GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государство, право, религия (Контрольная) (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство, право, религия (Контрольная) (Политология)



План:

I. Государство.
а) Понятие государства.
б) Закономерности развития государства, его признаки, сущность, функции
государства.
в) Вывод.

II. Право.
а) Сущность, функции, понятие и предназначение права.
б) Вывод.

III. Религия.
а) Возникновение религии.
б) Христианство в России.
в) Религия и государство.
г) Религия и право.
д) Вывод.

I.С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что
такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в
древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти.
Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -
"общество и власть".
Общество - это общность людей на определенной территории,
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью
организации жизни.[1]
Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,
охватывающий все население на той или иной территории[2].
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися,
неутвердившимися экономическими, политическими, социальными,
духовными отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
a) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных
факторов (демократические общества);
b) общества, в которых необходимые единство и организованность
достигаются в основном в результате использования действующей внешней
силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и
тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других
лиц (подвластных)[3].
Определяющей чертой власти является возможность одних людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их воле
и действиями.
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть - в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая "навязывается", выступает как внешняя сила -
в партиях, в общественных объединениях и т.д.
Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной",
т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованного
государственного принуждения.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе -
постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,
основанная на частной собственности, участие личности в управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из "просто" организации политической
власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного
образования в политическое общество, организованное, где власть
функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в
соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода
личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может
быть отличен и ряд других:
. "уход" государства от экономики, все большее его отделение от
хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
. развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих
политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий
правовой режим;
. все большее преобладание республиканской формы правления;
. эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их
все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни.
В передовых демократических странах в области политико-государственной
жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
. государство все больше становится "государством человека", в котором
человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
. все общество, а не только государственная - выступает в качестве
правового;
. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии -
парламентамум, свободные выборы, муниципальное самоуправление,
федерамум;
. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частно-правовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее
опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства
все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии
совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов
- единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна
идти политическая жизнь современного общества.

II. Развитие государства, его совершенствование и укрепление,
разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности
- это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Государство - это политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления
управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой
веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно
представляя себе когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, ,
защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе.[4] Есть еще и другие
значения этого слова:
1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной
на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой
субъективным правом, основанной на законе, иных официальных
источниках.
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
1. субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта,
конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение[5].
2. объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон",
"законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности
поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы,
выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское
право), либо как часть (гражданское право).[6]
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в
юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие
права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при
товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,
закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из
естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе
экономических , духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличии от естественного права, право в юридическом значении
предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.
Как позитивное право оно:
= создается людьми, общественными образованиями, - законодателями,
судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их
творчества, целенаправленной волевой деятельности.
= существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне
выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).
Существует три способа формирования и существования позитивного права:
обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой
жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,
конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных
же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.
прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права
путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по
мере развития демократии - представительных.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной
организации, организованности общества, при которой регулируется
демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное
предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в
обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для
развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано
быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена
важнейшая сторона правового регулирования.
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
- регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления
существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного
поведения тех или иных субъектов.
- охранительная - установление мер юридической защиты и юридической
ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,
обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое
действие на территорию всей страны, на все население.
2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках
- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от
усмотрения отдельных лиц.
3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который
раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,
действующих в обществе.
4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,
что общие правила, которые признаются государством в качестве
правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -
государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,
иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным
критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного )
поведения.

III. Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она
отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать его требованиям
и запросам. С начала своего существования человек выдумал бесчисленное
множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно
только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих,
отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов
населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных
исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она
истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки
и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные
национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во
многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные
для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных
книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний
верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных
писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности
религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок
церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили
юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные,
гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и
Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все
стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели"
(шариат)[7].
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную
религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и
формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно
переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали
принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по
собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была
связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении
государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей
платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало
три больших круга судебных прав:
1- судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым
делам;
2- право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
3- судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной
собственностью. Церкви.
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России
были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская
Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм,
признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"),
был составной частью правовой системы. После отделения церкви от
государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь
была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров
20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными
религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась
в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения
потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что
граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом
(религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось.
В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии,
жертвами которых стали многие священнослужители русской православной
церкви. В 60-е закрывались храмы.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до
основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского
народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен,
отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от
государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и
государство различны по своей природе[8].
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями,
соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает
правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому
свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними"[9].
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь
храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество
необходимое для религиозных целей.
Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с
учетом исторических .
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную
службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной
службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные
обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его
совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение
имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского
состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие
документы.

Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать,
что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории
цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них
огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии
неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.
Литература:
А.С. Пичелкин, Общая теория права. М. 1995 г., с.117-118, с. 35-47, с.
83-104.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1996 г.,с. 4-29,

с. 48-104.
Р.З. Лившиц, Теория права. М. 1994 г., с. 28-46, с. 47-53, с. 195-197.
М.Н.Бессонов, Православие в наши дни. М. 1990 г.
В.В Лазарев, Общая теория права и государства. М. 1996 г., с. 35-98.
К. Маркс., Ф. Энгельс, Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.
Л.Фейербах, История Философии. М. 1967 г.
М.Арипов, Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие.,
"Свободная мысль" - 91 №14 с.87-98.
С.С. Алексеев, Теория государства и права. М. 1985,

с.112-167.
С.С. Алексеев, Государство и право. М. 1983 г.
11.С.С. Алексеев, Общая теория права. М. 1981 г.
-----------------------
[1] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[2] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.

[3] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.5.



[4] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.49.



[5] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.46.



[6] С.С. Алексеев, Государство и право, М. 1996 г., с.50.



[7] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1995г, с.117

[8] М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216.

[9] А.С. Пичелкин Общая теория права М. 1996г, с.117







Реферат на тему: Государство: природа термина и его составляющие

Природа государства.
Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет
властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не
образование, находящееся над обществом и независимое от него, а
определённый тип юридически регулируемого социального поведения,
существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство
- это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов
чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное
иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то
имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые
теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном
пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер
государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует
на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок
определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его
применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной
чертой которого является принудительная регуляция поведения людей
посредством нормативных норм.

Составляющие элементы государства.
Государство - это политическая общность, составляющими элементами
которой являются территория, население и власть. Территория - это
пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой
одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном
счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться
во времени. Одной из многочисленных форм расширения государства, его
территориальной сферы является колониальная экспансия, следствием чего
выступает образование крупных империй. В подобных случаях колониальные зоны
относятся к территориям империи, несмотря на значительные расстояния и
социально-культурные различия между метрополией и колониями. Территория
есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере
действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы.
Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав,
заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Кроме
того, обеспечение территориальной целостности требует тщательной демаркации
границ каждого государства и их закрепления в документах международного
права, например в договорах.
Возникновение и исчезновение государств связано прежде всего с
территорией; именно этим объясняется тот факт, что их целостность
становится предметом самых острых конфликтов.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и
территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой
земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах
свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со
стороны других государств и частных лиц.
В современном мире проблемы, связанные с территорией государств,
значительно осложнились вследствие таких явлений, как колониализм и
неоколониализм.
После того, как классический колониализм вступил в полосу кризиса, и
была обеспечена полная территориальная целостность новых государств,
возникает неоколониализм. При неоколониальном господстве признаётся
юридическая самостоятельность новых государств в международном сообществе,
однако господствующие государства обладают над зависимыми огромной властью,
доходящей до нарушения мер, когда зависимые государства уступают часть
своей территории для строительства иностранных военных баз, не получая
какого-либо контроля над ними, или когда эти государства позволяют
эксплуатировать свои природные ресурсы, не получая от этого никакой или
почти никакой выгоды. В этих случаях не происходит потери государством всей
его территории, но его власть над её частью ограничивается, и там возникают
неподчинённые его контролю военные и экономические анклавы.
Ещё одной формой ограничения власти государства над частью его
территории является её занятие иностранными войсками, несмотря на
негативное отношение к этому населения. Наконец, власть государства над
частью его территории ослабляется вследствие партизанской борьбы, когда
повстанцы создают так называемые "свободные зоны". Формально эти зоны
входят в состав государственной территории, но правительство не имеет в них
реальной власти, поскольку военный, физический контроль осуществляется
лидерами повстанцев, создающими специальные органы управления, которые
принимают более или менее развитую форму.
Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной
целостностью территория является существенным условием сохранения
государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой
государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические
конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть
человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его
власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как
относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством
принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому
сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или
менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.
Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными
ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами,
принадлежащими к одной нации.
Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные
группы, существующие на территории одного государства, распространяется его
политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в
особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний
конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку
возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения
стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях
сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу в форме герильи или
террористической деятельности за достижение национальной независимости.
Для того, чтобы смягчить конфликты между национальными группами,
политическая элита зачастую создаёт государство на федеральной основе. Ещё
одним средством является создание так называемых "автономных провинций",
которые не обладая такой же независимостью, как входящие в состав федерации
государства, всё же пользуются значительными прерогативами.
Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один
народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут
существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не
достаточное условие формирование государства, для чего необходимы также
территория и государственная власть.
Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в истории
человечества, является национализм, то есть страстная и даже агрессивная
приверженность к своей национальной общности. Существует экспансионистский
национализм, толкающий политические элиты к подчинению других государств с
целью использования их ресурсов; и национализм оборонительного толка,
выступающий как своеобразная преграда внешней агрессии и являющийся, таким
образом, средством выживания государств. Он обеспечивает необходимую
внутреннюю сплочённость государств, подвергающихся военной, экономической
или дипломатической агрессии.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными
словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической
элитой и остальной частью общества.
Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого
юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в
той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять
санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы
устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в
полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного
государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть
является регулятором поведения населения данного государства, поскольку
нормы определяют его поведение.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство,
должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к
власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на
институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции,
предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается
применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в
исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для
управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного
убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом,
к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к
подчинению и её социологическая легитимация ослабляются и возникает
возможность свержения элиты.
Лица,входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть
государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти
изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин,
таких, как гражданская война или подчинение другим государством.
Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако
вследствие своей институционализованности оно обладает относительной
стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей
и приобретает историческое измерение.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая
национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой
территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,
которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным
правом применения принуждения.

Функции государственной власти.
Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две
функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего следует
подчеркнуть её главное измерение, состоящее в организации общества на
основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой целью элита создает и
воспроизводит, если остальная часть общества позволяет это, политико-
бюрократический аппарат, обеспечивающий её сохранение как целостности. В
обществах, разделённых на касты, сословия или классы, возникают социальные
конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над
частными интересами. В конечном счёте государственная власть разрешает
конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в
конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки
массам. Таким образом, политическая элита превращается в примирителя
социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя
основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения
социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать
посреднической, причём данная функция не является нейтральной, а направлена
на защиту особых интересов господствующих слоёв общества. В ходе выполнения
этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать
претензии данных слоёв, предлагая и навязывая такие решения, которые в
большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы. В некоторых
случаях политическая элита бывает вынуждена заставлять господствующие
группы принимать условия соглашений, поскольку в конкретный момент
требования масс обладают значительной поддержкой. При подобных
обстоятельствах проницательная элита, не изменяя существенным образом
социальной системы, предупреждает опасный для интересов господствующих
групп кризис.
Однако элита должна выполнять посреднические функции не только между
господствующими и подчинёнными группами; в некоторых случаях она
вынуждается выступать в качестве арбитра в конфликтах между различными
частями самих правящих групп. Конфликты внутри господствующих групп могут
оказаться столь же или даже ещё более опасными для их общих интересов, чем
их конфликты с массами. Поэтому проницательная элита стремится восстановить
единство правящих групп, используя для этого убеждение, а в случаях неудачи
- и открытое принуждения.
Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за
регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию
национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение
элиты руководить национальной обороной, регулировать международные
отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою
власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая
элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение
суверенитета своего государства в мировом сообществе.
Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита
регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и
вне его.
Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя
ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и
формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи
элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства
существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с
большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением
определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В
любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной,
судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением,
обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.;
политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж
элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в
политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то,
что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые
действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической
жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать
следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их
достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и
нежелательных последствий.
Политическая воля элит реализуется главным образом через
бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся
ведением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля элиты
осталась бы простым намерением. Элита намечает главные цели и магистральные
линии деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается
их реализация; при этом если между элитой и бюрократическим аппаратом нет
единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего
плана.
Бюрократия обладает иерархической структурой, в ей рамках существует
разделение труда. Члены её имеют более или менее высокую квалификацию для
выполнения своих функций и обладают бесспорной административной властью,
которую используют с различной добросовестностью и эффективностью. Как
правило, хотя и не всегда, положение представителей бюрократии более
стабильно, чем членов политической элиты. Имеются случаи, когда
организованная и сильная бюрократия в конечном итоге навязывает свою волю,
частично превращаясь тем самым в политическую элиту. Кроме того, бюрократия
обладает выраженной склонностью к сохранению и расширению своей власти в
государстве и, таким образом, к выражению своих собственных интересов.
Бюрократия начинает сама использовать государство. В подобных случаях
она выступает как социальная группа с особыми интересами, которые она может
реализовать при помощи осуществляемого ею повседневного контроля за
ведением государственных дел. Однако, это не предотвращает появления
конфликтующих фракций в рамках бюрократического аппарата. Бюрократия далека
от того, чтобы быть однородной социальной группой, поскольку интересы её
представителей, находящихся на разных уровнях иерархии, не всегда
одинаковы. Поэтому говорят о "высшей", "средней" и "низшей" бюрократии; эта
иерархия, как правило, соответствует делению общества на касты, сословия и
классы. Однако конфликты в рамках бюрократии возникают не только по причине
различия интересов её членов, находящихся на разных уровнях. Может
случиться и так, что бюрократы, стоящие на одном уровне иерархии, имеют
различные политические и идеологические привязанности. Например, может
возникнуть конфликт между двумя бюрократическими группами в одном
государстве, если каждая из них поддерживает разные фракции политической
элиты. Конфликты внутри бюрократии отражаются на управлении делами
государства, лишая его согласованности и последовательности.
Итак, политическая элита выполняет две главные функции: посредническую
и функцию управления, - причём опирается на бюрократический аппарат,
который при определённых условиях может стать самостоятельным, а в крайних
случаях - присвоить себе государственную власть.
Достигая определённого уровня организации и реальной власти,
политическая элита и бюрократический аппарат возвышаются над обществом,
избегая его контроля. При этом государственная власть ощущается другими
членами общества как враждебная всемогущая сила, неотвратимо навязывающая
себя и не оставляющая другого выбора, кроме слепого подчинения или
решительного сопротивления. Именно это происходит, в частности, в
авторитарных государствах любого типа, где отсутствуют институциональные
механизмы действенного контроля над политической элитой и бюрократия.
Однако, обретение бюрократическим аппаратом самостоятельности возможно и в
государствах иных типов.
Так, например, в конституционно-демократических государствах, несмотря
на наличие определённых средств контроля, политические элиты и служащая им
бюрократия также могут обрести самостоятельность по отношению к другой
части общества. В частности, это может произойти, если правящая партия
держит в своих руках не только исполнительную , но и законодательную
власть, лишая оппозицию возможности реального контроля за политической
элитой и бюрократическим аппаратом.
В подобных случаях, несмотря на видимость демократии, на деле
осуществляется диктатура правящей партии. Можно возразить, что, если данная
партия получила поддержку на выборах большинства населения, она имеет право
использовать власть, не принимая во внимание мнение меньшинства. Однако
находящиеся в подобном положении правительства часто полагают, что
поддержка большинства на выборах даёт право действовать им
заблагорассудится. При этом политические элиты неправильно интерпретируют
доверенный им мандат, переступая границы своих функций, не принимая во
внимание действительные интересы того, кого они представляют.
Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая
принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над
обществом, подчинив его своему диктату: при этом возникает явление,
известное как политическое отчуждение. Политическое отчуждение является
одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые
разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки
если не уничтожить, то смягчить его.





Новинки рефератов ::

Реферат: Мотивація робітників в сучасних умовах (Менеджмент)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Ответственность за хищения в форме мошенничества (Уголовное право и процесс)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью (Право)


Реферат: Ароматичні вуглеводні (Химия)


Реферат: Налогообложение прибыли и доходов иностранных представительств на территории РФ (Налоги)


Реферат: Николай Рубцов (Литература : русская)


Реферат: И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года) (Исторические личности)


Реферат: Особенности сатанизма (Религия)


Реферат: Искусственное осеменение коров (Ботаника)


Реферат: Воспоминания Ветеранов (История)


Реферат: Анализ причин и последствий крупнейших ядерных катастроф (Естествознание)


Реферат: Информационные компьютерные технологии (Компьютеры)


Реферат: Лирика Лермонтова (Литература : русская)


Реферат: Криминологическое исследование наследственности преступника (Криминалистика)


Реферат: Развитие страны на путях НЭПа: успехи, трудности, противоречия (История)


Реферат: Генетика популяций (Биология)


Реферат: Виды аудиторских заключений. Аудит финансовых результатов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Статистическое изучение уровня затрат предприятия на производство продукции (Статистика)


Реферат: Яровая пшеница (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист