GeoSELECT.ru



История / Реферат: Падение крепостного права (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Падение крепостного права (История)



Южно-Сахалинский филиал Московского
Государственного Университета коммерции



Контрольная работа по предмету:
История экономики.

Тема:
Падение крепостного права в России



Выполнил студент I курса
специальность «Бухучет и аудит»
(заочного отделения) 1.605(ускор.)
Руденко Виталий Анатольевич
Преподаватель: Шевченко А.Н
Проверил: ................................



г. Южно-Сахалинск
1999 год



План:



1. Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в
России, и формы его проявления

2. Основное содержание и значение реформы 1861 года в
России.

3. Влияние отмены крепостного права на развитие
капитализма и внутреннего рынка.



Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства в России и формы его
проявления

В период царствования Александра II удалось провести ряд
прогрессивных для своего времени и российских условий реформ прежде всего
потому, что необходимость их осуществления - в силу ряда объективных и
субъективных причин - стала очевидной неизбежностью.

Промышленность, служившая основой развития капиталистических
отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Эта
ситуация отрицательно сказывалась не только на предпринимателях, но и на
землевладельцах: последние, исчерпав возможности повышения доходности
имений за счет увеличения оброка и повинностей, вынуждены были отпускать
крестьян в город на заработки, распродавать или закладывать земли, что
объективно подрывало устои феодального землевладения.

Основной “бедой” России оставалось крепостничество. Крестьянство
разорялось. Прикрепленный к земле крестьянин был собственностью помещика,
который мог его купить, продать, выменять. Крестьянин не смел уйти в город
без разрешения барина. Помещик мог в любое время отозвать с фабрики своего
оброчного мужика и тем самым нанести урон промышленному производству.
Заработок такого крестьянина в значительной мере шел в карман помещика в
виде оброка. Сами предприниматели нередко были в прошлом крепостными
крестьянами или оставались таковыми до выкупа, хотя на их предприятиях
работали сотни наемных рабочих. Фабрики таких крестьян-предпринимателей
оставались собственностью помещика, порою даже после личного освобождения
крестьянина из крепостной зависимости, собственностью которую помещик мог
отобрать в любое время. И помещики широко пользовались этим правом . За
выкуп на волю предприниматели должны были платить огромные деньги, что
вело к сокращению предприятий. Крепостные предприниматели вынуждены были
хитрить, скрывать свои капиталы, прятать их, вместо того чтобы вкладывать в
производство.

Для сельского хозяйства были характерны рутинное состояние
техники, низкая урожайность, приводившая к периодическим голодовкам ,
крайне низкий уровень агрономической культуры. Доходность помещичьих
имений падала, а крестьянство разорялось и нищало.

Таким образом, самодержавно-крепостнический строй в значительной
мере сковывал развитие производительных сил России. Несостоятельность
российской экономики, внутренней политики и, как следствие военно-
техническая отсталость были подтверждены поражением России в Крымской
войне (1853-1856 гг.). Так к примеру основная масса
русской пехоты была вооружена кремневыми ружьями, а союзники нарезным
оружием, по всем техническим показателям выше русского вооружения. Более
слабой оказалась и русская артиллерия. К тому же не хватало снарядов.
Военные заводы с их крепостными рабочими и отсталой техникой не могли
обеспечить армию вооружением и боеприпасами. В.И. Ленин отмечал, что
«Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России». Эта война
способствовала обострению социально-экономической ситуации внутри страны.

Все активнее проявляло себя народное недовольство. В 30-40 годы
XIX века в среднем в год происходило от 30 до 40 крестьянских волнений:
крестьяне бежали от своих господ на окраины, отказывались от работы,
поджигали имения. В 1858 г. таких выступлений произошло уже 378, в 1859 г.
- 161, в 1860 - более тысячи.

Набирали силу общественно-политические движения, либеральное
дворянство требовало преобразований, выражая сомнения в способности
правительства обеспечить порядок и нормальное развитие государства.

Таким образом, опасения перед отменой крепостного права “снизу”
вынудила Александра II приступить к подготовке реформы “сверху”.

Подготовка реформы первоначально велась тайно. Затем к ней были
привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях были
созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы.
Центральное руководство подготовки реформы сосредоточилось в созданном в
1858 году Главном комитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино
материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы
редакционные комиссии.

Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к
подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне
стремились главным образом к тому, чтобы обеспечить собственные интересы.

Центральным вопросом реформы, по которому шла борьба внутри
момещечьего класса, был вопрос о том, освобождать крестьян с землей
или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и
либералов. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и
либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего
землевладения и самодержавия, но либералы при этом хотели несколько
ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без
земли.

Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не
представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между
дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной
стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали
революционные демократы. Несмотря на жесткую цензуру, в своих выступлениях
они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего
землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа.
Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения
заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных
вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято
компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с
минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало
помещиков как рабочими руками, так и капиталом.


Основное содержание и значение реформы
1861 года в России.
19 февраля 1861 года, Александром II, был подписан закон об отмене
крепостного права «Положение о крестьянах вышедших из крепостной
зависимости». Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех
основных групп вопросов:

1.Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
2. Наделения крестьян землей и определения крестьянских

повинностей.
3.Выкупа крестьянских наделов.


1. Упразднение личной зависимости.


Реформа предоставила крестьянам личную свободу и право
распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и
недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако,
освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их
зависимыми от сельской общины. Землею наделялась община, которая
распределяла ее между отдельными хозяйствами, производя периодические
переделы; без согласия общины крестьянин не имел права продать или
передать свою землю, уйти из деревни.

Через общину в определенной степени сохранилась и власть помещика
над крестьянством. Помещик имел также право отвода неугодных ему старост
и других выборных лиц в общине, без его согласия нельзя было изменить
севооборот или распахать пустырь. Община несла круговую поруку за
уплату податей каждым крестьянином.

Существование общины было выгодно помещикам, которых община
обеспечивала рабочей силой, и государству, которому она гарантировала
поступление налогов. Для крестьян община стала серьезным ограничителем
юридической свободы.


2. Наделы и повинности крестьян.


При определении норм наделов формально исходили из степени
плодородия земли в различных районах страны, а фактически - только из
интересов помещиков. Были определены нормы наделов для губерний
великороссийских, юго-западных малороссийских и западных.
Великороссийские губернии по нормам наделов делились в свою очередь на три
группы, в зависимости от того, в какой полосе они находились: в
черноземной, нечерноземной или степной. Наделялись землей только мужчины.
Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и
хозяйственных особенностей различных регионов. В черноземной и
нечерноземной полосах соотношение высшей и низшей нормы надела составляло
1:3, в степной полосе была установлена единая и сравнительно высока
норма наделов, что объяснялось нехваткой здесь рабочих рук и
заинтересованностью помещиков в привлечении в этот район крестьян.

В большинстве случаев до реформы у крестьян было больше земли,
чем это предусматривалось высшей нормой надела по «Положению». Разницу
помещики получили право отрезать в свою пользу. Если после наделения
крестьян землей у помещика ее оставалось менее 1/3 в черноземной или
нечерноземной полосе или 1/2 в степной, то он имел право уменьшить
крестьянские наделы, даже если они не превышали нормы. Отрезанная в
результате реформы 1861 года земля получила название отрезков.

Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в результате
реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и «месячники».
Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их
землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли
«клином» в крестьянские, что создавало затруднения для крестьянских
хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по ростовщическим
ценам.

До выкупа земли у помещика крестьяне оставались «времен-
нообязанными» и должны были по-прежнему выполнять барщину и платить
денежный оброк. Величина оброка была большей, чем до реформы, и
колебалась в зависимости от местности. Средством ограбления крестьян
была также установленная при исчислении оброка так называемая градация
при наделах менее 4 десятин. Ее суть состояла в том, что за первые
десятины надела вносился больший оброк, чем за последующие. В частности,
на первую десятину приходилось 50-65% всей суммы оброка. Таким образом,
меньший надел обходился крестьянину дороже. Отработочные повинности
временно обязанных за высший надел в барщинных имениях нечерноземной
полосы устанавливались в объеме 40 мужских и 30 женских дней в год, из них
3/5 нужно было отрабатывать летом. В результате малоземелья и
отработочной системы крестьянское хозяйство было обречено на зависимость
от крупного землевладения.


3.Выкуп крестьянских наделов.


По специальному «Положению о выкупе» выкуп усадьбы был
обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа
определялась размером капитализированного оброка из расчета 6% годовых,
т.е. должна была быть равной капиталу, приносящему при 6% годовых,
которые в то время выплачивали банки, доход в размере прежней суммы
оброка. Так, при размере крестьянского оброка в 10 руб. выкупная сумма
равнялась 166 руб. 66 коп. Положив эту сумму в банк при 6%
годовых, помещик получал бы ежегодно 10 руб., т.е. сумму прежнего оброка.

Поскольку выкупная цена была значительно выше, чем рыночные цены на
землю, то она включала в себя фактически выкуп не только земли, но и
личности крестьянина. Крестьяне в основной массе не могли сразу внести
выкупную сумму, поэтому государство взяло на себя роль посредника в
выкупной операции. Царская казна выплатила помещикам 80% выкупной суммы,
остальные 20% выкупа выплачивали крестьяне. Поэтому помещики получили
необходимый капитал сразу, без всякой рассрочки. Сумма, выплаченная
государством помещикам, была объявлена крестьянским долгом казне,
который нужно было погасить в течение 49 лет при 6% годовых. Выкупные
платежи крестьян прекратились только к 1906 году, когда была внесена
сумма, что втрое превышало рыночную цену надельной земли перед
реформой.

Выкупная операция проходила с неодинаковой быстротой в разных
районах страны. В тех районах, где товарно-денежные отношения были развиты
слабее и господствовала барщинная форма эксплуатации, крестьяне не имели
средств для выкупа наделов, нередко и помещики не были заинтересованы в
выкупе, считая для себя более выгодным использовать повинности временно
обязанных крестьян. Кроме того, за многими помещичьими имениями числились
огромные долги кредитным учреждениям и, получив выкуп, помещики должны
были бы немедленно рассчитаться с долгами, что зачастую означало
разорение.

Реформа изменила положение не только помещичьих, но и
государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и
вотчинных мануфактур.

Согласно специальному положению 1863 года, удельные крестьяне
в течение двух лет должны были выкупить свои наделы и перейти в разряд
крестьян-собственников. Государственные крестьяне могли выкупить свои
земельные участки, внося капитализированную, с учетом процентов, сумму
оброка, однако это было под силу весьма немногим. Большинство сохранило
свои наделы и выплачивало за них оброчную подать. Рабочие вотчинных
мануфактур наделялись землей, если они пользовались ею до 1861 года.
Посессионные рабочие, которые пользовались землей до реформы, получали
надел.

Рассматривая в целом выкупную операцию, можно сделать вывод, что
нищая русская деревня оказалась в кабале и у помещика, и у государства.
Выкупная операция дала огромные капиталы помещикам, чтобы те в свою очередь
имели возможность перевести своё хозяйство на буржуазные рельсы. Вместе с
тем затрудняла буржуазную перестройку крестьянства, так как доходы крестьян
шли не в их хозяйство, а на уплату выкупа и налогов.

«Пресловутое ‘освобождение’, - писал В. И. Ленин, - было
бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилия и сплошным
надругательством над ними». «Ни в одной стране в мире крестьянство не
переживало и после ‘освобождения’ такого разорения, такой нищеты, таких
унижений как в России».


Влияние отмены крепостного права на развитие
капитализма и внутреннего рынка.


Реформа 1861 г. по своему характеру была крепостнической, а по
содержанию - буржуазной. Она знаменовала конец феодальной эпохи и переход
России к капитализму.

После падения крепостного права Россия вступила в капиталистический
период своего развития. Реформа не могла решить всех противоречий, но все
же дала толчок развитию хозяйства страны.

В 60-80-х годах в деревне начали выделяться капиталистические
элементы - около 20 % всех крестьянских хозяйств. Путем аренды и скупки, в
своих руках они сосредоточили практически всю землю, подлежавшую купле-
продаже, и третью часть надельной земли. В их руках находилось более
половины всего рабочего скота, сельскохозяйственные машины, на них работала
основная масса сельскохозяйственных наемных рабочих. Ряды наёмных рабочих в
основном составляли лично свободные крестьяне.

Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало
разложению этого класса и создавало необходимые условия для развития
капиталистического сельского хозяйства. Это выражалось в расширении
посевных площадей, росте валовых объемов сельскохозяйственных культур,
повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д.

Так же падение крепостного права являлось и началом развития
капитализма в помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины
агротехнику, что в свою очередь требовало наемной рабочей силы. Превращению
помещичьих хозяйств в капиталистические способствовала и выкупная
операция. Часть денежных средств, полученных помещиками в результате
выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый в
сельскохозяйственное производство, промышленность, строительство. Но всё
же помещичье хозяйство крайне медленно приобретало капиталистический
характер. В центрально-черноземных районах, где почва имела высокую
урожайность, помещики сдавали часть земли в аренду, стоимость которой
крестьяне отрабатывали на барской запашке своим инвентарем (по феодальной
системе отработок). За арендованную землю в ряде районов крестьянин
расплачивался своей долей урожая, которая могла равняться половине и более
всего полученного им совокупного продукта (испольщина).

В целом же аграрный сектор российской экономики разительно отставал
от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего
противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и
тормозящим влиянием феодальных пережитков в сельском хозяйстве.

Пережитки феодально-крепостнических отношений существовали еще
долгое время. Но тем не менее, начало капитализма было положено, и после
отмены крепостного права капитализм в России стал развиваться высокими
темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянства представляло
собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чего невозможен рост
капиталистической промышленности.

Процесс монополизации российской экономики получил мощный импульс
на рубеже XIX-XX веков. Кризис начала века, разорив массу слабых
предприятий, ускорил процесс концентрации промышленных предприятий.
Бурными темпами шел процесс акционирования. В результате на смену
временным предпринимательским объединениям 80-90-х годов пришли мощные
монополии в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для
совместного сбыта продукции. Одновременно шло укрепление банков,
образовывались банковские группы. Укреплялись их связи с промышленностью,
в результате чего возникали новые монополистические объединения типа
трестов и концернов.

Такая особенность монополистической стадии развития капитализма,
как вывоз капиталов в России не получил особого размаха, что объяснялось
как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных
колониальных районов империи.

В целом же, несмотря на высокие темпы экономического развития,
России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале
XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко
выраженной многоукладной экономикой. Наряду высокоразвитой
капиталистической индустрией большой удельный вес в ней принадлежал
различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства -
от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

Россия, вступившая на путь капиталистического развития позднее
ведущих стран Запада, относилась ко «второму эшелону» капиталистических
государств. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам
роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который
Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде
всего возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических
стран, а также экономическая политика правительства, направленная на
форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и
железнодорожное строительство.

В результате российский капитализм вступил в империалистическую
стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были
характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и
свои особенности.

Развивая теорию марксизма об эволюции капиталистического способа
производства и пролетарской революции Ленин создал учение об империализме
как высшей стадии капитализма и на кануне социалистической революции. Он
назвал пять признаков империализма:

1) концентрация производства и капитала, создание монополий;

2) слияние банковского капитала с промышленным, образование
финансовой олигархии;

3) вывоз товаров уступает место вывозу капиталов;

4) создаются международные союзы капиталистов, делящие мир между
собой;

5) территориальный раздел мира (с точки зрения экономического
влияния) закончен, начинается борьба за его пере раздел.

Однако позднее, обосновывая вывод о возможности победы в России
пролетарской революции, Ленин пришел к выводу о том, что с наибольшей
вероятностью может быть достигнута не в высокоразвитой, а в слабо развитой
капиталистической стране - “слабом звене в цепи империализма”, каковой, по
его оценкам и была Россия: в частности концентрация производства еще не
достигла необходимых размеров, были слабо развиты банковские и промышленные
монополии, не имел существенного значения вывоз капитала, сохранялись
феодальные пережитки в сельском хозяйстве.



Список использованной литературы:

В.И.Ленин Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. Собр.

Чунтулов В.Г. и А.В. «Экономическая история СССР»

Карр. Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990.

Попов «Крестьянская реформа 1861г. Взгляд экономиста»

Краткое пособие по истории. - М.1992.






Реферат на тему: Пакистан в 20м веке

План
1. Вступление
стр. 2
2. Государственное устройство
стр. 3
2.1 Исторический фон
2.2 Президент и правительство Пакистана
2.3 Судебная система
2.4 Административный аппарат
2.5 Политические партии
2.6 Вооруженные силы
2.7 Внешнеполитические отношения
3. Экономика
стр. 8
4. Общество
стр. 9
4.1 Образ жизни
2. Религиозная жизнь
3. Общественные организации и движения
5. Культура
стр. 10
5.1 Литература и искусство
5.2 Народное образование
5.3 Пресса
6. История
стр.13
6.1 Пакистан с 20-х годов до 1947 года
6.2 Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971
6.3 Пакистан после 1971
7. Военый переворот 12 октября 1999 года стр.
19
1. "КАСТОВАЯ" АРМИЯ
2. БРИТАНСКИЙ ФАКТОР
7.3 АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ

О Пакистане мы всегда знали очень мало. Из всех пакистанских городов в
СССР, а потом — России, чаще всего говорили только об одном — Пешаваре, где
находился командный пункт афганских моджахедов, где американские и
саудовские инструктора готовили боевиков, где томились попавшие в плен
советские солдаты и офицеры. Пешавар был штаб-квартирой врага, против
которого Советский Союз вел войну почти десять лет.

Ассоциативное поле, связанное с Пешаваром, распространялось и на весь
Пакистан. На протяжение своей почти пятидесятилетней истории Пакистан
никогда не был "дружественным" СССР государством, что было не редкостью
среди стран третьего мира, освободившихся от колониальной зависимости. Даже
периоды относительно нормальных и нейтральных отношений были недолгими. С
1955-1957 года, когда Пакистан вместе с Филиппинами и Таиландом вступил в
проамериканский блок СЕАТО, а потом — вместе с Турцией и шахским Ираном — в
блок СЕНТО, он рассматривался советским руководством как "американский
сателлит", как враждебное государство. Это отношение не изменилось и тогда,
когда с 60-х годов Пакистан заключил союз с маоистским Китаем, который был
в то время для СССР таким же противником, как США. Наша страна, начиная с
конца 50-х годов, после разрыва с Китаем, предпочитала дружить с Индией,
создав вместе с ней нечто вроде военного союза, направленного на
сдерживание Китая. Когда же при генерале Зия-уль-Хаке Пакистан снова
сблизился с США, клеймо "союзника американских империалистов" окончательно
утвердилось за Пакистаном. Не прибавило симпатий к Пакистану его участие в
создании движения "Талибан", целый год (1995-1996гг.) удерживавшего в плену
российских летчиков в Кандагаре, а также прославившегося на весь мир
зверским убийством Наджибуллы и его брата во время взятия Кабула в декабре
1996 года.

Однако все эти перечисленные события произошли по воле правящей в Пакистане
военно-олигархической верхушки, которая вот уже более полувека правит
страной, но не может быть полностью отождествлена с ее 140-миллионым
народом, у которого есть свои чаяния и надежды. Ведь возможно, что ни в
одной стране мира нет такого количества людей, которые бы так
последовательно и осознанно ненавидели США, “новый мировой порядок”,
диктатуру мировой финансовой олигархии, как в нынешнем Пакистане. Поэтому
насущные интересы большинства населения Пакистана часто находятся в полном
противоречии с интересами режима, ориентированного на собственное
выживание…



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Исторический фон. После того, как мусульманские по преимуществу районы
Британской Индии образовали независимый Пакистан, государству предстояло
обеспечить единство страны, разнородной в этнолингвистическом и
географическом отношении. Между ее восточной и западной частями лежали 1600
км индийских земель. Восточный Пакистан, населенный бенгальцами, оказался
однородным в национальном отношении, в отличие от Западного Пакистана, на
территории которого находятся несколько крупных этносов. Политическая и
экономическая власть сосредоточена в Западном Пакистане.
В 1947 Акт об управлении Индией, принятый британским парламентом в 1935,
был утвержден с необходимыми поправками как временная конституция нового
доминиона Пакистан. Перед Учредительным собранием, члены которого были
выбраны косвенным путем – в законодательных собраниях провинций, были
поставлены задачи: разработать постоянную конституцию и выполнять функции
национального парламента. Главой государства становился генерал-губернатор
(на которого были возложены обязанности прежнего вице-короля),
представляющий английскую королеву. Премьер-министр и его кабинета были
ответственны перед парламентом.
Ведущей политической силой в стране стала Мусульманская лига, которая
получила широкую поддержку населения в своей борьбе за независимый
Пакистан. Лидер Лиги Мухаммад Али Джинна занял пост генерал-губернатора, а
его заместитель Лиакат Али-хан стал первым премьер-министром Пакистана.
В 1955 Учредительное собрание приняло решение объединить все западные
провинции и княжества в единую провинцию Западный Пакистан. На следующий
год получила одобрение новая конституция, которая провозглашала государство
Исламской Республикой Пакистан с президентом во главе законодательной
власти и премьер-министром во главе исполнительной власти. Конституция
предусматривала «паритет» обеих провинций страны, согласно которому более
многолюдный Восточный Пакистан посылал в ее парламент столько же депутатов,
что и Западный Пакистан. В октябре 1958 президент Искандер Мирза
приостановил действие конституции и ввел военное положение. Главой военной
администрации был назначен генерал Мухаммад Айюб-хан, который вскоре занял
пост президента, отправив Мирзу в изгнание.
Айюб-хан разделил страну на 80 тыс. территориально-административных единиц,
где жители выбирали своего представителя в первичные органы самоуправления
– «союзы», которые выполняли консультативные и административные функции.
Новой конституцией 1962 предусматривалась президентская форма правления.
Государство оставалось федеративным образованием, состоящим из двух
провинций: Восточного Пакистана и Западного Пакистана. В 1969 после
массовых протестов населения, направленных против правящего режима,
чрезвычайное положение было отменено, а Айюб-хан передал власть генералу
Ага Мухаммад Яхья-хану.
Яхья-хан отменил конституцию 1962 и осуществил разделение Западного
Пакистана на четыре прежние провинции: Синд, Пенджаб, Северо-Западную
Пограничную провинцию и Белуджистан. В декабре 1970 в стране состоялись
первые прямые выборы в парламент, на которых с целью умиротворения
восточного Пакистана был принят принцип «один человек – один голос».
Реально это означало обеспечение большинства в новом Национальном собрании
представителям руководимой Шейхом Муджибур Рахманом «Авами лиг». «Авами
лиг» получила все предназначавшиеся Восточному Пакистану депутатские
мандаты, кроме двух, а Партия пакистанского народа (ППН) во главе с
Зульфикаром Али Бхутто победила в Западном Пакистане. Муджибур Рахман и
Бхутто не смогли достичь согласия во взглядах на будущее конституционное
устройство и основы управления страной. Когда Яхья-хан отложил созыв
Национального собрания в марте 1971, разгорелась гражданская война. Получив
вооруженную помощь со стороны Индии, Восточный Пакистан добился
независимости и был провозглашен Республикой Бангладеш 16 декабря 1971.
Через несколько дней Яхья-хан был вынужден сложить свои полномочия и
передать власть Бхутто, принявшему на себя обязанности президента
Пакистана.
При Бхутто была утверждена временная конституция (1972), а в 1973 принята
постоянная конституция. Она предусматривала парламентскую систему
правления: премьер-министр отвечал перед высшим законодательным органом
страны. Бхутто занял пост премьера. В марте 1977 прошли парламентские
выборы, которые убедительно выиграла партия ППН. Однако их итоги вызвали
сомнения, что привело к волнениям. В июле генерал Мухаммад Зия-уль-Хак,
командовавший вооруженными силами, отправил Бхутто в отставку, ввел
чрезвычайное положение, а в 1978 стал президентом Пакистана. Управлять
страной ему помогали военный совет и правительство.
Зия выдвинул программу приведения законов страны в соответствие с
принципами ислама и в этой связи одобрил в 1981 создание Федерального
консультативного совета (Маджлис-и-шура). В 1985 Зия, начавший движение в
сторону гражданского правления, объявил о предстоящих выборах в
Национальное собрание и законодательные органы провинций, но исключительно
на непартийной основе, и о формировании кабинета министров. Годом позже
президент отменил чрезвычайное положение и восстановил действие конституции
1973, в которую были внесены изменения, заметно расширявшие его права. В
1988 правительство было отправлено в отставку, а парламент распущен, однако
вскоре Зия-уль-Хак погиб в авиационной катастрофе. На выборах 1988 победила
ППН, ее лидер Беназир Бхутто, дочь Зульфикара Али Бхутто, возглавила
кабинет министров. В августе 1990 президент Гулам Исхак-хан сместил Бхутто
с ее поста, обвинив правительство в непотизме, коррупции и злоупотреблении
властью. Временно обязанности премьера согласился исполнять Гулам Мустафа
Джатой. На всеобщих выборах в октябре 1990 партия Бхутто потерпела
серьезное поражение от Исламского демократического альянса, которым
руководил Наваз Шариф. Ее реванш в октябре 1993 привел к новой смене
правительства, но в 1996 кабинет министров Бхутто оказался был вновь
отстранен от власти президентом. Последующие выборы выиграла Пакистанская
мусульманская лига, глава которой Наваз Шариф занял пост премьера.
Президент и правительство Пакистана. Согласно конституции 1973, Исламская
Республика Пакистан является федеративным государством. Высшее должностное
лицо страны – президент, которого избирают на пятилетний срок члены
коллегии выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат парламента и
провинциальных законодательных собраний. Исполнительные функции
осуществляет руководимое премьер-министром правительство. Законодательная
власть в стране принадлежит парламенту. Большинство депутатов Национального
собрания выбираются на 5 лет непосредственно электоратом, члены Сената – на
6 лет законодательными органами провинций. Президент производит назначения
премьер-министра и членов его кабинета с одобрения большинства членов
Национального собрания. Ранее глава государства имел полномочия распустить
парламент страны и объявить новую избирательную кампанию, но внесенные в
текст конституции изменения (1997) лишили его этого права.
Судебная система. Верховный суд состоит из председателя (главного судьи
Пакистана) и других членов. Следующую инстанцию образуют расположенные в
Карачи, Кветте, Лахоре и Пешаваре Высшие суды провинций. Они руководят
деятельностью нижестоящих судебных органов в своей провинции: окружных
судов, магистратов разного класса и мировых судов. В годы правления Зия был
создан также Федеральный шариатский суд, который решает, соответствуют ли
законы канонам исламского права.
Административный аппарат. В государственных учреждениях работают
преимущественно профессионалы. Их верхний слой формировали члены единой
Государственной службы Пакистана (ГСП), включавшей 1000–1500 чиновников,
прошедших хорошую подготовку. Компетентная, но бюрократизированная элита из
ГСП активно участвовала в выработке серьезных политических решений,
особенно при Айюб-хане. Поэтому общественное мнение оказалось настроенным
против ГСП, и она была ликвидирована Бхутто в 1973.
Политические партии. В стране представлены партии разной ориентации, часть
которых носит региональный характер. Мусульманская лига была ведущей силой
в 1940-х годах, но позднее разделилась на ряд фракций. Коалиция фракций
сохраняла доминирующее положение при Айюб-хане с 1962 по 1969. «Авами лиг»
была основана в 1949 и под руководством Шейха Муджибура Рахмана завоевала
почти все парламентские места от Восточного Пакистана на выборах 1970. В
следующем году она стала правящей партией независимой Бангладеш. Зульфикар
Али Бхутто основал в 1967 Партию пакистанского народа (ППН), выступавшую
под лозунгом «исламского социализма». ППН в 1970 получила 3/5 депутатских
мест от Западного Пакистана и была самой влиятельной политической
организацией страны в 1971–1977.
Установление военного режима в 1977 имело прямым следствием ограничение
деятельности партий. На выборах 1985 наибольшее число мест в Национальном
собрании досталось Пакистанской мусульманской лиге (фракция Погаро), и ее
лидер Мухаммад-хан Джунеджо был выдвинут на пост премьер-министра. Главным
оппозиционным объединением стало многопартийное Движение за восстановление
демократии (ДВД; основано в 1981). В него вошли крайне левая Народная
национальная партия и ППН, которой руководила дочь ее создателя Беназир
Бхутто. ДВД требовало возобновить действие конституции 1973 и призывало
бойкотировать выборы 1985. После того как Зия сместил Джунеджо в 1988, а
вскоре погиб, политическая активность в стране была восстановлена. Судебные
органы подтвердили, что партиям разрешается принимать участие в выборах.
Прежние сторонники Зия-уль-Хака образовали новый Исламский демократический
альянс (ИДА), который возглавил Наваз Шариф, стоявший у руля ее основной
силы – проправительственной фракции Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛ).
На выборах в Национальное собрание в ноябре 1988 ППН получила 93 из 205
депутатских мест, ИДА – 55. Беназир Бхутто заняла пост премьер-министра.
Вооруженные силы. Благодаря помощи со стороны США и ряда других стран
пакистанские войска хорошо обучены и оснащены современным оружием. В 1998
сухопутные вооруженные силы насчитывали 450 тыс., морские 16 тыс. и
воздушные 17,6 тыс. человек. Армия всегда обладала в стране огромным
влиянием. Генералы часто переходили на высокие должности в гражданской
администрации, активно участвовали в политических событиях 1958, 1969 и
1977, вводили чрезвычайное положение и устанавливали свой контроль над
правительством.
Внешнеполитические отношения. В 1947 Пакистан был принят в ООН и в том же
году стал членом британского Содружества наций. В 1972, когда
Великобритания и другие страны Содружества признали Бангладеш, Пакистан
вышел из его состава, и вернулся только в 1989. Внешняя политика Пакистана
определялась прежде всего тем, как складывались отношения с соседями –
Индией и Афганистаном, что сказывалось на характере дипломатических связей
даже со сверхдержавами. В 1971 Пакистан был среди учредителей Организации
исламской конференции, впоследствии был принят в члены Движения
неприсоединения.
Пакистан находится в состоянии конфликта с Индией по вопросу о Кашмире уже
на протяжении более 40 лет. В 1947–1948 оба государства оказались из-за
этого на грани войны. Позднее при посредничестве ООН в Кашмире удалось
провести демаркационную линию. Области к югу и востоку остались под
управлением Индии, а остальная часть бывшего княжества, известная как Азад
(«Свободный») Кашмир, контролируется Пакистаном. В его состав под названием
«Северные территории» частично интегрированы горные местности на севере
Кашмира, включающие Гилгит, Хунзу и Балтистан, но их жители не участвуют в
выборах в общепакистанские органы власти. Спор о разделе вод системы Инда
омрачал отношения с Индией, пока не нашел успешного разрешения в договоре
1960, заключенном при посредничестве Всемирного банка.
В 1990 в Кашмире произошла очередная вспышка волнений, в разжигании которых
индийская сторона обвинила Пакистан. Последний отрицает свое в этом
участие, признавая за собой право на дипломатическую поддержку кашмирских
мусульман и настаивая на проведении в штате Джамму и Кашмир плебисцита в
соответствии с резолюциями ООН. Индия требует, чтобы Пакистан вывел войска
с кашмирской территории, а отказ от плебисцита, в чем ее обвиняет Пакистан,
объясняет тем, что законодательное собрание штата высказалось за его полную
интеграцию с Индией. В итоге никаких акций по разрешению конфликта не
предпринималось. В 1998 индийское правительство, возглавляемое
представителями партии Бхаратия Джаната, и пакистанское правительство во
главе с Наваз Шарифом согласились обсудить все спорные вопросы, включая
кашмирский, на серии встреч между высокопоставленными дипломатами двух
стран.
В 1950-х годах Пакистан подписал двусторонний договор с США и вошел в
1954–1972 в региональный военный блок СЕАТО и в 1955–1979 в Багдадский пакт
(позднее СЕНТО). В 1962, после того как произошли вооруженные стычки между
Индией и Китаем, Пакистану удалось достичь согласия по пограничным
проблемам и упрочить добрососедские контакты с КНР. Со стороны США
продолжала поступать военная помощь, тогда как Индия ориентировалась на
советскую боевую технику, отказавшись от закупок американского оружия.
Новое столкновение с Индией в Кашмире случилось в 1965, а в 1971 возникло
третье опасное противостояние, когда Индия выступила на стороне бойцов за
независимость восточной провинции Пакистана и тем самым был ускорен процесс
образования Бангладеш.
На протяжении 1970-х годов Пакистан укреплял связи с развивающимися
странами Среднего Востока и других регионов «третьего мира». В 1974 на его
земле состоялась конференция лидеров мусульманских государств. Удалось
улучшить отношения с Саудовской Аравией и эмиратами Персидского залива.
Растущая поддержка оказывалась Организации освобождения Палестины. В 1979
Пакистан стал участником Движения неприсоединения.
В 1979 на первый план вышла политическая обстановка на северных рубежах
страны. К тому времени пакистано-афганские разногласия уже пустили глубокие
корни. Власть в Кабуле никогда не принимала в качестве официальной
государственной границы линию Дюранда, посредством которой Великобритания
отделила от Афганистана пуштуязычные районы, оказавшиеся под ее контролем.
Кабул стремился также, сначала в 1950-х и затем в 1970-х годах, поощрять
сепаратистские устремления пуштунов в Северо-Западной Пограничной
провинции, выступая с предложением создать государство Пуштунистан. Однако
сам Афганистан как слабый сосед не вызывал серьезной тревоги. Выступление
исламистов-консерваторов в 1978 против нового, придерживавшегося левых
взглядов правительства в Афганистане, которое стояло на промосковских
позициях, и вторжение советской армии в эту страну в 1979 кардинально
изменили ситуацию. За несколько лет в Пакистан прибыли 3 млн. афганских
беженцев. Главное же состояло в том, что Афганистан, тесно связанный с
СССР, стал бы представлять реальную угрозу для безопасности Пакистана,
оказавшись потенциальным союзником Индии. Поэтому в 1980-х годах на его
территории афганские повстанцы получили надежное убежище и возможность
разбивать военные лагеря. Через Пакистан поступали вооружения для
моджахедов из США и Саудовской Аравии. Военная помощь была оказана и самому
Пакистану. После того как советский воинский контингент был выведен из
Афганистана в 1988–1989, на родину вернулись бойцы сопротивления, которые
перешли от военных действий против СССР и зависимого от него правительства
в Кабуле к внутренней гражданской войне. Пакистан пытался содействовать ее
прекращению и достижению согласия между враждебными группировками. В
середине 1990-х годов в Афганистане возникла новая группировка талибанов,
которым удалось захватить власть в большинстве его областей. Талибаны
занимают место на крайнем фланге исламского фундаментализма.



ЭКОНОМИКА

Территории, на базе которых после раздела Британской Индии в 1947
образовался Пакистан, обладали типично аграрной экономикой. Пенджаб, свыше
50% площади которого оказалось в пределах Западного Пакистана, пользовался
известностью как житница колонии. В годы Второй мировой войны Пенджаб
оставался крупным экспортером пшеницы и хлопка, а местная деревня
выделялась на общеиндийском фоне своим материальным благополучием.
Восточная Бенгалия, ставшая провинцией Восточный Пакистан, была ведущим
мировым экспортером джута, используемого для производства мешочной тары и
выделки ковровых изделий. Западный Пакистан располагал разветвленной
системой ирригационных каналов и плотин – в Пенджабе и Синде, а Карачи
служил важным портом. В восточной части страны портовая инфраструктура была
крайне слабой, так что внешняя торговля велась через Калькутту.
Хозяйство Пакистана серьезно пострадало при разделе 1947 из-за оттока
беженцев. Страну покинули бизнесмены и предприниматели, потерю которых не
могли компенсировать торговцы-мусульмане из Индии (в особенности прибывшие
из Бомбея и Калькутты). Лишь ограниченное число переселенцев располагало
опытом работы в промышленности. Миграционные процессы негативно сказались
также на аграрном секторе. Многие из наиболее умелых земледельцев покинули
провинцию Синд и западный Пенджаб, в первую очередь его колонии на каналах,
где жили главным образом сикхи.
В первые годы независимости власти вынуждены были заниматься главным
образом проблемами расселения беженцев и отношениями с Индией. В дальнейшем
правительство смогло обратиться к решению чисто экономических вопросов,
уделив специальное внимание индустриализации. Во время войны в Корее в
1950–1951 резкий рост мировых цен на сырье позволил Пакистану накопить
валютные резервы, которые были направлены на импорт промышленного
оборудования. Этот курс сохранялся и в последующем. Особенно активно
развивались фабричное хлопчатобумажное производство в Западном Пакистане и
джутовое – в Восточном Пакистане, так что режим Айюб-хана стал в середине
1960-х годов ассоциироваться с «22 семьями», которые взяли под свой
контроль промышленность страны.
С отпадением восточной провинции в 1971 Пакистан утратил важнейший рынок
сбыта для своих промышленных изделий. Упор пришлось сделать на поиск новых
возможностей экспорта пакистанских товаров, прежде всего хлопка и риса.
После того как Зульфикар Али Бхутто пришел к власти в 1971, были
национализированы крупные предприятия, компании по страхованию жизни, а
позднее судоходные компании и торговля нефтепродуктами. Бхутто осуществил
также урезанную аграрную реформу, по которой 400 тыс. га земель были к 1976
распределены среди 67 тыс. крестьянских хозяйств.



ОБЩЕСТВО

Образ жизни. Для всех пакистанцев жизнь вращается вокруг семьи. Однако в
Белуджистане и ряде районов Северо-Западной Пограничной провинции очень
важны также племенные узы. Со старейшим из мужчин советуются по каждому
серьезному вопросу, затрагивающему семейные интересы. Его мнение
выслушивается с почтением и, случается, даже с боязнью. В женитьбе
приоритет отдается кузинам, затем троюродным сестрам и, наконец, девушкам
того же клана или племени. Дети считаются подарком Аллаха. Сыновей обычно
предпочитают дочерям, чье приданое при замужестве часто заставляет их семью
надолго залезать в долги.
Во всех четырех провинциях Пакистана мужскую и женскую одежду составляют
шальвары (шаровары) и камизы (рубахи). Селяне повсеместно носят на голове
пугри (тюрбан). В пенджабской деревне шальвары обычно сменяются лунги,
которые сходны с саронгом. Образованные мужчины в городах предпочитают
выглядеть по-европейски, женщины придерживаются сочетания шальваров и
камизов. На работу и по формальным поводам горожанки одевают шелковые или
нейлоновые сари. Гхарары (просторные панталоны, которые первыми ввели в
обиход королевы и принцессы из династии Великих Моголов) и камизы
используются при участии в свадебных и других торжественных церемониях.
Религиозная жизнь. Пакистан первое современное государство, основанное на
конфессиональном принципе. Более 3/4 мусульман относятся к суннитам и 1/5 –
к шиитам. Менее 4% жителей, главным образом пенджабцев, принадлежат к секте
ахмадие и именуются в народе кадияни. Между суннитами и шиитами существует
согласие относительно главных фундаментальных положений мусульманства, но и
те и другие принципиально расходятся во взглядах с ахмадие. Консервативные
сунниты и шииты полагают, что ахмадие не вправе причислять себя к
правоверным, ибо считают пророком основателя своей секты Мирзу Гулам Ахмада
(1835–1908), тогда как, по мнению ортодоксальных исламистов, Аллах не
посылал на Землю вслед за Мухаммедом других пророков.
Важное место в общественной жизни мусульман принадлежит религиозным храмам.
Каждый округ располагает мечетью во главе с настоятелем-имамом. При многих
мечетях имеются матраса – духовные училища, где детям бесплатно дается
традиционное исламское образование. В Пакистане насчитывается ряд дар-уль-
улумов (мусульманских университетов), где студенты учатся несколько лет,
чтобы стать учеными богословами – улемами.
Общественные организации и движения. Одна из самых активных общественных
организаций в стране – Всепакистанская женская ассоциация (ВПЖА). ВПЖА
выступает за эмансипацию женщин, внесла заметный вклад в принятие в 1961
Мусульманского семейного кодекса, который поставил серьезные барьеры
практике полигамии и затруднил разводы. Ассоциация выступила также
инициатором ряда конкретных акций, как-то открытие учебных центров для
женщин взрослого возраста, создание приютов для девочек-сирот, родившихся
вне брака и в остро нуждающихся семьях, содействие развитию кустарных
промыслов, в которых заняты женщины, издание для них журналов, организация
разного рода семинаров. Женский форум действия (ЖФД) возник позднее как
активная феминистская реакция на дискриминационные законы, принятые в
правление Зия-уль-Хака.
Во всех университетах имеются объединения бывших выпускников, оказывающие
помощь нуждающимся и наиболее одаренным студентам. Из числа студенческих
организаций самые авторитетные «Ислами джамаат-и тулаба», которая связана с
правой партией «Джамаат-и ислами», и Национальная студенческая федерация,
представляющая собой молодежное крыло Партии пакистанского народа.
Набирает силу ультраконсервативное движение «Низам-и Мустафа». Эту же цель
ставят три политические организации: «Джамиат-и улама-и ислам», «Джамаат-и
ислами» и «Джамиат-и улама-и Пакистан». Политическая система, которую
стремился создать Зия-уль-Хак, даже по названию была близка этим партиям и
в определенной степени поддерживалась ими.
Региональные партии стали набирать силу в основном в конце 1970-х годов и
поныне сохраняют вес, особенно среди пуштунов, белуджей и синдхов, которым
кажется, что их отодвигают на второй план пенджабцы. Среди политических
организаций, скрыто солидарных с сепаратистскими идеями, – Объединенный
синдский фронт в Синде и народная национальная партия («Авами нэшнл
парти»), действующая в Северо-Западной Пограничной провинции в
Белуджистане, где создана также Национальная партия Белуджистана.
Мухаджиры, объединяющие беженцев из Индии и их потомков, образовали
Национальный фронт мухаджиров («Мухаджир кауми махаз») для отстаивания
своих прав, прежде всего в Синде.

КУЛЬТУРА

Современная культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но
включает также доисламские традиции народов Индийского субконтинента.
Серьезное влияние на нее оказало и столетнее британское господство. Многие
культурные новации были связаны с динамично протекающей урбанизацией и
попытками перенести сложившиеся ранее общественные структуры в современный
контекст.
Литература и искусство. Урду, государственный язык Пакистана, обладает
богатым литературным прошлым, особенно в поэзии. Мушаира (съезд поэтов на
соревнование) – уникальная черта культуры урду: поэты декламировали свои
стихи перед тысячной аудиторией и получали незамедлительный отклик и
оценку. Каноническая литература имела дело первоначально с романтическими
темами. В наши дни поэты и прозаики пишут о важных реальных проблемах: о
демократии, свободе слова, равенстве возможностей, бедности, голоде, жизни
в трущобах, бесправном положении женщин, сложности выхода замуж для
горожанок старше 20 лет, о бремени приданого для родителей невесты.
Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными
женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой,
хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо
восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе
урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий.
Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Бабар Али Аниса,
например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммада в
Кербеле. Шейх Ибрахим Заук сочинял на урду классические по форме газели,
привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для
понимания рядового человека.
Мирза Асадулла-хан Галиб (1796–1869) был первым великим писателем,
использовавшим разговорный урду в поэтических и прозаических жанрах. Его
путем пошли в конце 19 в. прозаики Сайид Ахмад-хан и Алтаф Хусейн Хали.
Мухаммад Икбал (1877–1938), признанный национальным поэтом Пакистана, был
бунтарем по духу. Его творчество насыщено патриотическими мотивами и
преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ
служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала.
Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в.
выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Репрезентативным
примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В
отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались
радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны
авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан
Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение
Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду.
Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным
наследием, а их эволюция в 20 в. во многом сходна с той, что претерпевает
литература урду. Наиболее знаменитый пенджабский поэт – Варис Шах (18 в.),
автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными
представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают
Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.

Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак
(1613–1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди
прозаиков – Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда.
Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика –
Шаха Абдул Латиф Бхитаи (1689–1752). Поэт, будучи видным суфием, насыщал
свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими
раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст.
Знаменитыми поэтами, которые писали на балучи в 18 и 19 вв., были Джам
Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд, чья Ночная свеча
считается классическим собранием стихотворных произведений. В число ведущих
поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад
Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид
Хашми.
В музыке и танцах локальные тенденции, наблюдаемые в Пенджабе, Северо-
3ападной Пограничной провинции, Синде и Белуджистане, резко отличаются от
тех, что характерны для общины урдуязычных пакистанцев. В первом случае
прослеживается упор на народные песни и танцы, тогда как в культуре урду
этот мотив отступил на второй план. Причина заключается главным образом в
том, что большинство говорящих на этом языке жителей страны принадлежат к
мухаджирам, лишившимся корневых связей с родными местами в Индии. Совет
искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в
танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны
гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли
(буквально – пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его
внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем
Востоке, в Европе и Северной Америке.
Народное образование. В Пакистане существуют две системы образования.
Традиционная знакомит учащихся с исламскими дисциплинами и дает знание
урду, арабского и иногда также персидского языков. Наиболее консервативным
остается преподавание в духовных школах, функционирующих при мечетях. В
высших школах этой системы, дар-уль-улумах, учащиеся в течение 5–15 лет
получают солидную богословскую подготовку, интенсивно штудируя классические
мусульманские тексты. Выпускник становится в итоге уважаемым ученым
человеком – улемом. В Карачи и Лахоре действуют два наиболее известных из
таких учебных заведений.
Более массовая система образования создавалась англичанами и первоначально
строилась по европейскому образцу и включает детские сады и школы. После
окончания школы открывается возможность держать экзамены в колледж или
университет. Университеты расположены в Карачи, Исламабаде, Лахоре,
Пешаваре, Кветте, Мултане, Бахавалпуре, Джамшоро, Хайрпуре и
Дераисмаилхане. Политехнические институты имеются в Карачи, Лахоре и
Навабшахе, Таксиле и Топи, сельскохозяйственные университеты – в
Фейсалабаде и Тандоджаме. В стране действуют 14 медицинских колледжей,
которые выпускают ежегодно 4000 врачей, но многие из них уезжают за
границу. В Исламабаде находится Открытый университет. Сеть учебных
заведений включает также более 400 колледжей, где преподают естественные и
гуманитарные науки, и около 100 профессиональных училищ. Функционируют и
частные вузы, примером чего служит Университет управления в Лахоре.
Уровень грамотности взрослого населения в стране в 1994 равнялся 37% (у
мужчин 49% и у женщин 23%).
Пресса. В стране выходит в свет более 2700 газет и других периодических
изданий. Из них 120 публикуются на английском языке и ок. 2500 – на урду.
Остальные печатаются преимущественно на языках народов Пакистана, а также
на арабском и персидском. Главные ежедневные газеты включают: на урду –
«Джанг», «Нава-и вакт» и «Хурриет», на синдхи –«Хилал-и Пакистан» и
«Афтаб», на гуджарати – «Миллат» и «Ватан», на английском – «Пакистан
Таймс», «Дейли Ньюс», «Нейшн» и «Хайбер Мейл», на английском и гуджарати –
«Доон». «Бизнес рикордер» служит ежедневным источником коммерческой и
другой экономической информации на английском языке, а «Фрайди Таймс»
считается ведущим политическим еженедельником. Среди ежемесячных изданий
наибольший авторитет завоевал «Хералд», а «Нукуш» («Впечатления») считается
лучшим литературным журналом на урду. Еженедельник «Ахбар-и хаватин»
(«Газета для женщин») рассчитан на женскую читательскую аудиторию. В стране
функционируют два информационных агентства: «Ассошиэйтед пресс оф Пакистан»
(АПП) и «Пакистан пресс интернэшнл» (ППИ).

ИСТОРИЯ

С 20-х годов до 1947 года. В 1920-х годах индусы и мусульмане выступили
объединенным фронтом под идейным руководством Махатмы Ганди, который
провозгласил кампанию гражданского неповиновения в 1921 в знак протеста
против враждебной позиции Великобритании по отношению к Турецкому халифату.
В 1920-х и 1930-х годах возрос политический авторитет Мухаммада Али Джинны
(1876–1948) и поэта-мыслителя Мухаммада Икбала (1877–1938), которые
подготовили исламскую общественность к восприятию идеи раздела Индии.
Обращаясь к участникам сессии Мусульманской лиги в Аллахабаде 29 декабря
1930, Икбал высказался в пользу существования отдельного исламского
государства на субконтиненте, но не затронул вопроса о будущем Бенгалии. В
Лахоре 23 марта 1940 Мусульманская лига, руководимая Джинной, объявила
своей целью образование Пакистана. Само это название было неологизмом,
предложенным Чаудхури Рахмат Али – мусульманским интеллигентом, жившим
тогда в Кембридже (Великобритания). Лахорская резолюция 1940 декларировала:
«ареалы, где мусульмане составляют численное большинство, как это имеет
место в северо-западной и восточной зонах Индии, следует объединить для
конституирования независимых штатов, в которых составившие их
административно-территориальные единицы должны обладать автономией и
суверенитетом». В 1946 направленная из Великобритании специальная
правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии,
предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения.
Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман:
одна из них должна была охватить северо-западный Белуджистан, Северо-
Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая – северо-восточный
Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое
образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить
центральному правительству лишь минимальные права. Однако данный план,
принятый Лигой, был отвергнут Конгрессом, после чего раздел Британской
Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 на политической карте мира появились
два новых независимых государства – Индия и Пакистан.
Пакистан в период независимости до отделения Бангладеш: 1947–1971. После
получения независимости Пакистан столкнулся с трудностями формирования
устойчивых политических институтов. С 1947 по 1958 в стране действовала
парламентская система в соответствии с Актом об управлении Индией (1935) и
Декларацией о независимости (1947), но при отсутствии прямых выборов в
высший законодательный орган власти. В 1958 был установлен военный режим во
главе с генералом (позднее фельдмаршалом) Айюб-ханом, который в 1962
конституционным путем был избран президентом Пакистана. В 1969 в стране
было введено военное положение, и к власти пришел генерал Яхья-хан, который
ушел в отставку в 1971.
Раздел Британской Индии в 1947 породил жестокие столкновения между индусами
и мусульманами, и огромные потоки беженцев: около 6,5 млн. мусульман
перешло из Индии в Пакистан и около 4,7 млн. индусов и сикхов двинулись в
обратном направлении. Возможно, что до 500 тыс. человек погибло из-за
столкновений на религиозной почве и последующих миграций.
Препятствием к нормализации обстановки на субконтиненте стал кашмирский
конфликт. До 1947 в Британской Индии насчитывалось 584 княжества, перед
которыми стоял вопрос: входить ли в мусульманский Пакистан или же в
индуистскую Индию. В октябре 1947 махараджа Кашмира, индус по
вероисповеданию, сделал выбор в пользу Индии. Начавшиеся в 1947 вооруженные
столкновения между индийскими и пакистанскими вооруженными силами
происходили до конца 1948, когда с помощью ООН, была установлена линия
прекращения огня. Предложения по проведению референдума среди населения
Кашмира по вопросу о будущем княжества не были поддержаны Индией, и оно по-
прежнему остается разделенным. В 1965 пакистанские войска возобновили
военные действия в Кашмире, которые удалось остановить благодаря
посредническим усилиям СССР. Индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри и
пакистанский президент Айюб-хан встретились в Ташкенте в январе 1966 и
согласились отвести свои войска на линию прекращения огня.
После длительных дебатов Учредительное собрание в 1949, руководствуясь
суждениями премьер-министра Лиакат Али-хана, одобрило резолюцию, в которой
указывалось, что «мусульмане должны руководствоваться в своей личной и
общественной жизни учением и требованиями ислама, изложенным в Священном
Коране и Сунне». Принятая в марте 1956 конституция провозгласила Пакистан
Исламской Республикой и зафиксировала, что президентом страны должен быть
мусульманин. Эта статья сохранилась и в конституции 1962, действовавшей при
Айюб-хане. В данной связи был образован Консультативный совет исламской
идеологии, а также открыт Институт по изучению ислама. Совет был призван
давать рекомендации мусульманам по организации их жизни в соответствии

Новинки рефератов ::

Реферат: Синапсы (строение, структура, функции) (Биология)


Реферат: Международные организации в системе современных мировых хозяйственных отношений (Политология)


Реферат: билеты (История)


Реферат: Тестові завдання з курсу "Фізіологія рослин" (Биология)


Реферат: Роль углеводов в жизнедеятельности человека (Биология)


Реферат: Развитие быстроты (Спорт)


Реферат: Исследование точности численного интегрирования (Программирование)


Реферат: История агломерационного производства (Металлургия)


Реферат: Риски коммерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Полный анализ финансовой деятельности ООО ТГ Импульс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Механические свойства элементов Периодической системы Менделеева (Химия)


Реферат: Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития (Финансы)


Реферат: Защита права собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века (Педагогика)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: Восприятие и понимание (Психология)


Реферат: Объекты гражданских правоотношений (Право)


Реферат: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе (Спорт)


Реферат: Общественные отношения (Социология)


Реферат: Виды разрядов (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист