GeoSELECT.ru



История / Реферат: Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 года (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционный процесс в Украине. Конституция Украины 1996 года (История)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ. КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ 1996 ГОДА
Конституционный процесс в Украине в конце 80-х - первой половине 90-х годов
В жизни обществ и государств конституции играют особую роль. Конституция
является высшим правовым актом — Основным Законом, законом над законами,
фундаментом развития социальных и политических отношений, гарантией
обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Уже в конце 80-х годов, в ходе осуществления политики «горбачевской
перестройки» стало очевидно, что Конституция СССР не отвечает перспективе
демократического развития общества. Уже в тот период в нее были внесены
отдельные изменения, касавшиеся отмены ст. 6, устанавливавшей монопольную
власть Коммунистической партии, разрешения выдвигать кандидатов в депутаты
на собраниях избирателей, проведения выборов на альтернативной основе. Эти
изменения имели большое значение для демократизации украинского общества и
впервые в истории позволили избрать в состав высшего законодательного
органа страны представителей различных политических сил.
16 июля 1990 г. Верховная Рада приняла Декларацию о государственном
суверенитете Украины, которая должна была стать фундаментом новой
Конституции. Отдельные депутаты предлагали утвердить Декларацию в качестве
«Малой Конституции». Однако прокоммунистически настроенное большинство
Верховной Рады с этим не согласилось.
И все-таки ее положения имели немаловажное значение для Украины. Во-
первых, Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как
«верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в
пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях»,
заложив основы украинской независимости еще во время пребывания республики
в составе СССР. Был закреплен ряд новых положений, касавшихся введения
принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную,
исключительного права народа Украины на владение, пользование и
распоряжение ее национальным богатством; действия на территории республики
законов СССР только в той части, которая не противоречит законодательству
Украины.
Декларация определила общую стратегию развития правовой системы
государства, ключевым элементом которой являлась Конституция. В октябре
1990 г. Верховная Рада Украины создает Конституционную комиссию, которая
должна была разработать концепцию новой Конституции.
Это задание было довольно сложным, поскольку Украина имела в то время
только ограниченный суверенитет, а союзные структуры продолжали оказывать
давление на республику.
Однако уже к ноябрю 1991 г. был подготовлен первый проект Конституции
Украины. Но драматические события конца 1991 г. и обретение независимости
Украины радикально повлияли на изменения ряда ее положений. Принятием Акта
провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г. наше государство
сделало окончательный выбор пути своего развития.
Уже в конце января 1992 г. Конституционная комиссия разработала новый
проект, который после правовой экспертизы и обсуждения в парламенте
решением Верховной Рады Украины был вынесен на всенародное обсуждение.
Обсуждение проекта продолжалось с 15 июля по 1 декабря 1992 г. В нем
приняло участие около 200 тыс. граждан Украины. В ходе обсуждения
высказывались предложения в отношении четкого закрепления преобладания
интересов человека над интересами государства, разграничения полномочий
различных ветвей власти и др.
С учетом результатов обсуждения в предложенный проект были внесены
соответствующие изменения. 26 октября 1993 г. доработанный вариант
постановлением Верховной Рады было решено опубликовать в средствах массовой
информации.
В конце 1993 — начале 1994 г. по Украине прокатилась волна политических
баталий, связанных с выборами в Верховную Раду и выборами Президента.
Вопрос о принятии новой Конституции отодвинулся на второй план.
Только в сентябре 1994 г., после обращения Президента Украины о
необходимости продолжения конституционного процесса, формируется новый
состав Комиссии по разработке проекта Конституции. Руководителями Комиссии
стали Президент Украины и Председатель Верховной Рады. Открывая заседания
Комиссии 17 ноября 1994 г., Президент Украины Л. Кучма подчеркнул, что в
Украине возобновлен процесс конституционных реформ, который был
приостановлен почти на год. Комиссия признала необходимым взять за основу
проект Конституции в редакции от 26 октября 1993 г.
Учитывая сложности разработки новой Конституции, отсутствие
сбалансированности различных ветвей власти, Президент Украины 3 декабря
1994 г. предложил Верховной Раде рассмотреть конституционный законопроект о
власти и органах местного самоуправления. Внимание акцентировалось на том,
что эффективное функционирование экономики возможно только при условии
наличия сильной государственной власти, которая осуществляла бы управление
государственным сектором экономики, обеспечивала руководство
негосударственным сектором, способствовала эффективному проведению
приватизации и структурной перестройки всего хозяйственного комплекса.
Однако этот документ не был принят.
Конституционный договор 1995 г. и продолжение конституционного процесса
Значительное влияние на общественную жизнь независимой Украины было
политическое противостояние Президента Украины и Верховной Рады. Президент
стремился к созданию сильной исполнительной власти, способной эффективно
работать в условиях углубления экономического кризиса. Верховная Рада,
пугая угрозой диктатуры, фактически хотела сохранить свои полномочия, в том
числе и право вмешиваться в решение конкретных экономических вопросов, в
непосредственное управление территориями. Такое противостояние серьезно
осложняло решение первоочередных проблем жизни страны.
Это вынудило Президента 31 мая 1995 г. принять Указ о проведении опроса
общественного мнения по вопросу доверия граждан Украины Президенту и
Верховной Раде.
В ответ на это Верховная Рада наложила на указ вето и предложила
Президенту до 8 июня 1995 г. подать на рассмотрение кандидатуры в состав
Кабинета Министров.
Такое развитие событий откладывало на неопределенное время решение
жизненно важных для Украины конституционных вопросов. В этих условиях Л.
Кучма взял инициативу в свои руки.
2 июня Президент подтвердил свое намерение провести опрос. В тот же день
состоялась его встреча с лидерами фракций, которые поддержали идею
подписания Конституционного договора Президента и Верховной Рады.
Проведение общественного опроса создавало потенциальную угрозу роспуска
Верховной Рады, рейтинг которой, по данным социологических опросов, в это
время был довольно низким. Одновременно это усиливало политическую
напряженность и, следовательно, оказывало негативное воздействие на
экономику и общественную жизнь.
В создавшейся ситуации Президент Украины и Председатель Верховной Рады
проявили политическую мудрость и, отказавшись от противостояния, 8 июня
1995 г. подписали Конституционный договор.
Заключение договора было важным политическим компромиссом. Договор должен
был действовать до принятия новой Конституции Украины с целью обеспечения
дальнейшего развития и успешного завершения конституционного процесса в
Украине.
Претворение в жизнь положений Конституционного договора создавало надежную
правовую базу для деятельности администрации Президента и других органов
исполнительной власти. Значительно расширялся круг их полномочий и влияние
на экономические и общественные процессы. Президент Украины был признан
главой государства и руководителем исполнительной ветви власти. Он лично
назначал состав Кабинета Министров и премьер-министра. Уже 8 июня 1995 г.
на должность премьер-министра была предложена кандидатура Е. Марчука,
который долгое время работал в органах государственной безопасности, а с
октября 1994 г. исполнял обязанности вице-премьера.
Продолжалась работа над Конституцией, к которой были привлечены лучшие
специалисты. С целью изучения и обобщения альтернативных проектов 19 июня
была создана рабочая группа Конституционной комиссии, результатом
деятельности которой стала подготовка согласованного проекта Конституции
Украины.
11 марта 1996 г. сопредседатели Конституционной комиссии — Президент и
Председатель Верховной Рады — подписали окончательный проект Основного
Закона.
Однако он не стал основой политической консолидации. Несмотря на
предложения Л. Кучмы принять этот документ за основу, Верховная Рада
направила его для изучения и анализа в постоянные комиссии.
В начале мая 1996 г. постановлением Верховной Рады была создана
депутатская временная специальная комиссия по доработке проекта Конституции
во главе с М. Сиротой. К ее работе были привлечены представители различных
депутатских групп и фракций.
Обсуждение доработанного Комиссией проекта в Верховной Раде 17—18 июня
было безрезультатным. Возражения вызвали уже первые положения документа: о
статусе украинского языка, государственной символике и т.д. Предлагаемые
депутатами изменения фактически искажали основное содержание документа. По
определению многих политиков, конституционный процесс в Украине в это время
не просто затягивался, а зашел в тупик.
В этой ситуации Президент Украины 26 июня 1996 г. обнародовал Указ о
проведении 25 сентября Всеукраинского референдума по вопросу принятия
Конституции Украины. На референдум предполагалось вынести проект Основного
Закона, подготовленный Конституционной комиссией и принятый за основу
большинством депутатов Верховной Рады в марте 1996 г.
Этот шаг Президента, который мог привести к роспуску Верховной Рады,
вынудил последнюю искать компромисс и ускорил конституционный процесс. 28
июня 1996 г. после 2 суток беспрерывной и напряженной работы Верховная Рада
Украины приняла Конституцию Украины — Основной Закон нашего суверенного
государства.

Новая Конституция Украины

Принятие новой Конституции стало важной вехой новейшей
украинской истории. Конституция состоит из преамбулы, 14 разделов, в
которых объединена 161 статья, и переходных положений. Новый Основной Закон
— это политико-правовой документ, определяющий основы и пути развития
украинского общества.
Конституция закрепляет основные демократические, социальные и правовые
принципы Украинского государства, в котором человек, его жизнь и здоровье,
честь и достоинство, безопасность признаются высшей ценностью. Одной из
основополагающих идей новой Конституции является положение о том, что
именно государство функционирует для человека, а не наоборот. Украинский
народ является источником власти, которую он реализует через
соответствующие органы государственной власти и органы местного
самоуправления.
Конституция закрепляет принцип разделения власти на законодательную,
исполнительную и судебную и независимость их одна от другой. Основой
внешней политики Украины, в соответствии с Основным Законом, является
обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания
мирного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира.
Конституция базируется на лучших достижениях отечественного и зарубежного
законодательства, учитывает приобретенный исторический опыт и соответствует
лучшим конституциям европейских стран. Впервые в истории конституционного
законодательства Украины в ней подчеркивается, что нормы Конституции
являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты
конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется
непосредственно Конституцией.
Основной Закон Украины регулирует значительно более широкий круг
общественных отношений по сравнению с предыдущей Конституцией. 48 из 161
статьи Конституции относится ко второму разделу «Права, свободы и
обязанности гражданина», который аккумулирует содержание таких важных,
признанных во всем мире международно-правовых актов, как Всеобщая
декларация прав человека. Декларация о праве на развитие, Концепция о
правах ребенка и другие. Это позволило наполнить Конституцию новым
демократическим содержанием, значительно расширить систему прав и свобод
человека и гражданина в Украине, приблизить государство к мировым
стандартам в отношении их защиты.
В соответствии с Основным Законом Украина является унитарным, соборным
государством. Государство является национальным по своему происхождению,
поскольку его образование произошло на основе осуществления украинской
нацией, всем украинским народом права на самоопределение.
Основным вопросом любой конституции является вопрос власти. Основной
Закон Украины гласит, что единственным источником власти в Украине является
ее народ. Это свидетельствует о демократическом характере государства,
народ которого может свободно высказывать свое отношение к власти на
выборах и референдумах.
Единственным законодательным органом власти в Украине является Верховная
Рада. Кроме законодательных, она обладает рядом полномочий в сфере
государственного строительства и назначения на руководящие должности в
государстве.
Президент Украины по Конституции является главой государства и выступает
от его имени. Он избирается прямым всенародным голосованием сроком на пять
лет. В соответствии с новой Конституцией он имеет значительные полномочия в
социально-экономической сфере, обеспечивает государственную независимость,
национальную безопасность и правопреемственность государства, является
гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности,
представляет государство на международной арене.
Главным органом исполнительной власти является Кабинет Министров, который
возглавляет премьер-министр. Кабинет Министров, в соответствии с новой
Конституцией, имеет более широкие функции и полномочия, связанные с
формированием и расходованием Государственного бюджета, обеспечением равных
условий развития для всех существующих форм собственности. Правительство
осуществляет управление объектами государственной собственности,
обеспечивает обороноспособность, безопасность и общественный порядок в
государстве. Исполнительную власть в областях осуществляют областные
государственные администрации.
Судопроизводство в Украине обеспечивается Конституционным Судом Украины и
судами общей и отраслевой юрисдикции. В соответствии с мировой практикой,
полномочия судебной власти были значительно расширены.
Важные функции были возложены на прокуратуру Украины. Конституция
закрепила территориальное устройство Украины и определила принципы местного
самоуправления.
Существенное влияние на общественно-политические процессы в республике
оказали «Переходные положения» новой Конституции Украины, главным среди
которых стало определение четких сроков выборов в Верховную Раду (март 1998
г.) и Президента Украины (октябрь 1999 г.).
Принятие новой Конституции Украины поставило ответственные задания в
сфере государственного строительства, приведения в соответствие с Основным
Законом действующего законодательства и структуры органов власти.
Процесс эффективной реализации конституционных положений сдерживался
отсутствием необходимых законодательных актов. К марту 1997 г. из 60
первоочередных конституционных законов было принято всего два. Не были
приняты важнейшие законы о Кабинете Министров, государственных
администрациях и местном самоуправлении. Вместо этого разрабатывались
альтернативные проекты, ставившие целью «подправить», а иногда и перекроить
Конституцию.
Однако, несмотря на все сложности, процессы государственного
строительства на базе новой Конституции продолжал





Реферат на тему: Конституция 1918

ВЦИК, СНК.
По конституции 1918 года ВЦИК являлся высшим законодательным,
распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической
Федеративной республики. Он должен был давать общее направление
деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской
власти в стране. В его компетенцию входило объединение и согласование
работы по законодательству и управлению и наблюдение за проведением в жизнь
Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и
центральных органов Советской власти. Он рассматривал и утверждал проекты
декретов и иные предложения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а
также он мог издавать собственные декреты и распоряжения. В полномочия
ВЦИКа входил созыв Всероссийского Съезда Советов, которому он должен был
представлять отчет от проведенной деятельности и доклады по общей политике
и другим отдельным вопросам. ВЦИК образовывал СНК для общего управления
делами РСФСР. Совместно с Съездом Советов ВЦИКу подлежали следующие вопросы
общегосударственного значения:
. Утверждение, изменение и дополнение Конституции
. общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР
. установление и изменение границ государства
. принятие в состав РСФСР новых членов республики и признание их
выхода оттуда
. установление и изменение системы мер, весов и денег на
территории РСФСР
. установление общегосударственных налогов и повинностей
. установление основ организации вооруженных сил РСФСР
. издание постановлений о приобретении и утрате гражданства
. право общей и частичной амнистии и другие вопросы.
О членах ВЦИКа в Конституции сказано лишь то, что они работают в
отделах СНК или выполняют особые поручения ВЦИКа Советов.
В свою очередь СНК принадлежало общее управление делами РСФСР. Для
осуществления этой задачи СНК мог издавать декреты, распоряжения,
инструкции и другие нормативные акты, необходимые для правильного и
быстрого течения государственной жизни. О всех своих постановлениях и
решениях СНК немедленно должен сообщать ВЦИКу, который вправе отменить или
приостановить всякое постановление или решение СНК. Все постановления
решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение также должны были
представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИКа. Однако в Конституции
особо оговорено, что мероприятия, которые требуют неотложного выполнения
могут быть осуществлены СНК непосредственно.
Члены СНК стоят во главе отдельных наркоматов, которых всего было
образовано 17:
. по иностранным делам
. по военным делам
. по морским делам
. по внутренним делам
. юстиции
. труда
. социального обеспечения
. просвещения
. почт и телеграфов
. по делам национальностей
. по финансовым делам
. путей сообщения
. земледелия
. торговли и промышленности
. продовольствия
. государственного контроля
. Высший Совет Народного Хозяйства
. здравоохранения
При каждом наркоме под его председательством образовывалась коллегия,
члены которой утверждались СНК. Нарком был вправе единолично принимать
решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего наркомата,
доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или
иным решением наркома коллегия, не приостанавливая исполнения решения,
может обжаловать его в СНК или в Президиум ВЦИКа. Такое же право
принадлежало каждому отдельному члену коллегии.
Конституция четко устанавливает ответственность СНК перед Съездом
Советов и ВЦИКом, а наркомов перед СНК и ВЦИКом.
Звание народного комиссара принадлежало исключительно членам СНК,
ведающего общими делами РСФСР и никаким иным представителям Советской
власти как в центре так и на местах присвоено быть не могло. Это положение
в Конституции оговаривается отдельной статьей.


Избирательное право.
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались не зависимо
от пола, расы, национальности, вероисповедания, оседлости, которым ко дню
голосования исполнилось 18 лет граждане РСФСР, которые:
а) добывали средства к жизни производительным и общественно полезным
трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для
первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех
видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и
др., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью
извлечения прибыли
б) солдаты Советской Армии и флота
в) граждане, перечисленные выше, но частично потерявшие
трудоспособность
Специально оговорено, что местные Советы могут снижать избирательный
возраст, а так же то, что активное и пассивное избирательное право
предоставляется в некоторых случаях и гражданам иностранных государств.
Вышеперечисленные граждане не могут избирать и быть избранными, если
они прибегают к наемному труду с целью извлечения прибыли, живут на
нетрудовой доход, являются частными торговцами, монахами, духовными
служителями церквей и религиозных культов, а также преступники, душевно
больные и другие лица.
Выборы должны производиться в присутствии избирательной комиссии и
представителя местного Совета согласно установившимся обычаям в дни,
устанавливаемые местными Советами. О ходе и о результате выборов
составлялся протокол за подписью членов избирательной комиссии и
представителя местных Советов. Подробный порядок производства выборов, а
равно участие в них профессиональных и иных организаций определялся
местными Советами согласно инструкции ВЦИКа.
Весь материал по производству выборов поступает в соответствующий
Совет, который для их проверки назначает мандатную комиссию. О результатах
проверки комиссия докладывает Совету, а Совет, в свою очередь, решает
вопрос об утверждении спорных кандидатов. В случае неутверждения того или
иного кандидата Совет назначает новые выборы. Избиратели, пославшие в Совет
депутата, имеют право в любое время отозвать его и произвести новые выборы
согласно общему положению.




Новинки рефератов ::

Реферат: Теоретические аспекты делового общения (Психология)


Реферат: Палестинская проблема (История)


Реферат: База данных страховой компании (Страхование)


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (История)


Реферат: Разработка гибкого производства по выпуску фазового компаратора (Радиоэлектроника)


Реферат: Социология 86 вопросов (Социология)


Реферат: Крестовые походы (История)


Реферат: Аномалии и девиантное поведение в обществе (Психология)


Реферат: Динамическое представление данных (Программирование)


Реферат: Концепция правового государства (Теория государства и права)


Реферат: Население Эфиопии. Эфиопская малая раса (География)


Реферат: Латвия. Сердце Балтии (География)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)


Реферат: Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция (Педагогика)


Реферат: Нормативно правовые акты федеральных органов государственной власти как основные источники регулирования муниципальной службы в РФ (Муниципальное право)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы существования и поиск внеземных цивилизаций (Астрономия)


Реферат: Тальков. "Монолог" (Литература)


Реферат: Контрольная по Финансам, денежному обращению и кредиту (Деньги и кредит)


Реферат: Автоматизация судовождения (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист