GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: История становления демографии и первые переписи населения в Великобритании (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История становления демографии и первые переписи населения в Великобритании (Социология)



Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева.

Институт проблем устойчивого развития

Кафедра социологии



Предмет: Демография
Вид работы: реферат
Тема:



История становления демографии и первые переписи в Великобритании.



Выполнил: Студент группы ПР-23 Запольский А.Э.
Проверил: Репина Т.М.



Москва 2001 г.
Содержание

Введение.
Промышленная революция в Англии. Потребность в науке о
народонаселении…………………………………………………………3

Основная часть
Первое демографическое исследование Джона Граунта………….3-4
Первая гражданская подушная перепись в Англии …………….4-10
Начало профессиональных всеобщих переписей…………………...10
Характеристика британского общества, основанная на материалах первых
переписей…………………………………………………… 10-12
Современность…………………………………………………………...12

Заключение
Вклад Великобритании в развитие демографии в мире…………... 12
Использованная литература……………………………… 12



Введение.

Промышленная революция в Англии. Потребность науке о народонаселении


К началу XVIII века в Великобритании происходит бурное внедрение
капиталистических отношений в общественный строй, начинается промышленный
бум. С появлением железнодорожного сообщения начинаются бурные миграции
населения в поисках более выгодного места работы и проживания, развивается
промышленность, которой требуются всё новые и новые рабочие, формируются
новые социальные классы, сильно увеличивается население (в городах – за
счёт миграции, в деревнях – за счёт уменьшения детской смертности,
улучшения материального благосостояния и, следовательно, увеличения
рождаемости). Города из «полисов» начинают преобразовываться в
«мегаполисы». В городах больше нет расслоения на богатых и бедных мещан и
купцов, так как в города приезжают и представители других социальных
классов: крестьяне, переселенцы из других городов и других национальностей,
сельские ремесленники. Происходит смешение классов и социальных групп.
Управление городом приобретает более сложный и масштабный характер:
возникают новые проблемы: канализация, промышленное снабжение топливом,
введение постоянного бесплатного медицинского обслуживания и т.д.
Появляются и новые социальные «болезни»: бродяжничество, массовые эпидемии,
детская проституция, высокий уровень преступности и т.д.
На тот момент правительства городов и страны вцелом понимало всю
серьёзность положения, и вводились новые нормативные акты, регулировавшие
юридические и экономические отношения, проводилась реформа городского
управления, вводились новые институты для контроля и управления городским
хозяйством. Но все эти нормативные акты и законы не могли реально улучшить
и контролировать ситуацию в городе без методов отслеживания миграции
населения, учёта актов гражданского состояния, смертности и рождаемости –
всего того перечня функций, которые сейчас принадлежат статистическим
органам, основывающим свою работу на методах демографии. Вот тогда в конце
XVII – начале XVIII веков в Великобритании, как самой динамично
развивавшейся стране Европы, и начинает свою историю современная
демография.


Первое демографическое исследование Джона Граунта


В январе 1662 года в Лондоне вышла в свет книга английского учёного-
самоучки Джона Граунта (1620 - 1674), имевшая длинное, как тогда было
принято, название: «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в
прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности. По
отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и
другим изменениям названного город. Сочинение Джона Граунта гражданина
Лондона»[1] Уже из названия книги виден широкий социальный замысел её
автора. В те времена, когда она писалась, в Англии нередко свирепствовала
чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели
практическое назначение и, публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали
многие, с тем, чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро
покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для
науки. Изучив ведомости о смертности и рождаемости в Лондоне за 80 лет, он
обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.
В частности, он установил, что мальчиков рождается больше, чем девочек,
причём соотношение полов среди родившихся – постоянно и составляет для
Лондона 14 к 13 (то есть мальчиков рождается на 7,7% больше, чем
девочек)[2]. Он заметил также, что и среди умерших больше мужчин, чем
женщин, что в Лондоне смертность превышает рождаемость, а прирост населения
происходит за счёт внешних миграций из села и других районов страны, что в
провинции рождаемость наоборот больше смертности, что в среднем каждый брак
даёт по 4 рождения, что числам рождений и смертей можно определить
численность населения города, а по возрастной структуре умерших –
возрастную структуру населения.
Граунт был первым, кто построил первую математическую модель (таблицу)
смертности, описывающую закономерное увеличение вероятности смерти по мере
старения людей. Ныне такая модель, конечно же, несравненно более
совершенная, нежели созданная Граунтом, является одним из главных орудий в
арсенале демографии, причём используется для анализа не только смертности,
но и брачности, рождаемости, возрастной структуры населения, для разработки
прогнозов по численности и структуре населения.
Книга Граунта была встречена тогдашней интеллектуальной элитой очень
хорошо. В течение трёх лет она переиздавалась ещё четыре раза, причём
второе издание было осуществлено уже в конце того же года, что и первое.
Книга так понравилась королю Карлу II, что уже через месяц после её
опубликования Граунт был принят в Королевское общество (т.е. в переводе на
наш язык – в академики). Более того, король распорядился, если отыщутся ещё
купцы, подобные Граунту, незамедлительно всех их принять в общество.
Тоненькая книжка Граунта (всего 90 страниц) послужила зачатием не
одной, а сразу трёх наук: статистики, социологии и демографии, которые
затем на протяжении трёх столетий выясняли между собой «родственные»
отношения – кто кому кем приходится. Но сначала прямым потомком книги
Граунта явилась политическая арифметика – наука, стремившаяся изучать
количественные (точнее, статистические) закономерности общественных явлений
и процессов


Первая гражданская подушная перепись в Англии


Краткая история переписей населения в мире.
Учёт населения с древнейших времён существовал как часть хозяйственной
статистики и совершенствовался вместе с ней Различные формы статистического
учёта земель и хозяйств, ремёсел и торговли, а вместе с ними и населения
имелись в Древнем Китае, Японии, Египте, Месопотамии, Иудее, в городах
Древней Греции и Риме. Учёты населения проводились там с финансовыми и
военными целями, чтобы знать возможное число налогоплательщиков и воинов. В
соответствии с этими целями переписи чаще всего были не всеобщими и
охватывали обычно податное мужское население. Иногда предпринимались
попытки более полного учёта состава населения. Иногда предпринимались
попытки более полного учёта состава населения. Так в Древнем Риме при
императоре Сервии Тулии (1 в. до н. э.) взимались пожертвования храмам с
каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и
возраста. Подсчёт монет давал общую численность населения с распределением
по полу и возрастным группам.
В средние века похозяйственные переписи и писцовые книги получили
повсеместное распространение в государствах Западной Европы (А с XV века и
в России). Наряду с описанием земель и имуществ в них имелись сведения и о
населении. Сведения эти были скудными, в них, как правило, указывалось
только число хозяйств (или семейств). Установить же численность населения,
а тем более его структуру можно было лишь с большим трудом.
Лишь к середине XVIII века вместе с развитием капитализма и развитием
рыночных отношений расширяется потребность в информации о численности и
структуре населения. C 1749 года регулярно стали проводится учёты населения
в Швеции. История регулярных всеобщих переписей начинается с переписи 1790
года в США, а с 1801 года одновременно в Англии, Шотландии, Франции, Дании
и Норвегии. Первая наиболее подходящая под современное научное понятие о
переписи была проведена в Бельгии виднейшим учёным того времени Адольфом
Кетле (1796 - 1874). Её особенность заключалась в том, что она была
одновременной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в
том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по
документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством
также было и проведение этой переписи специально подготовленными
регистраторами (счётчиками), а не административными чиновниками, как это
происходило раньше.


Перепись 1701 года в графстве Стаффорд, Англия.

Как известно первая национальная перепись, которая сделала общенародным
достоянием численность и состав населения Великобритании, была проведена в
1841. Менее известен тот факт, что подобная менее масштабная перепись была
проведена в округе Стоук-на-Трент в графстве Стаффорд. По сути, эта
перепись была идентична переписи, проведённой А. Кетле, но из-за её
древности и маленьким масштабам о ней мало что известно.[3] Перепись
населения городов в более ранние времена иногда проводилась по различным
причинам, однако, данные о такой переписи, датировавшейся 2ым июня 1701,
существует только для Стоук-на-Трент.

Предварительная часть.
Начало переписи в Стоук-на-Трент датировано 2ым июня 1701. Описание
переписи содержится на первых 40 страницах кватроформатного бумажного
буклета с 72 страницами. Перепись начинается с даты и краткого описания
области проведения переписи.

Проведение переписи 2-ого июня 1701.
Перепись проходила согласно следующим правилам. Семьи, состоящие из
двух или более людей, перечисляются в определённой последовательности.
Люди, живущие одни, не перечисляются, но они внесены в список в
последовательности между семьями. Вопросы анкеты были следующими: полные
имена опрашиваемых, возраст, семейное положение. Дополнительная информация
также дается для некоторых людей, и касалась их рода занятий, судимостей и
псевдонимов. Наконец, число опрашиваемых, живущих в каждом семействе,
показано в таблице 1. Домашнее хозяйство Пенхалл: семейство состоит из
Элизабет Хаттон, вдовы, ее двух детей: Джейн и Элизабет, приёмного сына
Элизабет (мл) Абигейла и сына Джейн Хаттон - Уильяма. Схема переписи
выглядела так.

Таблица 1: Хозяйство Пенхалл 17

Элизабет Хаттон Вдова 64 года

Джейн Хаттон ) дочь 31

Элизабет Хаттон (мл) ) 20

Абигейл Хаттон ) приёмный сын 5

Уильям Хаттон ) сын Джейн Хаттон 2

Перепись была подготовлена по инициативе Томаса Аллена – мера города
Стоук-на-Тренте, руководившего городом с 1697 до 1732. Томас Аллен был
уроженцем этого города, он был молод во время его назначения на этот пост,
и кажется, был очень активным и способным. Хотя Томас Аллен и был,
вероятно, человеком, инициировавшим эту перепись, главным её проводником
был его викарий - Джон Вард, и клерк округа, Джон Поулсон.


О чём говорит перепись?

Наконец, мы посмотрим то, что перепись сообщает нам относительно жизни
в Стоук-на-Тренте в начале 1700-ых. Таблица 2 показывает число людей и
семей в каждом районе. Здесь мы видим, что Шелтон с населением в 500
человек, живших в 108 семьях, имел самое большое население, и Сибридж с
населением в 77 человек, живших в 19 семьях имел самое маленькое
население. Средняя численность семей в области в целом была около 4.4
людей. Но цифры разнились от 3.9 в Фэнтон Кальверт к 4.6 в Шелтон.


Таблица 2. Население каждого района

Район Население Семьи Средняя численность семей


Пенхалл 420 95 4.4

Клейтон 105 26 4.0

Сибридж 77 19 4.1

Шелтон 500 108 4.6

Хенлей 327 74 4.4

Фентон Кальверт 200 51 3.9


Все 1629 373 4.4

Средний показатель численности семей показывает, что в среднем размер
семей в каждом из районов не превышал 4 человек. Имелось 23 человека-
одиночки, а в одной из семей было аж тринадцать людей. Работа в гос. архиве
в Кембридже по исследованию истории населения и социальной структуры
населения Великобритании говорит о том, что размер семей в Стоук-на-Тренте
заметно не отличался от показателей в других переписях округа, выполненных
в Англии и Уэльсе в это время. Средний размер семей в Стоук-на-Тренте,
~4.4 людей на семью, почти не отличается от цифры, зафиксированной в
Лондоне в 1662-1712, составившей 4,3 человека на семью. Возможно, наиболее
интересным открытием стало то, что основным типом семьи, преобладавшим в до-
индустриальной Англии, был простейший тип семьи, состоявшей из Отца, Матери
и детей. Большие же семьи, состоявшие ещё и из внуков, дядей, тётей,
бабушек и дедушек, были сравнительно редкими, хотя много семей содержали
квартирантов и служащих. Детальный анализ переписи показывает нам, что это
было характерно и для Стоук-на-Тренте тоже. Приблизительно 70.2 % семей
составляли простейшие семьи и только 13.9 % семей содержал три поколения.

Статистика численности семей представлена на рис. 1



Рис. 1


Таблица 3 показывает число женщин и мужчин, живших в каждом из районов.
В области в целом было 848 женщин и 770 мужчин. Пол одиннадцати
индивидуумов неизвестен, потому что их имена не были занесены в список. В
двух самых маленьких районах (Клейтон и Сибридж) число мужчин и женщин было
примерно равным. В других четырех районах количество женщин вцелом было
больше количества мужчин.

Таблица 3: Половая структура

Женщины Мужчины Нет данных Total

Пенхалл 230 189 1
420

Клейтон 53 52
105

Сибридж 38 38 1
77

Шелтон 257 243
500

Хенлей 168 153 6
327

Фентон Кальверт 102 95 3 200


Все 848 770 11
1629
Рис. 2


Рисунок 2 показывает половую структуру области в целом. Здесь мы видим,
что, как в Англии в целом в это время, почти четверо из десяти детей были
младше 15 лет. Примерно половина населения была в возрасте после 21 года, и
средний возраст населения составлял 25.8 лет. Что особенно интересно в
структуре пирамиды возраста / пола – это выпуклость в возрасте 25-34 лет.
Этому можно было бы дать объяснение посторонними, перемещающимися в округе
молодыми людьми в поиске работы.


Предпочтения британцев в личных именах

Перепись также сообщает нам много относительно самых популярных именах,
которые британцы давали своим детям в конце семнадцатого и начале
восемнадцатого веков. Взгляд на переписи показывает, что большинство людей
назвало их детей в честь библейских героев. Также очевидно, что выбор имён,
используемых родителями был намного меньше чем сегодня. Таким образом,
почти половина женщин и больше чем половина мужчин носили только три имени.
Наиболее популярные женские имена: Мэри (20.8 %), Элизабет (14.0 %) и Энн
(13.6 %), и наиболее популярные мужские имена: Джон (23.6 %), Томас (16.5
%) и Уильям (12.6 %). Среди наиболее необычных имен были Мераб, Дамарис,
Серавес и Ньютон.

Копии переписи в Stoke-upon-Trent Округа Stafford могут быть получены в
Библиотеке Уильяма Салта в графстве Stafford.



Начало профессиональных всеобщих переписей


Начиная с 1801, и за исключением 1941, переписи проводились в Англии
каждые десять лет. Первые четыре переписи были немного больше чем простые
«переклички» населения. В 1841 была проведена первая современная перепись.
Каждый домовладелец был обязан указать себя в опросном листе переписи, дать
адрес домашнего хозяйства, имя, возраст, пол, род занятий и место рождения
каждого человека, живущего в его или ее доме. В 1851 домовладельцев
попросили дать более точные данные о месте рождения каждого жильца дома,
заявлять их отношения к нему или ей, семейному положению и характеру
(природе) любых трудностей, от которых они, возможно, страдали. Кроме
нескольких случаев основная структура переписи не изменялась до 1891.
Домовладельцев тогда спрашивали, сколько комнат занимает все члены семьи
вместе взятые. Дополнительные профессиональные данные были собраны в
Уэльсе, где людей спрашивали о том, говорят ли они на Уэльсском языке.

После сбора списков они были скопированы в книги переписей. Потом
результаты переписей посылались в Лондон, где клерки использовали их, чтобы
вычислить различную местную и национальную статистику. Хотя первоначальные
списки переписей были утеряны, сами данные сохранялись. После долгого
бесполезного нахождения в архивах библиотек и книгохранилищ эти первые
переписи были обнародованы, и мы их сейчас рассматриваем как наглядный
пример жизни Великобритании в XIX веке.

Характеристика британского общества, основанная на материалах первых
переписей (C 1841 г.).

1) Неграмотность. К сожалению переписи викторианского периода были
проведены в то время, когда до половины взрослого населения было
неграмотным или полунеграмотным. Поэтому довольно многочисленная часть
населения не могла читать и интерпретировать инструкции, и из-за этого было
дано довольно большое количество неточной информации. Кроме того, из-за
плохой грамотности и плохого почерка переписчики искажали и в некоторых
случаях просто не могли прочесть полученную информацию. Это, в свою
очередь, вело бы к ошибкам транскрипции.


3) Адреса. Идентификация индивидуальных адресов – была частой проблемой
счётчиков того времени. В городах немного зданий имели номера. Эта ситуация
сохранялась до конца XIX столетия. В некоторых названиях улиц и номерах
домов не было системы и логики, всё было подчинено хаотическому беспорядку.
В сельских районах адреса часто были ещё более неопределённы или даже не
даны вообще.

4) Имена собственные. Немало проблем существовало в сфере личных имен, хотя
должно быть упомянуто то, что запись фамилий только после 1837 постепенно
стала стандартизированной, когда акты о рождении, браке и смерти стали
заноситься в официальные статистические книги.

5) Возраст респондентов. В начале позапрошлого столетия много людей не
знали своего точного возраста, поэтому к данным о возрасте старшего
поколения надо обращаться с некоторым предостережением. Кроме того,
одновременно, когда возраст совершеннолетия был 21 год люди, не достигшие
этого возраста, часто пытались фальсифицировать их возрасты, чтобы
арендовать помещение и выступать в договорах как совершеннолетние. Подобно
и возраст детских рабочих фальсифицировался, чтобы обойти различные
фабричные законы и нормы. Чарльзу Шав, например, рожденному в Танстолле в
1832 прописывают возраст в одиннадцать лет, хотя он 1841 года рождения.
Андерсон (1972: 75) исследовал точность возрастных данных, сопоставляя
людей в различных переписях. Он заключил, что возрастные данные являются
справедливыми и точными, а те ошибки с фальсификацией возраста он нашел
незначительными из-за маленькой разницы в датах.

11) Род занятий. Множество проблем существует в интерпретации
профессиональных данных: a) Точность и определённость названий профессии
была очень маленькой: (резчик по дереву мог быть записан и как стекольщик и
как фрезеровщик; б) Очень часто путались функции на предприятии. Пекарь мог
быть назван продавцом хлеба и наоборот. Более фундаментальные проблемы
существуют в использовании профессиональных данных для женщин и детей.
Хиггс (1987) полагает, что занятия многих женщин, и особенно в части
разовой работы или работы по дому, не были зарегистрированы в переписи.
Совокупная статистика переписи, изданная в двух сборниках 1841 и 1851
годов, говорит, что занятость детей была часто умалчиваема.

12) Место рождения. Андерсон (1972: 75) смотрел на последовательность
данных места рождения в Престоне в переписях 1851 и 1861 годов. Он нашел,
что несоответствия существовали примерно в 14 % случаев, но в половине этих
случаев, несоответствия имели тенденцию быть незначительными. Одно
несоответствие, найденное автором, касалось женщин. В одной переписи они
были указаны как родившиеся в Ирландии в 1881 году, а в другой переписи как
в 1891 году.

13) Медицинские неточности. Наименее точные данные были собранны по
медицинским вопросам. Вопросы были плохо сформулированы, и данные ответы
имеют часто небольшое использование. Хиггс (1989: 76) указывает на то, что
изучение в Уэльсе показало следующее. В переписи 1891 года люди очень редко
указывали, что в их семье есть «дебил» от рождения. Когда же в 1901 году
формулировка сменилась на слово «дурак» количество ответов с указанием
этого пункта резко возросло.


Современность


На данный момент переписи населения в Англии проводятся каждые десять лет,
единственный раз, когда перепись не проводилась был год 1941.
Великобритания наряду с США делят пальму первенства в количестве и
регулярности проведения всеобщих переписей. Правда, в США регулярные
переписи начали проводиться только с 1790 года, но ещё не было
зафиксировано смены периодичности. И в той и другой стране они проводятся
каждые десять лет.



Заключение

Переоценить вклад Великобритании в становление и развитие демографии
трудно. Начиная с XVII века, Великобритания бурно и эффективно развивала
демографию на всех стадиях её развития. Будучи самой динамично
развивающейся страной в Европе, Великобритания подавала пример всем другим
странам Западной Европы. Благодаря бережному и внимательному отношению к
архивам и истории своего государства демографы, социологи, студенты и
просто все интересующиеся могут получить полную информацию о самых ранних
научных демографических работах в Великобритании.



Использованная литература.
1.) Higgs, E. (1996) A Clearer Sense of the Census. London.

2.) По материалам сайта Стаффордширского университета
http://www.staffs.ac.uk/schools/humanities_and_soc_sciences/census/cebs.htm

3.) Борисов В.А (2001) «Демография»

-----------------------
[1]Graunt J. Natural and Political Observations Mentioned in a following
Index, and made upon the Bills of Morality. With reference to the
Government, Ayre, Difeales, and feveral Changes of the faid City. By John
Graunt, Citizen of London. London. Printed by The Roycroft, for John
Martin, James Allestry, and Dicas, at the Sign of the Bell in St. Pauls
Church-yard. MDCLXII.
[2] На самом деле, как выяснилось позднее, соотношение несколько иное:
мальчиков примерно на 5% больше, чем девочек; вероятно, общее число
рождений, попавших в поле зрения Граунта, было недостаточным для проявления
закономерности, ну да ладно, разница не слишком велика

[3] Только просмотрев десятки упоминаний о первых переписях в Англии, я
наткнулся на архив Стаффордширского Университета, где была подробно описана
первая (сохранившаяся!) перепись населения, проводившаяся в Англии.
Переведено с оригинала обзора, размещённого на сайте университета

-----------------------
[pic]

[pic]






Реферат на тему: История становления и развития социологии


История становления и развития социологии


История становления учений об обществе. Возникновение социологии.


Классический период в развитии социологии.


Социология в России.


Развитие социологии в современных условиях.


1. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков
человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже
прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не
выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда
обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или
личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и
отражения действительности?» и возникают представления о социальном
равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали
отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание
неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его
структуры складываются представления о неизбежности социального
неравенства.
В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности
социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его
необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок,
заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды,
Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и
религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в
преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.
На Западе социальная мысль достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до
н. э. в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля, в учениях которых
оформились два важнейших вправления, взаимодействовавших на протяжении всей
истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета
общего (при разном масштабе общности), общественного интереса. Оно
представлено прежде всего учением Платона, рассматривающим эту идею в
знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному
человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и
вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала
(совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют
три сословия — правители, воины и производители (ремесленники,
земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое
сословие занималось своим делом. Неравенство с помощью «благородного
вымысла» обосновывается как естественное, исходно предопределенное: хотя
все люди рождены землей, но у одних примешано золото, значит, они должны
править; у других — серебро, и посему они становятся воинами; у третьих
примешаны железо и медь, они призваны быть производителями. Все сословия
служат сохранению единства, стабильности общества. Государство, полагал
Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а
подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном
государстве социальное неравенство является средством поддержания
социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями.
«Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не
отдельная личность, и даже не класс, а только все общество, все государство
в целом. Утопия Платона — не теория индивидуальной свободы граждан, а
теория тотальной свободы — свободы государства в его совокупности,
целостности, неделимости».[1]. Целостность государства у него основана на
тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу
этого государства.
Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности,
индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний
критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных
интересов и защищая право личности на индивидуальность. «Дело в том, —
писал Аристотель, — что должно требовать относительного, а не абсолютного
единства как семьи, так и, государства», ибо «каждый человек сам себе более
всего друг и должен любить более всего самого себя». Чрезмерное стремление
к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и
детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к
бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает
политический кризис.
В этих направлениях древнегреческая мысль отразила фундаментальное
противоречие социальной жизни и внутренней жизни индивида — противоречивое
единство общественного и индивидуального. Представители каждого направления
вплоть до настоящего времени отстаивают свое право быть «проводником»
человечества на пути к лучшему будущему, формируя его специфический образ.
Если мыслителям первого направления свойственно представление о лучшем
будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем его членов на
ответственность за судьбу целого, то для ученых второго — характерна
выработка социального идеала, в котором лучшее будущее обозначается как
динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее его членов на
открытость, свободу, ответственность за собственную судьбу. Мыслители,
отстаивавшие приоритет общественного интереса над личным, в социальной
политике делали акцент на идее «равенства равных», сторонникам же
приоритета индивидуального интереса над общественным более важным
представлялось решение задачи обеспечения «неравенства неравных». Таким
образом, оба направления социальной мысли обосновывали оправданность
неравенства, но расставляли разные акценты.
Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство,
возникшее в середине I в. н. э. Первоначальная идеологическая ориентация
ранних христиан характеризовалась идеями не только нравственного
обновления, но и революционного переустройства общества на основе
ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться.
Однако во второй половине II—III вв., когда христианство утверждалось в
качестве официальной идеологии Римской империи, толкователи Библии
усиливают непротивленческий аспект христианства, идею божественного
происхождения власти, ориентацию прихожан на потустороннее воздаяние за
земные страдания. Так постепенно демократизм раннего христианства был
отодвинут на периферию религиозного сознания, хотя к социально-политическим
идеям раннего христианства обращались впоследствии и еретические движения,
и социалисты-утописты.
* * *
В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется
преимущественно под контролем системы нравственных, религиозных норм, что
оказало влияние и на развитие социальной мысли.
Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли
этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию»
раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение
Фомы (томизм) стало важным шагом в укреплении духовной власти католицизма
над развитием социальной жизни (в 1879 г. это учение было объявлено
«единственно истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию
католицизма. Идейное оформление Реформация получила в учениях М. Лютера, У.
Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-буржуазное направление, и Т.
Мюнцера, вождя народной Реформации. Важнейшая идея Реформации —
необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества
церковной иерархии.
Реформация оказала серьезное влияние на развитие социально-критического
мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового
государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозных
представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в
хозяйственной практике. М. Вебер раскрыл воздействие на процесс становления
европейского капитализма протестантского религиозно-этического комплекса,
обеспечившего воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость,
честность, расчетливость. В социальной мысли на новом уровне возрождается
противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета
индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра
идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.
Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в.
постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как
идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического
социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в
«Утопии» общество, в котором нет частной собственности, обобществлены
производство и быт, а труд является обязательным для всех.
Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность («овцы съели
людей»), социалисты-утописты считали идеальным такое общество, в котором
осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не
знающей товарно-денежных отношений. Но они не смогли найти стимулы к труду
в обществе без конкуренции, частной собственности и самоорганизации
экономической жизни. Главное — ставка на прямое государственное
регулирование и социальный контроль.
Таким образом, при переходе от Средневековья к Новому времени
взаимодействие двух направлений в решении основного вопроса социологии
постепенно начинает обретать форму борьбы индивидуалистической
(либеральной) и социалистической доктрин в качестве основных элементов
идеологий двух нарождающихся классов буржуазного общества.
В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л.
Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.) получили дальнейшее развитие
учения об обществе, принципах его совершенствования; оформилась так
называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм
несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования
личности и общества. Представители утопического социализма Ж. Мелье,
Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного
преодоления неравенства, установления общественной собственности путем
народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и
угнетения.
Начало XIX в. является кануном возникновения социологии как
самостоятельной науки. В это время оформились экономические, социально-
политические, теоретические предпосылки ее выделения в самостоятельную
отрасль знания. Интенсификация экономической жизни способствовала усилению
конфликтности во взаимоотношениях буржуазии и пролетариата, что выражалось
в активных выступлениях рабочих (чартистское движение, восстания лионских,
силезских ткачей и др.). Массовые действия одного класса и противодействие
им со стороны другого класса вели к выработке оформленного классового
сознания. Нестабильность производственных отношений порождала потребность в
оптимальных, научно обоснованных путях ее преодоления и создания социальной
обстановки, в наибольшей степени благоприятствующей развитию экономики.
Социально-политическая жизнь на рубеже XVIII и XIX вв. определялась
влиянием Великой Французской революции. Революция, провозгласившая лозунг
«Свобода! Равенство! Братство!», обнаружила иллюзорность консолидирующих
идей Просвещения и отразилась в социально-политической мысли поляризацией
теорий. В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма
выступили социалисты-утописты А. К. Сен-Симон (1760—1825 гг.), Ш. Фурье
,1772—1837 гг.), Р. Оуэн (1771 — 1858 гг.). Конструируя идеал
социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации
справедливого общества.
Параллельно с распространением социалистических идей активно
развивалась идеология либерализма, в которой идея свободы личности (нации,
класса) рассматривалась как главное условие функционирования и прогресса
общества. Государство («ночной сторож») признавалось средством обеспечения
безопасности личности, неприкосновенности частной собственности, свободы
слова, предпринимательства, совести, мнений, но оно не должно было
обременять себя вмешательством в экономическую жизнь. В рамках концепции
либерализма оптимальное регулирование социально-экономических отношений
рассматривалось как спонтанное, осуществляемое через механизм свободного
рынка. Концепции либерализма в этот период разрабатывали И. Бентам
(1748—1832 гг.), Дж. Остин (1790—1859 гг.) и другие. Их социально-
политические представления опирались на созданную А. Смитом (1723—1790 гг.)
теорию экономического либерализма.
К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии
следует отнести Сен-Симона с его концепцией социальной физики, согласно
которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное
движение человечества от низших общественных форм к высшим; Фюстеля де
Куланжа (1830—1889 гг.), сделавшего попытку вывести некоторые
социологические закономерности реального социального процесса на основе
обобщения исторического материала, уделяя особое внимание точности и
надежности первичной информации; А. Кетле (1796 — 1874 гг.), развившего
статистический метод как инструмент количественного анализа социальных
процессов и явлений.
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука.
Ее родоначальник О. Конт (1789— 1857 гг.) свое учение, основными частями
которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы
в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности
социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле
уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение
социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на
фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений.
Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений,
стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук
и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни. Анализируя
проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт считал, что только
общество и его социальные институты являются полноправными субъектами
социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества.
Семья, а не индивид, утверждал он, составляет ту простейшую целостность,
сумма которых образует общество. О. Конт по праву считается «отцом»
социологии, поскольку дал науке название, помог определить ее место среди
других наук, наметил контуры предмета социологии.
Учение О. Конта получило дальнейшее развитие в социологических
концепциях Г. Спенсера (1820—1903 гг.). Их главная идея — изменчивость
общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением
общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением
труда. Развитое общество, по Спенсеру, — сложная организация с относительно
автономными системами: регулятивной, производящей средства для жизни и
распределительной. В главном труде «Основания социологии» Спенсер проводит
аналогию между биологическим и социальным организмами и утверждает, что для
того и другого свойственна борьба за существование, являющаяся одним из
главных принципов социального бытия. Весьма значительным в социальном
прогрессе он считал переход от общества, в котором личность целиком
подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный
организм (государство) лишь способствует саморегуляции индивидов.
2. На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет
теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших
классическими. Данный период — это своего рода социологическое «осевое
время». Поэтому внимание к нему особенно пристальное. Анализ классического
периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации
созданных в это время социологических теорий, определения принципа их
структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные
подходы.
Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической
концепции с другими науками (определение неизвестного через известное).
Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л. Гумплович,
Г. Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества
к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы
естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее
приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни;
социальный механицизм, сторонники которого (А. Кетле, Г. Кэри, В. Парето и
др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека,
распространяя на них закономерности, установленные в физических науках;
географическое направление в социологии (Г. Бокль, Л. И. Мечников, ф.
Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории
общества; психологическое направление (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г.
Тард, Ч. Кули и др.), представители которого стремились сводить
общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех
общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения
индивида или общности. Рассматриваются в истории социологии и другие
направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые,
классические социологические концепции.
Мы попробуем применить иной принцип классификации — региональный. (Этот
принцип используется при изучении истории социологии недостаточно
последовательно.) В его основе чрезвычайно актуализировавшийся во второй
половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса,
при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие
национальных, региональных социологических школ. На рубеже XIX и XX вв.
вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких
социологических школ, как немецкая, французская, русская, американская и
др. Мы остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших
основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные
фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М. Вебера (1864—1920 гг.),
социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние
на развитие социологии. Хотя эти теории создавались не одновременно, они
находятся как бы в заочном споре. Социологическая теория К. Маркса
определяется историками социологии как теория экономического детерминизма,
поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в целом он
видел в экономических отношениях. Эта позиция является основой методологии
марксистской социологии — исторического материализма — использование
которой позволяет рассмотреть развитие общества как естественно-
исторический, объективный процесс смены общественно-экономических формаций.
Не отрицая некоторого влияния на экономику политической и духовной жизни
общества, марксистская социология, однако, недвусмысленно определяет
иерархию сфер общественной жизни: экономическая — детерминирующая,
социально-политическая и духовная — детерминируемые. В работах Маркса
вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику, создана
своеобразная системная теоретическая картина жизни общества, описаны ее
перспективы, в которых развиты социалистические представления о целях
общественного движения. В связи с этим теория Маркса приобрела много
активных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии.
Принципиально иной подход при объяснении причин и логики общественного
развития использовал М. Вебер, основоположник понимающей социологии и
теории социального действия. В работе «Протестантская этика и дух
капитализма» выработанная Вебером методология анализа социальных явлений
получила наиболее отчетливое выражение. Здесь социолог показывает логику
развития процесса рационализации общества — процесса, определяющего
сущность перехода от аграрного общества к индустриальному. Рационализация
начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной
сфере (возникновение протестантской этики как процесс рационализации
христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным
возникновение новых (буржуазных) социально-политических и экономических
структур. Вебер, таким образом, намечает альтернативный марксову способ
анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности
утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается в положении
детерминируемой духовной сферой. Однако в работах Вебера основные понятия
(«идеальный тип», «социальное действие») разрабатываются как внутренне
противоречивые, что нашло отражение в перипетиях последующей теоретической
судьбы его социологической концепции. Социология Вебера оказала решающее
воздействие на формирование основных альтернативных школ современной
социологии, на рубеже 70—80-х годов вновь возросший интерес к Веберу
получил название «веберовского ренессанса», но и до сих пор его теория
служит источником полемики и конфронтации по основным теоретико-
методологическим проблемам социологического знания.
Взаимодействие социологических теорий Маркса и Вебера определяет
своеобразие немецкой социологической школы классического периода. При этом
более обстоятельный анализ предполагал бы не только расширить изложение
этих теорий, но и дополнить их рассмотрением социологических взглядов таких
крупных немецких социологов, как Ф. Теннис (1855—1936 гг.), один из первых
представивший социологию как многоуровневую науку, выделивший чистую,
прикладную и эмпирическую социологию; а также Г. Зиммель (1858—1918 гг.),
осуществивший анализ форм социального взаимодействия, носящих «сквозной»
для человечества характер (конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет,
договор и др.), что оказало серьезное влияние на становление современной
социологии.
Характеризуя французскую социологическую школу классического периода,
выделим концепции двух исследователей — Э. Дюркгейма (1858—1917 гг.) и Г.
Тарда (1843— 1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу
социологии, специфически модифицированному: что является исходной
социальной реальностью — индивид или общество?
Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он
считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел
ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием
простых психических механизмов, главным из которых является подражание.
Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов:
первый — индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего
создаются язык, хозяйство, правительство, религия и т. д.), а второй —
подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Взаимодействие
этих процессов сравнивается с бросанием камней в воду и движением кругов по
воде (новые открытия — новые волны подражания и т. д.). Цель социологии, по
Тарду, открывать повторяемость социальных фактов. Вспомогательной наукой
является статистика, Учитывающая количество повторений, вызванных каждым
творческим актом. Задачу социологической науки Тард видел в изучении
законов подражания, благодаря которым общество поддерживает свое целостное
существование и развивается по мере возникновения и распространения
изобретений.
Социологическая теория Дюркгейма, центральной фигуры французской
социологической школы, наиболее активно содействовавшей институционализации
социологии во Франции, основывалась на концепции коллективных представлений
и была направлена против психологизма Тарда. В определении предмета
социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности — реальности
«социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и
оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму,
— это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над
индивидом. Систематизация данных представлений осуществлена социологом в
концепции социологизма как противоположной концепциям индивидуалистическим,
теории социальной атомизации. Разрабатывая проблему специфического метода
социологии, Дюркгейм обосновывал принципы объективизма и эмпиризма в
исследовании социальных фактов, при проведении социологических
исследований. В осуществляемых исследованиях центральной являлась проблема
соотношения «механической» и «органической» форм социальных связей, форм
солидарности, вторая из которых возникает на основе разделения труда. По
мере совершенствования системы разделения труда должна развиваться
«органичность» солидарности членов общества. Однако Дюркгейм отразил в
своей теории несовершенство буржуазного общества, нарушения в нем
социальных связей, приводящие к кризису личности — к социальной аномии и
самоубийству. Выход Дюркгейм видел в создании новых органов общественной
солидарности, которые он называл профессиональными корпорациями и которые
должны были выполнять производственные и культурные социальные функции.
Таким образом, в концепциях Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно
социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного
вопроса социологии.
Прежде чем перейти к рассмотрению русской социологической школы, дадим
краткую характеристику процесса становления социологической школы в США,
развитие которой явилось в дальнейшем наиболее яркой страницей истории
социологии постклассического периода. На рубеже XIX и XX вв. в американской
социологии осуществляются ассимиляция европейских социологических теорий и
выработка специфического ракурса анализа социальной реальности. Самое
пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его
неоднородности. Практически во всех теориях американских социологов,
обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой
науки, произошел постепенный переход в области проблематики социологической
теории — от истолкования социальных процессов в их единстве, от изучения
общества как целого (такой подход вслед за В. Дильтеем стал определяться
как псевдонаучная алхимия) к исследованию социальных групп, от создания
метатеорий к созданию теорий сугубо специализированных. Практичность как
одна из доминирующих черт национального характера отразилась на
направленности исследований в рамках американской социологической школы.
Такого рода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии
социологических концепций У. Самнера (1840—1910 гг.) (от следования теории
Г. Спенсера, социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа»,
«они — группа», анализу влияния этнической группы на оценку человеком
окружающего мира); А. Смолла (1854—1926 гг.) (от социального дарвинизма к
обоснованию необходимости выражения социологических выводов в «социальных
технологиях», призванных способствовать улучшению социальных институтов);
Ч. Кули (1864—1929 гг.), преодолевшего биологический детерминизм и
явившегося одним из основоположников теории малых групп; Ф. Гиддингса
(1855—1931 гг.), эволюционировавшего от следования Г. Спенсеру и Г. Тарду к
активной разработке новых концепций позитивизма, рассмотрению объекта
социологии как «плюралистического поведения» индивидов, формированию
эмпирической социологии США; Э. Росса (1866— 1951 гг.) (от следования
социологии Э. Дюркгейма к созданию своеобразной теории социального
контроля, в рамках которой соотносится внутренний этический контроль
индивида над своим поведением и внешний индивиду политический контроль) и
других американских социологов. В американской социологии развитие шло в
направлении ослабления интереса к общей социологической теории и перехода к
частным эмпирическим исследованиям.
3. Обратимся к истории отечественной социологической школы. Становление
российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы,
что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как
было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского общества
проблемы — проблемы целостности огромной страны, создания из
разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого
общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и
развития россиян. Анализ этой проблемы начат в XI в. в «Слове о законе и
благодати» Иллариона и продолжается по сей день. Он присущ изучению
общественного устройства В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым, А. Н.
Радищевым, декабристами, западниками и славянофилами, революционерами-
демократами, А. И. Герценым, блестящей плеядой русских философов рубежа XIX-
XX вв.
Данный анализ явился организующим при формировании во второй половине
XIX в. русской социологической школы. С основными идеями О. Конта русская
публика знакомилась по публикациям В. А. Милютина, П. Л. Лаврова, Д. И.
Писарева, Е. В. Де Роберти практически одновременно с европейской. Авторы
этих статей (среди них в качестве одного из первых русских социологов и
родоначальника особого «субъективного» направления, рассматривавшего
укрепление солидарности как закономерность развития общества, следует
выделить П. Л. Лаврова) относились весьма критично к концепции основателя
социологии и давали ей собственную оценку.
Н. К. Михайловский (1842—1904 гг.) одним из первых обобщил явления
психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-
психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория
«героя и толпы»), явился одним из создателей субъективной социологии,
автором «субъективного метода» в социологии. Данный метод исключает
беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического
анализа, отделение социологии от этики, социолог-наблюдатель не может, по
Михайловскому, не ставить себя в положение наблюдаемого. Социальный идеал
Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое
только при преодолении «разнородности» общества, торжество личного начала
видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.
Религиозно-консервативное панславистское течение в русской социологии
представлено Н. Я. Данилевским (1822—1885 гг.), выдвинувшим в работе
«Россия и Европа» теорию обособленных культурно-исторических типов
(цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым
перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал
«славянский», наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была
подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.
На начальном этапе становления социологии в России (60—80-е годы XIX
в.) развивались одновременно два направления — объективная и субъективная
школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до
начала XX в.
Школа русского объективизма оформлена в трудах М. М. Ковалевского (1851
— 1916 гг.), Е. В. Де Роберти (1843—1915 гг.), П. Ф. Лилиенфельда
(1829—1903 гг.), А. И. Стронина (1827—1889 гг.) и др. В центре
социологической концепции Ковалевского — учение о солидарности как основе
общественного процесса. Он одним из первых применил сравнительно-
исторический метод в социологии, подходя к социальным процессам с точки
зрения анализа своеобразия каждого цивилизационного уклада.
В 80-е годы XIX в. в российской социологии наиболее активно развивались
неокантианские, антипозитивистские идеи — в трудах Б. А. Кистяковского, В.
М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве.
Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением
неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин). В отличие
от позитивизма 60-х годов XIX в., который исходным моментом
социологического анализа считал «факт», неопозитивизм начала XX в. делает
акцент на законах функционирования социальных структур, институтов,
явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических
исследований, а с другой — теоретических обоснований, так как само
вычленение того или иного социального процесса или социального института
должно быть теоретически обосновано.
Один из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин
(1889—1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в.
Ученик М. М. Ковалевского, основателя русской социологической школы,
Сорокин еще до 1922 г. (года высылки из России) вполне сформировал свою
социологическую позицию, отраженную в двухтомной «Системе социологии»,
изданной в 1920 г. Этот труд явился основой для разработки им в дальнейшем
теории социальной стратификации и мобильности.
До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из
ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета
Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ
современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Здесь он осуществляет
анализ социокультурной динамики, стремясь проследить всемирно-историческое
развитие человечества и возникновение социокультурной «суперсистемы».
Сорокин выделяет три стадии — «чувственную», «умозрительную» и
«идеалистическую» — выступающие одновременно как своеобразные парадигмы
социокультурного существования, воспроизводящиеся в циклической эволюции
суперсистемы. В поздних работах Сорокина возрождаются на новом уровне в
социологическом контексте идеи альтруистической любви, нравственного
возрождения, этической ответственности и солидарности, т. е. те идеи,
которые определяют этическую направленность всей российской социологии.
Становление социологической мысли в России проходило в обстановке
острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она
охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы,
поскольку большинство русских социологов активно занимались политической
деятельностью или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К.
Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.).
Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология.
Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856—1918 гг.), В. И. Ленина (1870—1924
гг.) А. А. Богданова (1873— 1928 гг.).
С начала XX в. в России интенсивно осуществлялась институционализация
социологии. В 1901 г. в Париже М. М. Ковалевским была основана русская
Высшая школа социальных наук, в 1908 г. в Психоневрологическом институте
была создана первая кафедра по социологии, где работали М. М. Ковалевский,
Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, в 1912 г. в Петербургском
университете при Историческом обществе — секция по социологии. После
Февральской революции в России вводятся ученые степени по социологии, в
университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются первые
учебники по социологии.
После Октябрьской революции в развитии отечественной социологической
школы еще некоторое время действовала инерция мощного подъема, характерного
для предшествующего периода. Однако к концу 20-х годов доминирование в
обществознании марксизма вылилось в его узаконение в качестве единственно
верной теории, что наряду с тотальными гонениями социологов сделало
окончательно невозможным существование социологии в России как официально
изучаемой и разрабатываемой науки. Последнее обстоятельство, разумеется, не
могло привести к полному прекращению развития социологической мысли, однако
существенно исказило процесс изучения социальных теорий. Официальный статус
не утратила лишь статистика, но и она попала под жесточайший
административный контроль.
К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии
социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном
мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать
разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый
ошеломляющий кризис 1929 г. — великую экономическую депрессию, Запад и
принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929—1930 годы
также стали переломными — годами утверждения культа личности, что исключало
возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.

4. Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода
ослабления интереса к выработке общей социологической теории и бурного
развития эмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в
других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением
модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению
роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного
мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих
вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и
сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью
прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным
событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской
школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных
процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864—1944
гг.) исследовал по

Новинки рефератов ::

Реферат: Булева алгебра (Программирование)


Реферат: Изучение эмпатии у родителей младших школьников (Педагогика)


Реферат: Вычисление определённых интегралов (Программирование)


Реферат: Внутриличностный конфликт (Психология)


Реферат: Поползень (птицы нашего края) (Биология)


Реферат: Влияние аэробики на организм (Спорт)


Реферат: ГРЭС 1500 Мвт (Технология)


Реферат: Материалы для герметизации стыков (Технология)


Реферат: Генетический анализ при взаимодействии генов (Биология)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Будущее предпринимательства в России (Предпринимательство)


Реферат: Клод Моне (Искусство и культура)


Реферат: Технология Производства Фенопластов (Технология)


Реферат: Следящие системы (Коммуникации и связь)


Реферат: Провал внутрішньої і зовнішньої політики російського царизму в роки Першої світової війни. Лютнева 1917 року революція в Росії та її історичне значення (История)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: История исследования малых групп. Трансактный анализ общения (Психология)


Реферат: Canon - история развития (Информатика)


Реферат: Краткая биография В.А.Жуковского (Литература)


Реферат: Симметрия (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист