GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Таинства православия (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Таинства православия (Религия)



1. Крещение
Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого «баптисма»
(«погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с
именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки
Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя,
«топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого
проповедовал Иоанн.
Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в
пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников —
священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному
обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия
становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать
и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это
действие. "Крещение покаяния", которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает
смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них;
являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться в
них и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В
"крещении покаяния" осуществлялось и целительное воздействие Божие на
зараженные грехом человеческие души.
Христос Сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в
очищении, ибо был безгрешен, и в спасении, поскольку Сам являлся
Спасителем. Но Он погрузился в воды Иордана, чтобы показать, как "надлежит
нам исполнить всякую правду" (Мф.3.15).
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто "смывает" с себя
грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы
воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения,
человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн
мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять
запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже
первого" (2 Пет.2.20).
Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере
родителей и восприемников — крестных отцов и матерей. Они несут
ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру
крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Крещение
в Православной Церкви и совершается троекратным погружением с головой в
купель — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается
лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение
погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная
молитва "отгнания диавола". Каждый элемент обряда в православном таинстве
крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в
греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения
острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик,
который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге
Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: "Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой..." (Мф. 16.24). Смысл этого
напоминания в том, чтобы помочь крещеному преодолеть эгоизм, гордость,
сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой
любил человека и мир Христос.
Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от
сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить
во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". Читается Символ
веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его
восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает
чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в
его руке или в руке крестного — духовное просвещение", свет
радости.
До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением
— устным научением вере Оглашаемые делились на несколько разрядов (до
пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трех лет. В настоящее
время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в
Православной Церкви, должен по меньшей мере прочесть Новый Завет,
православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви),
искренне принять Cnacителя и Его учение, постараться обдумать свою
предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нем, чтобы "вода
не осталась водою" и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена
напрасно, но умножена.
2. Миропомазание.
В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство —
миропомазание. Помазание освященным миром — ароматным сложносоставным
веществом на основе оливкового масла — восходит к ветхозаветному помазанию
елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на особое служение.
Посредством миропомазания Церковь подает верующему (или ребенку по вере
родителей) дары Святого Духа на христианское служение Богу и
людям.
В древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук
апостолами, а впоследствии — епископами на голову верующего. Со временем
возложение рук стало частью таинства священства — рукоположения в священный
сан, а для прочих верующих его заменило миропомазание: епископы физически
не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к Церкви, особенно в
отдаленных от центра епархии районах.
Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно
как бы оставляет на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя при
помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно
помазуются чело (лоб) — в знак освящения мыслей; очи (глаза) — для
освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши — чтобы слышать слово Божие;
уста — для освящения речей; руки — чтобы творить дела, угодные Богу; ноги —
чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь — для освящения
сердца, которое принимает в себя Христа.
В завершение таинства священник, восприемники и новокрещеный (или
новопросвещенный) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг
— символ вечности, число "три" знаменует полноту). Таким образом выражаются
вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности
вечной жизни.
Два этих таинства — крещение и миропомазание — совершаются лишь
однажды в жизни человека. Они приобщают его к жизни Церкви и делают
возможным участие в других таинствах.
3. Евхаристия.
Таинство евхаристии занимает центральное место в Православной
Церкви. Оно составляет главную часть литургии.
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель,
оделяя учеников хлебом и вином, назвал их Своими Телом и Кровью: "...сие
есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая"
(Мк. 14.22-24). Для православных верующих хлеб и вино не "символизируют"
Тело и Кровь Христа, а претворяются в них, вещественно
оставаясь хлебом и вином.
"Причащение Христовых Тайн" призвано духовно изменить человека. Один
из отцов Церкви писал о своем переживании таинства причащения:
возвратившись после литургии в келью, он посмотрел на свои руки — и увидел
руки Христа, почувствовал в себе Его присутствие, освящающее личность как
целое — в единстве духа, души и тела.
Таинство евхаристии совершается каждый день, кроме некоторых дней
Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том,
как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане
причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три
воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали
причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый
пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих
именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не
реже одного раза в месяц.
В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия.
Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были
приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из
Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который,
как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной
литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.
Евангелие наполнило новым смыслом ветхозаветные образы. Христа на
кресте воин ударил копьем, чтобы подтвердить Его кончину, — и из раны
хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая является условием жизни,
смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет,
которым священнослужитель вынимает частицы из просфор — хлебов для
причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов
составляют единую ткань богослужения. В нее вплетаются переживания
верующих, связывая происходящее со всей Священной историей человечества.
Тело и Кровь Христа — "духовная пища", огонь, сжигающий зло, но и способный
"попалить" тех, кто причащается "недостойно", т. е. неискренне, без
благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на
совести утаенные грехи. Вместо "исцеления души и тела" такие люди, по
мнению Церкви, готовят себе наказание. "Причастился во осуждение", —
говорят о таких случаях в Церкви.
После положенных священнодействий, вознесения молитв священником,
совершающим таинство, и всей церковью, причастники приближаются к ступеням
алтаря. Детей пропускают вперед, они причащаются первыми. Дети в
Православной Церкви причащаются сразу после крещения. Самые маленькие,
которые еще не могут есть твердую пищу, причащаются Кровью Христовой. После
возгласа диакона: "Со страхом Божиим и верою приступите!" — причастники,
крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше — потиру.
Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых
Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся.
Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши и отходят к
столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем —
вином с водой — и съесть кусочек освященного хлеба.

По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную
молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие
стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем
долге перед Богом и людьми.
4. Покаяние.
Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет
священнику свои грехи — исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того,
что он сделал, с твердым намерением не повторять этого впредь.
Слово "покаяние" имеет несколько иной оттенок, чем соответствующее ему
греческое "метанойя" — "изменение ума". Покаяние — не просто сожаление о
содеянном; в этом таинстве дается благодать, исцеляющая человеческие
слабости.
В Церкви существует апостольское преемство — непрерывная передача
благодатного дара на особое служение. Этот дар апостолы получили от Христа
и передали тем, кто возглавлял первые христианские общины. Благодаря
апостольскому преемству священники получают право отпускать грехи кающимся
("разрешать" — освобождать от вины в конкретном грехе) по обещанию Христа
ученикам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том
останутся" (Ин. 20.23). Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью
священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом — свидетель
покаяния.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя — высокого столика
с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие.
Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную
голову исповедующегося концом епитрахили (широкая лента, которую носит
священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени
Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в
знак благодарности и верности Христу.
Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и
раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности
проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь
иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни,
глубже понять значение и последствия
содеянного им.
Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему
оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей
мирской мудрости "Не согрешишь — не покаешься") оставляют человека без
подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных
случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву,
Господь говорит: "А Я — осуждаю".
Иногда священник, совершающий таинство, видит, что кающийся должен
яснее и глубже осознать корни тех грехов, которые представляют для него
наибольшую в данный момент духовную опасность, нуждается в более глубоком
покаянии. Тогда священник может наложить на него епитимию (от греч.
"наказание") — церковное наказание, имеющее воспитательные цели. Для мирян
это обычно чтение покаянных и иных молитв, определенное число земных
поклонов, побуждающее помнить о совершенном зле, усиленный пост, отлучение
от причастия на какой-либо срок и т. п. Епитимии за особо тяжкие грехи
предусмотрены церковными канонами.
5. Брак.
Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу
союза Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и
как семью. "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене
своей, и будут двое одна плоть, — напоминает апостол Павел Божие повеление.
— Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5.31-
32). Супружеская измена (прелюбодеяние) или развод — надругательство над
этой тайной. Последствия развода так же болезненны и губительны, как разрыв
человеческой плоти. Поэтому развод допускается Церковью лишь в случае
измены одного из супругов, который тем самым разрывает единую плоть семьи,
при уходе одного из супругов в монастырь и в
некоторых других особых случаях.
Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет человеческие дух, душу
и тело на соучастие в Христовой любви, на рождение и воспитание в этой
любви детей. "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает", —
учит Христос (Мф.19.6).
Брак необязателен для христианина: выше брака Церковь ставит отказ от
плотской жизни с тем, чтобы человек мог целиком посвятить себя Богу
"Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится
о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7.32-33). Поэтому так ценит Церковь
целомудрие — мудрое сохранение себя в "целостности", когда человек
отказывается разменивать себя на то, что может встать между ним и Богом.
Отсюда почитание Церковью девственности — изначально хранимого
целомудрия.
Христианский брак — одна из возможностей претворения в жизнь Христовой
любви и христианского подвига. Тяготы, которые могут выпасть на долю
каждого человека, теперь обязаны нести двое. Недаром при совершении
таинства брака на головы жениха и невесты надевают (или держат над ними)
венцы: они напоминают не только о царственном достоинстве Христа, к
которому Он приобщает христиан, но и о том терновом венце, который надели
на Христа палачи перед тем, как Он понес Свой крест на
Голгофу.
Когда священник спрашивает жениха и невесту, обещают ли они любить и
беречь друг друга, хранить друг другу верность, добровольно ли они
возлагают на себя узы брака, а те отвечают согласием, то они дают обещание
не стоящему перед ними священнослужителю, а Богу и Церкви. В конце таинства
священник, держа новобрачных за руки, трижды обводит их вокруг аналоя: это
и путь, который благословленная Церковью новая семья совершает ко Христу и
вечной жизни с Ним, и тот крестный путь, которым прошел Христос.
6. Священство.
Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или
хиротонией. В таинстве священства человеку через возложение на него рук
епископом подается особая благодать — на священнослужение. В Православной
Церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем —
пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей).
Первоначально, по-видимому, четких различий между епископами
("блюстителями") и пресвитерами ("старейшинами") не было. Впоследствии
пресвитерами стали называть помощников епископов в руководстве церковными
общинами, в совершении богослужений и таинств. Диаконы в ранней Церкви
занимались организацией помощи неимущим и попавшим в бедственное положение
членам общины, благотворительностью, помогали епископам и
пресвитерам.
В настоящее время посвящаемые в диаконы получают благодать сослужить
(помогать) при совершении таинств, но сами их не совершают Священники
получают благодать совершать таинства (т.е. без них совершение таинств
Церковью невозможно), а епископы помимо этого могут посвящать других для
совершения таинств — полномочны совершать таинство священства.

Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Это таинство
совершается во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды
обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив руки на его голову,
читает особую молитву. Вручая рукоположенному необходимые для его служения
предметы, архиерей возглашает: "Аксиос!" (греч. "достоин"), на что хор и
весь народ отвечает троекратным "Аксиос!". Так церковное собрание
свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.
Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол
Павел свидетельствует, что Спаситель "поставил... иных пастырями и
учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела
Христова", т. е. Церкви (Еф. 4.11-12). Апостолы рукоположили первых
епископов, пресвитеров и диаконов.
Собственно пастырское служение в Церкви возлагается на епископов и
пресвитеров (священников). Пастырем, т. е. пастухом, называл Себя Христос;
"стадо" в круге образов Ветхого Завета — это символ высочайшей ценности, а
в переносном смысле — символ народа, который является высокой ценностью для
его вождя. "...Порази пастыря, и рассеются овцы" (Зах. 13.7), — гласило
ветхозаветное пророчество, в Евангелии перенесенное на учеников Христа,
растерявшихся после того, как Учитель был предан. Но Пастырь христиан
воскрес, победив "державу смерти". "Паси овец Моих" (Ин. 21.16), — завещал
Он апостолу Петру и, таким образом, всем апостолам. Те, устраивая поместные
церкви, рукополагали их предстоятелей, передавая полученную через Христа
благодать священства.
7. Елеосвящение.
Распространенное название этого таинства — соборование, потому что его
принято было совершать "собором" семи священников; ныне в случае
необходимости допускается его совершение одним священником.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от
Иисуса Христа власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и
исцеляли" (Мк. 6.13). При совершении этого таинства чело, щеки, грудь и
руки больного крестообразно помазуются освященным маслом — елеем, в который
добавлено красное вино как напоминание о пролитой Христом
крови.
Елеоосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии
ему отпускаются грехи, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни,
в том числе забытые и неосознанные; младенцев не соборуют, поскольку у них
нет сознательно совершенных грехов.
Сейчас соборование обычно совершается в храме, для многих людей;
тяжело больных священники соборуют, посещая их на дому или в больнице. При
совершении соборования сосуд с маслом помещается в блюдо с зерном (обычно с
пшеницей), что знаменует щедрость и милость Господа к людям. Вокруг сосуда
ставят семь свечей и семь палочек с ватой на концах. После вознесения
молитв читают семь текстов из апостольских посланий и семь — из Евангелия.
После каждого чтения, напоминающего об исцелении Богом человеческого тела и
души, о Его милосердии, с произнесением молитвы священник совершает
помазание. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает
раскрытое (словно руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых и молится
о прощении им грехов.







Реферат на тему: Тайные ордена Масоны


Реферат на тему:

«Тайные ордена».


Ученицы 9а класса. Школы №309


Либерг Галины



Санкт-Петербург 1998 год.

Глава I


ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАСОНСТВА.



(Орден франкмасонов, в наши дни известный во всех странах европейской
культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению лондонского
клуба начала XVIII века. Однако история ордена с самого момента его
возникновения была покрыта таким покровом легенд и документальные сведения
о нем были так скудны, что даже этот первоначальный факт его истории был
установлен научной критикой не без труда: лабиринт фантастических гипотез,
в котором долго терялись историки масонства, не вполне разрушен ими в
сущности и до сих пор. Правда, в наше время никому не придет в голову
рассказать о масонских ложах эпохи Ноева ковчега или искать зачатки
масонства в мистериях древних греков, но не менее произвольные в сущности,
хотя и менее фантастические с виду догадки вроде гипотезы о тождестве
франкмасонов с «братьями Розового Креста» или о связи первых масонских
организаций с политическими и династическими интригами Стюартов находят
место в посвященных истории масонства сочинениях и сейчас.
Начало полному и систематическому изучению всех, относящихся к
прошлому масонства, документов, и к окончательному освобождению масонской
истории от неограниченных полетов фантазии было положено немецким историком
Бегеманом и англичанином Гудом, последние труды, которых — «Краткая история
франкмасонства» и «Доисторический период и начало франкмасонства в Англии»
— вышли всего несколько лет тому назад.
Слово free-mason — франкмасон (свободный каменщик) перешло из
английского в другие европейские языки уже после того, как оно потеряло и в
Англии свой первоначальный смысл, и вопрос о его происхождении сделался
темным.
До последней четверти прошлого века термин «франкмасон»
противополагали обыкновенно краткому термину «масон», как обозначающий не
каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а
каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), только по имени связавших
себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности, в них видели то
рыцарей Храма, скрывавшихся под маскою франкмасонов после разгрома их
ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в
масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства
свои гуманитарно-филантропические цели. Знакомство с документами показало,
однако, всю ошибочность этих предположений. Предками современных
франкмасонов, носившими это же имя, были, несомненно, настоящие каменщики,
и добавление к названию их ремесла слова свободны и (free, frank) имело
первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово
free-mason встречается в английских документах, начиная с последней
четверти XIV века; по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году
одним английским архитектором и разделяемой Бегеманом, это были известные в
Англии в эпоху готического стиля sculptores lapidum liberorum (первое
упоминание — в документе начала XIII века) — «каменотесы свободных камней».
«Свободными» камнями (free-stones) в отличие от обыкновенных (rough-stones)
называли в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка,
употреблявшиеся для более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения
длинного термина freestone’s mason и произошло, по этой гипотезе,
английское слово free-mason. В эпоху готического стиля франкмасонами
называлась, во всяком случае, более искусная категория квалифицированных,
как сказали бы теперь, строительных рабочих. Позднее, с упадком готического
стиля, различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение,
вследствие чего исчезло представление и о точном смысле обоих терминов: уже
в XIV веке цехи каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то
франкмасонскими. Но воспоминание о большей почетности длинного термина все
же сохранилось: когда старинные братства каменщиков выделились в особую от
цеха организацию, получившую известную популярность среди высших классов
общества (XVII века), она удержала за собой название франкмасонов,
предоставив цеховой организации называться просто масонами (companies of
masons); полное название принял и современный масонский орден,
организовавшийся в начале XVIII века по типу старинных ремесленных братств.
Связь, соединяющая современный масонский орден со старыми братствами,
носит, в сущности, внешний характер, сводясь лишь к известной
преемственности ритуала и терминологии. История старого масонства является
не столько главой из истории ордена, сколько введением к ней: по
терминологии Бегемана, старое масонство составляет его «доисторический»
период.
К этому же «доисторическому периоду» можно отнести и идейных
предшественников позднейших масонов — алхимиков и утопистов XVII века с их
проектами всемирных союзов и планами преобразования человечества: если
старые организации каменщиков были номинальными предками масонства, то
истинными, духовными, предками его были именно эти представители
дореволюционной европейской интеллигенции.
Началом исторического периода масонства следует считать 20-е годы
XVIII столетия — эпоху возникновения так называемых «великих лож».



Глава II


АНГЛИЙСКОЕ МАСОНСТВО XVIII ВЕКА


(1718 - 1813 гг.).



Первые великие ложи возникли в Англии в более мирную эпоху, когда
огромное большинство людей высшего и среднего класса не помышляло уже ни о
чем, кроме отдыха от бесконечных смут и борьбы предшествующих десятилетий.
С водворением новой династии жизнь страны входила в мирное русло: все
нужное для ее спокойствия казалось достигнутым. От былого увлечения
политикой теперь осталась простая склонность к общественности, привычка
находиться среди людей: раз вилась страсть к кружкам и клубам. Сатирический
листок «Зритель», выходивший в Лондоне в начале десятых годов, высмеивая
эту страсть, приводил длинный список будто бы существующих в Лондоне
обществ, среди которых фигурируют и клубы красавцев и уродов, и орден
лгунов, и «вечно существующее общество», и «метафорические мертвецы», и
какие-то «Виши-ваши» и «Могаки» — названия, быть может, и придуманные
газетой, но очевидно схваченные, в общем, из жизни. Большинство этих
типичных «английских клубов» не преследовали, конечно, широких общественных
целей, но своими оригинальными уставами и ритуалом они отвлекали людей от
обыденности домашнего очага, создавали иллюзию серьезного дела, и этого
было достаточно, чтобы сделать их популярными. Одной из таких
великосветских и просто светских организаций явился, по-видимому, и Орден
свободных каменщиков.
Остатки «почтенного франкмасонского Общества» в начале XVIII столетия
сохранились еще и в Лондоне, и в других английских городах. Ореол старины,
окружавший их, и легендарная история масонства привлекли к ним внимание,
соблазнили на попытку использовать их для организации интересного клуба.



Глава III


ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



Ранняя история французского франкмасонства тесно связана с наплывом во
Францию английской знати после революции XVIII века.
(Уже в тридцатых годах XVIII века в Париже насчитывалось пять лож.
Первая ложа, известная под разными наименованиями, основана была будто бы в
1725 году, но лишь в 1732 году получила свою конституцию от Великой ложи
Англии. В основании этой ложи среди других англичан принимал деятельное
участие Чарльз Ред-клифф, граф Дервентуотер, убежденный якобит, сложивший
впоследствии свою голову на плахе в Англии.
Таков легендарный период французского франкмасонства, признаваемый
официальной масонской традицией.



Глава IV


НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



В кругу поисков таинственного знания возникло немецкое масонство. Его
история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого оккультизма,
чародейства, а иногда и прямого шарлатанства; и в дальнейшем мы увидим, как
много чисто средневековых представлений, сданных уже давно в архив научной
мыслью не только XVIII, но даже и XVI столетия, оно снова оживило и
выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для посвященных; мы
увидим, как быстро потонули в этих средневековых бреднях и шарлатанских
проделках те принципы терпимости, гуманности, всеобщего братства и
свободы, которые масоны сначала начертали на своем знамени; масонство
только слегка коснулось этих гуманистических понятий, но для их
осуществления оно не только ничего не сделало, даже в целом ряде случаев
стало на их пути.
(Первоначально масонство пришло в Германию из Англии. Вообще в то
время влияние Англии на Германию было довольно сильно. Умственная жизнь в
Германии почти совсем иссякла после тридцатилетней войны; вся страна
находилась в состоянии почти полного одичания; общественная жизнь
совершенно замерла, и лучшие люди могли прилагать свои силы только в
частной жизни, не получая извне никаких стимулов к общественной или
умственной деятельности.



Глава V


РУССКОЕ МАСОНСТВО В XVIII ВЕКЕ.



Среди русских масонов существовало предание о том, что первая
масонская ложа в России была учреждена Петром Великим немедленно по его
возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен,
знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы посвятил его в
таинства ордена; мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон
— первым, а сам царь — вторым надзирателем. Предание это, лишенное какой бы
то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение
в том высоком уважении, которым имя Петра пользовалось среди русских
братьев XVIII века, распевавших на своих собраниях известную «Песнь Петру
Великому» Державина; оно показывает только, что наши масоны сознательно или
бессознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную
деятельность Петра, «которая была в России таким же нововведением в смысле
цивилизации, каким масоны должны были считать и свое братство[1]».
Первое, безусловно достоверное известие о начале масонства в России
относится к 1731 г., когда, как гласит официальный английский источник[2],
гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона
Филипса Великим провинциальным мастером «для всей России». Таким образом,
первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континент, из Англии,
но, разумеется, здесь еще не может быть и речи о русском масонстве, и
Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих
единомышленников, переселившихся в Россию. Этот кружок, по-видимому, твердо
держался в течение всего периода немецкого засилья при Анне Иоановне, так
как уже десять лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила
нового гроссмейстера для Poccии в лице генерала русской службы Джемса
(Якова) Кейта , может быть, к этому времени и следует отнести первые
случаи вступления русских в масонский союз: недаром русские братья считали
именно Кейта основателем масонства в России.
Первоначальный период существования масонства в России характеризуется
в общем отсутствием какой бы то ни было национальной окраски. Масонство
было лишь модой, притом сравнительно весьма мало распространенной,
«игрушкой для праздных умов», по выражению Елагина, и лишь в самом конце
этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно
поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти
признаки указывают нам на возможность скорого наступления того момента,
когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и
близким для русских людей, оказывая им серьезную поддержку в их неясных
стремлениях к построению первого в России цельного общественного
мировоззрения.
(Настоящая история масонства в России начинается лишь в семидесятых
годах, когда одновременно возни кают у нас две масонские системы,
пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем — так называемые
елагинской и циннендорфской (шведско-берлинской) - работали в этот период
времени, главным образом, первых трех степенях «иоанновского» или
«символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного
воспитания человека. Здесь русские
масоны работали над приведением «дикаго камня» (символ греховного человека)
в «совершенную кубическую форму» (очищение от пороков), приобретали широкие
сравнительно с прежними религиозные понятия, глубоко задумывались над
вопросами веры и нравственности, упорной работой воспитывали в себе
человека. Кажущаяся в наше время несколько бледной масонская мораль оказала
благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против
модных течений западно-европейской скептической мысли.
Главная роль в этом периоде истории русского масонства принадлежит
известному И. П. Елагину, которого нередко совершенно неправильно считают
создателем особой масонской системы, близкой по традициям к первоначальной
и чистейшей форме английского масонства. Елагин вступил в масонство еще в
1750 г., но до поры до времени, как и все, не видел в ордене ничего
серьезного и вскоре увлекся модным «душепагубным чтением» безбожных
писателей — «ансиклопедистов».



Глава VI


МАСОНСТВО СЕГОДНЯ.



Появившись в начале XVIII века, масонство достигло своего расцвета к
концу того же столетия и просуществовало в традиционной форме как активная
организация до середины следующего века. К этому времени большинство
масонских организаций, если и продолжало существовать (особенно на Западе),
то во многом изменило свою деятельность. Развитие демократических
учреждений, организация и борьба политических партий не прошли для
масонства бесследно. Среди его адептов они породили новые настроения и
идеалы, подсказали новые средства их осуществления.
К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-
американскими масонами. Кроме этого, рядом со старым, консервативным
масонством, продолжавшим жить в соответствии с буквой традиционного учения,
выросли новые масонские формы. Причем в этих новых формах масонства
своеобразно переплелись элементы старого учения, проникнутого мистическим
содержанием, и политические устремления новой эпохи.
Для французского масонства начало XX века прошло под лозунгом борьбы с
клерикализмом и церковью. Потом наступило время проникновения во
французское масонство социалистов. Таким образом, масонству открылись новые
обширные горизонты. Выдающийся представитель французского масонства
Маделена Пельтье именно в это время приходит к неожиданному, клалось бы,
выводу, что роль масонства, как такового, кончилась.
От масонства в его чистой форме к середине 30-х годов осталось очень
мало. Масонский ритуал был почти упразднен, строгость и осмотрительность в
выборе новых членов исчезают, вступление в ложу стало общедоступным, легким
делом, масонские собрания принимают все более открытый и шумный характер.
Если прежде масонство было местом воспитания, школой, то теперь эта цель
отошла на задний план. Ложи стали школами для политиков. Здесь встречаются,
создают и упрочивают связи, строят политическую карьеру.
В Германии масонство к началу нашего века сохранило традиции старых
«мастеров», следуя их заветам гуманности и терпимости.
Немецкие масоны считали, что задачи, стоящие перед масонами, — задачи
универсальные. Они не могут быть сведены к определенной реальной
деятельности ни в религиозной, ни в социально-политической области и
заключаются в объединении всего человечества, в построении всемирного
человеческого союза на почве братской любви и постоянного мира. Таким
образом, одна из главных задач масонства — способствовать сглаживанию и
примирению всех общественных антагонизмов: расовых, сословных, классовых и
т. п. Главные же усилия масонов должны быть направлены на нравственное
усовершенствование.
Английские масоны в начале века стояли на позициях, чрезвычайно
близких к позициям немецких, и с нескрываемым осуждением относилось к
политическим выступлениям масонства, а значит, и к практике французских
масонов.
Американское масонство, сложившееся в своеобразных условиях, во многом
отличалось от европейского и к началу нашего века сохранило свое
своеобразие. По своему составу оно, в отличие от английского, из которого
вышло, было глубоко демократичным.
Американское масонство располагало очень значительными капиталами.
Своеобразие американского масонства выражалось и в том, что у него не было
общей принципиальной программы и оно чрезвычайно индифферентно относилось к
тому, что может быть названо масонской философией, а также к обрядовой
стороне масонства и его тайнам. То же можно сказать и об отношении
американского масонства к религии. Казалось бы, значительная политическая
активность американского масонства должна была бы способствовать сближению
его с французским масонством, но этого не произошло. Их отношения в начале
XX века характеризовала холодность и взаимное неприятие.
В течение всего существования масонства делались неоднократные попытки
сблизить различные масонские течения и образовать организацию, которая
согласовывала бы действия всех масонских лож, хотя бы в национальных
масштабах. XX век и здесь внес новые веяния: теперь предпринимались попытки
объединить всемирное масонство. Так, в 1903 г. в Швейцарии было положено
начало новой масонской международной организации — Бюро, перед которым были
поставлены две задачи:
1) сближать отдельные масонские организации.
2) собирать материалы и документы, относящиеся к истории
масонства.

Масонство в 20-е годы нашего столетия, несмотря на попытки
объединения, было далеко не единообразным. Французское и итальянское
масонство носило в это время ярко выраженный политический характер,
немецкое — философско-мистический, а английское и американское — религиозно-
благотворительный. Особенно ярко практицизм окрашивал американское
масонство.



Глава VII


ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ МАСОНЫ.


(Александр Васильевич Суворов (1730-1800) – вот кто должен открыть
собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов.

Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) – трудно указать другого
писателя, произведения которого так полно отражали бы масонские идеи.

Николай Васильевич Репнин (1734-1801) – вступил в одну из лож
масонства.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) – вначале отнесся к масонской
организации чрезвычайно недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим
просветительским и благотворительным стремлениям.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) – первое
прикосновение к таинствам ордена свершилось в 1779 году в Регенсбурге, в
ложе «К трем ключам».

Александр Борисович Куракин (1752-1818) – блестящий аристократ и
человек, приближенный ко двору, масонство было лишь необходимой деталью.

Павел I (1754-1801) – принадлежал ли к Братству Вольных Каменщиков?!

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – вступил в ложу «Златой
венец».

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) – Лопухин возлагает на него
большие надежды.

Александр I (1777-1825) – его царствование принесло русскому масонству
повторный расцвет.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) – близко знал многих членов
тайных обществ.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – «4 мая я был принят в
масоны».



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.:
Интербук,1991.
2. Боровой А. Современное масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.
3. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем /Пер. с итал. В. П.
Гайдука. М.: Прогресс, 1990.
4. Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они?: М.: Политиздат,1991.
5. Черняк Е.Б. Невидимые империи: М.: Мысль,1987.
6. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена: В 2Т. СПб.: Изд-во Поповой,
1905-1907.



Содержание



Глава I Происхождение масонства…………………………………………………………………1

Глава II Английское масонство XVIII века
(1718 –1813 гг.)…………………………………………………………………………………4

Глава III Французское масонство в XVIII веке…………………………………5

Глава IV Немецкое масонство в XVIII веке……………………………………………6
Глава V Русское масонство в XVIII веке…………………………………………………7
Глава VI Масонство сегодня…………………………………………………………………………………10
Глава VII Знаменитые русские масоны…………………………………………………………13



Василий Петрович Стасов-1769г


Родился в Москве, в не богатой дворянской семье.
В 14 лет поступил на службу - чертежник, в московскую управу благочиния.
Постепенно изучил архитектуру. Стал образованным человеком.
В это время работали такие зодчие как Баженов, Казаков. Они оказали
влияние на начинающего архитектора.
1801-уехал на 2 года в Париж, там изучал величайшие сооружения
античности.
1808-вернулся в Россию, и был зачислен на службу в строительное
ведомство.
1811-перестраивал флигель в Царском Селе, переоборудовал дворец
Потемкина в Екатеринославе.
1816-включен в «комитет по делам строений и гидравлических работ».
(Трудился в разных комитетах).


ПОСТРОЙКИ:

1. Никольский казачий собор,
2. Казармы гвардейского Павловского полка (некоторые другие постройки на
Марсовом поле).
3. Перестроено здание конюшен на Конюшенной площади (ул. Желябова).
4. Проводил переделки в Зимнем дворце.
5. Спроектировал ворота – памятник победы над Наполеоном.(В Царском Селе).
6. Нарвские, триумфальные ворота(1834).
7. Преображенский, Троицкий(1820(конец)).
8. Завершил Смольный собор.
9. Кованая решетка перед входом в собор.

РАБОТЫ НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.

В Москве – Провиантские склады.
На Волхове – пристань, колокольня церкви и другое.

-----------------------
( Тайные ордена. (И. М. Херасов).
( Тайные ордена. (А. М. Васютинский.).
( Тайные ордена. (В.Н. Перцев.).
[1] Пыпин. Русское масонство до Новикова.
[2] «Книга Конституций» Андерсона.
( Тайные ордена. (А. В. Семека.).
( Знаменитые русские масоны. (Бакунина Т. А.).

-----------------------
[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Старение на клеточном уровне (Биология)


Реферат: Производство синтетического аммиака при среднем давлении. Расчёт колонны синтеза (Химия)


Реферат: Измир. Эгейское побережье. Культурно-исторические памятники Измири и Эгейского побережья (Культурология)


Реферат: Трубопроводный транспорт в России (География)


Реферат: Теория автоматического управления (Компьютеры)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Анализ и технологическая оценка химического производства (Химия)


Реферат: Документация бухучета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Множественность преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Подверженность молодёжи к алкоголизму (Социология)


Реферат: Влияние исторических событий на советское искусство (История)


Реферат: Экологические проблемы на пищевых производствах (Технология)


Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: Вторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия (История)


Реферат: Бхагавадгита, как она есть (Культурология)


Реферат: Нормативно-правовое обеспечение общественных объединений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Экономическая оценка использования новых информационных технологий в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Документирование управленческой деятельности предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Франсиско Гойя "Семья короля Карла IV" (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист