GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Демографическая ситуация в России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Демографическая ситуация в России (Социология)



Балтийский международный институт туризма


Факультет массовых коммуникаций



Контрольная работа



по дисциплине: «Мировая экономика»

на тему: «Демографическая ситуация в России»



выполнила
студентка 4-го курса
Сихиди И.В.

проверил



Санкт-Петербург
2002 г
Содержание



1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Рождаемость…………………………………………………………........4

3. Смертность………………………………………………………………..5

4. Старение населения……………………………………………………....8

5. Здоровье населения……………………………………………………….9

6. Сокращение численности населения…………………………………...11

7. Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в
России……………………………………………………………..........14

8. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения
демографической ситуации в РФ…………………………16

9. Список используемой литературы……………………………………..17



Введение



В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей
стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в
сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции,
выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве
регионов страны и в России в целом. За 1992-1999 гг. естественная убыль
населения составила 5,8 млн. человек. В целом же за эти годы население
страны сократилось с 148,7 до 145,5 млн. человек.
Рост смертности в России в первой половине в 90-х годов был столь
значительным, что ученые и политики стали говорить о массовом вымирании
населения страны, демографической катастрофе и даже о геноциде русского
народа. В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из
самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества.
Рождаемость

Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое
сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения
получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа
жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень
рождаемости. Начало этого процесса приходится на послевоенные годы и
продолжается в наши дни, причем с начала 90-х годов на рождаемость также
оказывают влияние резкие сдвиги в политической и социально - экономической
жизни страны.
Снижению уровня рождаемости 50-х годах в немалой степени способствовала
отмена в 1955 г. запрета на искусственное прерывание беременности. В
следующее десятилетие динамика показателей рождаемости отражала продолжение
перехода к новому типу репродуктивного поведения.
С конца 60-х годов в России модель семьи, имеющая 2 детей, стала
преобладающей. Рождаемость снизилась до уровня немного более нижнего, чем
необходимо для обеспечения в будущем простого воспроизводства населения (
для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости
должен составлять 2,14 - 2,15). При этом суммарный коэффициент рождаемости
городского населения был в пределах 1,7-1,9. В сельской местности уровень
рождаемости был более высоким: от 2,4 до 2,9 рождения на 1 женщину.
В целом за годы текущего десятилетия (1991-1998 гг.) повторные рождения
сократились в 1,9 раза. В настоящее время Россия заняла по этому показателю
место в ряду стран мира самой низкой рождаемостью.
В масштабах страны, как уже отмечалось выше, рождаемость имеет четко
выраженную тенденцию к уменьшению, что в конкретных исторических условиях и
с учетом стратегических задач, стоящих перед Россией, не может
расцениваться иначе как негативное явление.
В обозримом будущем трудно рассчитывать на изменение репродуктивного
поведения россиян. В декабре 1992 г., по данным обследования, проведенного
Госкомстатом России, не высказали желания родить ребенка только 8%
бездетных супругов. По данным микропереписи населения в 1994 г. уже почти
четвертая часть (24%) женщин в возрастах 18-44 года, не имевших на момент
ее проведения детей, не была намерена ими обзаводиться. Среди женщин этого
возраста, имеющих одного или двух детей, соответственно 76% и 96%, не
планировали последующих рождений. Таким образом, за короткий срок
репродуктивные планы семей заметно скорректировались в сторону уменьшения
количества детей, хотя, конечно, есть и исключения.
Одно из отрицательных явлений складывающейся демографической ситуации -
постоянно возрастающее число рождений детей вне зарегистрированного брака.
В 1998 г. не состоящими в браке женщинами рождено 346 тыс. детей (27%) от
общего числа родившихся. Тенденция увеличения числа детей, рожденных вне
зарегистрированного брака, отмечается с середины 80-х годов, но тогда число
внебрачных детей не превышало 12-13% от общего числа родившихся.
В последние несколько лет за счет рождения вне брака ежегодно возникает
около 300 тыс. неполных семей, дети в которых с первого дня рождения
ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему
психологическому самочувствию. При сложившейся тенденции можно предполагать
существенное увеличение числа семей, которые изначально являются неполными
со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями.


Смертность

С 1965 по 1980 гг. в России происходил устойчивый рост смертности
взрослого населения, особенно мужчин. В то же время имела место крайне
нерегулярная динамика младенческой смертности, которую в целом можно
характеризовать как медленное снижение. В 1981-1984 гг. уровень смертности
стабилизировался, причем продолжительность жизни мужчин составляла в
среднем 61,8 года, а женщин – 73,2 года.
Начавшаяся в 1985 г. антиалкогольная кампания в СССР обусловила рост
продолжительности жизни и мужчин и женщин, которая составила в 1986 - 1997
годах 65 лет у мужчин и 75 лет у женщин.
С 1988 г. рост уровня смертности возобновился, достигнув своего пика в
разгар проведения "шоковой терапии". Переход к рыночной экономике в начале
90-х годов еще более обострил существующие проблемы. Накопление
неблагоприятных изменений в общественном здоровье на протяжении предыдущих
десятилетий в сочетании с резким снижением жизненного уровня большинства
населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и
базовой медицины, недоступностью высокоэффективных средств лечения для
большинства населения, экологическим неблагополучием и ростом преступности
усугубили ситуацию со смертностью в стране.
В 1994 г. по сравнению с 1991 г. смертность населения (число умерших на
1000 населения) увеличилась в 1,3 раза - с 11,4 до 15,7. В последующие
четыре года (1995-1998 гг.) смертность несколько уменьшилась, что, видимо,
было связано с определенной социально-экономической стабилизацией. Однако,
наметившиеся позитивные перемены оказались краткосрочными и после
очередного резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства населения,
вызванного последствиями августовского кризиса 1998 г., последовал ее новый
заметный рост (1998 г. – 13,6; 1999 г. – 14,7). Таким образом, в целом, 90-
е годы отмечены в России самим высоким со времени окончания Великой
Отечественной войны уровнем смертности населения.
Анализируя причины этого явления, руководитель лаборатории системных
исследований здоровья, доктор медицинских наук И.Гундаров высказывает
следующую точку зрения: “Эпидемия сверхсмертности в России 90-х годов
является результатом исторически и культурно чуждых для нас духовных
ценностей. Западный тип мышления, всячески внедряемый в сознание русского
человека, противоречит его нравственно-эмоциональному генотипу, и вымирание
нации является специфической реакцией отторжения на чуждую духовность”.
При этом необходимо отметить, что за последний период рост смертности
отмечается по всем основным классам причин.
Как видно, к 2000 г. первое место в структуре смертности населения в России
заняла смертность от болезней системы кровообращения. За ней следуют
следующие классы причин: от болезней органов дыхания; от новообразований;
от инфекционных и паразитарных болезней; от несчастных случаев, отравлений
и травм; от болезней органов пищеварения.
Обращает на себя внимание рост патологии, такой как гипертоническая
болезнь, смертность от которой только в последний год возросла в 1,7 раза.
Значительно вырос уровень смертности от туберкулеза - с 7,7 в 1989 году до
20,0 на 100 000 тысяч населения в 1999 году. Выросли показатели смертности
населения от заболеваний органов дыхания, пищеварения, новообразований.
По-прежнему самой острой проблемой остается высокий уровень
преждевременной смертности населения. За 10 лет он возрос более чем на 100
тыс. человек трудоспособного возраста и составляет свыше 520 тыс. человек в
год.
При этом главными причинами смерти лиц в трудоспособном возрасте
являются неестественные причины - несчастные случаи, отравления, травмы и
суициды. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от
неестественных причин такой же, как был в России 100 лет назад. Он почти в
2,5 раза превосходит соответствующие показатели в развитых и в 1,5 раза в
развивающихся странах. Так, более трети всех умерших в рабочих возрастах
(202,0 тыс. человек, или 39%) в 1998 г. стали жертвами несчастных случаев,
отравлений и травм (включая самоубийства и убийства).
Одно из ведущих мест в структуре смертности трудоспособного населения
занимают болезни системы кровообращения – 114,1 тыс., или 28% умерших. В
связи с ростом числа умерших во все более младших возрастных группах
происходит омоложение среднего возраста наступления смерти от указанных
заболеваний. У мужчин трудоспособного возраста он уже ниже 50 лет (49,5
года).
Высокий уровень смертности трудоспособного населения от сердечно -
сосудистых заболеваний, который превышает аналогичный показатель по
Евросоюзу в 4,5 раза. Преждевременная смертность мужчин имеет отрицательные
социально-демографические последствия – уменьшается число потенциальных
женихов, растет число неполных семей. По состоянию на 1 января 1999 г. в
органах социальной защиты состояло на учете 1,8 млн. детей, на которых были
назначены пенсии по случаю потери кормильца.
Уровень смертности мужчин значительно выше уровня смертности женщин не
только от неестественных причин. От инфекционных и паразитарных болезней
этот уровень выше - в 7 раз, болезней органов дыхания - в 6 раз, болезней
системы кровообращения - в 5 раз.
Это сформировало беспрецедентный - более чем в 10 лет - разрыв в
средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.
Продолжительность жизни российских мужчин в 1998 г. составила 61,3
года, что на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых стран, у
женщин – 72,9 года (короче на 5-8 лет). При сохранении в дальнейшем
современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей,
достигших 16 лет, 40% не доживет до 60 лет.
Старение населения

Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны. Это
явление приобретает глобальный характер, затрагивая в первую очередь
развитые страны. В настоящее время во всем мире дети в возрасте до 15 лет
составляют 30%, что в три раза превышает долю пожилых людей в возрасте 60
лет и более. Однако в развитых странах в 1998г. впервые численность людей
старшего поколения превысила число детей. В наибольшей степени процесс
старения населения характерен для Италии. Здесь численность детей на 60%
меньше, чем людей в возрасте 60 лет и более. В Греции, Японии, Испании и
Германии этот показатель составляет 50-40%. По среднему варианту прогноза,
выполненного Отделом населения Секретариата ООН, к середине следующего века
в более развитых странах детей будет в два раза меньше, чем стариков.
Согласно международным критериям население страны считается старым,
если доля людей в возрастах 65 лет и старше во всем населении превышает 7%.
Население России можно считать таковым уже с конца 60-х годов. В настоящее
время 12,5% ее жителей (каждый восьмой россиянин) находится в вышеуказанных
возрастах.
Многолетнее снижение уровня естественного воспроизводства населения в
сочетании с увеличением абсолютной численности людей старших возрастов
сделал процесс демографического старения населения практически необратимым,
а резкий спад рождаемости в 90-е годы его ускорил.
Модель демографического развития России, как впрочем и большинства
европейских стран, в настоящее время сочетает низкий уровень рождаемости,
характерный для высокоразвитых стран, с более низкой средней
продолжительностью жизни, которая наблюдалась в период восстановления
послевоенной Европы в конце 40-х - начале 50 гг. Таким образом, происходит
некоторое запаздывание процесса старения, которое объясняется большим
числом преждевременных смертей, особенно среди мужчин.
За годы текущего десятилетия (1991-1998гг.) численность россиян
пенсионного возраста возросла на 2,3 млн. человек, или на 8,%. Таким
образом, процесс старения населения в России продолжается несмотря на
значительное сокращение средней продолжительности жизни мужчин.
Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени
характерен для женщин. В настоящее время в структуре населения в возрасте
65 лет и более женщины составляют 69%.
Численный перевес женщин в составе населения отмечается после 35 лет и
с возрастом он все более увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение
сложилось из-за высокой половозрастной смертности мужчин. Особенно велика
преждевременная смертность мужчин в рабочих возрастах, по уровню
превышающая смертность женщин в этих возрастах более чем в 4 раза. При
сохранении в дальнейшем современной половозрастной смертности из каждой
1000 нынешних 16-летних юношей до 60 лет не доживет почти 400 человек.
Значительные диспропорции в соотношении полов в старших возрастах во многом
также обусловлены огромными людскими потерями мужской части населения во
время Великой Отечественной войны. В 1998 году в 37 регионах страны
удельный вес лиц старше трудоспособного возраста существенно превышал
численность молодежи в нетрудоспособном возрасте.
Здоровье населения

Демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется
не только прямой депопуляцией, но и резким ухудшением физического и
психического состояния здоровья населения. Положение таково, что если в
ближайшее время в этой области не произойдут положительные перемены, то
через 20 - 30 лет значительная часть россиян будет иметь серьезные проблемы
со здоровьем. За последние 10 лет рост заболеваемости отмечается среди всех
возрастных групп и по большинству классов заболеваний. При этом основную
долю составляют социально обусловленные заболевания.
Вот оценка Е. Гонтмахера - начальника Департамента социального развития
Аппарата Правительства Российской Федерации: “Причины сверхсмертности
мужчин среднего возраста - в нашей жизни, в нашей экономике. За минувшие 10
лет на долю мужчин выпало столько, сколько не набралось бы за всю
предшествующую жизнь... Мужчина у нас был главным человеком в семье, её
кормильцем... Но в 1991 - 1992 гг. ситуация изменилась. Половина мужчин “за
сорок”, потеряв зарплату и работу, а вместе с этим и свою социальную нишу,
новой не нашли. Они стали потерянным поколением. Их подкосил постоянный
стресс. Он спровоцировал массу недугов, и в первую очередь, сердечно -
сосудистые болезни. От них в большинстве случаев и умирают наши мужчины
среднего возраста...”
Число учтенных больных наркоманией и токсикоманией за этот же период
увеличилось в 9 раз и составляет 174 тыс. человек. Реально же
распространение наркомании и токсикомании значительно больше. По оценкам
подавляющего числа экспертов эта цифра должна быть увеличена как минимум в
10 раз.
По данным Минздрава России, в 1998 г. в лечебно-профилактических
учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза наблюдалось более
2,1 млн. больных. Среднедушевое потребление алкоголя в стране в 90-е годы
увеличилось до 13 литров в год (в переводе на абсолютный алкоголь). По
стандартам ВОЗ, ситуация считается опасной для генофонда нации, когда
потребление превышает 8 литров. Говоря о социально-обусловленных болезнях,
следует отметить и то, что на начало 1999 года на учете в лечебно-
профилактических учреждениях состоит 836 тыс. человек, больных сифилисом. В
расчете на 100 тыс. населения число этих больных превышает аналогичный
показатель 1990 года более чем в 40 раз.
Вдвое возросла заболеваемость туберкулезом, которая составила в 1998 г.
80 человек на 100 тыс. населения. В соответствии с критериями Всемирной
организации здравоохранения заболеваемость туберкулезом в России носит
характер эпидемии.
Особое беспокойство должно вызывать здоровье детей и беременных женщин.
Показатели материнской и младенческой смертности в Российская Федерация
резко превышают уровень развитых стран. Так по данным благотворительной
организации “За спасение детей”, которая проанализировала данные о
материнской смертности, физическом здоровье матерей и детей в 106 странах
мира, Россия находится на 27 месте, причем нашу страну опережает Казахстан
(24 место). Все большее число детей появляются на свет больными или
заболевают еще в родильном доме. В 1998 году родились больными или заболели
в родильном доме 450 новорожденных или 36% от числа родившихся. За
последние 10 лет заболеваемость новорожденных возросла более чем в 2 раза.
Болезненное состояние новорожденных во многом определяет здоровье детей
в более старших возрастах. О явном неблагополучии состояния здоровья
подрастающего поколения свидетельствует и то, что в настоящее время
примерно треть юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию,
каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков
и наркотиков. Каждый пятый ребенок дошкольного возраста страдает
хроническими заболеваниями, только 15% выпускников школ считаются
практически здоровыми.
Растет число инвалидов, причем доля лиц, получающих инвалидность в
трудоспособном возрасте, также постоянно увеличивается. Из 1,1 млн.
человек, впервые признанных инвалидами в 1998 году, 581 тыс. - люди в
трудоспособном возрасте.
Указанные явления наблюдаются на фоне очевидного ослабления
государственной политики в области охраны здоровья граждан, утраты контроля
над ситуацией, системного кризиса отечественного здравоохранения,
следствиями которого стали: снижение доступности медицинской помощи для
большинства населения; ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и
резкое ослабление профилактической работы. Бывает профилактика
преступлений, заболеваний, травматизма и т.п.) среди населения, рост
массовых заболеваний, расширение зон экологических бедствий, ухудшение
экологической безопасности; сокращение производства лекарств отечественной
медицинской фармацевтической промышленностью; недоступные большинству
населения цены на лекарства; сокращение объемов и снижение уровня научных
медико-биологических исследований; падение престижа труда ученых, врачей и
других профессиональных групп работников здравоохранения и т.д.
Потери общества в здоровье населения в значительной (но отнюдь не в
решающей) степени связаны со слабостью системы здравоохранения. Согласно
современным научным представлениям, состояние здоровья нации лишь на 10-15%
зависит от эффективности и доступности медицинских услуг. Решающее же
значение для состояния здоровья людей имеет здоровый образ жизни, состояние
окружающей среды, степень безопасности и комфортности труда и быта,
полноценное питание. На протяжении многих десятилетий в нашей стране эти
вопросы были на втором плане, а социально-экономический кризис последних
лет значительно усилил их негативное воздействие на здоровье населения
страны.


Сокращение численности населения

Под влиянием неблагоприятного сочетания демографических факторов
численность населения страны уменьшилась со 148,3 млн. человек в 1992 году
до 146,3 млн. человек в 1998 году или на 1,3 процента. Дальнейшее
уменьшение населения произошло в 1999 году, когда только за один год оно
уменьшилось на 784,5 тыс. человек, или на 0,5%. На 1 января 2000 года, по
предварительным данным, численность населения России составила 145,5 млн.
человек.
Характерной особенностью демографической ситуации в России последних
лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов. До 1990 г.
естественная убыль населения наблюдалась в только 9 регионах страны, в 1991
г. число таких регионов возросло до 29, в 1992 г. – до 43. В 1998 г.
процессы естественной убыли населения наблюдались в 68 регионах, где
проживало более 105 млн. человек (72% населения страны). В 1999 г. число
регионов, где зафиксирована естественная убыль населения возросло до 74. По
предварительным данным, в 1999 году потери численности населения за счет
естественной убыли как в абсолютном, так и в относительном выражении (в
расчете на 1000 населения) оказались самыми большими после 1992 года.
Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-
2 раза выше среднероссийского уровня) сложились в регионах Северо-Запада,
Центрального района, большинстве регионов Центрально-Черноземного района.
Все это свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде
всего коренного, русского населения в России.
Сокращение численности населения в 1998 году по сравнению с 1997 годом
отмечено в 68 из 89 субъектов Российской Федерации, где в настоящее время
проживает более 105 млн. человек (72% населения страны). Это территории
Северного, Северо-Западного и Дальневосточного районов, Центрального (кроме
Москвы), Волго-Вятского (кроме Чувашской Республики), Центрально-
Черноземного (кроме Белгородской области), Поволжского (кроме Республики
Татарстан), Восточно-Сибирского (кроме Республики Тыва и Агинского
Бурятского автономного округа) районов, а также Республика Адыгея,
Карачаево-Черкесская и Республика, Алтайский и Краснодарский края,
Кемеровская, Курганская, Омская, Пермская, Ростовская, Свердловская,
Томская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Значительные темпы
уменьшения числа жителей отмечались в Чукотском (на 4,8%), Корякском (на
2,8%), Эвенкийском (на 2,5%) автономных округах, в Магаданской, Сахалинской
областях и Таймырском автономном округе (на 2,3-1,9%), Мурманской,
Камчатской областях, Республике Саха (Якутия) (на 1,6-1,5%) и Чеченской
Республике
Возросла численность населения в 21 регионе страны. В Республиках
Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном
округе заметное увеличение числа жителей (на 1,4-0,5%) обеспечили как
естественный, так и миграционный прирост.
Только за счет превышения родившихся над умершими стало больше жителей
Кабардино-Балкарской Республики, Республики Тыва, Ямало-Ненецкого и
Агинского Бурятского автономных округов. В Чувашской и Удмуртской
республиках, республиках Татарстан, Северная Осетия-Алания, Башкортостан,
Ставропольском крае, Белгородской, Калининградской, Новосибирской,
Оренбургской, Челябинской областях и Москве увеличение численности
населения обеспечивал только приток мигрантов.
Вообще до последнего времени естественная убыль населения в
значительной мере компенсировалась за счет миграционного прироста
населения. После распада СССР в Россию перебрались свыше 880 тыс.
вынужденных переселенцев и 80 тыс. беженцев. Из них около 500 тыс. прибыли
в Россию из стран СНГ. Однако, по всей вероятности, этот источник на
ближайшую перспективу утерял свою роль значительного компенсационного
элемента. Если за 1992-1995 годы естественная убыль населения за счет
миграции была компенсирована на 70%, то за 1996-1998 годы - на 44%. А в
1999 году компенсация составила только 15 %.
На фоне сокращения численности населения в России и в ряде других стран
Европы все более значительным фактором становится непрерывный рост
населения в ряде стран Азии и Африки. 11 мая 2000 г. в Индии было
зарегистрировано рождение миллиардного жителя этой страны. По прогнозам
демографов ООН, к 2051 году в Индии будет проживать 1,6 млрд. человек. Тем
самым Индия может обогнать Китай, в котором население к тому времени
составит, по прогнозам, 1,5 млрд. человек.
Как считает сотрудник Института социальных, экономических проблем
народонаселения РАН Е.Жилинский, складывающаяся ситуация неизбежно будет
вести к переселению людей из густонаселённых районов (Азия, Африка) в
малонаселённые. Он отмечает: “Это уже ощущается в Европе, где численность
коренного населения стремительно снижается. Демографическая экспансия
коснется и России”.
В целом, общие характеристики современного демографического кризиса в
Российской Федерации можно сформулировать следующим образом.
Демографический кризис во многом предопределен тяжелыми последствиями
социальных потрясений первой половины ХХ века, а также серьезными социально-
экономическими потерями переходного периода 90-х годов. Потеря
значительного потенциала демографического роста на фоне сверхсмертности
населения России привела к убыли численности населения и ухудшению его
половозрастной структуры. Ухудшение здоровья и сохраняющийся высокий
уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, низкие
показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, особенно у
мужчин, высокая младенческая смертность, рост общей и половозрастной
заболеваемости на фоне старения и абсолютного сокращения численности
населения и одновременно падения уровня и качества жизни представляют собой
значительную угрозу национальной безопасности России.


Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России

Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а
также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать
прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в
стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о
необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении
населения, в результате которых происходит распространение модели семьи,
имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для
большинства развитых европейских стран.
Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в
целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный
прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения
смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных
изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент
рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет
значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В
период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот
период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения
женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа
родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов
рождения, численность которых ниже.
В ближайшие десять лет следует ожидать уменьшения численности лиц
моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного
возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу
начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое
снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в
послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в
трудоспособном возрасте.
Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного
возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в
дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее
развитие получит процесс демографического старения населения.
Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-
2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем
населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части
прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать
поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.
К 2005 г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет
рождения численность старшей возрастной группы должна несколько
уменьшиться. Но с 2000 г. в данную группу начнут входить и более
многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей
численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны
- к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных
пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками
достигнет 1,6 раза.
В связи с увеличением числа лиц трудоспособного возраста к 2007 г.
несколько уменьшится показатель демографической нагрузки (число лиц
трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособного), после чего
демографическая нагрузка начнет возрастать.
По мере старения населения важнейшей проблемой для экономики страны
будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение
потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной
защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не
только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за
собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли
старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на
способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.
Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы
здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие
показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших
возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет
дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в
Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15
лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от
130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится
на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн.
человек.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения
демографической ситуации в Российской Федерации
Демографическая ситуация в России требует целенаправленного
вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном,
так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения,
обеспечения его здоровья, снижения смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на
улучшение материального положения женщин в период беременности и после
рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на
увеличение воспроизводства населения.
Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были
внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение
размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение
дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в
малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем
предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости
от среднедушевого дохода семьи.
Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие
Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в
государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два
федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для
детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на
междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях
Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной
Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных
семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по
государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения
демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для
полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.
Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях
относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям
предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой,
газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести
лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского
транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.
Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8
Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более
точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения
родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их
жилой площадью и получения образования.
На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее
время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей
демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание
адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его
использования при установлении минимальных государственных гарантий
денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения
Российской Федерации.
В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской
Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О
государственной социальной помощи" определяет порядок оказания
государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй
- “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает
натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг,
необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году".
На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья
населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также
направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных
болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных
законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и
безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов
законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд
федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию.
В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”,
“Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в
Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством
Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на
улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О
мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март)
и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской
Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).
В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры,
направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области,
например, действует государственная программа “Дети Подмосковья”,
утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском
автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все
дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки
сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в
автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться
часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением
городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают
бесплатные продовольственные наборы.
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры
несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне
изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения
целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий
законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на
региональном уровне.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить
обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает
сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует
незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских
институтов российского общества.
С целью определения стратегии государственной социально -
демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг
тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на
федеральном и региональном уровнях.
Кроме того,требуется разработка Правительством Российской Федерации
совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами
Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу
страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть
мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение
уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных
гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его
получения; формирование в обществе идеологии и практики
жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное
укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению
демографической ситуации в России.
Список используемой литературы







Реферат на тему: Демографическая ситуация и социальная политика Российской Федерации

Государственная Академия Сферы Быта и Услуг
______________________________________________


Кафедра
Социологии и социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Демографическая ситуация и социальная политика
Российской Федерации.



Группа: СД 2-1

Научный руководитель: Чистякова Н.А.



Москва 1999

Содержание:

Введение 3

1. Данные о численности населения 4

1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации 4

1.2 Демографическая политика 6

2. Демографическая ситуация в Российской Федерации 7

2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения 9

3. Социальная политика Российской Федерации 12

3.1 Специфика современного российского государства как основного
социального института общества 12

3.2 Социальная политика государства 13

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Для своей курсовой работы я выбрала тему "Демографическая ситуация и
социальная политика в Российской Федерации". Эта тема интересна мне по
нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в России
очевидна для большинства населения России. Средства массовой информации,
периодически поднимая эту тему, информируют людей, приводя страшные цифры
статистики. Мы являемся наблюдателями "старения нации". Поэтому в своей
работе я постаралась раскрыть само понятие "демография", показать в числах
статистических исследований тенденции демографических процессов в России,
проанализировать ситуацию.
Во-вторых, демографическая ситуация через демографическую политику
тесно связана с социальной политикой государства. В главе, посвященной
социальной политике, я постаралась раскрыть основные принципы, аспекты и
особенности социальной политики в Российской Федерации, тем более, что эта
тема затрагивает интересы всех проживающих на территории России.

1. Данные о численности населения


Я считаю, что данная тема не будет раскрыта полностью без уточнения
самого понятия "демография". "Демография- это наука о законах
воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.
Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в
совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость,
смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры
населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов
природной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины)
уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей
численности и состава населения, а также меры по управлению
демографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и
чаще используются методы социологии и социальной психологии"[1].


1.1 Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации

Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г.
родоначальником классической политической экономии англичанином сэром
Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на
Земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим
оценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше).
Точные данные о численности населения страны дают переписи -
одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Чтобы
обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков,
которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны
с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании,
национальности и пр. Результаты переписей служат основой для
государственной социально-экономической политики, планирования
экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.
Переписи населения - чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, и поэтому
проводить их регулярно - раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только
государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы.
Побудительным мотивом проведения первых переписей населения было
упорядочение налогообложения. К середине 17 в. состоялись переписи в
Скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. - в США.
В течение 19 в. в большинстве европейских (в 1801 г. в Британии, в
1897 г. в Российской империи) и в некоторых латиноамериканских странах
впервые были получены официальные данные о численности населения.
В странах Азии впервые переписи были проведены только после второй
мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.).
Особенно остро стоит проблема учета населения в развивающихся странах,
где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов и
неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов.
Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две
противоположные тенденции: завышения численности населения, из-за
соображений престижа и занижения численности населения - в основном для
снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.

1.2 Демографическая политика

Необходимость проведения демографической политики, т. е. воздействия
государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами
мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.
Целью демографической политики является изменение или поддержка
существующих в данный период времени демографических тенденций.
В зависимости от демографической ситуации существуют два основных типа
политики: 1) направленная на повышение рождаемости (типична для
экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости
(необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление
демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического
плана, так и с нехваткой финансовых средств.

2. Демографическая ситуация в Российской Федерации


Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов,
практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность
населения - 8.5 человек на 1 кв. км. Средняя плотность населения по
европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской -
около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в
Центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.
Демографические показатели - наиболее верные (с точки зрения
объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее
глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере жизни
общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в
изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.
Численность населения Российской Федерации (по данным Госкомстата
России[2]) на конец 1997 года составила 149,4 млн. человек, в том числе
109,5 млн. горожан (73,2%) и 39,9 млн. жителей села (26,8%). В 1997 году
статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного
населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%).
Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение
общего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. человек (т.е.
уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось:
родившихся-13 и умерших-11.Уменьшение численности населения отмечается в 49
регионах страны (из 89 субъектов РФ), где проживает 61% всего населения
страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население Чукотки (на
9%), Магаданской (на 6%), Камчатской (на 3.7%), Мурманской, Сахалинской
областей.
Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии,
Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне,
Тыве, Сахе, а также Тюменской области. Общий коэффициент естественного
прироста по России в среднем равен -0,3.
Для современного этапа демографического развития России характерно
повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших
городах. Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)
- 13. Столица-Москва не является исключением. Уровень рождаемости
составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). Такая рождаемость не
обеспечивает даже простого воспроизводства населения. При этом растет общий
коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе
младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-
экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского
обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000
родившихся, - 24,4. Общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости -
3,7.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для
женщин - 71,3 года.
По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и
запустить в действие программы, способствующие повышению уровня
рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь
молодым семьям.

2.1 Демографическая политика в России: успехи и поражения

В 1995 году началась работа над глобальным проектом "Половое
воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по
народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом
Министерства образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил
финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и
двадцатой части...
Вот еще некоторые тревожные цифры (по данным ООН[3]): в 1997 году
почти 240 тысяч девушек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом
выросла среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, от 18
до 19 лет - в 56 раз. Легализовав в 1955 году аборты, Советская власть не
позаботилась предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. Клиник
планирования семьи в СССР не было. В 1972 году Минздрав СССР разослал
специальное письмо о вреде гормональных таблеток. В результате к 1990 году
меньше 19% женщин пользовались гормональными контрацептивами и
внутриматочными спиралями, а по сегодняшнюю пору из 34 миллионов россиянок
фертильного возраста 5 миллионов бесплодны - в основном из-за последствий
абортов.
Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году
возникла Российская ассоциация планирования семьи. Начала РАПС с обучения
врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС
приняла участие в разработке проекта закона "О репродуктивных правах
граждан" и в реализации федеральной программы "Планирование семьи".
Первый фактически должен был стать конституцией в области
репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно
закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование
контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для
нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права",
которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет
лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.
Федеральной программе "Планирование семьи" повезло больше: с 1994 года
она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с
названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и
взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр,
поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а
главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие
семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками,
разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты
оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в
России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие
специалисты- медики признали "Планирование семьи" одной из самых
эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.
А 2 февраля 1998 года в Госдуме "Планирование семьи" была исключена
из бюджета абсолютным большинством голосов.
Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и
втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий
год. Потом грянул кризис и программу так и не вернули.
Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России
крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики,
безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о
продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.


3. Социальная политика Российской Федерации


3.1 Специфика современного российского государства как основного
социального института общества

Содержание социальной политики заключается в деятельности государства
и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы
общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной
концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический
объект - социальные отношения.
Ясно, что социальная политика в современном мире осуществляется прежде
всего государством. Государство является одним из политических социальных
институтов как исторически сложившихся форм организации совместной
жизнедеятельности людей.
Характеризуя социальную политику современного российского государства,
надо иметь в виду и такой факт, как распад единого союзного государства и
сокращение территории российского государства, на которую распространяется
его юрисдикция.
Ситуация состоит в том, что на территориях ныне суверенных государств,
образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по
численности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионов
русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских
властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой
правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не
только положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого -
принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне является
национальным достоянием киргизского населения (напомним, что в республике
киргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке,
ущемляющий права русскоязычного населения и т.д.
Отсюда следует вывод, что социальная политика российского государства
должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российское
государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не
только своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных,
проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными
средствами соблюдения прав человека в этих государствах.
Теперь коротко об основных направлениях социальной политики
государства.

3.2 Социальная политика государства

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным
выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть
толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов
политики, направленной на управление существованием, функционированием и
развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших
составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как
дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям
между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность
отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его
непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного
человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и
прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности
определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального
и профессионального продвижения и перемещения.
Именно концентрация на указанных направлениях должна стать основой
социальной политики государства.
Ориентацию социальной политики государства можно конкретизировать по
двум линиям:
1. Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы,
социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование,
социальная помощь, социальная опека, социальный контроль и т.д.
2. Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной
защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.
Учитывая структурные элементы социальной сферы необходимо особое
внимание обратить на такие аспекты социальной политики государства, которые
связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально
существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не
соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян,
интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением
нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона
разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и
профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях,
на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни
общества, коренных изменений существующих общественно-политических и
социально-экономических отношений или их замены на противоположные по
своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша
страна.
Нынешняя социальная структура России несовершенна, в определенном
смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание
значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не
связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в
материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по
уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников.
Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных
классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного
(особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических
групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая
русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых
действий и не наблюдается.
"В свое время английский социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил
новую классификацию населения Лондона, разделив его на три класса -
"низший", "средний" и "высший", рассматривая в качестве критерия количество
комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные
критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три
класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если
иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных
тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация
широко используется социологами Запада."[4]
Следует отметить, что соотношение трех названных классов у нас и на
Западе является совершенно неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в
высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс,
который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым
многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его
удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и
политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации
общества в целом.
Представляется, что в современных условиях России социальная политика
как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе
с цель создания социальной базы управленческих государственных структур,
как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и
значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше
маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует
решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной
стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы
социального обеспечения, социальной защиты людей.
Социальная политика государства может иметь различные измерения:
экономическое, организационное, правовое, собственно социальное,
культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна
количественная и качественная характеристика проводимой государством
социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев
наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной
справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и
слоев населения с точки з

Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Корпоративні підприємства (Право)


Реферат: Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс) (Право)


Реферат: Почему Пьера и князя Андрея можно назвать лучшими людьми их времени (Литература)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Врачебный контроль и самоконтроль МГИУ (Физкультура)


Реферат: Методика организации тематических выставок в школе (Педагогика)


Реферат: Павел Александрович Флоренский (Исторические личности)


Реферат: Бухгалтерская отчетность в зарубежных странах (Международные отношения)


Реферат: Изменяется ли взгляд на проституцию в связи с изменениями половой морали? (Социология)


Реферат: Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива (Психология)


Реферат: Клиническая психология (Психология)


Реферат: Kredоts (Деньги и кредит)


Реферат: Билеты по химии (Химия)


Реферат: История главной улицы Владивостока (История)


Реферат: Человек и его потребности. Любовь (Культурология)


Реферат: Взаимозаменяемость запчастей (Транспорт)


Реферат: Государство Саманидов в Центральной и Средней Азии (История)


Реферат: Что такое лес? (Биология)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист