GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные группы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные группы (Социология)





РЕФЕРАТ

На тему :


Социальные группы



СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Группы: их виды, размеры, структура. 3
2. Развитие группы. Общие качества группы. 9
3.Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. 11
4.Пример социальной группы - семья 13
Классификация семьи 14
Суть и смысл семьи 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованной литературы 20



Всюду и всегда человеческие
существа живут в ассоциации
друг с другом.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений
между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне
важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию
следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений,
которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки
зрения социальной, производственной, экономической, бытовой,
профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться,
что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление
понятия “группа”».( С одной стороны, в практике, например, демографического
анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы:
произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку
необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается
реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены
одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены
в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом
осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы: их виды, размеры, структура.


Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и
реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не
официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные,
контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал
«неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества
- это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или
менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так,
семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и
воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды
участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое
присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах:
члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,
временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для
длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,
заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят
исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы).
Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер.
Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию,
другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные
общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются
организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный
характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные,
социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых
внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”).
Первичная или ограниченная группа является основой для человека это -
семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы
- большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный
клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна
команда - первичная группа.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить
классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь
различных принципов, на основании которых строились такие классификации.
Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип
структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако
общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности
группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и
реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но
среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют
в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В
отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-
психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности
реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные
группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так
называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле
социальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены
которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в
непосредственном личном общении, что является основой для возникновения
эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной
моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости,
общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным
жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути
создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты
этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций
условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп
в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.И что ценно, в
лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще-психологический
принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого
уровня образования.
Одни из примеров исследования малых групп были Хоторнские эксперименты
(1927-1932).
Тема: Повышение производительности труда.
1) Условия труда — фактор производительности.
Факторная характеристика — освещенность рабочего места,
нейтральная — содержание труда,
контрольная — производительность труда.
2) Организация труда
Факторная характеристика — продолжительность и частота перерывов,
дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
3) Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к
массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была
новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих.
Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают
темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение
своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер
взаимоотношений между рабочими и администрацией.
4) Гипотеза: характер взаимоотношений в группах —— главный фактор
производительности труда.
Оказалось, групповые нормы — главный фактор производительности труда.

Выводы из эксперимента:
Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу
управленческой доктрины человеческих отношений.
Суть доктрины:
- Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено
вознаграждением групповым
- Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением
социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.
- Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя
некоторую демократизацию управления, манипулируя системой
экономических и моральных поощрений.
Еще один метод для изучения малых групп:
Метод социометрии (Я. Морено)

Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные
отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура
общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.
Социометрия — проект социальной науки в целом. Основная идея этого
проекта — малая группа – модель общества, на ее примере видно, что для
жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными
обязанностями, так и структура эмоциональных отношений — структура
эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.
Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно.
Структура эмоциональных привязанностей часто не совпадает с объективной
структурой групп, не совпадение этих структур, как в малых группах, так и в
обществе в целом, является источником конфликтов, ведет к появлению людей,
лишенных богатства эмоциональных связей.
С т.з. Морено социометрия не только метод изучения, но и народная
социология, которая включает людей в социальное экспериментирование (Морено
изобрел методы социодрамы и психодрамы, которые помогают человеку
утвердиться в обществе, быть самим собой). Цитата, характерная для проекта
Морено: в проекте Морено «само человечество становится экспериментатором, а
бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов
совместно думающих участников». Социометрия в современной социологии — это
метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан
на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно
(как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на
том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях
выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос –
социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут
получены результаты.
По результатам социометрического опроса заполняется таблица,
представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н.
социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены
графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру
межличностных связей.


|Социоматрица |
|Кто |1 |2 |3 |4 |5 |( |
|1 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |
|2 |0 |0 |0 |1 |0 |1 |
|3 |1 |0 |0 |1 |0 |2 |
|4 |1 |0 |1 |0 |0 |2 |
|5 |0 |0 |1 |1 |0 |2 |


Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно
сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти
“большие” группы также представлены в социальной психологии неравноценно:
одни из них имеют солидную традицию исследования на Западе (это по
преимуществу большие, не организованные, стихийно возникшие “группы”, сам
термин “группа” по отношению к которым весьма условен), другие же, подобно
классам, нациям значительно слабее представлены в социальной психологии в
качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие
в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в
частности при исследовании способов воздействия в ситуациях вне
коллективного поведения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности:
формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но
еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и
коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со
специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности
можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы
представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология, с. 194»:



Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют
объект исследования в социальной психологии.
Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы:
композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы,
групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может
приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего
подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав
группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным
показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае,
например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов
группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы,
особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае
начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта
исследования.
Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней
носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко
можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных
близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на
практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому
можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой
наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их
внимательное изучение может дать очень много полезной информации для
понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе
или коллективе.
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
социальные классы;
различные этнические группы;
профессиональные группы;
возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,
молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это
класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы
сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава
группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа
связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует
несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура
предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.
“Соединение” процессов, протекающих в группе и других
характеристик группы - до сих пор не вполне решенная для социальной
психологии проблема. Если последовательно идти по пути, заложенным исходным
методическим принципом, то к групповым процессам прежде всего следует
отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы.

2. Развитие группы. Общие качества группы.


Непосредственно общие качества группы:
Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с
другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее
удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу
в целом в направлении осуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее
личностей.
Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие
группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов
деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,
преобладающей эмоциональный настрой группы;
интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и
установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и
препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные
уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров
групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого
подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное
представление о развитии группы по характеристике групповых процессов
допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие
групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д.. С точки
зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных
групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения
различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием
подобных методик для исследования, например, психологического облика
классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается
убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному
анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие
взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова,
без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может
претендовать на успех.( По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение
психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из
проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика
роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах
формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически
конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие
содержательные элементы общественной психологии возникают на основе
исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь
«доведет» до индивида через посредство малой группы и межличностного
общения». Поэтому социльно-психологический анализ больших групп можно
рассматривать как “ключ” к познанию содержания психики индивида.
Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания
содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые
социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй
психологических характеристик определенных групп людей: характер
общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в
революционных движениях, сложные процессы формирования общественного
мнения.

3.Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.


Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-
ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для
которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим
качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены
группы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия может
уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном
направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне
группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным
эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими
социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью
создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и
отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная
психология» так обозначен Выгодским Л.С.: Психология, исследующая
социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная»
психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но
это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем
другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии
может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной
психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная
психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих членов
развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше
уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным,
человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть
социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для
достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе
решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности
определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным,
индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,
начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование
группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как
человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В.
Петровский считает при классификации групп определять степень их развития,
учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от
ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей,
связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим
образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием
групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только
личностно значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но
ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно
ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные
цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей
достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь
выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно
лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и
особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает
напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных
установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным
группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным.
С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками,
обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны
- изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп
теми кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на
уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают
связаны с нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые
употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с
которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая
теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух
видов отношений между индивидом и группой ( Современная зарубежная СПС - с.
197).
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа
находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для
проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть
худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от
коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет
для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с
одновременным торможением лучших устремлений.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе - диаде. Они представлены
близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой
малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с
другими, окружающими их людьми.
По этой причине более представительной моделью отношений является система
взаимоотношений, существующих в микрогруппе триаде.

4.Пример социальной группы - семья


Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или
усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном
доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования
крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на
Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том,
что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой
носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений:
функционализма и теории конфликта.
Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее
функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние
200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как
кооперативного трудового объединения, а также с ограничением
возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди
основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней
принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития
промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным
образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее
членов.
Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению
власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в
большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть.
По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья
преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с
современным вариантом этой концепции семья являются местом, где
осуществляется экономическое производство и перераспределение
материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами
каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.


Классификация семьи


Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу
распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также
происхождению и способу наследования имущества.
1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных
отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся
биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся
усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений
существуют 2 основных типа семейной структуры:
нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них
зависят.
расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает
нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку,
внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может
быть, и основным социальным объединением.
2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских
островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма
брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной.
Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией
называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется
полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил
название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими
мужчинами и несколькими женщинами.
В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1
мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ
соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не
находит широкого распространения даже в тех обществах, где они
считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин
значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.
Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы
брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в
определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье,
передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на
отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого
брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую
жену(Кенкель, 1977)
Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы.
Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин
погибает на войне.
3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых
расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот
термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип
власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии,
Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе
власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются
редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной
семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа
работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой
системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в
равной мере.
4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне
определенных групп(например, семей или кланов), являются правилами
экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие
заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна
для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом
эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или
половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными
родственниками.
5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов
предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут
отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является
патрилокальное местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в
семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой
является матрилокальное местожительство, молодожены должны
жить с родителями невесты или поблизости от них.
6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем
определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее
распространенной является родословная по мужской линии, где основные
родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых
случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах
определения родословной по линии жены. Имущество матери становится
собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает
брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система,
основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40
процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в
равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.


Суть и смысл семьи


Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было)
произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала
бы социальным институтом, находящимся под защитой государства.
Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только
вас.
Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество –
человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и
подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении
существует только одна колба-инкубатор – семья (сегодня, разумеется, в
органическом единстве с общественными учреждениями обучения и
воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле –
непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы
нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа,
наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие
учреждений образования и культуры.
В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между
собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во
все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым
несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем
мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь
«святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по
крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия
«разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей – это ваше личное
дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в
возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи
бездетны.
Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к
самоубийственным последствиям для общества. Но это – для общества, а
для личности, для самого человека, для нас с вами?
Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех
обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя
имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то
дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить
столько сил? Ну что он может дать?
Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он
помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее,
полноценнее.
Все это – одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше
ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро
«окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его
женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым,
в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» -
единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий
не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они
разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а
потом – бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя
собственная, ее государство платит.
Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И
еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и
должен быть союзником. Мало того – другом, самым надежным и верным
другом, что раньше было не часто.
Одна из основных социальных потребностей каждого человека – в
самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть
в чем-то был Учителем. Это – не честолюбие. Это – нормальная
потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко,
как если бы его унижали.
Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках,
наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно
создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в
самоутверждении.
Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног
каждому можно – и для полноценной жизни даже нужно – стать в точности
таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей.
Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в
раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно
пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный!
Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от
назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое
самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он
мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в
другом выглядел, как пошлый шут.
Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка,
особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное
воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу
становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится
под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются
те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его
результаты различные факторы, стороны, особенности
жизнедеятельности семьи.
Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух
родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе
отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя,
добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты -
инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми,
возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл.
Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может
быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего
развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает
одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают
взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному
становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь
взрослого человека.
Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше
будущее. И завтра, и через много лет.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых
групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик
участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой
работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и
отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс,
Соч. Т.46 с.214
Различие между индивидами является основным двигателем развития их
взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не
крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже
молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность
человека, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности
участвуют самые разные системы факторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-
психологическим параметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы,
их состояние, исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является
фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он
является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно
ценные ориентации группы.



Список использованной литературы


1. Сухомлинский А.В. О воспитании. М.: Политиздат. 1985.
2. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова,
Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ. 1974.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1979.
4. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.:
Политиздат. 1975.
5. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.:
Просвещение. 1991.
6. Вопросы психологии. 1971, № 9



-----------------------

ГРУППЫ



Реальные



Условные



Лабораторные



Естественные



Большие



Малые


Организованные

Не организованные

Становящиеся


Коллективы


Социограмма

4

5

1

3

2






Реферат на тему: Социальные группы, классы, статы

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ПРИБОРОСТОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ В
ГОРОДЕ УГЛИЧ



Кафедра «СОЦИОЛОГИИ»



Реферат по СОЦИОЛОГИИ
на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ, СТРАТЫ, СЛОИ»



Шифр:96207 |Кафедра: ПР | | | | |Студент: Алещенко Д. А. |Преподаватель:
Сакина Л.П. | |Дата 30.03.2000

Подпись:_______________________ |

Подпись:___________________ | |
Углич 2000 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
Введение |3 | |Глава 1 Базовые характеристики общества |4 | |Глава 2
Социальная стратификация |7 | |Глава 3 Социальные классы |9 | |Заключение
|12 | |Список использованных источников |13 | |



ВВЕДЕНИЕ
Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру социальные
общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших групп,
оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в
производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы
видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в
пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие
формальные границы, которые контролируются определенными конституционными
отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не
могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами
таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или,
образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.
Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди воспринимают
других по принципу принадлежности к определенному имущественному слою, по
происхождению, по принадлежности, по должностному принципу.
Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп, членство которых
основано на совпадении или близости социального статуса.
Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться
различиями в социальных позициях.
Такие группы формируются в обществе в результате процессов дифференциации и
стратификации. Для того чтобы понять механизмы этих процессов, мы должны
определить природу таких базовых характеристик общества, как гетерегонность
и неравенство и выделить систему параметров составляющих основу этих
характеристик.



Глава 1.

БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА

Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми,
привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с
тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Феномен
социального пространства является предметом исследования многих социологов
прошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П.
Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой
научного подхода социальных проблем. Однако основные идеи относительно
природы социального пространства сформулированы П. Сорокиным в его
классической работе «Социальная мобильность».
Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в
социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или
близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения
друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей,
чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к
другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинаю
неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе
подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того,
многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или
одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как
правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и
антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими
структурами мышления.
В связи с этим, достаточно важными для научного анализа
обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы,
кат как они представляют собой совершенно разные системы социальных
отношений и несут в себе совершенно разное содержание.
Для определения различий в принадлежности к Этой или иной социальной
общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные
структурные характеристики современного общества. Американский социолог П.
Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в
обществе.

|Номинальные параметры |Ранговые параметры |
|Пол |Образование |
|Раса |Доход (заработная плата) |
|Этническая принадлежность |Богатство (наследство или |
| |накопление) |
|Вероисповедание |Престиж |
|Место жительства |Власть |
|Политическая ориентация |Происхождение |
|Язык |Возраст |
| |Администаривная должность |
| |Интеллигентность |
| | |


Представленные выше параметры могут быть отнесены как к отдельному
индивиду, так и к каждой социальной группе. Совокупность этих параметров и
будет определять место индивида или группы в социальной структуре.
Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум
важнейшим характеристикам социальной структуры – гетерогенности и
неравенству.
Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества
описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью
этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить
индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя
определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой
более низкое место в социальной структуре. Например нельзя сказать, что
человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое
или более низкое место, чем человек исповедывающий иное религиозное учение.
Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на
протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то
что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и
никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической
практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных»
обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и
принуждения одних социальных групп другими.
Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в
природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам,
внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на
удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально
возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к
закреплению социальных статусов.
Относительно примитивная культура не создает социальных норм
относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие
социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных
институтов предполагает наличие более сложной сети взаимно пересекающихся
обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное
перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим
данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные,
энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат
преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают
возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В
ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов
начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа
представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение
индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание
законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.
Следующим формирования отношений неравенства является закрепление
существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе
обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы,
которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или
социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его
распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся
ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус
индивида или группы.


Глава 2.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИЦИКАЦИЯ

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих
значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы.
Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти
группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного
статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной
социальной структуры, характера распределения ценностей между различными
группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как
функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся
перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к
теории социальной стратификации.
В настоящее время наиболее влиятельной точной зрения на процесс
формирования социальных страт можно считать теорию стратификации К. Дэвиса
и У. Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему
размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок
в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам и
побуждать и выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам.
Общество может избрать два пути мотивации для наилучшего исполнения
социальных ролей. Так, конкурентная система направлена прежде на
мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного
статуса, в то время как неконкурентная система в отношении социальных
статусов больше внимания уделяет мотивации к выполнению функциональных
обязанностей, т.е. вклада в деятельность общества как целого. Общество
любой социальной структурой использует обе эти системы, только в разной
степени.
Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам и их
мотивации реализуется практика вознаграждения, которое может использоваться
как для побуждения успешного выполнения индивидами своих ролей, так и для
поддержания системы неравного распределения этого вознаграждения в
соответствии с занимаемыми статусами. Таким образом, в любой социальной
системе вознаграждение должно распределяться дифференцированно в
соответствии с занимаемыми социальными статусами. Для этой цели создаются и
узакониваются права каждого социального статуса в отношении вознаграждения
со стороны общества.
Следует отметить, что данная теория стратификации в настоящее время
является сомой разработанной и теоретически обоснованной.



Глава 3.
СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Несмотря на то, что социальный класс является одним из центральных
понятий в социологии, относительно содержания этого понятия у ученых до сих
пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового
общества мы находим в работах К. Маркса. Можно сказать, что социальные
классы у Маркса – это экономические детерминированные и генетически
конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или
отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа
и пролетарий в капиталистическом обществе – это антагонистические классы,
которые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющим сложную
иерархическую структуру, основанную на неравенстве
Несмотря на пересмотр, с точки зрения современного общества, многих
положений классовой теории К. Макса, некоторые его идеи остаются
актуальными в отношении существующих в настоящее время социальных структур.
Это в первую очередь относится к ситуациям межклассовых конфликтов,
столкновений и борьбы класса за изменение условий распределения ресурсов. В
связи с этим учение Маркса о классовой борьбе в настоящее время имеет
большое количество последователей среди социологов и политолог многих стран
мира.
Субкультура социальных классов. Каждый социальный класс – это система
поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние
доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свой
ценности, модели поведения и идеалы.
В современном обществе социальная дистанция между представителями
социальных классов сократилась. Тем не менее мы наблюдаем весьма
значительные различия в нормах поведения, идеях и образе жизни у различных
классов нашего общества. Это находит выражение в существовании
специфических отличительных и культурных черт. Например, наличие машины
определенной марки, качество одежды и манера одеваться характеризуют
«нового русского» как представителя возрождающего класс собственников.
Модели классовой структуры общества. В настоящее время существует
большое количество моделей классовых структур, причем социологи сейчас
приходят к мнению, что в современном обществе основа этих структур остается
неизменной, а меняются лишь отдельные структурные единицы в зависимости от
культурных, экономических, структурных и других особенностей каждого
общества.
Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее
известной следует считать модель У. Уотса, которая явилась результатам
исследований, приведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все
современные западные модели классовой структуры общества в той или иной
степени содержат элементы модели Уотсана.
При проведении исследований Уотсон и его коллектив первоначально
ориентировались на достаточно простую трехзвенную систему классового
разделения общества: высший класс, средний класс, низший класс. Однако
результаты исследования показали, что целесообразно внутри каждого из этих
укрепленных классов выделить промежуточные классы. В итоге модель Уотсона
приобрела следующий вид:
Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых
династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и
престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что
практически не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и других
социально-экономических изменений в обществе.
Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы
крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы
или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший
класс, так как либо считаются выскочками, либо не имеют достаточного
влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно
представители этого класса ведут жесткую борьбу и зависят от политической и
экономической ситуации в обществе.
Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов,
наемных управляющими фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся
спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на
влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях
деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях
деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного
класса обычно говорят как о богатстве нации.
Низший средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние
и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители
подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В
настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее
многочисленен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках
данного класса, успех и карьера.
Высший-нисший класс составляют в основном наемные рабочие, которые
создаю прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих
отношениях зависимым от высших классах в отношении в получении средств к
существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования
боролся за улучшение условий жизни.
Нисший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные,
иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.
Что касается России то выше приведенная модель не совсем подходит,
более приемлемой можно считать модель Н. И. Римашевской которая выглядит
следующим образом:
«Общероссийские элитные группы».
«Региональные и кооперативные элиты».
«Динамический средний класс».
«Аутсайдеры».
«Маргиналы».
«Криминалитет».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, что социально-классовавя структура
строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как
гетерогенность. Система неравенства формируется исходя из базовых
параметров общества, к которым относятся доход, происхождение должность
власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных
статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в
вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Фролов С. С. Основы социологии, Юристъ, М.,1997 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет на Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Машиноведение (Технология)


Реферат: Объекты правоотношений по социальному обеспечению (Право)


Реферат: "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека (Философия)


Реферат: Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943 (Музыка)


Реферат: Верование в демонов в древние времена на Украине (Религия)


Реферат: Сборка замка убранного положения основной опоры шасси самолета Ту-204 (Авиация)


Реферат: Активные формы работ на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Компьютеры)


Реферат: Понятие иска (Право)


Реферат: Общность идей Мора и Кампанеллы (Литература : зарубежная)


Реферат: Люблінська та Берестейська унії (История)


Реферат: Рекомбинантные вакцины (Генная инженерия) (Биология)


Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)


Реферат: Совість Риму - соціо-культурна роль стоїцизму (Философия)


Реферат: Финансовый анализ в управлении отделением Сбербанка (Банковское дело)


Реферат: Перспективы развития компьютерной техники (Компьютеры)


Реферат: Госдума и Госсовет в период с 1905 по 1917 гг. (История)


Реферат: Ноутбук (Программирование)


Реферат: Вассально - ленные отношения (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист