GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Метод прямого наблюдения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Метод прямого наблюдения (Социология)



Содержание



Введение 3

1. Особенности метода прямого 4

наблюдения. 4

2. Классификация метода прямого 5

наблюдения. 5
2.1. Этапы метода прямого наблюдения 7

3. Методы регистрации полученных 9

данных. 9

4. Правила обеспечения надежности 11

полученных данных. 11

5. Недостатки и достоинства прямого наблюдения. 15
5.1. Недостатки 15
5.2. Достоинства 15

Заключение 16

Список литературы 17
Введение



Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать
общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать
улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно,
речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой
части общества.

Социология особенно важна в наше нестабильное время. Она должна
помогать правящим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе,
таком хрупком в последнее время. Все это более или менее понятная сторона
социологии. После того, как мы узнаем общественное мнение, уже будет ясно -
что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше.

А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора социологической
информации? Существует три основных класса методов сбора социологической
информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос



В данной работе мы рассмотрим метод "Прямого наблюдения".



1. Особенности метода прямого
наблюдения.



Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация
событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог
самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться
данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не
подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное
наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным
задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по
определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна
поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
2. Классификация метода прямого
наблюдения.



Наблюдение классифицируется:

1. По степени формализованности выделяют:

1. неформализованное (или нестандартизованное, бесструктурное)

2. формализованное (стандартизованное, структурное)

В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при
контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2. В зависимости от положения наблюдателя различают

1. включенное наблюдение

2. невключенное наблюдение

Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в
социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы
“изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со
стороны”, не вмешиваясь в события.В обоих случаях наблюдение может
производиться открыто или инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название
стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие
исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает
определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает
возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3. По условиям организации наблюдения делятся на

1. полевые (наблюдения в естественных условиях)

2. лабораторные (в экспериментальной ситуации)

4. В зависимости от элементов контроля

1. неконтролируемое (описание социальной атмосферы)

2. контролируемое (проверка рабочих гипотез), эта проверка
осуществляется следующими методами:

1. увеличение числа наблюдателей

2. интенсификация (увеличение числа наблюдений)

3. применение технических средств (аудио, видео)

5. По регулярности проведения подразделяются на

1. систематическое (фиксация по времени)

2. несистематическое (случайное)

2.1. Этапы метода прямого наблюдения



Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что
наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”. Постараемся найти на
них ответы.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности
состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия
исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по
фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное
наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том,
чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.
При этом используется следующее:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие
элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная,
уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние
объекта в целом ( формальные и общепринятые, но не закрепленные в
инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в
какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними
причинами).

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной
ситуации, относительно других объектов и ситуаций; экологическая Среда,
область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая
атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей
задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и
социальным признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера
занятий, сфера досуга); относительно статуса в коллективе или группе
(руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель,
член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на
изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их
осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми
принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи,
неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и
групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не
одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы),
внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для
достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по
интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная,
спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные
продукты).

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше
параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в
объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются.
Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие
вовсе опускаются.

Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию
более формализованного поиска.
3. Методы регистрации полученных
данных.



Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует
детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого
наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны
быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл
индикаторов каких-то более общих свойств или действий.

Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали
московские социологи в рамках исследовательского проекта “общественное
мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из каналов
выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрации
данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных
бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода,
регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций
аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации
при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и
дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка
общей характеристики собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения
участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии.


Индикаторы отношения участников собрания к выступающим
путем прямого наблюдения реакций аудитории

| |Сила проявления реакции|Особые заметки|
|Элементы наблюдаемого поведения | |наблюдателя, |
| |по группам |заранее не |
| |(шкальные оценки) |формализуемые |
|1 |2 |3 |
|Одобрительные реплики, возгласы, |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|аплодисменты. | | |

|1 |2 |3 |
|Неодобрительные реплики и т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 |К каждой |
| | |строке |
| | |элементов |
| | |наблюдаемого |
| | |поведения дана|
| | |6-членная |
| | |номинальная |
| | |шкала, пункты |
| | |которой: |
| | |1 - президиум |
| | |собрания |
| | |2 - |
| | |большинство |
| | |аудитории |
| | |3 - примерно |
| | |половина |
| | |аудитории |
| | |4 - |
| | |меньшинство |
| | |аудитории |
| | |5 - несколько |
| | |человек |
| | |6 - один - два|
| | |человека |
|Требование дополнительной информации.|1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|Разговоры, связанные с обсуждаемым |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|вопросом. | | |
|Вопросы к выступающему. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|Отсутствие реакции (нейтральное |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|отношение). | | |
|Призывы к соблюдению порядка. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|Призывы к соблюдению регламента. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|Разговоры, тему которых определить |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|невозможно. | | |
|Посторонние разговоры. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |
|Занятие посторонними делами. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |


Наблюдение большой аудитории собрания производится несколькими лицами,
которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации
данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и
неоднократные не стандартизованные наблюдения на разных объектах (в нашем
случае - собраниях разных организаций и коллективов).


4. Правила обеспечения надежности
полученных данных.



Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель
исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать
(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может
привести к нежелательному для исследования искажению информации.

Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при
диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы
исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой
способ - создать ложное представление о цели наблюдения. Конечно, эти
способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости
информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том
случае, если, узнав о них люди, смогут неправильно истолковать задачи
исследования.

Если же цель исследования заключается в принятии определенных
управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит
изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно этим целям
служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие,
непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей
и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки
такого способа. Исследователь может потерять способность объективно
оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он
изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому как
правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не
строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько
вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в
действительности исследовать их?

В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном
наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и
изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные
коды. Можно применять маскировочные приемы (например ученику на предприятии
вести записи, якобы связанные с работой). Можно использовать хорошую память
и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке.

Структурированное наблюдение предпринимает более строгие приемы
ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по
пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.

Пример: Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива,
которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения (президиум,
выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек) и по шкале
времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами. В протоколе (см.схему
ниже) в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом
времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей
инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции
аудитории на выступления с трибуны собрания.

Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью
шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника
позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи,
обеспечивающие подлинность регистрации наблюдаемого.

Протокол регистрации событий на основе индикаторов

отношения участников собрания к выступающим



|Время |Элементы наблюдаемого поведения и|Особые отметки, |
| |реакции, кодируемые в номинальной|примечания |
| |шкале | |

0 - 5 мин
6 - 10 мин
............................................
|а |б |в |г |д |е |ж |з | и... | | |

Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается, если
выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих
наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в
пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой
инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому,
который будет изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они
сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию
событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается
устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
(нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть
его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы
проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики
(интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их
интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для
записи фактуальных данных и для их истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним
исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации
данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью
различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на
выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу
высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на
допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время
выступления... Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие
протокольную запись.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки
обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно
проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы
включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же
программе или по имеющимся документам.


5. Недостатки и достоинства прямого наблюдения.



1. Недостатки

Основным недостатком этого метода является необъективность
наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно
беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности
наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы
массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение
непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который
позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить
результаты других методов сбора информации.



2. Достоинства

К достоинствам данного метода относится то, что получение информации –
оперативно. Возможность использования метода прямого наблюдения в сложной,
экстремальной ситуации.

К главному достоинству метода относится то, что полученная информация
не зависит от эмоционального состояния и желания участвовать в исследовании
респонденте.
Заключение



Этот метод позволяет оперативно получать информацию по отношению
респондентов на предвыборные программы кандидатов на выборах и дают
возможность специалисту по PR или имиджмейкеру вносить коррективы в
программу в процессе предвыборных мероприятий.
Список литературы



1. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с
респондентом”, Москва, 1989 год.

2. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии”, Москва,
1987 год.

3. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы,
методы”, Москва, 1987 год.





Реферат на тему: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)

Министерство образования Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Институт устойчивого развития


1 Кафедра «Социальные технологии»



1 Методические подходы, формы и методы регулирования занятости
слабозащищенных слоев населения (молодежи)

(Курсовая работа)



2 Выполнил студент гр. 729-2

_____________ К.А. Дандаров
Научный руководитель
Доктор социологических наук,
_______________П.А. Чукреев



Улан-Удэ

2002

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Методологические основы технологий регулирования занятости
1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как предмет научного
исследования………………………………………………………….7
1.2. Нормативно правовые основы регулирования занятости………...12

1 Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи

2.1. Молодежь на рынке труда…………………….…………………….17
2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди
молодежи (анализ деятельности городского центра занятости
населения города Улан-Удэ)………………………………………..23
2.3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда
(опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября
2001 года в городе Улан-Удэ)……….…………………..30

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...42



Введение

Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями,
происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в
непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую
подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во
многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности
экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют
наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным
переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в
Российской Федерации 34,4 млн. человек. За последние 10 лет численность
молодежи сократилась на 4,8 млн. человек. Падение рождаемости в нашей
стране привело к старению населения, увеличилась доля 25-29–летних.[1]
Однако, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от
социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня
благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в
продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от
14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом
возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане:
продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж
или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает
профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает
определенное положение в обществе.
Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере
экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа
незанятых складывается «нерациональная структура занятости». На большинстве
предприятий сохраняется значительная численность неполностью занятых
работников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда и
реальных доходов. Также молодежная среда становится опасной «криминогенной
зоной». Так, в 1997 году число совершенных малолетними преступниками
грабежей увеличилась в 2,2 раза; хулиганств в 1,6 раза; мошенничеств на
75,8%, вымогательств – 2,2 раза. Из года в год растет число женских
преступлений. Большую тревогу в России вызывает тенденция к омолаживанию
женской преступности. В воспитательно-трудовых колониях для
несовершеннолетних содержится сегодня 1136 девочек – подростков. Большая
часть осуждена за тяжкие преступления. В 1997 году было зафиксировано 150
случаев детоубийства. Как правило, на убийство детей идут молодые матери,
не нашедшие себя в жизни, без семьи, без жилья, без работы.[2]
Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются
производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом
возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды
преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.
Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков и
издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших
скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований государства
должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с
потребностями и интересами общества, включить ее в процесс преобразования.
Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной
проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны
государственной власти, так и со стороны общества в целом.
Научная разработанность темы. В исследовании данной проблемы заметно
преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема
не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века,
данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев,
В.П.Шубин и другими. [3]
В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением
проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и
экономическим дисциплинам, посвященных проблеме занятости в обще и молодежи
в том числе.[4] Однако большинство работ имеет относительно поверхностный
характер и изучает лишь отдельные аспекты проблем безработицы среди
молодежи.
К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы
занятости молодежи в современной России относится П.А.Чукреев.[5]
Целью исследования данной курсовой работы является изучение
методических подходов, форм и методов регулирования занятости молодежи, как
одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной
поддержке.
Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:
1. Рассмотреть методические основы технологий регулирования занятости.
2. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости
молодежи.
3. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.
4. Выявить технологические подходы в решении проблем незанятости
молодежи.
5. Исследовать данные социологического опроса для практического
применения методов изучения субъектов рынка труда.
Объект исследования – молодежь как социально-демографическая группа,
имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого
наиболее уязвимая к проблеме незанятости.
Предметом исследования – является изучение методических и
технологических подходов к регулированию проблем занятости молодежи.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности
использования основных положений для написания других курсовых работ и
использовании их на научно-практических конференциях.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.



Глава 1. Методологические основы технологий
регулирования занятости

1.1. Понятия «занятость» и «рынок труда» как
предмет научного исследования

Для изучения методологических основ социальных технологий
регулирования занятости молодежи, необходимо определиться с понятийно-
категориальным аппаратом проблем занятости. Поскольку «занятость
населения», очень часто соотносится с понятиями «незанятость» и
«безработица», мы остановимся на определении этих терминов.
Безработица, определяется как состояние отсутствия занятости по найму
или в собственном деле, даже если человек подготовлен к такой
деятельности.[6] Более подробнее, категории «занятость» и «безработица»
определены в работах Чукреева П.А. в том числе «Социальные технологии
регулирования занятости в условиях регионального рынка труда».
Международное стандартное определение безработицы базируется на трех
критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: "без работы",
"сейчас готов приступить к работе" и "ищет работу". Соответственно
"безработные" включают всех лиц старше возраста, установленного для
измерения экономически активного населения, которые в течение отчетного
периода:
а) были "без работы", то есть не работали за плату по найму или на
собственном предприятии, как это предусмотрено международным определением
занятости;
б) были "сейчас готовы приступить к работе", то есть, готовы начать
работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение
отчетного периода;
в) "искали работу", то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный
(прошлый) период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на
собственном предприятии.
Согласно международному определению к "занятым" причисляются все лица
старше возраста, установленного для измерения экономически активного
населения, которые в течение одной недели относились к следующим
категориям:
- занятые по найму:
1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода выполняли
определенную работу за заработную плату или жалование деньгами или натурой;
2) "имеющие рабочее место, но не работающие", лица, которые уже
работали на своем последнем рабочем месте, но временно не работают в
течение отчетного периода, хотя формально сохраняют за собой рабочее место;
- занятые на собственном предприятии:
1) "работающие", лица, которые в течение отчетного периода
выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода
деньгами или натурой;
2) "имеющие предприятие, но не работающие", лица, имеющие предприятия,
которые временно в отчетном периоде не работали по той или иной причине.[7]
В целом, занятость населения предполагает степень участия
трудоспособного населения в общественном труде, деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как
правило, им заработок (трудовой доход).
Занятыми считаются граждане:
. работающие по найму, в том числе выполняющие работу за
вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего
времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
. временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства,
вызванной забастовкой или иными причинами;
. самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе
предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой
деятельностью, включая фермеров, а также члены
производственных кооперативов;
. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую
должность;
. проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и
железнодорожных войсках, органах государственной безопасности
и внутренних дел;
. обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-
технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в
высших, средних специальных и других учебных заведениях,
включая обучение, по направлению Федеральной государственной
службы занятости населения.
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими
способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-
либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо
установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить
основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.[8]
Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется,
прежде всего, на рынке труда.
В определение «рынок труда» в основном включают следующее содержание:
рынок труда это система экономических отношений между субъектами рынка,
покупателями (нанимателями) и продавцами (работниками) рабочей силы.[9]
Таким образом, рынок труда можно определить как процессы движения
рабочей силы, ее включения в общественное производство, высвобождения,
использования, распределения и перераспределения.[10]
Теоретические основы исследования проблем занятости населения, как
известно, заложены в классической экономической теории А.Смита и Д.Рикардо,
предполагавших, что обеспечение труда определяется его стоимостью – уровнем
заработной платы. Что касается процессов регулирования рынка труда имеющего
стихийный характер, то здесь, по их мнению, происходит самокоррекция спроса
и предложения, и рынок труда во вмешательстве государствах не нуждается.
Однако, период длительных спадов экономики во всем мире и высокий
уровень безработицы, способствовали созданию «кейнсианской концепции»
занятости населения. Дж.Кейнс показал, что данные процессы не всегда
саморегулируются и правительство должно противодействовать длительным
спадам, а так же гарантировать полную занятость, посредством управления
валютной и финансовой политикой, то есть увеличением правительственных
расходов во времена спада и уменьшения в период полной занятости.
Проблемы регулирования рынка труда и занятости слабозащищенных слоев
населения, в том числе молодежи, стали актуальными для изучения в 70-е
годы, в так называемых моделях двойного рынка труда, состоящего из двух
секторов: первичного и вторичного.
Модель была разработана Доурингеном и Фларом. Предприниматели платили
высокую заработную плату и предлагали хорошие перспективы карьеры лишь
постольку, поскольку стремились сохранить устойчивую группу рабочих
первичного сектора, обладающих необходимой квалификацией и гарантией
сохранить конкурентоспособность фирме путем адаптации к любым
технологическим изменениям. Именно по этой причине первичный сектор
находится в крупных корпорациях, вкладывающих капитал в поддержание их
преобладания на рынке через применение технологических новшеств. Однако
политика сохранения ядра рабочих первичного сектора дорогостояща и для
своей жизнеспособности другие группы рабочих должны иметь более низкую
заработную плату или менее хорошие условия занятости. Во вторичном секторе
предприниматели могут допустить намного более высокие коэффициенты
текучести рабочей силы, ибо выполняемые ими задачи в целом считаются менее
квалифицированными и менее важными для процесса производства. Как правило,
он характерен для более мелких фирм, находящихся в отношениях субподряда с
крупными корпорациями.
Модель двойного рынка ограниченно объясняет некоторое непостоянство
условий на рынке труда, поскольку основана на технологически
детерминистском предположении, согласно которому политика фирм в данной
области направлена исключительно на поддержание своего экономического
преобладания путем применения технологии (Рабери, 1978). Модель не в
состоянии объяснить и социальные группы, связанные, с двумя частями
двойного рынка труда, например, почему молодежь имеет тенденцию получать
работу во вторичном секторе.[11]
Таким образом, мы попытались рассмотреть стандартные определения
«безработица», «занятость» и «рынок труда», для того чтобы оперировать
этими понятиями в дальнейшем. Поскольку работа имеет скорее социологический
характер, мы очень коротко остановились на теоретических основах
исследования проблем занятости населения в классической экономической
теории.


1.2. Нормативно-правовые основы регулирования занятости

Принцип занятости, господствовавший в государственной политике нашей
страны в течении многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР
1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться,
что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровню
распределения доходов, снижая заинтересованность в результатах труда.
Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям
населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому
решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших,
первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей
декларации прав человека», где закреплено право на труд, свободный выбор
работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от
безработицы.[12]
С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в том
числе и незанятость молодежи и других категорий населения, и все они
требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала
бы трудовые права работникам.
В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку
труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачей
становится реформа трудового законодательства. Формально началом
образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принят
Закон «О занятости населения РСФСР».
Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями
приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности,
государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу.
Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения Российской
Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и
дополнениями.[13]
Среди источников трудового права – Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который
носит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когда
гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее
объем и нагрузку.[14]
Кроме Конституции Российской Федерации, следует отметить Кодекс
Законов о труде (КЗоТ), который за всю историю развития трудового права
является третьим. Первый КЗоТ был принят в 1918 году и просуществовал 4
года. Второй КЗоТ был принят 1922 году и действовал 50 лет. Действовавший
до 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и введен в действие 1 апреля 1972
года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
Однако самые крупные были внесены 5 февраля 1988 года и 25 сентября 1992
года. Последние изменения были внесены 18 января 2001 году.[15]
Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы
трудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы
курсовой работы.
В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, где
содержится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны труда
молодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главу
помещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся к
различным институтам трудового права.
В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу.
Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к
производительному труду допускается прием на работу учащихся
общеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для
выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего
процессу обучения.[16]
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993
года утверждены основные направления государственной молодежной политики в
Российской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, среди
которых есть две, касающихся труда молодежи:
1. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан.
2. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством
минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и
физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовки
и трудоустройства.[17]
В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых
отношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а
в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые
льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно -
психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями
43,64,174-183 КЗоТ.[18] Льготы и особенности регулирования труда молодежи
можно условно разделить на следующее:
- льготное предоставление работы;
- запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и
трудоспособности;
- льготные нормы выработки;
- льготы в оплате труда;
- льготное представление отпусков;
- гарантии при расторжении трудового договора.[19]
В настоящее время действует пока союзный «Список тяжелых работ, с
вредными и опасными условиями труда», выполнение которых может причинить
вред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовершеннолетних.
По указанному списку определяется около 500 видов тяжелых, вредных и
опасных работ, на какой бы форме собственности и организационно-правовой
форме производства они не производились.
Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах
труда, администрация не имеет право его принять на работу.[20]
Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровье
молодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школ
имеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и других
заболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредила
здоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения по
несоответствию состояния здоровья – введены обязательный предварительный
медицинский осмотр для лиц моложе 21 года.
Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройства
молодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускников
общеобразовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особо
нуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места.[21]
Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимо
отметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее изменения
Законом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь об
установлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи на
производстве после окончания общеобразовательных, профессиональных
учреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме на
работу этим лицам, направленным в счет квоты, представляя им право
обжалования в суде. Новая редакция значительно расширила категорию
молодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемых
службой занятости в порядке трудоустройства в счет квоты.[22]
Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учреждения
начального, среднего и высшего образования в статье 182, где предусмотрено,
что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечиваются работой по
полученной специальности, квалификации по заключенным с работодателями
договорам.[23]
Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обеспечения
работой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускников
общеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших молодых
квалифицированных рабочих и специалистов введена договорная основа.
Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моменты
недостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условие
законодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обязательство
работодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – это
требование закона не выполняется. Существует много других неточностей и
недостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особое
внимание на действующий Закон о труде, так как без хорошей
законодательной базы невозможно и построение хорошей государственной
политики.



Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи
2.1. Молодежь на рынке труда

В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет
изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного
населения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категории
рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется
отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа
работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под
сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу
же после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата Российской
Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время
приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный
вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от
25 до 40 %.[24] По данным Городского Центра Занятости Населения (ГЦЗН)
города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31,5 % составляет
молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.
Основные показатели занятости и рынка труда варьируют в зависимости от
возрастных характеристик экономически активного населения. Как правило,
наибольшие проблемы с трудом возникают у молодежи.
Экономическая активность молодежи во многом зависит от того, какая ее
часть, обучается с отрывом от производства и какая претендует на рабочие
места. Поэтому, в составе молодежи можно выделить три основные возрастные
группы:
1 группа: 15-19 лет, с низким уровнем активности (около 20 %), так
как большинство представителей этой группы обучается с отрывом
производства.
2 группа: 20 -24 лет, уровень экономической активности составляет
76%, а доля обучающихся с отрывом от производства 19%.
3 группа: 25-29 лет, имеющие высокий уровень экономической активности
– 86 %, доля обучающихся - всего 1,5 %.[25]
В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь динамики
уровня молодежи с динамикой числа обучающихся с отрывом от производства. В
отдельные годы численность не росла, а уменьшалась. Между тем, уровень
экономической активности молодежи тоже снижался, особенно у 15-19-летних,
являющихся наиболее «обучающейся» группой среди молодых людей старше 15
лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности этой группы
молодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме того, какая-то часть
молодежи 15-19 лет находится на иждивении у родителей в связи с
неопределенностью выбора в своем жизненном пути, не работает и не
обучается.
Необходимо иметь в виду, что в целом молодежь в возрасте 16-29 лет,
составляет 39 % безработных. Но в составе социально-демографической группы
содержится подгруппа несовершеннолетних 16-18 лет, которые имеют все права,
предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности в
осуществлении этих прав из-за социально-психологических особенностей.[26]
С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производства
стабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодежи
всех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября
1992 года по март 1997 года уровень экономической активности молодежи 15-19
лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос на
рабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи,
свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастании
стихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, прежде
всего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выбора
своего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в
различных отраслях экономики.[27]
Несмотря на то, что были значительные потери численности экономически
активной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, а
преодоление молодежной безработицы связано с определенными трудностями.
Высокий уровень безработицы относится к отличительным чертам занятости
молодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% - среди
25-29 летних при 9,5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . В
результате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышает
их долю среди экономически активного населения.[28]
Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имело
место только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила
54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах,
профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях.
Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места.
Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет – это те, кто не устроен после
окончания учебных заведений или прекращения учебы.
Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счет
впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте
от 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранее
работавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны в
основном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию.
Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу в
профессиональных учебных заведениях против 10% мужчин.[29]
По-другому складывается состав безработной молодежи,
зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковой
в возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группах
наблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшей
конкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминации
женщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числа
молодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных и
учебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработных
являются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи
(выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенно
велика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, с
глубоким кризисом отраслей, где преобладает женская рабочая сила.[30]
Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи,
складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускников
общеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщины
рассчитывают на самостоятельный поиск работы.
Молодежи всегда присуща более высокая текучесть кадров, так как она
утверждается в профессиональной жизни. При переходе к рыночной экономике,
когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиваться
дифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усиления
движения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональные
предпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает те
виды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными
(например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) и
потеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес
(машиностроение, наука и научное обслуживание).
Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиям
начинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. В
отраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслям
как финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля и
общественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке.
Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрыв
преемственности молодых и старших поколений в науке может иметь трудно
преодолимые последствия (например: потеря научных школ).
На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияние
в настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслям
экономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшие
профессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики,
где требуются лица с указанным уровнем образования.
Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отраслях
нематериального производства. Прежде всего - за счет повышения доли
народного образования, кредитования, управления, финансирования и
страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной
численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь
дополнительное количество молодежи.
В группе отраслей материального производства молодежь отдает
предпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию.
Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые в
сельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской части
молодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйстве
против 12% в целом по всем занятным.[31]
Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда в
ближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним,
повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий и
инженерно-технических кадров.
Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет во
всех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингента
молодежи 20-29 лет.
Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет
будет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Это
несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому же
нерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и в
предыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может
измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится
заинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых,
которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели во
многих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появиться
тогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, а
также с повышением качества продуктов и услуг.



2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди
молодежи (анализ деятельности, городского центра занятости населения города
Улан-Удэ)

Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятости
среди молодежи целесообразно рассмотреть правовые акты, регулирующие
деятельность ГЦЗН города Улан-Удэ, который и применяет эти подходы.
Таковыми являются Закон «О занятости населения в РФ», Положение о
Федеральной государственной службе занятости населения, Указы Президента
Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,
нормативные акты Федеральной государственной службы занятости.
Основными задачами ГЦЗН города Улан-Удэ являются повышение уровня
занятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест,
предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда,
стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадрового
потенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки и
повышения квалификации кадров.
Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятости
являются:
- стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего
бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;
- разработка и реализация программ содействия занятости населения;
- оказание социальной поддержки безработным всех групп населения.
Безработный, впервые обращаясь в ГЦЗН города Улан-Удэ, проходит через
информационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой ГЦЗН является
служба трудоустройства и консультации, которая начала свою работу в 1996
году. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных.
Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу,
дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положения
Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Занятость молодежи и ее положение на рынке труда регламентируется
республиканским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия
«О государственной молодежной политике в Республике Бурятия».
С 1999 года ГЦЗН города Улан-Удэ организовал работу по программе
«Молодежная практика», которая разработана в целях расширения возможностей
трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных
знаний, умений и навыков.
Также, в состав службы трудоустройства входит сектор по работе со
слабозащищенными категориями населения, в том числе с молодежью. Данное
подразделение образовалось в декабре 1998 года и работает в нем 5-6
специалистов. Один ведущий специалист занимается трудоустройством
инвалидов, военнослужащих и членами их семей, сокращенными пенсионерами.
Остальные специалисты работают с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет,
освободившейся из исправительно-трудовых учреждений, беженцами и
вынужденными переселенцами, сиротами, многодетными родителями и другими
слабозащищенными категориями населения.
С августа 1999 года согласно Постановления Администрации города Улан-
Удэ от 10 августа 1999 года № 304 в работу специалистов подразделения
включен пункт по квотированию рабочих мест для слабозащищенных групп
населения, во исполнение которого ведется целенаправленная работа по
заключению договоров на создание рабочих мест для слабозащищенных категорий
граждан.[32] Возможности проведения службой занятости активной политики по
занятости всегда жестко ограничены нехваткой средств. Поэтому, в
деятельности службы занятости выделены приоритетные направления содействия
занятости населения города.
Одним из таких приоритетных направлений является профессиональное
обучение. За период с 1996 по 1999 год на обучение и переподготовку было
направлено 2370 безработных, из них закончили профессиональное обучение
2343 человека, которые смогли получить профессии по сорока наименованиям.
Основную часть обучающихся составляют женщины (71%). Также выделяется
молодежь (56,5%) и инвалиды (1,4%). С каждым годом возрастало количество
обучающихся, динамика по которым составляет: 1996 год - 409 человек, 1999
год - 817 человек, 2000 год - 856 человек, окончили обучение 800
человек.[33]
Специалисты центра занятости участвуют в подготовке справочно-
информационных материалов по вопросам, связанным с трудоустройством
населения. Анализируют результаты своей работы и разрабатывают предложения
по её совершенствованию.
С

Новинки рефератов ::

Реферат: Вычислительная техника в управлении на примере управления международных связей ВГУЭС (Программирование)


Реферат: Вьетнам (История)


Реферат: Влияние технологических добавок на структуру и свойства резин (Химия)


Реферат: Лизинг (Деньги и кредит)


Реферат: Гегель о государстве (История)


Реферат: Конструкция окон (Технология)


Реферат: Управление закупками на торговом предприятии (на примере отдела «Ультра») (Менеджмент)


Реферат: Кредит (Банковское дело)


Реферат: Последствия экономического кризиса для культуры России (Культурология)


Реферат: Реформа Петра Первого (История)


Реферат: Европейский Союз как элемент международных отношений (История)


Реферат: Автоматизация редукционно-охладительной установки (Технология)


Реферат: Введение в курс эргономики (Трудовое право)


Реферат: Развитие качеств выносливости в избранном виде лёгкой атлетике 400м с/б. (Физкультура)


Реферат: Анаксимен (Философия)


Реферат: Мариупольский металлургический комбинат "Азовсталь" (Металлургия)


Реферат: Проблема моделирования на ЭВМ основных функций человеческого мышления (Философия)


Реферат: Жакет прямого силуэта (Технология)


Реферат: Темперамент и характер (Психология)


Реферат: Выбор и расчет средств по пылегазоочистке воздуха (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист