GeoSELECT.ru



История / Реферат: Государственные реформы ПЕТРА I (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственные реформы ПЕТРА I (История)



Тема: “Государственные реформы ПЕТРА I”
Середина ХVП века - это период начала формирования буржуазного
общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились
определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии
как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм
централизованного государства, очевидно, начнем рассмотрение вопроса с
проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания
монархии централизованного типа.
В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была
ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла
экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с
пережитками раздробленности составляет основу политической истории того
времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного и Бориса Годунова можно
сказать, что монархия ХVI-ХVП вв. в Российском государстве исторически
характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. То
есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей
полновластности, самостоятельности единоличного правителя.
Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое
развитие страны ХVI-ХVП вв. В этот период происходит экстенсификация
сельское хозяйства через расширение посевных площадей и усиление
крепостного гнета; происходит специализация районов по производству
определенных сельскохозяйственных продуктов.
В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные
мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в
основном обеспечивало армию и флот. Это металлургические мануфактуры Урала,
Сибири, Карелии. К 1750 г. доменные печи России выплавляли 2 млн. пудов
чугуна, а в середине столетия почти половина железа шла на экспорт.
Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и
кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань,
Калуга. Всего в конце первой четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25
текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала
проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма,
которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот, в ограждении
купечества от иностранной конкуренции и других мерах.
Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности
для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство, по своей природе,
основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое
малопродуктивно. Существование старых аграрных отношений при возникновении
новых форм нарождающегося буржуазного государства было одной из основных
особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется
фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое.
Слияние это вызывалось нарастающим торговым обменом между областями,
постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших
местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход
от натуральной формы хозяйства к товарному.
Россия того времени славилась своими ярмарками. Это Макарьевская под
Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но
главным торговым центром по-прежнему была Москва. Еще в ХVI в. происходило
формирование экономических предпосылок образования всероссийского рынка,
которые были подготовкой слияния местных рынков в единый. Немаловажным
фактором экономического развития была внешняя торговля, которая
способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового
капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были
Англия и Голландия.
Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют
развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют
перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике
господствующего класса - феодалов. С середины ХVП в. претерпели изменения
права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с
вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными
служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий.
На фоне экономических изменений происходил процесс сословной
консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных
разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани
в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории
частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного
зависимого крестьянства.
В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVП-ХVШ вв.
боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как
сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Но на
деле, ликвидацией боярства как класса был начавшийся в ХVШ в. процесс его
феодализации в единый класс. Этим самым, опровергается утверждение о том,
что привелигированным классом, стоящим у власти было дворянство.
Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в
росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в
качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов
на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении
абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев
посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVП в.
значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к
этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства.
В ХVП в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение
феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах
(24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную
службу по степени родовитости и ставил на на первый план заслуги перед
отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества,
которое являлось исполнительной силой. Именно оно явилось основой, без
наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского
государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVШ
века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVП в.
явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано
абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним
из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного
государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны
Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции.
Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были
последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были
продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот
или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных
учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления,
установление рекрутской системы.
Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних
высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной
политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод
государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных
учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и
реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа;
введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной
службы.
Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов,
регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября
1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора
Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало
юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в
своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами
власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и
сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны
монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском
уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх,
который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет
свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и
благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января)
говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой
повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства,
церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной
компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с
иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель
законодательной и исполнительной власти.
В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому
монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право,
видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного".
Законодательство того времени определяло действия против царя и государства
самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те,
которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались
вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости
от преступления.
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган -
Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его
непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената
входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки
сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей
деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат
учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого
входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы
управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат
был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением,
которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного
разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I
дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената,
регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила
взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-
прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической
силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и
давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного
управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих
делах.
Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял
из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два
отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве
особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по
вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на
несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный.
До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным
органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое
действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и
Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора
и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о
текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть
отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский
приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое
решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения.
Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления
и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских
учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно
полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом
в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было
сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские
комиссары. В 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради "приема
челобитен", получившая название рекетмейстера, в обязанности которого
входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту -
рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на
"неправосудие" коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату.
В 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в
обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян,
наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе
было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с перераспределением
компетенции органов государственного управления (после губернской реформы),
Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными,
военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они
занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и
коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания
бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием
самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае
нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от
должности, денежными штрафами.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов
государственной власти в I четверти ХVШв. было одним из явлений связанных с
развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось
"учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался как особая
отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал) состоял при
Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и доверенными
лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю
и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию
фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному интересу быть
может"; докладывать "о злом умысле против персоны его величества или
измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в государство шпионы",
а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип
определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов
расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства:
территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714г. предписывалось в
каждой губернии "быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из
каких чинов достойно, также и из купечества". Провинциал-фискал наблюдал за
городовыми фискалами и один раз в год "учинял" контроль за ними. В духовном
ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях -
провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось
ввести фискальство во всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии
фискальские дела перешли в ее ведение и попадали под контроль Сената, а с
учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В
1723г. был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для
фискалов. В соответствии с указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать
к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января
1722г.: "быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во
всякой коллегии по прокурору...". А указом от 18 января 1722г. учреждены
прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично
в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду
самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ
от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его
компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление
контроля за фискалами. Генерал-прокурор имел право: ставить вопрос перед
Сенатом для выработки проекта решения, представляемого императору на
утверждение, выносить протест и приостанавливать дело, сообщая об этом
императору. Прокурор коллегии присутствал на заседаниях коллегий,
осуществлял надзор за работой учреждения, контролировал финансы,
рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы и другую документацию
коллегии.
1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых
учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять
регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из
предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на
базе приказов и являлись их правопреемниками. Система коллегий не сложилась
сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг,
Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,
Мануфактур. Всего к концу первой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий,
которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по
функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.)
устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.
Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников,
4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика,
актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял
фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль за деятельностью
коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от
монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они
противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали
копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.
Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее
компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило
ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать
деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами
с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.
Особенностями коллегии являлось то, что в ней "никаких судных дел не
судят".
На Военную коллегию возлагалось управление "всеми воинскими делами":
комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство
госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась
военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.
Адмиралтейская коллегия ведала "флот со всеми морскими воинскими
служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и
руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении
адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили
Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная,
Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с
целью "Ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений"
налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала
сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее
целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.
Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами
сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством,
собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное
дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских
дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.
Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за
государственными расходами, составляла государственный штат (штат
императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои
провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за
использованием государственных средств центральными и местными органами
"ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных
дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные
выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае
несходства судили и наказывала чиновников за преступления по доходам и
счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.
В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической
промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и
серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была
создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт,
Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-
коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение
просуществовало до 1722г.
Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая
горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной
и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на
открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов,
предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию
входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль
технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других
коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли,
особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла
таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов,
занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные
функции.
С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и
внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как
центрального учреждения заключались в организации развития торговли и
промышленности в городах и управление посадским населением.
Юстиц коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских
надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям,
гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему,
состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных
судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения
могли быть обжалованы в Сенате.
Вотчинная коллегия образованная в 1721г. разрешала земельные споры и
тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные
решения по поместным и вотчиным делам.
Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по
политическим преступлениям (дело царевича Алексея).
Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся
приказы, Медицинская канцелярия).
Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он
назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами
и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь,
богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим
собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской
властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить
господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых
производственных отношений, росту промышленности и торговли
Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти
дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с
наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет
три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., П-ой - с 1709
по 1718 (первая областная реформа), и Ш-й с 1719 по 1725 (вторая областная
реформа).
На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного
управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод
было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечениы
к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое
административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8
губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская,
Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская
и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены
Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния. Во
главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли
в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы
назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У
губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-
комендант - военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер -
губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые
и розыскные дела, обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.
Губерния делилась на провинции (во главе - обер-комендант), провинции - на
уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту,
комендант - губернатору, последний Сенату.
В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом
управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в
выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства -
поддержании и укреплении господства дворян.
Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований,
которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и
номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было
дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и
провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории
всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.
Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа -
дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий
(включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими
"камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания,
контролировать городское управление.
Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным
делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались
розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов
с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г.
осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись
коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШв.,
было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские
функции. В ХVПв. посадское население находилось в подчинении приказов и
местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило
городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.
В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская
палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении
находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей,
повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и
промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского
управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-
1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.
Однако в 20-х гг. ХVШв. городское управление принимает форму
магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные
магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты
подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и
магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из
звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим.
Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.
Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или
сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской
службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и
неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение
полиции, контроль за правосудием.
Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию
армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием,
армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось
вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка,
большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг.
Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое
значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной
технике ведения боя для разных родов войск.
Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-
1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные
рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты
служили пожизненно. Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких
вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление
рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система
основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из
дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период
1699-1725гг. было проведено 53 набора, которые составили 284187 человек.
Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были
созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали "порядок"
внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои
высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.
Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления,
которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-
комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный
стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская
система дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшую
лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.
Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд
законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое
обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения
генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий
Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с
“Артикулом воинским” и другими военными законами. “Артикул воинский”
содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для
военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и
по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем
остальным жителям. Российский флот также как армия комплектовался из
призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской
флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского
флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный
престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем, армия и флот
составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием
укрепления господства дворянства.
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и
усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение
суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который
решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал
многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии
розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-
прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом
был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения
судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за
должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по
отношению к надворным судам, являлась органом управления над
всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных
судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда
в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по
распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался
смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с
их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и
земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли
почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела
рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок
прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в
судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была проведена
новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров,
были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам
(1727г.). Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.
Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и
были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и
другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали
особые судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной
практики в России являлась замена состязательного принципа принципом
следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о
развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить
бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и
судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства
конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об
отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и
розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда
розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных
тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение"
являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы
розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также
состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся
процессуальные нормы; дается определение судебного процесса,
квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того
времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система
доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования
приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О
форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип
состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на
"приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения
внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ
был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система периода
петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и
бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам
дворянства.
Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают
две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в
быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной
признательной, благоговейной памяти и благословения потомства.
Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности
России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на
иностранный лад.
Хотя в целом русские историки положительно относились к
государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал
происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок
перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие
абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная
власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной
степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого
в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета
страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это
дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

Список литературы:
. История СССР с древнейших времен до наших дней. Москва, 1967
. Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко - Государственный строй в России в первой
четверти ХVШ в. М. 1973.
. Ю.Н.Титов. Абсолютизм в России. Советское государство и право, 1973.




Реферат на тему: Государственные реформы Петра I

Министерство образования Российской Федерации
Курский гуманитарно-технический университет
Кафедра истории государства и права

"Утверждаю"
зав. кафедрой, проф.
Пашин В.П ______________
"__" ______________ 2002 г.



Курсовая работа
Государственные реформы Петра I



Автор работы
Специальность Юриспруденция
Группа ЮР-11 (з)
Руководитель работы проф. Пашин В.П.
Работа защищена _____________ Оценка _________________
Члены комиссии ________________________
________________________



Курск-2002
Содержание



Введение 3
Глава I. Причины и особенности становления абсолютной
монархии в России 5
Глава II. Реформы органов власти и управления 11
Глава III. Военная реформа 17
Глава IV. Суд и процесс 20
Заключение 30
Список литературы 31


Введение



Данная работа посвящена рассмотрению государственных реформ Петра I.
Во времена Петра Россия становится абсолютной монархией. Для
абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти в руках
одной личности. Однако это - не единственный признак. Необходима также
ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. Этот период в
разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом
общие черты.
Для абсолютной монархии характерны наличие сильного разветвленного
бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех
сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были
присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои характерные
особенности:
если абсолютная монархия в Европе складывалась в условии развития
капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно
крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием
крепостничества;
если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворян
с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в
основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.
Говоря об объективных закономерностях, сопровождавших государственное
реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном
факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград,
непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет
картину его деятельности. Великий реформатор претворил в государственное
устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы,
изменил административное деление, лично участвовал в составлении правовых
кодексов и т.д. Всестороннее рассмотрение характера государственных реформ
Петра как раз и является целью данной работы.
Реализация данной цели подразумевает решение следующих основным задач
исследования:
- изучение общих особенностей становления абсолютизма в России;
- выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в
области органов власти и управления;
- краткого изложения основных положений военной реформы;
- рассмотрение вопросов, касающихся изменений в судебной системе и
судопроизводстве. Последнее предполагается осуществить, исходя из
анализа основных положений специальных юридических документов этой
эпохи - "Краткого изложения процессов, или судебных тяжб" и Указа
"О форме суда".
Кроме общего интереса к изучению отечественного права дооктябрьского
периода, вспыхнувшего после 1991 г., актуальность вышеприведенной темы
определяется и другим обстоятельством. Действительно, сегодня перед нашей
страной вновь, как и триста лет назад, стоит необходимость государственного
реформирования. На повестке дня – необходимость внесения изменений в
организацию исполнительской власти (построение «вертикали власти»),
нововведения в структуру и функционирование вооруженных сил, судебная
реформа. В этой связи понятен наш интерес к аналогичным нововведениям, уже
имевшим место в истории нашей страны.
Изучению рассматриваемого вопроса уделяется достаточно много внимания
в соответствующей библиографии. Особо можно отметить труды таких известных
авторов, как Владимирского-Буданова М.Ф. «Обзор истории русского права», а
также Исаева И.А. «История государства и права России». Именно эти труды
являлись базовыми при написании данной работы.

Глава I. Причины и особенности становления абсолютной монархии в России


С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском
государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию.
Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается
созыв Земских соборов. Земские и губные старосты сначала были подчинены
назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены.
Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав
увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само
по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь
собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя
ближними советниками (“комнатой”). Уходит в прошлое даже традиционная
формула закона как источника права: “царь указал, и дума приговорила”. Акты
стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный
бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из
“охочих людей” - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута
абсолютизма.
Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование
приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с
кратким толкованием написал, что “его величество есть самовластный монарх,
который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и
власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей
воле и благомнению управлять”[1]. В Уставе о наследии престола (1722 г.)
установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными
словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха
установившимся порядком престолонаследия.
Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается
абсолютная монархия. Однако в исторической и историко-правовой литературе
существуют и иные точки зрения. Ряд историков и юристов как
дореволюционных, так и современных считает, что абсолютизм или самодержавие
(эти термины рассматриваются как синонимы) утвердился еще с образования
централизованного государства, т.е. с Ивана III[2]. Другие, утверждение
абсолютизма относят к царствованию Ивана Грозного. Действительно, и тот, и
другой называли себя самодержцами. Это известно, как известно и то, что
власть обоих этих монархов была велика. Но ведь не менее известно и другое.
Именно при Иване Грозном собираются первые Земские соборы. Именно Земские
соборы решали вопрос о чрезвычайных налогах, сборе дворянского ополчения,
без чего царь не мог продолжать Ливонскую войну. Именно Земские соборы
избирали царей при пресечении династии (Бориса Годунова, Василия Шуйского,
Михаила Романова). Земский собор принял Соборное Уложение 1649 года, решил
вопрос о воссоединении Украины с Россией (1653 г.). Да и Боярская дума
вовсе не была безгласна. Она представляла собой действительно реальный
орган верховной власти, функционировавший вместе с царем. Следовательно,
власть царя все же ограничивалась, коль скоро важнейшие решения он принимал
не самостоятельно и единолично (как в XVIII в.), а совместно с Боярской
думой и Земскими соборами. Да и не было еще в руках царя в XVI в. и в
первой половине XVII в. таких непременных атрибутов абсолютизма как мощный
бюрократический чиновничий аппарат, регулярные армия и полиция.
Бюрократический чиновничий аппарат можно считать сформировавшимся лишь во
второй половине XVII в., отдельные элементы регулярной армии (полки нового
строя) тоже появляются лишь к концу XVII в., а регулярная полиция создается
только в начале XVIII в. Таким образом, термин “самодержавие” в XVI -XVII
вв. вовсе не был синонимом термина “абсолютизм”. Эти термины стали
синонимами лишь применительно к XVIII - XIX векам.
Экономические и социальные условия для формирования абсолютизма
сложились лишь к концу XVII в. Ведь для содержания таких присущих
абсолютистскому государству государственных институтов, как мощный
бюрократический аппарат, регулярная армия, регулярная полиция нужны были
большие деньги. Такие деньги государева казна стала собирать в виде прямых
и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от
государственных монополий лишь к концу XVII в.
Экономический подъем и развитие внутреннего общероссийского рынка и
внешней торговли дали необходимые материальные ресурсы для становления
абсолютистской монархии и решения внутренних социально-политических и
внешнеполитических задач, стоявших перед страной. Однако развитие товарно-
денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка
имело и свою оборотную сторону. Оно привело к значительному увеличению
повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А
это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и
напряженности в обществе. Во второй половине XVII в. прокатилась волна
восстаний городского населения. Для подавления казацко-крестьянского
восстания под предводительством С. Разина потребовалось напряжение всех сил
государства. Особенно обострились социальные противоречия в XVIII в.
Достаточно вспомнить восстания на Дону (под предводительством К. Булавина)
в Астрахани в начале века, волнения работных людей на уральских заводах и
московских мануфактурах, башкирское восстание и крестьянскую войну под
предводительством Е. Пугачева, потрясшей самые основы Российского
государства.
Подавление всех этих волнений и восстаний, сохранение феодального
строя потребовало консолидации господствовавшего дворянского сословия,
усиления власти монарха и сплочения вокруг него как главы данного сословия
(“первого дворянина”). Потребовалась также централизация государственного
аппарата и особенно его силовых структур: армии и полиции, и налогового
аппарата, и местного управления.
Однако в отечественной исторической и историко-правовой литературе
долгое время была распространена, да и сейчас она еще иногда имеет место,
другая точка зрения на социальную сущность абсолютной монархии[3]. Вслед за
К. Марксом и Ф. Энгельсом ряд авторов считал, что абсолютная монархия
возникает в переходные периоды, когда старые феодальные сословия приходят в
упадок, а из средневекового сословия горожан формируется современный класс
буржуазии, и когда ни одна из борющихся сторон не взяла еще верх над
другой, и при равновесии сил борющихся классов государственная власть
получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как
кажущаяся посредница между ними. Этот вывод классиков марксизма совершенно
справедлив по отношению к Франции, к Англии, но он неприменим к России.
Во Франции и Англии буржуазия действительно достаточно рано оформилась
как особый класс и заявила о своих претензиях на участие во власти. Но
следует иметь в виду, что эти страны имели прямые выходы на мировые морские
торговые пути, что стимулировало развитие экономики. Особенно это относится
к Англии, находившейся из-за своего островного положения буквально на
перекрестке мировых морских торговых путей в Атлантике. Не случайно в
Англии в XVI в., времени становления английского абсолютизма, удельный вес
городского населения составлял свыше 20 % от общей массы населения страны.
Этим и объяснялся тот факт, что английский абсолютизм имел незавершенный
характер (сохранялись парламент, местное самоуправление, постоянная
регулярная армия была невелика). Иное дело в России, находившейся вдали от
мировых морских торговых путей (а длительное время вообще не имевшей выхода
к морю). Городское население к началу XVIII в. не превышало 3,2 % от общей
массы населения. И буржуазия возникала при активной поддержке
абсолютистской власти, заинтересованной в создании и развитии
промышленности, прежде всего в интересах снабжения армии и флота
артиллерией и иным вооружением и боеприпасами. Поэтому ни о каком
противостоянии буржуазии дворянству в XVIII и даже в XIX вв. и речи быть не
могло. Российская буржуазия стала заявлять о своих претензиях на участие во
власти лишь в начале XX века.
Таким образом, абсолютная монархия в России представляла собой в
социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач
являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его
функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с
окончательным юридическим закреплением крепостного права. Но это не
означает, что абсолютистское государство защищало интересы лишь дворян-
крепостников. Вовсе нет. Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы
купечества, заводчиков, фабрикантов. Во-вторых, по-прежнему остра была
проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими
естественными препятствиями (морями, горами и т.д.). В третьих, по-прежнему
стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня
славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше
задачи имели безусловно общенациональный характер Таким образом, абсолютизм
на определенном этапе его развития (в XVII - XVIII вв.) отражал
общенациональные интересы и в этом смысле пользовался определенной
поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства,
разрозненного, “атомизированного”, которое объединяла общая православная
религия и общая вера в доброго царя, хотя и окруженного “злыми боярами”.
Ранняя форма абсолютизма, сложившаяся во второй половине XVII в. с
Боярской думой и боярской аристократией, оказалась недостаточно
приспособленной к решению указанных выше внутриполитических и особенно
внешнеполитических задач. И только дворянская империя, сформировавшаяся в
результате реформ Петра 1, с ее крайним авторитаризмом, предельной
централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и
регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви,
подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью
государственного аппарата (генерал-прокурор и прокуроры на местах, институт
фискалов, “всевидящее око” - тайная канцелярия), оказалась способной
успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Именно такая политическая
форма организации, как дворянская империя с ее тотальным контролем не
только за материальными ресурсами страны, но и за личностью подданных,
вплоть до их поведения в частной жизни, смогла мобилизовать все
материальные и духовные ресурсы страны на решение основной задачи -
реконструкции экономики и даже самого уклада жизни - создание в сжатые
сроки военно-промышленного комплекса как основы военной мощи, регулярной
армии и флота, развитие науки и образования (учреждение Российской Академии
наук. Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных
заведений). Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую
европейскую державу.



Глава II. Реформы органов власти и управления


Переход к абсолютизму, означал прежде всего отмирание сословно-
представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно-
представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские
соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они
вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным
вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича
собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые
решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г.
на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора
дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы
были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как
известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба
мальчика.
Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть
царя, — Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило
постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при
Иване Грозном в Думе сидел 21 человек, то при Алексее Михайловиче — уже 59,
а при Федоре Алексеевиче — 167[4]. В силу этого если раньше Дума могла
собираться каждый день и весьма оперативно, то теперь это сделать было
затруднительно. Дума стала собираться лишь по торжественным, парадным
случаям. Действительные функции Думы стали осуществляться лишь ее частью,
так называемой комнатой, включавшей в себя весьма узкий круг лиц, наиболее
приближенных к царю. При Федоре Алексеевиче Дума вовсе утратила значение
политического органа. А Петр I в самом начале своей реформаторской
деятельности окончательно ее упразднил.
Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-
то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и
перестройку всего государственного аппарата. Эти позитивные мероприятия по
реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым
условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в
правление Петра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на
укрепление феодального государства как машины в руках господствующего
класса для подавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде
крепостного крестьянства.
Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в
некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение
царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это
звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и
перешло к его преемникам.
Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю
законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется,
выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая
система новых центральных и местных органов.
При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего
законосовещательного, административного и судебного органа, порой
заменяющего и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената
существенно меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайный совет,
оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору,
то теперь между Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет.
Сенат оказался в подчиненном положении.
При Петре I были существенно преобразованы органы центрального
управления. На смену сложной и запутанной системе приказов пришла новая
четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами
отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко
определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами,
государственными доходами и т. д. Приказной неразберихе пришел конец.
Важным явлением в развитии формы государственного единства стало
коренное преобразование административно-территориального устройства России,
произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода
земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и
единая система административно-территориального деления, созданная по
определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в
определенной мере буржуазный характер. В отличие от XVII в. с его дробным
управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные
слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и
населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более
четкое административно-территориальное деление. До некоторой степени Россия
даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где
новое административное деление было введено лишь после буржуазной
революции.
В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть
позже на 11). Их границы даже не определялись, а в губернию включались
города с прилежащими землями, тяготеющие к губернскому центру, связанные с
ним дорогами. В две из них (Петербургскую и Азовскую) были назначены
генерал-губернаторы, а в остальные - губернаторы из числа виднейших
государственных деятелей, облеченных большой властью и доверием царя
(Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). В помощь губернаторам назначались
помощники, ведавшие отраслями управления (военной, финансами, юстицией и
т.д.). Созданы были губернские канцелярии. Губернии делились на уезды позже
названные долями во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том,
чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных
расстояниях в нашей стране и тогдашних средствах сообщения невозможно было
оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра,
как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная
децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась. Назначая
губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти
люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Но ведь они
по большей части были обремены многочисленными обязанностями (Меншиков и
Апраксин - президенты “первейших” коллегий и сенаторы и т.д.) и практически
не могли быть непрерывно в своих губерниях, а правившие вместо них вице-
губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.
Поэтому в 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на
провинции, сначала на 45, а потом на 50. В пограничные провинции
назначаются также губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии
продолжали существовать, но за губернаторами остается командование
войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного
управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат
управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор
рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также
соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены
на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах
была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Однако
города имели свое городское управление: в губернских городах - магистраты,
в уездных - ратуши. Общее руководство магистратами и ратушами осуществлял
Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии. Его
деятельность регламентировалась Регламентом Главному магистрату.
Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к
России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших
губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы
Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу
века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, а следовательно,
уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций,
созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в
некоторых губерниях провинции сохранились.
В результате реформ центрального и местного аппарата управления
образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был
этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен болезни, которая
свойственна любой бюрократии - коррупции (взяточничеству и казнокрадству),
которая особенно разрастается в условиях бесконтрольности и
безнаказанности. Поэтому Петр I был озабочен поисками форм контроля за
деятельностью госаппарата. Эти формы были многообразны: ведомственный
контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных; контроль
Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия
осуществляла финансовый контроль и проверку счетов. Но этого было
недостаточно. Поэтому в 1711 г. учреждаются должности фискалов во главе с
генерал-фискалом и его помощником обер-фискалом (от лат. fiscus -
государственная казна). Фискалы призваны были оберегать казну путем
вербовки агентуры в госучре

Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия» (Искусство и культура)


Реферат: Преподавание грамматики (Педагогика)


Реферат: Международная коммерческая деятельность (Предпринимательство)


Реферат: Сплавы металлов (Химия)


Реферат: Возрождение христианства (Культурология)


Реферат: Культурологические теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Р. Вагнера (Культурология)


Реферат: Дон Кихот (Литература)


Реферат: Компьютерные вирусы (Компьютеры)


Реферат: Изучение перспективных сортов крупноплодной малины в условиях Подмосковья (Ботаника)


Реферат: Общие и специфические цели в стратегическом менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Генная инженерия (Биология)


Реферат: Анархия (Философия)


Реферат: Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики (Педагогика)


Реферат: Анализ - философско-аналитическое понятие истины (Философия)


Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Аудит)


Реферат: Основание и порядок прекращения гражданства в РФ (Право)


Реферат: Социальные структуры и сословные организации Древних Афин (Теория государства и права)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Бизнес план фирмы (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист