GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рецензия на фильм "Ностальгия" (Искусство и культура)



Рецензия на фильм «Ностальгия»

Андрей Бондарь 2001-12-24

«…человек не создан для счастья, существуют вещи поважнее, чем счастье.
Поиски Истины - это мучительный путь…» (Андрей Тарковский)

Традиция лучшей части русского кино - это традиция духовного поиска.
Причём сразу же необходимо заметить, что духовный поиск ничего общего не
имеет с религией. Дух присутствует в каждом человеке (в том числе и в
атеисте), и потому духовный поиск происходит независимо от религий.
Кинорежиссёры, которые не просто ставили в своих фильмах вопросы о смысле
человеческого существования, но которые и по-настоящему искали ответы на
эти вопросы.

"...я мучительно и долго искал, и не из праздного любопытства, не вяло
искал, но искал мучительно, упорно, дни и ночи, искал, как ищет погибающий
человек спасения..."
("Исповедь" Лев Толстой )

Поиск такого накала сегодня редко где встречается. Подавляющее
большинство людей (в том числе и кинорежиссёров, операторов, актеров)
настолько заглушили в себе зов своего собственного духа, что уже вообще не
понимают: чего искать? На трудные жизненные вопросы находят ответы либо в
религии, либо в науке, либо в разнообразных увлечениях - и на этом обычно
успокаиваются. В результате, уровень мирового киноискусства пал очень
низко: кино выродилось из искусства в ремесло. Сегодня, при разборе кино,
говорят о стиле, о классных съёмках, об игре актёров - но отсутствует
главное: порыв ввысь.

"Мне кажется, что для того, чтобы строить любую концепцию - в частности,
взгляд на искусство - следует, прежде всего, ответить на другой вопрос,
гораздо более важный, общий: вообще, зачем человек живёт? В чём смысл
человеческого существования?"
(Андрей Тарковский)

Во всей истории мирового кино вряд ли найдётся режиссёр, сумевший
запечатлить на экране духовный поиск человека с такой силой, как это
удалось сделать Андрею Тарковскому. Во всех его фильмах - начиная с самых
ранних (Иваново детство, Андрей Рублёв) и кончая последними (Ностальгия,
Жертвоприношение) - выражено стремление возвысить человеческий дух,
направив его к высокой цели. Эта высокая цель находится ВНЕ всяких религий
(вернее сказать, НАД ними) и потому не разъединяет, а объединяет людей.
Несмотря на то, что большинство кинозрителей давным-давно покинуло
искусство духовного поиска, Тарковский на протяжении всей своей жизни
продолжал находить всё новые и новые формы выражения для "сокровенного" в
душах людей. К этому "сокровенному" относится и чувство ностальгии - только
когда речь идёт о нашем духе, под этим чувством подразумевается тоска не по
земной нашей родине, а по неземной нашей родине - т.е. по месту нашего
Духовного происхождения. Именно это хотел выразить Тарковский в своём
предпоследнем фильме Ностальгия. По его собственным словам, он не мог
успокоиться пока не добился того, чтобы расширить первоначальный узкий
смысл понятия ностальгии до понятия глобального томления по полноте бытия.
Эта необъяснимая тоска по чему-то неземному, лежащему высоко за пределами
нашего материального мира, и есть та ностальгия по Свету, в своё время уже
воспетая в одном из стихотворений отцом Андрея Тарковского Арсением
Тарковским. Эти строки были вставлены в кинофильм Сталкер:

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло,
Только этого мало.



НОСТАЛЬГИЯ
Фильм посвящен памяти матери режиссера - Марии Ивановне Вишняковой.

Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию собирать материал
для книги о крепостном художнике 19 века, отправленном на учебу в Италию,
вернувшемся в Россию и покончившем жизнь самоубийством. Вскоре Горчаков
начинает осознавать, что его собственная история становится чем-то похожей
на историю его героя: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться
домой уже не может. Им начинает овладевать тягостное оцепенение... Но вот
он встречает некоего странного человека и получает от него не менее
странный совет, который и кажется Горчакову ключом к выходу из душевного
кризиса...
Режиссер Андрей Тарковский поставил эту картину, уже находясь в
эмиграции в Италии, и она, конечно, несет в себе автобиографические мотивы.
Оператор Джузеппе Ланчи как можно острее увидел проблему «тоски по родине»
и отобразил в полной мере душу русского человека. Построив не случайно весь
фильм на очень длинных кадрах, которые дают возможность зрителю слиться с
героем в одно целое, переживать вместе с Андреем. Ведь не зря, последнюю
сцену со свечей, Ленчи снимает одним кадром, тем самым позволяет зрителю
переживать вместе с героем «… Одна капля еще одна капля образуют не две, а
одну, большую каплю …» мы сливаемся вместе с Андреем воедино, затаив
дыхание, мы молимся вместе с героем, чтобы свеча не погасла, мысленно мы
подталкиваем его к концу бассейна, помогаем чем только можем, но вновь и
вновь свеча гаснет, и Андрей возвращается с чего начинал, зажигает свечку.
Ланчи знал, какую психологическую нагрузку несет в себе этот фильм.
Это и определило длину кадра. Долгие мучения героя как нельзя лучше
подчеркнуты, они такие же бесконечные, как и сами кадры. Возникает ощущение
что весь фильм снят одним кадром. Этот эффект усиливается еще и сложным
движением камеры, внутрикадровым монтажом, колоссальными мизансценами,
светом в конце концов.
Давайте посмотрим на воспоминания Андрея, ведь они не просто выбивают
героя из реальной жизни, ведь мы понимаем, что живя в Италии, его душа
находится где то там, на родине где все так близко и знакомо, где даже
воздух пахнет по другому. Режиссер нарочно оставляет звук реальной жизни,
он не пускает своего героя назад на родину, а теплые тона, дают понять, как
важны и значительны воспоминания Андрею. Он чувствует свое одиночество,
понимая что здесь он чужак, поэтому и в кадрах диалоги построены как
монологи, герои разговаривают как бы сами с собой, зритель зачастую не
видит собеседника и воспринимает все как мысли вслух (сцена в храме) вед
героиня не разговаривает со священником, да и сам священник не отвечает ей,
они просто пытаются найти ответы, которых нет. Это подчеркивается
церемонией которая идет своей жизнью, вхождением актеров в кадр, переводом
фокуса, тем самым акцентируя внимание то на ее проблемы то на проблемы
священника, то она пытается разобраться в себе, то священник не может
понять для чего вся эта жизнь, ведь он не ей пытается ответить на вопрос, а
самому себе.
Оператор как нельзя лучше смог воплотить идею режиссера. Он вводит
свет прямо в кадре, проводит параллели (храм-дом полоумного) ведь дом
полоумного это его храм, те же колонны, та же тональность, вот только его
храм почему то разрушен, и не странно что он живет как отшельник, у него
уже нет семьи, ему не на что надеется в жизни, вот именно поэтому он и
поджигает себя в конце картины, а вед он поджигает себя именно тогда когда
Андрей зажигает свечу, поминальную свечу. А храм самого Андрея?
Ланчи не зря снимает говорящий затылок (сцена в гостинице) вед здесь
мы чувствуем одиночество героя, он не может повернутся к героине лицом, он
одинок, хотя разговор и происходит, он в душе не с ней и это приведет к их
разрыву в дальнейшем, ведь она не может его понять. В комнате его
одиночество еще усиливается, свет который то появляется то исчезает
вырывает кусками его жизнь, дождь навеивает ему воспоминания от которых
Андрею становится еще хуже.
На мой взгляд фильм нельзя трактовать однозначно. Не знаю что хотел
сказать Автор, наверное это останется тайной, но каждый найдет в нем что ни
будь свое, сокровенное, кто то начнет сочувствовать кто то вспомнит своих
родных, а кто то может и покопается у себя в душе, но одно я знаю точно
такие фильмы стоит смотреть, а еще лучше снимать и как можно больше.

«…не выраженные чувства, никогда не забывают…»

В ролях: Олег Янковский, Эрланд Йозефсон, Домициана Джордано, Патриция
Терено, Лаура Ле Марки, Делия Баккардо, Милена Вукотич.
Режиссер-постановщик: Андрей Тарковский.
Авторы сценария: Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра.
Оператор-постановщик: Джузеппе Ланчи.
Художник-постановщик: Андреа Крисанти.
Музыка: Клод Дебюсси, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Людвиг ван Бетховен.
Звукорежиссер: Евгения Потоцкая.

[pic]Большая премия за творчество на Каннском кинофестивале за 1983 год
[pic]Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля за 1983 год



Киев 2001-12-24




Реферат на тему: Рим - вечный город

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский
Государственный Университет Транспорта
Кафедра’ Истории, философии и палеонтологии ‘



Реферат на тему:
‘Рим – вечный город’



Выполнил
Студент гр. ПК-21
Власов Ю.А.

Содержание.
1)Вечный город………………………………………….3
2)Колизей……………………………………………….7
3)Пантеон………………………………………………9
4)Литература………………………………………….12
“Вечный город”

Под полуденным небом Италии на семи холмах раскинулся Рим. Третью
тысячу лет стоит чудный город, и недаром его называют “вечным”. Он был
основан еще в языческие времена, за семь с половиной веков до Рождества
Спасителя.
В первые годы своего существования это был бедный и невзрачный город,
ему пришлось выдержать немало борьбы и невзгод, но храбрость и жизненная
стойкость его жителей сослужили ему верную службу. С течением времени Рим
креп и разрастался , соседние племена одно за другим покорялись его власти
, а через пять веков уже вся Италия была в его руках . Мудрые законы ,
талантливые полководцы , верные граждане – все служило залогом благополучия
государства . Победоносные римские войска стали постепенно переходить за
границы Италии и завоевывать уже не отдельные племена , а целые
государства. На заре своей истории Рим
отличался суровостью. Простота считалась достоинством, изнеженность –
пороком, роскошь преследовалась законом. Но потом все изменилось. Рим стал
столицей мировой державы. «У нас человек считает себя бедным,- говорит
современник, - если нумидийский мрамор не инкрустирован мрамором
александрийским, если вокруг на полу не змеятся мозаичные узоры такой
чудесной работы, что могут соперничать с живописью, если потолки не покрыты
стеклом, если тазосский мрамор, когда-то употреблявшийся только на храмы,
не устилает бассейнов, в которые мы окунаем наши тела… Сколько статуй,
сколько колонн, которые ничего не поддерживают и стоят в виде украшений».
Рим
превращался в художественный центр, столицу мира. В надежде получить щедрые
заказы сюда съезжались мастера со всего света, поэтому римское искусство
создавалось не только римлянами, но идеалы в нем воплощались римские.
Сами
римляне называли свой город с заглавной буквы – Город. Сердцем Рима,
средоточием его общественной жизни был Форум – городская площадь. Форум
располагался у подножия Капитолия – главного из семи холмов, на котором уже
в течение 600 лет стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы и бронзовая волчица
с Ромулом и Ремом. Форум не имел правильных очертаний, по сторонам его
замыкали различные постройки, но, развиваясь с 6 века до н.э., он
превратился в парадный архитектурный ансамбль.
Форум был заставлен статуями героев и памятниками в
честь побед над врагами. Здесь же росли вековые деревья, которые римляне
считали священными. Кроме того, здесь были огорожены все места, в которые
когда- либо ударяла молния, так как удар молнии для римлян – это
таинственный знак Юпитера. Вот в центре Форума белеет
небольшое здание - это храм бога Януса. Когда римляне вели с кем-либо
войну, деревянные двери этого храма распахивались в знак того, что Янус
выступил на помощь легионерам. И закрылись двери храма только тогда, когда
повсеместно военные действия были закончены.
На массивных каменных платформах высились храмы с пышными колоннами,
посвященные богам. Богов в Риме было великое множество: боги
общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги,
которые охраняют ягнят или уничтожают сорняки. Одни боги – “уроженцы
самого” Рима, другие заимствованы у греков, третьи – у египтян или жителей
Азии. Но при всем обилии богов римляне были не очень набожны, фанатизм и
религиозная нетерпимость им совершенно чужды.
Внутри храмов, под высокими сводами, в полумраке стояли в спокойных,
исполненных достоинства позах статуи из бронзы и мрамора. У многих из них
глаза были из горного хрусталя или самоцветов – это боги или императоры ,
после смерти причисленные к богам.
В крутой Капитолийский холм врезалось нависающее над площадью
колоссальное здание, похожее на крепость. Это государственный
архив“Табулярий”, совсем новый тип общественного здания. И тот факт, что
впервые он появился у римлян, говорит об их исключительном уважении к
истории. Они не только оставили потомкам детальную историю своего города и
народа, но и историю многих других народов и племен, с которыми их
столкнула судьба. В “ Табулярии “ хранились еще и бесчисленные документы,
судебные приговоры, договоры и важные письма.
На Форуме издавна находился и круглый храм Весты – богини огня,
почитавшегося римлянами священным, он никогда не угасал. При нем был дом
служительниц Весты – весталок.
Целый день на Форуме кипела жизнь. Здесь торговали, здесь проходили
бесконечные суды, здесь же прямо в портиках учили детей. На Форуме
сражались политические партии и решалась судьба Римской империи, здесь
выступали ораторы и собирались граждане для выборов должностных лиц. Здесь
же толкались праздные бездельники и любители городских слухов. Сюда
направлялись триумфаторы-полководцы, везя в торжественных процессиях
захваченные в войнах сокровища, трофеи, рабов. Здесь же на всеобщее
обозрение выставлялись шедевры эллинов, привезенные из Греции.
Постепенно Форум обрастал не только зданиями, но и статуями почетных
римских граждан, военными трофеями полководцев. Во времена республики Рим
римский Форум был торговым и политическим центром Рима. Но затем , когда
город разросся, площадь, заставленная памятниками, лавками, храмами,
перестала удовлетворять столицу Римской империи. Рядом с ним стали
вырастать новые общественные центры – цепь новых форумов, называемых
императорскими. Здесь не было того хаоса, который царил на римском Форуме,
наоборот, здесь все построили в строгой симметрии.
Юлий Цезарь еще в первом веке до н.э. первый построил новую площадь в
виде прямоугольного мощеного двора состоящим в его глубине храмом – форум
Цезаря. Вслед за ним в начале 1-го века новый Форум построил Август, после
него в конце 1-го века – Веспасиан, потом Нерва и, наконец, самую
грандиозную площадь построил в начале 2-го века император Траян.
Он приказал срыть холм высотой в 38-м метров, а на его месте возник
самый большой и роскошный форум Рима. О форуме Трояна говорил, что это
единственное сооружение на земле, перед которым даже боги не могли не
придти в изумление. А сами римляне говорили о нем так :“Форум не может быть
описан, и ничто подобное смертный не сможет создать.”
Зодчий Аполлодор из Дамаска начал строить его в 107 году и закончил в
113 году. В фиолетово-серую плоскость стены(высота её не меньше 7-
миэтажного дома) из огромных глыб пористого туфа была вставлена
триумфальная арка из белого мрамора. Три ее пролета – это вход на площадь:
средний – просто гигантский два боковых поменьше. Путешественники,
проходившие под её мраморным сводом, останавливались как вкопанные: перед
ними оказывалась не площадь, а пирамида. Но это было только первое
впечатление. Плиты цветного мрамора, чередуясь в определенном порядке,
направляли глаз зрителя к середине огромного квадрата, и казалось, что
середина выше, чем края.
В центре площади на постаменте из полированного гранита высилась конная
статуя, сделанная из позолоченной бронзы, но выглядевшая как отлитая из
огромного куска золота. Лицо Траяна сурово, но милостиво. Художник
подчеркнуто мягко воспроизвел теряющие упругость щеки, губы, округлый
подбородок. Но зато предельно резко очертил большие внимательные глаза,
запавшие под нависающим лбом. Такой контраст создавал ощущение напряженной
работы мысли: Траян в одно и тоже время изображен и божеством и человеком,
причем человеком сухим, расчетливым и практичным.
Аполлодор построил композицию форума так, что скульптура кажется не
элементом площади, а наоборот, площадь – это ковер, расстеленный для
позолоченного монумента. Здесь всегда было благоговейно, малолюдно, ибо
трудно себя чувствовать спокойно и уверенно вблизи надменного позолоченного
гиганта. Фоном статуи служит стена, похожая на ограду, и ничто не говорило,
что за ней продолжение площади – самый большой зал Рима с местами для судей
и галереями, где совершают торговые сделки. А между тем это знаменитейшее
здание – базилика Ульпия (Ульпий – второе имя императора Траяна). В Риме не
мало базилик, многие были роскошно украшены трофеями, привезенными из
военных походов, но базилика Ульпия была самой роскошной. Она славилась
красотой своих бронзовых оконных переплетов, обрамлявших пластины
полупрозрачного стекла. Таких окон не было еще ни в одном здание Рима.
Когда-то для потолков гигантского зала базилики Ульпия привезли самые
высокие кедры из ливанских гор, но все это погибло при пожаре. Также как и
золоченая бронзовая кровля базилики, украшенная несметным количеством
великолепных статуй.
Аполлодор растянул базилику поперек форума, а за ней на одной линии с
аркой и статуей он воздвиг еще один памятник Траяну – триумфальную колону.
Высота её – 38метров напоминает о 38-метровом холме, срытом для постройки
форума. Колонна стоит там, где некогда была вершина холма. По существу
колонной называется башня с винтовой лестницей. Её венчает фигура
императора в полный рост, тоже бронзовая и тоже позолоченная.
Колонна, словно спиральной лентой, снизу доверху обвита мраморным
полотнищем одного из величайших в мире рельефов. На нем изображены и
возведение крепостных стен и башен, и разбивка лагеря, и постройка
деревянного моста через Дунай. Эту переправу когда-то тоже возводил
Аполлодор. Художники колонны как будто задались целью изобразить подробную
историю Дунайского похода Траяна.
На колонне изображены машины, которыми так гордился император Траян:
баллисты и катапульты для метания каменных ядер, тяжелые стрелометы,
похожие на крылатых животных, передвижные башни с осадными лестницами и
приспособлениями для защиты нападающих при штурме. Пехота в строю и на
марше, конница в бою и на отдыхе, военные корабли у причалов и в сражениях…
И везде император Траян: вот он во главе войска переходит Дунай; стоит
на трибуне, окруженный военачальниками; приносит жертву богам на фоне
знамени...Траян наблюдает за постройкой лагеря, Траян командует осадой,
Траян ведет в бой кавалерию, Траян празднует победу. 60 раз изображен
император на рельефе колонны.
…За желто-коричневой громадой Колизея белеет куб величиной с пяти
этажный дом. Чуть золотистого оттенка белоснежный мрамор напоминает квадры
Парфенона. Это император Тит, чтобы облицевать памятник своей победы над
иудеями, приказал привезти из Греции прославленный пентелийский мрамор.
Внутри мраморного куба – широкий проход, перекрытый полукруглым
цилиндрическим сводом. Чтобы не казалось излишне массивным, он разбит на
кессоны – квадратные углубления. Мраморный куб, прорезанный аркой, служит
постаментом бронзовой скульптуре: четыре коня влекут колесницу, которой
правит бог. Но это не греческий бог в образе прекрасного человека. Это –
человек в образе прекрасного бога, а под ним надпись: «Божественному Титу,
сыну божественного Веспасиана”.
В 70 году нашей эры на такой позолоченной колеснице во главе
триумфальной процессии въехал в Рим Тит Флавий, сын императора Веспасиана и
сам будущий император. За победителем шли вереницы пленников, везли повозки
с захваченной казной, несли утварь, сосуды, серебряные трубы из
иерусалимского храма, разрушенного по приказу Тита. На мраморных рельефах
под сводом арки изваяны сцены торжественного шествия. Увенчанные лаврами
легионы несут таблицы с названиями покоренных городов.
…На правом берегу Тибра расположен замок Святого Ангела. Эта
усыпальница императоров называлась Адриановой башней, по имени ее
основателя. Но в 16-м веке башня была переименована Статуя Андриана,
стоявшая на вершине замка, по велению папы римского, была заменена
мраморной статуей архистратига Михаила. А случилось это вот по какому
приказу.
В 6-м веке В Риме свирепствовала моровая язва, и жители города в страхе
и трепете молились о своем спасении. Римским папой был святой Григорий
Двоеслов. Он, поднял икону Божьей матери, крестным ходом стал обходить
город. Когда крестный ход переходил через мост, направляясь к Ватикану, над
башней Адриана послышались голоса певших ангелов:”Аллилуйя: воскреси якоже
рече, аллилуйя”. Проникнутый благоговением народ пал ниц, а святитель
обратился с мольбой к иконе Божьей Матери:”Моли бога о нас, аллилуйя”. И
удостоился видеть благословенное явление Ангела Божьего, вкладывающего
смертоносный меч в ножны. Язва в тот час прекратилась.
В воспоминание об этом чуде в верхней части башни сооружена церковь
во имя Архангела Михаила, в конце 17-го века взамен прежней мраморной
статуи вылито бронзовое изображение архангела, вкладывающего меч в ножны.
Чудотворная икона находится теперь в базилике Божьей Матери Маджиоре.

Колизей.


[pic]
В первом веке до нашей эры полубезумный император Нерон приказал
своим архитекторам, Северу и Целеру, построить для него дворец. Постройки
дворца гордо названного “Золотым домом Нерона”, занимали склоны трех из
семи Римских холмов: Целия, Опия и Палатина. Территория дворца была так
велика что современники с горечью шутили тогда: “…римлянам остаётся
только одно – переселиться в соседний Вейн”.
Среди садов Нерон повелел поставить бронзовую фигуру высотой в 12-ти
этажный дом. Это была статуя самого императора в позе прославленного
Колосса Родосского. У ног гиганта Нерон приказал выкопать озеро и
наполнить его солёной водой. Это было как бы море, возникшее по прихоти
императора. Дом Нерона был отделан золотом и украшен драгоценными камнями
и перламутром. Потолки столовых были покрыты обшивкой из слоновой кости,
которая вращалась, чтобы можно было сверху через отверстия сыпать цветы,
а сквозь трубки брызгать благовониями. Главная столовая была круглая;
днём и ночью она непрерывно совершала круговое движение на подобие
Вселенной. Во дворце находилась модель окружающего мира с городами,
пашнями, садами, а над главным зданием дворца была сооружена вращающаяся
сфера потолка с нарисованными звёздами.
После самоубийства Нерона в 98 году император Веспасиан Флавий
разрушил дворец, расплавил статую а на месте искусственного моря заложил
фундамент гигантской эллиптической чаши, способной вмещать до 60 тыс.
человек. Это сооружение должно было показать Риму, что новая династия
Флавиев больше прежней заботиться о своих гражданах, и поэтому постройке
было дано название “ амфитеатр Флавия “, но римляне зовут его Колизеем. О
том, что здесь было искусственное озеро, напоминает лишь система каналов
и шлюзов, позволяющая затопить арену за несколько минут.
Своё название Колизей получил от латинского слова “colossus”, что
означает “ великан “. Императоры Веспасиан и Тит, бывавшее на Востоке и
находившееся под впечатлением от громадности и величия египетских
пирамид, решили возвести амфитеатр, столь же величественный и
грандиозный.
Колизей имел форму удлиненного круга и стоял на 80-ти арках, над
которыми поднимались арки меньшего размера. Двести сорок огромных арок в
три яруса снаружи окружают колоссальный эллипс. За ним располагались
сводчатые галереи – места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый
взгляд, арок так много, как сот в улье, но при этом однообразия нет.
Каждая арка оказывается под другим углом и к солнцу, и к зрителю, на арки
по- разному падают тени. Они однородны, но не ординарны.
Снаружи амфитеатр был облицован мрамором и украшен статуями, внутри
поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 огромных входа впускали в
амфитеатр толпу.
В нижней части здания располагались места для римских вельмож и трон
для императора под высоким балдахином. Потолка не было. Хитроумная
система канатов и блоков позволяла натягивать на мачтах парусиновый тент,
защищавший зрителей от дождя и палящего солнца.
В первом ярусе стояли полу колонны дорические (отдалённо
напоминающие Парфенон), во втором ярусе – ионические (немного похожие на
Эрехтейон), на третьем ярусе – коринфские с кудрявыми, украшенными
листвой капителями. О происхождении коринфских колон древняя легенда
рассказывает так.
…В городе Коринфе жила молодая и прекрасная девушка. Она была
обручена, и до свадьбы оставалось совсем немного времени. Но свадьбе не
суждено было состояться: девушка внезапно заболела. Вылечить её не
удалось, и вскоре по улицам Коринфа вместо весёлой свадебной процессии
двигалось в полном молчании траурное шествие.
После похорон кормилица девушки собрала все драгоценности и
безделушки покойной, сложила их в корзину, прикрыла крышкой и отнесла на
могилу.
Пришла весна. Из земли пробились ростки аканфа. Сквозь плетёное дно
они проникли в корзину, но тяжёлая крышка не позволяла им расти вверх, и
тогда тонкие завитки растений стали извиваться по сторонам.
Случайно в Некрополь зашел известный скульптор Каллимах. Обрамлённая
листьями корзина показалась ему такой прекрасной, что он перенес этот
рисунок на капители колон.
В проемах второго и третьего этажей выстроились ряды статуй,
высеченных из белоснежного мрамора. Они поражают художественностью
исполнения, а так же величиной, количеством и богатством материала. Если
в Парфеноне статуи повествуют о красоте и совершенстве свободного
человека, то в Колизее они прославляют непреклонную силу, поставившую их
правильными рядами в одинаковых арочных проёмах вдоль бесконечно
эллиптического фасада.
Арена Колизея имела деревянный обычно засыпанный песком пол, который
мог опускаться и подниматься. Иногда она заполнялась водой с помощью
проведённого к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались
навмахии – настоящие морские сражения с настоящими морскими кораблями.
В честь торжественного открытия Колизея праздник в Риме продолжался
сто дней подряд, гости съехались со всего света. В народ бросали тессеты,
по которым счастливцы получили самые разнообразные подарки – от 10
головок салата до 10 фунтов золота. Публику обносили корзинами со
съестным – домашней птицей, печеньем, орехами, финиками, сливами.
В Колизее проводили и спортивные состязания, но недобрая слава
сооружения связана с жестокими боями гладиаторов. В Греции театры обычно
строили на лоне природы – на склонах холмов, и предназначались они для
постановки пьес, связанных с самой жизнью, с её буднями и суетными
проблемами. В Риме театры отгораживались от города стенами, замыкаясь
высокими многоярусными стенами. В них шли по преимуществу комедии, но
даже их публика не всегда могла досмотреть до конца. Комедиограф Теренций
сообщает, что, когда шла его “Свекровь”, внезапно объявили о
представлении в амфитеатре гладиаторских боёв, и зрители, сорвавшись с
места, ринулись туда. Все главные развлечения римлян – гладиаторские бои,
травля зверей, охоты – устраивались в амфитеатре. Это была самая
настоящая битва жизни и смерти. После каждого боя победитель уходил с
наградой, а побежденный, если в них еще теплилась жизнь, по требованию
зрителей могли помиловать или добить в специальных камерах смертников.
Сколько несчастных погибло здесь страшной смертью, унося с собой
образ огромной, бесчеловечной, ревущей толпы! Сколько тысяч диких зверей
здесь было убито! Довольно часто они были редчайшей породы, завезенные из
дальних стран.
Посреди Колизея возвышалась статуя Юпитера. Здесь и проходили бои
гладиаторов с дикими зверями или между собой. Сюда же выводили и первых
христиан на растерзание. Потоками лилась человеческая кровь для потехи
жестокой и развращенной толпы и язычников. Это были жестокие зрелища, и
многие люди возмущались и выступали против подобных игр (например,
Сенека), но их было меньшинство. Потребовалось целых 200 лет, чтобы
отучить народ от этого жестокого зрелища. Сохранилось предание, что
зодчий Колизея Гавденций принял христианство и претерпел мучения на
площади им же самим построенного амфитеатра. Когда римский папа Григорий
Великий встретил послов Юстиниана, пришедших к нему из Византии, как
высшую святыню дал он им горсть земли из Колизея, завернув её в богатые
ткани.
Арену ограждала от зрителей 4-х метровая стена, и в нижних рядах её,
по малой оси, помещались ложи императора, которые подземным ходом
соединялись с императорским дворцом на Палатине. Здесь же располагались
ложи и высших правителей города.
После падения римской империи Колизей начал постепенно разрушаться.
В средние века в нем совершались христианские церемонии, порой он
использовался как феодальный замок, а однажды был приспособлен под
мастерские для изготовления селитры. В конце 13-го века Колизей был
превращен в каменоломню. Из него были построены дома 23 видных
аристократических семей, в 14-15 вв.- шесть церквей, в 1495 году из
материала Колизея построили канцелярию Римского папы, а в 16-м веке из
квадров строили мосты. В 1704 году даровой материал Колизея использовали
для постройки гавани.
В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь
остов великого амфитеатра, и все же руины Колизея до сих пор поражают
своим величием.


Пантеон.
[pic]

Грандиозный купольный храм с обширным портиком – Пантеон – хорошо
сохранился до наших дней. Он расположен на одной из площадей Рима,
обрамленный паутиной маленьких улочек и переулков. Окружающие храм жилые
многоэтажные дома создают контраст с архитектурным масштабом Пантеона.
Храм кажется сооружённых для каких-то особых, высших целей, не имеющих
никакого отношения к повседневной жизни человека. Он отвернулся от всего
внешнего окружения, не раскрываясь в него даже декоративными аркадами,
как Колизей. С обыденным миром Пантеон сообщается только с одной стороны,
где стоит монументальный портик из мрачных гранитных колонн.
Этот языческий храм был возведен Агриппою и посвящен им своему тестю
императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным
полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам. Строительство храма
было полностью закончено при императоре Адриане за период с 110 по117
год. Зодчим, соорудившим Пантеон, предположительно считают Аполлодора,
но, по-видимому, в создании его как архитектор принимал участие сам
император Адриан. Его имя как зодчего связано с таким великолепными
сооружениями, как вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.
Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше
перед ним находилась обширная площадь, так необходимая всем римским
постройкам. Площадь эта символизировала открытое пространство и шум жизни
под южным небом – идеал старой римской общины. Когда же община переросла
в мировую империю, идеал переместился снаружи внутрь.
В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был
пройти (на самом деле или в мыслях) каждый. Человек входил в храм не
просто смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только
вступая под портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в
Пантеон, он должен был целиком преобразиться.
Перед ним открывалось огромное, единое и цельное пространство. Никто
уже не думал, какая мощь его окружает (стены до 6-ти метров толщиной!),
какие мудрые инженерные расчеты держат в равновесии части сложнейшего
архитектурного организма. Стена нигде не выглядела мертвой, безжизненной,
она была облегчена глубокими нишами стройными колоннами. Стены были
отделаны дорогими мраморами и камнями, пол выложен мозаикой, и излучаемый
ими тихий, мерцающий свет наполнял пространство особым сиянием, которое к
верху становилось все яснее и чище.
Над стенами парил небосвод. Бетонный купол весом 46тонн, ради
которого возвели такие могучие стены и лишний ярус снаружи, был облегчен
пятью рядами кессонов и действительно парил. Сквозь 9-метровое отверстие
в Пантеон лился воздушный свет. Отгораживая человека от мира земного с
его страстями и суетой, Пантеон открывал ему путь в небеса.
Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона – все
определяется его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли
превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола,
выполненные по проектам Брунеллески (собор Санта- Мария дель Фьоре во
Флоренции) и Микеланджело (Собор Святого Петра в Риме), меньше купола
Пантеона. Точная полусфера купола Пантеона была дерзновенной инженерной
конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной
формы. Опрокинутая над вами каменная чаша по началу столь большой вовсе
не кажется, её подлинные размеры постигаются лишь в сравнение с
человеком.
В Пантеоне были поставлены 12 статуй главных олимпийских богов, а
статуи Агриппы и Августа были помещены в притворе.
Император-христианин Феодосий 1 в конце 4-го века закрыл это
языческое капище, как и многие другие, и оно два столетия простояло
пустым. Потом Римский папа Вонифатий 4 превратил Пантеон в христианский
храм из окрестных катакомб были перенесены сюда останки христианских
мучеников, чтобы предохранить их от расхищения варварами.
Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем
христианским мученикам. В нишах широких стен, между выдающимися в перед
колоннами из драгоценного мрамора, расположено 15 алтарей. На главном
престоле стоит икона Божьей Матери, писаная, по преданию, евангелистом
Лукой.
Храм не раз подвергался разграблениям медная крыша и бронзовые
изваяния были вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена
роскошная сень которую теперь можно увидеть в храме святого Петра над
гробом апостолов.
Форма Пантеона осталась нетронутой. В нем не чувствуешь над собой
свода, как будто небо неприметно опустилось на землю, и свет, падающий
сверху, наполняет храм.
Портик и ротонда (круглый зал) Пантеона воедино связано общностью
соразмерностей. Сочетание в едином архитектурном ансамбле округлой и
прямоугольной форм, как известно, представляет большие композиционные
затруднения. Но Пантеон как раз пример превосходного решения этой
архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве
главного(или одного из главных) храма Рима и было дерзновением в римской
архитектуре.
Пантеон – это образ всего мироздания: и подземного сумрака, и
земного света , и небесного сеяния. Его предков можно найти и в этрусских
гробницах, и в ранних храмах, и в домах с атриумами.
В Пантеоне каждый мог ощутить себя божеством, приобщиться к
вечности. Не нужно было знать ни каких религиозных догм. “Храм всех
богов” стал храмом всему миру, всей существующей бессмертной и вечной
природе. Вместе с тем он был и храмом людей, часть которой они
составляли. Он объединял в себе все: землю и небо, людей и богов,
преходящее и вечное. Наверное, величие Пантеона, открывшего человеку его
духовные глубины, и явилось причиной его долгой жизни. Он остался
единственным античным храмом, не разрушенным и не испорченным в
средневековье.



Литература: “Сто великих чудес света” Москва 2000.




Новинки рефератов ::

Реферат: Вред Организму Алкоголем и Табакокурением (Спорт)


Реферат: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ (Страхование)


Реферат: Анализ стихотворения В. Маяковского "Послушайте!" (Литература : русская)


Реферат: Public relations в России и за рубежом (Журналистика)


Реферат: Фотоаппарат (Физика)


Реферат: Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 класс) (Литература)


Реферат: Культура речи судебного оратора (Психология)


Реферат: История Византии "От рождения до средних веков" (История)


Реферат: Сравнительная характеристика животных Типа хордовых Подтипа позвоночных (Биология)


Реферат: Межнациональные противоречия в России (Политология)


Реферат: Социальное управление и власть (Социология)


Реферат: Гидроэлектростанция на Гольфстриме (География)


Реферат: Комиссия по уложению и "Наказ Екатерины" (История)


Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Педагогика)


Реферат: Фотография (Журналистика)


Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций (Педагогика)


Реферат: Исследования микромира и микрокосмоса (Физика)


Реферат: Становление Норвежского менталитета (Культурология)


Реферат: Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки» (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист