GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Личные права и свободы гражданина по Конституции РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личные права и свободы гражданина по Конституции РФ (Право)



Министерство образования Российской Федерации


Рязанская государственная радиотехническая академия



Кафедра политологии



Реферат



Тема: Личные права и свободы гражданина
по Конституции РФ


по курсу «Правоведение»


Выполнила:

ст. гр. 843 Безбородая Е.Н.


Проверила:
Яцкив О.Г.



Рязань 2001 г.



Оглавление


1. Введение . . . . . . . . . . . 3
2. Понятие и классификация прав . . . . . . . 3
3. Права гражданина в сфере личной безопасности . . . . .
4
1. Право на жизнь . . . . . . . . . 5
2. Право на государственную охрану достоинства личности . . .
5
3. Право на свободу и личную неприкосновенность . . . .
6
4. Право на частнуюю жизнь . . . . . . . .
7
5. Неприкосновенность жилища . . . . . . . 9
6. Национальная принадлежность . . . . . . .
10
7. Свобода передвижений и места жительства . . . . .
10
8. Свобода совести и вероисповедания . . . . . .
12
9. Свобода мысли и слова . . . . . . . . 13
4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере . . . .
14
1. Право защищать свои права и свободы . . . . . .
14
2. Право на рассмотрение дела в суде . . . . . .
15
3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . . . . .
17
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи . .
18
5. Презумпция невиновности . . . . . . . 20
6. Право на пересмотр приговора . . . . . . .
21
7. Право не свидетельствовать против себя и своих родственников . .
21
8. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью . .
23
9. Право на возмещение вреда . . . . . . . 24
5. Заключение . . . . . . . . . . 25
6. Список использованной литературы . . . . . . .
26
1. Введение

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания
политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права
человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав
человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо
религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от
социальной позиции находившихся у власти классов.
Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах
(Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути
движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека
между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение
этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития.
Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам
человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило
это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и
свободу, за ее расширение и обогащение.
Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв,
которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших
положение человека в обществе.
Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании
гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-
исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного
дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный
рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И
хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием
только прогрессивных начал, исторический прогресс – явление, само по себе,
пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения
социального развития.
В настоящее время права человека получили широкое отражение в
конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся
членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно
и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике
права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина
(1991г.) и Конституции РФ (1993г.).

2. Понятие и классификация прав

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие
его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах
общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода
совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По
смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и
законодательстве используются также категории "права гражданина", "права
личности".
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида,
они не ограничиваются территориальными или национальными рамками,
существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства,
являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они
характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле
выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными)
правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае
закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства
они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших
отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных
правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права
гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных
актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их
защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного
сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному
индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-
экономического положения, общественно-политического статуса человека,
условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека,
гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права
личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его
социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои
действия.
В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и
законодательстве развитых государств категории "права человека", "права
гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же
значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего
логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того
или иного аспекта проблемы прав человека.
Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: а) личные,
б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта
классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод
каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не
делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным
основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку
отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.
Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так
и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны,
так что любая их классификация носит условный характер.
Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу и личную
неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное
передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и
слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на
процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на
проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении
делами государства, избирать и быть избранным и др.
К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода
предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых,
на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на
охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода
творчества и др.
Среди всех прав человека и гражданина личные права занимают особое
место. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для
охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные
права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Эти права и свободы,
также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса
человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не
только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

3. Права гражданина в сфере личной безопасности
В статьях с 20 по 29 Конституции РФ закреплены права гражданина,
относящиеся к сфере личной безопасности. Эти права охватывают
фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы
жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную
свободу от вмешательства извне. Рассмотрим подробнее эти права.


1. Право на жизнь
Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах
человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право
человека, охраняемое законом. В Конституции РФ право на жизнь провозглашено
в ст. 20. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах,
особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь
рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах
(например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни уже до
рождения человека.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством
миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств
(Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также
от применения вооруженной силы как средства разрешения международных
споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны
на случай любых посягательств, оно строго регламентирует использование
регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к
гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода
гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.
В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению
убийства - это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны.
Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и
особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат
системы здравоохранения, и, в частности, предупреждения детской смертности;
охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-
транспортных происшествий; пожарной безопасности и др.
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке
Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на
конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран.
Религиозный подход основывается на недопустимости людей вмешиваться в
исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. В
полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но
перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена ("впредь
до ее отмены"). В то же время введено несколько гарантий против ее
произвольного применения:
а) смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;
6) смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера
наказания, т.е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный
срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;
в) смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления
против жизни (т.е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при
отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они
привели к гибели людей);
г) при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить
опасность непоправимой судебной ошибки.

2. Право на государственную охрану достоинства личности
Это право равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других.
Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и
защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в
активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку
право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных
ценностей.
Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых
составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее
общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства.
Таким образом, когда говорят, что "государство должно служить народу", то
это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту
достоинства каждого человека. Достоинство, если оно надлежащим образом
защищено, - это опора демократии и правовой государственности. Если
общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то
никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный
культурный и этический фундамент.
Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный
принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте
статьи 21 этот принцип раскрывается через запрет подвергать пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским,
научным или иным опытам. Но в сущности целям защиты достоинства служат
многие другие нормы Конституции: право на достойную жизнь,
неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго
имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного
проникновения в жилище и др.
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права
и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе предусмотрены такие составы
преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс
требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы
при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а
личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в
присутствии понятых того же пола. Правом на достойное обращение пользуются
не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах
заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права,
отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства
человека.
Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в новом
Гражданском кодексе (1994 г.). Здесь жизнь, здоровье, достоинство, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация,
неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и
авторство и другие конституционные личные права и свободы квалифицируются
как нематериальные блага (ст. 150). Неимущественные права и блага,
принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими
лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Для защиты
чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд,
причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его
смерти. Законом установлен порядок удовлетворения требований гражданина,
связанных с распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или
деловую репутацию.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность
совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для
свободы других людей и особенно - должностных лиц, обладающих возможностью
применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится личная
неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь,
здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать
человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или
наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой,
выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании,
поступать на работу и т.д.). Гарантии свободы и безопасности личности
выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий
граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на
основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться
под судебным контролем.
Новшеством российской Конституции явилось установление такой важной
гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста,
заключения под стражу и содержания под стражей (ст. 22 Конституции РФ). В
отличие от прежнего порядка, когда прокурор давал санкцию на арест заочно,
теперь арестованный вправе предстать перед судом и лично протестовать
против ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Безусловно,
что это более высокая гарантия охраны всех личных прав, поскольку прокуроры
связаны своей ответственностью за раскрытие преступлений и качество
следствия, но она требует серьезного укрепления состава судов, порядка и
оперативности их деятельности.
Весьма не простое дело обеспечить конституционную норму о том, что до
судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более
48 часов (ранее по закону действовал срок 72 часа). Это очень важная
гарантия, давно действующая во всех развитых странах, но она пока не вошла
в законную силу. В "Заключительных и переходных положениях" Конституции РФ
(ч. 6) предусмотрено, что до приведения уголовно-процессуального
законодательства в соответствие с положениями настоящей Конституции
сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания
лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Другим отступлением от установленных Конституцией РФ сроков ареста и
задержания явился Указ Президента РФ о неотложных мерах по защите населения
от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" от 14 июня
1994 г. Этим актом допускается задержание подозреваемых и обвиняемых в
совершении обсобо тяжких преступлений (бандитизм и др.) на срок до 30
суток. Указ был продиктован чрезвычайной обстановкой, сложившейся в связи с
небывалым разгулом организованной преступности и отсутствием
законодательных актов в сфере борьбы с ней. Его действие поэтому ограничено
во времени до принятия Федеральным Собранием соответствующих актов.
Усилению гарантий личности служит Федеральный закон о содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления от 15 июля
1995 г. Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами
законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения
человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и
нормами международного права, а также международными договорами РФ и не
должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение
физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в
совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4). Закон определяет
места содержания под стражей, порядок создания следственных изоляторов и
других аналогичных учреждений, режим в местах содержания под стражей,
внутренний распорядок, а также права подозреваемых и обвиняемых и их
обеспечение. Среди этих прав: свидания с защитником и родственниками, право
на личную безопасность, переписка, питание, право жалобы, медико-санитарное
обеспечение, дополнительные платные услуги, привлечение к труду и пр.
Установлены обязанности этих лиц, меры взыскания, содержание в карцере,
материальная ответственность, применение физической силы и оружия и пр.

4. Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в
силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный
суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания".
Полагается, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то
антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное
стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых
интересов, скрытый от чужих глаз.
Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной
частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. В
этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с
целью выявления противоправных действий того или иного лица должно
происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признанных
законом, оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении
преступления, т.е. при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь
неприкосновенна.
Право неприкосновенности частной жизни содержится в ст. 23, 24
Конституции РФ. В ней устанавливается право человека на личную и семейную
тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нельзя требовать
сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников,
интимных связей, источников финансового состояния семьи и т.д. Если честь и
доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе
потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что
предусматривается Уголовным кодексом. Если клеветнические и порочащие
человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный
орган опубликовать опровержение этих сведений. Каждый имеет право на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых
отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Сбор, хранение,
использование и распространение информации о частной жизни лица без его
согласия не допускаются. Эта гарантия как бы ограничивает установленное
Конституцией право каждого свободно искать и распространять информацию (ч.
4 ст. 29), но на самом деле противоречия между ними нет. Ключевым элементом
всей конструкции служит согласие или несогласие лица на распространение
информации о нем. Естественно, например, что политик, артист, ученый не
станет возражать против интервью с журналистом, в ходе которого собирается
информация для публикации статьи в прессе. Но совсем другое дело, когда
журналист собирает информацию, да еще компрометирующую, без ведома
интересующего его лица и публикует статью без его согласия. В этом случае
Конституция нарушена. Данная гарантия воспрещает государственным и
коммерческим организациям собирать и даже хранить досье с компрометирующими
то или иное лицо материалами.
Для того, чтобы закрыть источники возможной информации, нежелательной
для человека, закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной
жизни человека, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы.
Специально охраняется тайна исповеди - священник не подлежит уголовной
ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным на
исповеди.
Согласно закону (ст. 139 ГК РФ) охраняется служебная и коммерческая
тайна, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в
силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на
законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее
конфиденциальности. Следовательно, право определять объем сведений,
составляющих тайну, принадлежит самому человеку, а то, что не может быть
предметом тайны, определяется только законом и иными правовыми актами.
Служебная и коммерческая тайна охраняется законом, а тот, кто незаконными
способами получает информацию, обязан возместить причиненные убытки.
Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено также право
вкладчика на тайну вклада, которую обязаны гарантировать банки. Разглашение
сведений, если это не разрешается законом, ведет к ответственности
соответствующих должностных лиц. Эти гарантии имеют большое значение для
охраны частных интересов граждан в условиях развития рыночного хозяйства,
увеличения числа частных предприятий, учреждений и банков.
Отступлением от этой важной гарантии явился Указ Президента РФ о
неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений
организованной преступности от 14 июня 1994 г., который установил, что
банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения
органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в
установленном ими порядке сведений и документов о финансовой и
экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и
юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других
тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами. Как
уже отмечалось, этот Указ был вызван потребностями борьбы с возросшей
организованной преступностью и его действия ограничены во времени - до
принятия соответствующего закона Федеральным Собранием.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их
должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо
вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное
учреждение, например, для получения сведений об экологической безопасности
в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии.
Из конституционной нормы вытекает, что определенные документы и
материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной тайне
и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено
законом, а не какими-либо ведомственными инструкциями.

5. Неприкосновенность жилища
По существу это составная часть права на частную жизнь, являющаяся
также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. Никто не
вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в
случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного
решения (ст. 25 Конституции РФ).
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками,
законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем
признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,
общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и
бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище
могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются
нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных
проживающих.
Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны
правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища,
ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) - это в сущности обычные
преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения
вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания
виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является
преступлением, согласно ст. 136 УК.
Но, разумеется, при определенных обстоятельствах, например, для
раскрытия преступления, возникает необходимость проникновения в жилище
против воли проживающих в нем. Однако это можно делать только на основании
закона или судебного решения. Законами в данном случае являются УПК, Закон
об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, Закон о
федеральных органах налоговой полиции, Закон о милиции. Суд должен
рассматривать материалы о проникновении в жилище в оперативно-розыскных
целях незамедлительно. Право входить в жилые помещения, используемые для
индивидуальной и предпринимательской деятельности, предоставлено
сотрудникам налоговой полиции, о чем они в течение 24 часов обязаны
поставить в известность прокурора. Работники милиции вправе входить в жилые
помещения и осматривать их (это не обыск) при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных
данных полагать, что в этом помещении совершено или совершается
преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения
личной и общественной безопасности, но во всех этих случаях требуется
уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом беспрепятственного входа в
жилище обладают в случае пожара пожарники. Уголовно-процессуальный кодекс
подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по
уголовному делу.


6. Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику
многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного
населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность
давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом
("американец", "француз", "немец"). Но в России принадлежность к
определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и
в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека,
хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так
как родились от смешанного брака.
Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и
указывать свою национальность, и никто не может быть принужден к
определению и указанию своей национальности (ст. 26). Данные правила не
влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку, по российскому
праву, никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться
дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что
данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более,
что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со
слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в
паспорте вообще должна исчезнуть.
Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран
(ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к
определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность
беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к
конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в
развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических
истоков.
Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование
родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и
творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов
Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос
вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует
рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами,
установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать
свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного
языка).
В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через
Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык общения
устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических
норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных,
неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных
объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от
знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за
отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под
предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в
государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке
народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в
судопроизводстве.
Эти и многие другие нормы создают надежную и широкую систему гарантий
конституционной нормы на пользование родным языком и связанных с этим
других прав.

7. Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской
Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в
нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это
право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим
гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких
пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе
место жительства.
Более подробно эти вопросы регулируются Законом о праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в
пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-
территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на
территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с
опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений
людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами
таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом
транспорта или пешком не допускаются.
Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует
определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина,
прибывающего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться
в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть
обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке,
которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением
конституционной свободы выбора места жительства.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
России установлен Правилами, которые утверждены постановлением
Правительства РФ от 17 июля 1995 г. Эти Правила подробно регламентируют
права и обязанности граждан, связанные со свободой передвижения, места
пребывания и жительства, окончательно исключая прописку и заменяя ее
регистрационным учетом.
Важное значение имеет закрепление в Конституции РФ права каждого
свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно
возвращаться (ст. 27). Порядок реализации этого права установлен Законом о
порядке выезда из СССР и въезда в СССР советских граждан от 20 мая 1991 г.,
который объявлен действующим с 1 января 1993 г. постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.
Выезд гражданина за рубеж осуществляется по заграничному паспорту,
который вправе получить каждый. Паспорт выдается на срок 5 лет (с
возможностью последующего продления) органами внутренних дел по месту
жительства. Заявление для временного выезда должно быть рассмотрено в
течение одного месяца, а в экстренных случаях (срочное лечение, болезнь или
смерть родственника) в течение 3 рабочих дней. Заявление для выезда на
постоянное место жительства рассматривается в течение 3 месяцев.
Закон строго регламентирует основания для отказа в выдаче заграничного
паспорта. Гражданину может быть временно отказано в выдаче заграничного
паспорта, если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную
тайну, или связан контрактными обязательствами, против него возбуждено
уголовное дело, он осужден за совершение преступления, уклоняется от
исполнения обязательств, наложенных на него судом, сообщил о себе заведомо
ложные сведения, подлежит призыву на военную службу, ему предъявлен
гражданский иск в суде, по приговору суда он признан особо опасным
рецидивистом или состоит под административным надзором милиции. Данный
перечень является исчерпывающим и каждое основание прекращает свое действие
по истечении определенного времени (до отбытия наказания, до исполнения
обязательств, до окончания срока военной службы и др.).
Специально и подробно регламентируется выезд граждан, владеющих
государственной тайной (отнесение сведений к ней осуществляется в
соответствии с Законом о государственной тайне от 27 июля 1993 г.). Таким
гражданам выезд может быть не разрешен до истечения пятилетнего срока с
момента прекращения их доступа к таким сведениям, но специальная комиссия
Правительства РФ в отдельных случаях может продлить этот срок. Эта комиссия
также рассматривает жалобы на отказ в выдаче паспорта в связи с
государственной тайной. Правительством создана также Межведомственная
комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с
отказами в выдаче заграничного паспорта или временными ограничениями на
выезд за рубеж. Комиссия обязана ответить гражданину по существу его жалобы
в письменной форме в течение 3 месяцев. Это решение, как и во всех других
случаях, гражданин вправе обжаловать в суде.
Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является
право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих
российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или
разрешений.

8. Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в
соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и
быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в
государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,
существует определенное давление на человека с целью заставить его принять
эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит
защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею
прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного
учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с
этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.
В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является
понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех
религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать
вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины
употребляются как идентичные.
Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере
повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.
Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на
атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять
религиозные и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет.
С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о
праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в
содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции
посвящена только правам человека в области религии, что же касается
правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед
законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.
Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным
Законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997
г. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в
частности, запрещено указывать в официальных документах отношение человека
к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к
религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со
стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание
тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя
потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.
Ряд положений Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так,
право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено
право обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений
и религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных
учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых
дошкольных и учебных заведениях и организациях.
Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав
правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства
массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и
благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую
деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность,
определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом
данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных
обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы
и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии,
происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.
Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные
заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации
гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г.
создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации, а распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено
Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом,
осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку
предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с
религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции
взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально
оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными
функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли
представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый
характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных
на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю
деятельность.

9. Свобода мысли и слова
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить
все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,
так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных
исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все
то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же
устанавливает, что не допускаются пропаганда или антиагитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного
или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к
идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы
призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на
"передовые" и "отсталые" классы, национализму и расизму, шовинизму и
антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое
превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать
требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,
никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.
Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит
фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению
согласованных действий органов государственной власти в борьбе с
проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской
Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная
деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все
более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные
и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с
некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными
структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против
фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и
привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-
, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные, на пропаганду фашизма,
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под
контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия
и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и
ограничение деятельности фашистского характера.
Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ:
"Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или
отказу от них". По своему содержанию понятие "убеждение" шире, чем
"мнение", это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на
определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо
является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего
не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения
меньшинства, или инакомыслящих уважались.


4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере

В Конституции РФ уделяется большое внимание правовым гарантиям прав и
свобод. Обеспечению этих гарантий посвящены права человека в уголовно-
процессуальной сфере. Они зафиксированы в статьях с 45 по 54 Конституции
РФ. Среди таких прав можно выделить следующие:

1. Право защищать свои права и свободы
Конституция РФ признает право каждого защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее
распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в
государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
Конституция предоставляет каждому право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Обращения
граждан к общественным объединениям за помощью также является одним из
способов, нередко весьма эффективным, защиты своих прав и свобод.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные
неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится
защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество
"Мемориал", комитеты и фонды солдатских матерей, Московский
исследовательский центр по правам человека, Фонд защиты гласности, Центр
содействия реформе уголовного правосудия и др.
Эти организации оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении
нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской
деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного
мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также
на государственную политику в этой сфере.
В последние годы для отстаивания прав, в особенности социально-
экономических, широко используются митинги, шествия и пикетирование, а в
ряде случаев - забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам
общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание
государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод граждан,
побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко
оказываются их обращение в редакции газет, журналов, на радио, в другие
средства массовой информации.
В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ подчеркивается, что использование
гражданином права защищать свои права и свободы должно осуществляться
способами, не запрещенными законами. Это требование согласуется с общим
конституционным положением о том, что осуществление прав и свобод человека
и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17
Конституции РФ).
Право защищать свои права и свободы включает в себя как приведенные
выше интеллектуальные способы, так и разрешенные законом физические. К
последним относятся право на самооборону, или, как оно сформулировано в ст.
13 УК "необходимая оборона", а также "крайняя необходимость" (ст. 14 УК).
Для защиты от нападения в отдельных случаях может применяться и оружие.
Правила, касающиеся приобретения оружия гражданами Российской Федерации и
условий его применения, изложены в Законе Российской Федерации от 20 мая
1993 г. "Об оружии" (ВВС РФ, 1993, N 24, ст. 860). Различные правила
установлены для различных видов оружия. Например, газовое оружие
самообороны граждане могут приобретать по выдаваемой органом внутренних дел
открытой лицензии без каких-либо количественных ограничений, а аэрозольные
устройства - без получения лицензии.
В статье 24 Закона об оружии указывается, что оружие может применяться
для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны
или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко
выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными
признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или
известен, кроме случаев совершения ими вооруженного либо группового
нападения.

2. Право на рассмотрение дела в суде
Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и
свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с
требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции. Такими судами являются
суды общей юрисдикции от районного суда до Верховного Суда Российской
Федерации, арбитражные суды (в систему этих судов входят арбитражные суды
субъектов Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов,
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) и самый молодой суд страны -
Конституционный Суд Российской Федерации. Эти суды имеют различные
полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах,
каковыми являются конституционное, гражданское, административное и
уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на
страже законных прав и свобод человека и гражданина.
Круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет.
Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным
явлением, так как очевидны преимущества судебного порядка обжалования перед
административным. Главное из них - самостоятельность и независимость
судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Судьями
являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями
осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной
основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону.
Судебное разбирательство производится на основе закрепленных в
Конституции РФ принципов судопроизводства: гласности, открытости,
состязательности, равноправия сторон и др. Лицу, подавшему жалобу,
предоставляется право самому принять участие в судебном рассмотрении дела и
обжаловать принятое решение.
Право на обращение в суды Российской Федерации за защитой своих прав и
свобод имеют как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства
и иностранцы.
Предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются
права и свободы заявителя. Сюда включаются и постановления Государственной
Думы и Правительства Российской Федерации. Речь идет об актах, касающихся
конкретных людей, но не о законах или иных общеобязательных актах, каковыми
являются нормативные акты, указанные в ст. 125 Конституции, которые могут
быть оспорены лишь в Конституционном Суде. Не могут рассматриваться по
данному Закону решения и действия, в отношении которых установлен иной
порядок судебного обжалования. Например, исключение касается жалоб на
решения и действия, связанные со спорами, возникающими из гражданских,
жилищных, трудовых, семейных правоотношений. Они подлежат, в соответствии с
требованиями ст. 1 ГПК, рассмотрению по нормам законодательства о
гражданском судопроизводстве. И всякое заинтересованное лицо, у которого
возникли эти правоотношения, может в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенного
или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Очень важно, что закон не содержит заранее очерченных критериев
обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что упомянутые выше
органы, объединения либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе
обратиться в суд. Так, в суд может быть обжалован отказ в постановке на
учет по улучшению жилищных условий, снятие с такого учета, отказ в
государственной регистрации кооператива, в регистрации транспортных
средств, в зачислении детей в дошкольное или школьное учреждение, в
принятии в высшее учебное заведение, в выдаче документа о реабилитации как
жертвы политических репрессий и т.д.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Если обжалуемые
действия (решения) признаны незаконными, выносится решение об
обоснованности жалобы и обязанности соответствующего органа или лица
устранить допущенные нарушения, удовлетворить требования гражданина,
отменить примененные к нему меры ответственности либо иным путем
восстановить его нарушенные права и свободы. В этом случае указывается,
какие конкретные действия (решения) неправомерно лишили гражданина
возможности полностью или частично осуществить принадлежащие ему права либо
какими конкретными действиями на него была незаконно возложена та или иная
обязанность; называются правовые нормы, которые были нарушены при
рассмотрении требования гражданина. Так, в случае отказа в выдаче
гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, заключения
о таком заболевании, необходимого для подтверждения права на дополнительную
жилую площадь, суд признает это действие неправомерным и обязывает
соответствующее должностное лицо медицинского учреждения выдать заявителю
необходимый документ для представления жилищному органу; при необоснованном
отказе гражданину в регистрации выстроенного или приобретенного им жилого
дома судом выносится решение, обязывающее соответствующий жилищно-
коммунальный орган зарегистрировать этот дом, и т.д.
Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность
государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения,
предприятия или объединения, общественного объединения или должностного
лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к
нарушению прав и свобод гражданина.
В суд можно обжаловать и постановления по делам об административных
правонарушениях. Это право предоставлено лицу, в отношении которого они
вынесены, а также потерпевшему.
Одной из гарантий обеспечения независимости и беспристрастности суда
при осуществлении правосудия является прямое и четкое определение законом
круга дел, которые подлежат рассмотрению тем или иным судом. Благодаря
этому у человека заранее появляется возможность знать, где и каким судьей
будет рассмотрено его дело, если таковое возникнет.
Свойство дела быть рассмотренным определенным судом именуется
подсудностью. Процессуальному законодательству известны несколько видов
подсудности: территориальная, предметная, субъектная и составная.
Закон определяет суд, к компетенции которого относится дело, путем
установления территориальной и персональной подсудности. Как правило, дело
подлежит рассмотрению тем судом, на территории которого совершено
преступление. Если невозможно определить место совершения преступления,
дело подсудно тому суду, на территории которого закончено предварительное
следствие или дознание по делу. Вышестоящий суд вправе принять к своему
производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное
нижестоящему суду.
Необоснованный отказ суда в принятии дела к своему производству и
рассмотрении его, неоправданная задержка в рассмотрении дела являются
нарушением права гражданина, предусмотренного ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Это нарушение может обжаловаться в вышестоящий суд.

3. Право на рассмотрение дела судом присяжных
Суд присяжных впервые был введен в Российской Федерации Законом
Российской Федерации от 16 июля 1993 г. о внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (ВВС
РФ, 1993, N 33, ст. 1313). Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации, вводящим этот Закон в действие, предусмотрено поэтапное
учреждение судов присяжных на территории Российской Федерации: с 1 ноября
1993 г. они функционируют в Ставропольском крае, Ивановской, Московской,
Рязанской и Саратовской областях; с 1 января 1994 г. - в Алтайском и
Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях. Предполагается
постепенно создавать суды присяжных и в других субъектах Российской
Федерации.
Особенностями суда присяжных является, в частности, то, что в нем в
большей степени реализуется коллегиальное начало; решения присяжных в
большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и
жизненном опыте; решения вопросов факта (доказанности обвинения) и права
(квалификации содеянного и наказания) решаются раздельно соответственно
коллегией присяжных и профессиональным судьей. Значительная численность
коллегии присяжных (12 основных и 2 запасных присяжных заседателя),
случайный характер их подбора, разделение компетенции с профессиональным
судьей и более состязательный характер судопроизводства - все это делает
рассмотрение дела более объективным и справедливым (прежде всего с позиций
народного правосознания), превращая суд присяжных в некую дополнительную
гарантию для подсудимого.
Как указывается в ч. 2 ст. 47 Конституции, право на рассмотрение дела
судом присяжных принадлежит обвиняемому в случаях, предусмотренных
федеральным законом. Федеральный же закон (ст. 421 УПК) устанавливает, что
суд присяжных в краевом, областном и им соответствующих судах рассматривает
уголовные дела, перечисленные в ч. 1 ст. 36 УПК РСФСР. Как правило, это
дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 15 лет
лишения свободы или смертная казнь.
Решение вопроса о том, в обычном порядке или судом присяжных будет
рассматриваться дело, всецело зависит от воли обвиняемого, что ему должно
быть разъяснено следователем или прокурором. Если обвиняемый

Новинки рефератов ::

Реферат: Мотивация в управлении (Управление)


Реферат: Алмаз-графит (Химия)


Реферат: Селекция (Биология)


Реферат: Виктор Гюго (Искусство и культура)


Реферат: Сети, операционная система Netware (Программирование)


Реферат: Немного из истории шитья (Технология)


Реферат: Методика оценки радиационной обстановки (Военная кафедра)


Реферат: Аналитические весы (Химия)


Реферат: Основные права и свободы Российских граждан (Право)


Реферат: Вассально - ленные отношения (История)


Реферат: Обязательства: понятия и виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Концепция естествознания (Естествознание)


Реферат: Монархия, республика и их виды (Право)


Реферат: Социальный работник - новая профессия в России (Педагогика)


Реферат: Метрология - наука о измерениях (Технология)


Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)


Реферат: Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников (Психология)


Реферат: Демография семьи (Социология)


Реферат: Повесть Распутина "живи и помни" (Литература : русская)


Реферат: Автоматическая сварка под слоем флюса (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист