GeoSELECT.ru



Литература : зарубежная / Реферат: Трансформация жанровой структуры литературы древнего Египта (Литература : зарубежная)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Трансформация жанровой структуры литературы древнего Египта (Литература : зарубежная)



ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЫ
ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В рамках этой работы мы попытаемся проследить жанровую структуру
египетской литературы и ее трансформацию в разные периоды развития
цивилизации Древнего Египта, а так же остановиться не некоторых из них.

Библиографической основой для работы послужили энциклопедии
(Краткая литературная энциклопедия, М., Сов., энциклопедия, 1964 ;
Литературный энциклопедический словарь, М., Сов. энц., 1987) и книги Л.
Дойеля (“Завещанное временем”, М., Наука, 1980), К. Керама (“Боги
гробницы ученые”, М., Изд-во иностранной литературы, 1960), И. В. Рака
(“Мифы Древнего Египта”, СПб., Петро-РИФ, 1993), И. П. Шмелева (“Золото
Древнего Египта”, М., ИМА-ПРЕСС, 1990), Леонарда Котрелла (“Во времена
Фараонов”, М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982).
Тексты цитировались по книге “Сказки и повести Древнего Египта” (Л-д.,
Наука, 1979).



Художественная литература Древнего Египта восходит своими корнями к
середине четвертого тысячелетия до н. э. , к периоду Древнего Царства.
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали
фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних
сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние периоды развития
египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит заметить, что далеко
не всегда можно с точностью определить принадлежность того или иного
произведения к определенному жанру. Например, жанр “поучения”, один из
древнейших, связан с политическими памфлетами, “речениями”(например,
“Речения Ипусера”), а вступления к ним иногда напоминают окаймляющую
“рамку” в сказках (например, “Поучения Неферти”). В равной степени в
поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в
автобиографической повести мы встречаем, например, гимн (“Приключения
Синухета”), басня в иных случаях близка к сказке. Итак, одним из
глобальных признаков невероятного развития египетской литературы
является “дифундирование”, взаимопроникновение жанров.
Как и большинство произведений древности, литература периода
Древнего царства анонимна, за исключением сочинений, написанных в
жанре поучения, как правило авторство было приписано какому-либо из
мудрецов или правителей древности, что наводит на мысль об отсутствии
попыток коллективного создания поучений, что подтверждается и
стилистическим анализом текста. Искусность и сложность композиции,
изощренность стиля, умение объединить одной “рамкой” несколько сюжетных
линий . Подобные элементы построения произведения встречаются в
сказках о фараоне Хуфу и чародеях, в “Сказке о потерпевшем
кораблекрушение” и, прежде всего, в “Поучениях Неферти”. Этот жанр,
получив широкое распространение в эпоху Среднего Царства, развивается
на базе более изысканных литературных традиций, а, стало быть, и
приемов. Авторы прибегают к рефренам, повторению слов аллитерациям,
параллелизму членов (т. е. к выражению одной мысли разными словами:
“Открываются для тебя врата неба, отверзаются для тебя врата прохлады”)
. Тематика поучений не всегда меняется от раза к разу, от эпохи к
эпохе.
В “Поучении Птахотепа”, содержащем правила житейской мудрости,
правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, что “бог
возвышает знатного человека”, просящему рекомендуется набраться
смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения
пронизано все произведение.
Подобная мысль встречается и в “поучениях” мудреца Ипувера и
Ноферреху. Здесь описывается в иносказательной форме восстание рабов,
происшедшее в конце Среднего Царства.
К несколько более раннему времени относится “Поучение
гераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра”, которое
содержит советы относительно управления государством в период смутного
времени. Охтой утверждает божественное происхождение власти,
назначенной “добрым пастырем”, то есть Богом.
Литература древних была самым тесным образом связана с религией.
Множество произведений религиозной литературы облекались в
художественную форму. Таковы магические заклинания , религиозные гимны
богам, магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом,
облекавшиеся в строго ритмическую поэтическую форму.
Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны богам,
которые входили в различные сборники. Так, еще в “Текстах пирамид”
содержатся гимны Ра, Озирису.
Хети стал автором “Гимна Нилу” , напоминающего гимны другим богам,
так как Нил считался божеством и его почитали под именем Хапи. Но не
Хапи, не бог воспевается и прославляется в нем, а именно река,
“приносящая пищу... творящее прекрасное”:

Слава тебе, Хапи!
Ты пришел в эту землю,
Явился, чтобы оживить Египет...
Он орошает поля, созданные Ра,
Чтобы дать жизнь каждой козе...

Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны
верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому
богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец
Тутанхатона( в последствии Тутанхамона).
Сверкает и блестит на горизонте утром,
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.
И на ноги встает от сна восставший люд.
Омыв себя водою и взяв свои одежды,
Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.
Во всей земле твоей творят свою работу.
И мирно бродит скот на пастбищах своих.
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,
И птицы вылетают из гнезд своих ночных.

Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фараонам. Этот
жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный в жанровом
отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царства. Это -
“Гимн Сенусерту III”, в котором восхваляется царь в качестве победителя
врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в более
объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25
списков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на
стенах одной гробницы. Основная тенденция “Истории Синухета” та же,
что и в речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I, - прославление
новой династии. Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I! Автор не
только очень умело воспользовался формой автобиографии, но и ,
возможно, впервые, в мировой литературе сумел передать переживания
своего героя - страх, тоску по родине. Последний мотив встретится еще
ни раз, но ни где он не будет выражен так проникновенно и с такой
экспрессией.
Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового Царства,
когда завоевательная политика фараонов находится в зените славы и
почета. Своего рода развернутой формой царского гимна является “Поэма
о битве при Кадеше”, в которой поэт в риторической форме описывает
победу Рамзеса II над хеттами.
Однако, не во всех жанрах центральной фигурой является правитель
Египта. “Могущественный владыка” отходит на второй план в народных
песнях, сказках и приданиях .
Один из папирусов содержит древнейшую в мире запись сказки -
“Сказки о потерпевшем кораблекрушение”. Автор умело использует народную
фантастику. История создания этой сказки весьма традиционна, так
как множество сказок рождались в результате обрастания мифическими
сюжетами устных жанров. Уцелевшая часть рамки подтверждает
предположение о том, что эта сказка - последняя из несохранившегося
цикла. Язык сказки прост и метафоричен. Заканчивается она характерным
приемом для подобного жанра - поговоркой, народной мудростью: “Не
хитри со мной, мой друг. Незачем поить на заре птицу, которую утром
зарежут!”
Мотивы земледельческой жизни, переплетенные с причудливой
сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времени.
Такова сказка “О двух братьях”, написанная в эпоху правления династии
Рамзесов. Основные мотивы сказки “О двух братьях”, как то чудесные
превращения главного героя, злобы жены, невинности молодости и
торжества добродетели сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в
частности, в сказке “О красноречивом жителе оазиса.”
В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое оформление, так
как оно похоже на элементы, разработанные в рамках жанра притчи.
Интересен и диапазон героев этой сказки: от крестьянина до фараона. Уже
этот момент предполагает историзм, который предельно отчетливо выражен
в так называемых “исторических” сказках, например, “Сказка о фараоне
Секененра и гиксосском царе Апопи”. В подобных сказках действие
группируется вокруг реальных событий и персонажей. Здесь истина
причудливо смешивается с вымыслом. Но не только в этом проявляются
новшества эпохи Нового царства; действие волшебных сказок все чаще и
чаще переносится в другие страны, приобретая “чужие” мотивы, которые
позднее преобразуются в так называемые “бродячие сюжеты”.
Посредством подобного смешения, существовавшего всегда, но в крайне
малой степени, происходит синтез литературных традиций, что
способствует появлению раннефилософских мотивов даже в тех же сказках.
Такова суть “Беседы разочарованного со своей душой”. Это - диалог двух
начал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека. По
жанру это произведение граничит с притчей, хотя и оформлено в виде
диалога. Главный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только
один выход - смерть, как избавление от страданий (Смерть вообще часто
сопоставляется в подобных текстах, как и в сакральной традиции египтян,
с “выздоровлением после болезни”.

Смерть стоит сегодня предо мною,
(Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,
После того, как он провел долгие годы в плену.

В отчаянии человека проглядывает сомнение в существовании
загробного культа, что ставит под сомнение всю систему ценностей этого
мира для египтянина, оставляя надежду на утешение лишь в потустороннем
мире: “Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слез,
огорчение человека, когда его ... бросают на холме. Никогда ты не
выйдешь, чтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита ....
увидели свои жертвенники пустыми. Их постигла та же участь, что и
усталых, которые умерли на плотах,... .” Здесь человек рассматривается
в глубинных связях с природой, главная из которых - смерть. Перед ней
исчезают социальные различия и вражда.
И композиция, и стиль диалога указывают на авторство одного лица.
Свое собственное мировосприятие автора нашло отражение в этом
произведении. В нем присутствуют два обязательные элемента религии
египтян: жизнь настоящая, воплощенная в образе “души” и жизнь прошлую,
воплощенную в образе “человека”, находящего утешение лишь в религиозных
догмах, ведь смерть сулит вечное блаженство “в полях Иалу”. Итак,
диалог поникнут скепсисом и сомнением по отношению к реальному миру.
Построение его (диалога) сложно, так как перемежаются проза и песни с
определенными рефренами в каждом из последних стихотворных отрывков,
состоящих из трех строф.
Еще большей автобиографичностью обладает песня вельможи Уны
(найдена в гробнице в Абидосе) , жившего в период царствования VI
династии. Эта надпись интересна и но своей необычной форме, она
составлена от имени умершего, и по построению: оно состоит из двустиший
с жестким ритмом и содержит параллелизм.

Это войско вернулось благополучно,
разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся ее крепости.
Это войско вернулось благополучно,
зажегши огонь во всех ее...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
[pic]
Это войско вернулось благополучно,
<захватив> в ней пленными премногие отряды.

Однако с течением времени политическая мощь Египта ослабевает. В XI
веке Египетское государство теряет не только свои владения, но и почти
весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические факты
отражены в другом произведении о походе на этот раз мирном. Это -
“Путешествие Уну - Амона”, посланного в Сирию, когда в Фивах правил
первосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную власть
в свои руки. Можно предполагать, что историзм - основная черта этого
произведения. В соответствии с этим весь рассказ выдержан в строго
реалистическом стиле, но мастерски облечен в художественную форму. Это
произведение, как и многие другие, обладает внутренней ритмикой; авторы
всегда стремились создать ритмическое чередование отдельных образов,
предложений и , даже, слов. Не редко использовались параллелизмы, о чем
уже было сказано ранее.
Большое значение придавалось музыкальному построению произведений;
в связи с этим появляются первые приемы оформления поэтической речи:
рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы.
Особенно часто использовались сравнения и яркие художественные
образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал “...подобно
змее в пустыни...”, холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и
так далее.
Особое значение имело стилистическое единство текста. Возможно,
стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они разбирали
различные тексты с точки зрения стиля.
И именно это позволяет нам утверждать, что Древнеегипетская
литература достигла высочайшего художественного совершенства. Сами
египтяне считали литературу Среднего царства классической; недаром
произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейших
списков, а язык их служил образцом для подражания...

<Орлов Святослав Григорьевич, РГГУ, 1 курс, предмет: “История
мировой литературы”, 1996 г.>




Реферат на тему: Тристан и Изольда

Аннотация
к семинару по средневековому рыцарскому роману
“Тристан и Изольда”

Роман “Тристан и Изольда” является классическим примером средневекового
творчества. Несмотря на время, роман не потерял своего внутреннего смысла и
по сей день остаётся одним из выдающихся образчиков рыцарской литературы.
Главная черта, проявляющаяся в романе, характерна для всего
средневекового искусства — это иконография, образность. В романе действуют
не живые люди, а лишь их социальные статусы. Вы не найдёте здесь описаний
внешности героев, даётся лишь общая характеристика. Изольда — прекраснейшая
и добрейшая, Тристан — храбрейший и красивейший. Но почему — вот вопрос,
который возникает у читателей. Потому что он — рыцарь, а она — благородная
дама, отвечает автор. Сами положения рыцаря и благородной дамы уже дают им
такие характеристики. Здесь внешние детали уходят на задний план, обнажая
духовную сущность героя. Классическим примером этому является икона, в
которой главное — глаза и лицо, являющиеся своеобразным “зеркалом души”.
Получается, произведение повествует даже не о рыцаре и прекрасной даме, а
передаёт глубинные отпечатки их духовных оболочек.
Здесь возникает ещё один нонсенс. Дама в романах всегда благородная и
прекрасная, рыцарь — красивый и мужественный. На самом же деле “благородная
дама” могла есть руками, не принимать ванну неделями, рыцарь зачастую имел
всего одну смену одежды, но это ничего не меняет. До нас дошло лишь
духовное ощущение рыцаря и дамы как высших существ в незапятнанных одеждах,
питающих друг к другу неугасимую и чистую любовь.
Благодаря этому приёму роман ставится вне времени, вне всяческих
культурных традиций. Известно, что человеку одной культуры трудно адекватно
понять человека другой. Но мы это делаем с лёгкостью, так как внутренний
мир человека постоянен, а подсознательные эмоциональные ощущения неизменны.
Этого и добивался неизвестный творец этого гениального романа.

Аннотация написана Андреем Бубновым,
группа Э-61

Copyright © 1996 by Andrew Boubnoff, 2:5004/26.4@fidonet.org

Аннотация предназначена для тех студентов 1-го курса экономического
факультета ОмГУ, у которых семинары по культурологии ведёт Синельников, а
также для других интересующихся средневековым рыцарским романом личностей.
Если вы сдали или использовали эту аннотацию, пожалуйста, известите
автора, сообщив ему об этом по указанному адресу.




Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности творчества Клода Дебюсси (Музыка)


Реферат: Учет износа и амортизации основных фондов. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Использование полей и закладок для оформления и автоматизации редактирования и обработки экономической информации в документах Word (Программирование)


Реферат: Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим (История)


Реферат: Государство и общество (Теория государства и права)


Реферат: Закаливание и гигиена (Спорт)


Реферат: Здесь будет город заложен (История)


Реферат: Бизнес-план фирмы "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (Менеджмент)


Реферат: Киевская Русь 9-11 вв. (История)


Реферат: Обучающая программа "Графика" программированию в графическом режиме на языке turbo-pascal 7.x (Компьютеры)


Реферат: Банковское дело (Финансы)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биография и творчество Андрея Рублёва (Искусство и культура)


Реферат: Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века (Литература)


Реферат: Графика русского языка до и после Кирилла (Литература)


Реферат: Пауки кто они (Биология)


Реферат: Фінансово-правові основи страхування (Страхование)


Реферат: Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России (Право)


Реферат: Диплом из СГМТ по расчету парового котла (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист