GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Финансирование учебных заведений (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Финансирование учебных заведений (Педагогика)



Содержание

Введение 2
1. Бюджетное финансирование учебных заведений 3
2. Благотворительные пожертвования на нужды образования 6
3. Благотворительные организации 7
4. Самофинансирование учебных заведений 9
Заключение 12
Список литературы 13



Введение


В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность
получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям
федеральных и региональных стандартов по различным предметам. Те знания и
навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за
дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает из иных
негосударственных источников.
Актуальность данной темы заключается в том, что в нашей стране создана
правовая база для деятельности благотворительных фондов, но отсутствуют
действенные экономические стимулы для перераспределения доходов
коммерческих организаций и граждан в пользу таких фондов. В развитых
странах государство не только предоставляет налоговые льготы коммерческим
организациям и гражданам, финансирующим благотворительные фонды, но и само
напрямую вносит существенный вклад в них. К примеру, в США в структуре
доходов негосударственных некоммерческих организаций поддержка государства
составляет 43%, поступления от продажи услуг - 47, добровольные
пожертвования частных лиц, фирм и других благотворительных фондов - 10%.
Цель данной работы заключается в рассмотрении задач и политики
финансирования учебных заведений нашей страны.
Вопрос финансирования довольно емко освещается как в учебной
литературе, так и периодических изданиях.
Первая глава посвящена сфере бюджетного финансирования учебных заведений.
Вторая рассматривает вопрос благотворительных пожертвовании на нужды
образования. Третья глава охватывает тему благотворительных организаций и
последняя, четвертая глава, рассматривает вопрос самофинансирования учебных
заведений.
1. Бюджетное финансирование учебных заведений


Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль,
поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. В принципе
существуют разные подходы к укреплению бюджетного финансирования: первый -
установить минимальные доли расходов федерального и местных бюджетов на
образование; второй - ввести целевые налоги или установить в рамках
существующих налогов и налоговых ставок определенные доли налоговых
поступлений, имеющие строго целевое назначение; третий - установить
минимальные нормативы расходов государства, исчисленных в денежном
выражении на душу населения или как доли ВВП в целом на сферу образования;
четвертый - расширить перечень видов затрат, включаемых в понятие
"защищенные статьи бюджета", т.е. расходные статьи, финансируемые в первую
очередь (сейчас к ним относятся зарплата и отчисления в фонды социального
страхования, исчисляемые в процентах к фонду зарплаты).
У первого способа наименьшие шансы на реализацию. Такие попытки уже
делались, например когда в "Основах законодательства о культуре" (1992 г.)
были определены минимальные доли расходов федерального и местных бюджетов
на культуру. Опыт показал, что на практике эти требования не соблюдаются.
Второй способ оказался более реалистичным: в некоторых регионах введены
местные налоги на содержание объектов социальной сферы. Одни эксперты
считают, что введение специальных налогов или целевое направление на
финансирование образования определенных долей налоговых поступлений
гарантировало бы стабильность бюджетного финансирования этой сферы. Другие
отмечают, что такой подход противоречит самому принципу формирования
бюджета за счет налогов: они, независимо от их характера, должны поступать
в "общий котел" и затем распределяться по направлениям государственных
расходов. Поэтому из проекта Налогового кодекса были исключены все целевые
налоги.
Доля расходов на образование в государственном бюджете составила в
1991 и в 1992 гг. - по 3,6%, в 1993 г. - 4,1, в 1994 г. - 4,5, в 1995 г. -
3,4, в 1996 г. - 3,7, в 1997 г. - 3,6%, в 1998 г. - 2,9%.
В марте 1998 г. Минобразования предложило меры экономии бюджетных
денег внутри самой системы образования, которые, по замыслу, позволили бы
привести в соответствие гарантии, обязательства государства и реальные
финансовые возможности (путем сокращения гарантий). Речь шла о том, чтобы
сократить общий прием в вузы за счет федерального бюджета на 10%, а
количество мест на дневных отделениях - на 15%; передать федеральные
учреждения начального и среднего профессионального образования в ведение
субъектов Федерации; увеличить плату за общежития, объекты бытового и
другого назначения, не связанные с процессом обучения; уменьшить
стипендиальный фонд на 30% и давать стипендии только отличникам и особо
нуждающимся студентам; сократить фонд оплаты труда в вузах на 20%; слить
однопрофильные вузы; ввести категории вузов (первая - соотношение числа
преподавателей и студентов 1:8, вторая - 1:10, третья - 1:12). Оппоненты
восприняли эти меры как окончательный приговор существующей системе
образования.
В течение лета 1998 г. Минобразования разработало пакет проектов
постановлений правительства, содержащих конкретные предложения по
преодолению кризиса бюджетных платежей, прежде всего за счет изменения
системы финансирования высшего образования. В частности, предлагалось
узаконить личный образовательный кредит, который студенты могли бы брать на
время учебы в банках под 3-4% годовых; четко регламентировать порядок и
размер оплаты за проживание в общежитиях; запретить исполнительной власти
открывать новые вузы федерального подчинения и снять законодательные
ограничения на прием студентов в государственные вузы по определенным
специальностям на платной основе (ныне - не более 25% числа студентов,
получающих образование бесплатно). А также в ближайшие три года
планировалось провести эксперимент по внедрению нового организационно-
экономического механизма в системе общего образования: придать школам
статус юридического лица, ввести нормативное подушевое их финансирование
без разбивки по отдельным статьям расходов, возложить на непосредственных
учредителей общеобразовательных учреждений расходы на содержание зданий и
коммунальные платежи.
Кроме того, Минобразования предлагало выпустить облигации на сумму
задолженностей по коммунальным платежам на 1 сентября 1998 г.; установить
порядок финансирования вузов через министерство; установить перечень
платных услуг вузов и школ; сохранить льготы по налогу на прибыль,
используемую на цели образования; не взимать налог с продаж с внебюджетных
доходов государственных вузов и школ; не взимать таможенные сборы и НДС с
пожертвований и дарений образовательным учреждениям; освободить физические
лица от подоходного налога в части их расходов на оплату образовательных
услуг государственных вузов и школ; сохранить льготы в налогообложении
земель и имущества образовательных учреждений.
В подготовленном пакете были предложения о структурной перестройке
начального и среднего профессионального образования, о предоставлении
министерству права собственника на имущество образовательных учреждений
федерального подчинения и о внедрении образовательного страхования.
Перечисленные предложения Минобразования по экономии выделяемых ему
бюджетных средств были выборочно включены в постановление правительства от
17 июня 1998 г. № 600, которым была утверждена "Программа экономии
бюджетных средств". Но в нем отсутствовали меры по структурной перестройке
и внедрению в сферу образования новых организационно-экономических
механизмов, зато было предусмотрено упорядочение действующих норм оплаты
труда педагогов. Образовательным организациям разрешили самостоятельно
устанавливать надбавки и доплаты учителям за классное руководство, проверку
письменных работ, заведование учебными кабинетами и лабораториями -
конечно, если на то у организации есть деньги. А поскольку их нет, это
равнозначно ликвидации самих доплат, что вызвало резкий протест педагогов и
самого министерства. После событий 17 августа 1998 г. реализация
предложений министерства оказалась еще более проблематичной, хотя их
актуальность не уменьшилась. Поэтому остановимся на некоторых из них более
подробно.



2. Благотворительные пожертвования на нужды образования


Частные лица и компании соглашаются вкладывать свои средства в
некоммерческие организации, не имея от этого прибыли, по разным причинам:
чтобы способствовать развитию образования в стране или получить
квалифицированных специалистов для своих финансово-промышленных групп, из
рекламных соображений или для повышения корпоративного имиджа. Спонсорская
поддержка образования считается в мире признаком респектабельности,
солидности, хорошего вкуса. Спонсор таким образом реализует достойные цели
- возвышает образ фирмы и получает шанс войти в историю как известный
меценат. Чтобы такие пожертвования государственным и частным школам или
вузам, а также благотворительным организациям, которые направляют часть
средств на нужды образования, стали регулярными, специалисты предлагают
создать благоприятные условия.
Первое условие - освободить благотворительные взносы от налогов. Когда
введены весомые налоговые льготы, получается, что, жертвуя средства на
подготовку специалистов, на научные исследования, отдельные люди или
организации берут деньги не столько из собственного кармана, сколько из
налога в бюджет. Но направляют они их в те институты или школы, которые
считают лучшими. Тем самым будущее системы образования начинают определять
не чиновники, распределяющие бюджетные средства, а граждане - потребители
образовательных услуг. Государство в целом выигрывает за счет повышения
качества образования и подготовки специалистов. К тому же создается
питательная среда для развития духа меценатства. Пока наша страна этим
похвастаться не может. В России юридические лица вправе расходовать на
благотворительные цели 1,5-3% своей прибыли, в западных странах - 5-10%.
Второе условие - государственная школа юридически вправе принять
пожертвование и может должным образом им распорядиться. Эти средства не
поступят в "общий котел" РУНО, чтобы там раствориться, не дойдя до
конкретного адресата. Иными словами, важна организационно-правовая форма
школы: является ли она самостоятельным субъектом финансово-хозяйственной
деятельности (т.е. юридическим лицом) или бесправным филиалом РУНО.
Третье условие - меценаты-учредители могут проконтролировать, куда
конкретно расходуются выделяемые ими средства. Как показал зарубежный опыт,
для этого хорошо подходит такая организационно-правовая форма, как
благотворительный фонд (негосударственная некоммерческая организация). В
форме фонда может создаваться как благотворительная организация,
направляющая полученные средства на нужды образования (в Великобритании на
науку и образование расходуется до 45% всех пожертвований благотворительных
фондов, в Японии - 40%), так и само учебное заведение (в США многие
университеты имеют статус фонда).



3. Благотворительные организации



Как показывает мировой опыт, в финансировании сферы образования, кроме
государства и граждан, активную роль играют различные благотворительные
организации, имеющие чаще всего форму негосударственных некоммерческих
фондов. Благотворительная деятельность занимает в мировой экономике
достаточно весомое место. В первой половине 90-х годов в развитых станах в
негосударственных некоммерческих организациях работали 4,5% всех занятых в
народном хозяйстве и 11,8% занятых в сфере услуг. Объем деятельности таких
организаций достигал 5-6% ВВП этих стран.
С началом экономических реформ этот сектор развивается и в России. В
1997 г. действовали около 10 тыс. различных благотворительных организаций,
половина из них - в Москве. Они оказывали помощь не только в получении
образования, но и в оплате сложных операций и лечения за рубежом,
предоставляли гранты молодым талантам.
Этот весьма перспективный в мире способ внебюджетного финансирования
образования в нашей стране дискредитирует то, что значительная часть
российских организаций, объявивших себя фондами, в действительности
использует предоставленные им средства не на уставные цели, а на личное
обогащение учредителей. Тем не менее в проектах концепций большое внимание
уделяется внебюджетным региональным, муниципальным и негосударственным
фондам поддержки и развития этой сферы как важному негосударственному
источнику финансирования. Их разработчики считают, что фонды в качестве
доходов могут использовать переданную им в пользование государственную и
муниципальную собственность, а также должны проводить благотворительные
акции (концерты, лотереи, распродажи) и полученные средства направлять на
поддержку образовательных учреждений. При этом во избежание использования
средств на неуставные цели и личное обогащение учредителей важно, чтобы
решения принимались не единолично руководством фонда, а наблюдательным
советом, состоящим из представителей педагогической общественности,
родительских комитетов, местных органов власти. Не менее актуально
обеспечить прозрачность деятельности таких фондов, они должны публиковать
отчеты об исполнении своих бюджетов в местных средствах массовой
информации.
Следует еще раз подчеркнуть, что важным условием активизации создания
и работы таких фондов является государственное стимулирование и поддержка
благотворительной деятельности. Современные отечественные меценаты
занимаются благотворительностью в той мере, в какой она представляет собой
эффективные инвестиции. Весьма незначительные льготы на суммы пожертвований
не добавляют им энтузиазма.



4. Самофинансирование учебных заведений


Закон "Об образовании" в редакции 1996 г. закрепил право школ и вузов
предоставлять платные дополнительные услуги, не предусмотренные
обязательными программами и государственными стандартами, и заключать
договоры с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение
сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обучающихся и
переподготовке специалистов. Как уже отмечалось, на полностью платной
основе вузам разрешено принимать лишь 25% обучающихся по каждой
специальности (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и
муниципальное управление).
Стремление вузов стабилизировать свое финансовое положение обусловило
развитие платного обучения. На условиях полного возмещения затрат в 1993 г.
обучались 3,7% студентов, в 1994 г. - 4,6, в 1995 г. - 8,7, в 1996 г. -
11,6% (или 326 тыс.). На контрактной основе в государственных вузах и
средних специальных учебных заведениях обучались соответственно 3 и 2%
студентов. По данным Минобразования, в 1998 г. в вузы принято примерно 545
тыс. абитуриентов (кстати, самый большой прием был в 1985 г. - 635 тыс.).
Из них 103 тыс. студентов учатся за счет спонсоров, свыше 72 тыс.
оплачивают обучение в негосударственных вузах.
В разработке образовательных стандартов преобладает максималистский
подход. Специалистыпредметники пытаются включить в необходимый минимум
практически все, что преподавалось в школе (общественность к разработке
стандартов практически не допускается). При этом о связи между тем, что
специалисты хотели бы заставить считать обязательным для школьника знанием,
и объемами государственного финансирования его обучения говорить пока не
приходится. Поэтому неудивительно, что школы, стремящиеся обеспечить
высокий уровень знаний учащихся, нацелены на привлечение внебюджетных
средств (плата родителей, пожертвования).
Закон "Об образовании" определил правовые основания для
самостоятельного получения школами дополнительных доходов, включая оказание
платных дополнительных образовательных услуг и предпринимательскую
деятельность с использованием вверенного им имущества. В условиях, когда
образовательные стандарты оторваны от их финансирования, понятие
дополнительных образовательных услуг оказалось крайне размытым и позволяет
произвольно включать обязательные образовательные услуги в состав платных.
В письме Минобразования от 21 июля 1995 г. приведен примерный перечень
платных дополнительных образовательных услуг, которые могут оказывать
государственные школы. К ним относятся изучение специальных дисциплин сверх
часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным
планом; изучение иностранных языков; освоение новых специальностей
(вождение автомобиля, машинопись, стенография); создание различных студий,
групп по обучению живописи, графике, скульптуре, народным промыслам - т.е.
все то, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности и не
может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов, а
также создание секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика,
ритмика и т.д.). Однако дополнительные занятия в школе по предметам,
которые стоят в учебном плане, не могут быть платными. Учебный план
предусматривает факультативы как для учеников, проявляющих повышенные
способности, так и для неуспевающих.
Обучение в частных школах (которые возникли не на базе имущества
государственных школ, а самостоятельно, по воле учредителей) по определению
платное. Оно обходится от 150 до 10000 долларов в месяц. Столь значительную
стоимость обучения, с одной стороны, можно понять хотя бы потому, что явно
недостаточна государственная поддержка и финансовая помощь со стороны
местных органов власти. Повторяем, из закона "Об образовании" исключены
положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную
аккредитацию, на бюджетное финансирование, в местных бюджетах
дополнительные средства на нужды образования не предусмотрены. Кроме того,
не предусмотрены финансовые льготы по аренде помещений частными учебными
заведениями, практикуется их "коммерческое" налогообложение. Частные школы
приравнены к коммерческим предприятиям. Даже в случае, когда школа за
уменьшенную плату или бесплатно обучает детей-сирот или детей из
малообеспеченных семей, она все равно должна платить налог.
Но, с другой стороны, высокая плата за обучение не всегда
соответствует его качеству и предоставляемым услугам, нередко огромные
суммы запрашиваются просто за евроремонт и орхидеи в классах. Иногда
частные школы требуют от родителей, кроме ежемесячной платы, вступительный
("благотворительный") взнос от 500 до 20 тыс. долларов.
Высокая плата за обучение в частных школах создает трудности и для них
самих. В частности, она не позволяет набирать необходимый контингент
учащихся в пределах данного района города, приходится организовывать
дополнительный набор в других районах. А отбор в частную школу детей только
из обеспеченных семей сужает возможности ее развития, ибо такие дети подчас
имеют более низкий уровень интеллектуального развития, чем дети из
интеллигентных семей.
Самофинансирование также может осуществляться от сдачи помещений в
аренду. Полученные от сдачи в аренду госимущества деньги составляют до 30%
всех внебюджетных доходов в системе профессионального образования и
являются чуть ли не единственным более или менее стабильным и реальным их
источником. Поэтому неудивительно, что стремление правительства (через
дополнения к закону "О федеральном бюджете на 1998 год") перечислять в
бюджет деньги, полученные от сдачи учебными заведениями помещений в аренду,
вызвало мощное сопротивление. Вузам оставалось только уводить в тень и без
того зачастую полулегальные сделки с недвижимостью.
Более эффективным представляется обеспечение прозрачности хозяйственно-
финансовой деятельности образовательных учреждений. Легализация всех
получаемых доходов ограничит возможности руководителей этих учреждений за
определенный куш лично для себя занижать арендные ставки, тем самым лишая
учреждение немалой части средств.



Заключение



Хроническое недофинансирование сферы образования со стороны
государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов.
Это обусловливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и
их оборудования, низкую зарплату работников образования и хроническую ее
невыплату, нехватку кадров и т.п.
Дефицит государственного бюджета требует полномасштабной реформы
финансирования сферы образования, но социально-экономическая ситуация в
стране неблагоприятна для ее проведения. Поскольку на нужды образования из
бюджета поступают крохи, реформаторские начинания зачастую отходят на
второй план.
Список литературы



1. Справочник «Социально-экономические проблемы России» С.П. Норма, 2001 г.
Бабич А.М. государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы 2001.
Поляк Г.Б. Денежное обращения и кредит. М.: ЮНИТИ 2001
Гусаров В.М. Статистика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ 2001.




Реферат на тему: Фольклор и его значение в воспитании детей


Московский Педагогический Государственный Университет



Реферат по истории педагогики


«Фольклор и его значение
в воспитании детей»



Студентки III курса
ФНК 305 группы
Нестеровой Алины



Москва 2004

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………………3
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм…………………………5
Песенная лирика……………………………………………………………………………….9
Русский героический эпос…………………………………………………………………..10
Сказка как фольклорный жанр…………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………16
Используемая литература…………………………………………………………………..17



Вступление

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает
народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в
народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую
деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы,
культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и
стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей,
чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о
справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное
творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой
речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами
деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-
мифологических представлений. В процессе развития общества возникли
различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые
жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие
прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах
позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и
поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах,
находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только
от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень
немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении
многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем
произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография
автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная
среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их
сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по
сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в
прошлом, являлось отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». В
таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем
народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию
пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и
восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем
бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и
внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения
действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в
отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных
особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.
Образы народных героев выражают лучшие черты русского
национального характера; в содержании фольклорных произведений
отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с
тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не
отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской
идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли
значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и
художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое
время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как
культурное богатство непреходящей ценности.
На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней
фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в
культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным
фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли,
пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые
жизнеспособные.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов.
Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора;
массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной
деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От
воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем
обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им
навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность,
воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и
умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном
возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые
проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении
комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих
чувств.

Особенности понимания детьми малых фольклорных форм.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию,
интонационную окраску, использование специфических языковых средств
выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому
или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр
устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт
прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно
окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,
умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке
метафорического образа различных средств выразительности (приема
олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,
сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию
образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать
ее.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность
к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные
признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь
детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за
счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде
всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим
внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,
можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям
образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька",
"коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем
или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и
прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом
гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать
слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,
"проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне
замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения
помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы,
поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны
и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и
звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому
определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык
ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть
использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка,
для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения
произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком
интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью
малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение,
нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым
произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае
речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность его речи.
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до
детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал
способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -
хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая
свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только
развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них
навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не
только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою
мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует
особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов,
грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи
этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –
доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать
разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и
своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он
создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал
загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности
загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на
ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном
предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,
выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному
и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной
речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся
литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они
учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова,
постепенно овладевая образной системой языка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи
методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого
развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший
материал словесного творчества народа. Все вышеперечисленные формы работы
указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.



Песенная лирика

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и
видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и
других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время
слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного
жанра.
Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни
взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и
пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся
самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки,
дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.
В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми
колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их
пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки! Где были? –
У бабушки…”.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании
грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,
возможно использовать.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в
разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных
мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать
красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме
изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи
дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные
движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»1
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю,
птицам:
- Весна красна! На чём пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в
бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
Укатись вся.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь
взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные
обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

Русский героический эпос

Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие
прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он
сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде
сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина
получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина
рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в
былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных),
воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины
только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно
измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить,
что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского
государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории
Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником
каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в
народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они
скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести,
которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь
Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается
она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о
героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге
Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане,
победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри
никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают
службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не
доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд
человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень
интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана
Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и
брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых
они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что
у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.2
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их
художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В
дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического
эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с
былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).3
«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в
одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими
историческими произведениями. Они также представляют собой огромную
художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.
Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое
значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события,
отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к
содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких
исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности
передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое
запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть
этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.

Сказка как фольклорный жанр

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной
и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве
термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь
характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках
видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому
сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто
переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно
в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к
подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом
для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического
творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского
литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а
кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое
рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею
торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в
волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но
нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт
верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, -
выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом,
мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые,
обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это
хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках
выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё
достоинство человека.
Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не
опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями
и побеждать их.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по
содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым
захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от
простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк
забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя
напряжения всех душевные сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,
эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных
сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного
человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него
уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как
трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно
побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых
осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость,
трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к
природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия
окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и
осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего.
Для того чтобы поднять уровень восприятия детьми литературных
произведений программой детского сада должно быть предусмотрено
ознакомление дошкольников с вариантами сказок.
Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении
персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех — трех с
половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более
старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки
“Зимовье”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Привередница”
ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в
события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто
придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать
эти проявления творчества.
Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она
будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в
текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и
моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение,
рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование
образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они
слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность
происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во
всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие ее
персонажей.
Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает
все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно,
чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
Необходимо, однако, предостеречь рассказчика от попыток растолковать,
объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить
обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить,
прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании
впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети
многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются,
сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает
в ход событий, яснее становятся для нега образы сказочных персонажей, их
взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание
самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых.
Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные
суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки
помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного
понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его
воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо
учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей
можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку
(род настольного театра).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой.
Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи
сказочника.

Заключение

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного
досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его
нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами
его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь,
текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием
отцов и дедов.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры
позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное
развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым
нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных
людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки
развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат
детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей
актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о
событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для
восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого
народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование
монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни
на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная
лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она
используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются
колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику
входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как
раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется
особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с
детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное
наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир
ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной
мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.



Используемая литература:
Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский
фольклор. – М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.
Лит., 1987.
Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.
Лит., 1984.







Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамиды (Культурология)


Реферат: Великие географические открытия и их роль в развитии экономики европейских стран (История)


Реферат: Открытая школа (Педагогика)


Реферат: Культура России IX-XVI века (История)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Определение нейтральной линии бруса и расчёт наибольших растягивающих и сжимающих напряжений (Технология)


Реферат: Петропавловская крепость (Архитектура)


Реферат: Ethernet (Кибернетика)


Реферат: Парламент (Государство и право)


Реферат: Баскетбол (Спорт)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Личность и общество (Философия)


Реферат: Организация работ ремонтного участка АТП (Транспорт)


Реферат: Малые предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Приватизация промышленных предприятий (Управление)


Реферат: Блокада Ленинграда (История)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: А. С. Макаренко (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист