GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древняя цивилизация майя (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древняя цивилизация майя (История)



СОДЕРЖАНИЕ



|Введение | |
|Исследователи цивилизации майя | |
|История цивилизации майя | |
|Культура цивилизации майя | |
|Заключение | |
|Литература | |



ВВЕДЕНИЕ
Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся
индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили,
тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их
численность примерно 2,7 миллионов человек.[1]
Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и
стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные
времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии. А на
сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в
том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период
верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.[2]
Майя – одна из ярчайших цивилизаций доколумбовой Америки. Это
«культура-загадка», «культура-феномен» полная противоречий и парадоксов.
Она породила огромное количество вопросов, но не на все есть ответы. Почему
майя обосновались в столь непригодном для жизни месте – джунглях Южной
Мексики? Майя, живя практически в каменном веке (не знали металлов до X
века н.э., колесных повозок, плуга, вьючных и тягловых животных), создали
точный солнечный календарь, сложнейшую иероглифическую письменность,
использовали понятие нуля раньше арабов и индусов, предсказывали солнечные
и лунные затмения, вычислили движения Венеры с ошибкой лишь на 14 секунд в
год, достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре,
живописи и производстве керамики. Поклонялись своим богам и в то же время
подчинялись царям и жрецам, строили под их руководством храмы и дворцы,
совершали ритуальные обряды, приносили себя в жертву, воевали с соседями.
Майя создали необыкновенные сами по себе города, построенные только на
мускульной силе. И почему почти все города классического периода несут на
себе следы насильственного разрушения. В настоящее время известно более 200
развалин древних городов. Названия многих городов и отдельных сооружений
майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными
(например: «Тикаль» придумали археологи, а «Паленке» по-испански –
крепость).
Много чего приходиться археологам домысливать и придумывать самим.
Вряд ли когда-нибудь мы будем точно знать, что тогда происходило, и как
жили эти загадочно-экзотичные для нас индейцы. Но это не останавливает
энтузиастов ученых. И с каждым годом мы хоть на чуть-чуть, но приближаемся
к разгадкам тайн цивилизации майя.



ИССЛЕДОВАНИЯ МАЙЯ.

Несомненно, такая культура как культура майя не могла не привлечь к
себе внимания. На протяжении веков оно было различным и по силе и по
направлению. Так в XVI-XVII в.в. силы, направлявшиеся на изучение истории,
культуры и жизни индейцев майя, были оправданны желанием покорить остатки
коренного населения, обратить их в новую веру. Позже, когда потомков майя
стало еще меньше, а мировое сообщество шло вперед в своем развитии, многие
путешественники, а иногда и просто искатели приключений, увлеклись загадкой
майя. Странные и таинственные города-призраки покорили и крупных
европейских чиновников, и по их приказаниям люди, совершенно не имевшие
отношения к исследовательской, археологической работе, проводили раскопки и
писали отчеты о древних находках. Но, в конце концов, настоящие археологи и
историки взялись за загадки цивилизации майя. Этот процесс был поначалу
крайне неупорядоченным, особенно на раннем этапе, когда фантазии часто
преобладали над фактами, но как бы медленно ни проступала на свет правда,
она оказывалась едва ли не более ошеломляющей, чем самые смелые домыслы. Не
будучи уверенными в происхождении архитектурных ансамблей, обнаруженных в
джунглях Америки, ученые высказывали различные версии об их строителях.
Были споры и о происхождении самих майя, об их культуре и историческом
развитии. Некоторые считали, что майя испытали на себе влияние
соседствующей империи ацтеков, другие говорили, что корни этой цивилизации
следует искать в горах Центральной Америки, некоторые высказывались о
связях майя с цивилизациями Китая и Юго-Восточной Азии.
Далее я приведу изыскания некоторых, показавшихся мне наиболее
интересными, исследователей цивилизации майя. После завоевания территории
майя испанцами новые хозяева вознамерились искоренить религию индейцев: они
рушили храмы и разбивали гробницы. На полуострове Юкатан ответственным за
«очищение» язычников был монах-францисканец по имени Диего де Ланда. Де
Ланда был личностью сложной и неординарной. Этот религиозный фанатик верил,
что для спасения душ нужно знать окружающий мир, чтобы легче было его
исправить. Прибыв на континент в 1549 году, он уже через несколько лет
бегло говорил на местном наречии и стал серьезно изучать образ жизни
индейцев – его интересовали обычаи и ритуалы майя, их календарь, методы
обработки земли, пища, питье, одежда и многое другое. Он побывал на
развалинах старых городов, покинутых жителями много лет назад и убедился,
что когда-то Юкатан знавал лучшие времена – «времена расцвета, когда
строились все эти удивительные здания».[3] Де Ланда обнаружил, что у майя
была своя литература – часть произведений, по-видимому, восходила к
далекому прошлому этого народа. Километров в 60 от основанного испанцами
города Мерида на побережье Юкатана, он нашел тайник, в котором хранилось
около трех десятков иероглифических книг. Это были настоящие произведения
искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на светлой
бумаге, сделанной из нижнего слоя коры фигового дерева или шелковицы;
бумага была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсового состава;
сами книги были сложены «гармошкой», обложка была сделана из шкуры ягуара.
И хотя эти тома могли бы стать бесценным источником для исследований де
Ланды, религиозный фанатик в нем на сей раз победил ученого. Он почему-то
решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, и поэтому собрал
их и сжег их разом. Особое внимание де Ланды привлекли иероглифы,
сохранившиеся на стенах здания. Он попытался соотнести испанский алфавит с
иероглифами майя. Он полагал, что письменность майя, подобно испанской или
другой западноевропейской, чисто алфавитная и можно выявить прямые
соответствия между рисунками-символами и буквами. В этом была его главная
ошибка. Но заслуга де Ланде в том, что он, сам того не сознавая, завещал
последующим поколениям бесценную информацию, которая, в конце концов,
помогла в разгадке тайн. В 1562 году де Ланде был затребован обратно в
Испанию по обвинению в превышении полномочий. Ожидая постановления по
своему делу, он написал пространный трактат о майя, изложив все, что ему
удалось узнать о их культуре, включая версию алфавита. Документ этот
бесследно исчез, может быть, затерялся в церковных архивах. Официально
действия де Ланды по спасению душ были признаны верными, он был оправдан, и
вернулся на Юкатан уже епископом.
Одним из первых исследователей был Антонио дель Рио, капитан испанской
армии, размещенной в Гватемале. В 1786 году он получил от некоего
правительственного чиновника задание обследовать каменные руины близ города
Санто-Доминго де Паленке, находившегося в 350 км. к северо-западу от
Гватемала-Сити. Дель Рио был далек от археологии, но он был человеком
исполнительным и энергичным. Лишь с помощью 80 индейцев ему удалось
добраться до этого места. Паленке, как стали называть этот город, занимал
территорию несколько кв. километров. В большинстве своем постройки почти
совсем разрушились, но некоторые архитектурные диковинки все еще несли на
себе следы былого величия. На низких пирамидах–подножиях стояли четыре
пышно украшенных дворца, покрытых лепными рельефами, иероглифами, а в трех
из них были обнаружены панели, изображавшие какие-то ритуальные действа. На
высокой земляной платформе стоял дворец, представляющий собой целый
лабиринт из комнат, залов, внутренних двориков и переходов. Капитан
старательно копал и измерял и даже собрал небольшую коллекцию образцов.
Художник, приглашенный участвовать в экспедиции, копировал самые
поразительные находки. Через несколько недель был составлен и представлен
правительству отчет об экспедиции. Дель Рио не пришел к однозначному выводу
о строителях города, но, по его убеждению, культура Паленке напоминала
культуру других известных к тому времени заброшенных городов Юкатана. Отчет
дель Рио был отправлен в Испанию, но также, как и трактат де Ланды,
затерялся в архивах. Однако с него была сделана копия, которая каким-то
образом попала в руки лондонского книгопродавца. Тот опубликовал найденный
документ в 1822 году. Правда, мало кто прочел этот отчет, но, тем не менее,
мир майя не был в полном забвении.
Хуан (Джон) Галиндо, путешественник, родом из Ирландии, попал в
Гватемалу в 1827 году, когда ему было 25 лет. В это время в стране шла
война между политическими фракциями. Позже Галиндо был назначен
губернатором Северной Гватемалы, и в 1831 году он побывал с
исследовательскими целями в Паленке. Спустя три года правительство поручило
ему таким же образом обследовать другое таинственное место - Копан.
Справившись с этим заданием, он в специальном докладе изложил свою версию.
Галиндо был убежден, что политическая власть и культурный прогресс всегда
распространялись в одном направлении- с востока на запад. Для него
отправной точкой, местом зарождения мировой цивилизации, была Центральная
Америка. В древнейшие времена здесь жили необычайно одаренные люди, но их
постигло какое-то бедствие. Те, кто выжил, двинулись на запад, в Азию и
дальше, одну за другой создавая новые цивилизации: древнекитайскую,
древнеиндийскую, халдейскую, древнеегипетскую. Тем временем в таких местах,
как Паленке и Копан, культура вновь возродилась, но уже не в тех масштабах,
что прежде. И новый расцвет ее был не долгим. Некий процесс, который
Галиндо уподобил старению, ослабил человеческие силы в Центральной Америке
- именно в этом Галиндо видел причину неспособности индейцев отразить
натиск испанских завоевателей.
Судьба Галиндо была трагической. В 1840 году он был убит. Записи же
Галиндо также канули бы в небытие, если бы не попались на глаза Джону
Ллойду Стефенсу. В его руках к тому времени уже побывали путаные отчеты
других путешественников. И так началось целенаправленное изучение
загадочного мира майя. Стефенс получил прекрасное образование, успешно
занимался юридической и политической деятельностью. За два года путешествий
побывал в Греции, России, Палестине, Египте и других странах, изучал
народные нравы и обычаи, а потом выпустил четыре книги о своих
путешествиях. В Лондоне Стефенс познакомился с художником Фредериком
Казервудом. Казервуд также получил хорошее образование, объездил всю Европу
и Ближний Восток, рисуя экзотические пейзажи. После встречи со Стефенсом он
тоже увлекся новым планом - создать путеводитель по заброшенным городам
Центральной Америки. В 1839 году они прибыли на Юкатан. И после
утомительного перехода по джунглям они достигли Копана. Исследовав, его они
составили новый маршрут, который проходил через Паленке и другие развалины.
Многие города напоминали им по стилю архитектуры и скульптуры Копана. В
Паленке им сразу бросилось в глаза, что иероглифы здесь были точно такие
же, как и виденные ими в Копане. Теперь Стефенс имел все основания заявить
что "когда-то на всей этой территории жили люди одной расы, говорившие на
одном языке или, по крайней мере, использовавшие одни и те же письмена".
[4]Но кто были эти люди? Вывод Стефенса был таков: эти города "были
построены людьми, населявшими этот край во время испанского завоевания, или
же их ближайшими предками".[5]И в самом конце путешествия Стефенс и
Казервуд посетили город Ушмаль на Юкатане, на 400 километров южнее Паленке.
Через год они снова прибыли на Юкатан. Всего они осмотрели более сорока
заброшенных городов. Итогом их путешествий, наблюдений и изысканий стали
две книги: "Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпас и Юкатан"
("Incidents of Travel in Central America, Chiapas, and Yucatan") и "Записки
о путешествии на Юкатан" ("Incidents of Travel in Yucatan"), изданные
соответственно, в 1841 и 1843 годах.[6] Книги имели большой спрос. И о
никому не известных прежде майя вдруг разом заговорили все.
Но пробелов в истории майя было еще слишком много, и в последующие
десятилетия еще многие пытались разрешить загадку покинутых городов. В
конце 1880-х интересную версию выдвинул француз Лепланжон, который провел
на Юкатане несколько лет и мнил себя великим археологом. Среди его
поразительных заявлений было такое: иероглифы на стенах разрушенных городов
- не что иное, как история гибели пропавшего континента Атлантиды;
барельефы с изображением бородатого человека в Чичен-Ице доказывают, что
там побывали финикийцы; одиннадцать с половиной тысяч лет назад в Ушмале,
оказывается, соблюдали масонские ритуалы, а несколькими тысячелетиями позже
майя вовсю использовали электрический телеграф.
Конечно, это лишь единицы исследовавшие мир майя, в рамках своей
работы я не могу перечислить всех. Выделю лишь еще одного, это русский
лингвист Юрий Кнорозов Его статьи, опубликованные в начале 1950-х годов,
произвели настоящую революцию в майянистике. Кнорозов предположил, что в
фонетическом аспекте письменность майя базировалась скорее на слоговой, а
не на алфавитной записи. Он был прав, когда предположил, что майя
использовали для записи не только пиктограммы, но и чисто фонетические
иероглифы. Но из-за марксистско-ленинского духа его работ, а также из-за
нескольких явных ошибок, допущенных советским ученым, западные майянисты
долго не принимали в расчет его теорию.
За весь период изучения истории майя мы имеем большое количество
различных версий о происхождении этой цивилизации; некоторые из них просто
фантастичны, другие же имеют полное право на существование. Ведь то, что мы
сегодня знаем о майя, стало известно лишь благодаря вещественным следам,
оставленным их цивилизацией: это храмы, гробницы и жилища, время от времени
появляющиеся из своих лесных укрытий. Ученым еще многое предстоит узнать, и
они должны всегда быть готовы пересмотреть свои взгляды в свете новых
открытий.



ИСТОРИЯ МАЙЯ.
Около 10000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый
период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под
названием Латинская Америка. Они расселились на территории, составившей
потом область майя, с горами и долинами, густыми лесами и безводными
равнинами. В область майя входят современные Гватемала, Белиз, южная
Мексика, Гондурас, Сальвадор. В течение последующих 6000 лет местное
население перешло от полукочевого существования охотников-собирателей к
более оседлому земледельческому образу жизни. Они научились выращивать
кукурузу и бобы, с помощью разнообразных каменных приспособлений измельчали
зерно и готовили еду. Постепенно возникали поселки. Примерно в 1500 году до
н. э. началось повсеместное строительство поселков сельского типа,
послужившие сигналом о начале так называемого «доклассического периода», с
которого начинается отсчет столетий славной цивилизации майя.[7] Всю
историю цивилизации майя принято разделять на четыре периода:
«Доклассический», ранний «классический», поздний «классический» и
«постклассический».
«ДОКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (1500 год до н. э.–250 год н. э). Люди
приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать
урожайность полей. По всей области майя возникают густонаселенные поселки
сельского типа. Около 1000 года до н. э. сельские жители Куэльо (на
территории Белиза) изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших. Соблюдая
положенный церемониал: в могилу клали кусочки зеленого камня и другие
ценные предметы. В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской
цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые
связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием
иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому
присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э.
Власть ольмеков кончилась. Начинается рост и процветание южных
торговых городов майя. С 300 года до н. э. по 250 год н. э. возникают такие
крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Майя достигли значительных
успехов в области научных знаний. Используются ритуальный, солнечный и
лунный календари. Они представляют собой сложную систему взаимосвязанных
календарей. Эта система позволяла индейцам майя фиксировать важнейшие
исторические даты, делать астрономические прогнозы и смело заглядывать в
столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области
космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой
системе счета, включавшей в себя символ для обозначения ноля, неизвестный
древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они
превосходили другие современные им цивилизации. Из всех древних культур,
процветавших в Северной и Южной Америке, только майя обладали развитой
системой письменности. И именно в это время и начинает развиваться
иероглифическая письменность майя. Иероглифы майя похожи на миниатюрные
рисунки, втиснутые в крошечные квадратики. В действительности же это
единицы письменной речи - одной из пяти оригинальных систем письменности,
созданных независимо одна от другой. Некоторые иероглифы – слоговые, но
большая их часть – это идеограммы, обозначающие фразы, слова или части
слов. Иероглифы вырезали на стелах, на притолоках, на вертикальных
плоскостях каменных лестниц, на стенах гробниц, а также писали на страницах
кодексов, на глиняной посуде. Около 800 иероглифов уже прочитаны, и ученые
с неослабивающим интересом занимаются дешифровкой новых, а также дают новые
истолкования уже известным символам.[8]
В этот же период возводятся храмы, которые украшаются скульптурными
изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правителей майя
этого периода находят богатые приношения.
РАННИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (250-600 годы н. э.) К 250 году н.э.
Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся главными городами в
центральной низменной зоне на территории майя. В Тикале было все: и
гигантские храмы-пирамиды, и дворцовый комплекс, и площадки для игры в мяч,
и рынок, и паровая баня.
Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся
класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Благодаря раскопкам нам стало
известно, что социальное расслоение в Тикале касалось в первую очередь
жилища. В то время как простые общинники жили в разбросанных тут и там
среди лесов поселках, правящая элита получала в свое распоряжение более или
менее четко очерченное жизненное пространство Центрального акрополя,
который к концу классического периода превратился в настоящий лабиринт из
зданий, построенных вокруг шести просторных внутренних дворов на площади
около 2,5 квадратных километров. Здания состояли из одного-двух рядов
длинных помещений, разделенных поперечными стенками на ряд комнат, каждая
комната имела свой выход. «Дворцы» служили жилищем для важных персон, кроме
того, здесь, вероятно, размещалась городская администрация.
Начиная с III века правители, наделенные высшей властью, воздвигают
храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить
их правление; обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и
человеческих жертвоприношений. Самая ранняя из известных стел (датированная
292 годом) найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников
правителя Яш-Мок-Шока, основавшего в начале века династия, которой суждено
было править городом 600 лет. В 378 году, при девятом правителе из этой
династии – Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени
Тикаль находится под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского
центра Теотиуакана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.
ПОЗДНИЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (600-900 годы н. э.) Классическая
культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и
храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития. Тикаль возвращает
себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На
западе области майя процветает Паленке. Которым правит Пакаль, пришедший к
власти в 615 году и похороненный с наивысшими почестями в 683 году.
Правители Паленке отличались большим строительным рвением и создали большое
количество храмов, дворцовых комплексов, царскую усыпальницу и другие
постройки. Но что важнее всего – скульптурные изображения и иероглифические
надписи, которыми изобилуют эти сооружения, дают нам представление о том,
что правители и послушный им народ считали главным. После изучения всех
памятников складывается впечатление, что в этот период произошли некоторые
изменения в роли, которая отводилась правителю, и эти-то изменения косвенно
указывают на причину краха такой, казалось бы, благополучной цивилизации,
какой была цивилизация майя в «классический период».
Кроме того, в четырех разных местах в Паленке Пакаль и его наследник
воздвигли так называемые царские реестры – стелы с записями о членах
правящей династии, прослеживающими ее корни вплоть до 431 года н. э. По-
видимому эти двое были очень озабочены доказательством своего законного
права на власть, и причиной тому были два случая в истории города, когда
правитель получал право престолонаследия по материнской линии. Так
произошло с Пакалем. Поскольку у майя право на престол передавалось обычно
по отцовской линии, Пакаль и его сын были вынуждены внести в это правило
некоторые коррективы.
В VII веке снискал себе славу и юго-восточный город Копан. Многие
надписи и стелы Копана показывают, что городом в течение 4-х столетий, с V
века н. э., правила одна династия. Благодаря такой стабильности город
приобрел вес и влияние. Основатель династии, правитель Яш-Кук-Мо (Голубой-
Кетуаль-Попугай), пришел к власти в 426 году н. э. И можно предположить,
что авторитет его был очень велик, и все последующие правители Копана
считали необходимым именно от него вести отсчет своей царской линии. Из 15
его царственных потомков дольше всех прожил энергичный Дым-Ягуар, взошедший
на престол в 628 году и правивший 67 лет. Прославившийся как Великий
Подстрекатель, Дым-Ягуар привел Копан к небывалому расцвету, сильно
расширив его владения, возможно с помощью территориальных войн. Знатные
люди, служившие при нем, вероятно, становились правителями покоренных
городов. За время правления Дыма-Ягуара численность городского населения
достигла примерно 10000 человек.
В то время войны между городами были обычным явлением. Несмотря на то,
что правители городов приходились друг другу родственниками вследствие
междинастических браков, да и в культуре – искусстве и религии – этих
городов было много общего.
Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжают знать
различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных
зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей.
Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX веке, города центральных
низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс
Копан; последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году.
«ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД (900-1500 годы н. э.) Истощение природных
ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии,
вторжения из вне, социальные потрясения и непрекращающиеся войны – все это
как вместе, так и по отдельности могло послужить причиной заката
цивилизации майя в южных равнинных областях. К 900 году н. э. Строительство
на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые
жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной
части Юкатана. Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна в
холмистой местности Пуук, существуют вплоть до 1000 года.
Исторические хроники кануна конкисты и данные археологии наглядно
свидетельствуют о том, что в X веке н.э. На Юкатан вторглись воинственные
центрально мексиканские племена – тольтеки. Но, не смотря на все это в
центральной области полуострова население уцелело и быстро приспособилось к
новым условиям жизни. И спустя короткое время появилась своеобразная
синкретическая культура, соединяющая в себе майянские и тольтекские черты.
В истории Юкатана начался новый период, получивший в научной литературе
название «мексиканский». Хронологически его рамки приходятся на X – XIII
века н.э.
Центром этой новой культуры становится город Чичен-Ица. Именно в это
время для города наступает пора процветания, продолжающаяся 200 лет. Уже к
1200 году огромна площадь застройки (28 квадратных километров),
величественная архитектура и великолепная скульптура говорит о том, что
этот город был главным культурным центром майя последнего периода. Новые
скульптурные мотивы и архитектурные детали отражают возросшее влияние
мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развившейся в
Центральной Мексике прежде ацтекской. После внезапного и загадочного
падения Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан. Юкатанские
майя, по-видимому, вели между собой более жестокие войны по сравнению с
теми, что велись их собратьями на юге. Хотя подробные описания конкретных
сражений отсутствуют, известно, что войны из Чичен-Ицы сражались против
воинов из Ушмаля и Кобы, а позднее люди Майяпана напали на Чичен-Ицу и
разграбили ее.
По мнения ученых, на поведении северян сказалось влияние других народов,
вторгшихся на территорию майя. Не исключено что вторжение происходило
мирным путем, хотя это и мало вероятно. Например, у епископа де Ланде
имелись сведения о каких-то людях, пришедших с запада, которых майя назвали
«ица». Эти люди, как говорили оставшиеся потомки майя епископу де Ланде,
напали на Чичен-Ицу и захватили ее. После внезапного и загадочного падения
Чичен-Ицы главным городом на Юкатане становится Майяпан.
Если застройка Чичен-Ицы и Ушмаля повторяет другие города майя, то
Майяпан в этом случае довольно таки отличался от общей схемы. Майяпан,
обнесенный стеной, был городом хаотичной застройки. Кроме того, здесь не
было огромных храмов. Главная пирамида Майяпана была не очень хорошей
копией пирамиды Эль-Кастильо в Чичен-Ице. Численность населения в городе
достигала 12 тысяч человек. Ученые предполагают, что в Майяпане был
достаточно высокий уровень экономики, и что общество майя постепенно
переходило на деловые отношения, уделяя все меньше внимания древним богам.
250 лет в Майяпане правила династия Кокомов. Они сохраняли за собой
власть, удерживая своих потенциальных врагов в заложниках за высокими
стенами города. Еще больше укрепили свои позиции Кокомы, когда приняли к
себе на службу целую армию наемников из Ах-Кануля (мексиканский штат
Табаско), чья преданность была куплена посулами военной добычи.
Повседневная жизнь династии большей своей частью была занята увеселениями,
танцами, пирами и охотами.
В 1441 году Майяпан пал в результате кровавого восстания, поднятого
вождями соседних городов, город был разграблен и сожжен.
Падение Майяпана прозвучало похоронным звоном над всей цивилизацией
майя, поднявшейся из джунглей Центральной Америки до небывалой высоты и
канувшей в бездну забвения. Майяпан был последним городом на Юкатане,
которому удавалось подчинить себе другие города. После его падения
конфедерация распалась на 16 соперничающих между собой мини-государств,
каждое из которых боролось за территориальные преимущества силами
собственной армии. В постоянно разгоравшихся войнах города подвергались
набегам: захватывали в основном молодых мужчин, чтобы пополнить ими войско
или принести их в жертву, поля поджигали, чтобы заставить земледельцев
подчиниться. В непрерывных войнах архитектура и искусство были оставлены за
ненадобностью.
Вскоре после падения Майяпана, всего через несколько десятилетий, на
полуострове высадились испанцы, и участь майя была решена. Когда-то один
пророк, слова которого приводятся в «Книгах Чилам-Балам», предсказывал
появление чужестранцев и его последствия. Вот как звучало пророчество:
«Принимайте ваших гостей, бородатых людей, которые идут с востока… Это
начало гибели». Но те же самые книги предупреждают и о том, что не только
внешние обстоятельства, но и сами майя будут виновны в том, что случится.
«И не было больше счастливых дней, - гласит пророчество, - здравомыслие нас
оставило». Можно подумать, что задолго до этого последнего завоевания майя
знали, что слава их потускнеет и древняя мудрость забудется. И все же,
словно предвидя будущие попытки ученых вызвать из небытия их мир, они
высказали надежду, что когда-нибудь голоса из прошлого будут услышаны: «В
конце нашей слепоты и нашего позора все откроется вновь». [9]



КУЛЬТУРА МАЙЯ
Несомненно, великая цивилизация должна была иметь и незаурядную
культуру. Культура майя была довольно таки своеобразна и может быть именно
поэтому очень интересна для нас сейчас.
В первую очередь обратим внимание на самих индейцев, на их вкусы,
представления о красоте, их бытовую жизнь.
Сейчас с помощью антропологических исследований и памятников майя, мы
можем представить себе индейца майя. Средний рост индейцев был примерно 150
сантиметров. Бород майя не носили. Обычно и мужчины, и женщины носили
длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась
безволосой. Бритье волос было наказанием – оно было отличительным признаком
раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные
рабом, тоже считались рабами.
Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие
янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для
одежды. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками
геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по
краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап
ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили
в набедренных повязках. Праздничным украшением правителей и жрецов служил
мозаичный головной убор – майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц.
За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Священной птицей
считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве
«денег».
Раскрашивание те6ла и лица у индейцев также было не редкостью.
Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим
средством от насекомых а позднее стало знаком сословного отличия: желтый
цвет – пленника, красный – воина, черный – неженатого юноши. синий – жреца.
Позднее на основе этой традиции появляется более устойчивый тип окраски –
татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Татуировка у женщин
обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у
мужчин.
Представления о красоте у индейцев так же были довольно таки
своеобразны. И что бы достичь ее майя шли на любые жертвы. Например,
искусственная деформация черепа, для этого голову родившегося ребенка
помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде
треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые
крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним
важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно,
для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым
или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом, ребенок
привыкал скашивать глаза.
o Архитектура.
Надо сказать, что майя никогда не были кочевниками. По имеющимся
данным, они жили на очень ограниченной территории, практически не выходя за
ее пределы. Большая часть индейцев жила в городах, лишь крестьяне селились
в хижинах около города.
Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях
(стилобатах), форма и высота которых определялась назначением
поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений – четырехгранные ступенчатые
пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От
подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; иногда лестницы
устраивались по всем четырем сторонам.
Памятникам архитектуры майя в различных областях свойственна большая
однотипность, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими
возможностями. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину
центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории,
триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие
постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он
характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.
Памятники архитектуры свидетельствуют о том, что архитекторы обладали
значительными инженерными и математическими познаниями. Планы жилых зданий
обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких
балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами, веревками. Стены жилья
делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли
кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Особенностью архитектуры майя
является привязанность к нефриту (наиболее ценными считались образцы с ярко-
зеленой окраской). Кроме того из него изготовляли статуэтки, маски,
украшения, монеты, таблички с иероглифическими текстами.
o Скульптура.
Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначально ее
материалом было дерево, позднее в монументальных памятниках замененное
известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда
изготовлялись из разных пород дерева, а статуи богов только из кедра.
Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми
главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков.
Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или
инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры
было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и
притолоки входов. Стелы с надписями устанавливались в честь каждого
двадцатилетия, смены правителя и другого сколько-нибудь значимого события.
В X веке наступает расцвет скульптуры майя, выделяются различные
скульптурные школы: Пьедрас-Неграс, Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана.
Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике – терракотовых
статуэтках, изображавших божеств и людей, и изделиях из нефрита. Остров
Хайна известен лучшими образцами терракот.
В середине XVI века было уничтожено более 5 тысяч деревянных идолов.
Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно
высоком художественном и техническом уровне мастеров.
o Изобразительное искусство.
Живопись у майя в основном представлена росписью на стенах храмов, стел, на
предметах быта и культа. Самый лучший образец настенной живописи храм,
найденный в джунглях штата Чиапас. Он был назван Бонампак (в переводе с
майя – «стены с живописью»). Росписи, покрывающие стены трехкомнатного
храма, относятся ко второй половине VIII века н.э. Их основным сюжетом
является какая-то крупная битва, в память о которой и был построен храм.
Художник, руководивший росписью, свободно распоряжался богатой гаммой
красок и их своеобразным сочетанием; большинство фигур написано почти в
натуральную величину. Для росписи стен использовались краски, состав
которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не
поддаются никаким кислотам.
o Науки.
В основе арифметики майя лежала двадцатиричная система счисления (умножение
на 20). Эпоха отмерялась двадцатилетиями; месяц состоял из 20 дней.
Существовала тринадцатидневная неделя и четырехгодичный цикл, а также
пятьдесят двухлетний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18
месяцев и 5 дней без названия (у майя каждый день имел свое название).
Четвертый год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с
26 декабря 9зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день имел
свое название. Летоисчисление велось, по подсчетам ученых, с 5041738 г. до
н.э. Начальная дата хронологии – 3113 год н.э.
Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали
периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатарна, Меркурия и Юпитера.
Астрономические наблюдения производилисьс вершин пирамид храмов
невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные
комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.
o Письменность.
В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые,
грамматические и фонетические.
Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела
грамотой, 1/3 полностью умела читать. Умеющих же писать было очень мало –
недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились
специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории,
ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.
Исследователь Михаил Д. Сое считает, что майя имели и «бытовую»
письменность, которая до нас не дошла. Он уверен в существовании
персональной и дипломатической переписки, экономических документов. Другой
исследователь Николай Грубе считает, что «шрифт для хозяйственных целей был
разработан особо». Но ритуальная функция шрифта нередко была важнее, чем
просто средство коммуникации. Что доказывают надписи, сделанные высоко на
зданиях или стелах, которые невозможно прочесть.
Для нас утеряны литературные произведения майя, их эпос,
запечатлевший исторические и мифологические события, утеряны также
экономические документы, акты о земле и т.д. Из сохранившихся рукописей
известны три: «Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара») и «Пополь Вух» («Книга
народов»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре
древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные
обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого
века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом
юкатанском селении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, майя были заметной отметкой на исторической карте мира,
мало кто сейчас сомневается в этом. О цивилизации майя известно далеко не
все, но и этот известный материал трудно уместить в рамках этой работы,
т.к. жизнь майя чрезвычайно интересна и увлекательна во всех ее
проявлениях, удивительна схема ее развития, перепады в развитии, периоды и,
наверное, еще более завораживает таинственный конец. Надеюсь, что понимание
всего этого у нас еще впереди. И говоря о великой исчезнувшей цивилизации
нельзя не отметить тот факт, что цивилизация то не совсем исчезнувшая, ведь
существуют майя и по сей день…
Индейцы, принадлежащие к лингвистической группе майя, разделились на
три основных ветви: майя, киче, хуастеки. Потомки индейцев майя все еще
обитают в этом обширном районе. В наши дни ареал обитания майя
распространяется на 5 стран – Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас,
Сальвадор и его наследие составляет примерно 6 миллионов человек. Конечно,
они больше не живут в могущественной империи, но преисполнены решимости не
забывать традиции своих предков. Они сохранили традиционную культуру.
Занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на
плантациях кофе. Некоторые женщины нанимаются прислугой в городах. У
современных майя развито пчеловодство, птицеводство, животноводство
(коровы, свиньи, лошади, козы, ослы, в горах – овцы). Сохраняются ремесла:
гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах –
узорное ткачество, производство украшений, музыкальных инструментов,
черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника,
соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленое изнутри
и снаружи. Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины
носят узорные пояса, женщины – запашные юбки, плащи. Дохристианские культы
и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев,
креста, аграрная и поминальная обрядности, шаманство, колдовство,
знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранилась
мифология, песни, легенды, сказки, танцы.
Язык майя существовал до запрещения его церковью в XVI веке. А сегодня
у майя даже нет единого общего языка. Даже испанским (который является
государственным языком для стран проживания майя) владеют не все.
Лингвистическое семейство майя включает более двух дюжин живых языков.
Некоторые (например, мочо) на грани исчезновения, а некоторые (какчикель)
процветают. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского
алфавита.
Международное внимание к возрождающейся культуре майя было привлечено
в 1992 году, когда Нобелевская премия мира была присуждена активистке
Ригоберте Менчу за ее борьбу за права коренного населения Гватемалы.
Столетия завоеваний, грабежа и угнетения привели к тому, что индейцы майя
живут в ужасающей бедности. Но даже при этом руководители «Движения майя»
(как они сами его называют) намерены вернуть известную долю величия
предков, возродить и развить их традиции. И сейчас интерес к культуре
предков ощущается почти во всех сферах повседневной жизни.



Литературы.


1. Затерянный мир майя, М.,1997 г.
2. История искусств, Минск, 1997 г.
3.



Возникают вопросы,
mailto: Xeniya8@rambler.ru
-----------------------
[1] «История искусств», Минск, 1997 год, стр.167.
[2] Там же, стр.167.
[3] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 15.
[4] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 25.
[5] Там же, стр. 25.
[6] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 25.
[7] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 161.
[8] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр.30.
[9] «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 150.





Реферат на тему: Древняя цивилизация шумеров
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
С Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В междуречье (по
гречески – в Месопотамии) около 5000 лет до н.э. поселились шумеры. В эпосе
упоминается их родина, которую они считали родиной всех людей – высокие
горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно.
Междуречье в истории религии занимает особое место. Там, где недавно шумела
"Буря в пустыне", вероятно, цвел Эдем, райский сад. Здесь Нимрод, потомок
Хама, дерзнул строить лестницу на небо - Вавилонскую башню. Здесь, в Уре
халдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрек
пророчество о "звезде Израиля", что она затмит всякое земное величие.
Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными
местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной
структурой обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системой
обучения.
Эта культура опережала развитие других великих культур на 100 - 200 лет.
Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку за
несколько месяцев.
От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения::
гончарный круг
колесо
обоженный кирпич
архитектура
литье металлов
металлический лемех
система орошения
десятичная система счета
лунный календарь
часовой круг
деление круга на 360°
письменность
система администрирования
право
архивное дело
математика
астрология
литература
школьная система обучения
Каждого из них достаточно для возвышения любого народа. Так неужели разница
во времени между простым глиняным горшком и табличкой с записями страховых
операций составляет какие-то полторы тысячи лет?
Шумерское теократическое общество было приспособлено к копированию
"небесных образцов", а не к изобретениям или преобразованиям. Стало быть,
эта цивилизация могла придти туда из других очагов культуры.
В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим поведал, как по совету бога Эйи
он со своим семейством спасся в ковчеге от потопа. Между прочим, в ковчег
он взял искусных мастеров. Значит, если верить сказанию, культурные
ценности допотопного человечества были сохранены шумерами.
Шумер был, вероятно, наследником лучшего, что было создано в
"доисторический период" человечества. Кстати, шумеры и не приписывали себе
изобретений. Они считали их даром богов, которые присутствовали как-бы
рядом. Кое-кому боги оставили даже потомство. Отсюда натуралистический
оттенок в чувстве "присутствия" Бога у шумеров.
Историки видят причину богатства и культурного расцвета Междуречья при
шумерах в освоении поливного земледелия. Пустыня, которая раньше трескалась
от жары, начала давать богатые урожаи.
Для охраны нажитого достояния шумеры построили города, в которых родилась
новая форма жизненного уклада.
Город был неодолимым препятствием для кочевников. За их высокими стенами
люди чувствовали себя в безопасности:
Город! Лик его излучает ужас!

Его стены! К ним и бог не подступится!

За стенами – гул, кличи жаждущих битвы, кличи военного становища!

Он – западня для стран враждебных, он их ловит ловушкой и сетью!
Свои города шумеры строили по образу Небесного Града, сообразно плану семи
мудрецов. В верхнем городе находился храм бога-покровителя. В некоторых
городах заметна тенденция планирования сферических улиц, с крестообразным
пересечением. "Мишень", пересеченная крестом, сочетает символы неба (круг)
и земли (крест).
Для полного сходства с небесным эталоном город окружали протокой или рвом с
водой. Это было подобием подземной реки, через которую на лодке
переправляются души умерших. Город был священным местом, судя по запрету
использования там оружия.
Шумеры молились многим богам. Есть основания предполагать, что их
многобожие связано с торговыми отношениями племен Междуречья.
Многобожие, как свидетельствуют данные археологии, появилось в эпоху
земледелия. На ранних этапах истории существовал культ небесной Богини-
Матери, и (на втором плане) культ Бога земли. В эпоху царств на первое
место вышел культ небесного бога и (на втором плане) культ богини земли .
Многобожие могло возникнуть прежде всего из-за многочисленности имен.
Каждое имя фиксирует какое-то из божественных свойств. Приверженность
племен к разным именам со временем могло привести к появлению "племенных
богов".
Многие историки склоняются к гипотезе о происхождении многобожия из
ситуаций, складывающихся в результате завоеваний. Гипотеза состоит в том,
что Бог завоевателей признавался "старшим", или главным, а бог покоренного
племени - "младшим" или второстепенным.
Причиной многобожия могло быть и сближение племен благодаря их торговым
отношениям. Торговли в нашем понимании в древности не было. В родовом
обществе она шла только внутри племени. Это объясняется тем, что на
собственность тогда смотрели как на часть личности владельца.
Иноплеменник мог купить имущество племени, только став родственником.
Поэтому со временем появились специальные ритуалы породнения. “Братание”
племен неизбежно влекло за собой “братание богов”.
Кое-где на Ближнем Востоке при совершении торговых сделок и поныне
сохраняется архаический способ торговли. Платят трижды. Кроме цены, за
товар дают еще доплату и подарок.
Цену можно считать эквивалентом стоимости товара. Доплату, вероятно,
следует рассматривать как меру его значимости для собственника, а подарок –
как жертву богу в свидетельство о сделке.
Вначале в жертву богу совершали возлияние масла в небольшой глиняный конус.
Его крепили в стене как свидетельство совершенной сделки. К товару
прикладывали “накладную” - деревянный предмет, с помощью которого новый
хозяин мог магически “управлять” приобретением.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
Ведущую роль в Шумере играло сословие жрецов. Они составляли замкнутую
касту. Их статус наследовался. Жрецом в результате "конкурсного" отбора мог
стать образованный мужчина, совершенный телом и духом.
Образованным считался человек:
полностью владеющий письмом

умеющий петь

владеющий музыкальными инструментами

умеющий принимать разумные и законные решения

знающий жертвенные ритуалы
В каждом храме были свои порядки. Административными делами управлял главный
жрец ("шангу"). Другой жрец ("эну") от имени храма предстоял
богу–покровителю храма и в таинствах исполнял роль бога. Верховного жреца
города выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного.
На время войны верховный жрец становился вождем. Позднее для этой роли
стали избирать правителя (из числа жрецов). Его власть тоже наследовалась.
Так возникли царские династии.
Двоевластие впоследствии сыграло роковую роль в судьбе страны, потому что
цари начали конкурировать с храмами за источники доходов. Авторитет
оставался на стороне храмов, и они при любой власти выживали. Но царства,
ослабленные разделением, рушились под напором соседей. Шумер сначала попал
под власть аккадцев, потом – ассирийцев. Но завоеватели сами оказались
покоренными шумерской религией, так что она не потерпела существенных
изменений. Правда, некоторым богам пришельцы дали новые имена. Пантеон
богов при этом увеличился (см.таблицу).
|ИМЕНА БОГОВ и ГЕРОЕВ |РОЛЬ |
|Энлиль |Создатель колеса и зерна |
|Нинкаси |Зачинательница пивоварения |
|Утту |Зачинательница ткацкого ремесла |
|Садовник Шукалитудда |Зачинатель садоводства |
|Царь Энмедуранки |Изобретатель способов предсказаний |
|Нингаль-Папригаль |Изобретатель арфы |
|Энмеркар |Изобретатель письменности |
|Гильгамеш и Энмеркар |Основатели градостроения |


С отходом духовной власти от управления порядки становились более жесткими,
а нравы - более распущенными. Царь Хаммурапи (1728-1686), почувствовав
неладное, издал мудрые законы, касающиеся и нравственности. Какое-то время
сила закона держала нравы в жестких рамках. Но история показывает что
нравственный закон не заменить ни силой, ни хитростью законодателей.
рис. Верх Вавилонской башни

В Шумеро-Аккадский период главную роль играл великий город Вавилон, "ворота
бога", священная столица. Его улицы носили имена богов. На 200 тыс.
населения в нем было 53 храма высших богов, 55 храмов бога Мардука, 600
святилищ небесных богов, 300 святилищ земных и подземных богов, 180
жертвенников богини Иштар и 200 - прочих божеств. Таким образом, в среднем
один храм обслуживал не менее 1500 чел.

Владения храма считались собственностью Бога-покровителя. Их обслуживали
тысячи земледельцев, скотоводов, ремесленников и ткачей. Земли передавались
в пользование. Часть урожая с них шла на храм и в пользу бедных.
У жрецов было разное служение - жертвоприношение, очищение, заклинание,
толкование знамений. Искусных толкователей избирали оракулами храма. Группа
писцов вела хронику событий в храме. Жрецы-управители вели строгий учет
урожая, доходов с собственности храма, выплат десятины и налогов
горожанами.
Заклинание – произнесение магических заговоров и молитв в адрес божества,
человека, животного или предмета. З. обычно имитирует искомый результат.
Иногда З. сопровождается магическими действиями с символом или изображением
адресата. Для З. характерен директивный стиль и повторение формул.
Заклинатели не принадлежали к числу высоких жрецов. Их обязанностью было
посещение больных и терпящих бедствие. Они изгоняли демонов, заговаривали
боль, испрашивали благие сны, боролись с порчей и колдовством, “оживляли”
статуи богов, совершали очистительные ритуалы и навлекали зло на врагов



Храм у шумеров нисходит с неба: рис.
Зиккурат.
Урук – божьих рук работа,

Эана – храм, спустившийся с неба…
Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной.
В памяти потомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым они
уподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством,
сколько воплощением мистических идей.
рис. Царь Ур-Намму с корзиной глины на строительстве зиккурата. Бронза.
Новая для Востока форма храма – ступенчатая пирамида со святилищем наверху
-зиккурат.
Зиккурат ставили на небольшой платформе. Через 50 -100 лет храм из глины
рушился, образуя высокую платформу нового храма. Подняться на нее можно
было по длинному лестничному маршу. Ступени, вероятно, символизировали
этапы духовного пути. В одной из раскопок у храма найдено 100 ступеней.
Внутренние стены храма украшались, казалось бы, не совсем религиозными
изображениями военных побед, сценами доения коров. В этом было что-то
документальное - у шумеров была страсть все фиксировать в летописях и в
изображениях. Такие изображения, впрочем, несли отголосок культа
божественной коровы, "небесным молоком" которой питался Шумер.
Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычно
строили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, дворец
царя и царское кладбище.
В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне Божества.
Здесь проходила Ось мира. Таинства в “святая святых” с участием статуи были
скрыты от обозрения. Даже царь допускался туда только по особым случаям и
без царского облачения.
Столб храма из Агады. 2000 г. до н.э. (Ось мира). Медная плита.
Статую бога изготовляли из ценных пород дерева. Ее обшивали золотом,
венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно,
украшения первоначально возникли, как знаки статуса, символы достоинства.
Скорее всего, эти символы определяли статус посвященной жрицы.
Символы достоинства - знаки, указывающие на сферу распространения
полномочий. В речь богини Инанны вложены слова: "Мой отец дал мне небеса,
дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместил
как сандалии на мои ноги".



СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ
ПОНЯТИЕ О БОГЕ
Шумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина мэ
Вселенной” и “Божественной госпожи мэ Вселенной”:
Мэ – таинственная сила, образующая сущность (природу) каждой вещи.

Взялись рука за руку боги,

Бросили жребий, разделились:

Ану поднялся на небо,

[…] его подданные землю…
“Старшим” в считался бог Ан (Ану). Он сотворил небеса – обитель богов.
После этого Ан почил, погрузившись в созерцание. Завершал творение Энлиль.
Богу Ан соответствует имя парного ему женского божества - его супруги,
богини земли Анату. У семитов этому имени созвучны Анта, Анат, Аната,
Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь.
Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды в
Дагестане. У шумеров "ан" обозначает небо; в санскрите - мать. У римлян
было слово "анус", в котором окончание "ус" значило - кольцо, круг и старая
женщина.
Игры у многих народов, где соперники стреляют в кольцо, а победитель
награждается белым платком (знаком богини), воспроизводят древние ритуалы
оплодотворения. По этой причине ученые склоняются к версии о происхождении
шумерского культа бога Ан и Анату из земледельческого обряда.
В дальнейшем старшинство богов нередко определяла ситуация. Пример тому -
возвышение бога Мардука при Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.). Царь
вернул в Вавилон статую Мардука, плененную эламитами. В благодарность богу
за то, что он соблаговолил вернуться, вавилоняне наименовали Мардука, сына
бога Энки, “царем богов”.
В представлении шумеров божественный пантеон походил на их Совет жрецов.
Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками "да будет
так!" принимались собранием. В силу они вступали после провозглашения
семеркой "богов-законодателей".
Предлагали и готовили решения 50 "великих богов". Младшие боги не имели
права голоса, а свое мнение могли выражать "шумом". Несомненно, что этому
небесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере.
Позднейший Вавилонский эпос “Когда вверху…” дает другое представление о
Священной истории. В ней появился сюжет борьбы богов за власть.
Тогда, "во время оно", небо еще не имело имени. Первородный бог Апсу,
сотворивший мир, и Матерь Тиамат (которая все родила), смешивая пресные и
соленые воды, зародили богов.
Суета новорожденных в чреве Тиамат пробудили Апсу. Он решает убить их. Но
боги его перехитрили, и Апсу сам был убит. Тиамат пытается мстить богам, но
Мардук, заручившись поддержкой богов, убивает ее.
После битвы Мардук и Эа сотворили людей для служения богам, чтобы те
отдохнули от своей тяжкой работы (они носили корзины с глиной на
строительстве каналов и храмов).
По версии “Поэмы об Атрахасисе”, происхождение человека связано с бунтом
младших богов, Игигов, занятых изнурительным трудом. Конфликт разрешил бог
Эа, который посоветовал для тяжких трудов создать людей.
По общему согласию в жертву был принесен один из старших богов, Аннуаков.
Его кровь смешали с глиной. Затем Мами и Эа создали людей.
ДУХОВНАЯ ИЕРАРХИЯ
В Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира из
космического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небо
и земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.
Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Это
царство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественные
сущности “ме”, где обитают младшие боги – абгали. Подземная река отделяет
мир живых от мира духов.
Сходные представления об устройстве мироздания наблюдаются повсюду - и у
северных народов, и на островах Юго-Восточной Азии. Но в Шумере они стали
образом устройства земной жизни, схемой планирования городов.
На межевом камне можно видеть схему мироздания. Такие камни ставили в
свидетельство передача земли под охрану богов. Камень напоминает строение
тотемного столба. Высшие божества изображаются знаками вверху. Внизу, на
своем обычном месте – змей, символизирующий подземный мир, бездну.
Межевой камень.

Звезда - богиня Иштар,

Полумесяц - Син,

Солнце - бог Шамаш,

1-ая тиара - бог Ан,

2-ая тиара - Энлиль,

Баран и рыбокозел - бог Энки,

Пуповина, нож - Богиня-Мать.
Древнейшим (неолитическим) образом божества в Междуречье был образ небесной
Богини-Матери. Она изображалась иногда с ребенком на руках. Ее звали
Дамгальнум, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами, Баба. На втором плане был
образ бога земли. Он вышел на первый план в эпоху царств. Вслед ему явилась
вереница второстепенных богов, - вероятно, племенных по происхождению.
В древнем шумерском списке указано 50 пар богов, владык в своей сфере
творения. У вавилонян их уже 600, - по причине пришедшего пополнения, в том
числе и героев страны. В те времена полагали, что прославленные герои могут
стать бессмертными - как боги. На тему бессмертия существует эпос о
Гильгамеше, правителе Урука (около 2700 г. до н.э.). Его считали потомком
богов (на 3/4 богом). Достигнув предела возможного для человека, "буйный"
Гильгамеш пускается в странствия за рецептом бессмертия.
Праведник Ут-напиштим, спасшийся в ковчеге от потопа, указал ему траву
омоложения. Траву удалось достать со дна морского. Но - увы! Когда
Гильгамеш купался, траву съела змея. Ему не осталось ничего другого, как
признать неизбежную участь человека.
Про удачливого человека го

Новинки рефератов ::

Реферат: Гамма функции (Математика)


Реферат: Водоснабжение (дождевальные и поливные машин) (Технология)


Реферат: Литография высокого разрешения в технологии полупроводников (Технология)


Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)


Реферат: Свойства и получение ксантогенатов целлюлозы (Химия)


Реферат: Шуберт (Музыка)


Реферат: Туристический маршрут "Золотая Анталья" (Туризм)


Реферат: Алкоголизация общества (Психология)


Реферат: Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора) (Социология)


Реферат: Язык АДА (Кибернетика)


Реферат: Этиловый спирт (Технология)


Реферат: Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества (Социология)


Реферат: Рыбные ресурсы их использование и охрана (Сельское хозяйство)


Реферат: Производственная практика в СПК "Маяк" (Ботаника)


Реферат: Аналогово-цифровой преобразователь (Радиоэлектроника)


Реферат: Программы управления компьютерной сетью (Программирование)


Реферат: Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Резервирование с применением мажоритарного элемента (Технология)


Реферат: Turbo Paskal "Операции над матрицами" (Программирование)


Реферат: Линейное программирование: постановка задач и графическое решение (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист