GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальная культура (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальная культура (Социология)


Министерство внутренних дел России



Юридический институт


МВД России


Малый Ивановский пер., д.2



Кафедра философии и политологии



Курс 2 з/о
№ группы
№ зачетной книжки3



Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

Тема № 13: Социальная культура.



Дата получения работы секретариатом
Дата получения работы кафедрой



Дата сдачи работы в секретариат Дата
окончания проверки преподователем



Адрес места жительства :
г. Москва,



Введение.
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos
— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных
социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный
оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским
ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение,
но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,
сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том,
что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика
эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа
социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского
общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества,
утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую
независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного
порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей
тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной
жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное
увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ
жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но
и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже
и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала
социология.
Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то
социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни
людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в
поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных
ценностей.



1



Понятие культуры в социологии.

Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное
образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных
отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение
предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание
людей в различных социальных ситуациях.
Объектом социального исследования является конкретное изучение
распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения,
создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в
культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.
В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и
повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных
общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением,
динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития
культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или
регрессе.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают
специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов,
форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования,
которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых
структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в
социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений
образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
О социология культуры - нужно говорить как о конкретной, специфической
отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры,
и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры,
формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности.
Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции,
факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую
картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт
чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая
деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание,
усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и
ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и
качественный анализ культурных явлений и т.п..
Социология культуры или социальная культура- это одно из ведущих
направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как
результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и
введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под
предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов
становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие
на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно
обозначить как аксиологический (или ценностный).
С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное
представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение
целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как
аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное
от социального.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение
подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что
позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на
различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.
Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи
исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в
этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно
считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и
др.[i]



-----------------------

Основные признаки культуры и ее элементы.
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности
формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различии между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловленны историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют
соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются
негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор
и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и
поняты им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во
многом обусловленно нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.



Согласно исследованиям Б.К.
Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило
процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной
Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными
в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе
племенной организации общества одновременно сформировались система
родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.



-----------------------



План



Введение



1. Понятие культуры в социологии.



2 Основные признаки культуры и ее элементы .



3 Особенности культуры современной России .







Реферат на тему: Социальная мобильность

Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева


Факультет экономический
Кафедра менеджмента



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу: «Социальный менеджмент»
на тему:

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ



Выполнила: Макарова М.В.
студентка 601 гр., з/о,
специальность «менеджмент»

Проверила:



Саранск 2000г.


Содержание

стр.
1. Социальная мобильность 3
2. Природа социальной мобильности 3
3. Проблемы социальной мобильности 8
4. Каналы социальной мобильности 9
5. Индивид и социальная мобильность 12
6. Статусная нестабильность 13
7. Напряжение при принятии новых социальных ролей 13
8. Разрыв связей в первичных группах 14

Список использованной литературы 15



1. Социальная мобильность.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в
котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и
идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое,
переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это
меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном
пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно
определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например,
сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа,
увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением
дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге
сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях,
установках, интересах и ориентациях.
В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы
перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название
процессов мобильности.


2. Природа социальной мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и
социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,
можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности
быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на
более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие
свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из
самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают
субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в
классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из
семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет
усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать
крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в
работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он
может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным
руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного
социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых
возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности
для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая
официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в
обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается
несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное
перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или
менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места
жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым
условиям.
Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в
процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной
мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта,
или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от
одной социальной позиции к другой».
П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и
вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или
социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же
уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому
он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является
вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,
способствующих переходу индивида или социального объекта их одного
социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,
существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий
социальный слой, на другой уровень власти.
Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус
других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,
молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не
обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и
нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное
падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической
мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем,
или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых
групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими
группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность
существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких
социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов
целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить
падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала
весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической
партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый
случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль,
затонувший со всеми находящимися на борту». Для наглядности все виды и
формы социальной мобильности приведены на рис.1. [5, с.213]


Социальная мобильность

горизонтальная вертикальная

территориальная, рели- индивидуальная групповая
гиозная, семейная,
политическая и т.д. восхождение нисхождение
восхождение нисхождение

экономическое, политическое, профессиональное
и т.д.


Рис.1. Типология социальной мобильности.

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы
понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом
отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и
подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление
достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в
той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью
добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация
этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к
достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на
имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих
причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем,
возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать,
пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.
Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в
группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами
или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу,
имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и
расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и
более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому
статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть
барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в
том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого
статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид
стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью
предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации
обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно
меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе
их личностных отношений индивидов.
Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки
процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности
социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная
социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или
политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за
определенный промежуток времени» [1, с.230]. Например, некоему индивиду в
течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности
удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему
институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что
скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный
промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны,
если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной
слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то
говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но
направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих
социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за
определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо
социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в
общей численности данной социальной общности показывает относительную
мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте
до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об
абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной
категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие
семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об
относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки
зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется
совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем
можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком
из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой
индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или
политической области деятельности.
3. Проблемы социальной мобильности.

Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих обществах и
социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества
или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры,
препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или
менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения.
В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и
опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных
усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная
позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни
предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или
социальное падение.
Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы
структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако
существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и
закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было
кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из
которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго
определенное место среди других каст.
Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами
позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения
более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между
представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью
религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами
были очень значительными переходы индивидов из одной касты в другую
наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды
профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а так же
создавала свои типы внутренних связей. Ранговое место касты в обществе
строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как
правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже
если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то
причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю
касту.
Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому
типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде
всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях,
в людях, способных решать задачи управления сложными социальными,
политическими и экономическими процессами.
Но даже в современных обществах существуют социальные группы
"закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой
относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной
структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных
статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти,
получения наилучшего образования и т.д.
В обществах существуют некоторые социальные статусные группы,
вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости
и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп.
Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы
незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть
определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически
невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс
проникнуть в высший слой.


4. Каналы социальной мобильности.

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида,
так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность
немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе
предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает
индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.
В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два
возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других
обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения
высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в
связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу
того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен
применить свои таланты.
Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у
индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с
более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с
представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера
и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе
прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить
большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с
представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового
статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт,
соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг,
телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более
высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный,
но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному
уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к
новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры
немного значит.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на
вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий
социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого
слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды,
словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это
подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным
типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения,
характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке,
танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального
слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и
сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия
индивидом субкультуры более высокого социального слоя.
3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании
контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который
социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый
слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями
того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается
очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда
служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного
мнение в пользу новичка.
4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все
времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих
на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени
способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-
вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя
несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или
представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает
проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры
высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать
самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в
элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если
индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению
новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального
окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и
стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего
статусного слоя не будут считать индивида "своим".



5. Индивид и социальная мобильность.

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима,
служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом
обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению
человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности
активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная
мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах. Относительно
простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также
в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы
исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к
исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком
простом обществе для качественного исполнения даже роли лидеров,
определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и
длительность обучения, чем необыкновенные способности. Неотъемлемыми
качествами общества с закрытой социально-классовой структурой являются ее
внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство
ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет
исполняться вполне адекватно.
Быстрота изменения общества требует от лидера большего, нежели
способность механически исполнить определенные ритуалы. Кроме того, для
технических достижений в обществе необходимо иметь больше
высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей,
экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на
ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества.
Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для
современного общества. Однако культивирование и развитие открытой системы
может иметь неприятные последствия для некоторых из входящих в нее
индивидов. Рассмотрим несколько случаев существования в современном
обществе индивидов с высокой мобильностью.

6. Статусная нестабильность.

Общество с открытыми границами между социальными группами дает
человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального
падения. Он но может порицать общество за свой низкий статус, но берет всю
ответственность за низкое положение на себя.
Нет никакой гарантии, что его статус не станет еще более низким, но
даже если он останется на прежнем уровне, это не означает, что индивид
выполняет свои социальные обязанности, так как в эти обязанности входит не
просто поддержание данного статуса, но и повышение его. Другие люди низкого
происхождения могут иметь высокий статус, а почему же не он? Статусное
беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно в большей
степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей
наибольшее беспокойство, можно отнести руководителей среднего и низшего
уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не
нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко боятся потерять его. В
то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие
надеются на социальный подъем и участвуют в борьбе за более высокий статус.


7. Напряжение при принятии новых социальных ролей.

Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к
получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности
и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют
предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности
возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие
неудовлетворенность. Нервная дрожь, стресс среди вновь назначенных на более
высокие должности - далеко не исключения. Кроме того, напряжение возникает
из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида
субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс
приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным. Это иногда
проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и низким
снижением мотивации исполнения своей роли.


8. Разрыв связей в первичных группах.

Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают
значительно высоких статусов. Как правило, восходящая и нисходящая
мобильность может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов.
Социальная мобильность разрывает первичные связи с коллегами на работе, с
друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры
между отцами и детьми.
Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности.
Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим
мастером и начинает руководить действиями своих друзей, то дружеские связи
почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация. Именно по
причине прекращения первичных связей потерпела крах практика назначения
мастерами производственных участков лишь из числа рабочих-лидеров.
В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если
сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры
между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий
индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко
двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда
трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к
новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять
свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх,
большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в
противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.
Список использованной литературы.

1. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных
вузов. – М.:Интерпракс,1995. – 344с.
2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. –
М.: Наука, 1994. – 317с.
3. Основы социологии. Курс лекций. Ответственный редактор д. фил. наук
А.Г. Эфендиев. – М.: Общ-во «Знание» России, 1993. – 384с.
4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,
1995. – 296с.
5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:
Наука, 1994. – 360с.




Новинки рефератов ::

Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Непівська суспільна модель, її протиріччя та причини згортання (История)


Реферат: Этиловый спирт (Технология)


Реферат: Процессор для ограниченного набора команд часть 1 (7) ( [Курсовая]) (Компьютеры)


Реферат: Исторический портрет царя Иоанна Грозного (Исторические личности)


Реферат: Анализ хозяйственной деятельности предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Описание AVP (Компьютеры)


Реферат: Мир кристаллов (Химия)


Реферат: Пульсар (Астрономия)


Реферат: Астат (Химия)


Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)


Реферат: Применение программного комплекса Electronics Workbench для разработки радиоэлектронных устройств (Программирование)


Реферат: Экологические аспекты ведения сельского хозяйства в Бабынинском районе Калужской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Общая теория менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Черная металлургия Казахстана (Металлургия)


Реферат: Детали машин (Технология)


Реферат: Презумпция невинности (Право)


Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Аудит)


Реферат: Греческая цивилизация (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист