GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой (Психология)



Московский педагогический государственный университет



Взгляд на Антропологическую концепцию
психологии музыкального образования
А. В. Тороповой

Курсовая работа по Истории и теории
музыкального образования



Работа выполнена студентом 1 курса
эстрадного отделения музыкального факультета
Долгих Александром



Москва 2003


Введение


"...в современном музыкально-образовательном пространстве отсутствует
( или присутствует в весьма размытом виде ) важнейшее звено -
психолого - антропологические знания о субъекте музыкальной культуры,
теории музыки и музыкальной практики - Homo – musicus, являющемся
собственно адресатом усилий музыкального образования, партнёром диалога
с культурой, посредником которого выступает педагог-музыкант..."

Интересная идея по-поводу того, что сознание передаёт смысл чего-
либо
посредством интонации - это и есть искусство звука, то есть
создание
музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало того я обобщю:
"Когда сознание передаёт смысл чего угодно посредством чего угодно
- это и есть создание вселенной вокруг нас..."



Актуальность

Эта тема достаточно актуальна, так как это бальзам на душу
сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных старых
психологических школ о человеке - животном, не имеющем души
( а точнее - самого себя в роли психической субстанции или
духовного существа ). Эта тема также придаёт значение философии,
религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим области
не только материального.

"...до последнего времени как в общей психологии (отечественной), так
и в музыкальной наблюдалось исключение, или игнорирование
фундаментальных категорий науки о целостном человеке - сознание,
душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет социально-
историческое, искусственно созданное вненаучными политически
идеологическими директивами происхождение). История советской
психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и
титанических усилий сохранить Человека ("всего Человека" - А.Блок, а не
его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так, ранее
потеряв душу, и дух "в 1925 г. страна потеряла бессознательное :
был запрещён психоанализ. В 1929 г. ...страна начала терять
сознание...
С 1931 г. начался дрейф от проблематики сознания к проблематике
деятельности". Нам кажется необходимым и с содержательно-
теоретической, и с методологической, и с психолого-педагогической ( и
даже с этико-эстетической ) точки зрения "опереть" музыкально-
психологическую науку на фундамент исследования сознания человека в
его целостности и многомерности, как средоточия "человеческого в
человеке", как категории, отвечающей требованию отражения некоей
целостности в иерархии других целостностей (человек,мир) и вмещающей в
себя все проявления психического. На этом магистральном направлении,
лишь привлекая знание, добытое на различных путях познания, где
наряду с наукой, философия человека, религия и искусство создают
многомерную картину искомого целого, можно строить концепции,
соотносящие эти "частичные" образы человека друг с другом и со
смыслом его существования и развития..."



Цели, задачи

Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том, чтобы поднять предмет

музыкальной психологии и психологии музыкального образования на
совершенно новый уровень понимания. Она не преследует цель
накладывать уже готовую структуру общей психологии на музыку и её
атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования некоторых
моментов из "науки о душе". Её цель - новая структура.

"...К попытке понимания того, как культура и психика создают друг
друга, были устремлены усилия целого ряда выдающихся учёных нашего
времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, А.А.Ухтомского,
М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и последующие
интерпритации культурно-исторической психологии, а также "дух
романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в
которой человеческие существа смогут жить и дышать" без ущерба для
ощущения и сознания своей целостности..."

Но как мне кажется, вряд ли это будет называться "психология"...

Основная часть

Приведу основную часть статьи, наиболее полно описывающую её идею :

"...Итак, интонирующее сознание несёт функцию объективации
(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса становления сознания,
где трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны
в акте делания и задают континуальность и необратимость развитию.
Именно такое существование интонирующего сознания во времени и
обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.

Становление человека в антропогенезе через инобытие не раз являлось
предметом размышлений философов и учёных. "Человеческое инобытие есть
такая форма существования человека, когда он оставляет какие-то
следы, отпечатки в других людях, предметах, вещах, произведениях
искусства и т.п." Эти процессы есть суть организации функционирования
и развития сознания: интонирующего и музыкального, в частности.

Развитие сознания через его инобытие приводит нас к осознанию
важности символического слоя сознания, трансперсонального резервуара
образов, подвигающих человеческое сознание к развитию, деланию,
осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза - архетипа
становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий, берущих
на себя как функцию одной из единиц анализа психики и сознания
человека, так и медиатора становления, развития и делания сознания
как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии человека.

Итак, наша концепция заключается в том, что значение музыки в
антропогенезе может выявиться только при прояснении суперпозиции
необратимых процессов развития сознания человека и музыки (в
расширенном понимании слова "музыка" и тех явлений становления
человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не являлись и
которые можно условно назвать звукосимволическим планом выражения
смысла). В данной суперпозиции заключена природа спонтанного и
поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях
форм психических и культурных (символических) феноменов.
Звукосимволический пласт выражения ( как и музыка ) является одним из
каналов интонирующего сознания или
сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают функции интонирующего
сознания :
а) гностическая ( бессознательное познание имплицитных законов бытия
через звуко-ритмическую символику),
б) рефлексирующая ( музыка как спонтанная звучащая рефлексия
сознания),
в) регистрирующая этапы
развития сознания человека, его уровня взаимоотношений с миром
( порождающая нормы, "эпистемы" ) и г) трансформирующая сознание
( функция "внутреннего делания" ).

Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание - эта "функция"
тесно связана со всей органомией сознания: его чувственной и
рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями сознания. Они
обеспечиваются языком или языками, выносящими акты переживания и
рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание через
усмотрение их значений и отработку в контексте культуры ( культура,
таким образом, понимается как общественный полигон смыслов,
утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы )
и способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, "омывающие"
сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой
данности, психическое развитие человека и человечества.

Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что сколь бы глубоко в
историю мы не погружались, нигде мы не найдём человека без
сознания, без языка, без плача по умершему... Таким образом,
двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса:
сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом
направлены к пониманию порождающей музыку цепочки превращенных форм
сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека и
трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В
первой перспективе - музыка, её язык и значение "просвечивает" сквозь
целостность человека, во второй - человек, его развитие, прошлое,
будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную реальность, её
"интонируемый смысл", образуя один из аспектов человековедения -
музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт хотел понять,
как "язык, происходя из природного звука и потребности, становится
родителем и воспитателем всего высочайшего и утончённейшего в
человечестве". Гумбольдт считал язык организмом духа. Думаю, что
речь идёт не об одном языке
( вербальном ), а о языках культуры.

Таким образом, концепция психологии музыкального образования,
фундированная в более общих и глубоких пластах онтологии человека,
выводит рассмотрение своих проблем на уровень музыкально-
психологической антропологии. Такой способ концептуализации содержания
означенного предмета кажется нам оправданным и своевременным.
Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта антропологического
самосознания в своей профессии даст ещё ряд преимуществ. Например,
связанных с погружением ребёнка - субъекта образования - в такой
музыкально-педагогический контекст, создаваемый сформировавшимися
установками педагога, который включает понятия "внешняя и внутренняя
музыкальная (звукосимволическая) реальность психики ребёнка", "охранный
для личности смысл фантазирования", "интонационно-символические
манифестации личности", "архетип интонирующего сознания личности",
"музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка",
"интегрированность или расщеплённость
'Я' ", "живое или механическое движение в построении образа",
"музыка как функциональный орган души" и т.д.

Такова в самых общих чертах антропологическая концепция психологии
музыкального образования, заслуживающая, на наш взгляд, обсуждения и
развития в ряду базовых подходов к разработке прблематики
музыкально-педагогической и музыкально-психологической
направленности..."



Комментарии

Как я понял, главная идея - сознание человека необъятно, в нём
очень
много таинственного потенциала, оно представитель Высшего Разума или
Высшей Субстанции, его возможности не ограничены ( тем более
музыкальные и, естественно, творческие).

"...В связи с представлением о том, что сознание человека является
тем
предметом, в содержании и структуре которого заложены потенции и
программы самоосуществления человека, его развития и "внутреннего
делания" ( как осознаваемого саморазвития ) и, кроме того, сознание
является презентантом самой субстанции психического ( включающего
телесные и социальные уровни ) ещё до её расчленения на отдельные
процессы и функции, данная категория принимается в качестве ключевой
и основополагающей нашего концептуального подхода..."


Не удивительно, что выдающиеся люди - это в основном не те, кто
учился на хорошие отметки или вобще учился. Я поддерживаю идею
того, что теорией (или логикой) возможно перебарщивают наши умы.
Мне кажется, что порвано равновесие между массой ( реальным предметом
или свойством ) и значимостью ( идеей об этом реальном предмете
или свойстве ). Слишком большое значение придаётся значимости, а не
массе. Не потому ли это, что в сфере искусства слишком много
авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных законов или аксиом ?

"...Добавим, что в жертву логике принесена не только психология,
но
и музыка, превращенная в иллюстрации к построениям музыкознания.
Следствием этого является обучение "тощим абстракциям",
способствующим всё той же психологической дистантности человека (
ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей требует осознания и
соотнесения с целью музыкального образования..."



Заключение

Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального опыта человека на
его сегодняшнее состояние, на его интонирующее сознание.
Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и его "Психологию
раннего буддизма" и "Основы тибетского мистицизма".
Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя возможно не все его
могут уловить. Торопова не пишет это конкретно в лоб, а
использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это за
призмой научной терминологии - и это единственное, что я действительно
критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась эта статья,
которую я здесь рассматриваю ?! Для "избранных" что ли ?! Это то,
что мне не нравится в психологии - слишком много "хлама" !
Всё же я, используя несколько словарей, прочитал статью и понял
о чём там. Но сколько у меня ушло на это времени !..
Я бы уже пару любовных романов прочитал за это время...
Но, возвращаясь к глубокой идее, она заключается в том, что
возможно
прошлый музыкальный опыт человека (конкретного человека) не
ограничивается рамками одной жизни человека, а уходит очень далеко
в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на прошлые
воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,
которого упоминает автор.

"...Звуковой символ, по Ламе Анагарика Говинда, лежит в основании
становления сознания. Акт переживания субъекта становится актом
становления сознания в творческом акте "наименования, формулирования"
(так в переводе означено его представление), мы бы сказали
интонирования.
Каждая интонированная сознанием "вещь опыта" становится содержанием и
принадлежит сознанию интонирующего. Таким образом, акт интонирования
становится уже не только рефлексивным актом, актом познания, но и
актом делания. Делание, или самоосуществление (самосозидание или
саморазрушение) происходит через трансформации в сознании человека,
которое охватывает всю иерархию его природно-психологической
структуры. На признании того факта, что в загадочно-неопределённых и
неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится возможность трансформаций
и направленного воздействия,
основывается всё магическое мировоззрение. И сейчас нередко это
знание отражается в интуициях и гипотезах современной науки, и во
вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что не отменяет
наличия данного опыта сознания у человека )..."

"...Зная из теорий развития психики, что ранние её формы не
исчезают, а
лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании. Мы предполагаем, что
в музыкальном сознании современного человека в бессознательной и
превращённой форме содержатся все предыдущие формы функционирования
интонирующего сознания : от его синкретичности, через появление
расщеплённых форм, к образованию во внутреннем пространстве отчуждённых
"искусственных" форм музыкально-художественного творчества. Таким
образом, через предмет музыкально-психологической антропологии -
сознание Homo-musicus, которое многообразно и многомерно -
релизуется диалог с Другим, а вернее, с Другими "Я" -
инокультурными, инонациональными и
иновременными обликами "человека музыкального"... Именно в такой
перспективе и диалоге только и возможно прояснение своего места и

состояния сознания современного человека, транслируемого через
культуру и образование. С таким осознанием собственных психолого-
педагогических деяний в антропологическом контексте связано чувство
ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,
которое мы готовы или не готовы принять..."

Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:
Через историю о себе реализуется диалог с другим.



***


Ну вот и раскрыты основные идеи Антропологической концепции
психологии музыкального образования, жаль только что они
не решают проблему свойств человеческой души
( как обычно и происходит в психологии ).

"...Выстраиваемая нами концепция психологии музыкального
образования не свободна от проблемы, общей для исследований
психического плана человеческого существования..."






Реферат на тему: Виды и роль эмоций в жизни человека

Министерство образования и науки Украины
Днепропетровский национальный университет



Реферат по дисциплине
«Основы психологии и педагогики»
на тему:
'Виды и роль эмоций в жизни человека'



Выполнил: ст. гр. ФФ-01-3
Петренко Виталий
Проверила:

Хоминич Елена Николаевна



Днепропетровск
2003
Содержание


1. Общее представление об эмоциях - 2 -

2. Роль эмоций - 3 -

3. Проявление эмоций - 5 -

4. Механизмы эмоции - 6 -

5. Управление эмоциями - 7 -

6. Эмоции и личность - 8 -

7. Расположение эмоций по выражению лица - 11 -

8. Список литературы - 14 -



1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления
отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную).
Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций,
событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме
переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный
момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к
другим людям, к самому себе и т. д.).
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в
виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только
психический компонент - переживание, но и специфические физиологические
изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у
животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество
оттенков и сочетаний.
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos -
сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие
её.
Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и
неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания
удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений),
которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником
удовольствия или на избегание источника неудовольствия.
Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и
отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные
эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и
отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в
«комнате ужасов»).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок,
опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой
они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени
осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения,
собственно эмоции и аффекты.
Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние,
причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у
человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность
в общении или работе.
Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно
выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они
возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и
имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное
эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека
стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда
проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению
внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на
объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия
совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным.
Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в
беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему
окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в
нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо
об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.


2. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску
происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же
событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.
Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование,
огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное
произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные
эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас
действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного
прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или
ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к
нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека
действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию
эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из
психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того
или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия
решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические
изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.
Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции
выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую,
санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую
(стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он
предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем
самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному
определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх
защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от
гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх
может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь
дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной
его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и
воодушевление, радость.
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации,
недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.
Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому
объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в
связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью
эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и
ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что
ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает
возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с
объектом или нет).
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного
на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение
(экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о
своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению
агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию
потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.
Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией:
устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого
человека или животного.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления,
стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные
эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей
ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного
результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот,
предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина,
эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который
удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает
разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека,
связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-
оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения
задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек
стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же
действия, не приводящие к успеху.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными
эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить
стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для
самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности
человека, от условий его воспитания.



3. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о
переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и
физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным
реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений,
артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать
различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел
описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и
гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего
появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в
ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего
кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы
начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает
происходить интенсивнее.
При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение
кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких
сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается
поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток
воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние,
начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает
печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос
слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же
побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в
кулак).
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о
такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает
человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем
больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления
эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои
переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного
психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально
реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.
Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек
может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям,
общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье,
так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их
способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый
вид памяти — эмоциональную память.


4. Механизмы эмоции

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.
Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули
периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с
определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому
смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что
произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению
соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами
начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно;
попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой
спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится
настроение.
Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием
эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не
сводится только к физиологическим изменениям в организмё, поскольку при
исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное
переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при
многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для
мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею
страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе
напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса -
Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги,
возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не
отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти
физиологические изменения развертываются медленно, в то время как
эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют
физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда
последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и
физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П. В. Симонов.
Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка
сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень
эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной
дефицита информации, необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения
чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь,
приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает
извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут
быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в
спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы
достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность
которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно
важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.


5. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности
они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может
поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по
отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их
внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
V сосредоточение внимания на технических деталях задания,
тактических приемах, а не на значимости результата;
V снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию
меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу
«не очень-то и хотелось»;
V получение дополнительной информации, снимающей неопределенность
ситуации;
V разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай
неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в
другой»);
V откладывание на время достижения цели в случае осознания
невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;
V физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть
вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку,
заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда
такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при
крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет
что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица),
возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной
формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
V написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и
причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше
подходит для людей замкнутых и скрытных;
V слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в
Древней Греции (Гиппократ);
V изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний;
удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией
Джемса-Ланге);
V активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
V мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом
аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при
помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило,
не бывают успешными из-за того, что из всей
информации, которая сообщается волнующемуся, он
выбирает, воспринимает и учитывает только то, что
соответствует его эмоциональному состоянию. Больше
того, эмоционально возбужденный человек может
обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше
дать такому человеку выговориться и даже
поплакать. Действительно, учеными установлено, что
вместе со слезами из организма удаляется вещество,
возбуждающее центральную нервную систему.


6. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно
выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального
порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их
соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную)
чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие
чувства.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению,
элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с
удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с
обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами
деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на
материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру,
людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние,
процесс и результат удовлетворения потребности.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по
многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости
возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных
(стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего
эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине
чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека
выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на
поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют
(аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти,
мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и
поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти,
несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как
личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств,
типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают
отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом
чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной
устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед
другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда
последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки
и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи
отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях
других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и
особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие
психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая
часть.
Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к
кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над
тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания
хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного
отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя
назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно
содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном
виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который
представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил
добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно
и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных
взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его
обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо
отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в
свое время писал Спиноза:
«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они
чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем
большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во
владении другого...».
«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в
такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то
им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому
другому...»
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было
удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви
любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал
к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь
совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть,
чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его
прежняя любовь...»
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть,
тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что
сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить
его...»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот,
может быть уничтожена любовью...»
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта
любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не
предшествовала...»
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как
личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего
задумывается о каких-то психических или физических характеристиках
любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для
него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем
не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни
был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с
другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и
психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему,
психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала,
формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим
достоинством.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две
разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут
развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими
его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения
выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека,
как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и
неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом,
достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами
эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные
проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не
случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых
личностных характеристик человека.
Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение
неверно. Все связываемые с ними
качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии
сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом
плане.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие
их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-
первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных
переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых,
по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля
своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного
включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести,
порядочности, долга, ответственности и т.п.


7. Расположение эмоций по выражению лица

Полноценное общение между людьми невозможно без понимания,
взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в
первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека,
владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.
Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции
обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение
лица занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как
канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения,
передавая эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно
служит регулятором самой процедуры общения партнеров.
Мимика человека рассматривается как продукт нервной деятельности, как
ответ на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы.
Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать
и направлять свои мимические реакции, в результате чего мимика человека
стала важнейшим инструментом общения.
Важность мимической активности по сравнению с пантомимической в
эмоциональной коммуникации увеличивается с фило- и онтогенетическим
развитием. В филогенезе эти изменения параллельны эволюции мускулатуры
лица.
Мимика и жесты как элементы экспрессивного поведения являются одной из
первых систем, усваиваемых в детстве. Появление у ребенка без специального
обучения понятных жестов и выражений лица указывает на то, что способы
выражения эмоций заложены в человеке генетически.
Развитие и
совершенствование мимики идет
вместе с развитием психики
начиная с младенческого
возраста, а с ослаблением
нервно-психической
возбудимости в старческом
возрасте мимика слабеет,
сохраняя черты, наиболее часто
повторявшиеся в жизни и
поэтому глубже врезавшиеся во
внешний облик лица.
Приобретая с раннего
детства определенный опыт
общения с людьми, каждый
человек может с той
или
иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих
по их выразительным движениям и, прежде всего по выражению лица.
Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения,
поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая
в качестве невербальных коммуникативных средств. Существуют большие
различия между людьми в возможности владения эмоциональными проявлениями
(от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенства у
талантливых актеров).
В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с
помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в
области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать
других влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные,
профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или
иной культуре.
Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять
своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих
его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них
в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во
многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека,
войти в его положение может привести к полной профессиональной
некомпетентности. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных
проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству
(актерам, художникам, писателям). Понимание и умение воспроизводить -
важнейший этап обучения актеров искусству интонаций, мимики, жестов.
Современная практика психологической подготовки людей к различным видам
деятельности, их социальное обучение позволяет развить навыки
компетентности в общении, важнейшей составляющей которой является
восприятие и понимание людьми друг друга.



С вопросами, пожеланиями и отзывами обращайтесь по адресу: mashka4@nm.ru



8. Список литературы


. Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-
е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы
психологии. – 688с.

. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,
2000. – 584 с.

. Психология. Учебник для технических вузов вузов / Под общ. ред. В.Н.
Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник
нового века»).







Новинки рефератов ::

Реферат: Зарождение советского кинематографа (Культурология)


Реферат: Разработка счетчика бутылок (Технология)


Реферат: Государственный строй древнего Рима (История)


Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Миграционные процессы в мире (Социология)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОМЕНСКОГО (Педагогика)


Реферат: Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства (Налоги)


Реферат: Исторический очерк Г.Е.Львов (1861-1925) (История)


Реферат: Борьба за власть в СССР (Политология)


Реферат: Отчет по практике (изучение современного состояния пахотных черноземов, используемых в сх) (Сельское хозяйство)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Александр II (История)


Реферат: Отчет по лабораторной работе №2 (Компьютеры)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Барокко (Музыка)


Реферат: Арттерапия (Психология)


Реферат: Оконный блок с раздельным переплетом, фрамугами и форточками (Технология)


Реферат: Анализ кредитоспособности ссудозаемщика на примере предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Табличный процессор Excel (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист