GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Американская система социальной работы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Американская система социальной работы (Социология)



Американская система социальной работы

Социальную работу в Соединенных Штатах Америки связывают с профессией,
которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы
постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба
социального работника США охватывает разнообразные места —
правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны
здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического
здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику.
Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех
рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий.
Группы клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание:
. Семьи, включающие одного родителя, имеющие серьезные конфликты, которые
проявляются в побегах ребенка из дома, правонарушениях, насилии,
трудностях в обучении и т. д.
. Пары и семьи, которые имеют проблемы с детьми.
. Пары, имеющие серьезные супружеские конфликты.
. Отдельные люди и семьи, которые страдают от безработицы, отсутствия
заслуженной зарплаты, физических недостатков, нехватки профессиональных
умений и других причин.
. Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены наказанием за нарушения
закона.
. Одинокие, педагогически трудные подростки.
. Отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены физическими или психическими
недостатками или болезнями.
. Правонарушители и их семьи.
. Опекуны и дети, чьи родители скончались или покинули своих детей и не
заботятся о них.
. Эмигранты и представители национальных меньшинств, не имеющие необходимых
средств и возможностей или являющиеся жертвами расовой дискриминации.
. Люди, имеющие прогрессирующую непригодность (психические отклонения) и их
семьи.
. Старые люди, не способные к долгой достаточной деятельности.
. Приезжие и временные жильцы, не имеющие необходимых средств к
существованию.
. Дети, (и их семьи) которые имеют трудности связанные со школой.
. Люди, чей опыт экстремальных стрессов связан с травматическими
последствиями или с серьезными жизненными изменениями (уход на пенсию,
смерть любимого человека, дети, покинувшие дом, и т. п.).
Социальные работники сами отзываются о своей профессии по-разному. Он
говорят о ней как о работе, дающей удовлетворение, разочаровывающей,
вознаграждающей, опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и т.
п.
Поразительно многообразная практика социальной работы в США включает в
себя множество видов деятельности, проявляющихся в широком разнообразии ее
применения. Данное многообразие и комплексность социальной работы
предполагают множество ее определений. Сошлемся здесь на определение,
принятое Национальной Ассоциацией Социальных работников (НАСР),
профессиональной организацией социальной работы в США:
Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи
отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их
способности к социальному функционированию и создании благоприятной
общественной ситуации в их целях. (НАСР 1973).
В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые
включают следующие четыре концептуальные области:
— Назначение и цели профессии;
— Система ценностей, этика и философия практического направления;
— Основа знаний практического направления;
— Методы и средства, используемые в работе.
В данной работе мы остановимся на первом и третьем элементах.
В обслуживании клиентов социальный работник стремится к достижению
особых целей, что определяется (или должно определяться) спецификой
социальной работы, уникальностью обстоятельств каждой проблемной ситуаций.
Несмотря на уникальность каждой встречающейся ситуации, деятельность всех
практиков преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях
профессии. Для понимания назначения своей профессии, практик должен быть
готовым к тому, чтобы добровольно принять на себя ответственность и
реализовать ее в действиях, независимо от специфических социальных агентств
и их определения индивидуальных ролей социальных работников.
Национальная Ассоциация Социальных работников видит назначение
социальной работы в том, чтобы помогать или восстанавливать взаимовыгодные
взаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизни
каждого. Социальный работник, действуя в соответствующей окружающей
обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно)
максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности
и помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья
или страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему
собственному благосостоянию и социальному благополучию других в их
ближайшем окружении, что принесет пользу всему обществу. Взаимодействие
между личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственного
достоинства, индивидуальность и самоопределение каждого. Люди должны быть
гуманными и справедливыми. Клиентом может быть отдельный человек, семья,
группа, общество или организация.
Из приведенного определения социальной работы вытекает, что
профессиональная деятельность включает в себя помощь отдельным людям,
группам или коллективам в стимулировании их способности к функциональному
существованию и в улучшении качества жизни для каждого путем налаживания
контактов с его социальным и физическим окружением.
В итоге, функции социального работника представляются следующим
образом:
— помочь людям расширить их компетенцию и способность решать собственные
проблемы;
— помочь людям реализовать свои возможности;
— стимулировать отзывчивость людей;
— содействовать взаимодействию между отдельными людьми и их окружением;
— влиять на взаимодействие между организациями и институтами;
— влиять на социальную политику и политику охраны окружающей среды.
Для реализации этих функций социальный работник взаимодействует с
множеством людей. Важно признать, что проблемы взаимодействия между
человеком и его окружением вызываются не только недостатками окружающей
обстановки. Существует много клиентов, у которых социальные работники
определяли личностные дисфункции — такие, как ослабление их способности
использовать свои возможности, расстройства их экосистем и т. п.
Возьмем, к примеру, человека, у которого наблюдается дисфункция в
межличностном взаимодействии, выраженная в затрудненном общении с людьми. В
этом случае направление работы может быть сфокусировано на попытке
преодолеть боязнь и барьеры клиента, помочь ему приобрести коммуникативные
умения путем снижения неравенства во взаимодействии с окружающей средой.
Неотъемлемой чертой социальной работы является также обеспечение
социальной справедливости, выражающейся в возможности каждого реализовать
свои ресурсы. Законы, правительственная политика и социальные программы
должны давать равные возможности гражданам для их самореализации.
Социальный работник же, в своей практической работе, должен уделять большую
часть времени обеспечению обслуживания и достижению реализации ресурсов в
интересах клиентов. Его действия по обеспечению социальной справедливости
направлены, следовательно, главным образом, на защиту своих клиентов и
социальные акции, приводящие к соглашениям через соответствующие
профессиональные организации.
Один из важных элементов социальной работы — это ее подкрепленность
теоретической базой. Хотя значительная часть теоретических обоснований
заимствуется из других научных дисциплин, эта база уникальна по своему
значению. Более того, основы многих профессиональных теоретических
положений едины и для социальной работы. Универсальность профессиональных
знаний может быть суммирована в ряде категорий, которые представлены в виде
основного содержания учебного плана Советом Образования Социальной Работы
США (СОСР), т. е. группой, которая лидирует в сфере подготовки социальных
работников в США и оказывает влияние на школы социальной работы.
Например, для практика очень ценным является знание о развитии
человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных
коллизиях на различных стадиях развития личности. Для того, чтобы понять
человеческие проблемы и работать с ними, практик должен быть осведомлен о
потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человека. Знания
о взаимодействии между отдельными людьми и окружающим миром важны так же,
как знания о мотивах поведения в социальном функционировании человека.
Социальная работа особенно связана со знанием факторов, вызывающих
трудности развития. Знание этих причин, которые обычно вызывают
неадекватные физические и эмоциональные реакции, необходимо для
планирования и проведения эффективной профилактической и лечебной
программы.
Важность, которая придается в социальной работе определенным знаниям,
должна четко отличать учебную программу социальной работы от других
дисциплин, имеющих к ней отношение. Широкий охват разнообразных знаний
имеет целью помочь практику в понимании комплексных факторов, входящих в
формулирование социальной политики, которые определяются системой
государственной службы помощи человеку на всех уровнях, включая и частный
сектор. Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии,
социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии и
использовании социальной политики, которая направлена на улучшение
социального функционирования индивидуума, группы, общества. Так как
социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для
практика социальной работы важна информация о несправедливости в
распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и
информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и
необеспеченных групп.
Для достижения целей и реализации функций социальной работы практику
нужны знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить
социальное функционирование клиентов. Поэтому основательные знания и умения
в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной
практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и
умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать
соответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообща
распланировать задачи и определить роли участников являются также
неотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практик
должен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в его
обеспечении.
Направление практики социальной работы должно быть теоретически
обоснованным и высоко профессиональным как в оценке, так и в проникновении
в дисфункциональные взаимодействия, которым подвергается отдельный человек,
пара, семья или группа.
Знания, относящиеся к групповым процессам и умение лидировать в
группе, так же очень важны, как и умение осуществлять естественную помощь в
работе, функционировании в качестве участника междисциплинарной игры и
определять условия взаимодействия внутри системы и между системами.
Реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешать
непосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы,
которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий.
Все большее развитие получают исследования как жизненно необходимая
база знаний, необходимых для практики социальной работы. Практик должен
приобретать знания по экстремальным решениям первостепенной важности, чтобы
быть в состоянии оценить эффективность своей собственной практики.
Важно, чтобы знания и умения получили дальнейшее развитие и проверку
на практике. Для этого каждый студент должен получить возможность быть под
наблюдением и контролем в процессе текущей практики социальной работы до
того, как будет обсуждаться его диплом. Наблюдение за практикой позволяет
студенту сочетать знания с методами и оттачивать и то, и другое в едином
процессе.
Очень важным атрибутом узаконенной профессии социального работника
является этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которые
определяют ожидания членов общества. Специфическое значение этического
кодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в коллективе, члены
которого должны придерживаться его принципов для достижения хорошего
положения в профессиональной организации. Так как социальная практика
должна сочетаться с этим кодексом, он составляет неотъемлемую часть
процесса обучения, внося этику в профессию.
Обучению профессиональной социальной работе происходит в США на
студенческом или аспирантском уровнях высшего образования. Цель учебного
плана на студенческом уровне — подготовить студента для перехода на
следующий уровень в получении профессии. Эти студенты имеют возможность
практиковаться в агентствах и организациях и находиться под наблюдением
опытных практиков. После окончания основной студенческой подготовки по той
или иной дисциплине студенты могут приобрести аспирантское образование по
профессии. Цель аспирантского образования — подготовить человека к тому,
чтобы он стал независимым практиком, опытным специалистом. Аспирантское
образование обычно продолжается 2 года. Первый год посвящается углубленному
обучению теории и практике профессий. Второй год используется для
специализации в методах и их апробации на практике.
Некоторые профессионалы выбирают дальнейшую специализацию. Имеется
возможность подготовить докторский диплом по социальной работе. Для
докторской программы нет официальных стандартов. Докторское обучение
готовит человека с профессиональным опытом к дальнейшей специализации,
предоставляя более широкие возможности для исследовательской деятельности и
для обучения других в колледжах и университетах.
Как уже упоминалось, в США существует множество теорий практических
методов в профессии социального работника. Относительные заслуги,
достоинства различных теорий и методов продолжительное время дебатировались
на академических форумах. Хотя школы социальных работников могут менять
свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные
элементы в шести областях учебного плана, о чем шла речь выше. За улучшение
качества образования школ социальной работы следит Совет Обучения
Социальной Работе (СОСР). Эта организация не навязывает специфические
теории или методы. Однако СОСР периодически рассматривает учебные планы и
курсы, предлагаемые каждой школой социальной работы, чтобы удостовериться,
что все необходимые элементы в них присутствуют, и обучение в школе
соответствует стандартам, принятым СОСР, а также требованиям высокого
профессионализма.
Основу учебного плана должны составлять знания и тренинг в шести
областях — поведение человека в социальном окружении, социальная политика,
теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле
практики.
После многих лет борьбы, профессионалы в Соединенных Штатах Америки
пришли к выводу, что социальная работа — не просто модификация существующих
профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия
обеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению.
Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет.
Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики,
и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой
практической деятельности.
Литература:
1. Козлов Л.А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции,
перспективы. М., 1997
2. Панов Я. Н. Социальное обслуживание населения. Социальная работа за
рубежом.
Энциклопедия социальной работы. М., 1993
3.




Реферат на тему: Американский период творчества П.А. Сорокина

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА



ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ


НА ТЕМУ:

Американский период научного творчества П.А. Сорокина.



Выполнила студентка 4 курса

заочного отделения

специальности «Социология»

Кадрачева В.М.



Проверил к.ф.н., доцент

кафедры теории и истории

Салиев Р.З.



УФА - 2001
Содержание работы:


Введение
стр.1


П.А. Сорокин: жизнь и судьба
стр.6


Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина,
стр.16
целостность и единство его научного творчества русского и
американского периодов.


Направления научной деятельности П.А. Сорокина
стр.20
американского периода

Концепция социальных нарушений и их роль в
жизнедеятельности стр.21

общества

Теория истории и социокультурной динамики
стр.26

Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения
стр.30

Теория социальной любви и творческого альтруизма
стр.32


Заключение
стр.34

Список использованной литературы
стр.35

Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке
стр.36

Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина
стр.41

Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина
стр.42



Введение.
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее
эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории
социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в
полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более
очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и
внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого
талантливейшего ученого.
Актуальность
Актуальность изучения американского периода творчества П.А. Сорокина
можно подтвердить множеством фактов. Прежде всего необходимо подчеркнуть
недостаточность изучения американского периода деятельности Сорокина. Это
положение можно объяснить следующими обстоятельствами.
Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в
странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей;
его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х
годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922
года, но также не была переведена и издана ни одна книга его
американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт:
«До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с
сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих
учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы,
хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои
идеологии и теории».[1] Началом его «возвращения на родину» можно
считать защиту в 1968 году (год его смерти) после долгого замалчивания
его имени две первые кандидатские диссертации по его концепциям.
Впоследствии стал не только увеличиваться список подобных диссертаций, но
также стал увеличиваться поток статей в периодике, посвященных его
творчеству, и его собственных статей, стали издаваться его книги.
Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданные в
России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому
«русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес
обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все
это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов
в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Сейчс можно уже говорить о том, что данный период его творчества
изучен достаточно хорошо, хотя остается еще немало «белых пятен»,
изучение которых – дело будущего.
Недостаточность изучения американского периода творчества ученого
подчеркивает и Р. Мертон в своем интервью: «…я говорю о всех этих фактах
из биографии П. Сорокина лишь потому, что американский период его
творчества мало известен российскому читателю».[2] Задача сегодняшнего
дня – восполнить этот существенный пробел.
Недостаточность изучения усугубляется также слабым вниманием и
незаслуженным, на мой взгляд, забвением его идей и теорий со стороны
западных социологов, его неоцененностью на Западе.
«Должен сказать, что сейчас в США интерес к П. Сорокину существует, но
очень ограничен. Скорее это можно назвать восхищением его умом, чем его
вкладом в социологию».[3] 60-е годы, Уильям Колб: «Кто читает Сорокина?
Каким бы ни был ответ, в целом социологов нельзя включать в число его
читателей. Конечно, «Социальная мобильность» и «Современные
социологические теории» часто цитируются и используются социологами в
преподавании и исследованиях. Но «Динамика», связанные с ней
работы,…больше даже не критикуют, а просто игнорируют».[4]
«Его имя и сейчас всегда упоминается с искренним пиететом, однако мало
кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о
которой стоит говорить всерьез».[5]
Хотя нельзя не отметить, что на Западе существует множество
критических трудов по творчеству П.А. Сорокина и отлично представлен и
изучен американский период его деятельности. В настоящее время сложилась
очень интересная ситуация: в России довольно хорошо изучен русский период
творчества Сорокина, что связано прежде всего с отсутствием его
«западных» трудов, а также с другими причинами, указанными выше; В США
больше внимания уделено американскому периоду, да, собственно, русский
период зарубежным социологам мало интересен в теоретическом плане, разве
только в биографическом. В свете сорокиновской теории «взаимной
конвергенции» сложившаяся ситуация выглядит довольно символично.
Объединение этих двух информационных теоретических блоков дает
возможность реально и полно оценить все богатство творческого наследия П.
Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества
этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его
прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей
стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и
российскими, и зарубежными социологами.
«Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в
социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого, много его работ
предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния. Это
касается как России, так и Соединенных Штатов…»[6] (Эдвард Тирикьян).
«Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового
видения общества, формулировал главные тенденции и альтернативы, которые
будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения
Сорокина оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только
сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и
прогностическая сила».[7]
«Сейчас можно утверждать, что это одна из самых дальновидных и
критических личностей в анналах нашей науки».[8]
«…суждения действительно великого ученого и сегодня звучат злободневно
и намного точнее в анализе современной ситуации в России, чем многие
труды наших соврменников».[9] Показателен в этом смысле и тот факт, что
в 1969 году, на съезде Американской социологической ассоциации, многие
молодые американские социологи (Джонстон называет их «социологи-
диссиденты») носили значки с надписью «Сорокин жив!». Это действительно
так, ведь он и сейчас остается нашим актуальным собеседником по многим
проблемам науки и общественной жизни. Голосенко И.А. , к тому же,
высказывает предположение, что Сорокин «…может быть, является ориентиром
в переинтерпритации классического наследия».[10]
На международном научном симпозиуме, посвященному 110-летию со дня
рождения ученого (февраль 1999 года) учеными было даже высказано
предположение о грядущем в XXI веке «сорокиновском ренессансе», «…так
как в его творчестве гармоничным образом соединились высочайший
профессионализм и истинный гуманизм, мудрая объясняющая теория и
действенный технологизм, безупречные нравственные стандарты и покоряющая
мощь интеллекта».[11]
Все вышеупомянутые факты и тенденции, несомненно, доказывают
актуальность рассмотрения и изучения американского периода творчества
П.А. Сорокина.



Анализ литературы

Анализ литературы необходимо начать с краткого обзора тех трудов и
статей, которые принадлежат самому Питириму Александровичу.
Прежде всего необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии».
Это переиздание содержит материал биографического характера,
перекликающийся, а местами полностью совпадающий со статьей в журнале
«СОЦИС» Липского А.В., Кротова П.П. «Зырянский след в биографии Питирима
Сорокина». Том 2 содержит комментарии В.В. Сапова, полезные как
дополнительная информация о работе и структуре социологического знания
Сорокина. Особый интерес представляет имеющиеся в конце второго тома
рецензии и критические отзывы о книге современников Сорокина.
«Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет» представляет
собой краткое изложение 2-х томов «Системы социологии» и начало, тоже
краткое, третьего тома. Кроме того, имеются статьи Сорокина, в основном,
его русского периода, из американского периода есть 2 статьи: «На лоне
природы» (1923) и «Причины войны и условия мира»(1944) . Критическая
статья Сапова, описывающая «эволюцию теоретических воззрений» П.А.
Сорокина имеет, на мой взгляд, несколько неточностей. Остановлюсь на
одной. Он пишет, что Эволюцию Сорокина можно представить как переход от
марксизма к идеализму. Но необходимо отметить, что марксистская идеология
никогда не была особенно близка П.А. Сорокину, он и сам упоминал, что
сразу определил свои политические приоритеты – это партия социалистов-
революционеров (эсеров). Он, конечно, пытался «вступить» в общество
марксистов и даже написал заявление (ему было отказано), но это отнюдь не
означает, что он разделял их принципы и идеи, более того, он был,
наверное, самым ярым их критиком.
Книга «Человек. Цивилизация. Общество» - одна из самых удачных
попыток передать многогранное творчества социолога российскому читателю.
Здесь собраны воедино отрывки многих главных работ американского периода:
«Долгая дорога», «Социология революций», «Социальная и культурная
мобильноть», «Кризис нашего времени», а также книга содержит несколько
работ из рукописного наследия. В предисловии А.Ю. Согомонова «Судьбы и
пророчества Сорокина» содкржится как биографическая информация, так и
описание основной его идеи – интегрального синтеза.
Книга «Главные тенденции нашего времени» представляет собой одну из
популярных адаптаций для читателей его четырехтомника «Социальная и
культурная динамика», но содержит также дополнительную теоретическую
информацию. Прежде всего следует выделить такие главы как «Взаимная
конвергенция Соединенных Штатов и СССР в смешанный социокультурный тип
(перекликается по содержанию с его статьей в «СОЦИС» «Общие черты и
различия между Россией и США»), а также пятую главу «Таинственная энергия
любви» о его концепции творческого альтруизма, которая целиком
воспроизводится в «СОЦИС» №8,9 за 1991 год с комментариями Сапова. Это
издание – второе, переработанное и дополненное тремя приложениями –
именным указателем, словарем иноязычных слов,и списком трудов П.А.
Сорокина , опубликованных на русском языке. Также здесь есть обзорная
критическая статья Т.С. Васильевой, ценностью которой является проведение
параллелей и различий циклических теорий Сорокина, Данилевского,
Шпенглера, Тойнби – это очень ценная информация сравнительного характера.
Последняя книга, изданная в 2000 году – «Заметки социолога:
социологическая публицистика» содержит в себе практически все его статьи,
очерки, заметки, в газетах «Воля народа» и других, а также несколько
рецензий. Ценности в отношении данной курсовой работы она не
представляет, но здесь содержится превосходно составоленная библиография
его трудов, которая легла в основу представленной в данной работе;
исключение составила часть со списком литературы на иностранных языках,
занимающей много страниц и бесполезной для нас при поиске
первоисточников.
В учебниках по истории социологии удслось почерпнуть не очень большое
количество информации.
С.С. Новикова в своем учебном пособии «История развития социологии в
России» , представляет основные его этапы, отметив П.А. Сорокина во
втором этапе (1890- нач. 20 века) в школе неокантианства. Однако,
подробно останавливаясь на перечне его трудов , биографии и анализе
главных трудов русского периода, американский период ею совершенно не
освещен. Она останавливается в своем описании на депортации 1922 года.
Следующий учебник «История русской социологии 19 –20 веков» посвящает
П.А. Сорокину 9 главу (автор ее мною не уточнялся), отмечая его как
представителя бихевиористической социологии. Содержит довольно подробное
для учебника жизнеописание, скурпулезный анализ «Системы социологии» ,
кратко освещает идеи работ американского периода. Источник информации
весьма полезный.
В «Истории русской социологии» А.Н. Медушевского Сорокину посвящена 9
глава. Содержание информативно, изложение теоретично, лаконично и
последовательно, однако воспринимается тяжело.
Статьи Сорокина в журнале «СОЦИС», публикуемые, если проанализировать
по годам, с завидным для других социологов постоянством, в основном
приводятся без комментариев. Как правило, присутствует только информация
о годе написания, месте первого опубликования и об основной идее статьи.
К сожалению, многие статьи, напечатанные в журнале, дублируют
опубликованные в книгах, хотелось бы побольше статей редких, неизвестных
российскому читателю. Из таких статей следует отметить следующие:
«Историческая необходимость», «Колонизационные вожделения», «Условия и
перспективы мира без войны», «Социализм и социальное равенство».
Среди других статей, комментировать моторые я не буду, следует особо
отметить следующие: «Моя философия – интегрализм», «Социология вчера,
сегодня, завтра», «Забытый фактор войны», очень полезные для более
полного понимания сущности теоретических идей Сорокина.
Литература критического характера, если не считать упомянутые уже
комментарии и критические статьи в учебниках и книгах, представлена
статьями в журнале «СОЦИС» различных авторов. Считаю необходимым
рассмотреть отдельно русских и американских авторов.
Из русских авторов особо следует выделить В.В. Сапова – он очень
активно печатается в журнале, и не только по сорокиновской тематике, но
все же большинство его статей посвящены Сорокину. Из его статей
необходимо выделить следующую – «Питирим Сорокин: моментальный снимок на
фоне России и Америки» - кратко, информативно, логично.
В биографическом плане интерес представляют статьи «Автографы Питирима
Сорокина», «П.А. Сорокин и М.М. Ковалевский», «Зырянский след в
биографии Питирима Сорокина», «Фрагменты из воспоминаний», «Эпистолярное
наследие П. Сорокина» (авторы разные).
С точки зрения анализа сорокиновских идей ценны статьи Голосенко И.А.
«П, Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка»и Ю.В. Яковца
«Великие прозрения Питирима Сорокина». Последняя из указанных статей
содержит попытку «примерить» прогнозы Сорокина на реалии сегодняшнего
дня.
Из иностранных авторов наиболее системно и необычно представляет
материал Б.В. Джонстон. Его статья «Питирим Сорокин и социокультурные
тенденции нашего времени» во многом перекликается с одноименной статьей
Бондаренко В.М. и статьей Ю.В. Яковца.
В.Джеффрис рассматривает «четыре фундаментальных принципа
интегрализма, производные от идей Сорокина». Описание его несколько
туманно и запутанно; прочитав его статью, кратко, тезисно
охарактеризовать эти четыре принципа я не смогла, но понятно одно – то,
как он их называет в подразделах, не соответствует содержанию разделов.
Он опирается на принцип «Золотого Правила», которое не совсем, на мой
взгляд, верно трактует относительно сорокиновской теории. Он пишет:
«Интегральная социальная наука сосредоточена на причинах и следствиях
Золотого Правила, выраженного в добродетелях и пороках» и особо
подчеркивает «концепты добродетели и порока». Но если следовать его
логике, то интегральное общество должно в итоге представлять собой
совокупность одних добродетелй, что есть утопия в чистом виде, даже сам
Сорокин неоднократно подчеркивал невозможность существования подобного
общества, невозможность полного избавления от пороков, стремясь в своей
концепции интегративного общества освободится от самых тяжелых и
болезненных для социального порядка их форм.
В целом нужно отметить, что иностранные авторы более вольно
манипулируют понятиями, концепциями и идеями Сорокина, весьма интересно и
по-своему их интерпритируя, в то время как российским авторам более
свойственно не «отрываться» слишком сильно от сорокиновского текста и
традиционных представлений о нем.
Объект работы: научное наследие и творчество П.А. Сорокина.
Предмет работы: американский период деятельности Сорокина (1923 –
1968).
Цель работы: представить сжатую поэтапную характеристику основных
теоретических направлений научной деятельности Сорокина.
Задачи работы:
Кратко изложить основные биографические данные о социологе,
сконцентрировав внимание на малоизвестных, интересных фактах его жизни.
Доказать преемственность научного творчества американского и
русского периодов в основных работах Сорокина.
Обосновать необходимость выделения, охарактеризовать и раскрыть
сущность каждого из представленных в работе теоретических направлений в
творчестве Сорокина.



П.А. Сорокин: жизнь и судьба.

Начиная повествование о «долгом путешествии» Питирима Александровича,
нужно прежде всего ответить на вопрос: где родился этот человек? На сей
счет существует несколько версий, равно как несколько версий существует
также относительно точной даты его рождения. (в одних документах указано
20 января, в других 23, асам Сорокин настойчиво указывал 21 января). Не
имеет смысла останавливаться здесь на рассмотрении этих версий, детально
и обстоятельно изученных А.В. Липским и П.П. Кротовым в их очерке,
следует указать, к какому выводу в итоге они пришли: «… доподлинно узнать
время появления на свет Питирима Сорокина – 20,21 или 23 января – уже не
представляется возможным. Однако место рождения – село Турья, Яренского
уезда – более не подлежит сомнению» [12].
Итак, родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в
селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. (в указании даты
рождения отдадим дань уважения мнению самого Сорокина).
Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и
занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином,
где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров
Великого Устюга, в одной из гильдий. Отход Сорокина – старшего за 300
верст от родных мест в отдаленный уезд Вологодской губернии на
заработки, по мнению Липского и Кротова, объясняется не только
конкурентными мотивами ( Александр Прокопьевич мог не опасаться
конкуренции в Яренске, так как приходы многочисленных церквей были
многолюдны и богаты, а ремесленников насчитывалось всего 22), но также
активной и регулярной миграцией в Коми край выходцев из Вологодской
губернии.
Начиная свои странствия в поисках заработка, он появился в селе
Жешарт, примерно в км. От Яренска. Здесь Александр Прокопьевич
познакомился с Пелагеей Васильевной – зырянкой крестьянского рода –
которая в 1883 году стала его женой. Очень скоро после свадьбы Сорокин
заканчивает реставрационные работы в Жешарте, и молодые перебираются в
село Гам. В 1885 году у них родился первенец Василий. Продолжая свое
путешествие по селам Яренского уезда, они в течение трех лет проходят:
Коквицы, Айкино, Усть-Вымь, Ляли, Княжпогост, Вотчу, Оттлы, Онежье, и,
наконец, Турью. В Турье они остаются зимовать вдоме Ивана Алексеевича
Панова, земляка Сорокина, преподавателя Турьинского земского училища.
Здесь же в 1889 году и родился второй сын Питирим. Окрестили его в честь
епископа Питирима (одного из местных усть-вымьских святых, чей праздник
по церковному календарю 1889 года приходится на 24 января 1889 года, о
чем имеется запись в метрической книге воскресенской церкви села Турья.
Крестным отцом Питирима стал И.А. Панов. Весной, по окончании работ в
Турье, семья Сорокиных двинулась дальше вверх по реке – к селам Кони и
Весляна. Дальше обжитых человеком мест не было, и семья Питирима
повернула обратно. Сплавляясь теперь уже вниз по реке, делая остановки
там, где имелась работа, к осени 1892 года они добрались до Коквиц. В
этом селе в 1893 году Пелагея Васильевна родила третьего сына Прокопия и
там же, в 1894 году, скончалась от рака в возрасте 34 лет, по
воспоминаниям современников П.А. Сорокина, она была женщиной редкой
красоты и чистоты души. С этого трагического события, ставшего первым
сознательным воспоминанием Питирима Александровича и начинается его
автобиографическая книга «Дальняя дорога». После смерти матери отец
Сорокина продолжал заниматься ремеслом, обучая основам мастерства
сыновей Василия и Питирима, младший Прокопий жил в Римье у сестры матери
Анисьи (1860 – 1949), у которой не было своих детей. Отец не женился
снова и пытался справиться с тоской по жене исконно русским способом:
заливая ее водкой. По свидетельству Питирима Александровича, отец его
очень много пил, а приступы запоя часто заканчивались белой горячкой. В
1899 году, после очередного такого приступа, 14-летний Василий и 10-
летний Питирим ушли от отца и начали самостоятельную жизнь бродячих
ремесленников, отступив от обычного маршрута своего отца и отправившись
вверх к истокам реки Вычегды. Через два года, в 1901 году, их отец погиб.
Несмотря на то, что братьям едва исполнилось 15 и 11 лет, им заказывали
работу в нескольких селах, в том числе и в Палевицах; а в Римье они были
наняты даже для реставрации Яренского Спасского собора (!). Объем работ
был настолько масштабен, что Сорокины даже брали помощников. По окончании
этого подряда в 1902 году Василий и Питирим приходят на работу в село
Гам, где происходит событие, ставшее поворотным пунктом в судьбе юного
Сорокина. Необходимо отметить, что к этому времени Питирим имел уже
начальное образование, завершение которого пришлось на весну 1901 года,
когда он, работая в Полевицах, окончил там местную церковно-приходскую
школу. До этого он посещал школы грамоты в селах, где работал с отцом и
братом, много читал, а чтению, письму и счету обучала его вместе с
другими крестьянскими детьми одна из жительниц деревни Римьи, у которой
проживала его тетка Анисья, забравшая к себе братьев после смерти их
матери. Так вот, в 1902 году в селе Гам открылся набор в Гамскую
второклассную школу, которая была создана специально для подготовки
учителей в школы грамоты в селах Яренского уезда, этим она отличалась от
обычных церковно-учительских школ, воспитывавших преподавательские кадры
для церковно-приходских школ. В толпе зевак и родителей, присутствующих
на публичном экзамене, устроенном кандидатам в первый набор учащихся,
оказался и Питирим Сорокин. Решив попробовать свои силы, он блестяще
справился с испытанием и в числе немногих был принят в школу. Положенная
ему стипендия составляла всего 5 рублей в год, и эти два года
полуголодной жизни в школе Сорокин выдержал только благодаря помощи и
поддержке Анисьи, снабжавшей его сухарями.
После начала учебы в Гаме Питирим оставил прежнее ремесло и расстался
с братом. Василий стал ходить по селам один, выпивал, по воспоминаниям
старожилов, «немного умом тронулся», затем перебрался в Петербург,
работал на фабрике, за связи с социалистами был выслан в
административном порядке в Сибирь. Во время гражданской войны он был
схвачен в прифронтовой зоне чекистами и расстрелян ими, как пишет сам
Сорокин, «на всякий случай». Прокопий также погиб в 20-е годы в тюрьме.
Судьба Питирима сложилась иначе.
Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по
протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный
кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново,
Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе
его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать
учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме
того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая
открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения,
оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов
подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже
по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои
жизненные планы – получение гимназического, а затем и высшего
образования для занятий наукой» [13]. Однако, я не думаю, что этот выбор
пятнадцатилетнего юноши, даже такого одаренного и целеустремленного,
каким был Питирим Сорокин, являлся абсолютно самостоятельным и
сознательным его выбором. Безусловно, без подсказки и влияния Образцова
здесь не обошлось.
Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической
ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов
на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-
революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической
идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства,
общение с представителями различных социальных слоев, с представителями
различных политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее
книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но
также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной
и страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее
мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и
«естественно-научную философию». Былая лояльность к царскому режиму и
«капиталистической» экономике сменилась республиканскими,
демократическими и социалистическими взглядами, а политическая
индиферентность открыла путь к революционному рвению».
Успевавшего успешно заниматься и учебой и нелегальной деятельностью
Сорокина на рождество 1906 года арестовывает полиция и помещает в тюрьму
в городе Кинишма. Впрочем, это время ( около 4-х месяцев) прошло без
ущерба для интеллектуальных занятий Сорокина, более того, можно даже
сказать, что «пошло на пользу», да и по свидетельству самого Сорокина,
эти месяцы дали ему больше, чем пропущенный семестр в школе. Общение
заключенных с внешним миром было вполне доступным: днем камеры в тюрьме
не закрывались, политические свободно общались и дискутировали друг с
другом, начальник тюрьмы позволял пользоваться своим кабинетным
телефоном, охранники были не против выполнять миссию почтальонов, также
здесь у Питирима Александровича было достаточно времени для тщательного
знакомства с трудами классиков революционной и социально-философской
мысли. «Кроме этого тюрьма обогатила его тремя вещами: устойчивым
интересом к социальной проблематике, привычкой курить и замыслом первой
книги «Преступление и кара, подвиг и награда» [14].
В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции,
некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на
нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной
цели и препятствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью
1907 года в Санкт-Петербург. Он покупает на имеющиеся деньги
железнодорожную плацкарту до Рыбинска, после чего едет «зайцем». В
Бетецке кондуктор выявляет безбилетника, но, к счастью, оставляет его в
поезде, обязав до Петербурга чистить туалеты и следить за чистотой в
вагоне. В первых числах октября Сорокин пребывает в Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге Сорокин быстро нашел репетиторскую работу за стол и
жилье. По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми,
удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатно
принимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. С января 1908
года их стал посещать и Н.Д. Кондратьев, также вышибленный за
революционные шалости из Хреновской школы вслед Сорокину. Через своих
земляков, многие из которых достигли известного положения в столице,
Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел
первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и
кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.
В феврале 1909 года Питирим уехал в Великий Устюг, где в доме
отцовской сестры Анны и ее мужа Михаила Дранковского готовился к экзамену
(экстерном за 8 лет обучения) в великоустюжской мужской гимназии. В мае
он сдает все предметы на «отлично», получает аттестат, открывающий дорогу
в университет; летом работает
Статистиком в экспедиции по изучению Печорского края и в сентябре 1909
года возвращается в Петербург. После некоторых колебаний Сорокин
поступает в Психоневрологический институт – первое вольное научное и
учебное заведение в России, основанное в 1907 году, президентом совета
института которого являлся В.М. Бехтерев. Институт был намного
демократичнее университета, в состав студентов входили в основном
представители средних и низших слоев российского общества, к тому же
здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии,
которую организовали при нем в 1908 году двое ученых с мировым именем –
М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Вместе с Сорокиным в этот институт
поступил и Н.Д. Кондратьев. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы
избежать призыва на военную службу, от которой освобождались только
студенты государственных университетов, Сорокин и Кондратьев с одобрения
М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся в
Петербургский университет на юридический факультет. Интересные факты для
представления облика Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем
очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность
посещения лекций. Он предпочитал самостоятельно изучать первоисточники и
монографии профессоров, читавших курсы, чем слушать то же самое в
аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени позволяла вникать в
предмет глубже и шире предписанного программой. Так, например, 3 тома по
теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал за
несколько дней вместо годичного курса по шесть академических часов в
неделю. Недостаток лекционного общения с преподавателями Сорокин
возмещал на семинарах и в личных беседах сними, заслужив репутацию
способного молодого учного. При переходе в университет это помогло ему
получить стипендию, которой не только оплачивалась стоимость обучения,
но и часть расходов на жизнь»[15].
Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и
публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка
серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров
публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с
журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни»,
«Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период
– пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года)
«Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была
отмечена многими положительными рецензиями ученых.
Несмотря на то, что огромное количество времени у него уходит на
научную деятельность, он умудряется находить время для активной
политической деятельности. В январе 1911 года Сорокину чудом удалось
избежать ареста после студенческих беспорядков, вызванного смертью Льва
Толстого в ноябре 1910 года. В этот год он уезжает по подложному паспорту
за границу, будучи в Швейцарии, Италии и Австрии не теряет времени зря –
знакомится с только что вышедшей «Социологией» Г. Зиммеля. Весной 1911
года он возвращается в Петербург, «по глупости» отказывается сдавать
экзамены, что стоило ему годовой стипендии. Столичное отделение
департамента полиции вело за ним скрытое наблюдение. В 1912 году в
жандармской картотеке на него даже завели отдельную карточку.
В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший
памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых. А.Ю. Согомонов приводит
интересные данные в связи с этим арестом.[16] Сорокину было позволено
написать письмо М.М. Ковалевскому, однако это письмо было перехвачено и
подшито к делу. В нем, в частности, он пишет: «Я сидел себе над книгами,
читал много докладов в ряде научных кружков, писал статьи, написал за
зиму книгу о карах и наградах, которую Вы знаете и… Право же при таких
обстоятельствах, я думаю, мудрено еще заниматься политикой…»[17]. Автор
письма, безусловно, слукавил, а Ковалевскому все же удалось узнать об
этом происшествии и по его прошению 24 февраля 1913 года Сорокина
освобождают из-под стражи.
В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был
оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к
профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех.
Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много
издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в
созданном совместно с преподавателями кафедры социологии
Психоневрологического института «Русском социологическом обществе памяти
М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать
научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916
года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-
доцентом Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите
магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую
монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал
активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым
разным отраслям обществознания.
1917 год для Сорокина – это и начало его семейной жизни. Супругой
ученого стала 26 мая 1917 года Елена Петровна Баратынская, выпускница
Бестужевских курсов, дочь поместного дворянина Таврической губернии (1894
– 1975). Они познакомились на литературных вечерах в доме К.Ф. Жакова еще
в 1912 году. Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит
впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.),
будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье
можно сказать: « они жили долго и счастливо».
Крутые виражи его собственной биографии 1917 года красочно описаны им
в «Листках из русского дневника» и включены позднее целиком в «Долгое
путешествие». Из этих бурных событий следует отметить следующие: активное
участие Сорокина в функционировании Государственной думы, Временного
правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в
редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в
написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи
секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна
приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от
правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как
контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января
1918 года он арестован большевистским правительством.
« В 1918 году правители коммунистической России объявили на меня
охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу.
Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни
моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет,
пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать
многое, я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей
повсюду жестокости, и смерти и разрушения»[18].
Едва освободившись от Петропавловской крепости, Сорокин ввязался в
архангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового
Учредительного собрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он
попал в великоустюжский ЧК, где и был приговорен к расстрелу, от
которого его спасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные
признания Питирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт
«отречения» Сорокина от политической деятельности. В своем «отречении»
(письмо, опубликованное в коммунистической газете «Правда» только при
помощи его друзей) он отказывается от звания члена Учредительного
собрания и объявляет о своем выходе из партии эсеров. Свое решение он
объясняет так: «В силу чрезвычайной сложности современного внутреннего
государственного положения, я затрудняюсь не только другим, но и самому
себе указывать спасительные политические рецепты и брать на себя
ответственность руководства и представительство народных масс»[19] .
1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном
он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии.
В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политической
борьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском
университете, Психоневрологическом, Социологическом и
Сельскохозяйственном институтах, а также в институте «Народного
хозяйства», кроме того, он читал лекции на всевозможных всеобучах,
ликбезах и т.п. Словом, он активно сотрудничал с Наркоматом
просвещения.Он пишет ряд научных работ, в том числе 2 массовых
«популярных» учебника по праву и социологии и 2 тома «Системы
социологии» (опубликованную в 1920 году издательством «Колос»). В 1920
году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31
января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание
профессора.
У Сорокина созревает план перспективных публикаций по наиболее
актуальным темам того времени – война, голод, революция. Вместе с И.П.
Павловым и В.М. Бехтеревым он приступает к изучению влияния массового
голода на идеологию общества. В конце 1921 - начале 1922 года нарастает
новая волна критики политических и научных взглядов Сорокина. К тому же
постепенно атмосфера послевоенной либерализации заменяется все более
заметным контролем «неугодных веяний» со стороны власти.
В апреле 1922 года П.А. Сорокин в публичном шестичасовом диспуте
блестяще защищает докторскую диссертацию по двухтомнику «Система
социологии». Кстати, он был первым в истории русской науки, кого признали
достойным звания «доктора социологии» (вторым был К. Тахтарев).
Летом прокатилась волна массовых арестом среди научной и творческой
интеллигенции. 10 августа 1922 года Сорокин приезжает в Москву по
приглашению Кондратьева. Однако встретиться они не смогли, т.к.
Кондратьев среди более сотни представителей творческой мысли Москвы
оказались за решеткой. Такие же аресты были проведены и в Петрограде, но
Питирим Сорокин в это время скрывался в Москве. Через неделю арестованных
стали постепенно отпускать домой, предварительно получив от каждого по
две расписки. В одной оговаривался десятидневный срок, в течение
которого преследуемого обязывали покинуть страну. Во второй
фиксировалось, что если он вновь вернется в Советскую Россию без
разрешения властей, то будет непременно казнен. Отдавать себя в руки
петроградской ЧК было опасно, а в забюрокраченной Москве все оказалось
куда проще. Все формальности были преодолены довольно оперативно, и уже
23 сентября 1922 года тридцатитрехлетний Сорокин и его жена навеки
покидают страну.
Когда он покидал родину, все свое имущество он увозил в 2-х
чемоданах, которые были заполнены самыми ценными для него вещами –
экземплярами собственных книг, статей и восемью рукописями.
Как можно относится к факту депортации? С одной стороны, она сыграла
положительную роль, сохранив от физической гибели множество
первоклассных умов. Однако, В.В. Сапов подчеркивает, что оценивание
высылки 1922 года как «акта гуманизма» ошибочно, что депортация
интеллигенции есть одно из первых условий сталинизма: «Неисчислимые, хотя
и не всегда очевидные беды принесла высылка 1922 года и русскому народу.
На долгие годы наш народ остался, по выражению Гегеля, храмом без
святыни, т.е. без национального самосознания. Неудивительно, что семь лет
спустя Сталин вполне убедился в том, что перед ним – народ, сознание
которого подобно чистому листу бумаги, где можно писать любой
иероглиф…»[20] . В это время страну покинул 161 ученый (по другому
источнику число высланных до сих пор неизвестно, сами высланные считали,
что их было 50 или 60, однако цифра поднялась до нескольких сот,
предельное число – около 300[21] ) по Постановлению ВЦИК РСФСР от 10
августа 1922 года, дающему право ОГПУ высылать, без проведения судебного
разбирательства, за границу лиц, которые подозревались в антисоветской
деятельности. Осенью «хранителей культурных заветов России « два немецких
парохода – «Оберюргермейстер Хакен» и «Прейссен» - привезли в Германию .
После продолжительного пребывания в Берлине чета Сорокиных по
приглашению президента Чехословакии Б. Массарика, с которым они
познакомились в Петербурге во время своего бракосочетания, отправляется в
Прагу. Там Сорокин очень активно работает: участвует в организации
журналов «Деревня» и «Крестьянская Россия», читает лекции в
сельскохозяйственном институте, подготавливает к печати часть книг чисто
академического содержания, а также книгу «Современное состояние России»,
где дан социологиче

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие туризма в России и Германии (Туризм)


Реферат: Современная массовая культура (Культурология)


Реферат: Благоприятный социально-психологический климат в организации (Менеджмент)


Реферат: Великая Отечественная война 1812г (История)


Реферат: Государственное управление природопользованием (Экологическое право)


Реферат: Автоматизация процесса газоочистки (Технология)


Реферат: Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге (Литература : русская)


Реферат: Сладкие холодные блюда, печенье из песочного теста (Кулинария)


Реферат: Мышление, его виды и формирование (Психология)


Реферат: Ринок цінних паперів та перспективи розвитку в Україні (Деньги и кредит)


Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)


Реферат: Принтеры и их классификация, новинки на рынке принтеров (Компьютеры)


Реферат: Банковская гарантия (Гражданское право и процесс)


Реферат: Эстетика (Искусство и культура)


Реферат: Сжатие данных (Компьютеры)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Влияние уровня притязаний на уровень удовлетворенности отношениями с противоположным полом (Психология)


Реферат: Семья как социальный институт. Социология семьи (Социология)


Реферат: Земские соборы (История)


Реферат: Образование как социальный институт (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист