GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических типов (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических типов (Социология)



Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова



Программа социологического исследования

по теме:



«ОТНОШЕНИЯ

К РЕКЛАМЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ

ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ»



2000

Тема:

Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических
типов.

Обоснование актуальности и степень разработанности темы:

В середине двадцатого века началось серьёзное изучение того, без чего
уже трудно представить нашу жизнь – без рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой
повсюду - сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или
учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные
объявления, рассказывающие о товарах или услугах. Невозможно себе
представить, чтобы 10-15 лет назад во время просмотра кинофильма, зритель
подвергался воздействию рекламы, предлагающей купить, попробовать, вложить
и т.п. Это может радовать, раздражать, но реальность такова.
Неосвоенность и масштабность российского потребительского рынка создает
благодатную почву для отечественных, а особенно иностранных фирм, в
серьезных объемах вкладывающих капитал в рекламу на новых рынках.
При огромных объемах вложений в рекламу очень остро встает проблема
изучения отношения психологически адекватной целевой аудитории, как одного
из важнейших факторов влияющих на эффективность рекламы.
Эффективность рекламы выражается в изучении знакомства целевой
аудиторией, с информацией об исследуемой фирме и ее товарах, а также о том,
что именно о них известно, какой образ фирмы и товаров сформировался и
каково отношение к ним.
Действенная, эффективная реклама - всегда результат тщательного
планирования. Удачные рекламные идеи, запоминающиеся рекламные компании
рождаются не на пустом месте: их необходимо строить на основе учёта многих
факторов, стимулирующих продажу товаров и услуг.
В условиях изобилия рекламы чрезвычайно важным является умение
рекламодателя привлечь внимание потребителя. Особенно сегодня важно
социально-психологическое изучение людей как потенциальных потребителей.
Наряду с теоретическим анализом эффективности рекламы, основанном на
обработке литературных данных и интуиции, необходимо проведение специальных
эмпирических исследований, экспериментов, опросов, формализованного
изучения мнения и отношения экспертов и т.д.
Чтобы создать рекламу увеличивающую объём продаж и прибыль, необходимо
прежде всего понять, чем руководствуются люди при покупке, каково их
отношение к ней.
В данной работе делается попытка показать различие в отношении людей,
данных психологических типов (по теории К. Юнга), к рекламе.
Для достижения этой цели в работе будут представлены различия в
отношении к рекламе экстравертов и интровертов.
Для интроверта и экстраверта ситуации предпочтения и отторжения
различны. Экстраверт стремится в общество людей, где преобладает большое
количество контактов, когда коммуникативная среда находится в постоянном
движении. Для интроверта, наоборот, необходимо отсутствие большого числа
поверхностных контактов, спокойная атмосфера, способствующая самоанализу,
является предпочтительной и желаемой. Соответственно и отношение к рекламе
у людей различных психологических типов, будет взаимоисключающим.
Информация, полученная таким образом, о данном сегменте рынка
представляет для рекламодателя ценный источник сведений для работы по
совершенствованию рекламы с точки зрения ее эффективности.
Проблемная ситуация:
Реклама все больше входит в нашу жизнь. Но определенные категории людей
относятся к рекламе по разному, в связи с тем что это обусловлено:
воспитанием, образованием, средой обитанием, но что гораздо более важно
различными психологическими типами. Для повышения эффективности рекламной
компании необходимо чтобы реклама стала более адресной, ориентированной на
конкретные сегменты рынка. То есть не на массу людей в целом, а на
конкретные категории лиц, коими и являются в данном исследовании
психологические типы. Для этого необходимо детальное изучение проблемы.
Разработанность проблемы:
Тема в научном плане не разработана.
Познавательная проблема:
Отсутствие знаний о различие в отношении к рекламе данных
психологических типов.
Объект исследования:
Отношение к рекламе
Предмет:
Психологические типы.
Цель:
Показать различие в отношении к рекламе данных психологических типов.
Задача исследования:
Показать различие в отношении к рекламе данных психологических типов.
Категориальный аппарат (концептуальная модель исследования):
Отношение – это сформированное заранее чувство, испытываемое к объекту,
персоне или идее, ведущее к определенному поведению. Отношение фокусируется
на теме, которая составляет основу представлений и чувств человека.
Отношения обычно бывают весьма стойкими. Отношение может сохраняться месяцы
и годы. Отношения могут быть позитивными или негативными, отражая приязнь
или неприязнь.
Психологический тип – Различают несколько психологических типов. Они
относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании
устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые
заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.
Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт – характеризуется врожденной тенденцией направлять свою
психическую энергию, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.
Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание
объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.
Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей
тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими
людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве,
монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным
внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет
стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы
как эгоистические.
Интроверт – характеризуется тенденцией своего либидо устремляться
вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром
мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и
внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее
успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он
освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам.
Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно
замыкается в больших группах.
Реклама – это неперсонифицированная передача, обычно оплачиваемая и
обычно имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях известными
рекламодателями посредствам различных носителей.
Операциональные понятия:
Отношения человека чрезвычайно разнообразны и многосторонни; отношения
к телевизионной рекламе определяются различными факторами. Здесь мы
операционализируем понятие «отношение к рекламе данных психологических
типов».

|Отношение к рекламе |
|позитивное |
|негативное |
|нейтральное |


|Психологические типы |
|экстраверт |
|интроверт |

Объяснительная модель исследования:

Предмет Объект



Определение переменных:
Переменной является понятие «отношение к рекламе».

Гипотеза:
Мы предполагаем что экстравертов более позитивное отношение к рекламе,
нежели чем у интровертов.

Социальный показатель
Отношение к рекламе
Социальный индикатор
Психологический тип
Обоснование методов измерения:
В данном исследовании из всех аспектов социальной установки нас
интересует отношение исследуемых психологических типов к рекламе, для этого
воспользуемся достаточно разработанной методикой измерения социальной
установки - методом Терстоуна. В начале необходимо составить множество
суждений, характеризующих социальную установку с различных сторон:
негативное отношение к установке, нейтральное и отрицательное, после чего
предполагается то, что все эти суждения можно разместить в конечное число
ячеек (в нашем случае 7). Каждая ячейка предполагает соответствующее
отношение к установки на рекламу (первая ячейка отражает крайне
положительное отношение к социальной установке на рекламу, четвертая ячейка
отражает нейтральное отношение, а седьмая крайне негативное отношение).
После чего необходимо провести экспертный опрос. Экспертам беспорядочно
предлагаются суждения, и в их задачу входит то, что им нужно разместить
суждения в соответствующие ячейки. Все суждения, характеризующие социальную
установку на рекламу, размещаются на психологическом континууме отношения к
рекламе.
Составление суждений, характеризующих отношение к рекламе.
Реклама помогает узнавать о новых товарах
Реклама забила весь эфир
Реклама очень агрессивна
Реклама – глупа
Реклама оторвана от реальной жизни
Реклама помогает в бизнесе
Реклама вызывает доверие
Реклама диктует людям стиль жизни
Рекламе нельзя доверять
Реклама двигатель торговли
В рекламе происходит массовая эксплуатация женского образа
Я очень люблю рекламу
Реклама не профессиональна
Реклама не адаптирована к нашей культуре
Реклама ориентирует человека делающего покупку
Многое в рекламе мне нравится
Реклама не эффективна
Абсолютно вся реклама раздражает
Реклама это произведение искусства
Реклама просто ненавистна
Реклама угнетает
Я не представляю свою жизнь без рекламы
Реклама никому не нужна
Реклама жизненно необходима
Реклама – это наркотик
Реклама неэтична
Реклама заведомо ложна

После проведения экспертного опроса была получена следующая таблица
распределения рангов, приписанных 10-ю экспертами (в клетках таблицы -
количество экспертов, приписавших рассматриваемому суждению данный ранг)
| |Ном| | | | | | |Медиана |Квартильный |
| |ер | | | | | | | |размах |
| |яче| | | | | | | | |
| |йки| | | | | | | | |
|Номер |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |Me |Q3-Q1 |
|суждения | | | | | | | | | |
|1 |2 |2 |5 |2 | | |1 |2,4 |1,75 |
|2 |4 |3 |4 |1 | | | |1,7 |2,00 |
|3 |2 |3 |3 |2 |1 | | |2,2 |2,00 |
|4 | | | | |2 |5 |5 |5,8 |1,00 |
|5 |9 |1 |1 | | | | |0,6 |0,00 |
|6 | |2 | |2 |1 |5 |1 |5,1 |2,00 |
|7 | | |1 |2 |4 |2 |3 |4,8 |2,50 |
|8 |2 |1 | |2 |3 |2 |2 |4,3 |1,50 |
|9 |1 |2 |2 |3 |1 |3 | |3,3 |3,50 |
|10 | | |2 |2 |5 | |3 |4,4 |2,50 |
|11 | | |1 | |1 |5 |5 |5,8 |1,00 |
|12 | |1 | | |1 |2 |9 |6,3 |1,00 |
|13 |4 |5 | |1 | | | |1,2 |1,00 |
|14 | | |1 |1 |3 |2 |6 |5,7 |2,00 |
|15 |6 |4 |2 | | | | |1,0 |1,00 |
|16 |5 |2 |4 |1 | | | |1,5 |3,00 |
|17 | | | |1 |3 |5 |3 |5,4 |1,75 |
|18 |1 |6 |4 |1 | | | |1,8 |1,00 |
|19 | | | |1 |2 |7 |2 |5,4 |1,75 |
|20 |2 |8 |1 | |1 | | |1,5 |0,00 |
|21 | | | | |2 |3 |7 |6,1 |1,00 |
|22 | |1 |1 |2 |2 |2 |4 |5,0 |3,00 |
|23 |2 |4 |4 | |1 | |1 |2,0 |1,00 |
|24 |1 |2 | |3 |1 |3 |2 |4,0 |3,50 |
|25 |1 |2 |2 |3 |1 |1 |2 |3,3 |2,50 |
|26 | |2 |1 |1 |1 |4 |3 |5,2 |3,50 |
|27 | | |1 |1 |1 |2 |7 |6,1 |1,75 |

После построения нашей таблицы необходимо решить, какие суждения надо
отбросить в силу большого квартильного размаха (т.е. те суждения, о
расположении которых на установочном континууме эксперты не сошлись во
мнениях). Мы решили, что квартильный размах должен быть меньше двух, тогда
после отсева многозначных суждений у нас останутся следующие

|Суждение |Размещение |
| |суждения на |
| |континууме |
|1. Реклама помогает узнавать о новых |2,4 |
|товарах | |
|4. Реклама – глупа |5,8 |
|5. Реклама оторвана от реальной жизни |0,6 |
|8. Реклама диктует людям стиль жизни |4,3 |
|11. В рекламе происходит массовая |5,8 |
|эксплуатация женского образа | |
|12. Я очень люблю рекламу |6,3 |
|13. Реклама не профессиональна |1,2 |
|15. Реклама ориентирует человека |1,0 |
|делающего покупку | |
|17. Реклама не эффективна |5,4 |
|18. Абсолютно вся реклама раздражает |1,8 |
|20. Реклама просто ненавистна |5,4 |
|21. Реклама угнетает |1,5 |
|23. Реклама никому не нужна |6,1 |
|27. Реклама заведомо ложна |2,0 |

Студенты социологического факультета МГУ им. Ломоносова просят Вас принять
участие в опросе, посвященном анализу отношения населения к рекламе
Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все варианты
ответов.
Затем из предложенных ответов выберете тот вариант, с которым Вы
согласны и обведите кружком номер (цифровой код) этого ответа.
Материалы данного опроса будут использованы только в обобщенном виде
для научно-практических целей.

Заранее благодарим Вас!

Анкета


Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы
"встряхнуться", испытать возбуждение?
Да
Нет
Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить
или утешить?
Да
Нет
Вы человек беспечный?
Да
Нет
Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Да
Нет
Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
Да
Нет
Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания
(независимо от того, удобно это Вам или нет)?
Да
Нет
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Да
Нет
Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
Да
Нет
Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то
причин?
Да
Нет
Сделали бы Вы почти все что угодно на спор?
Да
Нет
Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести
разговор с симпатичным лицом противоположного пола?
Да
Нет
Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
Да
Нет
Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
Да
Нет
Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь
такое, чего не следовало бы делать или говорить?
Да
Нет
Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
Да
Нет
Легко ли Вас обидеть?
Да
Нет
Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
Да
Нет
Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
Да
Нет
Верно ли, что иногда Вы полны энергии так, что все 19 горит в руках, а
иногда совсем вялы?
Да
Нет
Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких Вам?
Да
Нет
Часто ли Вы мечтаете?
Да
Нет
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Да
Нет
Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
Да
Нет
Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
Да
Нет
Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в
компании?
Да
Нет
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Да
Нет
Считают ли Вас человеком живым и веселым?
Да
Нет
Часто ли Вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что
могли бы сделать его лучше?
Да
Нет
Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
Да
Нет
Вы иногда сплетничаете?
Да
Нет
Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в
голову?
Да
Нет
Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете об этом
прочитать в книге, нежели спросить?
Да
Нет
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Да
Нет
Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания?
Да
Нет
Бывают ли у Вас приступы дрожи?
Да
Нет
Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не
опасались проверки?
Да
Нет
Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
Да
Нет
Раздражительны ли Вы?
Да
Нет
Нравится ли Вам работа , которая требует быстроты действия?
Да
Нет
Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли
бы произойти?
Да
Нет
Вы ходите медленно и неторопливо?
Да
Нет
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
Да
Нет
Часто ли Вам снятся кошмары?
Да
Нет
Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай
побеседовать с незнакомым человеком?
Да
Нет
Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
Да
Нет
Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были
лишены широкого общения с людьми?
Да
Нет
Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
Да
Нет
Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
Да
Нет
Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
Да
Нет
Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши 5 ошибки в работе
или на Ваши личные промахи?
Да
Нет
Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
Да
Нет
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Да
Нет
Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
Да
Нет
Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
Да
Нет
Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
Да
Нет
Любите ли Вы подшучивать над другими?
Да
Нет
Страдаете ли Вы от бессонницы?
Да
Нет

Реклама помогает узнавать о новых товарах
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама – глупа
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама оторвана от реальной жизни
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама диктует людям стиль жизни
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
В рекламе происходит массовая эксплуатация женского образа
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Я очень люблю рекламу
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама не профессиональна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама ориентирует человека делающего покупку
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама не эффективна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Абсолютно вся реклама раздражает
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама просто ненавистна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама угнетает
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама никому не нужна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)
Реклама заведомо ложна
Да, согласен (согласна)
Нет, не согласен (согласна)

В ЗАВЕРШЕНИЕ ОПРОСА НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ
Ваш Пол
мужской
женский

ВОЗРАСТ
до 30 лет
30 – 50 лет
старше 50

ОБРАЗОВАНИЕ
неполное среднее
среднее
среднее специальное
неполное высшее и высшее

ВАШ РОД ЗАНЯТИЙ? (В данном вопросе можно отметить только одну позицию.
Выберите ту позицию, которую Вы считаете соответствующей своему основному
роду занятий в момент опроса.)

рабочий
инженерно-технический работник
служащий (работник аппарата предприятия, учреждения)
интеллигенция, не занятая на производстве (учитель, врач, научный
работник, журналист и т.д.)
предприниматель, имею свое дело
студент
пенсионер
военнослужащий
сотрудник органов охраны общественного порядка
домохозяйка
безработный
другое _____________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
-----------------------
Псих. типы

Отношение к рекламе

экстраверт

интроверт

позитивное

негативное

нейтральное






Реферат на тему: Отражение международных экономических интеграций в социальных отношениях

МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ АГУ



РЕФЕРАТ
ПО ПРЕДМЕТУ:

"Социология управления"



НА ТЕМУ:

"Отражение международной экономической интеграции в социальных отношениях".



Выполнила студентка
группы 1021
Тарасова Д.В.
Проверил преподаватель
Цимцба А.Л.



Майкоп. 2000г.
План:
1. Интернационализация производства и пути ее осуществления.
2. Формальный и реальный этапы интернационализации производства.
3. Виды международной экономической интеграции.
4. Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация и интеграция.



1. Интернационализация производства и пути ее осуществления.


Интернационализация производства - это международное
обобществление производства. Короче, интернационализация производства
есть обобществление производства в международном масштабе. Эти понятия
тождественны.
Сначала процесс обобществления производства развивался внутри
отдельных государств. Он представлял не что иное, как развитие
общественного характера труда, то есть развитие совместной
производственной деятельности многих людей, работавших на одном или на
разных предприятиях. Возникновение совместного производства означает
слияние обособленной деятельности раздробленных производителей в один
взаимосвязанный и взаимообусловленный производственный процесс.
Обобществление производства не ограничивается рамками отдельных
стран, выходит за их пределы и приобретает международный характер. В
отличие от внутригосударственного обобществления производства в
международном масштабе представляет собой развитие общественного
характера труда на международном уровне, то есть становление
совместной производственной деятельности двух или множества стран,
слияние ранее разрозненный производственных процессов различных стран
в один международный, взаимосвязанный производственный процесс.
Для характеристики сущности обобществления производства, как на
внутринациональном, так и на международном уровне нужно выяснить
соотношение понятий "обобществление труда" и "обобществление производства".
Отдельные отечественные экономисты в эти понятия очень часто вкладывают
различное содержание, а то и просто противопоставляют их. По нашему мнению,
эти понятия выражают не разное, а одно и то же содержание, они совершенно -
тождественны. В самом деле, функционирующий труд и есть не что иное, как
процесс создания материальных благ, то есть производство. Нам могут
возразить, что труд и производство нельзя отождествлять, так как
производство может осуществляться и без труда. Если технологический процесс
иногда предусматривает временную приостановку функционирования рабочей силы
(выращивание хлопка, производство вина или некоторых химических веществ),
то ведь сам-то этот процесс подготовлен трудом. Более того, временная
приостановка функционирования рабочей силы представляет собой всего лишь
особенность данного вида производства, данного вида конкретного труда.
Обобществление производства - это сложный процесс, выражающий отношение
людей - как к силам природы, так и связи между людьми в процессе
производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Поэтому изучить этот процесс можно лишь путем применения особого
методологического подхода. Прежде всего, эту проблему надо исследовать со
стороны производства вообще, то есть производства независимо от его
социальной формы. В этом случае рассмотрению подлежит процесс
обобществления производительных сил. Касаясь этого аспекта, в экономической
литературе обычно говорят о вещественном обобществлении производства.
В то же время процесс обобществления производства следует анализировать и
со стороны обобществления средств производства, со стороны собственности на
средства производства, то есть раскрыть социально- экономическое содержание
обобществления производства.
Чтобы понять всю глубину процесса международного обобществления
производства, необходимо, конечно, изучать обе стороны собственнических
отношений. Но это очень сложное и емкое занятие. Здесь мы остановимся лишь
на характеристике процесса вещественного содержания международного
обобществления производства, или интернационализации производительных сил.
Следует отметить, что исследование процесса обобществления производительных
сил на внутреннем или международном уровнях - это не изучение технического
или технологического процесса. Хотя развитие материально-вещественного
содержания обобществления производства и связано с развитием техники и
технологии, но оно вовсе не технический, не технологический, а социальный
процесс. Социальный, поскольку в этом процессе участвуют люди, происходит
развитие отношений людей, развитие их совместной деятельности в
производстве, развитие общественного характера их труда.
Какими же путями идет процесс международного обобществления производства?
История развития всех стран показывает, что хозяйственная связь между
производителями всегда осуществляется по двум основным направлениям.
Во-первых, рост общественного характера труда происходит путем
совершенствования отдельных производственных единиц. По мере развития
производительных сил индивидуальные производственные единицы, основанные на
использовании труда собственников, уступают место кооперации, размеры
которой постоянно возрастают. Вместе с тем умножается и число людей, тесно
связанных между собой совместной деятельностью в пределах увеличивающихся
производственных предприятий.
Во-вторых, усиление общественного характера производства происходит под
воздействием разделения труда, которое обеспечивает становление связей
между производителями, способствует формированию их совместной трудовой
деятельности в масштабах общества, сплачивает многочисленных раздробленных
производителей в одно целое.
Кооперация и разделение труда как направления развития общественного
характера производства не только не исключают, а, напротив, предполагают
друг друга. В каждой стране кооперация в своем развитии проходит несколько
ступеней. Все ее виды, помимо простой, основаны на развитии разделения
труда внутри предприятия. Чем более дробным и специализированным становится
труд на предприятиях, тем более растут масштабы обобществления труда в
рамках предприятий, тем больше становятся сами предприятия. С другой
стороны, развитие кооперации от мануфактуры до многозаводских предприятий
придает разделению труда более массовый и прочный характер, расширяет
локальные границы разделения труда в рамках общества сначала до уровня
национального, а затем и интернационального.
Кооперация и разделение труда являются основными направлениями
обобществления производства и на международной арене. Но в международном
масштабе в настоящее время разделение труда - один из наиболее важных путей
интернационализации производства. Первенствующая роль МРТ определяется
прежде всего тем обстоятельством, что разные ступени кооперации как
специфические пути международного обобществления производства так или иначе
связаны с ним. Например, формирование международных капиталистических
корпораций очень часто предполагает предварительное обособленное
существование разнородных предприятий, наладивших прочные экономические
отношения.
В отечественной экономической литературе иногда выдвигается и третье
направление развития международного обобществления производства. Так,
касаясь организационных особенностей процесса международного регионального
обобществления производства, С. Нижняя пишет, что будто бы "он реализуется
в общественном разделении труда, кооперации труда и концентрации
производства".* Разделение труда и кооперация труда действительно являются
направлениями международного обобществления производства. Выше было дано их
краткое определение и соотношение в процессе интернационализации
производства. В практике развития международного экономического
сотрудничества существует не три основные формы организационной структуры
международного обобществления, а только всего лишь два направления развития
совместной производственной деятельность любых стран - международная
производственная кооперация труда и международное разделение труда.
Что касается концентрации производства, то она не представляет собой
самостоятельного направления обобществления производства. Что такое
концентрация производства? Коротко говоря, это расширение производства на
основе накопления. Взятая в своем чистом виде, концентрация производства
представляет собой увеличение масштабов производства в рамках отдельных
предприятий, то есть изменение производственных параметров отдельного
предприятия. Но увеличение размеров предприятия, в частности, рост выпуска
продукции на нем может произойти как за счет повышения доли оборудования и
численности рабочей силы, так и посредством применения более совершенных
машин и роста производительности труда занятых рабочих. Но все эти
изменения происходят в рамках предприятия, то есть в пределах
производительной кооперации. Следовательно, концентрация производства не
является самостоятельным направлением обобществления производства, а лишь
обслуживает развитие кооперации.



Формальный и реальный этапы интернационализации производства.



Интернационализация производства весьма многоплановое явление. В отдельные
периоды своего развития это экономическое явление может носить совершенно
специфические, качественные свойства и иметь разные масштабы. Так, на одном
отрезке времени международное обобществление производства имеет формальный
характер, а на другом - реальный, в одно время оно осуществляется в полном
международном масштабе, а в другое - в региональном. С учетом этих
замечаний и надо рассматривать историю участия всех стран в международном
экономическом сотрудничестве и развитие процесса интернационализации
производства.
Как известно, страны вступают в международное разделение труда, достигнув
самого разного уровня развития производительных сил. Если не касаться
ранних периодов, а взять только послевоенную эпоху, то и в это время по
многим показателям страны мирового сообщества занимали очень разные
экономические позиции. Но при дифференцированном уровне развития
производительных сил в странах в одних и тех же отраслях существуют
предприятия разных параметров. Они производят одну и ту же продукцию с
неодинаковыми затратами материальных и трудовых ресурсов. Например, в одной
стране один рабочий за один день производит одну автомашину, а в другой
стране один рабочий за один день производит две автомашины. В результате
участия в МРТ заметно отличающихся по уровню развития производственных сил
отдельных стран постепенно складывается специфическая структура мирового
хозяйства, особенность которого заключается в том, что любая его отрасль
представляет сумму неравнозначных национальных предприятий. Это и означает,
что развитие процесса обобществления производства разных стран носит
формальный характер.
Формальное международное обобществление производства, или формальная
интернационализация производства, - это такое международное обобществление,
когда страны участвуют в международном разделении труда, когда они трудятся
друг на друга, но затраты на производство одних и тех же товаров в
отдельных странах неодинаковые, а иногда и очень разные. Это происходит в
том случае, когда границы между ними закрыты для свободного передвижения
товаров, рабочей силы и капиталов. Иными словами, формальная
интернационализация производства происходит в результате установления между
странами постоянных экономических связей, но при сохранении между ними
различных барьеров - таможенных и прочих.
Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали
экономическое сотрудничество на основе формального международного
обобществления производства. И только вторая половина 20 в. стала временем
появления новых тенденций в области интернационализации производства. В
этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому
периоду международного обобществления производства, который получил
название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена
всем ходом экономического развития. Дело в том, что формальная
интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный
характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в
процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках
повышения эффективности национального производства несколько стран Западной
Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В январе
1957 г. ФРГ, Франция, Италия, Бельгия Нидерланды и Люксембург подписали
Римский договор, согласно которому между ними снижались постепенно
таможенные пошлины на ввоз товаров и предусматривалось создание условий для
перелива капиталов и рабочей силы. Ныне в группировку Европейского Союза
входят 15 стран: Англия, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Испания,
Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Греция, Дания, Австрия,
Швеция, Финляндия.
Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем,
которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой
системы международного разделения труда. Если же выделить наиболее важный
императивный фактор, побудивший страны Западной Европы объединить свои
усилия, то следует сказать, что экономическая интеграция рассматривалась
ими -в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью
эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном
международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми
располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной
экономической задачи.
Что же представляет собой экономическая интеграция? Почему именно с ней
отдельные страны связывают возможность повышения эффективности
национального производства? При выяснении сущности интеграции, видимо,
целесообразно напомнить, что латинское слово integratio в переводе на
русский язык буквально означает объединение разрозненных частей в нечто
общее, единое, целое. Это слово употребляется в разных сферах жизни -
политике, биологии, математике, и, конечно, в экономике. Но всюду под
интеграцией понимают, по существу, всякого рода объединения. Что касается
экономики, то здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера
международного производства, то есть об объединении производственных и
научных потенциалов нескольких стран, с целью решения не отдельных каких-
либо временных задач экономического или социального порядка, а о выводе
стран на принципиально новые производственно-технические и социально
экономические рубежи, -о таком движении вперед, какое поднимает их
экономическое сотрудничество на более высокий уровень развития. Так, в
результате курса стран Западной Европы на интеграцию должно произойти
постепенное, тесное сближение их национальных хозяйств, осуществиться
совместное международное производство. Развитие же совместной
производственной деятельности означает дальнейший рост интернационализации
производства. Она происходила и до 1957 г., но тогда носила формальный
характер. Теперь же интернационализация производства западноевропейских
стран приобрела реальное значение.
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран путем
участия во взаимном разделении труда - это такое международное
обобществление производства, когда страны объединяют свои усилия с целью,
повышения эффективности производства всех участников этого процесса.
Конечно, рост эффективности народного хозяйства, может быть достигнут и
каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. При
переходе же на интеграционный этап развития международного разделения труда
речь идет о том, что этот шаг будет содействовать повышению эффективности
производства каждой страны на примерно усредненный высокий уровень в
масштабах определенного регионального сообщества государств.
Содействие повышению эффективности общественного производства в отдельных
странах и во всем интегрирующемся сообществе в результате целенаправленного
развития международного разделения труда может быть обеспеченно только в
том случае, если эти страны согласованно будут создавать наиболее
совершенные по техническим и экономическим параметрам предприятия во всех
сферах экономики. При этом в одних и тех же отраслях национальной экономики
интегрирующихся стран одинаковые по технико-экономическим параметрам
предприятия должны тратить на производство однородных товаров примерно одно
и то же количество необходимых ресурсов. Или если страны имеют разные
отрасли и производят различные товары, то они должны расходовать на их
изготовление меньше живого и овеществленного труда, чем тратили до
вступления в интеграционный этап. В условиях капитализма конкуренция
побуждает предпринимателей разных стран наращивать техническую мощь своих
предприятий в борьбе за рынки сбыта со своими соперниками, и, обеспечивать,
по крайней мере, среднюю норму прибыли.
Хозяйствующие субъекты, которые в данный период времени затрачивают на
выпуск продукции наименьшее количество разных факторов производства, во
всех странах мира принято называть предприятиями оптимальных размеров. Их
могут создавать как крупные экономические державы, так и малые страны. И
для первых, и для вторых они являются основным путем экономии ресурсов
посредством участия страны в международном разделении труда. Разумеется,
слово "оптимальный" - не синоним словосочетания "самое крупное
предприятие". Оптимальными следует считать те из них, которые являются
наиболее высокопроизводительными в данный период времени.
Систематический обмен товарами, производимыми предприятиями оптимальных
размеров, создает у стран уверенность в целесообразности увеличения их
числа для совершенствования всей структуры национальных хозяйств. В каждой
отрасли, участвующей в период интеграции в системе международного
разделения труда, должны создаваться материальные условия для закрытия
неэффективных производственных звеньев и концентраций производства на
предприятиях оптимальных размеров. Эта политика обеспечивает сбережение
материальных и трудовых ресурсов в рамках отдельных отраслей, а сумма этих
величин дает экономию в масштабах всей страны. Короче говоря, в стране
возникает оптимальная структура национальной экономики.
Многочисленные поиски критерия оптимальности народного хозяйства привели
экономистов разных стран к выводу, что искомым показателем является такая
структура экономики, которая создает наилучшие условия для экономического
роста. Иными словами, оптимальная структура национальной экономики страны
представляет собой такую совокупность отраслей, в каждой из которой
решающую роль играют предприятия оптимальных размеров. По идее эти
хозяйствующие субъекты должны производить основную массу продукции данной
отрасли. И независимо от того, предназначена ли она для внутреннего или для
внешнего потребления, эта продукция будет производиться при наименьших
затратах капитальных, материальных и трудовых ресурсов. Развитию во всех
интегрирующих странах предприятий оптимальных размеров может способствовать
экономическая политика их правительств. Они должны исходить из принципа:
чем больше в экономике каждой сотрудничающей страны оптимизации, тем больше
во всем сообществе интеграции. Создать конкурентоспособные предприятия -
это конечная задача оптимизации производства и всей структурной политики
интегрирующихся стран.
Реальная интернационализация производства стихийно осуществляться не может.
Жизнь убедительно показала, что для того, чтобы между любыми странами
происходило реальное обобществление производства, необходимо сознательно
реализовать процесс развития международного регионального разделения труда
и международной производственной кооперации, руководствуясь при этом
определенными экономическими ориентирами. Поэтому самая важная
основополагающая особенность интеграционного этапа развития экономического
сотрудничества европейских стран состояла в том, что оно обязательно
предполагало политическое решение сторон о переводе взаимного разделения
труда на новый уровень и широкого развития международной производственной
кооперации. Без политических акций такой переход был бы невозможен. Чтобы
МРТ действительно поднялось на интеграционную ступень, необходимо решение
правительств заинтересованных стран, участвующих в этом процессе, о
преодолении всех экономических преград на этом пути - производственных,
торговых, валютных, таможенных и других. Нельзя добиться реального
обобществления производства в международном масштабе, если не будет принято
политическое решение о таможенной политике заинтересованных стран, о
размерах производства той или иной продукции в каждой интегрирующей стране,
если не будут затронуты вопросы о квотах экспорта, о ценах на продукцию и
другие экономические проблемы. Короче говоря, переход международного
регионального разделения труда на интеграционный этап обязательно
предполагает сознательное совместное регулирование правительствами
заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и изменение
национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими акциями.
Исходя из того, что курс на интеграцию предполагал развитие реального
обобществления производства, можно дать и определение самой интеграции. По
нашему мнению, экономическая интеграция представляет собой обобществление
производства на международном уровне посредством сознательного
регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения
труда и международной производственной кооперации. Такого рода
обобществление находит свое выражение в повышении эффективности
производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах
регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их
национальной экономики.
В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении
интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую
интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как
региональное обобществление производства. Тем не менее, мы очень часто в
экономической литературе и особенно в периодической печати сталкивались с
утверждением, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным
строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной
изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с
западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие
государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя
отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то
экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран.
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и не
интегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том,
что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих
предприятий до высокого уровня как на своей территории, так и во всем
интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих
индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами
по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей
структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного
установленного уровня и других экономических показателей, которые являются
признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны
Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на
пути интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле
слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на
основе развития международного разделения труда и международной
производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей
обобществления международного производства в направлении скорейшего
повышения производительности труда, роста эффективности производства во
всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное
экономическое обособление налицо.



Виды международной экономической интеграции.



Региональная интеграция, или реальная интернационализация производства в
своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный
союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих
ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она
состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид
интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие
этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное
пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием
рыночных регуляторов - цен, процентов и так далее - на этом едином
пространстве возникает долее эффективная территориальная и отраслевая
структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении
производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный
контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или
вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от
защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами
по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не
коллективно, а индивидуально, то есть сохраняют свой экономический
суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли
устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами
ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В
рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с
третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят
совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность
более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное
пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного,
товарного блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения
теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант
интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза
западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является Общий рынок.
Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме
того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение
различных факторов производства, что усиливает экономическую
взаимозависимость стран - членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы
передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы оказалось мало для формирования зрелого единого рыночного
пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить
следующие мероприятия:
Выровнять уровни налогов;
Устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям, и тем более - целым
отраслям;
Преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных
законодательствах;
Унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;
Скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы
социальной защиты.
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной
налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и
социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет
к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран Европейского Союза. Эту
ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС
показала, что Экономический Союз, который предполагалось построить к концу
70-х годов, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования
этого союза страны ЕС в декабре 1991 года в городе Маастрихте приняли
решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а также с 1 января
1999 года ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый
Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные
документы.
Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем
Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития
Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени
региональной интеграции - Политического союза. Этот вид региональной
интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства
в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от
Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи
участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические
отношения, и проблема международных экономических отношений в рамках
данного региона перестает существовать.
Институциональная структура возможного политического союза пока
недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в
зависимости от исторических и социо-психологических условий того или иного
региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового
многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических
отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической
позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого
союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.
Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском
пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления
хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической
интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию
все еще приходится значительная часть внешнеэкономических связей бывших
советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая
переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ
сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность,
единая система образования, информационная система, научно-
исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов,
препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества
имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно
разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разно-
направленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на
это, интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и
не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и
завершится созданием их Экономического союза.



Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализации и интеграции.



В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что
"экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной
жизни". Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить.
Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание
таких категорий, как международное разделение труда, международная
кооперация производства, интернационализация производства и экономическая
интеграция.
Начнем с международного разделения труда. С пользой для понимания сути дела
напомним, что - это система или способ организации производства, при
которой страны специализируются на изготовлении определенных товаров и
обмениваются ими. Результатом международного разделения труда является
развитие общественного характера производства в международном масштабе,
международного обобществления производства, то есть интернационализации
производства. При этом интернационализация может идти между двумя - тремя -
пятью или всеми странами мировой экономики.
Что касается международной кооперации производства, то она, как отмечалось
выше, представляет собой такую форму организации производства, в которой
люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах производства,
связанных между собой. По мере развития МКП усиливается общественных
характер производства в международном масштабе через развитие самих
международных предприятий - фирм, компаний, международных и
транснациональных корпораций, то есть углубляется интернационализация
производства.
Как видим, интернационализация производства есть закономерный результат
развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства может иметь
формальный и реальный характер. Формальная интернационализация представляет
собой такое международное обобществление производства, когда экономические
связи между странами устанавливаются на основе международного разделения
труда или международной кооперации производства, не обусловленных при этом
какими-либо параметрами по развитию производственных предприятий. В этом
случае страны трудятся друг на друга, но результаты в аналогичных отраслях
разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация предполагает
выравнивание экономических параметров стран - участниц МЭО. В настоящее
время реальная интернационализация осуществилась только в региональном
масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция представляет более
высокий уровень международного обобществления производства, чем формальная
интеграция. Интеграцию может по экономическим показателям превзойти только
реальная интернационализация. Но реальной интернационализации в мире пока
не существует. Ее производственные предпосылки создаются развитием таких
сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие рынки в Латинской Америке, в Африке и
других местах. Но это лишь производственные предпосылки. Слияние всех этих
сообществ в единую мировую экономику - дело весьма отдаленного будущего,
так как оно может произойти лишь при формировании единых социально-
экономических систем во всех странах мира и при принятии ими
соответствующего политического решения.



Выделяют различные виды сотрудничества и интеграции: по предмету -
политическая, экономическая, научно-техническая интеграция; по
географическому принципу - глобальная, региональная, субрегиональная
интеграция; по тому, идет ли этот процесс "вширь", то есть увеличивается ли
количество участников, или "вглубь", когда усиливаются интеграционные
процессы среди тех же участников.
Теоретическое осмысление интеграционных процессов связано с такими научными
школами, как функционализм, неофункционализм, феодализм. Одним из ключевых
вопросов, разделяющих эти школы, является вопрос о роли и значении
политической интеграции. Отцом функционализма считается Д. Митрани, который
делал акцент на развитии экономической, социальной, научно-технической
интеграции. Политическая же интеграции оказалась у него второстепенной.
Представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую
интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения должны строиться на
передаче части полномочий надгосударственным образованиям.
Неофункционализм, основываясь на посылках функционализма, вобрал в себя
черты федерализма. В рамках этой научной школы приоритет отдавался
экономической интеграции, однако при этом выдвигалось положение о
необходимости политической интеграции для координации действий.
Изменение мира в конце 20 века, развитие локальных конфликтов по-новому
поставили вопрос о развитии международного сотрудничества и интеграционных
процессов. Эти реальности также приобрели ряд новых черт на рубеже веков.
Существенные изменения, связанные с сотрудничеством и интеграционными
процессами, произошли как на глобальном, так и на региональном уровнях.


Список литературы:
К.А. Семенов "Международные экономические отношения" Москва 1999 год.
П. Кругман М. Обстфельд "Международная экономическая экономика" Москва
1997 год.
П.А. Цыганкова "Международные отношения: социологические подходы" Москва
1998 год.





Новинки рефератов ::

Реферат: Организация селекционного процесса в учхозе "Роща" мичуринского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Процедуры и функции (Компьютеры)


Реферат: Звезды (Астрономия)


Реферат: Культура России в конце 19 века (История)


Реферат: Брачный договор-контракт (Право)


Реферат: Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся (Педагогика)


Реферат: Регистрация сигнальных молекул (Биология)


Реферат: Становление Норвежского менталитета (Культурология)


Реферат: Независимая журналистика в России: проблемы существования (Журналистика)


Реферат: Крестьянская реформа 1861 года и её юридическое оформление (История)


Реферат: Проблемы недействительных сделок в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения (Право)


Реферат: Український мандрівний філософ Г. Сковорода (Философия)


Реферат: Розвиток української мови (Иностранные языки)


Реферат: Существенность и риски в Аудите (Аудит)


Реферат: Крещение на Руси (История)


Реферат: Социально-экономические последствия безработицы (Социология)


Реферат: Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв. (Транспорт)


Реферат: Энтропия термодинамическая и информационная (Физика)


Реферат: Биотехнологии (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист