GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Роль общения в развитии ребёнка (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль общения в развитии ребёнка (Психология)



Факультет психолоии МГУ им.М.В.Ломоносова


Реферат
Возростная психология.

«Роль общения в психическом развитии ребёнка»

выполнил студент 1-го курса спец.отделения Вяземский Максим Владимирович



г.Москва 2001
Содержание реферата.

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. Особенности развития ребенка.Роль матери вцелом.
2.1. Группы материнских функций.
2.2.Когнитивное развитие.Предметы исследования разных психологических
подходов в периодах развития.

2.3.Понятие эмоционального благополучия.Отношения:мать-ребёнок.Точки зрения
отечественных и зарубежных авторов.



3.Роль общения матери и ребёнка в пренотальном периоде.


3.1СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА


4.После рождения.


4.1Кормление грудью.


4.2Первый час после рождения.


4.3.Младенческий возраст.


5.Общение и развитие речи.


5.1.Развитие потребности в общении.


5.2.ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ.

5.3.Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка.

5.4.Стороны коммуникативного фактора.

5.5.Контакты в ходе совместных действий.


5.6.Голосовые контакты.

5.7.ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

6.Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка.



7.Литература.



1. ВВЕДЕНИЕ

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-
исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к
проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как
обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее
интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент
физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких
условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не
родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние
отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его
развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его
появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние
на развивающуюся психику ребенка.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос пятисот
женщин, который показал, что почти одна треть из них никогда не думала о
вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще
наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали
намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе
адаптации к окружающим и к жизни.

В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать
условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый
период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства,

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные
возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие
возможности постепенно или резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно
носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается
эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и
психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от
матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что
способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он
получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский* считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и
производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к
взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и
взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для
гармоничного развития ребенка.

В своей работе я обобщил и попытался отразить следующие моменты(в контексте
общения)-это роль матери вцелом и психологическая готовность к материнству;
понятие эмоционального благополучия ;взаимосвязь между общением,речью и
психологическим развитием ребёнка;роль семьи .



2. Особенности развития ребенка.Роль матери вцелом.

2.1. Группы материнских функций.

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в
рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и
развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом
особенностей этого взаимодействия как видотипичного - специфически
человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не
запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания,
предлагаемого конкретно-культурной моделью. М.Мид на основе своих
исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что
каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и
темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной
культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и
женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированую на эту модель.
В каждой культуре есть соотвествующий способ воспитания родителей, в первую
очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности
ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом можно
говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих
в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

1.эти особенности Физиологическое развитие, требующее удовлетворения
физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях,
притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно
обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения.
Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со
взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей
необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако, именно ребенка
являются одинаковыми для всех культур и их обеспечение, и роль взрослого в
этом процессе также необоходимо одинаковы. Разница касается только
климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов
восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть
развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов
чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково, то есть
ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими,
видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Необходимым в
развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной
сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако
тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как
психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2.Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка,
соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века
образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации,
окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода
физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового
поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле
психоанализа, культурно-исторического, социологизаторского,
бихевиаристического подходов. В современной психологии влияние культурных и
индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно
значимым, особенно это относится к направления, связанным с развитием
личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в
оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности.
Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-
личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели
общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для
этой культуры присущими, особенностями материнского поведения.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна
из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка
как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей
задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной
сферы ребенка, которые обеспечили бы сответствие развития ребенка
именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций
матери можно назвать видитипичными, а вторую - конкретно-культурными.



2.2.Когнитивное развитие.Предметы исследования разных психологических
подходов в периодах развития.

Приведем краткое изложение предметов исследования разных психологических
подходов к развитию ребенка,которое свидетельствует, что функции матери
присутствуют во всех случаях.


Пренатальный период.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности,
двигательной системы, развитие мозга.Организм матери рассматривается
как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и
первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда
фискированна и неизменна, само развитие происходит как реализация
генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для
всех представителей человеческого рода среде.
. Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретация психологии
эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения
психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической
психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей
эмоциональной сферы ребенка более старшего возраста.. Некоторые
аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в
русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения
ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием
берменности и отношением к ребенку.
. Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах
пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения
первого субъективного опыта: либо как “внутриутробный рай”, либо как
источник первых психоэмоциональных травм и начало образования
личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального
развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства,
которое в лальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль
матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое
определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит
“материалом” для формирования субъективного опыта ребенка.
. Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной
психологии этот период рассматривается как сензитивный для
формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции
матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и
микропсихоанализа.
. Этологический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными
исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих
исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с
ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще
внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой,
тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как “транслятор”
социо-культурного фактора развития ребенка.
. Деятельностный подход. Практически не обращается к этому периоду
развития. Еще Л.С.Выготский определил в качестве нижней границы
детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период
как выходящий за рамки психологического исследования. Современные
данные о внутриутробном разивтии ребенка, к сожалению, практически не
интерпретируются с позиций этого направления.

Пери-, натальный и весь неонатальный период.

. Когнитивное развитие. Когнитивное развитие ребенка в этом периоде в
современной когнитивной психологии изучается весьма интенсивно.
Установлено, что ребенок вовсе не является пассивным, не реагирующим
на внешнюю стимуляцию существом. Он имеет выраженные предпочтения во
всех перцептивных системах, механизмы регуляции собственного
поведения, позволяющие ему в короткий срок адаптироваться к
изменившимся после рождения условиям жизни. В этом направлении активно
изучаются эволюционные механизмы развития когнитивных структур,
разработаны концепции сензитивных периодов и понятие эволюционно-
ожидаемых условий развития (Е.А.Сергиенко). Роль матери состоит в
обеспечении условий развития (стимульной среды, физического и
эмоционального комфорта.
. Эмоциональное развитие. Особое внимание уделяется образованию тесной
эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального
комфорта и обеспечивает условия для успешного развития ребенка, причем
не только в младенчестве, но и в дальнейшей жизни. Функции матери
состоят в эмоциональном принятии ребенка, эмоциональном выражении
своей любви в процессе взимодействия с ребенком.
. Развитие личности. Этот период рассматривается как формирование
важного субъективного опыта, участвующего в образовании личностных
конфликтов и играющего большую роль в жизни взрослого человека (роды -
первая психическая травма). Для уменьшения травмирующего влияния опыта
родов на развитие личности предлагаются соответствующие методы
подготовки матери к родам и родовспоможения, а также организации
послеродового взаимодействия матери с ребенком. Особое внимание
уделяется состоянию матери, способствующему в послеродовый период
осуществлять взаимодействие с ребенком необходимого качества. Период
новорожденности рассматривается как фаза нормального аутизма
(психоанализ), неразделение ребенком “внутренненго и внешнего
населения” (Э.Эриксон).
. Отдельные структуры субъективного опыта. Данный возрастной период
рассматривается как составная часть постнатального периода, когда
происходит формирование базовых структур отношения к миру: базовое
доверие или базовая тревога, возникновение самоощущения, переживания
напряжения потребности и отъединенности от предмета, удовлетворяющего
потребность. Роль матери в первую очередь состоит в предоставлении
своевременной и качественной заботы и стимуляции, обеспечивающей
эмоциональный комфорт.
. Этологический подход. В этом направлении активно изучаются формы и
содержание взаимного влияния матери и ребенка друг на друга в процессе
образования диадических отношений. Поведение матери в основном
описывается как “модельное”, комплементарное поведению ребенка,
соответствующее его психофизиологическим особенностям. В последнее
время интерес смещается на “группы риска”, в которых поведение матери
и поведение ребенка отклоняются от нормальной модели (недоношенность,
перинатальная патология, психическая патология матери, девиантное
материнство).
. Деятельностный подход. В рамках этого подхода рассматривается в
основном период новорожденности, который оценивается как переходный от
реактивности к активности. Однако, в рамках этого периода происходит
достаточно интенсивное развитие психики ребенка, в результате которого
формируется потребность в общении, возникает семиотическая функция
(вокализаций, мимики, улыбки). Деятельность рассматривается в процессе
становления ее структуры. Роль матери (взрослого, осуществляющего
взаимодействие с ребенком) состоит в активном “втягивании” ребенка в
процесс совместной деятельности, в первую очередь в сфере общения.

Первое и второе полугодие младенчества.

. Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие
перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия
матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных
стимульных условий развития. В рамках теории привязанности оценивается
влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.
. Эмоциональное развитие. В рамках разных подходов этот период
рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль
матери состоит в обеспечении эмоционального комфорта, эмоциональном
вазимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В
деятельностном подходе выдеяется самостоятельная форма общения
(ситуативно-личностная), содержанием которой является эмоциональное
взаимодействие матери с ребенком.
. Развитие личности. В психоанализе - первая фаза психосексуального
развития (оральная). Первый год жизни считается периодом формирования
ядерных структур личности, образованием базового отношения к миру. В
этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой
состоят в своевременной заботе, поддрежке, эмоциональном принятии
ребенка. Выделяются фазы симбиоза и сепарарации, успешное прохождение
которых зависит от взаимодействия с матерью и оказывает влияние на всю
дальнейшую жизнь субъекта.
. Отдельные структуры субъективного опыта. В основном этот период
рассматривается в теориях привязанности, “objekt relation”, детском
психоанализе. Веделяются этапы формирования рабочей модели “Я-Другой”,
Я-концепции, возникновения переходного объекта и настоящего, реально
существующего объекта, появление первичного и вторичного объекта
привязанности, поведения привязанности. Роль матери оценивается как
решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я-концепции,
качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих
функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в
эмоциональной жизни ребенка, своих функций “посредника” между ребенком
и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является
нарушение психического развития ребенка в условиях материнской
депривации.
. Этологический подход. Наиболее активно реализован в теории социального
научения. Предметом исследования является структура и содержания
взимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в
этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности
их проявления.
. Деятельностный подход. Младенчество является первым и весьма важным
периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности
(общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их
содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии
деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как
“совокупная”, а во втором - как “совместно-раделенная” (А.Н.Леонтьев,
Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще
недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их
результатов. В развитии общения выделется две формы: ситуативно-
личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматривается
как противоречие между внутренними и внешними условиями развития
ребенка.


Второй и третий годы жизни.

. Когнитивное развитие. Рассматривается в рамках развития сенсомоторного
интеллекта, предметных действий разной степени сложности, оосвоения
культурных способов овладения предметами и развития речи. Роль
взрослого состоит в предоставлении необходимых условий, причем без
акцента непосредственно на мать. В этом возрасте интерес
исследователей направлен не только на индивидуальные, но и на
культурные особенности когнитивного развития.
. Эмоциональное развитие. Изучается развитие структуры и содержания
эмоциональной сферы ребенка, большое внимание уделяется качеству
материнско-детского взаимодействия. В этом возрасте ребенок
оценивается как существо, живущее своими эмоциями, импульсивное,
быстро переходящее из одного эмоционального состояния в другое.
. Развитие личности. Психоанализ уделяет этому возрасту большое внимание
(анальная фаза), так как в этот период ребенок вступает во
взаимоотношения с системой прав и норм поведения, что требует от него
существенной перестройки своих отношений с миром. Роль родителей
состоит в адекватном участии в становлении этих отношений, в гибком
сочетании поддержки, предоставления самостоятельности и управления
поведениме ребенка.
. Отдельные содержания субъективного опыта. Большое внимание этому
периоду уделяется в теории привязанности: на протяжении воторого года
происходит стабилизация качества привязанности и поведения
привязанности. В условиях депривации формируются устойчивые формы
нарушений эмоционально-личностного развития, которые считаются
практически необратимым. Происходит становление Я-кунцепции, к трем
годам появляется местоимение “Я”. Формируется базовая структура,
обеспечивающая устойчивый индивидуальный стиль переживания успеха-
неуспеха достижения целей (мотивация достижений). Роль матери не менее
важна, чем в предыдущие периоды.
. Этологический подход. Применяется в описании поведения привязанности,
форм депривационного поведения, а также при анализе развития речи.
Роль взрослого оценивается с точки зрения организации стимульной
среды.
. Деятельностный подход. С точки зрения деятельностного подхода этот
период соответствует ситуативно-дловому общению, ведущей деятельностью
является деятельность с миром вещей, возникает новая форма
деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного
возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности
ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше
внимания уделяется развивающе-обучающим функциям взрослого.
Вывод. Итак, мы видим- функции матери присутствуют во всех случаях.Трудно
оценить, развитие каких именно структур психики ребенка может служить
показателем оптимального выполнения матерью ее функций. Тем не менее, во
всех случаях можно выделить одну структуру, которая оценивается в
психологии как базовая, обеспечивающая успешность всех аспектов
психического развития ребенка. Вне зависимости от конкретных культурных
особенностей и индивидуальных физиологических особенностей ребенка,
непременным условием его развития является базовое отношение к миру,
которое характеризуется как “базовое довереие”, “уверенность в поддержке”,
“активное и доверительное отношение к миру” и т.п., позволяющее ребенку
ощущать эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте его отношений с
миром. Разнообразие терминов, описывающих эту структуру субъективного опыта
ребенка, затрудняет ее анализ и выделение тех функций матери, которые
обеспечивают ее формирорвание и культурные особенности. Термином, наиболее
полно выражающим содержание и роль в развитии ребенка этой структуры,
скорее всего является эмоциональное благополучие. Его можно отнести к
любому возрасту и соотнести с любой формой субъективного опыта. Именно
эмоциональное благополучие ребенка, какими бы индивидуальными особенностями
он ни обладал, дает возможность оценить успешность выполнения матерью ее
функций, так как свидетельствует о положительной оценке ребенком мира и
себя в этом мире в конкретных условиях своей жизни. Поэтому для
характеристики материнских функций необходимо расмотреть содержание,
структуру и онтогенез эмоционального благополучия.



2.3.Понятие эмоционального благополучия.Отношения:мать-ребёнок.

Точки зрения отечественных и зарубежных авторов.

( Э.Эриксон, К.Хорни, Д. Винникотт, Х.Харлоу,Д. Магагна, В.В.Лебединский
,Л.И.Божович,М.И.Лисина ,М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло,
А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова)


В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и
качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка.
Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление
к этому лежит в основе психосексуального развития. Певроначально у ребенка
возникает “любовь к заботе”, которую осуществляет мать, и только на основе
этого - любовь к матери, как объекту, с котрым связано удовольствие от
удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения,
причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект
удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее
формирование объектов влечения всех потребностей и способов их
удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью
своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию
напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка.
Стремление к удовлетворению рассматривается как актуализация
психосексуальной энергии, конкретизирующейся в различных потребностях.
Состояние эмоционального неблагополучия (напряжения, фрустрации, страха,
отчаяния, гнева и т.п.) возникает вследствие невозможности немедленного
устранения напряжения потребности или несоответствия способов
удовлетворения, имеющихся у ребенка, предлагаемым обществом (первоначально
в лице родителей).

Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний
субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения
при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего
источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций,
касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм
переживаний своей активности в нем.

Зарубежные психологи.

Э.Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды,
противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются
заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет
потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать
ее закономерное и своевременное появление, и, соотвественно, устранение
состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что
ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и
вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери
позволяет ему “побеждать” чувство базового недоверия и к концу первого года
образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для
успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно
концепция Э.Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития
отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании “базовых
спсобов разрешения конфликтов” между притивоположными тенденциями,
присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей
разработки проблемы базового отношения к миру и его онгтогенеза.

К.Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в
безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается
родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как
результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате
родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется
индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой
безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка
качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери,
помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна
быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д.Винникотта о том, что
“кормление без любви - деструктивно”. Мать является “идеальной средой” для
ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после
родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На
основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка
и переживать при этом чуство любви и глубокой удовлетворенности. Это чуство
защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов,
неизбежно присущих им как идивидуальным субъектам и служащим для защиты и
сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях
адекватного, “достаточно хорошего” материнского отношения получает хорошо
сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему
выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала
осваивыемые ребенком “по отдельности”, впоследствии “собираются” в
целостный образ матери (“материнский объект”). Промежуточный этап, когда
мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка
весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Это
значение мира и соотношение его “хороших” и “плохих” свойств, а также их
предсказуемость и управляемость со стороны ребенка (в плане удовлетворения
его нужд) является основой построения всей модели мира и себя. Оптимальным
для развития личности содержанием, получающимся в результате построения
модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком
“хороших” качеств первичного объекта - матери. Для этого “достаточно
хорошая мать” должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время
жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей
ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие.

В этологических исследованиях, начало которым было положено в
экспериментах Х.Харлоу с детенышами обезьян, воспитывающихся без матери,
было показано, что для нормального развития детенышей недостаточно только
удовлетаорения физиологических нужд. Х.Харлоу сформулировал понятие об
эмоциональном комфорте, который достигается в присутствии специфических
стимулов от матери. Это мягкая шерсть, за которую можно цепляться, наличие
“тела” (шерстистого и мягкого), к которому можно прижаться, его свойства
покачиваться. Эти исследования свидетельствуют, что первоначально
эмоциональный комфорт достигается именно засчет наличия самих стимулов, и
только в дальнейшем они “собираются” в целостный объект. В нормальных
условиях этим объектом является мать. Но в экспериментальной ситуации
удалось “разнести” стимулы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, и
стимулы, обеспечивающие удовлетворение физиологических нужд, по разным
объектам (два макета сурогатной матери с разным набором качеств).
Революционность этих исследований состоит не только в выделении
самостоятельного значения потребности в эмоциональном комфорте, но и в
генезисе объекта этой потребности, основанном на существовании сттмулов,
обеспечивающих этот комфорт, и прижизненном их объединении на внешнем
объекте.

Поняте об эмоциональном комфорте, необходимом для психического
развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их
обеспечении, а также влияние этих структур в формировании базовых
образований личности легли в основу теории привязанности (Дж.Боулби, М.
Айнсворт). На основе заботы и поддрежки, оказываемых матерью в первый год
жизни, у реьенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту
поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее
физическая и психологическая доступность а также качество и своевременность
оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения
привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей
стратегическое отношение субъекта к миру и своему существовании в нем
(базовая модель мира “Я-другой”). Более поздние исследования привязанности
показали, что выделенные формы привязанности (качество привязанности и две
его основных формы - прочная, или безопасная и непрочная привязанность), с
некоторыми вариантами, обнаруживаются во всех культурах, причем в каждой
культуре есть свой тип качества привязанности, наиболее оптимальный для
формирования конкретно-культурного варианта личности. Качество
привязанности, окончательно формирующееся к двум годам, является устойчивой
личностной характристикой и может быть выявлено в любом возрасте.

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в
устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным
складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских
качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формировании стиля
мотивации достижений, а также наличие “циклов непрочной привязанности” в
семейной истории.

Источником формирования прочной привязанности является доступность
для ребенка объекта привязанности и качественное выполнение им своих
функций (защита от всех форм дискомфорта) на ранних этапах развития. Еще У.
Джеймс определял чувство одиночества, возникающее у ребенка вне контакта со
взрослым, как источник страха в младенчестве. Д. Магагна считает, что вне
контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы “работают” на
защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она
выделяет три типа поведения ребенка для компенсации чувства тревоги в
отстутсвии матери: 1) снятие стресса засчет увеличения подвижности; 2)
угнетение двигательной активности (“затаивание”); 3) аутостимуляция или
“поиск замены соска”. Хорошо известно, что сосание для ребенка не только
акт кормления, но и успокоение, то есть способ обретения эмоцонального
комфорта. В традиционных ситемах воспитания это способ активно
используется, иногда далеко за пределами грудного возраста.

Отечественные психологи.

В.В.Лебединский выделяет две основных функции эмоциональной регуляции:
тоническую и реглятивную. Эти функции также могут быть “разнесены” на
разные объекты, хотя в норме принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в
условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не
только на взрослом, но и на другом ребенка, а также обеспечиваться с
помощью аутостимуляции. Роль тонической функции состоит в поддержании
оптимального состояния возбуждения нервной системы, необходимого для
жизнедеятельности. Это состояние имеет вполне определенные физиологические
параметры, характеризуемые как стеническое сотояние, обеспечивающее
уверенность и готовность к действию, которые субъективно переживаются как
состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии
возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является
источником формирования потребности во впечатлениях.

В гуманитарной психологии меньше внимания уделяется раннему
онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также
специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека
выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте
обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли,
гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня, и
должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды
(физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит
необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго
уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности в безопасности
продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и стабилизации
необходимо стабильное окружение и уверенность в его стабильности и
закономерности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей,
которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживатть.
В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство
безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви
к ребенку.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация
потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и
уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь -
матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией
ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у
ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального
комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот
комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение
привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддрежке взрослого и
своевременное ее получение.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные
переживания ребенка во взаимодействиях со взролым. Мать первоначально
рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение
потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери
(проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает
возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении
(в форме эмоционального взаимодействия) [Л.И.Божович]. М.И.Лисина и ее
последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью,
но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного
воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый
формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое
является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной.
Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и
искажениям развития не только общения, но и всей эмоцианально-личностной
сферы. Основное внимание уделяется структре и содержанию эмоциональной
сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального сотояния на
развитие познавательной сферы. Роль эмоциаонального общения в
предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его
более мягкие формы) состоит не только в развити самого общения и всех
остальных форм деятельности (которые являются основным предметом
исследования), но и в формировании и поддержании стабильного,
благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка.

Функции матери в обеспечнии эмоционального комфорта ребенка более
прицельно изучаются в рамках двух направлений отечественной психологии: в
подростковом и предпоростковом возрасте, где искаженное материнско-десткое
взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-
личностной сферы и психического здоровья ребенка. Сюда относятся
иследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-
родительсиких взаимоотношений. Второе направление связано с изучением
вариантов материнско-детских отношений и их последствий для психического
развития ребенка в дошкольном возрасте.

В рамках первого направления исследований выделяется базовое
отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте[А.Я.Варга].
Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру
[А.Я.Варга], активно-доверительное отношение к миру [М.В.Колоскова],
устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого
содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери,
которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и
потребности в эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного,
инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта на только
потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется
потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого [Л.И.Божович], в
эмоциональном взаимодействии со взрослым [М.И.Лисина], к трем месяцам
проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций
от взрослого [С.Ю.Мещерякова], потребность обрести чувство уравновешенности
и безопасноти, достигаемая в контакте со взрослым [Г.В.Скобло].
Удовлетворение этих потиребностей является условием нормального
психического развития ребенка.

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство
эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в
системе “Я-Мир”, и является необходимым условием его развития. Оно
продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно
проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого
поеведения матери (разные формы эмоцональной депривации) ведет к искажению
психического равзития ребюенка, причем во всех сферах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста
устойчио положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка
рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к
миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации,
познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых
ситуаций, отношение со сврестниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное
состояние характеризуется как чувстов эмоционального благополучия.
Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий,
средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия
и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия
формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе
взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-
отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют
средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны
методы диагностики уровня эмоционального благополучия и типов метринско-
детского взаимодействия.

Вывод. Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных
возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно
проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но
и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии
познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность,
отношении к оценке взрослого, развитии самоконтороля, стиле переживания
ситуации разлуки с близким взролслым, переживании семейной ситуации. В
младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое
чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное
отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие
обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтороль, ориентацию
на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Таким образом именно эмоциональное благополучие является наиболее
емким понятием для определения успешности его равзития. Оно не зависит от
культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности
системы “мать-дитя” и поэтому может рассматриваться как критерий успешности
материнства.



3.Роль общения матери и ребёнка в пренотальном периоде.


Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется
на свет ребенок. При длительных стрессовых состояниях в крови матери
образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих
плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и
характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком,
возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую
психику.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она
проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо
положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на
стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат
причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы,
тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие
патологические состояния.

Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если
будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной
защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее
беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов,
формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются
ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя
последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.
В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что
касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном
уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается
столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и
превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо,
обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени
сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости
предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий.
Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала,
всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать,
испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая
сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком.
Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую.
Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у
матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные
определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в
органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир.
Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций
значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной.
Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали
свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые
обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где
будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Современные научные исследования, проводимые специалистами различных
направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в развитии
плода еще в утробе матери. К ним относятся:

- сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного
профиля);

- эмоциональная связь (обнаружена и изучается психологами и психоанали-
тиками);
-

3.1СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЛОДА

Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований,
свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как
известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к
третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется
деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы
между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые
рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От
прикосновения к руке 9-недепьный зародыш совершит хватательное движение,
при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется
болезненным, рука отдернется.

В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает
чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо
ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и
чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и
играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической
деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество
мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих
в мозг.

Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся
система слуха формируется к 5 месяцам.

Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то
почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто
родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в
пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное
успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии
сильного эмоционального напряжения.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору
Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в
состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через
жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как
воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической
жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся
безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам
установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные
явления.

Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он
избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на
плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается
рок - музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто
бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать
концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного
движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более
структурированную музыку.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В
своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на
вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь
жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями
впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу
партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он
упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она
посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно
те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и
запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного
бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при
непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только
при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.

Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного
другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической
жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет
плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же
горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало.
Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства,
являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.

Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но
и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые
поставляет ему мать.


3.2Эмоциональная связь

Было выявлено наличие еще одного существенного фактора - качества
эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с
которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением;
богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на
развивающуюся психику плода.

С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной
сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние
матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее
сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь
разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны
стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности)
испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно
воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к
нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом.
Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую
влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние
стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская
их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции
беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки,
разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии
малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных
переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала
о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще
наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали
намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе
адаптации к окружающим и к жизни.

Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной
средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в
любви возникает еще до рождения.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение
Первого американского конгресса по пре- и перинатальному воспитанию, в
работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и
Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий
которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших
с матерью во время беременности.

Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности
необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной
взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца,
нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба,
приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.
Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно
влияет на ребенка.

Музыка, поэзия, пение, искусство, природа помогают достигнуть этого
состояния.



4.После рождения.


У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых
безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный
рефлекс, или рефлекс Робинзона).

Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный
рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.

Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно,
это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику
взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И
все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог
Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.

Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим
аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но
существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей
индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в
еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием
мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные
потребности, появляющиеся и развивающиеся

в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с
ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся
важнейшими для нравственного формирования ребенка.

Признание указанных потребностей требует признания у младенца и
соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них
вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве,
крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса,
усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый
комплекс оживления) и так далее.

Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни
характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем
глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании
младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные
с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми
злементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции,
вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных
способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через
взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих
потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная
сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой
ориентации). Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем
выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные
обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.


В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают
воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей
действительности. В результате этого сами предметы приобретают
побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они
актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном
состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении,
соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей
первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в
поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно
подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к
окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них
смысл, отвечают их потребностям.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но
не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к
детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный
режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не
спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.



4.1Кормление грудью


Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало
жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание
любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в
младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не
является врожденным. Опыты с обезьянами супругов Харлоу и Суоми показали,
что ожидает детей, выросших без мам.

Пытаясь найти у обезьянок макак тот возраст, когда они легче всего
поддаются дрессировке, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов.
Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось
трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем
психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором
детенышей отбирали от матерей сразу после рождения. Их помещали в отдельные
комнаты и в каждой поставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть
матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали
молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло
успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка
ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала,
схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место,
как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не
покидала его, словно боясь новой разлуки.

Закончив эксперимент, выросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо.
Шло время, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. Их
тогда взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но они и
тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное
оплодотворение позволило им родить детенышей. Но материнский инстинкт в них
так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая
раскусила голову, как кокосовый орех...

Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет
предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.

В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде
развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила,
что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в
физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в
показателях больше.

Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по - иному, чем
француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у
матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни
говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но
наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она,
рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит
отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец.
Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит
в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом.
Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры
для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались
поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.

Итак, общение с близким

Новинки рефератов ::

Реферат: Планета Сатурн (Астрономия)


Реферат: Использование чёрной и цветной металлургии, их процессы и характеристики (Металлургия)


Реферат: Империя Карла Великого (История)


Реферат: Развитие бухгалтерского учета по отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Політичний портрет М. Грушевського (Исторические личности)


Реферат: Автоматизация банковских систем (Программирование)


Реферат: Двигатели постоянного тока (Физика)


Реферат: Начальный период Великой Отечественной войны. (История)


Реферат: Адкуль пайшло Хрысцiянства на Беларусi (Религия)


Реферат: Россия 17 века (История)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Музыка)


Реферат: Метамерия или сегментация в живой природе (Биология)


Реферат: Исламский фундаментализм (История)


Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)


Реферат: Миграционная политика в странах Западной Европы (География)


Реферат: Герменевтика в социологии (Социология)


Реферат: Демократия и Гражданская культура (Статья) (Политология)


Реферат: Византия (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист