|
Реферат: Концепция изучения культуры Ф. Ницше (Социология)
Концепция изучения культуры Ф.Ницше.
Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры, мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся к энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”):
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью. В сочинениях, написанных в жанре философско- художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", "Воля к власти") сочетался у Ницше с романтич. идеалом "человека будущего".
Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем более человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы, мыслим и спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого человека. Душевная болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по моему мнению, также усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало задумывался о таком понятии, как культура, если его отношение к ней упомянуто в энциклопедической статье. Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он жил. Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности? “Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства. Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью”. Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей спешке и возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты, он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры. По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во власти грубых и злых сил - " эгоизма приобретателей и военной тирании”. Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса, Ницше был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он рассматривал мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть человеческий образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека Гете и человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий Ницше, ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а толпу пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу в деле спасения мира. Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание - страдание правдивости - как выражался Ницше, ибо “быстрейшее животное, которое доведет вас до совершенства, и есть страдание”. Счастья нет, есть только героический жизненный путь. Став “порядком злым” и правдивым, сильным в самозабвении во имя своей веры человек совершает этот жизненный путь. Но тут, быть может, ему уготовано разочарование, нечто невыразимое, по сравнению с которым счастье и истина лишь очертания. ”Никогда человек не найдет того, чего он ищет”. Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры. Ибо культура, по его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой”. Первое посвящение в культуру наступает в момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца. Вторая ступень посвящения - переход от внутренних переживаний к оценке внешнего мира: его осознанию и непременному действию - борьбы за культуру. Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род “эксплуатируемой и взятой в услужение культуры”. Те силы, которые активнее всего поддерживают культуру, питают при этом задние мысли. Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и меру. Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь существующему порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для прикрытия скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм науки, разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в стороне от страдающего человека. “Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь себе при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не затронут их интерес”.
Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с использованием цитат самого автора.
Используемая литература:
. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 97г. на CD. . Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993.
Работу выполнила: студентка 3 курса Географ. Ф-та отд. “Менеджмент в соц. Сфере”
Туник Мария.
Реферат на тему: Кроссворд по социологии
|Вопросы к кроссворду |
|Вопросы по горизонтали: |Вопросы по вертикали: | | | | |Какую теорию общества создал |«Патриарх» американской социологии | |французский социолог А. Конт, в |имел влияние не только на | |противовес материализму французских |американских социологов, но и на | |просветителей, влияние которых он |представителей других наук. | |считал негативным ? |Имя русского социолога, заложника | |Итальянский экономист и социолог, |основ Гарвардской социологической | |представитель математической школы в |школы. | |политической экономии. Внес большой |Известный итальянский криминолог | |вклад в мировую социологию. |сосредоточил свое внимание на | |Один из двух отцов-основателей |выработке концепции «атавистического | |современной фазы социологической |преступника». | |теории (вместе с М.Вебером). |Они, по мнению немецкого социолога | |Негативное отношение индивидов к |Зиммеля, разрушают природу вещей | |нормам и ценностям существующей |самим своим прикосновением. | |системы. |Он считал, что конечная цель политики| |Вместе с Ницше и Дильтеем он был |– это общественная польза, | |ведущим представителем философии |безопасность и благосостояние общины.| |жизни. | | |Немецкий социолог выделил три |Необходимое условие прогресса в | |основных типа форм социальной жизни: |учение социального дарвинизма. | |социальные отношения, группы, |Самым важным изобретением | |корпорация (ассоциация). |человечества сдерживающим и | |Принятие индивидом или группой |катализирующим эгоистическую природу | |культурных норм, ценностей и эталонов|человека в сторону социально | |действий новой среды, когда нормы и |желательных целей по Макиавелли | |ценности, усвоенные в старой среде, |являются… | |не приводят к удовлетворению |Наука, изучающая структуры общества,,| |потребностей, не создают приемлемого |их элементы и условия существования, | |поведения. |а также социальные процессы, | |Директор секции криминальной |протекающие в этих структурах. | |статистики министерства Юстиций |Он избирался президентом | |Франции в 1894 году. |Международного института социологии в| |Ученик и секретарь Сен-Симона. |1936 г., президентом Американкой | |Какая школа была основана британским |социологической ассоциации. | |социологом Гербертом Спенсером? |Значимый социальный процесс в США | |Один из псевдонимов российского |первой трети ХХ века. | |социолога позитивиста Мечникова. |В теории социальной полезности, | |Некоторое сложное целое, включающее в|выводя доктрину максимальной | |себя духовные и материальные |удовлетворенности Паррето ввел | |продукты, которые произведены, |термин… | |социально усвоены членами общества и |Поведение контролируемое посредством | |могут передаваться другим людям или |группового давления. Группа с помощью| |последующим поколениям. |вводимых ею норм поведения заставляет| |Ведущий представитель католического |индивида следовать им для поддержания| |направления в итальянской социологии.|интеграции членов группы. | | |Ограничение в выборе партнера в | |По мнению Г. Зиммеля - это является |браке, когда член группы должен | |унификацией материала с точки зрения |выбирать партнера вне этой группы. | |функции, которую она выполняет. |Автор понимающей социологии и теории | |Согласно итальянскому социологу |социального действия. | |Парето, она управляет обществом. |По Ле Пле – это рудиментарное | |Второй метод исследования в |общество, простейшая форма | |позитивной социологии А. Конта. |социального объединения, базовая | |Автор книги «Цивилизации и великие |единица социальной системы. | |исторические реки. Географическая |Один из псевдонимов Петра Лавровича | |теория развития современного |Лаврова, одного из идеологов | |общества.» Русский ученый-позитивист.|революционного народничества. | | |Труд над которыми Карл Маркс работал | |Ограничение в выборе партнера в |около сорока лет. | |браке, когда член группы обязан |Какое направление в немецкой | |выбирать партнера только внутри |классической социологии представляют | |своей группы. |В.Рилем, Э.Трёльчаем. | |Совокупность принятых в группе |В основе преступности, по | |культурных образцов, которые |французскому ученому Ж.Г. Тарду, | |противоположны образцам доминирующей |лежит… | |культуры и бросает ей вызов. |Взгляд на общество, при котором | |Разносторонний британский ученый, |определенная группа считается | |внес в социологию элементы медицины. |центральной, а все другие группы | |Какая школа представлена русскими |соизмеряются и соотносятся с ней. | |социологами: Де-Роберти, Кореевым, |Она по мнению немецкого социолога | |Коркуновым? |Г.Зиммеля лучше всего выражает | |Временное собрание людей, |современный капитализм. | |объединенных в замкнутом физическом |Он внес, весомый вклад в развитие | |пространстве общностью интересов. |социальной теории марксизма, на него | |Один из первых социологов |легла ответственность по изданию | |исследователей проблем труда, |многих работ К.Маркса. | |основоположник теории человеческих |Закон трех стадий является ключевым в| |отношений, организатор индустриальной|социальной концепции А.Конта. Какая | |социологии в США. |первая стадия? | |Пионер анализа социальных механизмов |Русский социолог разработавший теорию| |формирования и функционирования элиты|внушения-подражания, массовой | |(«Теория элит»). |психологии толпы. | |Целостность социальных свойств |Божий дар, чрезвычайная способность | |человека, продукт общественного |отличающая выдающегося индивида от | |развития и включения индивида в |всех других. | |систему социальных отношений |С его точки зрения «социальный | |посредством активной деятельности и |процесс» есть результат | |общения. |взаимодействия «первичных причин» - | |Этот британский ученый впервые |природных ресурсов и «вторичных | |сформулировал функционалистский |причин» - мотивов. | |подход к изучению культуры. Идея |Создателем какой отрасли социальной | |функции является ключевым понятием во|психологии был Леви Морено? | |всех его работах. |Любая закрепленная социальными | |Он был один из первых крупных |отношениями возможность настаивать на| |марксистов в Италии ? |своем даже при наличии сопротивления.| |Благодаря Б.К. Малиновскому, его | | |нововведениям, эта наука превратилась|Представителями какой школы были | |из спекулятивной дисциплины, какой он|Р.Мак-Ивер, М.Л.Морено, | |была в XIX веке в современную науку о|П.Ф.Лазарсфельд, Р.К.Мертон? | |человеке ? | | |Название атеистической религии по | | |Сен-Симону ? | | |Процесс взаимного культурного | | |проникновения в результате которого | | |личности и группы приходят к общей | | |культуре. | | |Процесс, посредством которого | | |индивидом усваиваются нормы его | | |группы таким образом, что через | | |формирование собственного Я | | |проявляется уникальность данного | | |индивида как личности. | | |Основатель военной социологии в США, | | |является автором классической | | |монографии «Американский солдат». | | |Проникновение индивида в более | | |высокий по статусу социальный слой | | |или страту, в процессе вертикальной | | |мобильности. | |
| |