GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО».

Конечно, вы знаете мелодию, которой начинается балет
«Лебединое озеро». Она, словно музыкальный поводырь, вводит нас в мир, где
на берегу таинственного озера родилось чувство прекрасной королевы лебедей
Одетты и юного принца Зигфрида, а злой волшебник Ротбарт и его дочь
Одиллия - двойник Одетты изо всех сил стараются погубить их любовь.
Принцесса Одетта чарами злого волшебника превращена в лебедя. Спасти Одетту
может только человек, который полюбит ее, даст клятву верности и сдержит
эту клятву. Принц Зигфрид во время охоты на берегу озера встречает девушек-
лебедей. Среди них находится лебедь Одетта. Зигфрид и Одетта полюбили друг
друга. Зигфрид клянется, что он всю жизнь будет верен Одетте и спасет
девушку от чар волшебника. Мать Зигфрида – Владетельная принцесса –
устраивает в своем замке праздник, на котором принц должен выбрать себе
невесту. Полюбив Одетту, принц отказывается от выбора невесты. В это время
в замке появляется Злой волшебник под видом рыцаря Ротбарта со своей
дочерью Одиллией, похожей на Одетту. Обманутый этим сходством, Зигфрид
избирает невестой Одиллию. Злой волшебник торжествует. Поняв свою ошибку,
принц спешит на берег озера. Зигфрид молит Одетту о прощении, но Одетта не
может избавиться от чар волшебника. Злой волшебник решил погубить принца:
поднимается буря, озеро выходит из берегов. Видя, что принцу угрожает
смерть, Одетта бросается к нему. Для спасения любимого она готова на
самопожертвование. Одетта и Зигфрид побеждают. Гибнет волшебник. Буря
стихает. Белый лебедь становится девушкой Одеттой.
Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое
озеро», искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его
современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на
сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в
попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света
и тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия –
вторые.
П.И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным
композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро». Его
проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки
«Лебединое озеро» вошёл как альбом задушевных песен без слов.
О чем думал композитор, когда писал музыку «Лебединого озера»? О тех
ли русских сказках, где живут «красны девушки-лебёдушки», что слышал в
детстве. Или вспоминал стихи из «Царя Салтана», любимого своего поэта
Пушкина: ведь и там величавая птица, спасенная князем Гвидоном, «полетела
над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты, встрепенулась,
отряхнулась и царевной обернулась». А может быть, перед его мысленным
взором возникли картины того счастливого времени, когда он гостил в Каменке
- имении своей любимой сестры Александры Ильиничны Давыдовой и устраивал
там с ее детьми домашние спектакли, одним из которых было «Лебединое озеро»
и к которому Чайковский специально сочинил музыку. Кстати, тема лебедей,
написанная им тогда, вошла в партитуру его нового балета.
Наверное, воздействовало на композитора все – и то, и другое, и
третье: таково уже было в то время состояние его души. Но нам важно еще
одно обстоятельство - композитор-симфонист, он писал такую партитуру
балета, где музыка не иллюстрировала эпизоды либретто, но организовывала
сценическое действие, подчиняла себе мысль хореографа, заставляла его
формировать развитие событий на сцене, образы их участников – действующих
лиц, их взаимоотношения в соответствии с замыслом композитора. «Балет – та
же симфония», - скажет Петр Ильич позже. Но, создавая балет «Лебединое
озеро», он уже тогда мыслил именно так – в его партитуре все взаимосвязано,
все лейттемы «сплетены» в тугой узел, называемой музыкальной драматургией.
К сожалению, в 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера»
на московской сцене, хореографа, который бы понял автора и поднялся до
уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус
Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями
проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В.
Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером, используя музыку по традиции – в
качестве ритмической основы. Но московский зритель, пленённый мелодиями
Чайковского, ходил в Большой театр не столько смотреть балет, сколько
слушать его волшебную музыку. Наверное, поэтому и спектакль, несмотря ни на
что, достаточно долго – до 1884 года.
Своего второго рождения «Лебединое озеро» ждало почти десять лет – до
1893 года. Оно состоялось уже после кончины великого автора: на вечере его
памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в
своей постановке.
Скромный балетмейстер Мариинского театра, всегда второй после
всесильного мэтра Мариуса Петипа, он обладал поистине уникальной
музыкальной памятью: по рассказам очевидцев, Иванов мог, прослушав один раз
сложное произведение, тут же точно воспроизвести его на фортепиано. Но ещё
более редким даром Иванова была его способность к пластическому видению
музыкальных образов. И всем сердцем любя творчество Чайковского, он глубоко
и тонко прочувствовал эмоциональный мир его балета и создал, действительно,
зримую танцевальную симфонию – аналог «задушевным песням» Чайковского.
Прошло уже более ста лет с того времени, а «лебединую картину», сочинённую
Ивановым, всё ещё можно видеть в спектакле любого хореографа, независимо от
его постановочной концепции в целом. За исключением, конечно, откровенно
модернистских.
Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и
предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижёр
Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора
Модест Ильич переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М.
Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. Главный
балетмейстер Московского Большого театра Александр Горский также
неоднократно обращался к этому произведению Чайковского. Его последняя
постановка 1922 года обрела признание и занимает своё достойное место на
современной сцене.
В 1969 году в Большом театре зрители увидели ещё одну постановку
«Лебединого озера» - своеобразный итог раздумий над партитурой Чайковского
выдающегося мастера Юрия Григоровича.
Сейчас «Лебединое озеро» - один из самых знаменитых и любимых зрителем
балетов. Он обошел, наверное, все балетные сцены мира. О нём размышляли и
размышляют и, видимо, еще будут размышлять, силясь постичь тайны и
философские глубины музыки, сочиненной Чайковским, представители многих
поколений хореографов разных стран. Но самый белый лебедь, рожденный
фантазией великого композитора, всегда останется символом русского балета,
символом его чистоты, величия, его благородной красоты. И не случайно
именно русские балерины, выступая в роли королевы лебедей Одетты, остались
в памяти людей, как прекрасные легенды – Марина Семенова, Галина Уланова,
Майя Плисецкая, Раиса Стручкова, Наталия Бессмертнова…
Мастерство артистов балета России признано во всем мире. Одной из
лучших балетных трупп страны уже много лет является балет Музыкального
театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Этот
самобытный, никому не подражающий коллектив имеет свое лицо и пользуется
любовью зрителей как в России, так и за рубежом.
В самом центре Москвы, на большой Дмитровке (Пушкинской улице),
находится здание Академического музыкального театра имени
К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Театр с гордостью носит
имена своих основателей – выдающихся режиссеров Станиславского Немировича-
Данченко. Великие мастера вошли в историю мирового искусства как
преобразователи драматического и музыкального театра. Реализм, высокие
гуманистические идеалы, гармония всех выразительных средств театра – вот
что отличало постановки Станиславского и Немировича-Данченко. Новаторству и
традициям своих основателей театр стремится быть верен и сегодня.
В 1953 году поистине революционный переворот в понимании полотна
Чайковского совершил спектакль, показанный на сцене Московского
музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича - Данченко
Владимиром Бурмейстером.
Это было поистине новое слово в прочтении старого шедевра классического
наследия, о чем и написала в своей рецензии великая Галина Уланова:
«Лебединое озеро» в Театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича -
Данченко показало нам, как плодотворны, могут быть искания художников в
области старого классического балета, где, казалось, всё раз и навсегда
установлено».
Многие годы замечательный мастер был главным балетмейстером
Музыкального театра. По праву В.П.Бурмейстер вошел в историю советского
балета как яркий, самобытный мастер, обладающий своим неповторимым
почерком. Среди его лучших спектаклей: «Лола», «Эсмеральда», «Снегурочка».
«Виндзорские проказницы», «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Штраусиана».
Вершиной творчества Бурмейстера стало создание новой, оригинальной редакции
«Лебединого озера».
Творческий путь В.П.Бурмейстера начался в Московской мастерской
драматического балета, которой руководила Н.С. Гремина. В конце двадцатых
годов В.Бурмейстер блистал на эстраде как неповторимый исполнитель
венгерских и особенно испанских танцев. Затем Бурмейстер стал артистом
Московского художественного балета, в дальнейшем этот коллектив вошел в
состав Музыкального театра. Большое влияние оказала на Бурмейстера встреча
с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Молодой хореограф стал искать
на балетной сцене правду чувств, искренность переживаний. Именно Немирович-
Данченко предложил Бурмейстеру создать новую редакцию «Лебединого озера».
Работа, начавшаяся как экспериментальная, шла не один год. В постановочную
группу вместе с В.П.Бурмейстером входили: тонкий знаток русского
классического балета П.А.Гусев, дирижер В.А.Эндельман, художник А.Ф.Лушин.
Каждый из них внес свой вклад в успех спектакля. Хочется вспомнить и то,
что помощь в восстановлении первоначальной редакции партитуры балета
оказали научные сотрудники музея П.И.Чайковского в Клину.
25 апреля 1953 года на сцену вышли: В.Бовт (Одетта – Одиллия),
А.Чичинадзе (Принц), А.Сорокин (Шут), А.Клейн (Злой волшебник Ротбарт),
О.Берг (Владетельная принцесса). В спектакле так же участвовали М.Редина,
Э.Кузнецова, Э.Власова, М.Салоп, О.Шелков, Л.Якунина, Г.Труфанов. И.Еленин
и другие.
Успех превзошел все ожидания. «Лебединое озеро» в Музыкальном театре
стало большим событием в театральной жизни Москвы.
Так, О.Лепешинская в газете «Правда» писала о смелом и своеобразном
решении спектакля В.Бурмейстером. Известная балерина отмечала свежесть,
новизну, выдумку в сценическом воплощении музыки. «Балетмейстер творчески
подошел к восприятию классических традиций «Лебединого озера», умело при
этом используя опыт, накопленный советским балетным театром в создании
реалистичного спектакля. В.Бурмейстер создает целеустремленное сквозное
действие на протяжении всего балета, подчиняет отдельные эпизоды общему
замыслу».
Композитор А.Спадавеккиа восхищается мастерством В.Бовт: «Она создает
внутренне насыщенный, впечатляющий образ. Особо хочется отметить уверенную
технику и чистоту формы ее танца».
В «Известиях» была помещена восторженная статья М.Семеновой. Здесь
читаешь такие слова: «В новой постановке «Лебединого озера», более
осмысленной, чем прежние, многое радует смелыми решениями, интересными
находками и творческим режиссерским прочтением партитуры».
«Театр одержал большую победу, впервые за его существование создана
такая грандиозная хореографическая постановка», - это цитата рецензии
М.Плисецкой, которая сама выступала в спектакле в партии Одетты - Одиллии,
ее партнером был артист Большого театра Ю.Кондратов. Характерно, что в
спектакле танцевали солисты других балетных трупп. Это артисты
Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова, О.Моисеева,
А.Осипенко, С.Кузнецов, балерина театра «Эстония» Х.Пуур.
В 1976 году партию Принца на сцене Музыкального театра танцевал Мишель
Брюгель, солист парижской Гранд – опера, где в 1960 году Бурмейстер
повторил свою постановку «Лебединого озера». Танцевал в Москве и другой
солист Гранд – Опера – Аттилио Лабис. Еще одна интересная деталь истории.
Когда Музыкальный театр показывал «Лебединое озеро» в Париже, дирижировал
Г.Рождественский.
Спектакль стал хорошей школой для нескольких поколений артистов.
Заветной мечтой каждой танцовщицы и танцовщика является исполнить
центральные партии «Лебединого озера».
Вот уже более 40 лет невозможно представить афишу Театра имени
Станиславского и Немировича-Данченко без «Лебединого озера».
На афишах прошлых лет мы читаем имена тех, кто танцевал Одетту – Одиллию и
Принца. Это С.Виноградова, В.Ермилова, Э.Власова, Г.Камолова, М.Агатова,
Н.Лаврухина, В.Собцева, А.Ханиашвили, М.Салоп, М.Лиепа, В.Пашкевич,
А.Николаев, А.Новиченок, В.Федянин, Ю.Григорьев, В.Артюшкин, С.Баранов,
М.Крапивин, Г.Крапивина, В.Тедеев, М.Дроздова, В.Петрунин, М.Левина,
Л.Шипулина.
В 1992 году состоялась премьера нового оформления спектакля,
сделанного художником В.Арефьевым.
Спектакль знаком любителям балета многих стран. Его видели во Франции,
Японии, Китае, Италии, Чехословакии, Португалии, Венгрии, Сирии, Иордании,
Индии, Испании…
Можно с уверенностью сказать – «Лебединое озеро» в постановке
В.П.Бурмейстера выдержало испытание временем. Спектакль не кажется
постаревшим. Наполнено бьётся его творческий пульс, он продолжает радовать
сердца и души зрителей.







Реферат на тему: История создания памятника Пушкину

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве
6 июня 1880 года подобно "второму рождению" поэта. Оно стало одним из самых
видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником
русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского
наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.
История создания памятника занимает длительный период. Идея
создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после
его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании
памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным
деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.
Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий
Андреевич Жуковский намекнул Николаю 1 о том, что следует почтить память
поэта. Возникла мысль о создании "народного памятника" в Михайловском.
Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.
В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были
восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого
некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об
открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение
памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь
щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты
пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное
мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки.
Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом
закончился.
В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович
Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот
семьдесят пять рублей десять копеек.
После сбора средств было решено объявить открытый конкурс
проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена
Александру Михайловичу Опекушину, талантливому скульптору, сыну крепостного
крестьянина.
Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество
изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения
заполнили десять больших альбомов. Одновременно скульптор создал в глине и
пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно
придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои
мысли, как бы обдумывающего новое произведение.
После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на
трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но
не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой
модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На
эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё
пять лет.
Высота памятника вместе с фигурой составила около
одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор
нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник
смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал –
изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных
тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними
– гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около
памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.
На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из
известного стихотворения поэта "Памятник":
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх
которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой
классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности
статуи. "Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и
живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности
образа…" Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы,
благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий
силуэт памятника.
Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы
воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней
нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.
Место, где сейчас стоит памятник Пушкину, называется
Пушкинской площадью.
Когда видишь памятник, вспоминаешь пушкинские строки:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне…







Новинки рефератов ::

Реферат: Общий аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Техника бега на короткие дистанции (Физкультура)


Реферат: Театр (Искусство и культура)


Реферат: Любовна лірика Ліни Костенко (Литература)


Реферат: Развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края (Предпринимательство)


Реферат: Мой любимый уголок Москвы - Усадьба Кусково (Москвоведение)


Реферат: Как осужденный может защитить свои права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Анализ себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Воспоминания Ветеранов 2 (История)


Реферат: Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области (Ботаника)


Реферат: Чарлз Дарвин (Биология)


Реферат: Дидаскология (Педагогика)


Реферат: Национально-освободительное движение на Украине в 1-ой половине XIX века (История)


Реферат: Страховые агенты (Страхование)


Реферат: Изучение файловых систем в профильном курсе информатики (Педагогика)


Реферат: Преобразования плоскости, движение (Математика)


Реферат: Технология плавки и разливки магниевых сплавов (Металлургия)


Реферат: Государственный Исторический Музей (Доклад) (Культурология)


Реферат: Глоссарий по теме: "Теории личности" (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист