GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Огюст Конт как основатель позитивной социологии (Социология)



ПЛАН.

1. Введение. Зарождение социологии как науки.
2. Огюст Конт - основатель позитивизма и позитивистской социологии.
3 Идейные истоки творчества О. Конта.
4 Основные идеи.
. классификация наук
. идея «социальной системы»
. семья в понимании О. Конта
. «прикладная социология»
9 Закон трех стадий.
. Теологическая стадия
. Метафизическая стадия
. Позитивная стадия
13 Предмет и задачи социологии
14 Методы социологии
3. Заключение.



ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПОЗИТИВНОЙ НАУКИ
ОБ ОБЩЕСТВЕ - СОЦИОЛОГИИ.


Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в
конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от
средневекового сословно-монархического устройства к новым формам
организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные
эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным
устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали
позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности.
Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в
структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные
тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти
изменения.
Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение
между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и
естественнонаучными дисциплинами - с другой, как раз и явилось тем полем
научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной
философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических
концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе,
которая бы соответствовала методам естественных наук. В силу этого в
область социального познания начали вторгаться не только строгие научные
методы (наблюдение, эксперимент и т. д.), но и некоторые онтологические
модели пронатуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм,
структурализм, эволюционизм и т. д.). Поэтому с момента своего появления
социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и глубокие тени
естественнонаучного схематизма в понимании своего объекта исследования, что
определялось соответствующим уровнем развития естествознания.
И нет ничего удивительного в том, что с момента возникновения
социологии и вплоть до наших дней идет спор о собственном предметном поле
социологии и специфике ее познавательных средств.
Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст
Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В
1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен
за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с
1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.
На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье
и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но
особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-
социологической литературе на эту тему высказываются различные мнения. Так,
Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные идеи заимствовал у Сен-
Симона. Другие авторы, напротив, подчеркивают оригинальность концепции
Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.
Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было
существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную
интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического
социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных
убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка,
жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей
утопического социализма, проповедовал классовый мир и категорически защищал
частную собственность, чем и объясняется холодное отношение к нему Маркса и
его последователей.
Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был
опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло «Рассуждение о духе позитивной
философии», в 1851 - «Позитивистский катехизис», в 1851-1854 годах -
«Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию
человечества» (в 4 томах), после смерти - «Завещание Огюста Конта» (в 4
томах). Умер О. Конт в бедности, забытый своими учениками и
последователями.
Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен,
которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и
социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных
институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и
взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать
идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к
новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия
человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные
возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая
должна заменить религию и стать основной организующей силой общества. Свою
историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию»
будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования:
религии, политики, социальной практики и т. д.
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знания к
ограниченному числу простых и ясных положений, например к законам Ньютона,
была популярной еще в XVIII веке. Однако Конт стремился к органическому
синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически не
сводятся к простым законам физики. «Я имею в виду рассмотреть - писал Конт,
- как каждая из основных наук относится ко всей позитивной системе и какой
характер ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее существенные методы
и ее главные результаты».
Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по
времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к
конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному),
по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в
следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология.
Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук,
является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому
возникла раньше всех других форм научного познания. Социология напротив -
непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже
других, так как опирается на их достижения.
В своей классификации наук Конт пытался избежать упрощенного
редукционизма. Появление социологии он связывает не только с новой стадией
развития общества, но и со всей историей развития науки. Без становления и
укрепления духа «позитивных» наук, без использования методов
экспериментального естествознания социология невозможна. Она возникает на
почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Каждая
предшествующая наука в классификации Конта становится предпосылкой
появления последующей, более сложной. Но «высшие» науки несводимы, как по
содержанию, так и по методам, к низшим. Наиболее близкой и родственной
социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета
исследования, каковым выступает целостная система, поэтому в биологии и
социологии нельзя следовать аналитическим путем, т. е. двигаться от части к
целому. Сообщество животных или человеческое общество - это не механический
агрегат индивидов, а нечто цельное, обобщенное. Эта целостность существует
самостоятельно и определяет свойства составляющих ее частей Соответственно
движение познания должно идти от целого к части. Идеи системности общества
высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил
эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и
его критика сторонников социологического номинализма, в том числе
«социальной физики» Кегле, решение использовать особый термин для
обозначения новой социальной науки - социология.
В основу построения социологии как самостоятельной науки О. Конт
положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существования
общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы
которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.
В концепции Конта индивид является абстракцией, т. е. не существует
самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает
первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным
законам. Причем из всех существующих систем общество отличается наибольшей
сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям. Биологические
организмы в этом отношении значительно более стабильны. В обществе же
каждое состояние определяется предшествующим и влияет на будущее.
Социальные явления по своей природе историчны. Однако в качестве общего
предмета социологии Конт, следом за Кондорсе, объявляет глобальное
общество, Человечество. Конта интересует не столько смена общественных
систем (как, например, в теории формаций К. Маркса), сколько перемены в
системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это
противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений
и формальнологическим анализом общества как такового нашло свое выражение в
делении социологии на социальную статику и социальную динамику, что
потребовало от Конта общих определений понятий социальной целостности, ее
структуры, порядка и прогресса.
Социологической концепции Конта не чужд диалектический подход, ибо
предполагается, что социальная статика и социальная динамика направлены на
изучение синхронного действия законов функционирования и развития общества.
Задача социальной статики - систематическое исследование связей между
элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный
порядок.
Как и многие другие мыслители ранее, Конт начинает анализ «социальной
статики» с семьи, видя в ней основную клеточку социального организма. Семья
выступает у Конта спонтанным источником морального воспитания, естественной
базой политической организации. Распад семьи равносилен гибели общества.
Семья - это первичная, естественно складывающаяся, основанная на силе
чувств форма объединения людей, из которой вырастают более широкие
общности: племя, народ и др. Свои социальные качества индивид приобретает
прежде всего в семье. Конт романтизирует традиционную патриархальную семью
с ее авторитетом, четким разделением обязанностей, развитым чувством долга.
Будучи наиболее стабильной ячейкой общества, семья выполняет самые важные
функции: социализации, сохранения культурного наследия, согласования
устремлений различных поколений, способствуя равновесию между традицией и
новаторством. Конт воспроизводит консервативные рассуждения о положении и
роли женщины в семье, оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной.
Наряду с семьей основным условием существования социального организма
является разделение труда, возникающее под влиянием естественных
потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно
усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между
отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность,
мораль. В отличие от либеральных сторонников свободной конкуренции Конт
считал, что экономические связи сами по себе не гарантируют стабильности
общества, не могут обуздать разрушающее влияние эгоизма и агрессивности.
Они должны быть дополнены политическим принуждением. Но и этого
недостаточно для нормального функционирования общества, так как устойчивая
социальная связь предполагает определенное единство верований, убеждений и
социальных чувств. Это совершенно необходимое согласие обеспечивается
религией и церковью.
Общий механизм социальной интеграции (порядка) и структура общества
вытекают таким образом из антропологической концепции человека как
преимущественно эгоистического существа, склонного к агрессии,
руководствующегося скорее чувствами, чем разумом. Это обстоятельство делает
необходимым существование специальных институтов, регулирующих поведение
индивидов как бы изнутри, через мир чувств и эмоций. Конт приходит к
убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом
поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием -
«позитивная философия». Такая религия объединит разум и чувства. Конт с
большим энтузиазмом и педантичностью разрабатывал культ новой религии,
систему обрядов, освящавших все важные события в жизни. В своей утопии он
ставил задачу объединения всех людей почти полного подчинения
индивидуального общественному. В осуществлении своего проекта Конт возлагал
надежды на пролетариат при условии его освобождения от развращающего
влияния социалистических учений. В этой всемирной федерации будут
царствовать мир и согласие, богатство и собственность будут служить общим
интересам.
Конт высоко оценивал разделение между светской и духовной властями в
феодальной Европе. В своем проекте, который он противопоставлял
классическим утопиям как научно обоснованный, вытекающий из
естественноисторического хода событий, Конт предлагал отделить моральный
авторитет от экономической власти. Последняя находится в руках
промышленников и специалистов. Моральный авторитет поддерживает каста
философов, художников, поэтов. Конт категорически отстаивал принцип частной
собственности как необходимую основу стимулирования и организации труда и
накопления богатства.
В своей попытке создать «прикладную социологию» Конт столкнулся с
проблемой ценностей и способов воздействия на внутренний духовный мир
человека. Предложенный им «субъективный метод», направленный на изучение
этого специфического мира, противоречил ранним позитивным установкам.
Однако различия между ранними и поздними работами Конта не столь
существенны, как это часто представляется в историко-социологической
литературе. Проект «позитивной религии» не означал возвращения общества к
старому состоянию, к вере в сверхъестественные начала. Он логично вытекал
из антропологических и функционалистских идей основоположника позитивизма.
Новая религия должна была выполнять функциональную роль регулятора
социального поведения, обеспечивать единство верований и чувств, без
которых, как предполагал Конт, не может существовать ни одно общество.
Как теоретик исторического процесса Конт менее оригинален, чем как
исследователь социальной структуры. Основные идеи его исторической
концепции заимствованы из трудов французского историка XVIII века Тюрго,
Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика у Конта призвана
раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых
распространяется на все сферы общественной жизни. Как уже отмечалось, Конт
подчеркивал взаимозависимость всех элементов социального организма, однако
решающая роль здесь отводится духовной сфере. Развитие общества предстает
как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление
«закона трех стадии»: теологической, метафизической и позитивной.
Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а следовательно, и
общества продолжалась, по Кошу, до 1300 года. На этой стадии все явления
рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных
сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных
вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация
направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической
стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию
гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных
институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно
должно было столкнуться с догматической системой теологических
представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь
порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя,
законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого
занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая
стадия развития общества.
Эта стадия, стадия распада прежнего общественного порядка, по его
мнению охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого
периода становится метафизический способ объяснения, суть которого
заключается в абстрактно-олицетворенном истолковании сущности вещей и
явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Метафизика,
пишет Конт, пытается, как и теология, объяснить внутреннюю природу существ,
начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений,
но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов (как
это делает теологическое мышление), она их все более и более заменяет
сущностями или олицетворенными абстракциями; в метафизической стадии
умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной
вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы
наблюдать.
Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что
происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции
войны и т. д.). Целое разрушается. И хотя в этом разрушении есть свои
положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новые
экономические и политические идеалы и т. д. ), все же «метафизический дух»
есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического
беспорядка. В какой-то мере это ненормальное состояние общества, которое
нуждается в порядке и дисциплине в нормализации социальной целостности. Для
этого обществу необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению
Конта, и выкристаллизовывается по мере развития научного (т. е.
позитивного) знания.
Суть «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, начинается с 1800
года, заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.
Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не
на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах,
представляющих собой наблюдаемые связи явлений. «В позитивном состоянии, -
пишет Конт, - человеческий разум, признав невозможность достигнуть
абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения
Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело
сосредоточивается, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, на
изучении действительных законов».
С социальной точки зрения новое общество характеризуется победой
альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и
социального мира, осуществляется переход от военного общества к промышленно
развитой системе. Вместе с тем подчеркивается, что и в новом обществе есть
свои как положительные, так и отрицательные моменты, поэтому задача науки
состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от
отрицательных сторон.
Представление Конта о предмете и задачах социологии формировалось под
влиянием либерально-консервативных взглядов. Конт в равной мере выступал
как против традиционалистов, так и против радикалов, объявлявших
единственным условием прогресса революционное разрушение. Стремясь
преодолеть характерное для эпохи Просвещения противопоставление социального
порядка и прогресса, Конт мечтал об обществе, в котором социальный порядок
не приводит к застою, а прогресс - к революционной анархии. Соответственно
главная задача социологии понималась им как описание взаимодействия законов
функционирования и развития общества и выработка оптимальной с этой точки
зрения политики. «Основное согласование между порядком и прогрессом, -
писал Конт, -составляет еще более неотъемлемое преимущество позитивизма. Ни
одна доктрина даже не пыталась произвести это необходимое слияние...
Порядок становится... неизменным условием прогресса, между тем как прогресс
составляет беспрерывную цель порядка». Хотя Конт не смог решить эту
«вечную» проблему, он тем не менее четко сформулировал ее как центральную
проблему социологии.
В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления
общественного целого. Потому предмет социологии не отдельные конкретно-
исторические общества, а общество в целом, общество как система в его
прошлом и настоящем. Нет никакого резона изучать отдельные социальные
явления вне их связи с другими частями общества, как и обществом в целом,
ибо такое изучение теряет свой смысл. Предметная область социологии
охватывает таким образом, по мнению Конта, всю совокупность социальных
явлений. В результате социология превращается в своеобразный компендиум
всех общественных наук, становится их теоретической основой.
Значительное внимание Конт уделил разработке методов социологии.
Критикуя умозрительные рассуждения о методах, Конт предложил программу
систематического изучения исследовательской практики конкретных наук. В
отличие от многих своих последователей Конт хорошо понимал ограниченность
чисто эмпирического подхода к исследованию социальных явлений. Он постоянно
подчеркивал необходимость перехода от фактов к принципам и от принципов к
фактам. «Если, с одной стороны, всякая позитивная теория необходимо должна
быть основана на наблюдениях, то, с другой - для того, чтобы заниматься
наблюдением, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории».
В социологии, по мнению Конта, применимы все основные общенаучные
методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие, но каждый из
них при этом имеет свою специфику. Как и другие науки, социология строит
все здание своей науки на наблюдении. Конт не сумел выработать четких
критериев объективности наблюдения в социальных науках. Однако он
сформулировал ряд общих принципов. Во-первых обосновал саму возможность
использования наблюдения. Возражая против утверждений о ненадежности
исторических свидетельств, несовместимости наблюдений отдельных ученых,
дающих часто противоположные описания одних и тех же фактов, Конт
утверждал, что в этом случае следовало бы отказаться от науки вообще, так
как все они в той или иной мере используют такие свидетельства и
наблюдения, которые нет возможности повторить. Чтобы быть надежным
источником знаний, наблюдение должно опираться на теорию, иначе ученый
запутается в бесконечном многообразии фактов. Ввиду особой сложности
социальных явлений теоретическое обоснование наблюдения здесь особенно
важно. Однако социология еще не располагает «позитивной» теорией. Главная
проблема, по мнению Конта, состоит не в недостатке фактов, а в
неразработанности теории. В социологии возникает иллюзия легкости
наблюдения, поскольку исследователь сам является участником событий. Но
именно такая «вовлеченность» требует преодоления обыденных предрассудков,
группового или личного интереса. Именно теория помогает решить эту главную
задачу, она задает методологические рамки наблюдения. Вместе с тем Конт
хорошо понимал опасность приспособления фактов к той или иной теории.
Поэтому необходимо постоянно перепроверять теории, созданные на основе
наблюдения, с помощью новых наблюдений, на основе более широкого
фактического материала.
Необходимым условием социального наблюдения является четкое разделение
субъекта и объекта познания. В социологии наблюдение возможно только «со
стороны». В этой связи он резко критиковал метод интроспекции. «Внутреннее
наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть
людей, верящих, что они им занимаются». Большое значение Конт придавал
косвенному наблюдению: описанию обычаев, традиций, нравов народов. Таким
образом он сформулировал ряд важнейших методологических положений о
специфике метода наблюдения в социологии, которые и в настоящее время
привлекают к себе пристальное внимание исследователей.
Конт высоко оценивал перспективы применения в социологии метода
эксперимента. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент.
Возможности первого ограничены ввиду сложности осуществления контроля и
искусственного изменения социальных факторов, т. е. условий эксперимента. В
социологии метод эксперимента проявляет себя чаще в опосредованной форме,
как наблюдение за резкими социальными потрясениями, переменами, кризисами,
которые, как и патология организма, помогают лучше понять нормальное
состояние общества, закономерности его функционирования и развития.
Для исследования биологических и социальных явлений наиболее
продуктивен, по Конту, сравнительный метод. В социологии применимы три
основных вида сравнения. Сравнение процессов, происходящих в обществе,
позволяет лучше понять роль нравственных и интеллектуальных факторов,
обнаружить универсальные механизмы общественной жизни. Сравнение различных
обществ, сосуществующих в данный момент времени, но не влияющих друг на
друга, позволяет, исходя из того, что все явления управляются неизменными
законами, переходить от известного к неизвестному. Например, исследуя
общественную жизнь отсталых народов, можно делать выводы о прошлом
европейцев. Путем такого сравнения обнаруживается общее в развитии
различных народов.
Наконец, можно сравнивать различные состояния одного и того же
общества, социальное положение различных классов и групп с целью выявления
определенных этапов развития. Основной недостаток сравнительного метода
состоит в том, что он, классифицируя свойства, ничего не говорит о
последовательности событий. Этот недостаток преодолевается историческим
анализом. Вслед за Сен-Симоном Конт считал исторический метод основным для
социологии, поднимающим ее до уровня «позитивной» науки. Задача
исторического метода заключается в сравнении последовательных состояний
общества с учетом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны.
Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей
развития. Однако полученные выводы нуждаются в тщательной проверке
историческими фактами, а также данными биологической науки о человеке.
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без
основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.
Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего
времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма
критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное
действие неограниченной конкуренции. Общественный прогресс, считал он,
должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки
либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические
отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло
отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе с
тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков.
Попытки Конта найти «средний путь», гармонически сочетающий прогресс и
порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями
всех основных социально-политических движений первой половины XIX века,
однако последующее развитие социологии заставило более тщательно
всмотреться в творческое наследие этого противоречивого исследователя.



ЛИТЕРАТУРА.

1. Елсуков А.Н. и др. История социологии. Минск, 1997.
2. Антология мировой философии. Т. 3. О. Конт. М., 1971.
3. Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1970.
4. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.




Реферат на тему: Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения ГО и действие населения по ним

[pic]
Действия по сигналам
оповещения гражданской обороны
Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых
заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов
гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения
противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического
(биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое
значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника,
когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным
и исчисляться минутами.
По данным зарубежной печати, считается, что своевременное оповещение
населения н возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит
снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового
поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от
оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ
и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения,
организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.
Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не
только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это
обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской
обороны и объектов.
Оповещение организуется для своевременного доведения до органов
гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и
информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника,
радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом)
заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.
Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны
объектов централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение.
Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех
видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры
и средств для подачи звуковых и световых сигналов.
Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а
также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются
указания о порядке действий населения и формирований, указываются
ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода
зараженного воздуха и время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих
веществ.
Сигналы, поданные вышестоящим штабом, дублируются всеми подчиненными
штабами.
С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских
населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения
противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или
другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие
сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога» «Отбой
воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».
В штабах гражданской обороны городов могут устанавливаться разнообразная
сигнальная аппаратура и средства связи, которые позволяют с помощью пульта
включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть,
осуществлять одновременный вызов руководящего состава города и объектов
народного хозяйства по циркулярной телефонной сети, принимать, распоряжения
вышестоящих штабов и передавать свои распоряжения и сигналы оповещения
штабам гражданской обороны объектов и населению.
Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он
предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного
города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание1
Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!» Одновременно с
этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных
средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их
распоряжении средствами. Продолжительность сигнала2-3 минуты.
По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и
все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие
прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями
администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по
технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить
производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные
убежища.
Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое
неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно,
уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому
сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской
обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание
граждане! Отбой воздушной тревоги? Отбой воздушной тревоги». По этому
сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий
покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и
приступают к работе.
В городах (районах, по которым противник нанес удары оружием массового
поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся
вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, «
режимах поведения населения и другая необходимая информация для последующих
действий укрываемых.
Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах,
по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при
взрыве ядерного боеприпаса.
По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор,
противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их
отсутствии -противогаз, взять подготовленный запас продуктов,
индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой
необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном
обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По
этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае
[pic]

необходимости - и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться
в защитном сооружении.
Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения
аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в
жилых, производственных или подсобных помещениях.
Если будет установлено, что противник применил бактериологическое
(биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит
рекомендации о последующих действиях.
Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять рас-
поряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения
противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение
поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.
Основной способ оповещения населения. Содержание речевой информации.
Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке
действий является передача сообщения средствами радио и телевидения.
При аварии на химическом объекте содержание информации может быть
следующим: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане!
Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого
вещества - аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в
направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая
находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ.
Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома,
учреждения, учебные заведения и выйти в район озера Ближнее. В дальнейшем
действовать в соответствии с нашими указаниями».
При аварии на АЭС: «Внимание! Говорит штаб гражданской
обороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В
районе поселка Новоспасский ожидается выпадению радиоактивных веществ.
Населению поселка находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений
и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с
указаниями штаба ГО».
При наводнении: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района.
Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка
ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная,
Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих улиц и поселка собрать
необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и
электроэнергию и выйти в район школы № 7 для регистрации на сборном
эвакопункте и отправки в безопасные районы».
Примерно такие же сообщения будут переданы в случае угрозы
других аварий, катастроф и стихийных бедствий.
При возникновении угрозы нападения противника местными
органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации
передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С
этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для
приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять
необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых
ГО.
Очень важно сразу уточнить место ближайшего убежища (укрытий) и пути
подхода к нему. Если поблизости нет защитных сооружений, нужно немедленно
приступить к строительству простейшего укрытия либо приспособлению
заглубленных помещений (даже 1-го этажа каменного здания) под ЯРУ. В этой
работе активное участие должны также принять учащиеся старшеклассники.
Необходимо привести в. готовность средства индивидуальной защиты,
приспособить подручные средства, достать домашнюю аптечку.
В жилых помещениях следует провести герметизацию окон, дверей,
противопожарные мероприятия; принять меры к предохранению продуктов
питания, воды от возможного заражения (загрязнения).
Необходимо подготовить все самое необходимое на случай
эвакуации.
В последующем при непосредственной опасности ударов противника с воздуха
подается сигнал «Воздушная тревога!»- Ему предшествует сигнал «Внимание
всем!», а затем средствами радио и телевидения будет передано: «Внимание!
Внимание! Говорит 10 1 штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная
тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в
печах. Возьмите средства индивидуальной зашиты, документы,
запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите
больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до
защитного сооружения или укройтесь на местности.
Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям
гражданской обороны»!
После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация,
например о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического
заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке
действий и правилах поведения.
[pic]
Действия населения в зоне радиоактивного заражения (загрязнения).
При нахождении в зоне радиоактивного заражения (загрязнения) необходимо
строго выполнять режим радиационной защиты, устанавливаемый штабом ГО в
зависимости от степени заражения (загрязнения) района. Если по какой-либо
причине не поступит сообщения ГО, некоторое время можно руководствоваться
следующим.
В зоне умеренного заражения население находится в укрытии, как правило,
несколько часов, после чего оно может перейти в обычное помещение. Из дома
можно выходить в первые сутки не более чем на 4 час.
В зоне сильного заражения люди должны быть в убежищах (укрытиях) до трех
суток, при крайней необходимости можно выходить на 3-4 ч в сутки. При этом
необходимо надевать средства защиты органов дыхания и кожи.
В зоне опасного заражения люди должны быть в укрытиях и убежищах трое
суток и более, после чего можно перейти в жилое помещение и находиться в
нем не менее четырех суток. Выходить из помещения на улицу можно только на
короткий срок (не более чем на 4 ч в сутки).
В зоне чрезвычайно опасного заражения пребывание населения возможно
только в защитных сооружениях с коэффициентом ослабления дозы облучения
около 1000.
Во всех случаях при нахождении вне укрытии и зданий применяются средства
индивидуальной защиты. В качестве профилактического средства, уменьшающего
вредное воздействие радиоактивного облучения, используются радизащитные
таблетки из комплекта АИ.
Типовые режимы радиационной защиты.
Режим радиационной защиты - это порядок действий населения, применения
средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения (в результате
ядерного взрыва), предусматривающий максимальное уменьшение возможных доз
облучения.
Режим радиационной защиты № 1 применяется в населенных пунктах в
основном с деревянными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в 2
раза, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 50 Раз (перекрытые щели, подвалы).
Режим радиационной защиты № 2 предусматривается для населенных пунктов с
каменными одноэтажными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в
10 раз, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 50 раз.
Режим радиационной защиты № 3 разработан для населенных пунктов с
многоэтажными каменными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в
20-30 раз, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 200-400 раз (подвалы многоэтажных
зданий).
Каждый режим радиационной защиты определяет время, в течение которого
необходимо постоянно находиться в ПРУ (1 этап), затем поочередно в ПРУ и
дома (2 этап) и, наконец, преимущественно дома с кратковременным выходом на
улицу по неотложным делам в целом не более чем на 1 ч (3 этап).
В районам сильного радиоактивного загрязнения в результате
аварии на АЭС население должно быть эвакуировано в максимально короткие
сроки. Жители прилегающих районов, где мощность дозы излучения не превышает
5 мР/ч (так называемых районов строгого контроля), должны выполнять
гигиенические требования, в частности, ежедневно проводить влажную уборку
жилых помещений, как можно чаще мыть руки с мылом, соблюдать правил
хранения продуктов питания и воды (эти правила жизнедеятельности
разработаны штабами ГО и органами здравоохранения. Этими же органами
проводится полная профилактика населения.
Действие населения в зоне химического заражения.
В зоне химического заражения следует находиться в убежище (укрытии) до
получения распоряжения о выходе из него. Выходить из убежища (укрытия)
необходимо в надетых средствах защиты органов дыхания.
Направление выхода из зоны заражения обозначается указательными
знаками, при их отсутствии надо выходить в сторону, перпендикулярную
направлению ветра.
В зоне заражения нельзя брать что-либо с зараженной местности, садиться
и ложиться на землю. Даже при сильной усталости нельзя снимать средства
индивидуальной защиты. Если капли ОВ, ДЯВ попали на открытые участки тела
или одежду надо немедленно провести их обработку с помощью ИПП.
После выхода за пределы зоны заражения снимать средства индивидуальной
защиты, и особенно противогаз, без разрешения нельзя, потому что
поверхность одежды, обуви и средств зашиты может быт заражена ОВ.
Получившим поражения необходимо немедленно оказать первую медицинскую
помощь: ввести противоядие (антидот) обработать открытые участки тела с
помощью содержимого ИПП. после чего доставить их на медицинский пункт. Все
вышедшие из зоны заражения обязательно проходят полную санитарную обработку
и дегазацию одежды на специальных обмывочных пунктах.
Действия населения в очаге бактериологического поражения.
В очаге бактериологического поражения для предотвращения распространения
инфекционных заболеваний может быть введен специальный режим - карантин или
обсервация.
Население, находящееся в очаге бактериологического поражения, должно
строго соблюдать требования медицинской службы гражданской обороны,
особенно режим питания. В пищу разрешается употреблять только те продукты,
которые хранились в холодильниках или в закрытой таре. Кроме того, как
пищу, так и воду для шитья следует обязательно подвергать термической
обработке.
Большое значение в этих условиях приобретает постоянное содержащие в
чистоте жилищ, дворов, мест общего пользования. Необходимо тщательно
выполнять требования личной гигиены: еженедельно мыться, менять нательное и
постельное белье, соблюдать чистоту рук, волос и т. п.
Во всех случаях, находясь в очаге бактериологического поражения,
население обязано проявлять спокойствие и дисциплинированность, строго
выполнять установленные правила.






Новинки рефератов ::

Реферат: The 70-th anniversary (Иностранные языки)


Реферат: Регистрация юридического лица в форме АО и сдача его в аренду (Право)


Реферат: Преступление против жизни (Контрольная) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Дверной блок не остекленный семифеленчитый (Технология)


Реферат: Перевірка виконання прийнятих рішень за наслідками перевірки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственный аппарат (Теория государства и права)


Реферат: Хозяйственное право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Науки (История)


Реферат: Внешняя политика и решение глобальных проблем современности (Политология)


Реферат: Компьютерные сети Информационных технологий (Программирование)


Реферат: Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации (Право)


Реферат: Билеты по информатике 10 класс: Visual Basic (Программирование)


Реферат: Творчество Марка Шагала (Искусство и культура)


Реферат: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет с поставщиками и подрядчиками (Аудит)


Реферат: Закон о банках (Право)


Реферат: Экранизация романов Шолохова (Культурология)


Реферат: Культурно-досуговая деятельность на Руси (Искусство и культура)


Реферат: Метод трудового права (Право)


Реферат: Контрольная работа по ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист