GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Коммуникативные особенности поведения в конфликте (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коммуникативные особенности поведения в конфликте (Психология)



В поведении человека всегда присутствуют два аспекта – внешний,
воспринимаемый нами, и внутренний – то, что связано со смыслом его
поведения, мотивацией, целенаправленностью. Без понимания этой
внутренней стороны мы не можем полно и адекватно интерпретировать
поведение человека, его поступки и действия.
Эта внутренняя сторона поведения человека обнажается, в так
называемом, «открытом» общении, когда мы делимся с другими своими
сокровенными мыслями, посвящаем их в истинные причины своих
действий и поступков, «открываем душу».
Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под
влиянием определенной установки. Эта установка может быть
постоянной и изменчивой, в зависимости от обстоятельств и
особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало
связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может
принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к
человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему
относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные
конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход,
поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе
первоисточник конфликтной ситуации.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей,
интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия. Различают внутриличностный, межличностный и
межгрупповой конфликты.
Поведение – взаимодействие живых существ с окружающей средой,
опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической)
активностью.
Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике,
является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное
отношение одного человека к другому.
Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех
обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних
противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм
позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и
целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает
межличностный конфликт.
Первый из межличностных конфликтов назван конфликтом
безысходности, по той причине, что из него для вовлеченных
индивидов нет удовлетворительного выхода.
Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми,
противоположными: один из членов группы относится к другому
отрицательно, а второй положительно, и если ни тот ни другой не
захотят изменить, то их взаимоотношения постоянно будут находиться
в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт
может переживаться тем из членов пары, кто испытывая положительное
отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное
отношение.
Примером такого конфликта может служить семейный конфликт. Что
понимается под этим термином? Речь идет о заострении внутренних
противоречий, при котором ранее скрепляющие союз стереотипы
отношений под влиянием тех или иных факторов, перестают выполнять
функцию удерживания семейной целостности.
В некоторых случаях причиной открытого конфликта может стать
накопившееся ощущение неблагополучия, которое становится предметом
осознания одного из супругов. Ему принадлежит активная позиция,
призывающая к изменению стиля отношений; в тех случаях, когда эта
тенденция сталкивается с сознательным или несознательным желанием
другого оставить все как есть, сопротивляться любым изменениям,
возникает обострение отношений, вплоть до опасности разрыва
семейной связи. Данный тип конфликта можно решить одним лишь
способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

+


-
Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт
неопределенности, поскольку при неопределенном (положительном или
отрицательном) отношении одного из партнеров к другому, он с его
стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни
положительного ни отрицательного. В силу этого обстоятельства,
взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую
ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку
тот, чьё отношение к другому положительное, может предполагать
такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение
отрицательное, так же может рассчитывать на положительное к себе
отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои
взаимоотношения с другим.
+



-

Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что
один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное
и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на
сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение
вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком
взаимоотношения. Здесь один индивид испытывающий амбивалентное
(противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и
стремится к нему и боится его. В результате, он останавливается где-
то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную
психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно
направленные силы стремления и избегания.



+


-

+
+ -
-


Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по
преимуществу личностным, так же может выступать в сфере
межличностных групповых отношений – это фрустрация. В психологии
фрустрация понимается как состояние эмоционально-психического
расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении
поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация
сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда –
отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если
хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых
отношениях фрустрация нередко способствует возникновению
межличностных конфликтов.
У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта
реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии.
Агрессивные действия, как реакция не фрустрацию, не редко возникают
тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным
неудовлетворенным желанием ищет внешней разрядки и находит точку ее
приложения в другом человеке, который фрустрированным
воспринимается как причина его неудач.
Психологи, поясняя подобного рода ситуации, любят приводить в
пример одну из известных картинок датского художника Херлуфа
Бидструпа: разъяренный шеф выговаривает своему подчиненному, тот,
не смея ему ответить, обрушивается на секретаршу, которая, в свою
очередь, «проглотив пилюлю», отвешивает пощечину поклоннику, тот со
злости пинает ногой собачку, и только собачка, лишенная сложных
психологических переживаний, связанных с зависимостью от другого
человека и боязнью осложнить с ним отношения, справедливо цапает за
ногу начальника, который породил цепь этих агрессивных
взаимодействий.
Так же примером такого конфликта может быть семейный конфликт.
На приеме обыкновенная семья: мама, папа, дочка. Обыкновенные
проблемы: дочка не слушается, убегает из дома. Однако, удивительные
вещи обнаруживаются в недрах некоторых обыкновенных семей, и самые
банальные «детско-родительские» конфликты, оборачиваются
фатальными, зачастую безнадежными проблемами, корни которых сидят в
детстве родителей, а может быть уходят в еще большую глубину,
глубину поколений.
Молодые родители и десятилетняя дочь. С первого взгляда можно
подумать, что мать привела на консультацию двух разных по возрасту
детей. Женщина рослая, громогласная. Мужчина – бледный, бесцветный,
субтильный. Ее материнская забота о нем обнаруживается в каждом
движении: она вешает его куртку, разматывает шарф, сначала ему,
потом дочке, вводит обоих в кабинет, рассаживает и приступает к
изложению проблемы не дожидаясь вопросов. Девочка, мол, невыносимо
трудная на все всегда только «нет», но это бы еще ничего, да вот
ссорится и скандалит с отцом, он же выгоняет ее из дома. «Нет, вы
не подумайте, что это он всерьез, он такой нервный, такой ранимый.
Он только кричит в сердцах: «Убирайся вон из моего дома, иди
собирай вещи!» А она, просто поразительный характер, собирается и
действительно уходит. Не раз уже с милицией искали». Выговорив все
это буквально на одном дыхании, она вдруг спохватывается, замечает,
что дочка сидит здесь же, взглядывает на капризно нахмуренное лицо
мужа и решительно заявляет, что они желали бы обсудить поведение
ребенка в ее отсутствие. Лишь только девочка скрывается за дверью,
лицо отца разглаживается, он удовлетворенно вздыхает и вступает в
разговор. При этом беседовать он, похоже, расположен исключительно
о собственной персоне, своих настроениях, страхах, детских и
недетских травмах, о хрупкий своей нервной организации и крайне не
устойчивой психике. Его напористая жена слушает его не дыша. Их
двое, у них диалог, я – третья.
Зачем они пришли в консультацию, задаю я весьма и весьма
назревший вопрос. «Мы пришли, чтобы вы нам помогли с ребенком». На
мое предложение привести девочку и оставить нас вдвоем отец
надувается и капризно тянет: «Так вы еще с ней беседовать
собираетесь? Зачем, я вам сам все расскажу и намного лучше, и
вообще, помогать нужно мне, а не ей». Узел взаимоотношений в этой
семье необходимо распутать, постараться понять, почему муж так
инфантилен, эгоцентричен, жесток; почему жена с такой готовностью
соглашается на роль его матери, становится стеной между мужем и
миром, между мужем и собственным ребенком. Распутывать этот узел
придется еще и потому, что если все оставить как есть, наступит
момент когда их маленькая дочка решит, что она не просто третья, а
третья лишняя. И тогда она оставит их, наконец, оставит навсегда.
Психологи часто встречаются с семейными конфликтами, в основе
которых лежат именно отношения с детьми. Ребенок становится центром
конфликта. Инертность и стереотипность отношений, определяющая
дисгармоничность семейного союза, оказывают свое неблагоприятное
воздействие в этих случаях. Все такие конфликты, независимо от
возраста и индивидуальности ребенка, объединяет одно: невозможность
для родителей отказаться от привычных, зафиксированных стереотипов
во взаимодействии с ребенком, перестроить систему оценок его
поведения, изменить стиль воспитания в семье…
В работах Брунсвика (1948), Гоуфа (1950), Катнера (1958) и
многих других исследователей, показано, что характерной чертой
поведения авторитарных родителей является их стремление к
безаппеляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации.
Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в
себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то
или убедить. Такие родители могут временами искренне считать, что
их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у
ребенка растет уверенность в том, что его не принимают, не
одобряют, а это в конечном счете приводит к убеждению в своей
малоценности и ненужности. В поведении детей авторитарны родителей,
как правило, чувствуется напряженность, элемент фрустрации,
возникающей вследствие неопределенной я – концепции и ее негативной
направленности в целом.
Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у
таких детей с возможностью наказания, что в свою очередь
сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А
поскольку многие ситуации являются для ребенка не определенными, он
почти все время пребывает в тревожном состоянии.
Собственные мотивы и побуждения авторитарных родителей всегда
стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них
второстепенны. Как правило, они убеждены в собственной
непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют
абсолютного подчинения своей воле.
Надо сказать, что эти крайности в воспитании в конечном счете
закрывают ребенку путь к участию в полноценных, человеческих
взаимоотношениях, препятствуют формированиям у него нормальной я –
концепции. Наказания, исходящие от холодного, незаинтересованного
взрослого, имеют подчас даже оттенок мстительности.
Авторитарные методы воспитания приводят отношения родителей с
ребенком к замкнутому кругу, где враждебность наталкивается на
враждебность, причем, я – концепция ребенка становится
сосредоточением негодования и скрытых обид. Для ребенка могут быть
характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность,
поскольку он не решается проявить себя, боясь неудач, критики, или
наказания. Можно сказать, что при таком воспитании у ребенка
формируется предубежденность против самого себя. Но люди часто
склонны переносить на других чувства, которые они испытывают по
отношению к себе, поэтому низкая самооценка, как правило, влечет за
собой и низкую оценку других людей. Когда в семье господствует
иррациональный авторитет, независимости и спонтанности не остается
места и никто не задумывается о том, что нужно уважать чувства
ребенка. Массен и Каган (1958) приходит к выводу, что суровые
родители чаще конфликтуют со своими детьми. В результате их дети
приучаются снимать напряжение, уступая родителям, и у них
формируется конфликтное поведение.
Правила и ограничения, устанавливаемые авторитарными
родителями, не предполагают исключений, их требования носят
безапелляционный характер. «Делай так, потому что я так сказал» –
вот формула исключающая вопросы и возражения. Родительская власть
утверждает себя без каких-либо объяснений, без малейшего участия
ребенка в процессе принятия решений. Родители присваивают себе
исключительное право определять все, что касается условий жизни
ребенка, и ожидают от него полного признания этого права.
Такие родители склонны все видеть либо черным, либо белым,
отвергая полутона. Не исключено так же, что сами родители в этих
случаях являются невротиками, имеющими повышенную тревожность и
склонность к самоуничижению. Они передают детям не только
авторитарные установки, но и сомнения в собственной ценности.
С этих позиций процесс развития понимается как выработка
определенных личностных качеств, которые способны уберечь, защитить
человека от травмирующего родительского воздействия. Поэтому
ребенок должен выработать особые защитные механизмы, предохраняющие
его от угрозы или оборачивающие её себе на пользу. Возникнув в
детстве, соответствующие механизмы защиты в дальнейшем, когда сам
ребенок становится родителем, полностью определяют всю гамму
отношений к собственному ребенку.
Например, ребенок, живущий под гнетом отца – тирана, может
защитить себя, развив систему эмоциональных реакция, в которых
беспрекословное, выстраданное долгими усилиями повиновение,
представляющие само по себе защитный механизм «Я», становится
источником уничижительного удовлетворения и мазохистского
удовольствия.
Когда такой ребенок вырастет, его жизнь будет в значительной
степени определятся защитным механизмом «Я», сформированным ранее в
рамках эмоциональной реакции на отца, выступавшего по отношению к
нему как враждебный социальный агент. Такой человек будет находить
удовлетворение в подчинении начальству, жене, у него обнаружится
тенденция в любом взаимодействии занимать позицию «под», в том
числе по отношению к собственным детям. Такому родителю свойственно
чувство неуверенности, ему трудно создавать собственный авторитет в
глазах детей, его дети способны стать даже тиранами.
А между тем, ситуация может сложиться иначе. Ребенок при отце
того же типа может построить защиту «Я» в противоположном
направлении. Он может восстать против отцовской власти, находить
удовлетворение или даже садистское удовлетворение в нанесении
ущерба и в разрушении и в детском и в зрелом возрасте. У такого
человека создается позиция «над». Подобная структура отношений к
отцу может вызвать у ребенка эмоциональные реакции воинственно-
анархического типа. А став родителем, такой человек может проявит
упрочившийся механизм, направляя его уже к своему собственному
ребенку, который попадает в полную зависимость.
Таким образом, теории этого типа описывают родительское
поведение, как результат усвоенного детского опыта.
В конфликтной ситуации для выбора правильной линии поведения,
равно как и для адекватного разрешения ситуации в целом,
«противники» особенно нуждаются в понимании внутреннего смысла
происходящих событий по отношению друг к другу. Вместе с тем они
редко прибегают к такому открытому общению. Основная преграда к
доверительному общению – сознательная или бессознательная защита
себя.
Сознательная защита связана с предположением человека о
возможном использовании полученной «противником» информации в своих
целях и против него. Бессознательная – с актуализацией так
называемых «защитных механизмов» личности: общая напряженность
ситуации, соответствующие переживания, конфронтация с партнером, не
разделяющим его точку зрения, настраивают человека на возможность
негативного отношения к нему партнера. А ожидание обратной связи
способствует усилению личностной защиты, как бы «закрывает» ее,
заставляет с сомнением относиться даже к конструктивной информации,
отвергать ее, проявлять особую осторожность в общении. При
отсутствии (или недостатке) доверия к собеседнику, участники
ситуации склонны отличать предметное содержание контактов (ту
информацию, которой они обмениваются) от истиной позиции человека,
его замысла и т. д.: они склонны подозревать «противника» в
скрытности или даже сознательной дезинформации, с другой стороны,
сами избегают излишней доверительности в общении.
Общение является для человека источником разнообразных сильных
переживаний, это одна и главных потребностей личности. Но в общении
с людьми у нас нередко возникают рассогласования, трудности,
вызывающие чувства неудовлетворения контактами и недовольства друг
другом.
За неудачными взаимодействиями зачастую стоит наше неумение или
нежелание понять друг друга.
На основе одной и той же сложной ситуации столкновения мнений
могут развиться разные конфликтные ситуации.
1. «Деловой спор». Между участниками существуют разногласия по
какому-то, как правило, конкретному вопросу их взаимодействия.
Область разногласий предметна и определена. Оппоненты верят в
возможность прийти к соглашению и ищут пути его достижения.
Общение их становится интенсивным; они обсуждают ситуацию,
достоинство и недостатки обеих точек зрения, используя
аргументы, пытаются обосновать для партнера свою позицию. Для
контактов участников ситуации характерна доброжелательность,
сохраняются личные доброжелательные отношения. В целом их
взаимодействие можно охарактеризовать, как товарищеское,
основанное на взаимной заинтересованности в общем деле.
2. «Формализация отношений». Для конфликтных ситуаций,
развивающихся по этой схеме, характерно расширение зоны
разногласий: они касаются уже не какого-то одного аспекта
взаимодействия или одной проблемы, а распространяются на другие
вопросы. Выявив широкий круг имеющихся между ними разногласий
(даже если это признание не носит явного, открытого характера и
сложилось не в процессе предварительных обсуждений, а как
результат внутреннего убеждения), оппоненты, как правило,
сомневаются в возможности соглашения, а иногда не желают
обсуждать спорные вопросы, предвидя возможное осложнение
ситуации. При необходимости принятия какого-то решения они ищут
какие-то внешние, официальные способы выхода из конфликта. Если
один из оппонентов выше по должности он может использовать
имеющиеся у него право окончательного голоса. Общение партнеров
уже не товарищество, а скорее чисто служебное взаимодействие.
Обнаружив разногласие по конкретному вопросу, участники
ситуации могут вместо ограничений их зоны перейти, напротив, к
ее расширению, то есть начнут предъявлять друг другу
дополнительные претензии в отношении других аспектов
взаимодействия. Обсуждение затрагивает уже стиль работы друг
друга, припоминаются прошлые ошибки, допускаются даже личные
выпады, которые быстро приводят участников дискуссии к
убеждению, что изменить позицию оппонента не удастся.
Общение партнеров в дальнейшем становится сугубо официальным,
они не стремятся к контактам, напротив, предпочитают по
возможности ограничить их необходимыми. Из взаимодействия уходит
все личное, а по этому такое развитие конфликтной ситуации
названо «формализацией отношений».
3. «Психологический антагонизм». Когда конфликтная ситуация
развивается по такому типу, как «психологический антагонизм», то
реальная зона рассогласования не определена, субъективной
тенденцией к расширению. Это означает, что участники конфликта
подчас затрудняются четко определить, с чем они не согласны,
однако склонны преувеличивать существующие разногласия («У нас
не может быть ни чего общего», «Мы абсолютно разные люди» и т.
д.). это связано с тем, что отношения между оппонентами
принимают форму взаимного неприятия, любой их контакт или
предмет обсуждения может стать источником дополнительной
напряженности. Не стараясь прийти к соглашению, партнеры
ограничиваются неизбежным минимумом общения. Психологически
участники ситуации откровенно не приемлют друг друга, попытки
взаимного воздействия если и осуществляются, то, скорее, в духе
откровенной враждебности – часто с применением недозволенных
приемов (ударом по «больным местам», подчеркивания прошлых
ошибок, в том числе и не имеющих отношения к данной ситуации и
т. д.) или аргументов, задевающих личность партнера. В этом типе
ситуаций неофициальное взаимодействие осуществляется с
«отрицательным знаком». В сущности, отношения оппонентов таковы,
что они предпочли бы избежать любых контактов. Враждебность
участников конфликта столь значительна, что именно она
определяет все развитие ситуации.
Различие в этом случае ситуации определяется начальной
негативной установкой в отношении друг друга, сложившейся у
участников конфликта. Она и обусловливает тенденциозность в
оценке ситуации и действий партнеров. Именно о таком состоянии
людей рассказывал Л. Толстой в «Крейцеровой сонате»: постепенное
ухудшение отношений между героями повести приводит к такому
обострению, когда «уже не разногласие производило враждебность,
но враждебность производило разногласие»…
Иногда человек, сталкиваясь с какими-то препятствиями на пути
осуществления своих намерений, стремится преодолеть препятствия,
пытаясь преобразовать возникшее положение поведение человека в
конфликтной ситуации, направленное на ее преобразование,
представляет собой серию действий, которые можно разделить на три
основные группы:
1) Действия связанные с предметом конфликта. Предмет конфликтной
ситуации – то, вокруг чего возникает борьба, столкновение мнений
и т. д. Человек испытывает неудовольствие в связи со сложившимся
положением и стремится изменить его. Способы этого могут быт
различные. Часто люди вступают в переговоры с оппонентом,
намериваясь добиться своей цели, стараются переубедить его,
доказать преимущество своей позиции, аргументировать свою точку
зрения и т. д., надеясь изменить позицию партнера в желательном
для себя направлении.
Социально-психологические исследования того, как человек
склонен интерпретировать причины происходящего, кому он
«приписывает ответственность» за происходящее, показывают, что
люди, как правило, имеют тенденцию возлагать вину за негативные
события на окружающих, а заслуги приписывать себе. По
результатам исследований, в конфликтной ситуации обычно
происходит аналогичное – вина за возникшие осложнения
возлагается на другого. Этот «другой» создает препятствия,
делает все «не так» и создает тем самым конфликт.
2) Действия по достижению результата, связанного с состоянием
партнера или отношениями с ним. Независимо от предмета конфликта
вторичной целью поведения в ситуации (которая, однако, может в
явной форме и не осознаваться человеком) становиться достижение
определенного результат, связанного с партнером. Вне зависимости
от исхода конфликта психологическое восприятие происходящего и,
соответственно, состояние участников конфликта могут быть
различными. Так, например, человек, желающий победы своей точки
зрения, может при этом стремиться к тому, чтобы у его оппонента
не возникло ощущения «поражения»; напротив, он может убедить
его, что тот сам сознательно пришел к подобному выводу, имеющего
для него ряд преимуществ. Или – противоположный вариант – он не
просто добивается цели, но старается сделать это так, чтобы
соперник оказался разбитым «в пух и прах», то есть нанести
полное психологическое поражение партнеру. Участники ситуации
могут помимо разрешения конфликта быть озабоченны тем, чтобы
сохранить между собой хорошие отношения, а могут, даже
неосознанно, идти к их полному разрыву.
3) Действия по оправданию, объяснения своего поведения в глазах
окружающих. Межличностные разногласия не остаются незамеченными
остальными, привлекают их внимание и нередко побуждают занять ту
или иную позицию по отношению к происходящему. Сами участники
конфликта так же, как правило, вступают в обсуждение создавшейся
ситуации с окружающими. При это они стремятся объяснить им свою
позицию, мотивы действий, обсуждают позицию оппонента. Реакция
окружающих позволяет им проверить справедливость собственных
притязаний. Для человека, оказавшегося в конфликтной ситуации,
стремящегося разрешить ее, немаловажно видеть поддержку
товарищей, даже если речь идет не о вмешательстве их в ситуацию,
а о простом понимании.
Если группа не разделяет его точки зрения и переубедить своих
товарищей участнику конфликта не удается, он все равно будет
стремиться объяснить свое поведение окружающим. Сколь бы
непоследовательным, противоречивым и ошибочным ни казалось со
стороны поведение человека, для него самого оно всегда
психологически оправдано.
Специалисты в области этики отмечают, что если возникающие у
человека противоречия между «надо» и «хочу» разрешаются в пользу
последнего, то он стремиться обосновать это для себя самого
ссылками на то, что «все так делают», «только на этот раз», «мне
это не под силу», «он сам виноват», «я не знал, что это плохо».
В ситуациях когда участник конфликта осуждается за свои действия
товарищами по коллективу, он часто психологически оправдывает
себя аргументами типа «на моем месте и вы бы так же поступили»,
«у меня не было другого выхода», «меня к этому вынудили» и т.
д., вплоть до наиболее примитивных высказываний, принижающих
личность критикующих, вроде «сами вы хороши».
Так или иначе, удается участникам конфликта занятой ими
позицией заслужить поддержку, понимание окружающих или же они
оказываются занять «психологическую оборону», отношение к ним,
безусловно, влияет на их поведение. При одном и том же предмете
конфликта его участники могут избирать разные линии поведения.
Именно стратегия их поведения, характер общения в такой ситуации
определяют во многом исход конфликта.
Стремясь к взаимодействию с окружающими наиболее
удовлетворяющим образом, человек не редко попадает в ситуации когда
ощущает невозможность реализации каких-то своих потребностей
намерений, планов. При этом он может избрать не рациональный выход
из не удовлетворяющего его положения, связанный с искусственной
переинтерпретацией создавшихся обстоятельств, попытками смягчить
напряжение с помощью эмоциональной разрядки и т. д., или
рациональный предполагающий активный поиск путей выхода из
сложившейся ситуации, в том числе и ее преобразование. При
отсутствии иных возможностей этот путь более конструктивен, чем
пассивное приспосабливание к обстоятельствам. Совокупность действий
человека в противоречивой ситуации включает в себя усилие для
достижения цели, связанной с предметом конфликта, а так же для
достижения определенного состояния партнера (или состояния
отношений с ним), и действия, объясняющие его поведение окружающим.
Выбор конкретной линии поведения связанной с большей или меньшей
ориентацией человека на собственные интересы, или интересы
партнеров, определяется особенностями противоречивой ситуации,
предрасположенностью личности к тому или иному типу поведения,
сложившемуся под влиянием опыта человека и его взаимодействия в
коллективе, а так же восприятием возникшей ситуации и оппонента (с
точки зрения доверия, которое тот вызывает).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1) «Семья и школа» №7, 1996 г.
2) Гришина Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.,
1990
3) Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994
4) Спиваковская А. С. Педагогика – родителям. Как быть родителями.
М., 1986
5) Берс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М., 1986
Фрустрация – психологическое состояние, вызванное объективно не
преодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на
пути к решению значимых для человека задач.

Коммуникации – контакты, общения, обмен информацией и
взаимодействия людей друг с другом.

Авторитарный – характеристика человека как личности или его
поведения в отношении других людей, подчеркивающее склонность
пользоваться преимущественно недемократическими методами
воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т. д.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее
совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек,
как личность, оберегает себя от психологических травм.

Конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее
между людьми и вызванное не совместимостью их взглядов, целей,
интересов, потребностей.

Я – концепция – совокупность всех представлений человека о себе,
соединенная с их оценкой. Составные части Я – концепции: образ Я –
представление человека о самом себе; самооценка – эмоционально
окрашенная оценка этого представления; потенциальная поведенческая
реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны
«образом Я» и самооценкой.
Министерство общего и профессионального образования РФ
Самарский государственный университет

Кафедра психологии



РЕФЕРАТ
по коммуникативным технологиям
на тему: «Коммуникативные особенности поведения в конфликте»



Выполнил: студентка психологического
факультета специальности «Психология»
1 к., гр. 1311 з/о
Орлова Е. В.

Проверил: старший преподаватель
кафедры психологии
Бобкин А. Е.



1999 г.




Реферат на тему: Коммуникативный аспект общения. Вербальное и невербальное общение
КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ. ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.


ПЛАН

Введение 3

1. Психологическая обратная связь. 4

2. Коммуникативные барьеры. 4

3. Феномены межличностного влияния. 5

4. Средства коммуникации. 7
4.1. Вербальная коммуникация. 7
4.2. Невербальная коммуникация. 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14



Введение.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые
существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами
взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и
воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое
восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной
коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом
индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия
сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе
при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит
деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые
свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как
социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями,
идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к
другому посредством знаковых систем. Социологический аспект понимания
коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального
и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно
к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой
коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого
человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего
информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый
процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение
информации посредством технических средств связи среди огромных
рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение
людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле
конкретных взаимодействующих субъектов.
Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации.
Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку
информационные процессы в современном мире определяют значительную часть
жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом. В процессе
взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции
передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Существуют
и такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за
субъектами в течение определённого времени, например у преподавателя, и
слушателей на лекции.
Для анализа коммуникативного аспекта общения часто используется
теория информации, получившая распространение в ряде наук. Изначально
теория информации была разработана в связи с потребностями развития техники
связи. Позднее схемы анализа информационных процессов были использованы при
изучении непосредственного общения людей. Если в технических средствах
связи информация только передаётся и принимается, то в реальных процессах
человеческого общения она ещё и формируется. Общение выступает своеобразным
катализатором мышления человека и его активности.
Информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за
пределы простого человеческого общения. Специфика межличностного
информационного обмена определяется наличием процесса психологической
обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением
феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи
информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания
информации.


1. Психологическая обратная связь.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в
необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое
понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает
информацию, он ее, прежде всего, интерпретирует. Интерпретация зависит не
только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего,
его знаний, общего уровня развития. В зависимости от множества причин люди
весьма по-разному воспринимают одно и то же сообщение. Более того, они
могут дать совершенно противоположные оценки одному и тому же явлению, по-
разному осмысляя его. Поэтому продуктивное общение сопровождается обычно
уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или
положительного характера, например поддакиванием или нахмуриванием бровей.
Отсутствие психологических стимулов свидетельствует о том, что контакт
нарушен.
Психологическая обратная связь столь важна для человека, вступающего
в общение, что её прерывание воспринимается как наказание на субъективном
уровне восприятия. Педагогические концепции, базирующиеся на принципах
бихевиоризма, включают в себя представления о прерывании психологической
обратной связи как одной их самых действенных мер влияния на ребёнка.



2. Коммуникативные барьеры.

Наличие коммуникативных барьеров также характеризует специфику
межличностного общения. Коммуникативный барьер – это психологическое
препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В
современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных
барьеров. Один из них – барьер непонимания: фонетический, семантический,
стилистический, логический и другие. Такие барьеры возникают в связи с
различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самый простой пример
фонетического барьера – непонимание двух человек, говорящих на разных
языках.
Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не
понимают смысла сказанного. Пример – филолог слышит узкопрофессиональный
разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о чём идёт речь. Такой же
барьер возникает между родителями и детьми-подростками, если последние
говорят с использованием жаргона.
Семантический барьер может возникать между людьми, являющимися
носителями различных субкультур внутри господствующей культуры, они
определяют стиль жизни и мышления её носителей. Чаще всего выделяют
субкультуры молодёжи, представителей различных профессиональных групп,
преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее.
Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны в
любом обществе. Каждая субкультура имеет свой, отличный от других
специфический язык, который может иметь огромное значение не только для
обмена информацией в своей среде, но и для способа самоопределения и даже
выживания, как это происходит, например, в преступной среде.
Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации.
Стили определяются обычно функциональной асимметрией головного мозга
человека как особым феноменом специфичности левого и правого полушарий по
отношении к различным психическим функциям. Доминирование одного из
полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке
информации, а несовпадение типов доминантности партнёров и приводит к
возникновению стилистического барьера в процессе общения.
При доминировании логического стиля субъект перерабатывает и излагает
информацию последовательно, не пропуская ни одного звена из цепи
рассуждений. Чрезмерное пристрастие к деталям и уточнениям не даёт
возможности носителю логического стиля оперативно принимать решения, а
рациональность, холодность и эмоциональная сухость мешают ему устанавливать
контакты с разными лицами. Но в ситуациях, которые заранее известны и не
требуют принятия новых решений такие люди вполне успешны. При доминировании
экспрессивного стиля субъект проявляет себя как эмоциональный,
импульсивный, ориентированный на мнение окружающих, способный к
сопереживанию и обладающий хорошей интуицией. Такой человек может очень
легко привлечь внимание к своим словам и без труда установить контакт с
другим. Однако чрезмерная экзальтированность и некоторая разбросанность
мыслей может оттолкнуть от него людей, обладающих другим стилем. Наиболее
оптимальным выступает смешанный стиль, в котором присутствует как
логическое видение проблемы, так и её экспрессивное восприятие и
интерпретация.
При несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов возникает
логический барьер. Он неизбежен, если взаимодействующие стороны имеют
разные представления о существенных основаниях суждения.
Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные,
политические, религиозные, профессиональные и другие. Социальные барьеры
определяются принадлежностью субъектов взаимодействия к разным социальным
слоям общества. Политические барьеры возникают при разной идеологии и
разных представлениях о структуре и смысле власти. Религиозные определяются
тем, насколько толерантной является сама религия по отношению к
представителям другой веры.
Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются
негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны испытывают
чувство симпатии по отношению друг к другу, то такие барьеры не
появляются.



3. Феномены межличностного влияния.

Наряду с существованием барьеров коммуникации и психологической
обратной связи важной особенностью межличностного общения является наличие
возможностей появления феноменов межличностного влияния, к которым
относятся: внушение, заражение, убеждение. Внушение рассматривается как
один из наиболее сложных феноменов. Особенность его проявляется в том, что
процесс воздействия на психическую сферу человека осуществляется
посредством некритического восприятия информации. Обязательным условием
внушения выступает отсутствие логического анализа и активного понимания
информации, которая воспринимается как абсолютно верная без доказательств.
Чаще внушение осуществляется, если человек, находясь в расслабленном
состоянии, слышит сообщение от другого. Тот, кто передаёт информацию,
должен быть полностью уверен в правоте своего высказывания, только тогда он
может внушающе подействовать на реципиента. Чем авторитетнее коммуникатор,
тем в большей степени он способен внушающе действовать на реципиента.
Особенно это заметно в процессе воспитания и обучения.
Внушение может быть целенаправленным и нецеленаправленным. При
непреднамеренным внушении влияние осуществляется как бы случайно, но на
самом деле оно определяется достаточно устойчивыми и твёрдыми взглядами
внушающего.
В процессе внушения возбуждается неосознаваемая психическая
активность индивида. Информация должна быть усвоена в расслабленном
состоянии покоя, усталости, перед сном, в гипнотическом сне и так далее.
Отсутствие осмысления и понимания обеспечивает восприятие информации,
поступающей через внушение, как безусловную данность. Уверенность,
систематичность, эмоциональная окрашенность внушения предопределяет
побуждения человека, ощущения, представления, поступки и эмоциональные
состояния, которые сохраняются достаточно долго и оказывают влияние на
многие аспекты его жизнедеятельности. Используя закономерности внушающего
влияния информации, специалисты по организации рекламы стремятся влиять на
выбор потребителя через императивное, систематическое и позитивное
ориентированное информирование о том или ином товаре, либо услуге. При этом
реклама крайне редко обращается к таким механизмам влияния как убеждение.
Если внушение ориентировано на подсознательный уровень психических
процессов человека, то убеждение связано с вполне осознанными процессами
понимания и восприятия информации. Убеждают при помощи логики,
доказательств, демонстрации значений обсуждаемых явлений. Чтобы убедить,
необходимо раскрыть смысл явления в том аспекте, который будет более всего
значим для субъекта взаимодействия.
Психологическое заражение – особый способ влияния, который описывают
обычно в связи с психическим состоянием больших социальных групп при
панике. Сущность психологического заражения в том, что эмоциональное
состояние коммуникатора неосознанно воспринимается реципиентом настолько
сильно, что его собственное психическое состояние становится тождественным
психическому состоянию коммуникатора. Существуют люди, способные
психологически заражать окружающих с большой лёгкостью. Они достаточно
высоко ценятся в определённых профессиональных кругах и видах деятельности,
ориентированных на восприятие людей: в среде артистов, учителей,
телеведущих и так далее.
При обычной межличностной коммуникации мы можем заметить сочетание
различных видов влияния. Тем не менее, многие люди стремятся влиять на
собеседника тем или иным способом, который можно обозначить как
доминирующий. Доминирование определяется ведущим эго-состоянием человека в
данный момент. Преобладание убеждения осуществляется в эго-состоянии
«взрослый»; заражения – в эго-состоянии «ребёнок»; внушения – в эго-
состоянии «родитель».
Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием
различных каналов восприятия и передачи информации. Наиболее важными среди
них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди
воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств.
Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доминирует зрение)
и кинестетический (доминирует ощущение) субъективные каналы восприятия и
передачи информации, которые определяются как модальности. У всякого
нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной
модальности.
В процессе взаимодействия ведущую модальность можно определить по
словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи; по характерным
жестам ил движению глаз. По отдельным признакам, реализующимся в мимике,
позе, жестах, движении глаз можно определить, когда человек опирается на
собственный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и
другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого
полушария, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, и левого
полушария, отвечающего за логические построения.
Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими
модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и
интерпретация одних и тех же явлений могут быть различны. Для улучшения
взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой информации между
субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие
приёмы: присоединение, закрепление, ведение.
Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего
поведения с поведением партнёра – так называемое зеркальное поведение.
При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнёра,
использует характерные для него ключевые слова. Если коммуникатор начинает
употреблять слова, связанные с ведущей модальностью партнёра, он входит в
контекст его восприятия и понимания, что, безусловно, способствует
выработке общего смысла при взаимодействии.
Ведение представляет собой постепенное переключение партнёра с его
собственной программы на предлагаемую. Присоединение, закрепление и ведение
могут рассматриваться не только как приёмы, обеспечивающие передачу и
понимание информации, но также и как последовательные этапы установления
контакта.
Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину
коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы
возникают обычно в ситуациях, характеризующимися специфическим сочетанием
пространственно-временных координат. Например, когда незнакомые прежде люди
по каким-то причинам вынуждены быть вместе в течение определённого
промежутка времени на небольшой территории. В таких условиях человек может
проявить себя в общении совсем иначе, не так, как обычно.
Условиями эффективной коммуникации являются: наличие адекватной
психологической обратной связи; отсутствие коммуникативных барьеров;
соответствие типа коммуникативного влияния целям и задачам общения;
установление общих уровней передачи информации; преодоление искажений
информации, связанных с действием хронотипов.



4. Средства коммуникации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее
знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются
в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную
коммуникацию, использующие различные знаковые системы.

1. Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических
знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь
является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,
этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование
информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в
процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность действий говорящего исследована достаточно
подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема
«коммуникатор – сообщение – реципиент» асимметрична.
Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу
кодирования, так как «говорящий» сначала имеет определённый замысел, а
затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого
сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае
особенно отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности:
её осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла
сообщения немыслимо вне этой ситуации.



Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной
для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных
ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим
высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.
Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой
последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется
смысл речевого сообщения.
Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в
ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от
их включённости в общий контекст деятельности. Успешность вербальной
коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнёры
обеспечивают тематическую направленность информации, а также её
двусторонний характер.
При характеристике диалога важно всё время иметь в виду, что его
ведут между собой личности, обладающие определёнными намерениями, то есть
диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия
партнёров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику,
согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет
нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации понимания
смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимания, познания
другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но
участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга,
ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Могут существовать две разные
задачи в ориентации партнёра по общению. А.А.Леонтьев предлагает обозначить
их как личностно-речевая ориентация и социально-речевая ориентация, что
отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную
тематику, содержание коммуникации. Само же воздействием может быть понято
различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, то есть
прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать
актуализации партнёра.
В социальной психологии существует большое количество
экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения
эффекта речевого воздействия, достаточно подробно исследованы как формы
различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так,
выражением сопротивления принятию информации может быть отключение внимания
слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета
коммуникатора, такое же - умышленное или неумышленное «непонимание»
сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу
особенностей его стилистики или логики построения текста. Соответственно
всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего,
чем-то привлечь его, точно так же подтвердить свой авторитет,
совершенствовать манеру подачи материала. Особое значение имеет и факт
соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень
формального характера общения и другие показатели.
Совокупность определённых мер, направленных на повышение
эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей
коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая
экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Для
учёта всех переменных, включённых в процесс речевой коммуникации,
К.Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая
представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с
обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей в
том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного
элемента процесса. Американский журналист Г.Лассуэлл предложил простейшую
модель для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации:

1) Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор
2) Что? (передаётся) - Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) - Канал
4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория
5) С каким эффектом? - Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных
исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора,
способствующие повышению эффективности его речи. Может быть три типа:
открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки
зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;
отстранённая – коммуникатор держится подчёркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не
заявленную открыто; закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке
зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.
Точно так же всесторонне исследованы способы повышения воздействия
текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-
анализа, устанавливающая определённые пропорции в соотношении различных
частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.
Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для XIX века
взгляд, что логически и фактически обоснованная информация автоматически
изменяет поведение аудитории. Выяснилось (в экспериментах Клаппера), что
никакого автоматизма в данном случае нет: в действительности наиболее
важным фактором оказалось взаимодействие информации и установок аудитории.
Рассмотренная схема играет определённую положительную роль при
познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она
и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь
этот процесс включён в более сложное явление – общение, поэтому важно и в
этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит
в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг
на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно
только знать структуру коммуникативного акта, необходимо ещё
проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и прочее. Для
этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое
общение помимо речи.

4.2.Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые
системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3)
организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный
контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний
партнёров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику,
пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или
менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей
тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены ещё
Ч.Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно
общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции
человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию
коммуникации придаёт общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными
при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных
культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации
настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область
исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.
Например, в исследованиях М.Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в
разных культурах (в течение одного часа фины жестикулировали 1 раз,
итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы - 180).
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков
представляют собой также добавки к вербальной коммуникации.
Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество
голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система –
включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача,
смеха, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую
информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а
околоречевыми приёмами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса
выступает также особой системой, несёт смысловую нагрузку как компонент
коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к
другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к
говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определённое
значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущественно
некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнёров
по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных
субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как
своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход
своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость
по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как
проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях
возможные различные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами
пространственной и временной организации общения, располагает большим
экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который
называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы
пространственной организации общения у животных. В случае человеческой
коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе
изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал нормы
приближения человека к партнёру по общению, свойственные американской
культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 –
125 см); социальное р

Новинки рефератов ::

Реферат: Криміналістична характеристика злочинів, поняття та основні елементи (Криминалистика)


Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)


Реферат: Менеджмент в малом бизнесе (Менеджмент)


Реферат: Развитие бухгалтерского учета по отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура в общественной системе (Социология)


Реферат: Бизнес-план "Организация бильярдного клуба" (Менеджмент)


Реферат: Автоматизация управления предприятием (Программирование)


Реферат: Н.Бердяев о человеке («Экзистенциальная диалектика божественного и чело-веческого») (Философия)


Реферат: Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города (на примере г. Екатеринбурга) (Право)


Реферат: Разработка интерактивной среды обучения работе (Компьютеры)


Реферат: Крымская война 1853-1856 г. (История)


Реферат: Жанна дАрк (Исторические личности)


Реферат: Трактовка образа Обломова в статье Н. А. Добролюбова "Что такое Обломовщина?" (Литература)


Реферат: Автоматизация работы пользователя в среде MS Office (Программирование)


Реферат: Моделирование логической схемы в PCAD (САПР) (Компьютеры)


Реферат: Анализ финансовых результатов (Финансы)


Реферат: Особенности религии древних славян (Религия)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов (Менеджмент)


Реферат: Культура России 9-19 вв (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист