GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Огюст Конт - основатель социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Огюст Конт - основатель социологии (Социология)



Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной
социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г.
поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за
антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона.
На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и
Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он
позаимствовал у Сен-Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял
позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный»
определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность бесполезному.
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное - противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать.
Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
«Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию
человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за
либеральную республику, но с присутствием государства в экономике.
Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым
республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам.
Пытался создать партию «Порядка и прогресса», но потерпел крах.


Контовская классификация наук


Идея объединения наук, сведения всей совокупности знаний к
ограниченному числу простых и ясных положений, например, к законам Ньютона,
было популярно еще в 18 веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу
наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к
простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая
из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее
направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы
и ее основные результаты.
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому
(от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от
простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные
науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика,
химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук,
является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому
возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив,
непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже
других, так как опирается на их достижения.
Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле
слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни
своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия
является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».
Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук,
анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу
классификации наук Конт положил из объективные признаки. Он разделил науки
на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных
явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например,
биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт
выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия,
биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту,
отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других,
что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что
социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную
науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда
он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией.
Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а
необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным
исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным
феноменам.
Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в
отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение
социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем
самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и
человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую
позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

Социология в представлении Огюста Конта


Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и
метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих
философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их в том, что они
понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-
просветители), разумной воли индивидов.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как
совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной
жизни.
Общественные явления, отличие от биологических, постоянно находятся в
состоянии изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность -
историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который
рассматривал общество с исторической точки зрения.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая
цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые
управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится
на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко.
Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции
других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен
исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его
целостности.
Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества,
всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с
всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и
структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только
современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают
влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно
- цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого,
целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к
общественной жизни.
Следует, однако, заметить, что Конт не понимал диалектики социальных
элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые,
вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных
комбинаций одних и тех же элементов.

Социологические методы


Конт выступает против умозрительности, с одной стороны, и против
крайности импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод
наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический
метода исследования.
По мнению Конта, наблюдение является основным методом исследования
социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить исходные
данные социологии.
Социальное наблюдение возможно как главный метод исследования
социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в
социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения,
статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение
фундаментальных теорий.
Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что
отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы собрать и
обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для проведения наблюдения нужна
теория, а для создания теории - наблюдения.
Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и с трудностями, которые
связаны со сложностью приобретения необходимой научной подготовки, которая
обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков,
распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория,
которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя
необходимыми понятиями.
Конт указывал, что в качестве метода социологии выступает не только
наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и
культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и сравнение языков - все
это может поставлять социологии постоянные средства для позитивного
анализа.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.
Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за
изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования
условий.
Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как
исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием
общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие
социальный организм, являются основные законы общественного организма,
поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,
Третий метод позитивных наук, применяемый в социологии - это
сравнительный метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов,
общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с
целью установления общих законов существования и развития общества.
Для науки, указывал Конт, могут быть полезными сравнения жизни
животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное
положение различных класса одного и того же общества. Следует, однако,
иметь в виду то, что сравнение основных фаз цивилизации может затемняться
влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.
Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает
последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению
Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе
социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения
различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую
серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь
может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной,
моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление
противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать
окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих
законов развития человечества.
Однако Конт замечает, что все индуктивные заключения, полученные при
помощи исторического метода, должны быть взвешены и проверены в системе
понятий биологической теории человека.
Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя
он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым
отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.
Конт утверждает, что в историческом методе более всего выражена такая
черта социологии, как необходимость восхождения от целого к части. Между
историей и социологией, которую Конт иногда называет «политической наукой»,
нет различия. Вообще, господство, с исторической точки зрение он считает
знамением своего времени - важнейшим признаком позитивизма и одновременно
его главным итогом.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью
контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит
из представлений о существовании естественных законов общественной жизни,
открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе
(здесь, очевидно, он исходил из концепции французских философов-
просветителей).
Плодотворная мысль о естественно - историческом характере общественных
закономерностей, а также постановка вопроса о необходимости опоры нетвердый
теоретический фундамент при проведении социологических исследований - вот
какая заслуга Конта в области методологии и методов исследования,
применяемых в социологии.

Социальная динамика

Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и
социальную динамику Социальная статика изучает условия существования и
законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это
теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика
изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину
общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.
Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство,
религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и
изменения социальных систем.
Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической
целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в
единстве.
Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических
теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между
индивидами.
Исследование принципов, определяющих структуру общества,
обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной
политикой, которая должна эти принципы реализовать.
Конт рассматривает в социологии основные общественные институты:
семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их
роли в деле социальной интеграции.
Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз,
основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между
индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить
его преодолевать природный эгоизм.
Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он
резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает
необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа.
В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для
успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится
жить для других. Позитивную теорию общественного процесса Конт называет
социальной динамикой,
Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и
даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от
многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику
Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс,
по Конту, означает развитие но восходящей линии. В общественном развитии
Конт выделяет:
1. первичные факторы;
2. вторичные факторы;
Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К
вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность
человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая;
3. иозитивная.
Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики,
общественного устройства.
1. Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300г.). Она
делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм.

. при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них
богов;
. политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа,
вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер).
Создается гармония между средневековым государством и религией.
2. Метафизическая стадия (1300 - 1800г.) характеризуется разрушением старых
верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением.
Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это
привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.
Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины,
которая могла бы объединить умы.
Стремление к революционным изменениям - значит идти против
исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух
санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический
беспорядок.
Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в
новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и
исполнит интегрируемую общественную роль.
3. Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки,
создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на
смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и
равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование
достижений науки на пользу всего человечества.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1. победа альтруизма над эгоизмом;
2. рост социальных чувств;
3. обеспечение легкой и приятной жизни;
4. быстрое развитие материальной культуры общества;
5. справедливость и мир.

Контовская социальная динамика не лишена достоинств. Конт пытается
раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки
волюнтаристы.
Теориям естественного права и общественного договора он
противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку
зрения общества как целого.

Позитивная политика

Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно
заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к
обоснованию положительной программы социальной политики.
В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины,
идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности,
человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в
политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а
«Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и
совершенную.
Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид
должен почитать как высшее существо, которому он обязан.
Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение
личности в обществе, всеобщую любовь.
Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную
роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями
позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа.
Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство,
вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека. Он пытался
создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем
людей всего мира.
Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-
квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле.
Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых
философов.
Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного
богатства, а собственников - как служителей человечества,
В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о
промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических
специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират):
руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов,
сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной
власти. Моральную же власть необходимо отделить от ивдитического и
хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и
деятелей искусства.
Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па
ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений
между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.

Место Огюста Конта в истории социологии.

1. При жизни позитивистские теории Конта были мало известны, однако с
60-х годов 19 века его идеи получили широкое распространение, интерес к
позитивизму как философской доктрины вырос. Позитивистами объявили себя
многие естествоиспытатели (Ипполит Тэн).
2. Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил
против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических
концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности
исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и
структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие
общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его
энциклопедичность,
Его сравнивают с гением - отцом диалектики.
Конт впервые создал новую науку об обществе на основе синтеза идей
своего времени, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел
новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки.






Реферат на тему: Огюст Конт и наше время

ОГЮСТ КОНТ И НАШЕ ВРЕМЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В наше время, когда осуществляется переход от прежних
социалистических ценностей к общечеловеческим ценностям, необходимо понять
сущность западной идеологии, представить себе структуру цивилизованного
общества, заглянуть в самую суть, самое начало. Теперь, когда началось моё
знакомство с наследием О.Конта, хотя, впрочем, и ранее я слышал об этом с
позиций К.Маркса и В.И.Ленина, которые яростно развенчивали утопичность
взглядов основателя позитивизма, я доволен своим выбором темы. Безумно
интересно познакомится с основателем социологии, как науки, хотя вопросы
обустройства общества, как единого целого, занимали великих учёных и до
О.Конта. Неустроенность общественной жизни в настоящем, отсутствие
гражданского общества и среднего класса в нашей многострадальной стране,
неопределённость нравственных ориентиров и целей побуждают обратиться к
классикам науки об обществе. О.Конт явился основателем позитивизма,
позитивной философии, переросшей в социологию, науку, на основании которой
западный мир построил систему ценностей, приведших (и ведущих далее) в мир
свободы и социальной справедливости всех членов общества, независимо от
чего бы то ни было.
В условиях краха феодального строя и рождавшегося в революционных
потрясениях нового, буржуазного общества Конт видел свою миссию в том,
чтобы дать мировой научной общественности новую философию. В противовес
прежним, теолого-метафизическим, спекулятивным концепциям он разрабатывал
позитивную философию как целостную систему положительного знания фактов и
законов, открываемых научным познанием. На основе этой философии он
стремился создать объективную науку об обществе, помогающую людям
рационально действовать в соответствии с двумя основными потребностями: в
социальном порядке и в прогрессе. Эту науку он вначале назвал социальной
физикой, а позднее – социологией.
С другой стороны, позитивизм О.Конта оценивался и оценивается учёными
по-разному. В этой работе я попытаюсь выяснить как положительные (и
применимые к настоящему времени), так и отрицательные (или спорные)
принципы учения О.Конта, хотя не могу поручится за их достоверность и
правильность (тема настолько велика и многогранна, что без системного и
продолжительного изучения просто невозможно этого сделать, если возможно
сделать это вообще (?)).
Не могу не отметить того факта, что духовное наследие О.Конта
отечественными учёными изучено довольно слабо. Достаточно сказать, к
примеру, то, что далеко не все основные труды даже переведены на русский
язык. Мне, к примеру, удалось найти только одну книгу — «Дух позитивной
философии» издания 1910 года. Мне известно, что основная работа по,
собственно, социологии, вообще не издавалась на русском языке (речь идёт о
4 томе «Курса позитивной философии»), что очень печально.
Но, как отмечают современные учёные, интерес к О.Конту, в связи с
недавно отмеченным 200-летием, неизмеримо возрос, что позволяет надеяться
на скорое начало серьёзного исследования творчества и идей О.Конта в
контексте современной социологической науки.

СУЖЕНИЕ ТЕМЫ

Вся философская и социологическая деятельность О.Конта была подчинена
одной идее — «проблеме создания нового общества». Идея это далеко не нова,
она разрабатывалась многими прогрессивными учёными во все исторические
времена. Как правило, все теории обустройства общества являлись по сути
глубоко утопичными и нереальными в своей основе. Разработке именно этой
идеи О.Конта мы посвятим данную работу, вернее попытаемся выяснить,
насколько его теория соответствует нашим сегодняшним представлениям об
идеальном обществе.

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

Цель:
Определить, насколько актуально учение О.Конта в настоящее время?

Задачи:
1. Оценить роль позитивизма, как завершающей стадии эволюции общества, и
социологии, как «венца» пирамиды наук.
2. Проанализировать систему устройства общества О.Конта в период
позитивистского (конечного) этапа эволюции общества.

АНАЛИЗ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К РАССМОТРЕНИЮ ТЕМЫ

Согласно выводам В.С.Соловьёва, теория О.Конта о трёх последовательных
стадиях эволюции общества и человеческого духа не совсем верна (в чём
О.Конт мог убедиться на собственном опыте). Этот закон скорее цикличен, чем
линеен в своём развитии: теологической, метафизической и реальной фазе,
как окончательной и позитивной. Достигнув вершины закона, общество
стремится вернуться к первоистокам — теологии (или религии), в отношении же
человека, закон может иметь и обратную последовательность. В этом О.Конт
невольно, а, возможно, и осознанно повторил путь своего учителя, Сен-
Симона, который на исходе своей научной деятельности обратился к религиозно-
теоретической теме, что, видимо и объясняет противоречивость самого
О.Конта, как учёного, и как основного носителя позитивного знания. Однако,
созданная О.Контом классификация наук, объединённая социальной физикой
(социологией), является по своей сути стройной органически взаимосвязанной
системой, хотя и с некоторыми неявными недостатками, как то, что нельзя
говорить о том, что вышестоящая в пирамиде наука вытекает из нижестоящей.
Скорее, все перечисленные науки являются частями каждой из наук, и каждая
наука дополняется всеми остальными науками.

С.Н.Булгаков в своей работе «Основные проблемы теории прогресса» ясно
говорит о том, что ни религиозная потребность духа и соответствующая ей
область идей и чувств, ни метафизические запросы нашего разума и отвечающее
на них умозрение нисколько не уничтожаются, даже ничего не теряют от пышно
развивающейся наряду с ними положительной науки. И религия, и
метафизическое мышление, и положительное знание отвечают основным духовным
потребностям человека, и их развитие может вести только к их взаимному
прояснению, а отнюдь не к уничтожению. как бы ни развивалось положительное
знание, оно всегда останется ограниченным по своему объекту, — оно изучает
только обрывки действительности, которая постоянно расширяется перед
глазами учёного. Задача полного и законченного знания в мире опыта есть
вообще неразрешимая и неверно поставленная задача. Она так же обманчива и
лжива, как задача прийти к горизонту, постоянно удаляющемуся в бесконечное
пространство. Развитие положительной науки бесконечно, но эта бесконечность
является и силой и слабостью положительного знания: силой в том смысле, что
нет и не может быть указано границ опытной науке в её поступательном
движении, слабостью же в том смысле, что эта бесконечность движения
обусловливается именно ее неспособностью окончательно разрешить свою задачу
— дать целостное знание.

Е.Л.Петренко в своей статье «Был ли Огюст Конт сциентистом? (О
взглядах на общество и историю)» отмечает то, что в системе О.Конта нет
понятия личности, индивидуальности отдельного человека, и что именно
отсутствие «человеческой проблемы» в позитивной философии и обусловило во
многом её теоретические просчёты. Согласно логике О.Конта, социология в
итоге уступает место философии, формулирующей моральные принципы
общественной эволюции. Именно поэтому он постоянно стоял перед выбором
собственно «позитивных» и «метафизических» аргументов. В конце концов, Конт
вышел в своём интеллектуальном поиске за границы позитивизма.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современное О.Конту образованное человечество находилось, на его
взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после
того как теологические и метафизические попытки духовного объединения
потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния
человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея
свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной
реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только
такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и
метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть
положительная философия, т. е. основанная не на фантазии и отвлеченном
мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале
наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной
области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к
известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь
явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности.
Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного
ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук
и, следовательно, между самыми науками. Философия не имеет своего
особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок
содержания всех наук. Основание положительной философии есть, таким
образом, классификация или "иерархия" наук. Начиная с самой общей или
широкой по объему и простой по содержанию науки - математики, - Конт
располагает всеми прочими областями знания в порядке убывающей общности и
простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт
отличает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук:
математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Завершающая эту лестницу наук социология изучает строение и развитие
человеческой общественности, первое - в социальной статике, второе - в
социальной динамике.
Социальная динамика рассматривает развитие или прогресс человеческих
обществ и всего человечества. В основу этой науки О.Конт кладет закон трёх
стадий. Умственное развитие человечества (как и отдельного нормального
человека) в его различных возрастах последовательно проходит через три
общие состояния: в первом - теологическом - - человек, в силу
преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии
со своей собственной деятельностью; он олицетворяет предметы и явления
природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или
богов. Во втором состоянии - метафизическом, где преобладает отвлеченное,
формальное мышление - воображаемые боги вытесняются понятием общих
сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления.
Третье, позитивное состояние ума выражается в научном мышлении, здесь
вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием
действительных законов природы, т. е. постоянной фактической связью
наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Позитивная
философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый
смысл, её характерные черты, в отличие от теологии и метафизики, суть: 1)
объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот;
2) реальность, так как самый предмет ее есть всегда наблюдаемый факт, а не
вымысел воображения или логический абстракт; 3) достоверность, так как все
утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть
проверены фактически; 4) точность, так как математика, будучи основой всей
системы, всегда остается нормой истинного познания; 5) органичность, т. к.
эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни - как
это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически
разлагающих и разрушающих действительность, - а смотрит на себя как на
органический продукт, естественное продолжение или восполнение
действительного хода вещей; 6) относительность, поскольку все явления
познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому
уму, а в своем действительном отношении к нашему организму и
взаимоотношению между собою; наконец, 7) полезность: в то время как
вымышленные предметы и пустые абстракции по необходимости остаются
бесплодными, положительное познание явлений в их действительной связи
позволяет нам предвидеть события и до некоторой степени распоряжаться
силами природы. Позитивная стадия представляет, таким образом,
окончательное состояние человеческого ума, тогда как теологическая имеет
лишь предварительное, а метафизическая - лишь переходное значение. В общей
истории человечества каждая из этих стадий представляет сложный процесс
развития, в котором различаются отдельные периоды, или фазисы.
Теологическое состояние начинается с фетишизма, т. е. с признания всех
предметов одушевленными.
Допуская принятую самим Контом аналогию между индивидуальным и
историческим развитием, следует заметить, что первоначальное состояние
ребенка вовсе не характеризуется преобладанием теологических представлений
и в частности фетишизма. Чтобы объяснять явления, как произведения
невидимых духовных деятелей, нужно предварительно пройти через очень
сложные умственные процессы. Состояние ума грудного ребенка подходит более
к позитивизму, если определять последний, вместе с Контом, как ограничение
всего познания областью чувственных фактов. Затем, с пробуждением сознания
и обнаружением дара слова, следует метафизический период детства, когда
мышление ребенка определяется, главным образом, категориями субстанции,
причинности и цели (вопросы: из чего сделано то-то, откуда происходит,
почему, зачем?). За детской пытливостью наступает нередко отроческая
религиозность, обыкновенно совпадающая (как это следует и по Конту) с
эпохой воинственных игр и драк. Юношеские годы, несомненно, отличаются
преобладанием широкого идеализма, отвлеченных мыслей и замыслов (т. е.
метафизическим характером, по терминологии Конта), а затем следует
"позитивизм" солидного возраста, имеющий, впрочем, у большинства людей
(кроме специально-ученых) более практический, нежели теоретический
характер. Но (как мог убедиться О.Конт из собственного опыта) дело этим не
кончается: с наступлением полной зрелости и приближением старости вопросы
метафизические и в особенности мистические и религиозные получают опять для
человека преобладающее значение. Таким образом, круг трех стадий
переживается человеком не один раз, а, по крайней мере, два, и в различном
порядке, при чем весь процесс имеет не ту точку отправления и не тот конец,
которые требуются "законом" О.Конта. Та тройственная схема, по которой
человек бывает теологом в детстве, метафизиком - в юности и позитивистом -
в старости, верна только в своем среднем, переходном моменте; взятая же в
своей целости, она прямо противоречит действительности.
В своей книге «Дух позитивной философии» О.Конт подразделяет всё
общество на два основных не равных по численности, но одинаково
необходимых, класса: с одной стороны, всегда малочисленные предприниматели,
которые, владея материальными ценностями, контролируют всю хозяйственную
деятельность общества, и с другой стороны непосредственные производители,
живущие на зарплату и образуя абсолютное большинство трудящихся. Позитивизм
может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов,
которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями,
и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют
наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт
называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и
помощниками новых философов.
С другой стороны, истинная социальная программа пролетариата состоит
в обеспечении ему нормального воспитания и образования и реализации права
на труд. Возникающие при этом противоречия, которые возникнут должны быть
преодолены путём всеобщего консенсуса и согласия общества. Каждый класс
должен объективно осознавать свою роль и своё место в структуре
индустриального общества. Пролетариат должен полностью отказаться от идеи
классовой борьбы и социальной революции.
Нормальное устройство общества, или "социократия" определяется, по
Конту, принципом обязанности, а не права (т. е. имеет нравственное, а не
юридическое основание). Каждый член общества по-своему служит человечеству
и есть, в своей сфере, должностное лицо. Таким образом, здесь нет
разделения на правительство и подданных, а есть только различные роды
правительства. Изначала признаваемое Контом различие светской и духовной
власти дифференцируется в его последней системе на четыре нормальные
функции, который суть вместе и власти, и служения (Конт дает им название
Провидений):
1) Провидение нравственное, представляемое женщинами;
2) Провидение умственное, представляемое священством, т. е. позитивными
философами;
3) Провидение материальное, представляемое патрициатом, т. е. капиталистами
или банкирами;
4) Провидение общее или регулирующее, представляемое пролетариатом, который
своим массовым действием удерживает общество от всяких крайностей и
уклонений (интересно, что это понятие совпадает с нашим понятием «среднего
класса»).
Характер организованной власти или правительства принадлежит, конечно,
священству и патрициату. Священство имеет три степени: аспиранты, викарии
(числом. 6000) и собственно священники (14 000), с первосвященником во
главе, живущим в Париже и имеющим неограниченную духовную власть. Общими
делами французской церкви он управляет непосредственно, делами других
четырех национальных церквей - через своих ассистентов. Все подробности
новой организации регламентированы самым тщательным образом. Конт составил
и штаты духовенства, довольно умеренные: первосвященник получает 60 000
франков в год, священники по 12 000, викарии - по 6 000 и аспиранты по 3
000. Сверх обязанностей культа и общего духовного руководительства,
священство заведует также средним и высшим образованием, исправлением
виновных и преступников. Неисправимые подвергаются торжественному отлучению
от общества, именем Великого Существа. Для особых судебных, полицейских и
военных учреждений нет места в нормальном обществе. Остаются дела
финансовые и экономические, которыми заведует патрициат из 2000 банкиров,
обладающих всеми капиталами.
Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение
личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения чувств и
разума О.Конт выводил большую общественную роль учёных и артистов, которые
становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и
блюстителями нового религиозного культа. Конт разработал систему обрядов,
освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие
события в жизни человека, сам крестил и женил своих учеников. Не была чужда
Конту и идея позитивистской церкви, цель которой — объединение сначала
единоверцев, а затем людей всего мира. Позитивистская федерация народов с
штаб-квартирой в Париже была призвана обеспечить вечный мир на Земле.
В осуществлении этой расплывчатой программы Конт придавал решающее
значение пролетариату: «Только наши пролетарии могут стать действительными
помощниками новых философов».
Однако для этого пролетариат должен полностью порвать с
социалистическими учениями, посягавшими на институт собственности, который
позитивисты считали священным. Конт резко выступал против идей коммунизма и
тезиса, что «от форм собственности зависит регуляция человеческой
деятельности». В позитивистском обществе собственность должна была
рассматриваться как аккумуляция общественного богатства, а те люди, которые
сумели создать и приумножить собственность, — как служители человечества. В
«Рассуждении о целостности позитивизма» О.Конт выдвинул неясную идею о
промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических
специалистов, из которого должны выбираться три диктатора (триумвират),
руководящие делами промышленности, сельского хозяйства и финансов,
сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной
власти. Моральная же власть должна была быть отделена от политического и
хозяйственного управления и находиться в руках специально предназначенных
для ее осуществления людей — философов и деятелей искусства.
Пространные рассуждения о всеобщей любви, порядке и прогрессе
прикрывали реакционный политический смысл идеи корпоративного строя, в
котором духовный авторитет сосредоточен у касты философов, материальные
возможности и власть — у капиталистов, а на долю пролетариата оставался
труд, приносящий ему моральное удовлетворение и общественное признание.
Социальные преобразования, прокламированные О.Контом, были направлены не на
ликвидацию антагонистических общественных отношений, порождаемых частной
собственностью, а на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-
моральную реформу сознания. Учение О.Конта было антитезой все шире
проникавшему во Францию марксизму, типичной доктриной «середины».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О.Конт стал идейным предтечей индустриального общества, сверху донизу
построенного на рациональных началах, ранним идеологом технократизма и
техногенной цивилизации. В таком обществе ведущей идеологией должен стать
тезис весьма опасного утопизма: разум не совершает ошибок в построении
социального мира. Однако в этом мире, апологетом которого выступает О.Конт,
нет места индивиду, человеку — есть только Человечество. Человек Конту не
интересен. Теория, оправдывающая действия Человечества, неизбежно проявляет
крен в сторону тоталитаризма и авторитарности, давления на личность. И
тогда наука превращается в свою противоположность, становясь апологией
политического и любого другого диктата. Но современный человек сделал свой
принципиальный выбор . Его приоритет — частная жизнь каждого человека с её
насущными проблемами. Для социальной науки именно личность оказывается в
центре внимания.
В заключении необходимо отметить тот факт, что наследие О.Конта всё-
таки имеет
положительное значение и в наши дни. И значение это, невзирая на то, что
общее развитие позитивизма учёного завели его в философский тупик, состоит
в создании им социологии, как науке об обществе.
Труды О.Конта положили начало ранней теоретической классике
социологии. Он создал понятие «социология» и несколько семейств общих
социологических понятий. Эти общие понятия стали своего рода «оболочкой»
программы построения новой области социального знания. Но их автор, не
нашел способов их практического использования, которые позволили бы
представлять их в виде количественных данных. Например, О.Конт
сконструировал понятия «социальная статика» и «социальная динамика». Но
какая реальность стояла за этими понятиями? По О.Конту, этих понятий было
достаточно, чтобы переходить к непосредственно наблюдаемым фактам, событиям
истории. Но на самом деле, как мы теперь знаем, по пути к фактам необходимо
было вводить целый ряд опосредствующих понятий: по пути от «статики» -
таких понятий, как структура, институт, группа, класс, статус и других, а
по пути от «динамики» - таких, как процесс, конфликт, роль, лидер и иных. В
нашем сознании эти понятия возникают как нечто само собой разумеющееся, но
во времена О.Конта они не существовали. В сознании О.Конта их также не
было.
Тем более, не было у О.Конта представлений о необходимости
целенаправленного создания социологом количественных данных относительно
интересующей его реальности. О.Конт видел свою задачу более возвышенно: ему
сразу нужны были общие законы истории. Те самые, которые он интуитивно
открыл еще в 1822 году. Как мы теперь понимаем, это были не собственно
социологические, а социально-философские открытия. Необходимо отличать
вклад О.Конта в социальную философию от вклада в социологию.
Многие идеи и понятия, выдвинутые О.Контом, прочно вошли в оборот
западной социологической мысли. К таким идеям принадлежит взгляд на
общество как на органическое целое наиболее крупного последователя О.Конта
во Франции Э. Дюркгейма и позднее в структурном функционализме Т. Парсонса.
Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования
общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную
интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во
французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение
оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся
по принципам естественно-научного знания. Американская социология началась
с усвоения основных идей и трудов О.Конта, которые стали теоретическим
основанием и массовой идеологией практического проведения социальных
реформ. И в их проявлении молодая нация действовала с редкой
целеустремлённостью, постоянно проявляя положительное, исполненное веры и
решимости умонастроение, которое как сильный мобилизующий фактор
способствовало утверждению в стране общего мира и прогресса.
Ученые остаются в истории науки своими достижениями. Созданием
социологии как новой области знания О.Конт вписал свое имя в историю
мировой науки. Новый термин «социология» довольно быстро был принят и во
Франции, и в других странах. Его стали использовать: Джеймс Милль, с
которым Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Тённис и другие
выдающиеся ученые того времени. Многие из них восприняли не только термин,
но и в целом позитивистский подход к изучению социальных явлений.
Позитивистская социология стала приобретать характер международного
направления. Идея социологии витала в воздухе. Не О.Конт, так кто-то другой
выполнил бы эту работу. Но истории науки известен тот факт, что сделал это
именно О.Конт.



ЛИТЕРАТУРА

1. О.Конт «Дух позитивной философии», Изд-во «Вестник Знаний», СПб., 1910

2. М.В. Синютин "О. Конт и современная социология: к 200-летию со дня
рождения", Журнал социологии и социальной антропологии, т. 1, 1998, № 2
(http://www.zhurnal.ru/magister/library/be/k/ko0002.htm)

3. М.В. Синютин «Огюст Конт и наше время», Социологические исследования,
М., 1999, №1

4. Г.С. Батыгин «Огюст Конт: взгляд из России», Вопросы философии, М.,
2002, №8
(http://publications.isras.ru/Publications/Batygin)

5. Г.В.Осипов «История западной социологии: Огюст Конт и возникновение
позитивистской социологии»
(http://union-sd.boom.ru/e10/gl_01.htm)

6. Р.П.Шпакова «Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему», Социальные
исследования, М., 1999, №3

7. М.В.Пашков, А.Н.Соколов «О.Конт — основатель системно-эволюционной
(интеллектуальной) модели общества», Философия и общество, М., 2001, №4
СОЦИОЛОГИЯ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
8. Е.Л.Петренко «Был ли Огюст Конт сциенистом? (О взглядах на общество и
историю)», Философия и общество, М., 2000, №4

9. С.Д.Савин «Политическая стабильность в изменяющемся обществе
(Социологическая постановка проблемы)», Вестник Санкт-Петербуржского
университета, серия 6, СПб., 2000, 22 номер

10. Н.И.Лапин «Когда и как Огюст Конт ввёл термин «sociologie», Социальные
исследования, М., 2003, №4

11. А.Д.Миголатьев «Ведущие течения современной западной философии»,
Социально-гуманитарные знания, М., 2002, №3

12. М.А.Дрюк «Позитивизм против философского импрессионизма — модельно
резонансный подход», Полигнозис, М., 2002, №4

13. А.В.Перцев «Философия как весёлая наука», Вестник Московского
университета, серия 7 «Философия», 2000, №3

14. В.С.Соловьёв «Огюст Конт»
http://www.zhurnal.ru/magister/library/be/k/ko0002

15. С.Н.Булгаков «Основные проблемы теории прогресса»
(Статья из сборника "Проблемы идеализма")
(http://www.vehi.net/bulgakov/progress.html)





Новинки рефератов ::

Реферат: Экзаменационные билеты из Плешки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Схемы по лекциям по Педагогике и Психологии высшей школы (Педагогика)


Реферат: Религиозное воспитание (Педагогика)


Реферат: История (История)


Реферат: Функции социологии (Социология)


Реферат: Організація обліку грошових коштів (Аудит)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)


Реферат: Дедовщина как социально-психологическое явление (Психология)


Реферат: Особенности пространственного мышления речи у детей с дизартрией (Педагогика)


Реферат: Программирование на Borland С++ (Компьютеры)


Реферат: Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса (Психология)


Реферат: Общие положения об обязательствах (Право)


Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко (Искусство и культура)


Реферат: Учет и аудит отгруженной и реализованной продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Воронеж XVI в. (История)


Реферат: Мир в котором мы живем (путешествие в глубь материи) (Физика)


Реферат: Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте (История)


Реферат: Военные реформы Путина (История)


Реферат: Таможенные органы и органы безопасности (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист