GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит ? (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит ? (Социология)


Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический
Университет



Кафедра социологии



Реферат

Новый кубик Рубика или ручной монстр,
который нас погубит?



Преподаватель:


Студент:

гр. 633X



Санкт-Петербург
1998
Содержание



Введение…………………………………………………………….3
Как всё начиналось…………………………………………………5
Содержательная сторона Тамаготти………………………………9
Тамаготти и Бизнес ………………………………………………15
Заключение ………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………19

Введение

Все чаще и чаще нам приходится сталкиваться с кибержизнью. Под этим
термином понимают всяческие программно-аппаратные продукты, призванные
эмулировать живые организмы различной степени сложности.
Многие слышали термин - искусственный разум. Теперь это явление даже
нельзя назвать фантастикой. Так, приложение искусственного интеллекта...
И вот появились Тамаготти, даже интеллектом не обладающие, и поставили
на уши весь "цивилизованный" мир. По крайней мере, ходят слухи, что из-за
него кончают жизнь самоубийством, впадают в депрессии и в конфликт с
законом. Джинн выпущен из бутылки, и теперь поздно просчитывать социальные
потрясения, которые эта игрушка принесет в мир. Добро это или Зло, но дети,
играющие с электронной "тварью человеческой", верят, что она живая, и
относятся к ней соответственно.
И, уж конечно, это новая ступень в развитии цивилизации. Ученые-
футурологи давно обещали нам что-то подобное, предупреждая, что развитие
биологических организмов когда-нибудь сменится эволюцией организмов
виртуальных.
И ведь вот что удивительно - распознавание человеческой речи и машины,
играющие в шахматы на уровне гроссмейстера, были приняты как должное, а
безделушка не более сложная, чем электронные часы, сразу была признана
живой. Человечество создало искусственную жизнь! По крайней мере, успешно
вообразило себя в роли Создателя.
Как мы примем искусственных людей? А принимать их в свое общество
придется, поскольку не так уж много осталось на Земле мест, где можно
укрыться от цивилизации и ее порождений. И генная инженерия, и
кибернетический мозг - все это неумолимо приведет к созданию искусственного
сознания. Сказания о пришельцах пока не сбылись, но контакт с чужаками уже
выглядит довольно реально.
Что перед этим Интернет - он всего лишь изменил уровень человеческого
общения. А можно ли будет назвать человеческим разум, созданный человеком?
Теперешние дети примут его пришествие так же естественно, как приняли
виртуальных животных Тамаготти и полуразумных норнов из игры Creatures.
Только не мы будем заботиться о них, а они позаботятся о нас - если
захотят. Ведь они будут гораздо умнее и сильнее нас, лишенные наших
недостатков - бренного тела и сентиментальной души.
Так что же такое Тамаготти? Игрушка, которая выйдет из моды через
десять лет? Чудовище, которое погубит род человеческий? Сверхразум, для
которого вершины человеческой мысли будут лишь первыми ступенями на пути к
бесконечной мудрости? Человечество уже полвека беззаботно гуляет по краю
пропасти, проходя между ядерной зимой и парниковым летом прямиком к
кибернетической осени. Интересно лишь узнать, каким именно образом оно себя
погубит, какая из игрушек сделает это первой...

Как все начиналось

Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спросом (и не
только у нас!) пользовались наши отечественные электронные игрушки на
жидких кристаллах: такие как "Hу погоди!", "Веселый повар", "Космический
мост" и другие. Подобные игры, как отмечали сами производители,
предназначались для детей в возрасте от 7 до 16 лет и призваны были
развивать у их обладателей внимание, быстроту реакции и, конечно же,
логическое мышление. Вся прелесть заключалась в том, что, кроме основного
изображения, такие игрушки были оснащены хоть и примитивной, но все же
музыкой, совмещая в себе кроме непосредственной игры и часы, и будильник.
Время шло, и чуть позже на наших прилавках стали появляться зарубежные
"хитовые игры" в карманном варианте. Разновидностей их было огромное
количество, но наиболее популярными оказались различные варианты игры
Tetris. Эти игры опережали своих предшественников не только по широкому
возрастному диапазону своего использования, но прежде всего своей
направленностью на развитие практического наглядно-действенного мышления.
Да и функций у них появилось гораздо больше: возможность выбора сложности
уровня, увеличение числа функциональных клавиш, а также возможность
использования одного экрана для трех, а то и гораздо большего числа игр.
Чего еще желать надобно?..
Да только вот время не стоит на месте, а вместе с ним идет развитие
человека, его интеллекта, многовековыми плодами которого мы пользуемся и по
сей день. И вот не так давно, где-то в середине 1997 года, на прилавках
наших коммерческих киосков, магазинов и частных фирм появилось новое
развлечение от японской фирмы-производителя BANDAI - игра-брелок
Tamagotchi. Не игрушка, а просто чудо какое-то.
Тамаготти, или как ее еще нарекли наши реализаторы и пользователи -
Тамаготтик или даже Тамагоша, действительно вобрала в себя ряд преимуществ
ее предшественников да парочку-другую от себя добавила. Прежде всего это и
оригинальный дизайн как содержания, так и внешнего вида, и оригинальный
подход ее использования. Эти электронные игрушки (исполненные, кстати
говоря, в виде брелка-яйца) призваны помочь тем представителям
человечества, которые страстно желают иметь домашнего любимца, но по какой-
либо причине не могут себе этого позволить.
Разные источники сообщают, что в Японии только за полгода продано
более 14 млн игрушек, в Штатах - 10 млн (не считая пиратских подделок).
Спрос не удовлетворен. В стабильном "обществе потребления"
неудовлетворенные потребители выстраиваются в тысячные очереди или идут на
черный рынок переплачивать.
При себестоимости в несколько долларов, цена Тамагочи в розницу
достигала 130 $. Теперь есть даже Тамагочи-преступность! Причем отнюдь не
виртуальная.
“Повальное увлечение среди Японской молодежи электронными домашними
животными "Tamagotchi" компании Bandai сделало эту игру столь же
популярной, как кроссовки Nike "AirMax". Полиция сообщила о задержке в
пятницу четырех подростков за воровство "Tamagotchi" у такого же студента.
Инцидент произошел в Токио и заключался в издевательствах над студентом и
грабеже. Добычей грабителей стал брелок "Tamagotchi". Невозможность
свободно купить брелок и спекуляция в переходах при ценах, превышающих
розничную в 20-30 раз сделала эти изделия чрезвычайно престижным символом
положения в обществе и, очевидно, ведет многих к воровству. Инциденты
такого типа ранее происходили с невероятно популярными кроссовками Nike
"AirMax"... Согласно отчетам, полиция использовала несколько патрульных
автомобилей и вертолет. Всем пойманным преступникам по 14 лет.”[1]
“Токио. К рассвету пятницы очередь из почти 2000 людей протянулась
через торговый район Ginza. Сотни из них провели ночь под открытым небом на
зимнем холодном тротуаре. Когда Вы очень хотите цыпленка, вы многое
способны вынести... Было бы очень просто расценить “Tamagotchi”, как
специфическую японскую причуду. Но американские предприниматели и компании
очень бдительны. Транзисторные приемники, Nintendo, Sony Walkman, тоже
сначала считались причудами...”[2]
Нет ничего удивительного в том, что игрушка приобрела в Японии шумный
успех - квартиры японцев крайне невелики. Кроме того, имеется даже закон,
предусматривающий штраф за содержание домашних животных в многоквартирных
домах. Содержание, например, живой собаки обходится местному горожанину в
шесть тысяч американских долларов в год с учетом всяких налогов да
ветеринаров. Вот и мелькнула у них там японская мысль: а почему бы не
сделать более дешевую - электронную собаку? Это поистине восточная,
японская мудрость. Психологически это было очень точное попадание.
Тамаготти дешевле и всегда под рукой. Их сразу прозвали "виртуальными
домашними животными" (virtual pets) и полюбили, как живых. Однако, как это
часто бывает, вслед за Японией тамаготтимания охватила весь мир. Эпидемия
Тамаготти охватила всю Азию, серьезно потрепала Америку, Англию и Германию.
Жертвами ее стали дети, а также юные представительницы прекрасной
половины человечества, главным образом - старшеклассницы и студентки.
Теперь дети таскают свои Тамаготти в школу, а взрослые - на работу. Как
собачники обсуждают своих собак, а молодые мамочки говорят только о своих
младенцах, так владельцы Тамаготти делятся опытом выращивания виртуальных
животных. Сколько он уже прожил. Сколько весит. Как лучше кормить. Как
лечить. Что он уже умеет. Хорошо ли спит ночью. В мире (в том числе и в
России) создаются клубы любителей виртуальной живности, члены которого
делятся друг с другом опытом. Игрушка вызывает привыкание, и одержимый (а
чаще - одержимая) начинает в самый неподходящий момент (например, на
лекции) извлекать своего любимца на свет божий с целью проверить, не
случилось ли с ним чего. В связи с этим несколько стран остановили импорт
Тамаготти, а многие крупные университеты запретили проносить их на свою
территорию.
Однако такая ситуация не уникальна - в свое время то же происходило и
с тетрисом. Между тем, Тамаготти - продукт все же особенный и имеет свой,
не похожий на другие, психологический побочный эффект.
Суть споров вокруг виртуальных существ касаются как раз этого: достоин
ли неодушевленный предмет, приведенный в движение компьютером, права иметь
свою судьбу, вызывая искреннюю привязанность человека. "Видеоигра должна
подражать реальности, а не заменять ее. Иначе последствия могут быть
непредсказуемыми", - считают одни. "Реальный и виртуальный миры не
существуют по отдельности", - формулируют другие.
Содержательная сторона Тамаготти

В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамаготти - это существо,
за которым надо ухаживать, а именно: кормить, поить, играть. Средой
обитания Тамаготти является внутренность вышеупомянутого яйца, видеть же
его мы можем посредством небольшого LCD-дисплея. Сам Тамаготти выглядит
довольно примитивно. И его реакция символична, как иконки в Windows. Вроде
толком ни на что не похоже, но все понятно. Сам уход представляет собой
своевременное нажатие соответствующих кнопок. В общем, смоделированы все
"основные инстинкты", характерные, скажем, для какого-нибудь примитивного
домашнего животного типа хомячка.
Рассмотрим содержательную сторону Тамаготти. Прежде всего, следует
определиться, с каким из существ Вы хотите иметь дело. Диапазон выбора
довольно широк: от цыпленка и собачки до динозаврика и инопланетянина.
Хозяину достаточно взять в руки брелок и, как чеку из гранаты, выдернуть
специальный пластмассовый предохранитель, отключающий питание. После
произведенного выбора следует определить стратегию своих действий, так как
перед игроком ставится задача выращивания и воспитания своего "питомца". И
начинается игра с зарождения одного из выбранных существ, и когда это чудо
появляется на свет, то Вам, как его прародителю, предстоит не только
вырастить и воспитать питомца, но и как можно дольше обеспечить его
существование. Максимальное число дней поддержания жизни такого "питомца"
составляет приблизительно три месяца. Принципиальным нововведением является
то, что в эту игрушку можно (получается, что даже необходимо) играть не
час, не день, а несколько месяцев! За это время Вы будете обходиться с
Вашим подопечным как со своим собственным ребенком: доведётся и укладывать
спать, и развлекать, и кормить, и даже тренировать. Словом, основная задача
- обеспечение комфорта избранному существу. Таким образом, Ваш "питомец"
пройдет полный жизненный путь от рождения до смерти. Следует упомянуть и о
том, что один реальный день для Тамаготти будет равняться соответственно
одному году своей мультяшной жизни.
Это только основные достоинства игры, которые, как правило, бросаются
в глаза с первого взгляда. Однако давайте попробуем посмотреть на игрушку с
другой точки зрения.
Вся идея заключается в том, что данная игрушка особенно полезна
одиноким людям. Имея под рукой Тамаготти, можно вырастить и воспитать
своего "ребенка", что, возможно, и полезно, хотя и не всем рекомендуется. В
любом случае сознание игрока будет находиться в поле действия игры, хотя на
подсознательном уровне будет присутствовать идея развития своего
собственного детища, а, следовательно, в игру будут устремляться
индивидуальные стремления самого играющего; но к великому сожалению игра
будет идти уже по заранее запрограммированному сценарию, что, собственно, и
будет отличать игрушку от реального мира. Конечно же, подобного рода
замечание можно отнести ко всем играм, но следует обратить внимание и на
тот факт, что реальная жизнь довольно часто претерпевает определенные
метаморфозы, полиморфизм которых и находит отражение в сюжете тех или иных
игр.
Хотя Тамаготти и можно отнести к симуляторам жизненной стратегии, но
особое внимание следует все же уделить детям, чтобы последствия их
увлечения игрой не отразились на реальных и более верных подопечных.
Не может не обратить на себя внимания и оконцовка игры. Как
упоминалось выше, игра заканчивается смертью того или иного героя, задачу
по воспитанию которого возложил на себя сам играющий. Для взрослого
человека - это вполне логично и приемлемо, но только не для ребенка. Как
отреагирует ребенок на то, что кто-либо умер? Скорее всего, он расстроится.
А если это близкий человек или "электронный питомец", которому было уделено
немало времени и на которого было возложено столько надежд? Тут уже речь
пойдет, скорее, не о простой эмоциональной реакции, а о стрессе или даже
серьезном психическом расстройстве.
Разве нормально, что когда зверек умирает, ребята хоронят его на
специальном кладбище во дворе школы? Искренне оплакивают. А потом с
учеником работает школьный психолог: произошла трагедия, и нужно снять
стресс у ребенка, потерявшего любимое существо: “Многие из школ Гонконга
уже запретили ученикам приносить в учебные заведения даже и вполне невинных
цыплят японского производства, поскольку школьники проявляют на уроках
признаки возбуждения и беспокойства, а когда их питомцы неизбежно умирают -
впадают в депрессию. Ведомство, контролирующее образовательные учреждения,
рекомендовало школам нанимать психологов, которые будут оказывать первую
помощь травмированным любителям виртуальной живности.”[3]
Или представим себе такую ситуацию. Ребенок уходит в школу или на
тренировку в спортивную секцию и просит маму или папу, равно как свободных
от работы дедушку или бабушку присмотреть за своим Тамаготти, ибо он растет
и требует все большего внимания. Где же в школе успеть одновременно
справиться и с собственной учебой и с воспитанием "питомца"? Вот где просто
необходима помощь старших... Хорошо, если взрослые позаботятся и уделят
часок-другой Тамаготти. А если нет, ведь и других дел хватает?! Не
позавидуешь ребенку и его родителям, когда малыш, вернувшись домой,
обнаружит, что над его цыпленком, щенком или инопланетянчиком кружат
ангелочки. А потом возникают вопросы: почему дети такие жестокие, такие
агрессивные... Довольно часто реальные питомцы: кошки, собаки, рыбки,
птички и т.д. остаются живы лишь благодаря родителем, неужели теперь к их
заботам добавится уход за электронным брелком?
Но и здесь нашлись предприимчивые головы, создавшие что-то на подобии
приютов для Тамаготти! В них, естественно за определенную плату, можно
оставить своего питомца на срок от нескольких часов, до нескольких дней. Но
понятно, что это не решение проблемы.
И если игра Тамаготти задумана как симулятор жизненной стратегии, если
она ориентирована на детей как школьного, так и дошкольного возраста, то
следовало бы соответственно продумать сюжетную линию игры, дабы не вызвать
у детей негативной эмоционально-психологической реакции на концовку игры.
Поражает и тот факт, что возрастное разрешение на игру Тамаготти
производители отметили довольно ранними рамками, а именно с трех-четырех
лет! Да и это ограничение скорее всего обусловлено лишь конструктивным
исполнением, но никак не содержанием этой игрушки. Чтобы водить машину,
ловить рыбу, жениться, наконец, необходимо разрешение, здесь же отсутствуют
всякие ограничения. Но не следует при этом забывать и о том, что психика
ребенка еще не сложилась таким образом, чтобы сразу же из колыбели быть
способным решать такие довольно сложные интеллектуальные задачи как
воспитание и жизненное обеспечение уже своего, но пока еще электронного
ребенка. Наш век и без того грешен тем, что иным людям не хватает времени
для воспитания своих собственных детей. Необходимо дать ребенку понять, что
все, что так привлекает его в этом неодушевленном предмете, будет у него в
будущем, а виртуальное животное, сколько бы любви оно не доставляло, лишь
отдаляет от него это реальное счастье.
Словом, игра вышла - радостный факт для многих, но только вот
особенности психо-физического развития ребенка почему-то кое-где были
упущены. Конечно же, игра имеет право на существование со всеми своими
достоинствами и недостатками, но коль она ориентирована как на взрослых так
и на детей, то и о психических и возрастных особенностях последних тоже
забывать не следует.
Для того, чтобы во всей полноте представить себе ситуацию, начнем с
выявления истинной сути игрушки. При детальном рассмотрении выясняется что
под видом домашнего животного нам подсунули в лучшем случае одноклеточную
инфузорию без каких-либо зачатков разума. Реклама обещает, что Тамоготти
станет вашим другом - не верьте! Как может стать другом нечто, имеющее в
качестве органов чувств набор кнопок и принципиально не способное чему-либо
обучаться? Ответ на вопрос, какие методы имитации разумных существ были
использованы при разработке Тамаготти, прост: никакие. Нет распознавания
образов, нет нечеткой логики, нет обучения и самообучения. Все, что умеет
Тамоготти - это изображать нечто как реакцию на загрузку в него одного из
упомянутых выше видов пайки и вести внутри себя учет ее количества. Если
заложенные примитивы утверждают, что условия - благоприятные, работает
программа роста, иначе - программа болезни. Можно с уверенностью сказать,
что даже амеба разумнее (и уж, конечно, живее) Тамаготти.
Узнав техническую сторону этой игрушки, трудно поверить, что она может
так привязывать к себе людей. Ведь весь процесс игры заключается в
отслеживании и соответствующем изменении четырех переменных:
- вес (5-99)
- счастье (0-4)
- голод (0-4)
- дисциплина

Дети, порой эгоистичные и жестокие к близким, требуют кого-то
маленького, о ком они якобы будут заботиться. Инстинкт этот закрепился в
древние, еще дочеловеческие, времена, поскольку он способствовал выживанию
многодетной семьи и рода в целом. Теперь, когда порой и первый ребенок -
это уж слишком много, для удовлетворения инстинкта требуется четвероногий,
пернатый или, по-современному, электронный питомец, как заменитель любви к
ближнему. Тамаготти был нужен, и он появился по законам рынка.
Когда родители покупают ребенку Тамаготти, они, как правило, пытаются
заменить этим суррогатом его потребность в общении с живым существом. В
принципе, это удается - ребенок очень скоро начинает воспринимать его так
же, как хомячка или, скажем, кошку. Подобно всем живым существам, при
неверном уходе тамаготти погибает, вызывая у ребенка не самые лучшие
эмоции.
Проблема заключается в том, что Тамаготти с его интеллектом
бухгалтерского микрокалькулятора - не живой. И получается, что малыш бьется
в истерике по поводу гибели неодушевленного предмета. Это не может
способствовать укреплению психики и вряд ли помогает привить бережное
отношение к жизни биологической. Гибель любимой кошки в связи с отсутствием
ухода может кое-чему научить. Но вряд ли это хорошо, если ребенок уходу за
кошкой (с которой, по крайней мере, можно реально поиграть) предпочитает
уход за пластиковой коробкой.
Существует мнение, что Тамаготти приучает детей к заботе и
ответственности, но вряд ли стоит серьезно относится к такому утверждению.
В этой игрушке нет проблем, которые нельзя решить простым нажатием кнопки,
в реальном же мире проблемы, с которыми мы повседневно сталкиваемся,
решаются гораздо сложнее. Так в случае с реальным питомцем, доставляемое им
удовольствие составляет по времени процентов 20-30, остальное время –
большая работа по уходу за ним. Существует и другая крайность, ребенок
может привыкнуть к печальной концовке игры – смерти. А отсюда вытекает
пренебрежение и к жизни реальных существ.
Тамаготти и Бизнес
Фирма – производитель этой игрушки продолжает отслеживать реакцию рынка на
свое творение. Bandai – третья в мире по величине фирма, занимающаяся
производством игрушек. В связи с ажиотажным спросом на Тамаготти ее доход
за 1997 год превысил запланированный на 80%. Разработчиков продолжают
совершенствовать свое детище.
Так, наконец-то введена явно необходимая функция паузы; производятся
различные защитные пластиковые оболочки, позволяющие хозяину не
расставаться со своим детищем ни при каких обстоятельствах. Достаточно
сказать, что теперь Тамаготти может сопровождать хозяина например под
водой, на глубине до 30 метров.
Есть и более завораживающие изобретения: “Теперь Tamagotchi начинают
воздушное нападение. С этого месяца компании Bandai начинает продавать
сотовые телефоны со встроенным Tamagotchi. Они называются Tampachi.
Пользователям больше не придется наблюдать, как их Tamagotchi умирает. Они
будут способны переслать свое крошечное животное на телефон другого
Tampachi-владельца или даже к врачу-специалисту и может быть, он сможет его
реанимировать...”[4]
Не отстают от течения моды и пираты-производители, так: “Власти Гонконга
рассматривают возможность запрещения производства Tamagotchi, которые
имитируют повадки членов бандитского общества "Триада". Питомцев такого
рода, необходимо постоянно подпитывать алкоголем и сигаретами. Целью новой
версии игрушки является выживание персонажа в условиях непрерывных
поножовщин.”[5]
Так что рынок предлагает огромное разнообразие виртуальных зверюшек, на
любой вкус, цвет, и кошелёк. Но мне кажется, что некоторые поделки уже
граничат с абсурдом.
Заключение

Так или иначе, но раз уж глобальное открытие сделано, обойтись без
него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей
двухмерной игрушке третье измерение в виде имитации реального времени и
персонифицированного развития объекта (тот же тетрис, но еще и в профиль) и
попали в точку.
Тамаготти - такое же произведение современной технологической
культуры, как, например, космический телескоп, напалм, Internet,
антибиотики, термоядерная боеголовка, синтетические наркотики, Pentium,
Doom. Эти произведения, как и тысячи прочих, человечество создало огромным
трудом и умением. В широких пределах, отведенных обществом, всякий волен
сам выбирать, чем из продуктов цивилизации он будет пользоваться, а чем
нет. Кто-то взрастит электронную букашку для себя, а кто-то - цветок для
мамы. Один уйдет в виртуальную реальность через наркотик, другой - через
дисплей, и оба будут героями и богами - там. В это время третий решит
никогда не закрывать дверь в реальный мир. Что лучше? Кому как. Каждый
решает за себя. Человечеству в целом все равно, как одно частное лицо
реализует или загубит свое право на жизнь: оно - система на редкость
стабильная и безразличная к судьбе своих элементов. Получается, что
Тамаготти и Doom не опасны для человечества, как и наркотики. Но почему
считают, что убивать виртуальных монстров лучше, чем живых врагов. А что,
других вариантов нет? Например, вообще не убивать, а созидать, творить. О
да, можно создавать виртуальные цивилизации, строить виртуальные города,
изобретать виртуальный порох... А что, ничего реального сделать уже нельзя?
Молчание... Как стыдно признаться, что игра интереснее работы, что учиться
так скучно и не хочется, что найти реальную точку приложения для уже
недетских сил при еще детском уме и вовсе невозможно. Куда проще поставить
компакт-диск... В начале века был в моде вреднейший напиток - абсент,
вызывающий бурные галлюцинации вплоть до потери рассудка. Импрессионисты
крепко им злоупотребляли и оставили нам замечательные полотна с буйством
фантастических красок. Они по-своему уходили в виртуальную реальность, но
возвращались и одаривали цивилизацию своими открытиями. Чем обогатит нас
субэтнос геймеров? Какое новое понимание любви и заботы подарят нам
тамаготчики? Это вопрос только к тем, кто живет, страдает, действует и
радуется в реальном мире и не для себя. Таких людей всегда достаточно. Хоть
и не много.
Так что мы создали? Неужели модная электронная безделушка, точнее -
неадекватное отношение к ней, способна так испугать человека? Ведь
человечество, выдержавшее ледники, вытеснившее конкурентов-неандертальцев,
расселившееся по всему земному шару, создавшее уникальные орудия труда от
лука до суперкомпьютера, обладающее могучей педагогикой и информационной
культурой, пережившее столько войн и эпидемий, - это человечество давно
доказало, что слишком любит и хочет жить, чтобы позволить виртуальной
букашке сгубить себя. Тем оно и отличается от своих творений: оно хочет и
любит жить, а они лишь имитируют это. Вреден ли прогресс? О да, если
акцентировать на его побочных эффектах. В подвале химфака МГУ можно было
создать новый антибиотик или катализатор, а не варить наркотики. На
Pentium'е можно решать серьезнейшие научные задачи, а не доигрываться до
"скорой помощи". Полезен ли прогресс? О да, если имеется в виду его
основной эффект, а именно то, что человечество как вид выжило и собирается
это продолжать. Вот пример. 65 мегалет назад 10-километровый астероид
ударил по нашей Земле, и рептилии, не знавшие "вредного" прогресса,
удалились к праотцам, освободив место для млекопитающих. Человечество не
собирается следовать их примеру. Поэтому существует служба слежения за
астероидами, оснащенная мощными компьютерами и системами искусственного
интеллекта. Скоро исчезнет и эта угроза для человечества: астероид, как
только его заметят, расстреляют термоядерными ракетами за орбитой Луны. Вот
это и есть прогресс. А расстрел виртуальной нечисти, страсти по усопшему
кремниевому чипу – неизбежный побочный эффект. И не стоит нам бежать в горы
даже от этих страшнейших порождений прогресса.
Список литературы

Бородаенко Д. Кого мы создали? Компьютерные вести №4 1998 стр. 10
Лавин К. Монстр, который нас сожрет? Новая Сибирь №64 1997 стр. 15-16
Марголин Д. Лучше купите кошку. Компьютерные вести №52 1997 стр. 11
Никонов А. Роковые яйца Tamagotchi Компьютерра №26 30 июня 1997 стр. 15
Островский С. Еще один взгляд на Тамаготти. Компьютерные вести №51 1997
стр. 10
Серый С. Не бегите в горы от тамаготти Компьютерные вести №7 1998 стр. 11
Kevin Sullivan Washington Post Foreign Service January 25, 1997.*
Ruby Bailey Detroit New October 16, 1997.*
Wayne Arnold The care and feeding of...Virtual pets Wall Street Journal
June 3, 1997.*
W.Ottawa Virtual pets: The beep goes on The Holland Sentinel October 30,
1997. *
Newsbytes News Network March 3, 1997.*



* Использовались электронные версии этих изданий, полученные по сети
InterNet.
-----------------------
[1] Newsbytes News Network 03/03/97
2 Washington Post Foreign Service Saturday, January 25, 1997; Page A01
Kevin Sullivan

[2] Компьютерра №26 30 июня 1997 стр 15
[3] Wall Street Journal 3 June 1997 by Wayne Arnold

[4] Компьютерра №26 30 июня 1997 г стр 15





Реферат на тему: Нравственное воспитание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль, как регулятор поведения личности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности.
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.



1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль как регулятор поведения личности.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в
каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах
его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с
другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и
т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы
и различные постановления государственных органов, производственно
-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
нравственность.
Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания
служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их
нарушение личность несет юридическую или административную
ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал
на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси
правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже
специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,
комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных
постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие
санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
практически их соблюдение зависит от самой личности.
Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,
общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают
еже более серьезный характер.
Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на
него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,
выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим
знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не
бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское
замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не
на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,
на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В
этике – философской науке о морали - существуют две основные
нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,
их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,
совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее
моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер
нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского
тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них
человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль
гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный
характер, содействует действительному прогрессивному развитию и
совершенствованию личности.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на
ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет
большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее
положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в
конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,
какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение
его содержательности и педагогической действительности. Многие
общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на
формирование положительных качеств личности, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в
развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,
что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что
писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он
приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва
добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в
науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся
швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное
воспитание он считал главной задачей детского воспитательного
учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер
и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на
первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в
соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,
дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко
характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал
:
Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет
пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным
чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он
останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в
развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта
проблема в системе современного воспитания.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в
виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые
предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные
трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или
нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,
правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как
неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их
сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы
по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать
в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на
международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к
справедливости, демократии и свободе народов;
Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность
родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;
соблюдение дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана
природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство
собственного достоинства, принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд
норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не
только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на
его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только
в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно
считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в
своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет
их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная
благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений
обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро
меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что
раньше хвалил.
В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные
нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или
принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,
благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в
виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,
чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз
самого закона».
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила
и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в
своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с
послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и
требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и
правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив
личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые
общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения
и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал
«поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его
нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя
в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов
и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в
своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного
развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –
пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа
– в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из
нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть
человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые
достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы
самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное
развитие личности невозможно без формирования ее моральной
сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к
моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы
ее внешние и внутренние психологические механизмы?
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
должно быть направлено на формирование у личности нравственных
отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к
людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют
сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и
обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы
формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в
соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и
воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,
необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:
общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими
людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности
(при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется
чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и
укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные
нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя
эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной
части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные
отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся
привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся
условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс
нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы
вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества
школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,
как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура
межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к
материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,
сознательная дисциплина и культура поведения.




Новинки рефератов ::

Реферат: Римское искусство (История)


Реферат: Фрезерные станки (Технология)


Реферат: Серое и белое вещество головного мозга (Биология)


Реферат: Политика Хрущева. Реформы 50х-60х годов (История)


Реферат: Гоббс (Философия)


Реферат: Аромотерапия (Биология)


Реферат: Творчество и жизнь Джузеппе Верди (Музыка)


Реферат: Доказательства бытия Бога в средневековой философии (Философия)


Реферат: Сюрреализм (Искусство и культура)


Реферат: Страхование автотранспортных средств (Транспорт)


Реферат: Дидактика вищої школи та шляхи її розвитку на сучасному етапі (Педагогика)


Реферат: Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей (Педагогика)


Реферат: Народное образование Сибирского края (История)


Реферат: Пожарная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Павел I : задумки и результаты (История)


Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)


Реферат: Валютные операции коммерческого банка (Банковское дело)


Реферат: Государственная безопасность Латвийской Республики (Государство и право)


Реферат: Русская пейзажная живопись 19 века (Искусство и культура)


Реферат: Откуда есть пошла земля русская (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист