GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Контрольное задание по социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольное задание по социологии (Социология)



Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый Гуманитарный Университет
Факультет Правоведение
Социология.



Контрольное задание.



Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2



Москва - 1996.


Тема 1, Вопрос №1:
В обыденном сознании понятие “социальное” очень часто отождествляется
с понятием “общественное”. “Общественное” же является общим объектом
изучения и многих других наук, не случайно получивших название
“общественные науки”.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других
общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество,
его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь
призму социальных явлений, отношений, составляющих основное содержание
социальной реальности — социума как объекта социологии.
Выделение социологии в самостоятельную науку было не случайным не
случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-
политическим, экономическим и духовным развитием человечества. Первая
половина XIX века, когда и возникла социология как наука — это время
бурного промышленного развития передовых стран. Время фундаментальных
открытий, сложных масштабных социально-политических конфликтов и перемен.
Это явилось благоприятной почвой для появления различных классических
теорий, что в свою очередь послужило рождением социологии О. Конта. В
истории общественной мысли французский учёный Конт известен как
родоначальник позитивистской социологии. Его предшественники основатели
политологический учений Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и А. Токвиль.
Продолжатели контовской позитивистской линии был английский исследователь
Г. Спенсер.

Тема №1, Вопрос №2:
Появление или изменение любого общественного явления как правило
связано с кризисной ситуацией. Современный кризис российского общества
является одним из самых глубоких и продолжительных в нашей истории. Он
обозначился ещё в конце 60-х годов, когда происходило общемировое
переосмысление ценностей цивилизации. Демократические преобразования в
восьмидесятых годах, переход к рыночным отношениям привели к возможности
нового осмысления социальных вопросов. Эволюция “перестройки” сделала
возможным ведение разговора о новом общественном устройстве. Эти процессы а
также прогрессирующая социальная неоднородность общества привели к
социальному конфликту в нашем обществе. Природа этого социального конфликта
тесно связана с переходным состоянием в обществе. Глубокие корни
конфликтной ситуации прослеживаются прежде всего через отношения растущего
неравенства крупных социальных групп. Поэтому, как следствие общественных
экономических и политических изменений, есть изменение их связующего —
социального, то есть “второе рождение” социологии.
Тема №1, Вопрос №3:
Вопрос социальных отношений возникает только при наличиии какого-либо
общества, то есть социума, вне зависимости от размеров этого социума. В то
же время рассматривать вопросы отношений в обществе не возможно отдельно от
человека как составляющей общества. В свете вышесказанного социальные
отношения есть отношения человека с обществом, общества с человеком, людей
друг с другом и отношения обществ.Поэтому при рассмотрении общественных
отношений необходимо рассматривать общество в целом, в то же время
сознавая, что за обществом стоит отдельный индивид. Кроме того отношения
человека с человеком и отношение социумов раззматриваются по разному, с
применением разных закономерностей, поэтому в рассмотрении социальных
вопросов необходимо учитывать и субъективизм каждой конкретной ситуации.

Тема№1, Вопрос №4:
- социология;
- философия;
- история;
- правоведение;
- политология;
- психология;
- культурология;
- педагогика.

Тема №1, Вопрос №5:
П.А. Сорокин — российско-американский социолог XX столетия,
определивший основные направления развития современной социологии.
Он уделил пристальное внимание выяснению исходных, методологических
проблем этой науки — её сущности и специфики.
Сорокин признал в начале своего творческого пути, что нет
общепризнанного понимания социологии, ибо “сколько социологов, столько и
социологии”. Для понимания социологии как науки об обществе особенно важно
выяснить то, что вкладывается в содержание таких понятий, как “общество”,
“социальное”. По Сорокину, одним из важных вопросов этой науки, общество —
это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Элементами
взаимодействия являются: индивиды, акты (действия), язык, письменность,
орудия труда, исскуство и др. Социология как наука, отмечал П.А. Сорокин,
изучает специфические социальные явления, которые обладают “внешним бытием”
и непосредственно наблюдаемы. Важным является его тезис :”Социология —
фундамент для специальных общественных наук”.
Стоя на принцыпиальных позициях признания преимуществ эволюционного
реформирования обществ Сорокин выдвигал следующие каноны такого
реформирования:
а) реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее
базовым инстинктом;
б) практической реализации реформ должно предшествовать научное
изучение конкретных социальных условий;
в) реформы должны проводиться в жизнь правовыми средствами.

Тема №1, Вопрос №6:
Особенности микро и макро социологии:
Микросоциология — изучает общение людей в повседневной жизни.
Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления
можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают
данным явлениям при взаимодействийй друг с другом.
Д. Хоманс (1973 г.) считает, что взаимодействие людей можно понять на
основе принципа поощрения и наказания.
Г. Гарфинкель (1967 г.) разработал теорию, обращающую главное внимание
на изучение принятых на веру правил и понятий.
Макросоциология — основное внимание уделяет моделям поведения,
помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такие
общественные институты, как семья, образование, религия и др.
Макросоциологические теории:
Функционализм (Г. Спенсер) — сравнение общества с живыми организмами.
Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связано между
собой.
Теория конфликта (К. Маркс) — в самой основе общества — классовый
конфликт. Классовая борьба является источником большинства политических
конфликтов, движущей силы истории.

Тема 1, Вопрос №7:
Общественные науки: философия психология, история, социология и др.
прежде всего служит ступеньками становления любого образованного человека.
Юрист-профессионал — это прежде всего человек, способный объективно
оценивать прцессы, происходящие в обществе, результатом этой оценки
является грамотное решение.
Профессиональная подготовка — способность синтезировать необходимую
информацию, затем оптимизировать ее с точностью до правильного решения.
Общественные науки есть материал, содержащий в себе информацию о пути,
пройденном обществе. Поэтому это есть основа профессиональной подготовки.

Тема №2, Вопрос №1:
Различие понимания у обоих авторов существует по причине наличия
нескольких методов в социологии, то есть нескольких правил и приемов
(выборочные исследования, историческое исследования, эксперимент и др.) ,
так как метод употребляется в обобщенном смысле.
Первый тезис отвечает субъективно-деятельной позиции, что на мой
взгляд, наиболее приближено к реальности.
Второй тезис содержит мнение о возможности субъективного подхода, что
характерно для автора, являющегося сторонником теории аномии.

Тема №2, Вопрос №2:
Социологическая информация о политической жизни страны.
Социологический опрос на тему влиятельности политиков.
Респондентам были предложены следующие кандидатуры, набравшие процент
голосов:
Ельцин Б.Н. - 25%
Черномырдин В.С. - 23%
Лебедь А.Н. - 15%
Чубайс А.Б. - 37%
Опрос проводился среди работников сферы обслуживания.



Тема №2, Вопрос №3:
Тема социологического наблюдения “Политический лидер сегодняшнего дня”.
Мною первичная информация была почерпнута из журнала “Коммерсант”.
Респондентами являлись политическая и экономическая элита страны. По
результатам опроса был выявлен лидер в лице А. Б. Чубайса.
На мой взгляд опрос проводился среди компетентных кругов, связанных с
государственной деятельностью. В силу непосредственных интересов
опрашиваемых можно предположить, что ответы были объективные. Учитывая
ситуацию, в данный момент характеризующуюся нестабильностью политической
власти, в связи с известными событиями, сделаем вывод о переходе реальной
власти к околопрезидентским кругам.

Тема №3, Вопрос №1:
Общественная мысль Древнего Востока.
Представители - Конфуций, Лаоцзы.
Основные идеи учений - божественная власть во всем;
- государство - большая семья;
- закон есть добродетель.
Общественная мысль Древней Греции.
Представители - Пифагор, Платон, Аристотель.
Основные идеи учений - идеология общества - свободомыслие;
- государство - господство
законов, интересы


общей пользы;
Христианская политическая жизнь.
Представители - Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Основные идеи учений - человек грешен, поэтому обязан жить “по бо-
гу”
- государство - как естественное
желание людей
объединиться;
- предназначение закона
(позитивного) - силой
и страхом принуждать людей.
Общественная мысль эпохи Возрождения и реформаций.
Представители - Макиавелли, Боден, Мор.
Основные идеи учений - человек в обществе - сообразие поступков;
- государство - изобретение
мудрых для подчи
нения народу;


Тема №3, Вопрос №2:
|Направление |Представители |Базисные понятия |
| | |социальная жизнь отличается от |
| |Л. Ф. Уорд |биологических процессов своим |
|Эмпирическая | |целенаправленым и творческим характером; |
|социология |У. Томас |зависимость мотивации деятельности от его |
| | |принадлежности определенной социальной |
| | |религиозной и культурной общности и |
| | |организации |
|Структурный |Т. Парсонс |Усилить внимание пренебрегаемом ранее к |
|функционализм |Р. К. Мертон |“социальным элементам” как доминирующим |
| | |факторам на основе концептуальной схемы |
| | |анализа социальных систем; |
| | |не рассуждать о внутреннем содержании |
| | |социологических фактов, а рассматривать |
| | |реальные последствия функции |
|Конфликтоло- гия|Г. Зиммель |Выделение объективных (“латентных”) и |
| |Р. Дарриндорф |субъективных (“явных”) интересов, которые |
| | |выступают как противоположности в конфликте|

Тема 4, Вопрос №1:
1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы
(общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые
уже являются его признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него есть собственной название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни
отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм,
законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Тема №4, Вопрос №2:
1. Сознание рядового обывателя не успевало за радикальными
изменениями, происходящими в обществе. Поэтому основной трудностью, с
которой столкнулись реформы было национальное самосознание и инертность
социально-коммунистического сознания, отягощавшее мысли большинства, хотя и
поддержавшее их в самом начале,пока не поняло что они не приводят к
желаемой стабильности.
2. Общественное сознание для кардинальных экономических изменений в
России на рубеже 90-х годов не было готово, так как реформы этих годов
являются модернизацией неорганического типа. Реформы представляли собой
способ “догоняющего” развития. Неорганическая модернизация в нашей стране
осуществлялась путём закупки зарубежного оборудования и товаров народного
потребления, отказ от национальной технологии, науки и культуры,
приглашением зарубежных специалистов, использование иностранных инвестиций.
Эти изменения не были связаны с изменением общественного сознания.
“Модернизация” не охватила подавлдяющего большинства населения и не
получила прочной социальной поддержки.
3. Реформы 90-х годов были реформами сверху. Инициатива шла от
властных структур, которые её и поддержали. Эти изменения были угодны также
“прогрессивной” интеллигенции. Реформы не поддержали те слои общества,
которые не могли или не хотели “перестраиваться” на новые формы
общественных отношений, кому эти отношения претили.
4. Различные сферы общества и его институты изменялись с разной
скоростью, поскольку они и принимали эти изменения по-разному, по-разному
воплощали их в жизнь.

Тема №5, Вопрос №1:
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы
организации совместной деятельности людей. Поэтому институт семьи является
социальным. Семья является элементарной базовой структурой общества, его
элементарной ячейкой. Именно поэтому институт семьи и сама семья в
частности являются базовыми структурами общества.

Тема №5, Вопрос №2:
а) репродуктивное — биологическое воспоизводство населения в
общественном плане и удовлетворения потребности в детях — в личностном
плане;
б) воспитательное — социализация молодого поколения, поддержания
культурного воспроизводства общества;
в) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
г) экономическое — получение материальных средств одних членов семьи
для других, экономической поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
д) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
е) духовного общения — развитие личностей членов семьи духовное
взаимообогащение;
ж) социально-статусное — представление определенного социального
статуса членам семьи, воспроизводства социальной структуры;
з) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
и) эмоциональное — получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая
терапия.

Тема №5, Вопрос№3:
Основные формы организации семьи:
— моногамная;
— полигамная.

Тема №5, Вопрос №4:
Автор этого тезиса пытается акцентировать внимание на вопросе связи
человеческой сексуальности и внесексуальных человеческих отношений.
Человеческая сексуальность формируется на раннем этапе развития личности,
когда еще не развиты собственно сексуальные отношения. Во время этого
формирования и происходит основное влияние внесексуальных отношений на
личность. В дальнейшем это влияние заметно снижается, но остается в силе.
Поэтому человеческая сексуальность все-таки является носителем
внесексуальных отношений, происходивших в основной своей массе на раннем
этапе, но и продолжающих происходить, хотя и в меньшей степени. Автор
пытается сказать, что в этой сексуальности будет тем больше человечности,
чем больше человеческих внесексуальных отношений повлияло на личность.
Главным в этом отрывке является слово “носитель”. Если сексуальность
является носителем внесексуальных личностных отношений — это, с моей точки
зрения, не верно. Я считаю, что сексуальность является только частью
человеческих внесексуальных личностных отношений.

Тема №5, Вопрос №5:
Если рассматривать мужчин и женщин в целом, в совокупности, то эта
фраза верна, но в каждом конкретном случае случаются свои иррациональные
исключения.

Тема №6, Вопрос №1:
К материальной культуре относяться следующие явления: телеграф,
колесо, сумка, медаль, галстук, револьвер, университет, Барби, джинсы,
карнавал, стол.
К духовной культуре относяться следующие явления: огонь, песня, дуэль,
танец, магия, амулет, диспут, святки, свадьба, пасха, теория.

Тема №6, Вопрос №2:
К элитарной культуре относяться следующие произведения: стихотворение
М. Лермонтова, опера Чайковского.
К народной культуре относятся следующие произведения: частушки.
К массовой культуре относятся следующие произведения: телесериалы,
песни Окуджавы и Розенбаума, порнографическая литература, рок-оперы.

Тема №6, Вопрос №3:
Я полагаю, что любые события несут с собой положительный и
отрицательный опыт и вне зависимости от свойства этого опыта он будет
полезен, а поэтому в СССР за 75 лет произошла именно культурная
аккумуляция, поскольку мы попробовали что-то другое и именно поэтому мы
теперь такие, какие мы есть, хотя безусловно мы кое-что потеряли, но то что
мы приобрели не пропало даром.

Тема №7, Вопрос №1
“Социальное давление” может по разному влиять на развитие индивида.
Все зависит от степени этого давления, от его направленности, наконец от
способностей самого индивида. Оно может как положительно, так и
отрицательно влиять на выражение индивида. В некоторых случаях происходит
“взлет” индивида на “воздухе” этого давления, но в других случаях
воздействия социума столь высоко, что для развития индивида не остается
никаких возможностей. В таком случае индивид может погибнуть или замкнуться
на самом себе и отделиться от общества.

Тема №7, Вопрос №2:
Этот вопрос тесно связан с первым. Данный тезис вкладывает в слово
“сходство” большую долю критики. На мой взгляд без контекста трудно
прокоментировать это выражение, так как существует сходство между людьми
нашего времени и первобытными.
Можно предположить, что Дюркгейм под приметивностью не имел в виду
“эволюционную лестницу”. Это понятие рассматривается как некий абсолют для
определенного промежутка времени. Примитивность есть остановка процессов,
происходящих в обществе. Результатом этого является внутреннее выраждение
его индивидов. Выраждение ведет к упрощению. В этом случае можно вести речь
о сходстве.

Тема №7, Вопрос№3:
Каждый человек на сферу социального имеет свой взгляд. Как правило
занимаются две позиции. одна представляет собой личные интересы индивида,
другая — его общественный интерес косвенно подразумевающий личный.Четко
разграничить сферы интересов трудно. Они всегда пересекаются друг с другом
либо дополняя, либо являясь следствием интереса.

|Сфера частных интересов |Сфера общественных интересов |
|семья |национальные интересы государства |
|личные интересы |поддержание правопорядка |
|элементарные физиологические | |
|потребности человека | |

Тема №7, Вопрос №4:
Под обществом в этом вопросе понимается вся иерархия общественных
институтов. Попробуем представить, что человек может быть совершенно
свободным от общества, а значит и оторван от общества, не имеет никих
контактов с общественными формациями. Но человек таким какой он есть возник
именно из-за существования этих формаций. Оторви его от общества и он
пререстанет воспринимать себя как часть чего-то большого, перестанет
осознавать себя как личность в обществе, то есть его личные, частные
интересы станут преобладать над ним. По сути общественные интересы вообще
пропадут, и получим мы уже не человека, а индивида, всеми путями
пытающегося удовлетворить свои потребности, то есть нечеловека. Поэтому
общественное всегда должно присутствовать в любой человеческой деятельности
как составляющая часть человеческой личности. Другое дело каким образом и в
какой мере это общественное может проявляться и влиять на саму личность. В
наше время, когда за общественным стоят такие мощные институты, как
религия, государство, партия и собственно общество, человек не в силах
игнорировать их. В своей повседневной жизни он редко сталкивается с
крайними проявлениями этих формаций, однако в критические этапы своей жизни
эти формации могут раздавить отдельную личность, хотя и состоят из этих
личностей.
В этом смысле крайней формой господства государства, общества над
человеком есть рабовладельческий строй, который позволяет существовать
такой форме правления, как деспотия. Крайней же мой господства общества над
человеком, как это ни странно, может явиться и демократия, власть
большинства, мнение которого не всегда и не обязательно должно совпадать с
мнением отдельного человека.
Тема №7, Вопрос№5:
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущих размышлений. Человек может
сам себя обеспечивать, распоряжаться деньгами независимо от других, и
проживать независимо от родителей, но полностью быть самостоятельным в
выборе образа жизни не может. Наша действительность устанавливает
определенные рамки для этого и выйти из этих рамок означает поити против
общества, поэтому наша жизнь не возможна без какой-то меры
приспособленчества. И вообще все эти критерии весьма относительны и в
каждой конкретной ситуации могут пониматься по-разному.

Тема №7, Ворпос №6:
Инстинкт затрудняет социализацию, потому что он несет в себе долю
первобытного, когда человек еще не был полностью социализированным. Поэтому
инстинкт пытается заставить человека мыслить эгоистически, что конечно не
помогает его социализации.

Тема №7, Вопрос №7:
Социализация личности в группе — то есть в обществе. Ч. Кули выдвигает
ролевую теорию личности. Каждая личность в обществе занимает определенное
место и выполняет конкретные функции, имея тем самым определенный
социальный статус. Социальный статус в свою очередь подразделяется на
предписанный, то есть полученный независимо от субъекта, и достигнутый, то
есть приобретенный собственными усилиями индивида. Социальная роль человека
это его ожидаемое поведение, связанное с его социальным статусом. На
основании этого процесс социализации заключается в индивидуальном
продвижении личности, становлении ее социального статуса, под воздействием
общества.

Тема №8, Вопрос №1:
Э. Дюркгейм под термином “аномия” подразумевает явление, когда нормы
управляют поведением людей. Жизненный опыт людей более или менее
соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во
время кризиса или радикальных социальных перемен, например в связи со
спадом деловой активности и безудержной инфляции, жизненный опыт перестает
соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди
испытывают состояние дискомфорта и неуравновешенности.

Тема №8, Вопрос №2:
Р. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии Дюркгейма. Он
считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями
общества и социально одобряемыми средствами их достижения.

Тема №8, Вопрос №3:
Концепция теории “физических типов” основана на отношении человека к
цели и средствам достижения их, их одобрения или неприятия, а также
появления и утрате цели.

Тема №8, Вопрос №4:
Формальные позитивные санкции: Нобелевская премия, присвоение
офицерского звания, избрание в парламент, аттестат зрелости, судебное
оправдание.
Неформальные позитивные санкции: открытое письмо в прессе, квартальная
премия.

Тема №8, Вопрос №5:
Период Отечественной Войны 1812 года, Первой Мировой Войны и Великой
Отечественной Войны.

Тема№9, Вопрос №1:
К приписываемым статусам относится следующее: император, муж, принц,
герцог, боярин, вельможа.

Тема №9, Вопрос №2:
Статусные символы русского общества 19 в. формировались крепостничеством и
самодержавием. Два слоя русского общества - крестьяне и дворяне. Для
крестьян характерны: зависимость от господствующего класса (крепостничество
до 1860 г.), бедность, неграмотность, низкое социальное положение.
Для дворянства характерны: высокий социальный статус, образованность,
высокий культурный уровень.
В 20 в. произошла трансформация этих слоев. Теперь крестьянство повысило
уровень образования, социальный статус стал гораздо выше, ликвидировалась
крепостническая зависимость, произошло выравнивание статусных символов.
Сейчас отсутствует социальное различие по происхождению, но ярко выражено
различие по наделенностью властью.
С течением времени также изжила себя старая атрибутика (например, лошадь
заменил трактор).
Что касается молодежи, то какая она была такая и осталась.

Тема №10, Вопрос №1:
Формирование социальной структуры происходит следующим образом.
Сначала рассматриваются понятия статуса и роли. Затем на основе статусов и
ролей формируется понятие и содержание общественных институтов. Дальше мы
выясняем, каким образом эти институты объединяются в единую структуру.
Последним шагом служит анализ общества на основе этой структуры. Согласуясь
с вышесказанным схема 1 недостаточно полно определяет социальный состав
общества 30-х годов. На схеме 2 более полно раскрыта структура общества,
хотя такая сильная дифференциация, на мой взгляд, излишня.

Тема №10, Вопрос №2:
На мой взгляд ,попытаться оценить самого себя объективно, невозможно.
Но если есть критерии оценки, то оценить тебя объективно может только
посторонний человек. Из имеющихся критериев приоритетными считаются
объективные показатели, далее идет самооценка и затем социальный престиж. В
силу того, что социальные институты долго не существуют, то и отнесение
самого себя к какой-то части общества — явление временное. Исходя из
предложенных критериев себя я отношу к категории “студентов”, поскольку ни
один из критериев не имеет своего завершения и находится в стадии
становления для меня.

Тема №10, Вопрос№3:
Поскольку социология есть связующее всей общественной жизни
(экономика, политика, и т. д.), то стабильность обществу должны приносить
стабильность элементов это общества. Как следствие этой стабильности будет
упорядоченная социальная структура общества, то есть соотношение
экономически дифференцированных слоев общества будет оптимальным,
законность будет соблюдена посредством высокого уровня правосознания.

Тема №10, Вопрос№4:
Всем типам общества на всем протяжении истории была присуща
маргинализация. Категория “маргинальная личность” была введена в научный
оборот Р. Парком в 20-е годы XX века. Маргинальность — промежуточность,
“пограничность” положения человека между какими-либо социальными группами.
(перепечатано в сулу отсутствия вопроса)

Тема №10, Вопрос №5:
Маргинальное состояние личности в наше время присуще очень большому
количеству людей. Это связано с психическими заболеваниями, излечение
которых практически невозможно.
Момент перехода государства от одной идеологии к другой, смена
экономической системы приводит к ситуации, когда личность не способна
однозначно найти свое место. Новые ценности, задачи, которы встают перед
людьми не всеми могут решиться в силу объективных обстоятельств. Что
касается общества, то это могут быть возраст, здоровье, а также менталитет,
который как правило является основным препятствием при восприятии чего-то
нового.
О роли маргинальных личностей, так как маргинальные слои есть их
порождение, было много написано. Люди с отклонениями в психике, ровно также
как и люди, находящиеся в пограничных состояниях, являются единственными,
кто может выделиться из серой массы и стать лидером.
Подтверждением этого может служить выдержка из Достоевского.

Тема №10, Вопрос №6:
В наше время престиж профессии в первую очередь определяется
зарабатком, известностью или властью, которая объединяет в себе и деньги и
известность. Сейчас для нашего общества, находящегося в переходном периоде
в момент подрыва системы ценностей, мы наблюдаем абсолютно адекватный этой
ситуации курс развития государства. Он предопределяет занятость в нашем
обществе.В соответствии с этим можно выделить следующий ряд видов
деятельности в соответствии с возрастанием престижа:
производство, услуги, торговля
Ряд престижа профессий сосставляется на основе вышенаписанного.

Тема №10, Вопрос №7:
С точки зрения социологии кастовая система есть часть государственного
устройства. Общество воспринимает это явление как нечто должное, не
вызывающее сомнения и возмущения. Это является элементом национальной
культуры. Что касается апартеида, то как социальное он не может
существовать в обществе, так как он основан на насилии, поэтому я не
согласна с этим утверждением.







Реферат на тему: Конфликт в организации

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я Р Ф
Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА



КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ
На тему
КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ



Выполнила студентка
2 курса, группы 01-ЗНН
БАБИЙ О. Ю.

Проверил
ГЮЛАМИРЯН Г. А.



СОЧИ, 2003 г.

Содержание.

Введение. 3 1.
Конфликтные ситуации в современных организациях. 4
1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях.
4
1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях.
9
1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные
и дисфункциональные последствия.
11

2. Управление конфликтами в современных организациях. 15
2.1 Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта.
15
2.2 Характеристики этапов управления конфликтами в
организационных структурах.
21
2.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов
в организациях.
25

3. Типичные конфликты в студенческих организациях РУДН. 35
3.1 Структура студенческих общественных организаций РУДН.
35
3.2 Конфликтные ситуации при создании
студенческих общественных организаций.
38
3.3 Типичная конфликтная ситуация
при работе студенческой общественной организации.
42
3.4 Методические рекомендации по профилактике и решению
конфликтов в сфере студенческого самоуправления.
44


Заключение. 48


Список литературы. 50



Введение.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма
велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических
исследований в области социологии конфликта. При большом количестве
публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии,
практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины
конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она
пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в
которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как
развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений,
позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы
выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень
полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание
конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только
более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна.
В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной
конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их
мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие
конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть
мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации
«выигрыш – выигрыш». Кроме того, в настоящее время происходят процессы
реформирования и либерализации высшей школы, активного включения студентов
в процесс управления высшим учебным заведением, в процесс принятия решения
в высшем учебном заведении. Общий курс реформы высшего образования
направлен на то, что бы делегировать часть полномочий от администрации
высших учебных заведений студенческим общественным организациям вузов.
Администрации готовы пойти на этот шаг, а студенческое самоуправление
готово принять на себя часть ответственности за свое обучение и свое
воспитание в вузе.
Однако встает вопрос – смогут ли органы студенческого самоуправления
справится с поставленной задачей? Сформированы ли они как целостная
структура, способная на партнерство с администрацией вуза или нет? В
настоящее время процесс формирования студенческих общественных организаций
во многом зависит от конкретных личностей, создающих в вузах студенческое
самоуправление «с нуля». Насколько оправданы конфликтные ситуации и всегда
ли необходимы, я и пытаюсь рассмотреть в своей работе.

1. Конфликтные ситуации в современных организациях.


1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях.

Поскольку практически весь трудовой процесс происходит в организациях,
то они могут быть рассмотрены как важнейший элемент внешнего воздействия на
рабочее поведение. В большинстве случаев люди объединяют усилия и
организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических
преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждения, что это есть
наилучший путь для достижения их целей. Организация - это система
скоординированного поведения. Правила, регуляторы, стандартные процедуры и
т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Также важным
является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют
частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и
организационных целей.
Организации образуются для достижения поставленных целей. В
действительности, существует множество таких целей. При этом, организация
стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных
целей своих членов, причем этим последним придается не меньшее значение,
чем первым. Если бы организация оказалась неспособна удовлетворять цели
своих членов, то она быстро бы их лишилась. Кроме того, что цели
организации побуждают людей членов вступать в нее и оставаться в ней, они
выполняют еще две другие функции. Во-первых, они служат для управления
поведением и стимулирования трудовых усилий. Во-вторых, они служат эталоном
измерения. Когда цели не достигаются, эффективность работы организации
ставится под сомнение.
Управление организацией включает в себя координацию человеческих и
материальных ресурсов для достижения формальных целей организации.
Ответственность за координирование, регулирование, объединение различных
видов деятельности для эффективного и своевременного достижения
поставленных целей ложится на людей, называемых управляющими.
Организационная структура - это общая сумма методов, которыми
организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем,
добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не
имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою
структуру. Рассмотрим элементы этой структуры.
Горизонтальная дифференциация. Горизонтальная дифференциация относится
к способу, которым различные задания, выполняемые в организации,
разделяются и группируются в отдельные единицы. Существуют различные виды
горизонтальной дифференциации: по выполняемой работе, по производимому
продукту, по потребительским группам и по месторасположению. В реальности
большинство организаций разделено на основании нескольких критериев, то
есть, например, сначала на основании продукта, а потом на основании
месторасположения. Такая дифференциация может привести к конфликту
интересов, поскольку группы, сформированные на основании различных
критериев, преследуют различные цели.
Вертикальная дифференциация. В дополнение к горизонтальной
дифференциации, организации также разделены вертикально. Вертикальная
дифференциация определяется количеством уровней власти в организации. Это
есть степень разделенности управленческих специальностей. В общем, с ростом
организации, в ней возникает все больше иерархических уровней. Чем больше
людей входят в организацию, тем больше усилий требуется для координации их
поведения. Однако и при равной численной величине организаций в них бывает
разное количество иерархических уровней. При этом, те организации, в
которых иерархических уровней больше, называются «длинными» организациями,
а те, в которых иерархических уровней меньше, называются «плоскими»
организациями. Степень вертикальной дифференциации организации оказывает
заметное влияние на удовлетворенность работой членов организации. Например,
высшие управляющие в «длинных» организациях более удовлетворены работой,
чем в «плоских». И наоборот, те, кто занимают низшие должности в «плоских»
организациях более удовлетворены работой, чем их коллеги в «длинных»
организациях.
В большинстве организаций, управленческая деятельность подчинена
строгой иерархической структуре, так что каждый управляющий имеет только
одного начальника. Это называется «скалярной цепью подчинения». Те
организации, которые отходят от этого правила, имеют то, что называется
«матричной структурой». В матричной структуре организация одновременно
разделена на базе двух различных критериев, и каждый управляющий имеет двух
начальников. Матричные структуры используются для объединения преимуществ
каждой простейшей структуры, которая в них входит. Однако, они необычайно
трудны в управлении. Широта контроля определяется через количество
подчиненных у одного начальника, а также зависит от степени вертикальной
дифференциации в организации. Она значительно уменьшается при продвижении
вверх по иерархической лестнице. У управляющих низшего звена может быть по
двадцать - тридцать подчиненных, тогда как у высших управляющих – по четыре
- шесть. Широта контроля влияет на поведение членов организации двумя
разными способами. Если у начальника слишком много подчиненных, то
снижается уровень контроля и падает отдача. Но если у начальника слишком
мало подчиненных, то это также приводит к снижению отдачи.
Чем меньше та группа людей, которая принимает основополагающие решения
о деятельности организации, тем выше в ней уровень централизации. Если же
полномочия по принятию решений делегированы нижним иерархическим уровням,
то организация является децентрализованной. Степень централизации влияет на
удовлетворенность работой так же, как степень «длины» организации.
Понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают,
что они должны делать в какой-то конкретной ситуации. Роль - это набор
ожидаемых поведенческих установок субъекта, обладающего данной позицией.
Эти ожидания зависят прежде всего от положения, занимаемого индивидом, а не
от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов,
занимающих эту позицию. При этом каждый человек может играть (и, как
правило, играет) несколько ролей одновременно. Роли на работе, в семье, в
обществе друзей, все они отличны одна от другой. Мы будем концентрировать
наше внимание на рабочих ролях, то есть на ролях, напрямую связанных с
поведением на работе. Этим ролям свойственны несколько характеристик. Во-
первых, рабочие роли независимы, они выполняются каждым, кто занимает
конкретную социальную позицию. Во-вторых, они имеют прямое отношение к
трудовому поведению, связанному с выполнением задания. Роль работника в
организации - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с
выполнением конкретной работы. В-третьих, рабочие роли могут быть трудно
совместимы друг с другом. Проблема заключается в определении того, кто
определяет, что от кого ожидается. Каков объем нашей роли, что об этом
думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться.
Это затрудняет определение того, что такое "настоящая" роль. Наконец, роли
быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на социальные
позиции, так и на трудовое поведение работников. Большая часть того, что мы
думаем и делаем, определяется нашими ролями.
Роли также помогают нам разобраться в проблемах, с которыми
сталкивается организация. Ролевой конфликт возникает, когда два или более
ожиданий оказываются несовместимыми. Существует четыре различных типа
ролевого конфликта. Они различаются по источнику возникновения
несовместимых ожиданий. Первый тип известен как внутриролевой конфликт и
возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более
несовместимых задания. Второй тип конфликта называется межролевым
внутриличностный конфликтом. Он появляется, когда две или более роли,
выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования. Еще один тип
конфликта называется межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два
или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания.
Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации,
когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его
ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов
ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей
работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров.
Ролевая неопределенность просто означает, что исполнитель роли не
точно знает, что именно от него требуется. При этом исполнитель роли может
либо не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо путей достижения
этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе,
когда ожидания, формируемые этим набором, недостаточно ясны (тогда как в
случае возникновения ролевого конфликта они ясны, но несовместимы).
Признавая отрицательное воздействие как ролевого конфликта, так и
ролевой неопределенности, необходимо задаться вопросом, а какая проблема
является более серьезной. Ответ зависит от положения, занимаемого
исполнителем роли. Ролевой конфликт является более серьезной проблемой на
низших уровнях, тогда как ролевая неопределенность - на высших. Ролевая
перегрузка возникает, когда ожидания и требования роли превышают
способности ее исполнителя. Как правило, причиной такой ситуации также
является неопределенность. Проблемы, вызываемые ролевым конфликтом,
неопределенностью и перезагрузкой чрезвычайно серьезны и их воздействие на
людей и организации огромно. Для избавления от них используются так
способы.
Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций в организациях
является неадекватное восприятие информации. Порядка 80 процентов рабочего
времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Около 50
процентов всей передаваемой информации воспринимается неправильно. При этом
возможны три различные ситуации: информация, отправленная А, никогда не
достигает Б; информация искажается отправителем или лицом, передающим ее;
получатель неправильно воспринимает то, что ему передано.
Одним из факторов, могущих усложнить процесс взаимодействия, является
большой размер и сложность организации, где на пути сообщения могут
возникнуть огромные препятствия (потерянная почта, выброшенные
телефонограммы). Часть этой проблемы заключается в том, что в процессе
горизонтальной дифференциации и роста организации ее подразделения все
более обосабливаются друг от друга, занимаясь все более специфической
работой, это обособление принимает формы территориального разделения, так
что они оказываются в разных зданиях, городах, а иногда и странах. Таким
образом исчезает возможность личного общения и суживаются другие каналы
взаимодействия.
Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством
иерархических уровней в организации. Как уже упоминалось, при передаче
информации через уровни, на каждом из них она подвергается пересмотру и
коррекции. При этом могут возникать различного рода искажения, когда,
например, важная информация признается неважной и выбрасывается. Заметим,
что «фильтрация» информации происходит как на пути вверх по уровням, так и
на пути вниз, при этом фильтрация может быть либо намеренной, либо
ненамеренной. Ненамеренная фильтрация имеет место тогда, когда кусочки
информации уничтожаются без ведома того, кто эту информацию передает.
Намеренная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности
передающего.
Даже когда информация, посланная А, успешно достигает Б, остается
возможность того, что эта информация искажена. Это искажение может быть
вызвано не только фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем.
Существуют две причины этого. Во-первых, мы представляем себе мир более
неподвижным и конкретным, чем он на самом деле является. Поэтому при
передаче информации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и
преуменьшаем значение случайных. Этот процесс называется поглощением
неопределенности. Второй причиной для искажения информации является желание
людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при передаче
информации наверх, например, когда человек подозревает, что реальная
информация совсем не так хороша, как хотелось бы.
Получатель информации также может служить источником искажения в том
смысле, что он может неправильно истолковать смысл, заложенный в сообщении.
Одной из причин этого может служить язык. В процессе горизонтальной и
вертикальной дифференциации люди, находящиеся в разных подразделениях
начинают говорить на совершенно разных языках. Второй причиной
неправильного восприятия сообщения может служить выборочное восприятие,
когда мы ищем в получаемом сообщении то, на что мы настроены. Человек
слышит то, что он хочет услышать, и пропускает остальное. Еще одной
причиной неправильного восприятия может служить ожидание. По различным
причинам мы можем ожидать услышать сообщения определенного типа. Еще один
феномен - это ощущаемая надежность отправителя. Если получатель информации
не считает отправителя источником достаточно достоверной информации, то он
может недооценить и важность его сообщения. Та же проблема возникает, когда
отправитель воспринимается слишком всерьез. Неправильное восприятие может
возникнуть попросту из-за информационной перегрузки, когда человек получает
такое количество сообщений, что перестает придавать им всем больше
значение.
Существует некоторое количество средств как на индивидуальном, так и
на организационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы. На
индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий и в
наибольшей степени приложимый к теме сообщения. Также необходимо
устанавливать доверие. Сообщение должно быть не только понято, но и
принято. Необходимо избегать использования штампов и ненужных
классификаций, нужно сообщать как можно больше фактической информации.
Наконец, необходимо активно искать обратную связь, с тем чтобы
удостовериться в правильной интерпретации информации.
Многое может быть сделано и на организационном уровне. Например, это
может быть установление организацией каналов обратной связи, или внедрение
компьютерной технологии передачи данных. Организация также может обучать
своих работников искусству общения. Тренировки могут включать в себя
различные типы ролевых игр и служат для улучшения способностей говорить,
писать или слушать, а главное - понимать чужую точку зрения. И хотя такие
тренировки не всегда оказываются очень эффективными, часто они помогают.


1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях.

Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в
организациях не представляется возможным. Основными из них являются
ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере
поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации,
несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. В
организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как
распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными
группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
Различия в целях. Специализированные подразделения организации и даже
подгруппы формируют свои цели, несут ответственность за их достижение,
получают плату за конечный результат. Поэтому подразделения и рабочие
группы могут уделять больше внимания их достижению, чем целям всей
организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни
функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не
распределены четко по подразделениям и рабочим местам. Различиях в
ценностях – также очень распространенная причина конфликта. Вместо того,
чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах,
альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для
группы и личных потребностей. Плохая передача информации является как
причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор
конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки
зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие
конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить
должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также
предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Плохая передача информации является и следствием конфликта. Так, между
его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться
неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все
это приводит к усилению и продолжению конфликта. Если у большинства
сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают
практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения
конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или
управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий
потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих
руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться
совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно,
что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей,
чего не обеспечит никакое принуждение.
Говоря о последовательности технологических действий в условиях
конфликта, следует, в первую очередь, указать на необходимость его
институциализации, то есть установления норм и правил разрешения конфликта.
Их эффективность находится в прямой зависимости от степени легитимности
институциональной процедуры, то есть от добровольной готовности большинства
участников конфликтующих групп соблюдать эти нормы и правила. Должно
осуществиться и структурирование конфликтующих групп, что предполагает
создание условий для проявления и организационного закрепления коллективных
субъектов - носителей имеющихся в обществе интересов.
Отношения конфликтующих сторон включают в себя такие этапы, как
информационное противоборство (измерение собственного потенциала в
сравнении с возможностями соперника) и энергетическое противоборство
(непосредственные действия). При более полной информации основная задача
конфликта решается с минимальными энергетическими затратами. Чем лучше
информация, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем
большая - для решения основной задачи. Отсюда цель информационного
противоборства - диагностировать собственное положение, а также положение
противника и в зависимости от этого выбрать адекватные способы поведения.
Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений:
обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями
человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.
Конфликты различают по их значению для организации, а также способу их
разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для
конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов
и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и
эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к
негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в
склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению
эффективности работы группы или организации.


1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные и
дисфункциональные последствия.

Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
В рамках социально-конфликтологического анализа интересно рассмотреть
взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе. Во-
первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной
трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так
и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из
принадлежности работников к одному производственному коллективу. В-третьих,
это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в
общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь
согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов,
нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
- конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению
основных целей трудовой деятельности;
- конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных
целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности;
- конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как
несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой
деятельности;
- сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные
несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими
различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры
в целом.
В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты,
представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не
задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в
которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и
смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные»
составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее
нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми
сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной
объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по
отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает
информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить
действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем
составляют 70-80% от всех остальных.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и
деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не
выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и
управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между
людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются
функциональными и ведут к повышению эффективности организации.
Деструктивный конфликт возникает когда одна из сторон жестко
настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны
или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к
нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить
партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и
приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и
эффективности организации.
Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри
человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых
распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку
предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть
результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате
того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является
ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой
степенью удовлетворенности работой.
Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где
сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание
получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. В
организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за
ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования
оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это
столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных
приоритетов.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если личность
займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования
группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения,
которых придерживаются ее участники, но в организации люди взаимодействуют
непосредственно друг с другом не только как функционеры организации.
Возникают отношения, нерегламентированные никакими инструкциями. Соблюдение
групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.
Межгрупповой конфликт часто возникает из-за отсутствия четкого согласования
функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и
дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т.
д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами в
организации.
Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как
открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Конфликт вносит
вклад в структурирование организации, определяя полож

Новинки рефератов ::

Реферат: Права профсоюзов в сфере трудовых отношений (Трудовое право)


Реферат: Фотогальванометрический веберметр (Физика)


Реферат: Урбанизация (Социология)


Реферат: Шпаргалки по биологии (Биология)


Реферат: Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки (Педагогика)


Реферат: Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика (Педагогика)


Реферат: Управление закупками на торговом предприятии (на примере отдела «Ультра») (Менеджмент)


Реферат: Общая совместная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Материя, ее свойства и виды (Естествознание)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)


Реферат: Формирование личности в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Теневая и криминальная экономика России (Предпринимательство)


Реферат: Управленческий учет в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Гармигунчоишхо (Физика)


Реферат: Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда (Право)


Реферат: Способности и направленность личности (Психология)


Реферат: Интеллектуальная собственность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Расторжение брака (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист