GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Способности и направленность личности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Способности и направленность личности (Психология)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



РЕФЕРАТ


по психологии


Тема: Направленность и способности личности



Выполнил: ученица 11-а класса
Фёдорова О.С.

Проверил: Л.М. Меначенкова

Оценка:



г.Новосибирск

2002 г.



ПЛАН



I. Актуальность вопроса о направленности и способностях личности
II. Направленность и способности личности
1.Направленность личности
а) потребности
б) интересы
2. Способности личности
а) задатки
б) склонности
в) концепции способностей
г) структура способностей
д) уровни способностей
е) классификация способностей
ж) развитие способностей
з) способности и выбор профессии
3. Тестирование
III. Влияние способностей на личность



Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,-
включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся
получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной
человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он
стремится? Этот вопрос об его направленности, об его установках и
тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том,
чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о
способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности,
это сперва только возможности; для того, чтобы знать как реализует и
использует их человек, нам нужно ещё знать что он есть, что закрепилось в
качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере
человека.
Вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах
недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего
внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои
потребности и желания, свои способности и характер. Вглядываясь в другого
человека, стараясь понять его, мы также как бы спрашиваем: «Чего ты
хочешь?», «Что ты можешь?», «Что ты есть?».
Рассматривая историю развития психики ребёнка, мы не можем обойтись без
анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность
восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и
интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от
направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-
таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись
при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский
отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая
избирательность отношений и активность человека».
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности
личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию
является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма). Другие
находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни
человека (немецкий философ И. Кант). Такое понимание побуждений искажает
картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, и
идеальные мотивы. Латинский афоризм гласит: «Я человек, и ничто
человеческое мне не чуждо». И действительно, личность вступает в
многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в
различных областях практики: при этом личность исходит из разных
побуждений.
В основе направленности личности лежат потребности – это главный
источник активности человека. Для того, чтобы жить и действовать в
окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в
пище, воде, воздухе, движениях. Он нуждается в предметах материальной и
духовной культуры, в других людях. Как отмечает Я.Л. Коломенский,
потребности – это осознание и переживание человеческой нужды в том, что
необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности».
В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная
необходимость, которую сам человек может не переживать мне осознавать. Для
того, чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно
проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни - организм
человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь
благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда
возникает какой-нибудь дефицит: заболевают органы дыхания, снижается
содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от
нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы её устранить,
радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда
– преобразовалось в потребность.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и
взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной
системе направленности личности. Доминирующая в определенное время
потребность может подавлять все остальные и определять основные направления
деятельности. Человек, испытывающий нравственную потребность, может не
только игнорировать голод и жажду, но и жертвовать собственной жизнью.
Характер потребностей и их регуляция, считает В.В. Богословский, зависит
от целостного психического склада личности, её воспитанности. Потребность
человека – коллективиста родная сестра долга, как утверждает А.С.
Макаренко. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой
человек стремится как можно больше урвать от общественного пирога, а до
других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность- типичные черты
характера эгоиста.
Потребности, которые отражают нужды нашего организма, Коломенский
называет органическими, а у Богословского это потребности материальные.
Коломенский говорит ещё нам о потребностях духовных, или социогенных
(порожденных обществом). В.В. Богословский выделяет ещё один вид
потребностей – это общественные потребности: потребность в достижении
определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в
общественной деятельности и т.п.
Органические потребности (в пище, кислороде, воде, сомосохранении) есть
и у человека и у животного. Но они на протяжении истории значительно
изменились, преобразовались. Это связано с тем, что меняются предметы и
способы удовлетворения потребностей. Карл Маркс писал об этом так: «Голод
есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с
помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают
сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
В развитии личности особую роль играют духовные потребности: стремление
к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства.
Но характерной особенностью всех человеческих потребностей является их
фактическая ненасыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-нибудь потребность
раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и
при этом побуждает человека создавать всё новые и новые предметы
материальной и духовной культуры.
У всесторонне развитого человека представлены все человеческие
потребности при доминировании высоких социальных побуждений. На основе
потребностей возникают интересы. А.А. Люблинская даёт следующее определение
интереса: «Интерес – это избирательное отношение личности к объекту, в силу
его жизненного значения и эмоциональной привлекательности».
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности,
призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и
неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом
осознаётся его жизненное значение, которое может определяться многими
причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие корни.
Почему объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение? Потому
что по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою,
потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может у всех
людей вызвать одни и те же переживания.
Интересы имеют существенное значение в жизни человека. Когда у него есть
интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Кроме того, ещё И.П.
Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры
головного мозга, а значит, интересы побуждают к деятельности, активизируют
личность, ведь работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и
продуктивно.
Очень важно учитывать развитие интересов для развития личности,
формирования знаний. К.Д. Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное
всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту
к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя всё учение
свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного волевого
усилия.
Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный
интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания,
овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это
интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному
служебному и общественному положению, учёному звания и т.д. Например юноша,
который любит математику, с удовольствием решает задачи, читает биографии
великих ученых-математиков, посещает соответствующий факультатив. Его
занятия обусловлены непосредственным интересом к этой области знаний. Может
случиться тек, что литература как учебный предмет, особенно такой вид
работы, как классное и домашнее сочинение, ему не нравится сама по себе, не
интересна. Но юноша знает, что и выпускные экзамены в школе, и
вступительные экзамены в вуз, куда он стремится, включают сочинение.
Осознание жизненной значимости заставляет старшеклассника тщательно
готовиться к сочинениям, работать над собой и в этой области. В этом случае
интерес к литературе опосредованный.
В.В. Богословский различает интересы и по уровню действенности. В этой
связи он говорит о пассивных и активных интересах.
Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек
ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку,
испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности,
чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в
интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда
человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом
интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности,
формирования знаний и навыков, способностей и характера.
А.Г. Ковалёва различает интересы и по объёму. Такое различие не
определяет видов интереса, а характеризует структуру интересов личности.
Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами, и люди
с широкими, но поверхностными интересами. Многие ученые и писатели
отличались разносторонними интересами (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Д.И.
Менделеев, М.В. Ломоносов). Встречаются и такие люди, которые проявляют
любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не
проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-нибудь одним.
Есть люди с глубоким, но узкими интересами. Узость интересов в известной
мере может ограничить развитие личности. Наиболее положительным является
такой тип человека, у которого на фоне широких и разносторонних интересов
есть центральный, основной интерес, определяющий смысл жизни и основное
направление в деятельности.
Когда мы пытаемся поныть и объяснить, почему разные люди, поставленные
обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия,
достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. От
способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и
уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется.
Но человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е.
такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые
выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки
многозначны. На базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные
способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так
острая наблюдательность и хорошая зрительная память может войти в структуру
способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и
специалистам в десятках других областей. Разовьются ли задатки в
способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но
и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные
способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная
необходимость.
Представьте себе, что где-то на далёком острове в Тихом океане родился
мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если
учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме
одноголосного пения и никакого другого музыкального инструмента, кроме
барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый
замечательный барабанщик. Иными словами он достигнет такого уровня развития
своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных
условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в
стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал бы там к хорошим
педагогам.
Задатки проявляются прежде всего в склонностях к определенному виду
деятельности или в повышенной любознательности ко всему.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Нередко это стремление зарождается довольно рано, увлечение
деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.
Если ребенок вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и
совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения, то,
конечно же, это свидетельствует о наличие определенных природных
предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.
В.В.Богословский выделяет, наряду с истинной склонностью, ещё и ложную,
или мнимую. При истинной склонности, считает психолог, можно наблюдать не
только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к
мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой,
склонности обнаруживается поверхностное, часто созерцательное отношение к
чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных
результатов.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш
отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его
утверждению, заключены три идеи.
«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых,
способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не
сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у
данного человека».
Таким образом, можно сказать, утверждает Р.С. Немов, что способности –
это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения
знаниями, умениями и навыками.
Советский психолог А.В. Петровский образно сравнивает способности с
зерном, которому ещё только предстоит развиться: подобно тому, как
брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу,
который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и
влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности
человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Эти возможности превращаются в действительность в результате упорного
труда. Точнее было бы сказать, что трудолюбие, склонность к труду,
связанному с той областью, в которой у человека имеются способности, входит
в само содержание, структуру способностей.
Советский психолог Н.С. Лейтес, специально изучивший детей с большими
умственными способностями, отмечает, что все они прежде всего великие
труженики. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от
деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, но
только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Ещё Карл Маркс
указывал, что «человек является непосредственно природным существом. В
качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с
одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь
деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков.
И способностей, в виде влечений».
Но в психологии существуют и другие концепции способностей. Одна из них
утверждает, что способности, их проявление и развитие всецело зависят от
унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые
профессиональные психологи капиталистических стран, но и представители
различных областей науки и искусства. Так, например, Гальтон в 19 веке
пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографических
данных выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в 20, веке Котс
определял степень одаренности по количеству места, отведенного в
энциклопедических словарях известным людям.
В наше время приверженцы концепции о наследственной предопределенности
способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцевых
близнецов. «Жизнь опровергает взгляды о наследовании способностей,» -
утверждает Богословский, Степанова и Ковалёва, и объективный анализ
биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве
случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с
другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся
дарований не проявляли. Исключения составляют несколько семей музыкантов и
ученых».
Другая концепция находит, что способности всецело определяются
средой и воспитанием. Так, в 18 веке Гельвецкий провозгласил, что
посредством воспитания можно сформировать гениальность. Американский ученый
У.Эшби утверждает, «что способности, и даже гениальность определяются
приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа
интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и
сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного
программа позволяет решать творческие задачи, а у другого – только
репродуктивные». Вторым фактором способности Эшби считает
работоспособность: «Способный тот, который после тысячи неудачных попыток
делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после
второй попытки решает задачу нерешенной».
Но и эта концепция встречала и встречает научные возражения. Жизненные
наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные
предпосылки способностей нельзя отрицать. Вот почему в неблагоприятной
среде один человек может проявить большие способности, чем другой,
находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в
каких находятся например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие
различия в способностях, в темпе их развития.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различать опорные и
ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительной
деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного
анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии,
пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также
сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения.
Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни,
производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня
развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает
высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её
по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек
создаёт новое, оригинальное. Но нужно иметь в виду, что всякая
репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а всякая
творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще не
мыслима. Кроме того, указанные уровни развития способностей не есть нечто
данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в
процессе деятельности человек «переходит» из одного уровня на другой,
соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже
очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере
приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают
терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в
практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное
значение.
Гениальный человек создаёт нечто оригинальное, открывающее новые пути в
области научных исследований, производства, искусства, литературы.
Талантливый человек также творит, вносит своё, но в пределах уже
определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее
благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности
возникают при всестороннем развитии личности.
Рассматривая вопрос о классификации способностей, в первую очередь нужно
выделить природные или естественные способности и специфические
человеческие способности.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у
животных, особенно высших, например - у обезьян. У человека, кроме
биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и
развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие
интеллектуальные способности.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память,
совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах
деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и
их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные,
математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные,
художественно-творческие и др. Наличие у человека общих способностей не
исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные
способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые – к конкретным практическим действиям. Такие способности, в
отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, первые
определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые –
создание предметов духовной и материальной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных
областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные способности – в наибольшей
степени социально обусловлены.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти
большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие
начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми
видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не
прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд
этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической
основы будущих способностей, на других идёт становление задатков
небиологического плана, на третьих складывается и достигает
соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут
протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность,
т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг
друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь
о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей,
практически нельзя. Например, умение пользоваться речью, совершенное
владение ею, также может рассматриваться как относительно самостоятельная
способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в
интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая
их.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые
одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий
комплексного и разностороннего развития его способностей. К деятельности,
по мнению Р.С. Немова, должны предъявляться следующие требования:
творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для её
исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончанию выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она
постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно
привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая
деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для
себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Эта
деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень
притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от
достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности,
т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его
способностей, реализуя то, что Выготский называл зоной потенциального
развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в
меньшей степени ведет за собой развитие способностей; если же она чрезмерно
сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к
формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он
создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, при котором
за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне
потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые
успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.
Проблема своевременного выявления задатков и способностей очень важна, и
в том плане, что в соответствие с возможностями выбирается тот или иной
жизненный путь.
Проблема профессионального определения стоит сегодня перед каждым
старшеклассником. И не только современным. В 1835 г. семнадцатилетний
выпускник гимназии Карл Маркс написал сочинение на тему: «Размышления юноши
при выборе профессии». «Возможность выбора, - писал Маркс, - является
огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с
тем, выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю
жизнь человека, расстроить все его планы и сделать несчастным. Серьезно
взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши,
начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые
важные свои дела».
Значит, чтобы найти себя и правильно определить своё место в жизни,
необходимо ответить на главные вопросы: в чём больше всего нуждается
сегодня моя страна, что она ждёт от меня, на что я способен, в какой
области деятельности я могу полнее всего раскрыть себя.
Как оказаться «человеком на своём месте», как правильно выбрать
профессию, если их тысячи, а ты один?
Хороший компас в мире профессий предлагает советский психолог Е.А.
Климов. Он выделяет 5 основных типов профессий по принципу отношения
человека к различным объектам окружающего мира.
Профессии первого типа – «человек – природа» - все профессии связаны с
растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; второго типа –
«человек – техника» - все технические профессии. К третьему типу «человек –
знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками,
в том числе и музыкальные способности. Четвертый тип – «человек –
художественный образ» - все творческие специальности. Пятый тип – «человек
– человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
Разумеется, человек по склонностям и способностям может иметь
предпосылки не к одной, а к нескольким профессиям. Что же, тогда нужно
выбирать между ними. Значительно труднее принять решение, когда выясняется,
что к профессии, которая вам очень нравится, у вас данных маловато.
В соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова существует
«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО), по результатам ответов
на вопросы, даются рекомендации, на какие направления профессиональной
деятельности и профессии обратить внимание.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Поработав над темой, можно сделать вывод, что весь склад личности влияет
на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их
осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в
поведении и деятельности личности.
Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может
привести к отрицательным результатам – одностороннему, и даже ограниченному
развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний,
можно самообразованием восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного
уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать
соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на
формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям.
Когда личность ощущает не только тяготение к какой-то деятельности, но и
начинает сознавать свои способности, она при определенных условиях
переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом, и больше
требует от себя. И наоборот, при чрезмерном захваливании, без формирования
трудолюбия образуется лажное сознание того, что при больших способностях
незачем трудиться, напрягать силы, что всё придёт само собой. Всё это
вместе взятое приводит не только к застою в развитии способностей, но даже
к их торможению. Нередко родители стремятся развивать у ребенка то, к чему
у него нет склонностей и природных предпосылок. Поэтому необходимо с
осторожностью оценивать способности ребенка, внимательно следить за его
развитием и успехами, главное внимание обратить на воспитание необходимых
для жизни качеств характера: трудолюбие, организованность – они никогда не
помешают развитию способностей.
Если у человека сформированы положительные черты характера, если он
осознал свои способности и значения для собственного развития, то такой
человек пробьётся сквозь любые трудности и препятствия, преодолеет
неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к
которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.



ЛИТЕРАТУРА


1. Богословский В.В. Общая психология. Москва, «Просвещение», 1981.
2. Запорожец А.В. Психология. Москва, 1965.
3. Люблинская А.А. Детская психология. Москва, «Просвещение», 1971.
4. Коломенский Я.Л. Общая психология. Москва, «Просвещение», 1986.
5. Немов Р.С. Психология. Москва, «Просвещение», 1995.
6. Пархимчик Е.П. Как найти работу. Москва, 1997.
7. Практическая психодиагностика. Самара, 2001.
8. Психологические тесты. Москва, 2000.







Реферат на тему: Способности и одарённость. Феномен гениальности

Министерство образования и науки Украины
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова
Николаевский учебно-научный центр



Реферат


Способности и одарённость.
Феномен гениальности



Вполнила:
студентка групи М-311
Семенюк Ирина
Проверила:
Бурьян
Лилия Петровна



Николаев 2004
Способности и одарённость

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно
исходить из понятия "способность".
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как,
например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно,
являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не
называются способностями, потому что не рассматриваются как условия
успешности выполнения каких-либо деятельностей.
В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека. Мы не можем понимать
способности... как врожденные возможности индивида, потому что способности
мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а
эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е.
задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности
всегда являются результатом развития.
Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему
существу есть понятие динамическое. Способность существует только в
движении, только в развитии.
Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют
рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность
изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия
и степени развития других способностей.
Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от
отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным
человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен
только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является
"одаренность", понимаемая как то качественно своеобразное сочетание
способностей, от которых зависит возможность достижения большего или
меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том,
что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований,
которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому
нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности
к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.
Часто используется при характеристике одарённости понятие
«Креативность» - это способность адаптивно реагировать на необходимость в
новых подходов и новых продуктов. Данная способность позволяет также
осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный,
так и бессознательный характер.
Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности
творца и силы его внутренней мотивации.
“Гений -человек одержимый,
но он творец...”

Н. А. Бердяев



Сходство гениальных людей с помешанными


Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с
научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне
основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым.
О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать,
что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к
обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил,
что “его искусство заменяет ему жену”.
Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто
вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы,
самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с
высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале
плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы
бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими
талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.
Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно
объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она
является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.
Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго
обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как
гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность
бессознательна.
Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под
влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное
лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и
брызжут сами собою, точно искры из горячей головни.
Наполеон говорил, что исход битв зависит от одного мгновения, от одной
мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного
момента она вспыхивает, подобно искре, и в результате является победа
(Моро). Сократ первый указал на то, что поэты создают свои произведения не
вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному
инстинкту. Таким же образом прорицатели говорят прекрасные вещи, совершенно
не сознавая этого.
“Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, -
созданы инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать
Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не
зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций”
так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.
Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать,
уже полученными впечатлениями и в высшей степени чувствительной
организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же
бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же
бессознательностью объясняется непоколебимость убеждений в людях,
фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент
экстаза, возбуждения, гений превращается в обыкновенного человека или
падает еще ниже, так как отсутствие равномерности (равновесия) есть один из
признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между
помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и
создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская
пословица гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или
стихоплет”).
Очевидно, все они инстинктивно употребляли такие средства, которые
временно усиливают прилив крови к голове в ущерб остальным членам тела.
Здесь кстати упомянуть о том, что многие из даровитых и в особенности
гениальных людей злоупотребляли спиртными напитками.
Замечено, что почти все великие создания мыслителей получают
окончательную форму или по крайней мере выясняются под влиянием какого-
нибудь специального ощущения, которое играет здесь, так сказать, роль капли
соленой воды в хорошо устроенном вольтовом столбе. Факты доказывают, что
все великие открытия были сделаны под влиянием органов чувств, как это
подтверждает и Молешотт. Несколько лягушек, из которых предполагалось
приготовить целебный отвар для жены Гальвани, стали причиной открытия
гальванизма. Изохронические (одновременные) качания люстры и падение яблока
натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем. Взглянув на какого-
то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую
позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика и т.д.

Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в
настоящие галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы,
существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды
ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака
Прина, он увидел этот призрак перед собою и должен был зажечь свечу, чтобы
избавиться от него. Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать
до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-
нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже
это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны
аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.
Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит
физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на
основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся
разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной
впечатлительности первого.
По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и
достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их
страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в
количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а
воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти
и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства,
подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в
душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что
обыкновенно называют творчеством,
Лорби видел ученых, падавших в обморок от восторга при чтении сочинений
Гомера.
Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину
Рафаэля.
Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только
даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их
несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается
всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то
при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная
впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым
отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с
древнейших времен;
Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании
поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения.
Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его
фамилия была написана через два “n”.
Все , кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных
людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый
поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к
глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно
более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек
более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные
доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения.
Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того,
что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью
отталкивают от себя большинство дюжинных людей.
Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью
избранных натур по Ч.Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия,
управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за
чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же
самой силы,

Иногда чувствительность искажается и делается односторонней,
сосредоточиваясь на одном каком-нибудь пункте. Несколько идей известного
порядка и некоторые особенно излюбленные ощущения понемногу приобретают
значение главного (специфического) стимула, действующего на мозг великих
людей и даже на весь организм.
Пуассон говорил, что жить стоит лишь для того, чтобы заниматься
математикой. Д’Аламбер и Менаж, спокойно переносившие самые мучительные
операции, плакали от легких уколов критики. Лючио де Лансеваль смеялся,
когда ему отрезали ногу, но не мог вынести резкой критики Жофруа.
Следует еще заметить, что среди гениальных или скорее ученых людей
часто встречаются те узкие специалисты, которых Вахдакоф называет
“монотипичными” субъектами; они всю жизнь занимаются одним каким-нибудь
выводом, сначала занимающим их мозг и затем уже охватывающим его всецело:
так, Бекман в продолжение целой жизни изучал патологию почек, Фреснер -
луну, Мкейер - муравьев, что представляет огромное сходство с мономанами.
Вследствие такой преувеличенной и сосредоточенной чувствительности
великих людей и помешанных чрезвычайно трудно убедить или разубедить в чём
бы то ни было. И это понятно: источник истинных и ложных представлений
лежит у них глубже и развит сильнее, нежели у людей обыкновенных, для
которых мнения составляют только основную форму, род одежды, меняемой по
прихоти моды или по требованию обстоятельств. Отсюда следует, с одной
стороны, что не должно никому верить безусловно, даже великим людям, а с
другой стороны, что моральное лечение мало приносит пользы помешанным.
Крайнее и одностороннее развитие чувствительности, без сомнения, служит
причиною тех странных поступков вследствие временной анестезии и
анальгезии, которые свойственны великим гениям наравне с помешанными.
Так, о Ньютоне рассказывают, что однажды он стал набивать себе трубку
пальцем своей племянницы и что, когда ему случалось уходить из комнаты,
чтобы принести какую-нибудь вещь, он всегда возвращался, не захватив ее.
Бетховен и Ньютон, принявшись - один за музыкальные композиции, а другой за
решение задач, до такой степени становились нечувствительными к голоду, что
бранили слуг, когда те приносили им кушанья, уверяя, что они уже пообедали.
Джиоия в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола
вместо бумаги.
Подобным же образом объясняется, почему великие гении не могут иногда
усвоить понятий, доступных самым дюжинным умам, и в то же время высказывают
такие смелые идеи, которые большинству кажутся нелепыми. Дело в том, что
большей впечатлительности соответствует и большая ограниченность мышления.
Ум, находящийся под влиянием экстаза, не воспринимает слишком простых и
лёгких положений, не соответствующих его мощной энергии. Так, Монж,
делавший самые сложные дифференциальные вычисления, затруднялся в
извлечении квадратного корня, хотя эту задачу легко решил бы всякий ученик.
Гаген считает оригинальность тем качеством, которое резко отличает
гений от таланта. Точно так же Юрген Мейер говорит: “Фантазия талантливого
человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое.
Первая делает открытия и подтверждает их, вторая изобретает и создает.
Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам
труднодоступной; гений попадает в цель, которой нам даже и не видно.
Оригинальность - в натуре гения”.
Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно:
например Гёте подробно описал Италию, еще не видавши ее. Именно вследствие
такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что
гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в
сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность
талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные
натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая
промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных
ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении.
Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные
способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их
всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости,
прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных
качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими,
необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род
людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая
атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые
спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз
избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастьях и не
позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!


Исключительные способности и таланты идиотов-гениев


Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение : человек
использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы
включить все 9 деятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи
полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно
отключить часть собственного мозга.
Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении –
умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-
то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо
понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это
явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около
сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас.
Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму
«Человек дождя». Все эт люди показывают низкие результаты в тестах
интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной
замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в
математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один
из них, едва взглянув на любое здание, может изготовиить его детальнейший
архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время
с точностьюдо секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его
размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару
придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый
телефонный справочник большого города и т.д.
Согласно новой гипотезе Джона Митчелла из Центра изучения разума в
Канберре, такими способностями обладает каждый из нас и их довольно
несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности,
проявляющиеся у идиотов-гениев, маскируются у обычных людей более высокими
формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и
наблюдения, а "человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых
фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у
него низшими более простыми отделами мозга. У обычных людей они тоже
действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.
Например при попадании изображения на сетчатку глаза разные участки
мозга , работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения:
цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются
в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают
увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше
сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не
имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных
идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё
окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.
Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют
«чудо-счётчиками» - календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут
сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает,
что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в
подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую
бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на
монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно
моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто
мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы
воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот
определённой высоты и продолжительности.
Возможно, сняв цензуру сознания, можно продемонстрировать себе и миру
свои необычайные способности.
И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева,
строение бензола и т.д.), также объясняются отключением мозга во время сна,
что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые
варианты гипотез или изобретений.
Имеются факты противоречащие теории о том, что способностей «гениев-
идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными
упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н. С трёхлетнего возраста
умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от
обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и
головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей
блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не
былони обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально
рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев оперцией
деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.
Возможно все мы в раннем детстве «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь
каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не
учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют
фантастически сложные вычисления , позволяющие им понять, где в потоке речи
кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает,
где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому
напротив, приходится специально учить новый язык – просто жить среди его
носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная
зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед
умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают,
что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг
изменяет способы переработки инфомации.
Литература
1. «Чтобы стать гением, отключите часть мозга», газета «Таврида» №28,
2000г.
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 9—20.
4. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в
зарубежной психологии





Новинки рефератов ::

Реферат: Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований (Социология)


Реферат: Алгоритмы сортировки (Компьютеры)


Реферат: Автоматическая система регулирования вязкости топлива (Программирование)


Реферат: Электролитная обработка полосы (Металлургия)


Реферат: Формы обеспечения возвратности кредитов (Банковское дело)


Реферат: Автоматизированное проектирование деталей крыла ( Космонавтика)


Реферат: Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Куба (География)


Реферат: Will Russia be a Rising State a Great Failure? (Иностранные языки)


Реферат: Социальные конфликты в современной России: причины, особенности и формы развития (Социология)


Реферат: Создание Службы занятости в России (Социология)


Реферат: Грегор Мендель (Биология)


Реферат: Архитектура аппаратно-программных средств распределенной обработки информации для интранет-технологии (Программирование)


Реферат: Украинское барокко (Искусство и культура)


Реферат: Государственный Исторический Музей (Доклад) (Культурология)


Реферат: Самостоятельная работа учащихся на уроке (Педагогика)


Реферат: Селекция в пчеловодстве (Биология)


Реферат: Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Ростовский (История)


Реферат: Расторжение брака (Гражданское право и процесс)


Реферат: Совершенствование организации производственного маркетинга (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист