GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ (Международные отношения)




2001 год.


После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования
беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые
понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью
предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы
международного права, регулирующей отношения между государствами на
принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в
истории Европы международная организация - Лига Наций.
Попытки найти определение нападающей стороны начались почти с момента
создания Лиги Наций. В Уставе Лиги Наций применяется понятие агрессии и
агрессора, однако, само понятие не расшифровывается. Так, например, ст. 16
Устава Лиги говорит о международных санкциях против нападающей стороны, но
не дает самого определения нападающей стороны. В течение ряда лет
существования Лиги работали различные комиссии, которые безуспешно пытались
определить понятие нападающей стороны. Ввиду отсутствия общепризнанного
определения право установления нападающей стороны в каждом отдельном
конфликте принадлежало Совету Лиги Наций.
В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких
оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного
конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих
соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских
государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью
«укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого
ныне глубокого мирового кризиса».[1] Советские предложения о заключении
пакта о ненападении и мирном улаживании конфликтов принимаются и
осуществляются в этом время далеко не всеми странами (среди стран,
принявших это предложение были Германия, Франция, Финляндия, Турция,
Прибалтийские государства, Румыния, Персия и Афганистан). Все эти договоры
были идентичны и гарантировали взаимную неприкосновенность границ и
территории обоих государств; обязательство не участвовать ни в каких
договорах, соглашениях и конвенциях, явно враждебных другой стороне и т.д.
Со временем, учитывая усиление агрессивных тенденций в международной
политике, возникает вопрос о необходимости определения понятий агрессии и
нападающей стороны. Впервые советская делегация подняла вопрос о
необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей
стороны на конференции по разоружению в декабре 1932 года. Советский проект
определения нападающей стороны предусматривал признание таковой в
международном конфликте государство, которое «первым объявит войну другому
государству; вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны
вторгнутся на территорию другого государства; сухопутные, морские или
воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого
государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда последнего без
разрешения его правительства или нарушат условия такого разрешения; которое
установит морскую блокаду берегов или портов другого государства», при этом
«никакое соображение политического, стратегического или экономического
порядка, так же как и ссылка на значительные размеры вложенного капитала
или на другие особые интересы, могущие иметься на этой территории, ни
отрицание за ней отличительных признаков государства, не могут служить
оправданием нападения».[2]
6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в
Бюро конференции. По постановлению генеральной комиссии конференции была
образована под председательством греческого делегата известного юриста
Политиса специальная подкомиссия, которая работала в мае 1933 г. Советский
проект с некоторыми, сравнительно небольшими поправками, был принят этой
подкомиссией 24 мая 1933 года. Советской правительство решило использовать
пребывание в Лондоне во время Экономической конференции ряда министров
иностранных дел и предложило подписать указанную конвенцию. 3 и 4 июля 1933
г. была подписана идентичная конвенция между СССР и Литвой. Позже Финляндия
присоединилась к конвенции от 3 июля 1933 года. Таким образом, одиннадцать
государств приняли определение агрессии, предложенное Советским Союзом.
Участие Турции и Румынии в двух конвенциях идентичного содержания
объясняется желанием стран, входивших в состав Балканской Антанты (Турция,
Румыния, Югославия, Греция) и Малой Антанты (Румыния, Югославия и
Чехословакия), подписать особую конвенцию в качестве единого комплекса
государств. Это было очередным шагом в попытке создать эффективную систему
безопасности в Европе.
Однако в это время происходит все большее дестабилизация обстановки и
рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного
времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные
фашистские режимы. В этих условиях особую актуальность приобретает тема
создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы
предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.
Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную
безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года.
29 декабря 1933 г. в речи на IV сессии ЦИК СССР нарком иностранных дел СССР
М. Литвинов изложил новые направления советской внешней политики на
ближайшие годы, суть которых заключалась в следующем:
1. ненападении и соблюдение нейтралитета в любом конфликте. Для Советского
Союза 1933 г., надломленного страшным голодом, пассивным сопротивлением
десятков миллионов крестьян (призывной контингент в случае войны),
чистками партии, перспектива оказаться втянутым в войну означала бы, как
дал понять Литвинов, подлинную катастрофу;
2. политике умиротворения в отношении Германии и Японии, несмотря на
агрессивный и антисоветский курс их внешней политики в предшествующие
годы. Эту политику следовало проводить до тех пор, пока она не станет
доказательством слабости; в любом случае государственные интересы должны
были превалировать над идеологической солидарностью: «Мы, конечно,
имеем свое мнение о германском режиме, мы, конечно, чувствительны к
страданиям наших германских товарищей, но меньше всего можно нас,
марксистов, упрекать в том, что мы позволяем чувству господствовать над
нашей политикой»
3. свободном от иллюзий участии в усилиях по созданию системы коллективной
безопасности с надеждой на то, что Лига Наций «сможет более эффективно,
чем в предыдущие годы, играть свою роль в предотвращении либо
локализации конфликтов»;
4. открытости в отношении западных демократий – также без особых иллюзий,
учитывая то, что в этих странах, ввиду частой смены правительств,
отсутствует какая-либо преемственность в сфере внешней политики; к тому
же наличие сильных пацифистских и пораженческих течений, отражавших
недоверие трудящихся этих стран правящим классам и политикам, было
чревато тем, что эти страны могли «пожертвовать своими национальными
интересами в угоду частным интересам господствующих классов».

Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех
участников предполагаемого регионального договора и на универсализме,
состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения
государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться
равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо
противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы
коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников
преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.
Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности
выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы
гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое
повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в
ненарушении мира вообще и в частности в Европе»[3]. Восточный пакт должен
был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию,
Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного
из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали,
военную помощь. Франция, не подписывая Восточного пакта, брала на себя
гарантию его выполнения. Это означало, что в случае, если бы кто-либо из
участников пакта оказался выполнить постановление о помощи стороне, на
которую напали, Франция обязана была бы сама выступить. Одновременно СССР
брал на себя обязательство гарантии Локарнского пакта, в котором он не
участвовал. Это означало, что в случае его нарушения (имелось в виду
нарушение со стороны Германии) и отказа кого-либо из гарантов Локарнского
пакта (Великобритании и Италии) выступить на помощь сторону, подвергшейся
нападению, СССР должен был выступить со своей стороны. Тем самым «были
исправлены» недостатки и односторонность Локарнских договоров. При наличии
такой системы для Германии была бы затруднительной попытка нарушить свои
как западные, так и восточные границы.
Советские предложения предусматривали также проведение взаимных
консультаций участников пакта при возникновении угрозы нападения на кого-
либо из участников.
Политическая атмосфера в начале 1934 года, в связи с непрерывным
ростом гитлеровской агрессии, давала значительное количество поводов
опасаться, что независимость прибалтийских государств может оказаться под
угрозой со стороны Германии. Советское предложение от 27 апреля об
обязательствах «неизменно учитывать в своей внешней политике обязательность
сохранения независимости и неприкосновенности прибалтийских республик и
воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы нанести
ущерб этой независимости»[4] было, таким образом, направлено к созданию
более спокойной атмосферы в Восточной Европе и одновременно к выявлению
действительных намерений гитлеровской Германии. Эти намерения, в частности,
были раскрыты в меморандуме Гугенберга, оглашенном на мировой экономической
конференции в Лондоне в 1933 году. Отказ германского правительства принять
предложение СССР на основании отсутствия необходимости защиты этих
государств за неимением подобной угрозы раскрывал подлинные цели Гитлера в
отношении стран Прибалтики.
К проекту Восточного регионального пакта имеет отношение также и
заявления Советского правительства о согласии гарантировать границы
Германии, сделанное в Лондоне и Берлине. Предложение, сделанное Германии
еще весной 1934 года получило ответ лишь 12 сентября 1934 года. Германия
категорически отказывалась принять участие в проектируемом пакте, ссылаясь
на свое неравноправное положение в вопросе о вооружениях. Через два дня
после германского отказа последовал отказ Польши. Из участников
проектируемого пакта лишь Чехословакия безоговорочно присоединилась к этому
проекту. Что касается Латвии, Литвы и Эстонии, то они заняли колеблющуюся
позицию, а Финляндия вообще уклонилась от какого бы то ни было ответа на
франко-советское предложение. Отрицательная позиция Германии и Польши
сорвала подписание Восточного пакта. В этом срыве активную роль сыграл и
Лаваль, наследовавший после убийства Барту портфель министра иностранных
дел Франции.
Внешняя политика Лаваля весьма отличалась от внешней политики его
предшественника. По вопросу о Восточном пакте тактика Лаваля заключалась в
следующем: учитывая настроение французского общественного мнения, которое в
тот момент в значительном большинстве своем высказывалось за доведение
переговоров о Восточном пакте до конца, Лаваль продолжал делать
успокоительные публичные заверения в этом направлении. Одновременно он
давал понять Германии, что готов пойти на непосредственное соглашение с нею
и одновременно с Польшей. Одним из вариантов такого соглашения являлся
проект Лаваля о тройственном гарантийном пакте (Франция, Польша, Германия).
Само собой разумеется, что подобный гарантийный пакт был бы направлен
против СССР. Намерения французского министра иностранных дел были понятны
Советскому Союзу, который ставил своей целью нейтрализовать подобные
интриги: 11 декабря 1934 года к франко-советскому соглашению от 5 декабря
1934 года присоединилась Чехословакия. Это соглашение предполагало
информирование других участников соглашения о всяких предложениях иных
государств о проведении переговоров «могущих нанести ущерб подготовке и
заключению Восточного регионального пакта, или соглашении, противных духу,
которым руководствуются оба правительства».[5]
Согласно плану о Восточном пакте, система безопасности, создаваемая
им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Позиция
СССР в этом вопросе была определена в беседе И.В. Сталина с американским
корреспондентом Дюранти, происходившей 25 декабря 1933 года. Несмотря на
колоссальные недостатки Лиги Наций, СССР в принципе не возражал против ее
поддержки, ибо, как сказал в указанной беседе Сталин, «Лига сможет
оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя несколько затруднить
дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира».
Вступление СССР в Лигу Наций приобретало особый характер, вследствие
того, что в 1933 году из состава Лиги вышли два агрессивных государства –
Германия и Япония.
Обычный порядок вступления отдельных государств в Лигу, а именно
просьба соответствующего правительства о допущении в Лигу, был естественно
неприемлем для Советского Союза как великой державы. Вот почему с самого
начала в соответствующих переговорах было условленно, что СССР может войти
в Лигу Наций лишь в результате просьбы Ассамблеи, обращенной к Советскому
Союзу. Для того чтобы быть уверенным в результате последующего голосования,
необходимо было, чтобы это приглашение было подписано, по крайней мере,
двумя третями членов Лиги Наций, ибо для принятия в Лигу требуется
большинство в две трети голосов. Ввиду того, что в Лиге в это время
состояло 51 государство, необходимо было, таким образом, чтобы приглашение
было подписано 34 государствами. В результате переговоров, которые велись
министром иностранные дел Франции Барту и министром иностранных дел
Чехословакии Бенешем, приглашение, подписанное представителями 30
государств, было послано.
Правительства Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, ссылаясь на свою
позицию нейтралитета, уклонились от подписания общего приглашения,
направленного СССР, и ограничились лишь заявлением, что их делегаты в Лиге
будут голосовать за принятие СССР в Лигу, и отдельными извещениями,
выражающими их благожелательное отношении к вступлению СССР в Лигу Наций. В
данном случает ссылка на позицию нейтралитета прикрывала боязнь этих стран
Германии, которая могла бы счесть приглашение СССР вступить в Лигу Наций
после того, как сама Германия вышла из Лиги, в качестве недружелюбного по
отношению к ней шага. В сентябре 1934 года СССР был официально принят в
Лигу Наций. Одновременно при переговорах был решен не вызывавший, впрочем,
сомнения вопрос о предоставлении СССР постоянного места в Совете Лиги.
Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая
«полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР
устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933
года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934
году – с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.
Это явилось непосредственным результатом как общей международной
обстановки 1934 года, так и увеличения роли и значения Советского Союза в
качестве фактора мира. Одной из непосредственных причин, повлиявших,
например, на решение Румынии и Чехословакии установить нормальные отношения
с СССР, было франко-советское сближение 1933-1934 годов. В течение ряда лет
Франция не только не способствовала нормализации отношений между СССР и
странами Малой Антанты, но, наоборот, всячески препятствовала каким-либо
попытками добиться этой нормализации. В 1934 году же Франция была
заинтересована не только в собственном сближении с Советским Союзом, но и в
создании целой системы безопасности, системы, которая включала бы в себя
как союзников Франции в лице Малой Антанты, так и СССР. В этих условиях
французская дипломатия не только не препятствует нормализации отношений
между странами Малой Антанты и СССР, но, наоборот, всячески активизирует
эти отношения. Под непосредственным влиянием французской дипломатии
конференция министров иностранных дел стран Малой Антанты, происходившая в
Загребе (Югославия) 22 января 1934 года, вынесла решение «о своевременности
возобновления государствами – членами Малой Антанты нормальных
дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик,
как только будут налицо необходимые дипломатические и политические
условия».
Несмотря на то, что было получено согласие некоторых стран-участниц на
заключение Восточного регионального пакта, в результате открытого
противодействия Германии, возражений Польши и маневров Англии, продолжавшей
политику германских устремлений на Восток, эту идею в 1933-1935 гг.
реализовать не удалось.
Тем временем, убедившись в нежелании ряда западных стран пойти на
заключение Восточного пакта, Советский Союз в дополнение к идее
многостороннего регионального соглашения предпринял попытку подписать с
рядом государств двусторонние соглашения о взаимопомощи. Значение этих
договоров в плане борьбы против угрозы войны в Европе было велико.
В 1933 году параллельно с переговорами о Восточном пакте и о вопросе
вступления СССР в Лигу Наций начались переговоры о заключении франко-
советского договора о взаимопомощи. В сообщении ТАСС о беседах советских
руководителей с французским министром иностранных дел указывалось, что
усилия обеих стран направлены «к одной существенной цели – к поддержанию
мира путем организации коллективной безопасности».
В отличие от Барту, его преемник, новый министр иностранных дел
Франции, вступивший в должность в октябре 1934, Лаваль отнюдь не стремился
к обеспечению коллективной безопасности и на франко-советский пакт смотрел
лишь как на орудие в своей политике сделки с агрессором. После своего
визита в Москву во время проезда Варшавы, Лаваль разъяснил польскому
министру иностранных дел Беку, что «Франко-советский пакт имеет целью не
столько привлечь помощь Советского Союза или помогать ему против возможной
агрессии, сколько предупредить сближение между Германией и Советским
Союзом». Это нужно было Лавалю для того, чтобы, пугая Гитлера сближением с
СССР, вынудить его на соглашение с Францией.
Во время переговоров, которые вел Лаваль (октябрь 1934 – май 1935)
последний всячески стремился устранить автоматизм взаимной помощи (в случае
агрессии), на чем настаивал СССР, и подчинить эту помощь сложной и
запутанной процедуре Лиги Наций. Итогом столь продолжительных переговоров
явилось таки подписание Договора о взаимной помощи 2 мая 1935 года. Текст
договора предусматривал необходимость «приступить к немедленной
консультации в целях принятия мер в случае, если СССР или Франция явились
бы предметом угрозы или опасности нападения со стороны какого-либо
европейского государства; взаимно оказать друг другу помощь и поддержку в
случае, если СССР или Франция явились бы предметом невызванного нападения
со стороны какого-либо европейского государства»[6].
Однако подлинная политика Лаваля обнаружилась и в систематическом
уклонении от заключения военной конвенции, без наличия который пакт о
взаимной помощи лишался конкретного содержания и наткнулся бы при своем
применении на ряд существенных препятствий. Такая конвенция не была
подписана ни в момент заключения пакта, ни в течение всего периода его
действия. Наконец, важно отметить, что, подписав пакт о взаимной помощи,
Лаваль отнюдь не торопился его ратифицировать. Саму ратификацию франко-
советского пакта он сделал новым средством шантажа в попытках добиться
соглашения с гитлеровской Германией. Пакт был ратифицирован уже после
отставки Лаваля кабинетом Сарро (палата депутатов ратифицировала франко-
советский пакт 27 февраля 1936 года, а сенат – 12 марта 1936 года).
В связи с заключение советско-чехословацкого договора советский нарком
иностранных дел говорил в июне 1935 г., что «мы можем не без чувства
гордости поздравить себя, что мы с вами первыми полностью осуществили и
довели до конца одну из тех мер коллективной безопасности, без которых в
настоящее время не может быть обеспечен мир в Европе.[7]
Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи от 16 мая 1935 года был
совершенно идентичен советско-французскому пакту от 2 мая 1935 года за
исключением ст. 2, введенной по требованию чехословацкой стороны, которая
гласила, что участники договора придут на помощь друг другу только в том
случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой
агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора
ставилось в зависимость от поведения Франции. Тогдашний министр иностранных
дел Чехословакии Бенеш искренне стремился к сближению с СССР и считал, что
такое сближение целиком отвечает коренным интересам безопасности
Чехословакии. Вот почему в отличие от франко-советского пакта, советско-
чехословацкий договор был почти немедленно ратифицирован и обмен
ратификационными грамотами имел место в Москве 9 июня 1935 г., во время
визита Бенеша в столицу СССР.
Договоры о взаимопомощи представляли собой дальнейший этап (по
сравнению с договорами о ненападении) в реализации политики мирного
сосуществования государств в различным социальным строем и могли стать
важными элементами в создании системы коллективной безопасности, имеющей
целью сохранение европейского мира. Однако, к сожалению, эти договоры не
смогли сыграть свою роль в предотвращении войны. Советско-французский
договор не был дополнен соответствующей военной конвенцией, которая
позволила бы обеспечить военное сотрудничество между двумя странами.
Договор не предусматривал также автоматизма действий, что значительно
снижало его возможности и эффективность.
Что касается советско-чехословацкого договора, то его осуществление
затруднял пункт, ставивший вступление в силу взаимных обязательств обеих
сторон в зависимость от действий Франции. Во Франции же в конце 30-х гг.
все больше закреплялась тенденция стремления не к организации коллективного
отпора агрессору, а к соглашательству с ним, к попустительству действиям
германского фашизма.
Столь же безуспешными оказались попытки Советского Союза достигнуть
договоренности с Англией и мобилизовать Лигу Наций. Уже в начале 1935 года
Германией был нарушен Версальский договор (пункт о запрете вооружения), что
не привело к каким-либо серьезным последствиям для нее. По вопросу
нападения Италии на Абиссинию в конце 1934-1935, хотя и была созвана
срочная конференция Лиги Наций, но она так же ничего не решила. Принятые
позднее, по настоянию нескольких стран, санкции против агрессии Италии,
предусмотренные ст. 16 Устава Лиги были слишком мягкими, а в июле 1936 г.
были отменены. Так же практически без внимания остался еще ряд инцидентов.
Вследствие этих противоправных действий стран-агрессоров и отсутствия
соответствующей на них реакции фактически разрушалась вся Версальско-
вашингтонская система международных отношений. Все попытки СССР каким бы то
ни было образом повлиять на ход событий ни к чему не приводили. Так,
Литвинов произнес ряд обвинительных речей на конференциях Лиги Наций, в
которых говорилось о том, что «хотя Советский союз формально не
заинтересован в случаях нарушения Германией и Италией международных
соглашений вследствие своего неучастия в нарушенных договорах, эти
обстоятельства не мешают ему найти свое место в числе тех членов Совета,
которые наиболее решительным образом протоколируют свое возмущение
нарушением международных обязательств, осуждают его и присоединяются к
наиболее эффективным средствам предотвращения подобных нарушений в
дальнейшем». СССР, таким образом, выражал свое несогласие с попытками
«бороться за мир, не отстаивая в то же время ненарушимость международных
обязательств; бороться за коллективную организацию безопасности, не
принимая коллективных мер против нарушения этих обязательств» и несогласие
с возможностью сохранить Лигу Наций, «если она не будет выполнять своих
собственных постановлений, а приучит агрессоров не считаться ни с какими ее
рекомендациями, ни с какими ее предостережениями, ни с какими ее угрозами»
и «проходя мимо нарушений этих договоров или отделываясь словесными
протестами и не принимая более действительных мер»[8]. Но и это не возымело
какого-либо действия. Было очевидно, что Лига Наций уже закончила свое
существование в качестве сколько-либо действенного инструмента
международной политики.
Венцом политики попустительства агрессии явился Мюнхенский пакт
руководителей Англии и Франции с лидерами гитлеровской Германии и
фашистской Италии.
Текст Мюнхенского соглашения от 29 сентября 1938 г. устанавливал
определенные способы и условия отторжения Судетской области от Чехословакии
в пользу Германии «согласно достигнутому принципиальному соглашению» глав
четырех государств: Германии, Великобритании, Франции и Италии. Каждая из
сторон «объявляла себя ответственной за проведение необходимых мероприятий»
для выполнения договора. Список этих мероприятий включал в себя немедленную
эвакуацию Судетской области в период с 1 по 10 октября, освобождение от
несения военной и полицейской обязанности всех судетских немцев в течение
четырех недель и др.[9]
В сентябре 1938 г., пользуясь тяжелым положением Чехословакии, во
время так называемого судетского кризиса, польское правительство решило
захватить некоторые районы Чехословакии. 21 сентября 1938 г. польский
посланник в Праге предъявил чехословацкому правительству требования об
отторжении от Чехословакии и присоединении к Польше районов, которые
польское правительство считало польскими . 23 сентября польский посланник
потребовал немедленного ответа чехословацкого правительства на это
требование. 24 сентября между Польшей и Чехословакией было полностью
прекращено железнодорожное сообщение.
Выступление Советского правительства имело своей целью оказание
дипломатической поддержки чешскому правительству. Несмотря на вызывающий
тон ответа польского правительства на представления правительства СССР,
Польша не решилась на немедленное выступление против Чехословакии. Только
после Мюнхенской конференции, а именно 2 октября, Польша захватила
Тешенский район. Это было сделано вследствие того, что на Мюнхенской
конференции Чемберлен и Даладье полностью «капитулировали» перед Гитлером.
Неизбежным непосредственным результатом Мюнхенского соглашения был
захват Гитлером Чехословакии в марте 1939 года. 14 марта при помощи Гитлера
создалось «самостоятельное» Словацкое государство. Чешские войска были
удалены с территории Словакии. В тот же день венгерское правительство
заявило, что оно настаивает на присоединении Карпатской Украины к Венгрии
(к началу 1939 года Венгрия целиком вошла в фарватер внешней политики
Германии и Италии, полностью утратив самостоятельность своей политики).
Германия потребовала от чехословацкого правительства признания отделения
Словакии и Карпатской Украины, роспуска чехословацкой армии, упразднения
должности президента республики и учреждения вместо нее регента-правителя.
15 марта президент Чехословакии Гаха (заменивший ушедшего в отставку
Бенеша) и министр иностранных дел Хвалковский были вызваны в Берлин к
Гитлеру. Пока они туда ехали, германские войска перешли границу
Чехословакии начали занимать один город за другим. Когда Гаха и Хвалковский
явились к Гитлеру, последний в присутствии Риббентропа предложил им
подписать договор о присоединении Чехии к Германии.
16 марта 1939 г. словацкий премьер-министр Тиссо обратился к Гитлеру с
телеграммой, в которой просил его взять Словакию под свою защиту. Кроме
СССР и США все страны признали присоединение Чехословакии к Германии.
Захват Гитлером Чехословакии 15 марта 1939 г., резкое обострение
польско-германских отношений и навязанное Румынии экономическое соглашение,
превратившее Румынию фактически в вассала Германии, привели к некоторому
изменению позиции Чемберлена, а вслед за ним и Даладье. Упорно отказываясь
в предшествовавший период от неоднократно предлагавшихся Советским
правительством переговоров по вопросу об укреплении системы коллективной
безопасности, правительства Чемберлена и Даладье в середине апреля 1939 г.
сами сделали СССР предложение начать переговоры о создании тройственного
фронта мира. Советское правительство приняло это предложение. В мае 1939 г.
в Москве начались переговоры между представителями СССР, Великобритании и
Франции. Эти переговоры продолжались до 23 августа 1939 года и не дали
никаких результатов. Неудача этих переговоров была вызвана позицией
правительств Чемберлена и Даладье, которые в действительности вовсе не
стремились к созданию фронта мира, направленного против германского
агрессора. При помощи московских переговоров Чемберлен и Даладье
предполагали произвести политическое давление не Гитлера и заставить его
пойти на компромисс с Англией и Францией. Поэтому переговоры, начатые в
Москве в мае 1939, тянулись так долго и в конечном результате закончились
неудачно. Конкретно, переговоры натолкнулись на определенные затруднения, а
именно Великобритания и Франция требовали от СССР участия в договорах,
предусматривавших немедленное вступление в войну Советского союза в случае
агрессии против этих двух стран и совершенно не предполагавших их
обязательную помощь в случае нападения на союзников СССР – прибалтийские
государства. И это при том, что Чемберлен в своем выступлении 8 июня
признал, что «требования русских, чтобы эти государства были включены в
тройственную гарантию хорошо обоснованны». Далее, странным было то
обстоятельство, что Польша, которая могла явиться непосредственным объектом
германской агрессии и о гарантии безопасности которой шла речь во время
переговоров, сама упорно отказывалась от участия в этих переговорах, а
правительства Чемберлена и Даладье ничего не сделали, чтобы ее к ним
привлечь.
Позиция СССР во время переговоров в Москве была определена и
зафиксирована в выступлении В.М. Молотова на Сессии Верховного Совета СССР
31 мая 1939 года. Эти условия оставались неизменными в течение всего
процесса ведения переговоров и заключались в следующем: «Заключение между
Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии,
имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны
Англии, Франции и СССР государств Центральной и Восточной Европы, включая в
их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от
нападения агрессора; заключение конкретного соглашения между Англией,
Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи,
оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения
агрессора».
Во второй стадии переговоров Чемберлен и Даладье вынуждены были пойти
на уступки и согласиться на гарантию против возможной агрессии Гитлера по
отношению к прибалтийским странам. Однако, делая эту уступку, они дали
согласие лишь на гарантию против прямой агрессии, т.е. непосредственного
вооруженного нападения Германии на страны Прибалтики, отказываясь в то же
время от каких-либо гарантий на случай так называемой «косвенной агрессии»,
то есть прогитлеровского переворота, в результате которого мог бы произойти
фактический захват стран Прибалтики «мирным» путем.
Следует отметить, что в то время как при переговорах с Гитлером в 1938
г. Чемберлен трижды ездил в Германию, переговоры в Москве со стороны Англии
и Франции были поручены лишь соответствующим послам. Это не могло не
отразиться на характере переговоров, равно как и на их темпе. Это говорит о
том, что англичане и французы не хотели договора с СССР, основанного на
принципе равенства и взаимности, то есть на СССР складывалась фактически
вся тяжесть обязательств.
Когда же в течение последней стадии переговоров, по предложению
советской стороны, были начаты параллельно специальные переговоры по
вопросу о военной конвенции между тремя государствами, то со стороны Англии
и Франции они были поручены малоавторитетным военным представителям,
которые либо вообще не имели мандатов на подписание военной конвенции, либо
их мандаты носили явно недостаточный характер.
Все эти и ряд других обстоятельств и привели к тому, что переговоры в
Москве весной-летом 1939 года - последняя попытка создания системы,
гарантирующей европейские страны от агрессии гитлеровской Германии и
фашистской Италии - закончились неудачей.

Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления
Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему
коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.
Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров,
проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание
идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе
государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия
привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в
Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир
в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.
В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности
представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение
на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной
безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования,
предполагает коллективное сотрудничество государств с различным
общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.
Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению
безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом
мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между
странами с различными социальными системами и даже развитие между ними
торговых и экономических связей.
Библиография.

1. Внешняя политика СССР, сборник документов, М, 1946, тт. 3-4
2. Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика, М, 1976
-----------------------
[1] Внешняя политика СССР, сборник документов. Заявление Народного
Комиссара по иностранным делам Литвинова представителям печати в Берлине,
т. 3, стр. 504
[2] Внешняя политика СССР, сборник документов. Определение нападающей
стороны, проект декларации, т. 3, стр. 582
[3] Внешняя политика России, сборник документов. Беседа Литвинова с
французским журналистом по вопросу о региональных пактах, т. 3, стр. 722
[4] Там же. Обмен меморандумами с Германией о гарантии границ Прибалтийских
государств, т.3, стр. 709
[5] Внешняя политика СССР, сборник документов. Франко-советское соглашение,
подписанное в Женеве, т. 3, стр. 761
[6] Внешняя политика СССР, сборник документов. Советско-французский договор
о взаимной помощи, т. 4, стр. 30-31
[7] М. Литвинов. Внешняя политика СССР, стр. 382.
[8] Внешняя политика СССР, сборник документов. Речь М.М. Литвинова на
пленуме Лиги Наций, т. 4, стр. 60
[9] Там же. Мюнхенское соглашение, т. 4, стр. 593-594





Реферат на тему: Портфельное инвестирование
ИНСТИТУТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Факультет бухгалтерского учета и аудита



Курс «Рынок ценных бумаг»



ПОРТФЕЛЬНОЕ

ИНВЕСТИРОВАНИЕ



Курсовая работа



Студент Кириенко С.В.

Преподаватель Янковский К.П.



Санкт-Петербург, 1998



СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3
Инвестирование капитала и его виды 3

Что привлекательного в портфельном инвестировании? 4

Принципы формирования инвестиционного портфеля 5

Принцип консервативности 6

Принцип диверсификации 6

Принцип достаточной ликвидности 7

Типы портфелей 8

Портфель роста 9

Портфель дохода 9

Портфель роста и дохода. 9

Связь целей инвестирования со структурой портфеля 10

Содержимое портфеля 12

Портфели денежного рынка. 12

Портфель ценных бумаг, освобожденных от налога 12

Портфель, состоящий из ценных бумаг государственных структур 13

Портфель, состоящий из ценных бумаг различных отраслей промышленности
13

Инвестиционные стратегии и управление портфелем 13

Активная модель управления 14

Пассивная модель управления 15

Тактика 17

Проблемы портфельного инвестирования в условиях Российского рынка 17

Проблемы общего характера 17

Проблемы взаимодействия клиентов и доверительных управляющих 18

Проблемы моделирования и прогнозирования 19

Проблемы оптимального достижения целей инвестирования 19

Проблема постановки задачи управления портфелем 20

Заключение 20

Список использованных источников 21



Введение

В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе
1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования
может показаться неактуальной.

Действительно, инвестиционная активность даже в том зачаточном виде, какой
она была до середины текущего года, в настоящее время практически
отсутствует, доверие к большому числу обращающихся ценных бумаг подорвано
главным образом в результате безответственных действий Правительства в
области политики заимствования денежных средств на внутреннем рынке.
Авантюрные построения пирамиды из государственных краткосрочных облигаций
привели не только к разорению огромного числа крупных, средних и мелких
частных предприятий и банков в России, но и к широкому резонансу на
международной арене, бегству иностранного капитала с местных финансовых
рынков. В настоящее время невозможно прогнозировать дальнейшую ситуацию с
процессом инвестиций в российскую экономику. По всей вероятности отдаленные
последствия ее паралича будут сказываться еще несколько лет. Мы даже не
имеем представления об экономическом курсе Правительства и тех
первоочередных мерах, которые оно собирается предпринять для стабилизации
ситуации в стране.

Однако, если в той или иной форме экономическим курсом Правительства будет
являться построение цивилизованной рыночной экономики, для которой
необходимым условием является мощный рынок ценных бумаг и энергичная
инвестиционная деятельность в условиях долговременной финансовой
стабильности, то вопросы оптимального, грамотного с точки зрения
экономической науки поведения на этом рынке неизбежно приобретут
первостепенное значение.

В таких условиях отечественным инвесторам потребуются экономические
технологии, разработанные и испытанные в странах с длительной историей
высокоразвитых рыночных отношений. И одной из таких технологий является
портфельное инвестирование.


Инвестирование капитала и его виды

Невозможно найти ценную бумагу, которая была бы одновременно
высокодоходной, высоконадежной и высоколиквидной. Каждая отдельная бумага
может обладать максимум двумя из этих качеств. Сущность портфельного
инвестирования как раз и подразумевает распределение инвестиционного
потенциала между различными группами активов. В зависимости от того, какие
цели и задачи изначально стоят при формировании того или иного портфеля,
выбирается определенное процентное соотношение между различными типами
активов, составляющими портфель инвестора. Грамотно учесть потребности
инвестора и сформировать портфель активов, сочетающий в себе разумный риск
и приемлемую доходность - вот основная задача менеджера любого финансового
учреждения.

Финансовые ресурсы применяются предприятием для финансирования текущих
расходов и инвестиций.

Инвестиции представляют собой использование финансовых ресурсов в форме
долгосрочных вложений капитала (капиталовложений). Инвестиции осуществляют
юридические или физические лица, которые по отношению к степени
коммерческого риска подразделяются на инвесторов, предпринимателей,
спекулянтов, игроков. Инвестор — это тот, кто при вложении капитала,
большей частью чужого, думает, прежде всего, о минимизации риска. Инвестор
— это посредник в финансировании капиталовложений. Предприниматель — это
тот, кто вкладывает свой собственный капитал при определенном риске.
Спекулянт — это тот, кто готов идти на определенный, заранее рассчитанный
риск. Игрок — это тот, кто готов идти на любой риск.

Инвестиции бывают рисковые (венчурные), прямые, портфельные, аннуитет:

. Венчурный капитал — это термин, применяемый для обозначения рискованного
капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме
выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных
с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между
собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

. Прямые инвестиции — вложения в уставный капитал хозяйствующего субъекта с
целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным
хозяйствующим субъектом.

. Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют
собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность
собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих
инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В
портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные
инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные
сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.).

. Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через
регулярные промежутки времени, обычно после выхода на пенсию. В основном
это вложение средств в страховые и пенсионные фонды.

Состояние рынка и возможности инвестора определяют выбор его инвестиционной
стратегии. Портфельное инвестирование обладает рядом особенностей и
преимуществ перед прочими видами вложения капитала. Под инвестиционным
портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих
физическому или юридическому лицу, либо юридическим или физическим лицам на
правах долевого участия, выступающая как целостный объект управления. На
развитом фондовом рынке портфель ценных бумаг — это самостоятельный продукт
и именно его продажа целиком или долями удовлетворяет потребность
инвесторов при осуществлении вложения средств на фондовом рынке. Обычно на
рынке продается некое инвестиционное качество с заданным соотношением
Риск/Доход, которое в процессе управления портфелем может быть улучшено.


Что привлекательного в портфельном инвестировании?

Портфельное инвестирование позволяет планировать, оценивать, контролировать
конечные результаты всей инвестиционной деятельности в различных секторах
фондового рынка.

Как правило, портфель представляет собой определенный набор из
корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска, а
также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, то есть
с минимальным риском потерь по основной сумме и текущим поступлениям.

Например, до недавнего времени банки исходя из зарубежного опыта, формируя
инвестиционный портфель, набирали его в следующем соотношении: в общей
сумме ценных бумаг около 70 процентов — государственные ценные бумаги,
около 25 процентов — муниципальные ценные бумаги и около 5 процентов —
прочие бумаги. Таким образом, запас ликвидных активов составляет примерно
1/3 портфеля, а инвестиции с целью получения прибыли — 2/3. Как правило,
такая структура портфеля характерна для крупного банка, мелкие же банки в
своем портфеле имеют 90 процентов и более государственных и муниципальных
ценных бумаг.

Теоретически портфель может состоять из бумаг одного вида, а также менять
свою структуру путем замещения одних бумаг другими. Однако каждая ценная
бумага в отдельности не может достигать подобного результата.

Основная задача портфельного инвестирования — улучшить условия
инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные
характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной
бумаги, и возможны только при их комбинации.

Только в процессе формирования портфеля достигается новое инвестиционное
качество с заданными характеристиками. Таким образом, портфель ценных бумаг
является тем инструментом, с помощью которого инвестору обеспечивается
требуемая устойчивость дохода при минимальном риске.

Считается, что возможность проведения портфельных инвестиций говорит о
зрелости рынка, и это, на наш взгляд, совершенно справедливо. Еще в 1994 г.
в России полемика относительно методов портфельного инвестирования была
сугубо теоретической, хотя уже тогда существовали банки и финансовые
компании, которые брали средства клиентов в доверительное управление.
Однако лишь немногие из них подходили при этом к портфельному
инвестированию как к сложному финансовому объекту, обладающему тонкой
спецификой и подчиняющемуся соответствующей теории.

Практика показывает, что портфельным инвестированием сегодня интересуются
два типа клиентов. К первому относятся те, перед кем остро стоит проблема
размещения временно свободных средств (крупные и инертные государственные
корпорации, выросшие из бывших министерств, различные фонды, создаваемые
при министерствах, и другие подобные структуры, а также клиенты из тех
регионов, где рынок не способен освоить крупные средства). Ко второму типу
относятся те, кто, уловив эту потребность "денежных мешков" и остро
нуждаясь в оборотных средствах, выдвигают идею портфеля в качестве
"приманки" (не очень крупные банки, финансовые компании и небольшие
брокерские конторы).

Конечно, многие клиенты не до конца отдают себе отчет, что такое портфель
активов, и в процессе общения с ними часто выясняется, что на данном этапе
они нуждаются в более простых формах сотрудничества. Да и уровень развития
рынков в различных регионах разный - во многих регионах процесс
формирования класса профессиональных участников рынка и квалифицированных
инвесторов еще далеко не завершен. Тем не менее, усиление клиентского
спроса на услуги по формированию инвестиционного портфеля в последнее время
очевидно. Это говорит о том, что вопрос назрел. Однако, как происходит со
всем новым, процессу формирования инвестиционного портфеля сопутствует ряд
проблем, которые и будут рассмотрены далее.


Принципы формирования инвестиционного портфеля

При формировании инвестиционного портфеля следует руководствоваться
следующими соображениями:

. безопасность вложений (неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке
инвестиционного капитала),

. стабильность получения дохода,

. ликвидность вложений, то есть их способность участвовать в немедленном
приобретении товара (работ, услуг), или быстро и без потерь в цене
превращаться в наличные деньги.

Ни одна из инвестиционных ценностей не обладает всеми перечисленными выше
свойствами. Поэтому неизбежен компромисс. Если ценная бумага надежна, то
доходность будет низкой, так как те, кто предпочитают надежность, будут
предлагать высокую цену и собьют доходность. Главная цель при формировании
портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между риском
и доходом для инвестора. Иными словами, соответствующий набор
инвестиционных инструментов призван снизить риск вкладчика до минимума и
одновременно увеличить его доход до максимума.

Основной вопрос при ведении портфеля - как определить пропорции между
ценными бумагами с различными свойствами. Так, основными принципами
построения классического консервативного (малорискового) портфеля являются:
принцип консервативности, принцип диверсификации и принцип достаточной
ликвидности.


Принцип консервативности

Соотношение между высоконадежными и рискованными долями поддерживается
таким, чтобы возможные потери от рискованной доли с подавляющей
вероятностью покрывались доходами от надежных активов.

Инвестиционный риск, таким образом, состоит не в потере части основной
суммы, а только в получении недостаточно высокого дохода.

Естественно, не рискуя, нельзя рассчитывать и на какие-то сверхвысокие
доходы. Однако практика показывает, что подавляющее большинство клиентов
удовлетворены доходами, колеблющимися в пределах от одной до двух
депозитных ставок банков высшей категории надежности, и не желают
увеличения доходов за счет более высокой степени риска.


Принцип диверсификации

Диверсификация вложений - основной принцип портфельного инвестирования.
Идея этого принципа хорошо проявляется в старинной английской поговорке: do
not put all eggs in one basket - "не кладите все яйца в одну корзину".

На нашем языке это звучит - не вкладывайте все деньги в одни бумаги, каким
бы выгодным это вложением вам ни казалось. Только такая сдержанность
позволит избежать катастрофических ущербов в случае ошибки.

Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы
по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим
бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных
бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы
избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности.
Оптимальная величина —от 8 до 20 различных видов ценных бумаг.

Распыление вложений происходит как между теми активными сегментами, о
которых мы упоминали, так и внутри них. Для государственных краткосрочных
облигаций и казначейских обязательств речь идет о диверсификации между
ценными бумагами различных серий, для корпоративных ценных бумаг - между
акциями различных эмитентов.

Упрощенная диверсификация состоит просто в делении средств между
несколькими ценными бумагами без серьезного анализа.

Достаточный объем средств в портфеле позволяет сделать следующий шаг -
проводить так называемые отраслевую и региональную диверсификации.

Принцип отраслевой диверсификации состоит в том, чтобы не допускать
перекосов портфеля в сторону бумаг предприятий одной отрасли. Дело в том,
что катаклизм может постигнуть отрасль в целом. Например, падение цен на
нефть на мировом рынке может привести к одновременному падению цен акций
всех нефтеперерабатывающих предприятий, и то, что ваши вложения будут
распределены между различными предприятиями этой отрасли, вам не поможет.

То же самое относится к предприятиям одного региона. Одновременное снижение
цен акций может произойти вследствие политической нестабильности,
забастовок, стихийных бедствий, введения в строй новых транспортных
магистралей, минующих регион, и т.п. Представьте себе, например, что в
октябре 1994 года вы вложили все средства в акции различных предприятий
Чечни.

Еще более глубокий анализ возможен с применением серьезного математического
аппарата. Статистические исследования показывают, что многие акции растут
или падают в цене, как правило, одновременно, хотя таких видимых связей
между ними, как принадлежность к одной отрасли или региону, и нет.
Изменения цен других пар ценных бумаг, наоборот, идут в противофазе.
Естественно, диверсификация между второй парой бумаг значительно более
предпочтительна. Методы корреляционного анализа позволяют, эксплуатируя эту
идею, найти оптимальный баланс между различными ценными бумагами в
портфеле.


Принцип достаточной ликвидности

Он состоит в том, чтобы поддерживать долю быстрореализуемых активов в
портфеле не ниже уровня, достаточного для проведения неожиданно
подворачивающихся высокодоходных сделок и удовлетворения потребностей
клиентов в денежных средствах. Практика показывает, что выгоднее держать
определенную часть средств в более ликвидных (пусть даже менее доходных)
ценных бумагах, зато иметь возможность быстро реагировать на изменения
конъюнктуры рынка и отдельные выгодные предложения. Кроме того, договоры со
многими клиентами просто обязывают держать часть их средств в ликвидной
форме.

Доходы по портфельным инвестициям представляют собой валовую прибыль по
всей совокупности бумаг, включенных в тот или иной портфель с учетом риска.
Возникает проблема количественного соответствия между прибылью и риском,
которая должна решаться оперативно в целях постоянного совершенствования
структуры уже сформированных портфелей и формирования новых, в соответствии
с пожеланиями инвесторов. Надо сказать, что указанная проблема относится к
числу тех, для решения которых достаточно быстро удается найти общую схему
решения, но которые практически не решаются до конца.

Рассматривая вопрос о создании портфеля, инвестор должен определить для
себя параметры, которыми он будет руководствоваться:

. необходимо выбрать оптимальный тип портфеля

. оценить приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля и
соответственно определить удельный вес портфеля ценных бумаг с различными
уровнями риска и дохода

. определить первоначальный состав портфеля

. выбрать схему дальнейшего управления портфелем


Типы портфелей

Основным преимуществом портфельного инвестирования является возможность
выбора портфеля для решения специфических инвестиционных задач.

Для этого используются различные портфели ценных бумаг, в каждом из которых
будет собственный баланс между существующим риском, приемлемым для
владельца портфеля, и ожидаемой им отдачей (доходом) в определенный период
времени. Соотношение этих факторов и позволяет определить тип портфеля
ценных бумаг. Тип портфеля — это его инвестиционная характеристика,
основанная на соотношении дохода и риска. При этом важным признаком при
классификации типа портфеля является то, каким способом и за счет какого
источника данный доход получен: за счет роста курсовой стоимости или за
счет текущих выплат — дивидендов, процентов.

Выделяют два основных типа портфеля: портфель, ориентированный на
преимущественное получение дохода за счет процентов и дивидендов (портфель
дохода); портфель, направленный на преимущественный прирост курсовой
стоимости входящих в него инвестиционных ценностей (портфель роста). Было
бы упрощенным понимание портфеля как некой однородной совокупности,
несмотря на то, что портфель роста, например, ориентирован на акции,
инвестиционной характеристикой которых является рост курсовой стоимости. В
его состав могут входить и ценные бумаги с иными инвестиционными
свойствами. Таким образом, рассматривают еще и портфель роста и дохода.



[pic]


Портфель роста

Портфель роста формируется из акций компаний, курсовая стоимость которых
растет. Цель данного типа портфеля — рост капитальной стоимости портфеля
вместе с получением дивидендов. Однако дивидендные выплаты производятся в
небольшом размере, поэтому именно темпы роста курсовой стоимости
совокупности акций, входящей в портфель, и определяют виды портфелей,
входящие в данную группу.

Портфель агрессивного роста нацелен на максимальный прирост капитала. В
состав данного типа портфеля входят акции молодых, быстрорастущих компаний.
Инвестиции в данный тип портфеля являются достаточно рискованными, но
вместе с тем они могут приносить самый высокий доход.

Портфель консервативного роста является наименее рискованным среди
портфелей данной группы. Состоит, в основном, из акций крупных, хорошо
известных компаний, характеризующихся хотя и невысокими, но устойчивыми
темпами роста курсовой стоимости. Состав портфеля остается стабильным в
течение длительного периода времени. Нацелен на сохранение капитала.

Портфель среднего роста представляет собой сочетание инвестиционных свойств
портфелей агрессивного и консервативного роста. В данный тип портфеля
включаются наряду с надежными ценными бумагами, приобретаемыми на
длительный срок, рискованные фондовые инструменты, состав которых
периодически обновляется. При этом обеспечивается средний прирост капитала
и умеренная степень риска вложений. Надежность обеспечивается ценными
бумагами консервативного роста, а доходность — ценными бумагами
агрессивного роста. Данный тип портфеля является наиболее распространенной
моделью портфеля и пользуется большой популярностью у инвесторов, не
склонных к высокому риску.


Портфель дохода

Данный тип портфеля ориентирован на получение высокого текущего дохода —
процентных и дивидендных выплат. Портфель дохода составляется в основном из
акций дохода, характеризующихся умеренным ростом курсовой стоимости и
высокими дивидендами, облигаций и других ценных бумаг, инвестиционным
свойством которых являются высокие текущие выплаты. Особенностью этого типа
портфеля является то, что цель его создания — получение соответствующего
уровня дохода, величина которого соответствовала бы минимальной степени
риска, приемлемого для консервативного инвестора. Поэтому объектами
портфельного инвестирования являются высоконадежные инструменты фондового
рынка с высоким соотношением стабильно выплачиваемого процента и курсовой
стоимости.

Портфель регулярного дохода формируется из высоконадежных ценных бумаг и
приносит средний доход при минимальном уровне риска.

Портфель доходных бумаг состоят из высокодоходных облигаций корпораций,
ценных бумаг, приносящих высокий доход при среднем уровне риска.


Портфель роста и дохода.

Формирование данного типа портфеля осуществляется во избежание возможных
потерь на фондовом рынке как от падения курсовой стоимости, так и от низких
дивидендных или процентных выплат. Одна часть финансовых активов, входящих
в состав данного портфеля, приносит владельцу рост капитальной стоимости, а
другая — доход. Потеря одной части может компенсироваться возрастанием
другой. Охарактеризуем виды данного типа портфеля.

Портфель двойного назначения. В состав данного портфеля включаются бумаги,
приносящие его владельцу высокий доход при росте вложенного капитала. В
данном случае речь идет о ценных бумагах инвестиционных фондов двойного
назначения. Они выпускают собственные акции двух типов, первые приносят
высокий доход, вторые — прирост капитала. Инвестиционные характеристики
портфеля определяются значительным содержанием данных бумаг в портфеле.

Сбалансированный портфель предполагает сбалансированность не только
доходов, но и риска, который сопровождает операции с ценными бумагами, и
поэтому в определенной пропорции состоит из ценных бумаг с быстрорастущей
курсовой стоимостью и из высокодоходных ценных бумаг. В состав портфеля
могут включаться и высоко рискованные ценные бумаги. Как правило, в состав
данного портфеля включаются обыкновенные и привилегированные акции, а также
облигации. В зависимости от конъюнктуры рынка в те или иные фондовые
инструменты, включенные в данный портфель, вкладывается большая часть
средств.


Связь целей инвестирования со структурой портфеля

Как было указано выше, на втором этапе формирования портфеля вкладчик
оценивает приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля и
соответственно определяет удельный вес портфеля ценных бумаг с различными
уровнями риска и дохода. Эта задача вытекает из общего принципа, который
действует на фондовом рынке: чем более высокий потенциальный риск несет
ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и,
наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода. Данная задача решается
на основе анализа обращения ценных бумаг на фондовом рынке. В основном
приобретаются ценные бумаги известных акционерных обществ, имеющих хорошие
финансовые показатели, в частности большой размер уставного капитала.

Если рассматривать типы портфелей в зависимости от степени риска, который
приемлет инвестор, то необходимо вспомнить их классификацию, согласно
которой они делились на консервативные, умеренно-агрессивные, агрессивные и
нерациональные. Ясно, что каждому типу инвестора будет соответствовать и
свой тип портфеля ценных бумаг: высоконадежный, но низко доходный;
диверсифицированный; рискованный, но высокодоходный, бессистемный.



|Тип |Цель |Степен|Тип |Тип |
|инвестора |инвестирования|ь |ценной бумаги |портфеля |
| | |риска | | |
|Консервативн|Защита от |Низкая|Государстве и иные |Высоконадежны|
|ый |инфляции | |ценные бумаги, акции и |й, но |
| | | |облигации крупных |низко-доходны|
| | | |стабильных эмитентов |й |
|Умеренно-агр|Длительное |Средня|Малая доля |Диверсифициро|
|ессивный |вложение |я |государственных ценных |ванный |
| |капитала и его| |бумаг, большая доля | |
| |рост | |ценных бумаг крупных и | |
| | | |средних, но надежных | |
| | | |эмитентов с длительной | |
| | | |рыночной историей | |
|Агрессивный |Спекулятивная |Высока|Высокая доля |Рискованный, |
| |игра, |я |высокодоходных ценных |но |
| |возможность | |бумаг небольших |высокодоходны|
| |быстрого роста| |эмитентов, венчурных |й |
| |вложенных | |компаний и т.д. | |
| |средств | | | |
|Нерациональн|Нет четких |Низкая|Произвольно подобранные|Бессистемный |
|ый |целей | |ценные бумаги | |


Агрессивный инвестор — инвестор, склонный к высокой степени риска. В своей
инвестиционной деятельности он делает акцент на приобретение акций.
Консервативный инвестор — инвестор, склонный к меньшей степени риска. Он
приобретает в основном облигации и краткосрочные ценные бумаги.

При покупке акций и облигаций одного акционерного общества инвестору
следует исходить из принципа финансового левериджа. Финансовый леверидж
представляет собой соотношение между облигациями и привилегированными
акциями, с одной стороны, и обыкновенными акциями — с другой:

Финансовый леверидж является показателем финансовой устойчивости
акционерного общества, что отражается и на доходности портфельных
инвестиций. Высокий уровень левериджа — явление опасное, так как ведет к
финансовой неустойчивости.

Например, акционерное общество выпустило 10%-ные облигации, на сумму 10
млн. руб., привилегированные акции — 2 млн. руб. с фиксированным дивидендом
40% и обыкновенные акции — 20 млн. руб., то есть акции общества имеют
высокий уровень левериджа: 0.6 = (10+2)/20. Прибыль общества составляет 2,2
млн. руб. и распределяется следующим образом. На уплату процентов по
облигац

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет готовой продукции и ее реализация (Бухгалтерский учет)


Реферат: Взаимоотношения руководителя с подчиненными (Психология)


Реферат: Систематика современных приматов (Биология)


Реферат: Проблема разоружения (Политология)


Реферат: Культура исламского мира (Культурология)


Реферат: Конспект по монографии Российская эмиграция в современной историографии (История)


Реферат: Ядовитые растения (Сельское хозяйство)


Реферат: История Хорватии (История)


Реферат: Слобожанщина - історія розвитку (История)


Реферат: Спор Иуды Искариота с Иисусом Христом в рассказе Л.Н.Андреева "Иуда Искариот" (Литература)


Реферат: Организация работы отделения по ремонту роликовых подшипников (Транспорт)


Реферат: Отчет по производственной практике в Агенстве по торговле недвижимостью (Право)


Реферат: Древняя Русь (История)


Реферат: Лукреций (История)


Реферат: Луи Пастер и значение его трудов для человечества (Биология)


Реферат: История Московского Государственного Строительного Университета (бывшего МИСИ) (История)


Реферат: Конституционная монархия в Англии (История)


Реферат: Инвестиционная политика фирмы (Менеджмент)


Реферат: Тенденции смертности в России (Социология)


Реферат: Социальный критерий качества формирования библиотечного фонда (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист