GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий (Психология)


Негосударственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Омский юридический институт


Р Е Ф Е Р А Т
По предмету: Юридическая психология


«Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных
следственных действий»



Выполнил: студент гр. 41-у Рековский В.Р.



Омск - 2004
ПЛАН

1.Психология очной ставки.
2.Психология воспроизведения показаний на месте и следственного
эксперимента.
3.Психология обыска.
4.Психология предъявления для опознания.
5.Психология осмотра.



Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных
следственных действий
Кроме допроса к числу следственных действий относятся: очная ставка,
предъявление для опознания, следственный эксперимент, воспроизведение
показаний на месте, обыск, выемка, следственный осмотр,
освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования.
Безусловно, все они имеют психологические особенности проведения, однако и
по объему, и по числу участвующих лиц они различны. Рассмотрим наиболее
психологически насыщенные следственные действия.
Психология очной ставки. Очная ставка проводится следователем между лицами,
в показаниях которых имеются существенные противоречия, поэтому она, как
правило, связана с острой конфликтной ситуацией и высокой эмоциональной
напряженностью. На результаты очной ставки оказывают влияние две группы
факторов.
К п е р в о и относятся факторы, характеризующие противоречия в показаниях
допрашиваемых как бы изнутри субъекта, а именно:
• заблуждение одного лица или группы лиц;
• заведомо ложные показания одного или обоих участников очной ставки;
• прежний преступный опыт допрашиваемого;
• неприязненные отношения между ее участниками;
• ролевые позиции ее участников;
• темперамент и состояние того или иного допрашиваемого.
Вторая группа факторов также связана с противоречиями на очной ставке, но
оказывает влияние на эти противоречия со стороны внешней ситуации. К ним
относятся в первую очередь действия самого следователя как организатора
очной ставки:
• выбор времени. С проведением очной ставки можно поспешить и можно
безнадежно опоздать. В ряде случаев правильный выбор времени очной ставки
может оказаться главным фактором, определяющим ее успех;
• уровень подготовки к очной ставке;
• контроль следователем своего собственного состояния;
• планирование очной ставки.
В течение всей очной ставки подход следователя к ее участникам должен быть
глубоко индивидуальным, основанным на всестороннем анализе личности каждого
из них, занимаемой им позиции, анализе причин такой позиции с учетом всех,
материалов уголовного дела.
При производстве очной ставки между двумя преступниками для следователя
имеется определенная степень риска, которая сводится к тому, что
преступники используют очную ставку или для углубления противоречий, или
для еще большего запутывания хода следствия. Этот риск может быть уменьшен
благодаря всесторонней подготовке к очной ставке и активной роли
следователя в период ее проведения.
Особенно большую сложность и ответственность для следователя представляет
проведение очной ставки между двумя преступниками, каждый из которых дает
ложные показания. Но и в этом случае не следует на основании одного только
риска отказываться от проведения очной ставки, тем более что преступники
рано или поздно встретятся и поговорят без следователя (при ознакомлении с
делом или по дороге в суд, или на самом суде и т. д.).1
Очная ставка обладает большой силой воздействия на лиц, в чьих показаниях
содержатся преднамеренные искажения истины. Она часто играет роль
кульминационного, переломного пункта в их дальнейшем поведении на
следствии.
Изобличительная сила очной ставки выражается прежде всего в
непосредственном впечатлении, которое оказывает живая речь одного ее
участника на другого. Показания, произнесенные непосредственно в
присутствии изобличаемого дающим их лицом, более впечатляют, чем те же
показания, оглашенные следователем. Кроме того, устный рассказ на очной
ставке обычно дополняется деталями и нюансами, интонационными и
экспрессивными оттенками, которые придают ему убедительность и жизненную
достоверность. Но впечатление живой речи тем выше, чем она последовательнее
и логичнее, чем решительнее и увереннее лицо, которое ее произносит.
При подготовке к проведению очной ставки с участием обвиняемого
целесообразно изучить психологические особенности, характеризующие обычные
для него приемы и способы общения с другими людьми. Например, нужно быть
готовым к попыткам обвиняемого подавить волю второго участника очной
ставки, если известно, что обвиняемый по характеру властен, агрессивен,
стремится к лидерству в отношениях с людьми. Поэтому большое значение имеет
выяснение позиций обвиняемого в межличностных отношениях в семье, на
работе, в кругу друзей, характера прежних отношений со вторым участником
очной ставки, нет ли моральной зависимости обвиняемого от него, не
испытывает ли последний слепого доверия, страха и т. п.
В острой конфликтной ситуации очной ставки ее участники, прежде чем
говорить «да» или «нет», нередко должны для себя сделать выбор, с кем
вместе и за что они борются. И следователь как организатор очной ставки
должен способствовать тому, чтобы это был социально правильный выбор.2
Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента.
Воспроизведение показаний на месте может являться как самостоятельным
следственным действием, так и разновидностью следственного эксперимента и
сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей
психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места
происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих
следственных действий.
Основная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную
информацию по отношению к той, которая уже получена в ходе допроса данного
лица.
При воспроизведении показания у допрашиваемого путем ассоциативных связей
улучшается память. Находясь на месте происшествия среди вещей и предметов,
о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может
вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл
сказать.
[pic]

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - С. 499-503. 7Там же.


Следователь в ходе воспроизведения показаний может получить информацию
значительно большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает,
но видит и сравнивает. В ходе воспроизведения показаний следователь нередко
ставит перед собой задачи по проверке достоверности той или иной версии,
выдвинутой им самим или обвиняемыми. Поэтому в ходе воспроизведения
показаний часто выявляются противоречия в собранных по делу
доказательствах, которые иным способом выявить было бы трудно или
невозможно.
Поскольку воспроизведение показаний производится только с согласия
допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные
коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого
сложного следственного действия.
В качестве оснований для проведения проверки показаний на месте выступают:
1) необходимость обнаружения места происшествия;
2) необходимость установления пути следования;
3) установление места нахождения имеющих значение для следствия предметов;
4) установление неизвестных следствию лиц;
5) установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;
6) установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;
7) установление осведомленности лица, чьи показания проверяются,
относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя
организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой
группой людей (специалисты, конвой, понятые и др.), воспринимать
значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход
следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю
собранную информацию.
При подготовке к воспроизведению показаний следует учитывать ряд
организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь
нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний. После дачи
обвиняемым правдивых показаний следует его готовить к выезду на место
происшествия (если в этом есть необходимость); промедление в несколько
дней, а тем более недель может привести к утрате психологического контакта
с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Это положение особенно важно,
так как проверка показаний на месте может быть осуществлена только в том
случае, если лицо, чьи показания проверяются, выражает согласие участвовать
в этом следственном действии, рассказать о тех или иных совершенных им
действиях (или воспринимаемых им), продемонстрировать при необходимости эти
действия, дать требуемые пояснения и т. д.
Следует также учитывать и отрицательное влияние, которое подчас оказывают
на позицию обвиняемого лица, чьи показания подлежат проверке, окружающие
его лица (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела
лица).
Иногда люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или
проступках следователю наедине, испытывают большие трудности, рассказывая
об этом же самом группе людей. Предвидя это, надо заранее провести с
допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок про-
верки показаний на месте, рассказать, кто участвует в этом следственном
действии, какие функции будут выполнять.
Поскольку одна из задач следствия при производстве проверки состоит в
стимулировании дачи обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем
правдивых показаний и предотвращении отказов от дачи показаний, элемент
изобличения лица, чьи показания проверяются, либо должен вообще
отсутствовать, либо быть сведен до минимума.
Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении
других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать
участников надо заблаговременно. Они должны знать, что участие в проверке
требует длительного времени, и располагать им.
Проведение следственного эксперимента требует тщательной психологической
подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю
убежденность в необходимости воспроизведения тех же действий, в тех же
условиях и с помощью тех же средств (инструментов, приспособлений и т. п.),
к которым он когда-то готовился и осуществлял в момент совершения
преступления.
При подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать не только
общие физические и психические данные, характеризующие его участников, но и
их психосоматическое состояние на момент произведения опытов. Заболевание,
тревога, опасение и даже простая утомляемость могут существенно снизить
восприятие происходящих процессов.
Первоочередной задачей для следователя является установление с обвиняемым
надлежащего психологического контакта (если он к этому моменту не был
установлен). Непреложное условие проведения следственного эксперимента —
чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что
свидетельствует о внутренней его готовности к этому следственному действию.

Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые требуют от
него высокого мастерства (например, изготовление фальшивых денег, вскрытие
сложных запирающихся устройств и т. п.), то в этих случаях следователю не
запрещается несколько «подогреть» тщеславие обвиняемого, естественно, не
забывая при этом о воспитательном воздействии на него.
В тех случаях, когда при постановке следственного эксперимента проверяемого
нельзя вернуть в прежнее состояние (которое было характерным для него на
момент восприятия проверяемого события), следователь при оценке результатов
эксперимента должен вносить соответствующие поправки, которые нивелировали
бы разность этих состояний.
Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента —
воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события максимально
приближенно к проверяемому. Это касается и используемых в эксперименте
материальных объектов, и условий, в которых они должны проявить те или иные
качества.
Психология обыска. Обыск — следственное действие, одним из доминирующих
элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. Он
заключается в принудительном обследовании помещений и сооружений,
приусадебных участков, одежды и тела отдельных лиц в целях отыскания и
изъятия имеющих значение для дела объектов. Принудительный характер обыска
и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие,
обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно
отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой
информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной
ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).
Все перечисленные выше факторы затрудняют получение следователем информации
о месте нахождения спрятанных предметов, поэтому он должен использовать
факторы, способствующие успеху обыска: подготовку к производству обыска,
наблюдение и правильный анализ результатов этого наблюдения, ряд личностных
качеств и навыков следователя, которые при производстве обыска могут
способствовать его успеху.
Положительные или отрицательные результаты обыска нередко предопределяются
подготовкой к этому следственному действию. Хорошая подготовка обеспечивает
своевременное начало этого действия, планомерность его проведения,
уверенность в успехе, которая возникает у его участников. Отсутствие
подготовки или плохая подготовка могут привести к случайным, бессистемным
поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в конечном счете — к
чувству неуверенности в успехе.
В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на
следующие вопросы:
• что следует искать. Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет,
запах и т. д.);
• что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объекта,
рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и
окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д.;
• кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;
• каково (искусственное или естественное) освещение объекта обыска;
• имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок,
селектор и т. п.);
• где могут находиться искомые предметы;
• кто будет производить обыск;
• какие технические средства и другие материалы следует взять с собой и
т.д.
Чем подробнее следователь разработает план обыска и решит все
организационно-тактические вопросы до его начала, тем меньше неожиданностей
будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на
успех при его проведении.
Один из приемов, обеспечивающих успех обыска, заключается в его внезапности
для того, у кого он производится. Для этого необходимо:
• определить наиболее подходящее время для обыска;
• участникам обыска скрытно прибыть на место;
• внезапно проникнуть в помещение, подлежащее обыску.1
Основной способ получения информации при обыске — наблюдение и анализ его
результатой. При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте,
за поведением и обыскиваемого, и обыскивающих. В последнем случае кроме
самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за
другом «со стороны».
[pic]

1Криминалистика. / Под ред. В.А. Образцова. - М, 1999. - С. 474.
Особенно много информации может дать наблюдение за поведением
обыскиваемого, которое определяется следующими факторами:
• находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от
результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого
в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно
стремится скрыть;
• приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например,
похищенных вещей) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех
очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это
обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого.
При наблюдении за обыскиваемым следует обращать особое внимание на
невербальные проявления его психического состояния (жесты, мимика,
пантомимика, покраснения кожных покровов, тремор рук, бегающие глаза,
суетливость и т.д.), которые часто являются индикатором приближения
обыскивающего к опасному месту или удаления от него.
Психология предъявления для опознания. Предъявление для опознания
представляет собой следственное действие, при котором определенное лицо,
ранее допрошенное по данным фактам следователем, опознает живого человека,
труп, предмет или их фотографическое изображение. Как правило, опознаваемый
объект должен быть предъявлен для опознания в группе с другими однородными
объектами в количестве не менее трех. О результатах опознания составляется
специальный протокол.
Процесс опознания сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти
опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который
получается в результате такого сравнения, сообщается следователю.
На процесс опознания влияет ряд факторов:
1) условия формирования образа объекта, воспринятого в связи с событием
преступления:
• социально-психологические установки воспринимающего («вор», «бандит» и
пр.);
• эмоциональное состояние субъекта (сильное волнение, аффект);
• физическое состояние субъекта (т.е. состояние его органов чувств,
здоровья);
• неблагоприятные погодные и иные обстановочные условия (ночное время,
ненастье и т.п.);
• кратковременность восприятия;
• значительное число объектов и т.д;
2) объективность восприятия и анализа информации об объектах, предъявленных
следователем (это связано главным образом с условиями, в которых проводится
опознание);
3) объективность вывода опознающего, который сообщается следователю.
При производстве опознания необходимо учитывать действие факторов, которые
могут привести к тенденциозному восприятию опознающим предъявленных
объектов (отсутствие шнурков, остриженная наголо голова, помятая одежда и
пр.).
Психология осмотра. Общими тактико-криминалистическими положениями осмотра
являются: 1) неотложность; 2) объективность, полнота и всесторонность; 3)
целеустремленность; 4) использование научно-технических средств и помощи
специалистов; 5) соблюдение криминалистических правил обращения с
исследуемыми объектами; 6) единое руководство.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее
в непосредственном восприятии следователем и другими участниками осмотра
места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации и
изъятия следов и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки
версий о событии преступления, его механизме, участниках, а также решения
других вопросов, которые могут иметь значение для правильного решения
уголовного дела.
Цели осмотра места происшествия:
1) непосредственное изучение следователем материальной обстановки места
происшествия для выяснения характера и обстоятельств расследуемого события;

2) обнаружение, фиксация, изъятие и оценка следов преступления и иных
вещественных доказательств;
3) получение исходной информации для выдвижения общих и частных версий о
механизме события, его участниках, о личности преступника и др.;
4) получение данных для организации розыска преступника по горячим следам и
других оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, при проведении осмотра необходимо установить обстоятельства,
способствовавшие совершению преступлений.
Материальную обстановку происшествия в системно-структурном отношении
следует рассматривать как состоящую из входящих в нее элементов, а само
происшедшее событие — как в целом, так и по отдельным его элементам — в
виде различных следов, несущих необходимую информацию. Эти следы являются
изменениями структуры материальной обстановки, которые возникли в
результате события преступления.
Следователь исследует материальную обстановку места происшествия в двух
состояниях — до и после происшествия. Первое состояние следователь
устанавливает посредством допросов потерпевших, очевидцев, подозреваемых и
обвиняемых, путем проведения экспериментов и самого осмотра места
происшествия. Второе определяет посредством проведения осмотра, при котором
он непосредственно наблюдает вредные результаты совершенного деяния. После
анализа и сравнительного исследования обоих состояний места происшествия
следователь будет в состоянии выявить изменения, которые были внесены в
данную обстановку действиями преступника, механизм возникновения следов,
месторасположение отдельных предметов, их причинную связь с расследуемым
событием.
Осмотр места происшествия в принципе возможен при расследовании любого
преступления.
Осмотр места происшествия — сложное следственное действие. Сложность его
определяется прежде всего тем, что обстановка места происшествия не всегда
остается неизменной после происшествия (она изменяется под влиянием
метеорологических условий, в результате влияния фактора времени, в силу
возможных действий лиц, первыми обнаруживших происшествие на месте, и т..
п.). Сложность осмотра состоит и в том, что приходится исследовать довольно
часто значительное количество самых разнообразных объектов. Нередко осмотр
длится в течение довольно продолжительного промежутка времени, что приводит
к психической и физической усталости следователя и других участников
осмотра.
Трудность осмотра может состоять и в том, что на его участников нередко
оказывает влияние обстановка места происшествия (трагическая ситуация —
обнаружение трупа, особенно трупа несовершеннолетнего, настроение толпы
людей, окружающей место происшествия, и т. п.). Сложность осмотра часто
определяется тем, что преступники при совершении преступления прибегают к
различным инсценировкам, и распознать истинный характер их действий
довольно сложно. Наконец, следователю нередко приходится осматривать
незнакомые места, зачастую довольно отдаленные от расположения
следственного подразделения, при этом могут возникнуть следующие
непредвиденные трудности.
1. Производство осмотра места происшествия для следователя обычно совпадает
с острым недостатком информации. Нередки случаи, когда в ходе осмотра места
происшествия следователю необходимо .получить ответ на главный вопрос:
имело ли место событие преступления вообще?
2. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается разрешить следователь в
ходе осмотра места происшествия, имеют, как правило, комплексный характер.
Следователь стремится установить, было ли совершено преступление (или
произошел несчастный случай, самоубийство и т. п.), кто совершил
преступление, когда, где и по каким причинам оно было совершено, каков
механизм действия преступника и т.п.
3. Характерная особенность осмотра места происшествия — получение
информации путем наблюдения за конкретной обстановкой места происшествия с
последующим анализом результатов наблюдения. Иными словами, информация при
осмотре места происшествия получается на первом этапе на уровне конкретных
образов, т. е. на уровне первой сигнальной системы, ассоциируется,
направленно отбирается в мыслительные модели (версии), которые обретают
словесно-логическую форму. При переходе информации из одной формы в другую
происходит ее частичная утрата и возможные искажения, что неизбежно влияет
на полноту и объективность выдвинутой версии.
4. Основным средством закрепления добытой в ходе осмотра информации
является протокол осмотра, в котором вся собранная в результате наблюдения
информация излагается в словесной форме, в синтезированном виде (протокол,
схема с приложениями).
5. К протоколу осмотра места происшествия нередко прилагаются фотографии,
схемы, рисунки, вещественные доказательства, отражающие результаты осмотра
в форме образов на уровне первой сигнальной системы.
6. В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию не от
людей, а от вещей, и в этом отношении осмотр места происшествия является
противоположностью допроса. (В следственной практике получает все большее
распространение воспроизведение показаний на месте происшествия, которое
совмещает в себе характерные особенности допроса и осмотра.)
Производя осмотр, следователь выдвигает версии о характере события, его
участниках, их действиях и др. Уже приступая к осмотру, следователь при
общем ознакомлении с обстановкой выдвигает типичные версии, т.е. самые
характерные объяснения встретившейся ситуации, основанные на обобщении
следственной практики. Например, получив сообщение об обнаружении трупа с
признаками насильственной смерти, следователь предполагает, что могло
произойти убийство, самоубийство или несчастный случай. В ходе дальнейшего
осмотра эти общие версии проверяются, конкретизируются, выдвигаются частные
версии, например, о времени совершения преступления, орудиях преступления,
действиях участников расследуемого события и др.
Обнаружение следов и других вещественных доказательств на месте
происшествия — это очень сложный процесс. В большинстве случаев следователь
сталкивается с неясной обстановкой, для которой может быть характерно
наличие очевидных, бросающихся в глаза следов или очень малое их
количество; кроме того, имеющиеся следы могут быть не видны.
Очень труден поиск микрочастиц — текстильных волокон, мелкого стекла,
краски и лака, штукатурки, извести, шерстяных волокон, мелких остатков
пищи, табака, пепла, окурков, почвы, различных микроорганизмов и т. п. Эти
объекты мелки и очень легки, поэтому при осмотре следует тщательно следить
за тем, куда ступает нога осматривающего. В помещениях следует закрыть окна
и двери, так как сквозной ветер может унести микрочастицы. Собирать их
следует с помощью липкой ленты или пылесоса.
Следователь должен тщательно анализировать обнаруженное, на основании
установленных фактов строить версии о местах возможного оставления следов
участниками происшествия, производить мысленный поиск этих следов. Суть
этого поиска состоит в том, что следователь, проанализировав обнаруженные
им следы и другие вещественные доказательства, строит версии о возможности
существования других следов, связанных с обнаруженными следами,
предполагает, какие конкретные следы и где именно (на каких участках,
объектах, предметах) могут находиться на месте происшествия и, исходя из
этого, ищет их.
Успех раскрытия большинства преступлений, совершенных в условиях
неочевидности, в значительной степени зависит от своевременно и правильно
выдвинутой версии. Здесь огромную роль играют такие профессионально важные
качества следователя, как воображение, следственное мышление, интуиция.
Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать три задачи в
строгой последовательности.
Задача первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к
расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором
сведений под влиянием только одной версии.
Вторая задача — проанализировать собранную информацию и на этой основе
попытаться создать версии, которые бы объясняли произошедшее событие.
Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей
обстановкой места происшествия, В ходе такого сопоставления должны быть
объективно отмечены все противоречия (негативные обстоятельства).
Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну
достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь
поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).
Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противоречия,
необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.

Картина преступления (криминальная версия) порождает в голове следователя
еще одну модель—план расследования, которая представляет собой также
последовательность действий, связанных с поиском преступника.1
[pic]

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. - С. 482-498.



www.wowanium.narod.ru
wowanium@mail.ru
icq 205968979




Реферат на тему: Психология подростка


Содержание



Содержание 2


Введение 3


Развитие теории подросткового периода 4


Физиологическое развитие подростков 11


Развитие мышления в переходном возрасте 14


Формирование воли в подростковом возрасте 18


Заключение 22


Список используемой литературы: 23



Введение


Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
подросткового кризиса?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на
человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое
внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем
человек. Или нечеловек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или
не произошел. И мы как будто не причем…» [1,3] . И особенно – жизненно
необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый
одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной
и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая
с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со
своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему
очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и
добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И
оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для
себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И
надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли
взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют
времени подумать даже о себе.
Цель исследования: исследовать особенности подросткового
возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его
решающее влияние на развитие личности.



Развитие теории подросткового периода


Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление –
подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы
человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных
периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет. В
основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в
частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их
исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не
приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует
отметить тот факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый
период детства (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).
Следующий, кто обратил внимание на подростковый период развития, был
Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе “Эмиль” он отметил то
психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека.
Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как “второе рождение”, когда
человек “рождается в жизнь” сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд,
особенность данного периода – рост самосознания. Но собственно научную
разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла
“Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией,
социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшей в
1904 году. Холла справедливо называют “отцом “ психологией переходного
возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное
явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно
стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого
романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как
кризисом сознания ( период “Бури и натиска”), преодолев который человек
приобретает “ чувство индивидуальности”. По аналогии с моделью биогиноза
Э. Геккеля Холл строит свою модель социогиноза, в которой подростковая
стадия трактуется как соответствующая эпохи романтизма в истории
человечества, то есть промежуточной между детским и взрослым состоянием.
Заслуга же Холла, на наш взгляд, в том, что он ввел во-первых
представление о промежуточности, переходности данного этапа развития; во-
вторых, понятия кризиса – наиболее значительное его достижение.
Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех
ведущих направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда и А.
Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт
(бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти
теории исходят их общей модели онтогенетического развития – эволюционного.
Анализ причин смены социогенетической модели развития на эволюционную
показывает, что для этого имелись предпосылки, сложившиеся внутри самой
психологии. И прежде всего, это работы американских культуроантропологов
школы Боас. Эти исследования изучали психическое развитие ребенка в
условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с американскими. Р.
Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, а ее
коллега М. Мид вела исследования подростов на острове Самоа. Собранные
данные позволили психологам позднее сделать вывод, что о подростковом
периоде как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой
жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран.
Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили,
а нашли и описали противоположное – гармоничное, бесконфликтное протекание
подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый период
может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается
несколькими месяцами.
Антрополог Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах,
пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между
взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания.
В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют
обязанности, несут ответственность. С возрастом то и другое увеличивается,
но постепенно. В отношениях взрослого и ребенка существует взаимосвязь.
Поведение не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это
позволяет ребенку с детства приобретать умение и представления, которые
будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к
взрослости протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого
поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов
взрослого. Иначе протекает переход от детства к взрослости в условиях,
когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются
противоположными (как, например, в обществах с высоким промышленным
развитием). В результате этого складывается неблагополучная ситуация: в
детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не
учится необходимому для будущего. Поэтому, он
оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости.
В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании
подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление о
кризисе как о явлении обусловленном биологически и генетически заданной
программой развитии, факты не подтверждали.
Но эволюционная модель развития сменила социогенетическую не столько
под напором добытых культуранторополагами фактов, сколько в связи с другими
обстоятельствами. Среди них несомненное значение имело то, что эта модель
заняло господствующее положение в самой биологии. Именно здесь, в
единственном пункте сходятся содержательно различные западные теории
подросткового периода: в понимании процесса психического развития как
приспособительного по существу, поскольку эволюционной моделью навязывалось
рассмотрение развития как обусловленного необходимостью приспособления
организма к среде(к обществу). Однако, факторы “социальной среды ”
бихевиоризм, гештальтпсихолгии, психоанализ и другие западные теории
трактуют не одинаково.
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э.
Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не
сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам.
Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется кризисом
связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В качестве
главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”,
возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Но, положив
начало систематическому изучению процесса самосознания и ценностных
ориентаций, Шпрангер по нашему мнению явно недооценил ведущую роль в этом
процессе практической деятельности.
Теоретические положения Шпрангера были конкретизированы Ш. Бюллер. По
ее мнению подростковый этап – это негативная фаза юношеского периода,
характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность,
бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой
соответствующими физическими и психическим возможностями. Однако, мы
считаем, что Бюллер определяла подростковый возраст слишком односторонне.
Психоаналитической традиции факторы социальной среды сводятся к
внутреннесемейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял
З. Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех
потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих
развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики
связывают прежде всего с изменением объекта : от членов семьи- к несемейным
отношениям. Главное упущение классического психоанализа на наш взгляд, это
то, что он связывает подростковый кризис исключительно с фактом полового
созревания, хотя уже наблюдениями культуроантропологов было доказано
отсутствие однозначной связи между этими явлениями.
В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития
всеми перечисленными направлениями, обусловила тот дуализм биологического
и социального, который на долгие годы стал преткновения для всей западной
возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты
как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также
влияющие на ход развития. Отсюда сакраментальный вопрос: а что влияет
больше – и последующие попытки теорий подросткового возраста избавиться от
дуализма.
Одно из таких попыток предпринял Г.С. Салливен приписал движущие
начала не биологическим потребностям, а социальным. Воспользовавшись только
что возникшей теорией межличностных отношений Салливен строит свою теорию
возрастного развития по аналогии с фрейдистской, но источником развития у
него выступают первичная потребность в межличностных отношениях. Развитие
сводится к процессу естественного развертывания данной потребности, и
сменой шести возрастных стадий объясняется спонтанным вызреванием новых
типов потребностей в общении; в подростковом периоде – гетерофилическая
стадия – потребность интимного общения с лицом противоположного пола ( не
половое влечение). Таким образом, нам следует отметить, что благодаря
теории Саллевена психология подростка обогатилась такой важной проблемой
как генезис общения.
Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования
Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание
способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства
объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в
склонности подростков к теоретизированию и так далее.
Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно
обозначаемые как теории первого круга, определили систему понятий, в
которых могут быть описан этот период онтогенеза и специфику проблем.
Однако в дальнейшем потребовалось совместить все разнородные содержательные
представления ,которые выработали теории первого круга. Для их объединения
необходимо было найти принцип, благодаря которому мозаичная картина
подросткового кризиса приобрела бы целостность.
Помимо теоретических задач вставших перед психологии подросткового
возраста на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия
актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем (наблюдение,
эксперимент).
В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный
эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который
показателем развития служило “степень взрослости ”. С помощью изменения
“степени взрослости” он пытался преодолеть дуализм организма и среды,
наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела. Исследования
проводились в основанном в 1950 году Гезеллом Институте детского развития,
однако их теоретическая база оказалась явно не достаточной, и мы не будем
здесь останавливаться.
Эклектическое объединение разных аспектов развития послужило базой и
для разработки понятия “задачи развития ”, которые широко используются
современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи сформулировал
Р. Хавигурст:
. достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола
. достижение социально приемлемой взрослой сексуальной роли
. приспособление к изменениям своего физического состояния,
приятие и эффективное использование своего тела
. достижение экономической независимости
. выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности
. подготовка к браку и семейной жизни
. развитие интеллектуальных способностей и идеологических
концептов, необходимых для компетентного участия социальной жизни

. достижения социально ответственного поведения
. выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится
поведение.
Примером теории построенной на этом понятии может служить теория
Л.Айзенберга, который осуществляется попытка проследить функциональные
связи между стадиями индивидуального развития. Айзенберг считает, что
оптимальное развитие в подростковом периоде зависит от успешного
разрешения задач развития в младенчестве и детстве. Он объясняет
подростковый кризис тем, что в короткий период времени происходит слишком
много глубоких изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет задачи
развития подростка. Мы находим это довольно интересным наблюдением.
Показательно, что в теории Айзенберга как и в теориях первого круга
реализуется современные взгляды биологии, на этот раз – концепция о
целостной экологической системе, внутри которой функционирует популяция
организмов.
Эриксон исходя из задач развития выделяет в жизни человека восемь
стадий, подчеркивая, что каждая стадия связана со всеми остальными.
Подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла, задачей
которого являются достижения личностного самоопределения. Но из его теории
выпадает то важнейшее звено, которое в отечественной психологии вслед за
Л.С. Выгодским обозначается как “социальная ситуация развития”. На наш
взгляд, связь в системе “взрослый – ребенок ” имеет конкретный исторический
характер и зависит от системы ценностей, принятых в той или иной социальной
общности.
В ряде эмпирических исследований 60-80 годов сделаны попытки
охарактеризовать подростковый возраст как относительное благополучный, как
период “безкризисного развития” (Ф. Элкин и У. Уистли, Э. Доуан и Дж.
Аделсон, Д. и Дж. Офферов и ряд других ). В целом в современных теориях
подросткового возраста в отличии от теорий первого круга возрастные кризисы
рассматриваются как нормальное явление, а отсутствие таковых – признак
неблагополучного развития.
При анализе логике психического развития, связи этого развития с
окружающей средой отечественные психологи исходят из того, что
непосредственно условия жизни не определяют психического развития,
поскольку оно зависит от типа взаимоотношений ребенка с его окружением.
Специфичные для возрастного этапа отношения внутренних процессов и внешних
его условий определяет качественно новые психические образования. Именно
это сочетания составляют социальную ситуацию развития.
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый
этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития
ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития,
невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого
исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие
личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых,
разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности,
обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В
процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста
деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает
наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.
Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий
и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет
однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между
психологами. Но несмотря на это мы можем выделить основные моменты,
определяющие подростковый период развития, отметить его главные
характеристики.



Физиологическое развитие подростков


Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17
лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности
ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый
возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет
единства. С определенной мерой условности можно считать, что
«подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним
следует новый этап развития – юность.
Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде
всего – что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя
рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов
социализации, и обратно.
В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:
1. предпубертатный, подготовительный период.
2. собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются
основные процессы полового созревания.
3. постпубертатный период, когда организм достигает полной
биологической зрелости.
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями,
предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему
подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому
возрасту.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и не
одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один
мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а
третий – допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные
биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).
Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление
вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с
другом, как у мужчин, так и у женщин.
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая
конституциональные особенности организма и темп его созревания, на
психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что
влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных
условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том,
что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне
возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы
развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента
и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными
психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить
их генетические и социальные детерминанты.
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не
случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако
путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими
драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время
складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и
способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом
определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое
здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль
семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не
затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности
подростка.
Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного
наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я»,
обретения новой социальной позиции.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с
формированием мировоззрения.
Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об
общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог
всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения
являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может
быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к
абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные
знания не складываются в единую систему.
Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько
система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные
целостные ориентации.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») –
сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию
своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще
могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому
что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее,
«конструирует» себя по-разному.
Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия)
каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности
свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе,
включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя,
представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих
качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и
поведенческий – то есть практическое отношение к себе, производное от
первых двух компонентов.



Развитие мышления в переходном возрасте


Основная разница между маленьким школьником и подростком, легко
обнаруживаемая даже самым поверхностным наблюдением над их поведением, -
общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям. Это эпоха —
эпоха рассуждающего мышления. Подростковый возраст - возраст проблем,
рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция —
мышление — начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место
занимает мышление в жизни подростка и юноши. Они забрасывают в школе
учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших
проблем. Дружить для них в значительной степени, — значит иметь партнёров
для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит
из рассуждений и доказательств. И в школе, и вне школы они имеют репутацию
спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство
своих собственных положений. Порой мышление проявляется с такой избыточной
энергией, что производит впечатление как бы игры: спорят ради спора,
рассуждают, чтобы рассуждать, и думают над проблемами с виду
эксцентричными. И тем не менее это мышление, уже неплохо отражающее связи
объективного материального мира и уже в значительной степени историческое,
еще имеет ряд крупных недостатков. Однако абстрактное мышление ещё далеко
от полной зрелости. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное
развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей
интенсивностью в юношеском возрасте. Как ни
интенсивно развивается мышление подростка, как ни сильно оно вышло за
пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как ни активно
проявляет оно себя по отношению к восприятию и памяти, всё же оно
недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне. На его
мышлении лежит ещё тень не преодоленной метафизичности, и ему ещё не
хватает в должной мере диалектичности. Ему недостаёт ещё философского
диалектического мышления. Мышление — одна из тех функций, которые в
онтогенезе, как и в филогенезе, развиваются позднее ряда многих других
функций. Влияние школы на мышление, начинающееся с первого дня поступления
ребёнка в школу, особенно ярко выступает в подростковом возрасте. Пожалуй,
ни в каком другом возрасте не бывают люди так сходны друг с другом по
содержанию и приёмам мышления, как в средних классах школы. В младших
классах ещё продолжают сказываться разнообразие личного опыта дошкольника и
разнообразие дошкольной среды. В старших классах, а ещё в большей степени
по выходе из школы, разнообразие создаётся рядом других причин. Одна из
причин — жизненные установки и интересы общественно почти или совсем
определившегося человека. Другая причина — разнообразие степени и характера
втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и
т.п., при прочих равных условиях, побуждают человека усиленней думать.
Наконец, третья причина — разнообразие внешкольной и после школьного
образования, чтение и т.п. Ключом ко всему проблем развития мышления
в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт,
что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он
переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению
в понятиях.
Это центральное явление всего переходного возраста, и недооценка
оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по сравнению
с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству
современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем,
что образование понятий представляет собой в вышей степени сложный процесс,
отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных
функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому
определению на глаз. Перемены, совершающиеся в мышлении подростка,
овладевающего понятиями, - это в огромной степени перемены внутреннего,
интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не
бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху
полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой
действительно революционные изменения как в области содержания, так и в
области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности логическое
мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.
Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные
естествознание, ботаника, зоология и минералогия , отходят у подростка на
задний план, уступая место философским вопросам естествознания,
происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же отходит на второй план
интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже
всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется.
Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе охладевает
к столь любимому ребёнком в предпубертатном возрасте искусству, как
рисование. Самое абстрактное искусство – музыка – самое любимое подростком.
Развитие общественно-политического миросозерцания не исчерпывает
собой всех изменений, которые происходят в эту эпоху в содержании мышления
подростка. Это только одна, может быть, наиболее яркая и значительная часть
происходящих изменений. Подросток, переходя к адекватному
освоению такого содержания, которое может быть представлено во всей полноте
и глубине только в понятиях, начинает активно и творчески участвовать в
различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Без
мышления в понятиях нет понимания отношений, лежащих за явлениями. Целый
мир глубоких связей, лежащих за внешней видимостью явлений, мир сложных
взаимозависимостей и отношений внутри каждой сферы действительности и между
её отдельными сферами раскрывается только перед тем, кто подходит к нему с
ключом понятия. Это новое содержание не входит механически в мышление
подростка, а претерпевает длительный и сложный процесс развития. Благодаря
этому расширению и углублению содержания мышления перед подростком
раскрывается весь мир в его прошлом и настоящем, природа, история и жизнь
человека. Расширение среды в переходном возрасте приводит к тому, что
средой для мышления подростка становится мир. Мир внутренних переживаний,
закрытый от ребёнка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком
и составляет чрезвычайно важную сферу в содержании его мышления.
В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных
переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте
функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других,
насколько оно есть средство понимать самого себя. Слово с самого рождения
есть для говорящего средство понимать себя, апперципировать свои
восприятия. Благодаря этому только с образованием понятий наступает
интенсивное развитие само восприятия, самонаблюдения, интенсивное познание
внутренней действительности, мира собственных переживаний. Понятие,
являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным
изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях
приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к
упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки
логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и
классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности.
Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к
которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками
понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире
заключенные в нём связи и закономерности. Но понятие не только приводит в
систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно
является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения
исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях
подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания.
Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с
переходом к образованию понятий это мир собственных переживаний,
систематизация, познание и упорядочение.



Формирование воли в подростковом возрасте

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех
других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы,
легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведет
себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Правда, это больше
относится к младшему подростку, но и в старшем подростковом возрасте
встречается много учащихся с такими особенностями. Не меняет дела и
акселерация. Напротив, на фоне ускоренного физического развития
недоразвитие волевых процессов особенно бросается в глаза.
Специфика социальной ситуации развития подростка является расхождение,
с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой –
между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое
расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого
чаще всего подростки ещё не достигают. Знание этой специфики позволяет
понять поведение детей подросткового возраста, их психологические
особенности, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для построения
всей системы воспитательных воздействий в этот трудный («критический»)
период детского развития. У подростков возникает острая борьба мотивов
(делать ли что надо или что хочется), после чего происходит создание
намерения и, наконец, его исполнение. Однако такого рода произвольное
поведение является очень сложным и трудным, оно требует такой перестройки
мотивационной сферы, в результате которой значимым мотив приобретает
большую силу и побеждает все другие действующие на человека мотивы.
Изучение процесса такой перестройки обнаруживае

Новинки рефератов ::

Реферат: Самолет Hawker Hurricane ( Космонавтика)


Реферат: Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка (Спорт)


Реферат: Экзаменационные билеты по теории организации за второй семестр 2000 г (Теория организации)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Специфика художественной формы в произведениях живописи в контексте стилевого многообразия (Искусство и культура)


Реферат: Организация Варшавского договора (Политология)


Реферат: Выработка и начало осуществления НЭПа 1921-1923 гг. (История)


Реферат: Социальная работа с пожилыми людьми (Социология)


Реферат: Россия и Польша при Александре II (История)


Реферат: Древнегреческая литература (Культурология)


Реферат: Наркомания школьников, методы профилактики (Педагогика)


Реферат: Стрижки (Косметология)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Автоматизированное управление в технических системах (Управление)


Реферат: Новгородская феодальная республика (История)


Реферат: Графический дизайн в современной России (Искусство и культура)


Реферат: Религия первобытного общества (Мифология)


Реферат: Культура в XV-XVIII веках (Культурология)


Реферат: Маленькая война большой политики, СССР и США в войне в Корее 1950-1953 гг. (История)


Реферат: Гимнастика в домашних условиях (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист