: объективная – это набор методов и приемов работы,
которые преподаватель традиционно использует, и личностный – это то, как он
в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и
приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель,
владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным
стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально
нового не содержать.
Можно следующим образом охарактеризовать индивидуальный стиль работы
преподавателя:
С точки зрения содержательных характеристик. В данный раздел входят:
преимущественная ориентация преподавателя либо на процесс обучения, либо на
процесс и результаты обучения, а может лишь на результаты обучения.
Адекватность – неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса.
Оперативность – консервативность в использовании средств и способов
педагогической деятельности. Рефлексивность – интуитивность.
Следующий параметр - динамические характеристики. Это: Гибкость –
традиционность. Импульсивность – осторожность. Устойчивость –
неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации. Стабильно положительно-
эмоциональное отношение к учащимся – неустойчивое эмоциональное отношение.
Наличие личностной тревожности – отсутствие личностной тревожности. В
неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – направленность
на обстоятельства – направленность на других.
И, наконец, результативные характеристики, а именно: Однородность –
неоднородность уровня знаний учащихся, стабильность – неустойчивость у
учащихся навыков учения, высокий – средний – низкий уровень интереса к
изучаемому предмету.
Существуют различные виды стилей деятельности преподавателя, наиболее
характерными являются следующие четыре стиля:
Эмоционально-импровизационный. Такой преподаватель преимущественно
ориентируется на сам процесс обучения, но недостаточно верно планирует свою
работу по отношению к конечным результатам; он отбирает наиболее интересный
материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения.
Ориентируясь в основном на сильных студентов, старается, чтобы его работа
была творческой. Данный преподаватель обычно часто меняет виды работы,
практикует коллективные обсуждения. Однако при всем этом его минусами
являются низкая методичность, недостаточное закрепление и повторение
учебного материала, практической отсутствие контроля за знаниями учащихся.
Эмоционально-методический. В этом случае преподаватель адекватно планирует
материал, не упуская его закрепления и запоминания, он включает в свою
деятельность повторение и контроль знаний учащихся. Обычно такой
преподаватель ориентируется как на результат, так и на процесс обучения.
Однако, можно сказать, что такой преподаватель более рационален,
рефлексивен, но менее интуитивен.
Рассуждающе - импровизированный. Для такого преподавателя характерны
ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование. Сам
преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, дает возможность
студенту детально оформить ответ.
Рассуждающе-методический. Такой преподаватель обычно консервативен в
средствах и способах своей педагогической деятельности. У него имеется
стандартный набор методов обучения, которыми он пользуется. Он осторожен в
действиях, рефлексивен.


Выделяются уровни результативной деятельности преподавателя
По результатам каждый преподаватель может быть отнесен к одному из
следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:
• репродуктивный уровень - преподаватель может и умеет рассказать другим
то, что знает сам.
• адаптивный уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к
особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям.
• локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями
обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую
цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность
включения студентов в познавательную деятельность.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями
формирования нужной системы знаний по своему предмету в целом.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями
превращения своего предмета в средство формирования личности студентов,
удовлетворения их потребностей в самовоспитании, самообразовании и
саморазвитии.

Создание атмосферы психологической поддержки.
С точки зрения Карла Роджерса, главной задачей преподавателя является
облегчение и одновременно стимулирование (фасилитация) процесса учения для
обучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу,
интеллектуальную и эмоциональную обстановку в киберклассе, атмосферу
психологической поддержки.
Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную
атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами.
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель
должен демонстрировать полное доверие к обучаемым.
2. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач,
стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности.
3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя
мотивация к обучению.
4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в
решении той или иной проблемы.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой
группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства
и переживания каждого учащегося.
10. Наконец, он должен хорошо знать себя.


Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в
структуре педагогических личностных способностей.
Дидактические способности – способности преподавателя передавать студентам
учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему
ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории
активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими
способностями умеет в случае необходимости делать трудное легким, сложное -
простым, непонятное - ясным и понятным. Профессиональное мастерство, как мы
его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить
знания, популярно и понятно издавать материал, но и способность
организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение
знаний, умно и тонко дирижировать познавательной активностью обучаемых,
направлять ее в нужную сторону

Академические способности - способности к соответствующей области науки.
Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно
шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно
свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир
обучаемого, как личности, психологическая наблюдательность, связанная с
тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических
состояний. Способный преподаватель по незначительным признакам, небольшим
внешним проявлениям улавливает малейшие изменения внутреннего состояния
обучаемого.

Речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и чувства с
помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших
способностей профессии преподавателя, так как передача информации от
преподавателя к обучаемому носит в основном невербальный характер.
Изложение материала должно строится так, чтобы максимально активизировать
мысль и внимание аудитории. Соответственно, преподавателю необходимо
избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и
формулировок. Наряду с этим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая
речь часто бывает мало понятой учащимися. Чтобы оживить речь очень хорошо
подойдет шутка, легкая доброжелательная ирония. Речь преподавателя - это
живая, эмоциональная, образная речь, в которой отсутствуют грамматические,
стилистические, фонетические ошибки. Однообразная, тягучая, монотонная речь
вызывает скуку и не воспринимается. Темп речи во много зависит от
индивидуально-психологических особенностей преподавателя. Торопливый темп,
однако, мешает усвоению и быстро утомляет. Это касается и громкости речи.
Во всем должна быть мера.

Организаторские способности - способности организовывать аудиторию, свою
собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение
правильно планировать и самому контролировать ее.

Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение
найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.
Значительный вклад в изучение психологии педагогического такта сделал И.В.
Страхов. Он отмечает, что основное при этом, умение находить наиболее
эффективные способы воздействия на обучаемого. Одним из появлений
педагогического такта является чувство меры в отношении применения любого
педагогического воздействия (поощрения, наказания). Отсутствие
педагогического такта часто приводит к тяжелыми последствиям.

Педагогическое воображение - это способность предвидения последствий своих
действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта
способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его
способности и ум.

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами
деятельности имеет особое значение для деятельности преподавателя.



Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных
качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость,
трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение
владеть собой, своим настроением, темпераментом. Конечно, в данном случае
большое значение имеет тип нервной системы и произвольно изменить его
нельзя. Но в каком-то смысле им можно управлять, стараться сдерживать
отрицательные проявления своего темперамента. Преподаватель может быть
представителем любого темперамента, самое главное - использовать
положительные стороны своего типа.
Помимо такого важного образования как темперамент особое значение на
успешность работы преподавателя имеет временные психические состояния
(настроение), обусловленные различными причинами.



Этика преподавания
Самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу -
он должен любить своих учеников. Причем любить всех, и хороших, и плохих.
Преподаватель вуза, не любящий студентов, профессионально непригоден. Для
таких преподавателей каждая лекция, каждое занятие подобно пытке, а для
студентов пытка - общение с ними. И если начинающий преподаватель понял,
что не любит студентов, ему необходимо срочно искать себе другую работу.
Здесь возникают две проблемы.
Первая - как и зачем любить плохих студентов? Не лучше ли сразу
произвести в своей душе разделение: хороших любить, а плохих - нет. Но так
не получится. Если данный студент негодяй или глупец, нужно добиваться его
отчисления. Если же нет, приходится все время общаться с этим человеком, а
плодотворным общение делает, по моему мнению, только симпатия к нему.
Заповедь Христа о любви к ближнему, к каждому без исключения, для педагога
совершенно обязательна.
Вторая проблема - а как быть, если студентов не любит крупный ученый,
гордость кафедры? Тем более, что в таких случаях чаще всего находятся
некоторые (обычно самые сильные) студенты, попадающие под обаяние мэтра и
становящиеся его учениками. Так, И. Ньютон не очень любил преподавательскую
работу, но Э. Галлей был его учеником. Здесь необходимо различать два
понятия (конечно, термины условны): преподаватель и учитель. Различие
состоит в том, что преподаватель работает со студентами по
профессиональному долгу, т.е. со всеми, с кем ему выпадет работать. Учителя
ученик выбирает сам, и главную роль при этом играют научные и личностные
качества учителя. А ученик может возбудить к себе любовь и в том человеке,
который способен любить лишь немногих. Поэтому крупный ученый может
оказывать большое влияние на деятельность кафедры, поднимая ее научный
уровень и работая с избранными. Нельзя только допускать его к работе с
"массовым" студентом.
Необходимо все время помнить, что каждый студент - это личность со
своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать
личностные особенности студентов, если в группе 30 человек, а на потоке -
200, но необходимо к этому стремиться.
Очень важная и совершенно обязательная вещь - презумпция природного
ума студента. Недопустимо, когда преподаватель заранее уверен, что студент
глупее его. Дальнейшая работа покажет, кто умен, а кто - не очень. Но,
только считая своих учеников умными, можно раскрыть возможности тех, кому
мешают сделать это особенности психологии или неудачный опыт учения.
В общении со студентами преподаватель может занимать три позиции.
Позиция "сверху" - педагог вещает, студенты воспринимают; позиция "на
равных" - педагог вместе со студентом или студентами решают какую-то
проблему; наконец, позиция "снизу" - педагог по сути дела учится у
студента, осмысливая и воспринимая то, что он говорит. И наиболее
плодотворной учебная работа становится тогда, когда все три позиции
чередуются. Самое сложное здесь - чувство меры в работе педагога, качество
вообще исключительно важное и при этом очень трудное. Ему приходится
учиться всю жизнь.
Когда преподаватель может переходить в позиции "на равных" и "снизу"?
Всякий раз, когда студент начинает проявлять самостоятельность мышления.
Однако здесь есть и обратная сторона. Чем самостоятельнее мыслит студент,
тем чаще он ошибается. Встает еще один вопрос, тоже относящийся к сфере
преподавательской этики: как реагировать на ошибки, возникающие в процессе
самостоятельной умственной работы студента? Представляется, что первая
реакция должна быть одобрительной. Важнее всего то, что студент сам пришел
к какому-то выводу. Что же касается ошибочности вывода, то, как известно,
на ошибках учатся. Поэтому лучше всего сначала порадоваться
самостоятельности умозаключения, а потом уже указать на ошибки. Конечно,
радость может выражаться по-разному, здесь тоже крайне важно соблюдать
чувство меры.
Самая большая радость педагога - когда студент находит правильное
решение, идя своим путем, преподавателю до того неизвестным. Таким образом,
желательно почаще обращать внимание студентов на возможность и
плодотворность решения одной и той же задачи несколькими разными способами.
Во всяком случае, это касается тех задач, которые для нас наиболее важны.
К крайнему проявлению рассматриваемой проблемы следует отнести
совершенно особую ситуацию, когда обнаруживается, что кто-то из учащихся
превосходит своего преподавателя. С одной стороны, казалось бы, это
прекрасно, ведь цель педагога можно сформулировать так: стать глупее своих
учеников. В этом по существу и заключается настоящий прогресс науки. С
другой стороны, очень тяжко чувствовать, как тебя обгоняют.
Классический пример подобной ситуации содержится в рассказе о беседе
А.Ф. Иоффе с великим французским физиком П. Ланжевеном. Как-то Ланжевен
пожаловался, что у него не хватает ума, чтобы понять диссертацию
собственного аспиранта Л. де Бройля - то ли это бред сумасшедшего, то ли
гениальный переворот в науке. Но как бы то ни было, де Бройль проявил такую
глубину рассуждений, что ему необходимо присудить докторскую степень. Можно
не сомневаться, что Ланжевену нелегко далось это признание, однако он пошел
на него. И оказалось, что его ученик действительно положил начало
гениальному перевороту в физике. Разумеется, творческий уровень Ланжевена и
де Бройля доступен лишь ничтожному числу избранных. Но несомненно на ином,
скромном уровне нечто подобное переживал почти любой, достаточно долго
проработавший педагог. И большое счастье, если ученик, далеко опередивший
учителя, признается: вот тому-то я научился у вас. Тогда учитель радуется
не только за него, но и за себя.
Крайняя степень пренебрежения уровнем знаний и понимания студентов
наблюдается у тех лекторов и заведующих кафедрами, которые вообще не
задумываются о том, чтобы даваемый ими материал был по-настоящему усвоен.
Они рассчитывают прежде всего на то, что их лекции будут "вызубрены", и
требуют на экзамене почти дословного воспроизведения сказанного на лекции
или написанного в учебнике, не заботясь о том, чтобы студенты достигали
понимания и осмысливания новых знаний, и не принимая во внимание главный
критерий обучения - привить способность решать задачи, основанные на данном
материале, но выходящие за узкие рамки стандартного набора задач.
Еще проблема этического характера: какое отношение к работе
преподавателя имеют два излюбленных термина нынешнего политического жаргона
- "имидж" и "харизма"? Насколько нужно преподавателю заботиться о своем
имидже?
Говоря всерьез, очень важно, какой образ преподавателя запечатлеется в
душах студентов. Но есть существенное отличие от образа политика, который
общается со своими избирателями лишь очень краткое время. Поэтому для него
разные способы "пускания пыли в глаза" могут сыграть решающую роль.
Преподаватель же общается со своей аудиторией гораздо дольше и теснее, и
обмануть ее лицемерием, ханжеством, демагогией ему, как правило, не
удается. Самое разумное и самое действенное - быть максимально
естественным. Если у преподавателя есть недостатки, о которых не должны
знать студенты, то единственное верное средство скрыть их - преодолеть их в
себе, иначе скорее всего студенты "раскусят" неискренность. Разумеется,
речь здесь идет не о физических пороках. Но вот в эмоциональной и
нравственной сферах естественность является сильным средством, действующим
в пользу преподавателя.
Фактор естественности проявляется даже в таком, казалось бы, мало
связанном с этикой вопросе: как одеваться преподавателю? Здесь очень важно
его самочувствие. Если он тяготеет к изяществу туалета и моде, то может
уделять этому пристальное внимание. Если нет, можно следовать мнению А.А.
Любищева: "По-моему, для ученого целесообразно держаться самого низкого
уровня приличной одежды". Напротив, как модник, мучающийся от того, что
недостаточно стильно одет, так, и человек, равнодушный к этому, чувствующий
себя неловко и стесненно в чем-то модном, многое теряют в возможностях
общения со студентами.
Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах
студентов небольшие отклонения от принятых норм поведения. Что касается
харизмы, скорее всего сильнее всего на нее работает сочетание трех
элементов: компетентности в науке, любви и уважения к студентам и
естественности поведения.
И еще один, совсем иной вопрос - о роли юмора в учении. По этому
поводу замечательно сказал детский писатель Дж. Родари: "Величайшее
заблуждение в отношении учебного процесса заключается в мнении, что этот
процесс должен проходить угрюмо".
Шутка на занятиях выполняет как минимум три функции. Первая, наиболее
хорошо известная - релаксационная. Студенты устали или излишне напряжены,
преподаватель пошутил, они посмеялись и им стало легче. Вторая функция
юмора определяется необходимостью развития у студентов важнейшего качества
- увлеченности своим делом. Нравственный долг преподавателя, наряду с
прочим, состоит в том, чтобы передать учащимся свое неравнодушное отношение
к науке, и один из признаков этого неравнодушия - способность находить в
своей профессиональной сфере смешное.
В этическом аспекте самая главная функция шутки - личностно-
коммуникативная. Юмор можно рассматривать как один из важнейших путей
выработки представления о личности преподавателя и один из способов
установления межличностных контактов. При этом очень существенно соблюдение
одного правила: ирония преподавателя должна быть направлена в первую
очередь на самого себя. Только если он способен посмеяться над собой, он
обретает право пошутить и в адрес студентов.






Реферат на тему: Личность рецидивиста


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Дальневосточный государственный университет



Кафедра юридической психологии



Тема: Личность рецидивиста.



Выполнил: Ким Д.Н. группа 742ГП



Владивосток 2001



содержание



Введение…………………………………………………………………………..3


Понятие личности рецидивиста………………………………………………..4


Структура личности рецидивиста. Соотношение социального и
биологического……………………………………………………………………7


Классификация и типология рецидивистов………………………………….10


Заключение………………………………………………………………………..15


Список используемой литературы…………………………………………….18



Введение.

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных проблем является
вопрос о личности рецидивиста, причинах повторения преступления за
короткий срок.

Разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики),
т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как
преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния
совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и
военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей
подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности,
разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело
жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов
государства, представители общественных объединений и религиозных
организаций

Ученые, при разработке этой проблемы пользуются всем комплексом
социальной методологии, психологии в т.ч. и специальной (типологии или
изучение отдельного преступника).

Психология вступает сейчас в тот этап своего развития, когда все более
отчетливее становится потребность перехода от аналитического изучения
отдельных психических функций, процессов и состояний к синтезу
накапливаемых данных, к раскрытию качеств человека, к пониманию его как
целостности.

При этом в изучении человека как целого намечаются различные пути. В
одних случаях предпринимаются попытки психические свойства и процессы,
которые прежде изучались изолированно, рассмотреть в их взаимосвязях,
т.е. представить их как некоторую единую систему. В роли целого здесь
выступает индивид; его психологические качества рассматриваются в
единстве с биологическими и социальными.

В других акцент делается на сравнительном изучении психологических
характеристик разных типов людей, выявлении различий между ними и
определении специфических психологических особенностей каждого. Главной
здесь по преимуществу является проблема психологии индивидуальности.

Наконец, в третьих, подход к выявлению интегральных качеств человека
нацелен на изучение личности.

Таким образом, когда речь идет о человеке как целостности, имеются в виду
разные ее аспекты: в одних случаях- индивид, в других- индивидуальность (
и тип), в третьих- личность. Конечно, все эти аспекты взаимосвязаны , но
не тождественны.

Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные
основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека
как индивида, как индивидуальность и как личность.

Данная работа посвящена проблеме личности рецидивиста и тех оснований,
которые определяют ее свойства ( в том числе психологические). Конечно,
понятие “личность рецидивиста” относится к определенным свойствам,
принадлежащим индивиду ( нелепо было бы относить это понятие, например, к
группе людей). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность
индивида, т.е. индивидуальность. Однако понятие “индивид”,
“индивидуальность” и “личность” не тождественны по содержанию, хотя и
близки по объему. Каждое из них раскрывает специфическую сторону (или
ряд сторон) индивидуального бытия человека.



Понятие личности рецидивиста


Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное преступление”(в
единственном значении) или “человек, который совершает или совершил
преступление”.

Слово “личность” определяется, как “совокупность свойств, присущих
данному человеку, составляющих его индивидуальность.

Слово «рецидивист» в уголовном праве лицо, которое после его осуждения
приговором вновь совершило одно или несколько преступлений. Общественная
опасность рецидивиста выше, чем у лица, осужденного впервые, поэтому
уголовный закон предусматривает назначение рецидивисту более строгих мер
наказания. Как правило, рецедивистом считают лицо, совершившее новое
преступление до снятия или погашения судимости.

Исходя из сказанного “личность рецидивиста” можно представить, как
“совокупность свойств, присущих, совершающему или совершившему
неоднократно одно и тоже преступление за определенный срок, человеку,
составляющих его индивидуальность”.

Психологи изучают эту совокупность свойств, для того чтобы на их основе
определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в
свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и
рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик
индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности
конкретного преступника невозможно определить причины совершения не
только всех рецидивных преступлений, но и определенной их группы.
Например, причин совершения квартирных краж. Именно поэтому, психологи в
процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики
изучают личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода
совокупный “субъект преступности” в целом, т.е. используя типологию.

При таком подходе изучаются категории и типы рецидивистов, выделяемые по
сходству, как совершаемых преступлений, так и содержания личностных
свойств субъектов деяний.

При рассмотрении личности рецидивиста, считается то, что:

Совокупность социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе
многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот
аспект личности позволяет рассматривать личность рецидивиста как:

. члена общества;

. члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих) и;

. носителя социально-типичных черт.

Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид
как личность - это продукт не только существующих отношений, но также
своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим
объективным признакам общественное положение, будучи по-разному
воспринято и оценено личностью, побуждает его к различным действиям.
Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам
действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям,
различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от
внешних, так и внутренних, личностных обстоятельств. Здесь важно отметить
постоянное взаимодействие социологического и психологического, каждое из
которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать.

Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений,
в том числе и неосторожных.

Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная
индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения
лицам, совершившим преступление.

Личность рецидивиста, да и преступника вообще, отличается от
законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако
общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности
преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не
реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и
от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.

Изучение личности преступника (рецидивиста) должно строиться на твердой
правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону
признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория
имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного
судом, и до отбытия уголовного наказания. .

Различные аспекты личности рецидивиста помимо психологии изучают другие
юридические науки: криминалистика, криминология, уголовное право,
уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки,
имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология,
исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная
статистика и пр.

В юридической психологии главное в личности преступника - ее природа и
сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее
антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со
средой или пред преступной ситуацией порождают преступное поведение,
иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение
преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки
криминологией проблем профилактики преступлений.

Рецидивисты - это наиболее постоянная часть тюремного населения, с
прерванными социально-полезными связями, разрушенными семьями. В условиях
свободы им намного сложнее приспособиться к труду. Обычные люди
сторонятся отбывших наказание вообще, а рецидивистов в особенности. В
период плановой экономики трудоустройство бывших осужденных, а особенно
рецидивистов, представляло немалые трудности из-за нежелания
администрации учреждений, предприятий и организаций связываться с этим
контингентом, то теперь это положение дел не только усложнилось, но и
ухудшилось. Между тем без социальной реабилитации общество никогда не
добьется успехов в борьбе с рецидивной преступностью. В то же время
становление рецидивистов на преступный путь зависит и от них самих. Они
зачастую неглупые люди, и сами многое, если не все, понимают. Поэтому
помогать, но не нянчиться с ними общество обязано. Всегда необходимо
помнить, что слишком много еще честных людей, живущих в нашей стране ниже
уровня бедности, в никуда негодных социально-бытовых и культурных
условиях, и не совершающих преступлений, хотя, если кто-то встает на
преступный путь при этом, понять таких людей можно. Общество пока еще
далеко от нейтрализации этой негативной ситуации.

Конечно, протягивая руку помощи даже очень запущенным своим членам,
общество обязано это делать спокойно, готовясь к издержкам и неудачам.
Истории известны громкие рекламные компании, когда Хрущев (да и после
него) выбирали «героя», давали ему все, представляли образцом
“исправления и перевоспитания”, пишущего мемуары... Конец же этих
компаний умалчивался, т.к. он был один - сначала медвытрезвитель, затем
проблемы с уголовным розыском и т.д.

Вывод здесь один - рецидивная преступность сложнейшая и болезненная
социальная проблема, которую компаниями не возьмешь. Это надо трезво
оценить и осознать. Надо вспомнить и о том, что преступник формируется в
рецидивиста с раннего возраста. Там, в числе прочего, и надо искать корни
рецидива. Вот может быть здесь, в период взросления (морального и
физического), свойственного для службы в армии (в т.ч. и, особенно, в ПВ
РФ) и Вам надо вложить свой труд в общее дело.

Общество обязано анализировать многие свои недостатки, т.к. оно само (и
государство тоже) способствует наличию и росту рецидивной преступности.
Это не обвинение, а констатация. Для борьбы с преступностью издаются
законы. Парадокс заключается в том, что эти же законы бывают источником
преступности. Но не в том, традиционном виде, когда говорят: раз будет
новый закон, будут и новые преступники, этот закон нарушившие, а в
другом. Речь здесь идет о различных (по закону!) ограничениях после
отбытия преступником наказания... Не принимается практически никаких
социальных мер. Даже в царской России были, так называемые, работные
дома...

Собрав выше сказанное можно определиться, что воздействие государства и
общества на рецидив лежит, прежде всего, в плоскости продуманных
экономических и социальных мер, подкрепленных разумным законодательством.
В то же время опасный рецидив исключает какие либо поблажки. Закон должен
быть справедлив, но суров. Нельзя для рецидивистов устраивать бесконечные
качели: вошел в место лишения свободы, быстренько вышел. И так без конца,
нельзя устраивать им там легкую жизнь, прощать преступления, допускать
терроризирование других осужденных... Это конечно очень сложно делать на
практике. Правилом при общении с устойчивым и опасным рецидивом должно
быть не приравнивание гуманности и всепрощения.

Проблема рецидивной преступности сложна и своим соц. - и индивидуально-
психологическим аспектом. Преступники-рецидивисты, во многих случаях,
незаурядные личности, с сильным характером, обладающие организаторскими
способностями, притягивающие своими качествами к себе других людей.
Однако психологическая атмосфера, складывающаяся вокруг рецидивиста,
характерна тем, что, личность его, помимо всего прочего, сеет вокруг себя
страх, который буквально подавляет и полностью лишает человеческого
достоинства людей, слабых характером. Конечно, мир рецидива жесток,
моральные ценности в нем перевернуты, цена жизни ничтожна. Поэтому
преступления, в которых либо участвует, либо которыми руководит
рецидивист часто жестоки, характеризуются смелостью замысла и исполнения,
осмотрительностью и предусмотрительностью. После этого, как правило, в
деятельности наступает либо затишье, либо попадание в сферу
правоохранительных органов за мелкие преступления. А здесь уже ждет
“подрастающее поколение”, становящееся часто сообщниками (Эта информация
должна быть использована при разработке версий оперативными работниками).


Мир рецидивистов - для специалистов всех областей (юристов, психологов)
пожалуй, самый сложный для понимания. Но, по моему мнению, понять его и
невозможно, т.к. для этого должна быть совершенно другая психология. Это
неоспоримо. Но знание закономерностей, по которым он живет - знать надо.

Неоспоримо и то, что даже незначительное снижение ее в рамках
существующих общественных отношений, невозможно. Не будем забывать, что
проблема рецидива не решена ни в одной стране мира. Над ее решением
работают и ученые и практики, но...


Структура личности рецидивиста. Соотношение социального и биологического.



При определении структуры личности преступника-рецидивиста следует иметь
в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-
значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с
другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности,
познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии,
поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества,
социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных
черт.

Психологический анализ личности предполагает и максимальный учет
индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных
свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая
преступное. Их выделение в структуре личности рецидивиста вовсе не
означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений
хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически
обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных
факторов. Причиной повторного совершения преступлений являются, как
известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности.
Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и
биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию
этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника-рецидивиста
выделяется ряд подструктур:

. одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как
социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение,
национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень
материальной обеспеченности;

. уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания,
умения и навыки;

. в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления
личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности,
привычки;

. четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

. пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст,
состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем
имеются социальные проявления этих признаков).

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры,
поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно.
Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и
взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со
сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность рецидивиста.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности рецидивиста. В
частности, известна следующая схема, включающая:

. социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

. социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

. нравственные свойства;

. психические особенности.

Надо сказать, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо
специфических черт, присущих именно личности преступника-рецидивиста,
ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-
либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием,
направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы
говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов,
потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения
конкретного преступления. Поэтому психологию особенно интересуют
нравственные качества, ценностные ориентации и т.д., равно как и
психологические особенности. Это, конечно, не означает игнорирования
других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности
личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного
человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к
действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий
элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее
влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления
биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки).
Направленность имеет решающее значение для определения социального типа
личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается
определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими
криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор
лицом соответствующего варианта преступного поведения.

В предупредительной работе многие из названных черт личности рецидивиста
должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к
нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает
так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к
повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями,
упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и
психических расстройств.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема
соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное
практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят
объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с
ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот
рубеж, который разделяет многие криминологические теории.

Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность,
как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный
характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования
биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия,
способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут
сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к
такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по
наследству, приводят данные о том, что в общей массе рецидивистов немало
лиц с расстройствами психической деятельности.

Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно
совершающих насильственные рецидивные преступления, высок удельный вес
людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает
30 %. Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые
криминологические данные дают основание считать, что ослабление или
искажение психической деятельности любого происхождения способствует
возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность,
агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых
процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных
механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности,
приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами
деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения
противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.
Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях,
характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества
эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной
совершения рецидивных преступлений.

. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не
составляют большинства.

. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не
всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его
противоправном поведении.

. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама
аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание,
те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его
криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут
способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному
поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в
целом.

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии,
олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной
нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек
повторно совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного
поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие
того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять
субъективные причины повторного преступления, представленные в мотиве,
можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики,
если, конечно, они имеются вовсе не представляют мотивов преступного
поведения, хотя и могут влиять на них.

Поскольку речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно
говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика
являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие
социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять
невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть
плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих
факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит
от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность
проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того,
какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность,
т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество
человека, сформированное воспитанием, средой.



Классификация и типология рецидивистов.



Для того, чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и
типологии преступников-рецидивистов, что имеет большое научное и
практическое значение, необходимо определить принципиальные
методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего
следует отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, не
одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой
устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и
строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых
занимает четко зафиксированное место. Типология такой жесткой
дифференциации не содержит.

Классификация преступников-рецидивистов может быть построена по различным
основаниям, среди которых следует выделить две большие группы признаков:

социологических (социально-демографических) и правовых.

. К первой из них относятся: пол, возраст, уровень образования, уровень
материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи,
социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род
занятий, наличие специальности, место жительства.

. Ко вторым - характер, степень тяжести совершенных преступлений,
совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку,
длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства,
форма вины.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья
преступников. В этой связи могут быть выделены здоровые, а также лица,
страдающие соматическими или психическими расстройствами.

Конечно, приведенный перечень признаков (критериев) классификации
преступников-рецидивистов не является исчерпывающим и может быть дополнен
другими. Здесь многое зависит от того, для чего осуществляется
классификация, каким конкретным целям она подчинена.

Существует другая квалификация рецидивистов:

. Неадекватный, зависимый рецидивист (его часто арестовывают за пьянство,
бродяжничество, мелкие кражи, нарушение общественного порядка; к 50 годам
имеют свыше 100 арестов и судимостей; их часто используют как источников
информации о более серьезных правонарушениях... Но это надо делать с
большой осторожностью...);

. асоциальный, или субкультурный рецидивист (человек, занимающийся такого
рода бизнесом, при которой арест является профессиональным риском /сюда
можно отнести проституток, мошенников, торговцев наркотиками, сутенеры и
пр./. Они устраивают свою “группу”, поставляя товары и услуги,
пользующиеся у нее спросом, но при этом нарушают законы общества;

. компульсивный рецидивист, неоднократно совершающий преступления одного и
того же вида (начинает, как правило, с раннего детства и на протяжении
всей жизни). Такой рецидив начинается: с ситуации (на свободе или в
тюрьме), с которой индивид не в состоянии успешно справиться; после
честных и искренних, но безуспешных попыток решить проблему он переходит
от позитивных действий к регрессивному поведению, выбирая менее зрелые
решения, и это приводит к тому, что первоначальная проблема еще больше
усложняется из-за того, что субституирование метода не привело к
положительным результатам, в связи с чем индивид принимает первое
попавшееся решение и в конце концов вынужден далее повторять его
независимо от того, помогло оно или нет.

. Импульсивный рецидивист (на протяжении всей своей жизни способен
совершать самые разные преступления; он действует подобно психопату,
социопату или человеку с антисоциальными личностными отклонениями;
импульсивен, беззаботен, поступает, не считаясь ни с другими людьми, ни с
обществом; способен совершать преступления против собственности и против
личности).

Проблема типологии личности рецидивиста может быть решена лишь на
прочной методологической основе. Говорить о личности рецидивиста как о
социальном типе можно лишь в том случае, если она отличается каким-либо
признаком, которого нет у представителей других социальных типов. Таким
признаком, свойством является его общественная опасность, заключающаяся в
возможности нанесения вреда тем отношениям, которые охраняет государство.

Личность преступника-рецидивиста как явление типологического порядка есть
носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-
психологических черт и свойств Специфика личности как типа заключается
именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве
внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое
преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не есть случайное по
отношению к личности. В своей основе оно подготовлено развитием его
социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве
таковых выступают жизненный опыт человека, наполненный социальным
содержанием, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных
ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.

Личность является закономерной социальной фигурой для конкретного
общества настолько, насколько закономерно существование преступности на
данном этапе развития этого общества. Поэтому можно говорить о личности
преступника-рецидивиста как временном социальном типе только в связи с
преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление. Это
временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако, устойчивыми
чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве
самостоятельного.

Если криминология - это наука о природе, причинах преступности и мерах ее
предупреждения, то и изучение личности преступника как более частной по
отношению к ней проблемы осуществляется в тех же целях. Следовательно,
типология личности преступника должна подчиняться общей криминологической
задаче, т.е. она должна изучаться для того, чтобы знать причины и
механизм преступного поведения в целях его предупреждения.

В основу криминологической типологии личности можно положить
субъективные, внутренние причины преступного поведения. Это не означает
игнорирования иных, внешних социальных факторов, способствующих
совершению преступлений. Но коль скоро речь идет о личности преступника,
нужна типология именно личности, а не упомянутых факторов.

Достижения современной психологии свидетельствуют о том, что основным
стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено
то, ради чего совершаются деяния, в чем личностный смысл для субъекта. В
мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются
и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих
их удовлетворению. Деятельность человека обычно полимотивирована, т.е.
определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни из них являются
ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Образно
говоря, личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо
утверждение, что она такова, каков мотив ее поведения.

Мотив - явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и
установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-
психологические черты. Результаты современных криминологических
исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы
преступного поведения. Во всяком случае большинство мотивов преступлений
не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от
нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее
достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение
составляют те, которые направлены на реализацию физиологической
потребности в алкоголе или наркотиках.

С учетом сказанного могут быть выделены отдельные типы личности
преступника-рецидивиста, например по мотивам личного обогащения. Однако
стремление к повышению материального достатка не является противоправным
и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой
цели избираются. Такой тип личности традиционно называется корыстным, но
это скорее всего моральная оценка; понятие корысти обозначает здесь общую
направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только
сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа приемлемо лишь с
такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления
(любые) по мотивам личного обогащения. Чаще всего - это кражи, грабежи,
разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

Следует отметить, что среди виновных в корыстных (прежде всего в хищениях
государственной собственности) и должностных преступлениях заметно
выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений,
т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую
очередь, должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих,
быть все время на виду и т.д. Это часто сопровождается неправильным
пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или
учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она
здесь есть, выступает в качестве дополнительного мотива. Следовательно,
названных преступников можно объединить в престижный тип.

Однако по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные
преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои,
хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы
завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе
представляется ценным. Подобные мотивы весьма характерны для преступников
молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда
являются ведущими. Стало быть, и такого рода преступников целесообразно
относить к престижному типу.

Сложнее определить тип личности преступников-рецидивистов, совершающих
так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и
грабежи. Для решения этого вопроса необходимо исходить из того, какие
мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью
обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика
показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются
лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров,
а для того. чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему
влиянию. Стало быть, такие преступления могут совершаться из некорыстных
побуждений.

Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения,
изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще назвать
насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия
ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие
насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его
внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по
мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к
корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из
хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия
которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к
насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых
преступлениях на почве сексуальных побуждений - к сексуальному.

Таким образом, среди основной массы преступников-рецидивистов по
мотивационным критериям можно выделить:

. корыстный,

. престижный,

. насильственный

. сексуальный типы.

Такое выделение носит условный характер. Разумеется могут быть выделены и
другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений
не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в
убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного
обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу.

Мотив весьма важный, но не единственный признак для типологии
преступников. Их типологические группы могут быть построены и по
характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций. В
связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны:

. негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам:
жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию,
достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных
агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений,
изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев
хулиганства;

. корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием
права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений,
краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;

. индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и
предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим
обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда
хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления,
правосудия, воинских преступлений и пр.;

. легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным
ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в
различных неосторожных преступлениях.

Возможно выделение типов преступников-рецидивистов и по степени их
общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и
активности:

. особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые
рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер
активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво
вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; обще уголовных
преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных
преступников /для которых уголовно-наказуемые действия являются
единственным или главным источником средств к существованию/ и пр.). Для
особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения
преступлений ситуации они активно создают сами.

. десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица,
“выпавшие” из системы нормальных связей и общения, длительное время
ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги,
попрошайки, тунеядцы. Многие из них алкоголики. В отличие от особо
опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы “плывут по
течению”. Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не
создают, а используют складывающиеся. Как и особо опасные преступники,
представители этого типа устойчивы в своих установках и противоправном
поведении;

. неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой
неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и
представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых
групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани
социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной
криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности
преступника и особенности личност

Новинки рефератов ::

Реферат: Поиск структурно-химической информации в Internet (Химия)


Реферат: Влияние 6-БАП на растения кукурузы при разном уровне засоления (Биология)


Реферат: Звёзды и созвездия в литовской мифологии (Культурология)


Реферат: Этические принципы работы практического психолога (Психология)


Реферат: Реорганизация бизнес-процессов при изменении информационной системы в крупной организации (Менеджмент)


Реферат: Ограничение дееспособности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Современное состояние энергетики (Предпринимательство)


Реферат: Разрешение конфликтных ситуаций (Психология)


Реферат: Александр Сергеевич Грибоедов (Литература)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков (Архитектура)


Реферат: Налогообложение на Украине (Система оподаткування в Українії податкова політика в сучасних умовах) (Право)


Реферат: Лермонтов и Печорин - автор и герой (Литература : русская)


Реферат: Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников (Педагогика)


Реферат: Оперы Чайковского и развитие музыкального театра (Музыка)


Реферат: История великих географических открытий (История)


Реферат: Интеллектуальная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Билеты по теории гос-ва и права (Теория государства и права)


Реферат: Псковский историко-художественный музей-заповедник (Искусство и культура)


Реферат: Курсовая по микропроцессорам (Цифровые устройства)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист