GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Оценка работы сотрудников аппарата городского совета (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Оценка работы сотрудников аппарата городского совета (Социология)


УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ УКРАИНЫ
Днепропетровский филиал


Вечернее отделение

ДУ ОО В


Кафедра: Философии, социологии государственного управления
Дисциплина: Социальная и гуманитарная политика
Модуль: Социальные системы и социологические методы их
исследования



Программа социологического исследования


Оценка работы сотрудников аппарата
городского совета



Руководитель : д.соц.н. профессор Сурмин Ю.П.
Исполнитель: Киньшаков Е.В.



Днепропетровск
2001

План работы



І. Введение;
ІІ. Анкета;
ІІІ. Ответы на вопросы анкеты;
ІV. Краткая характеристика ответов;
V. Заключение;
VІ. Список использованной литературы.



І.



Первой сессией Днепропетровского городского совета, состоявшейся 29
марта 1998 года, было принято решение № 16, которым была утверждена
структура аппарата городского совета и его исполнительного комитета.
Основной задачей аппарата городского совета является организационно-
техническое, юридическое, аналитическое, консультативное и методическое
обеспечение деятельности городского совета, его депутатов, а также
постоянных и временных депутатских комиссий.
Депутатский корпус ХХІІІ созыва работает три года. Было принято
решение провести социологическое исследование, основной целью которого
является определение уровня подготовки специалистов работающих в аппарате
городского совета, оценка их работы, оперативность взаимодействия с
управлениями и службами исполкома, выработки определенных рекомендаций по
улучшению их деятельности.
Для этого депутатам городского совета предлагается ответить на вопросы
анкеты, касающиеся работы сотрудников аппарата городского совета.



ІІ.


Уважаемые коллеги, обращаемся к Вам с особенной просьбой ответить на
вопросы, связанные с работой аппарата городского совета.
Анкета является анонимной. Результаты опроса будут использованы
только в обобщенном виде.
При заполнении Анкеты просим Вас внимательно прочитать все варианты
ответов и отметить значком «+» те из них, которые наиболее соответствуют
Вашему мнению.
Заранее благодарим Вас за помощь в работе.


АНКЕТА


1. Как Вы относитесь к участию депутатов в общегородских мероприятий?
- Депутат должен участвовать в жизни города;
- Не возражаю против участия в некоторых мероприятиях;
- Нет времени, занят основной работой;
2. Всегда ли сотрудники аппарата городского совета информируют Вас о
планируемых городских мероприятиях?
- Всегда;
- Иногда;
- Затрудняюсь ответить;
3. Устраивает ли Вас оперативность взаимодействия сотрудников аппарата
городского совета с управлениями и службами исполкома?
- Устраивает;
- Не устраивает;
- Затрудняюсь ответить;
4. Получали ли Вы отказ при обращении к сотруднику аппарата городского
совета?
- Нет;
- Иногда;
- Затрудняюсь ответить;
5. Оказывалась ли помощь сотрудниками аппарата городского совета, при
выполнении Вами депутатских полномочий?
- Всегда;
- Иногда;
- Затрудняюсь ответить;
6. Устраивает ли Вас уровень профессионализма сотрудников аппарата
городского совета?
- Устраивает;
- Не устраивает;
- Затрудняюсь ответить;
7. Как Вы считаете, влияет ли количество сотрудников аппарата городского
совета на качество выполняемых поручений (организуемых мероприятий)?
- Не влияет;
- Влияет;
- Затрудняюсь ответить;
8. Как Вы оцениваете работу сотрудников аппарата городского совета в целом?
- Хорошо;
- Удовлетворительно;
- Затрудняюсь ответить;
9. Ваша оценка уровня подготовки документов, которые готовят сотрудники
аппарата городского совета?
- Хорошо;
- Удовлетворительно;
- Затрудняюсь ответить;
10. Считаете ли Вы актуальными вопросы рассматриваемые на информационных
совещаниях депутатов, которые готовят сотрудники аппарата городского
совета?
- Да;
- Не всегда;
- Затрудняюсь ответить;
11. Достаточно ли проведения информационных совещаниях депутатов двух раз в
месяц?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить;

12. Вы предлагали вопросы для рассмотрения на информационных совещаниях
депутатов?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить;
13. Вы давали рекомендации для улучшения работы аппарата городского совета?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить;
14. Оперативно ли реагирует руководитель аппарата городского совета на
пожелания и замечания депутатов?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить;
15. Считаете ли Вы, что общение с сотрудниками аппарата городского совета в
неформальной обстановке будет способствовать улучшению работы?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить;



ІІІ. Ответы на вопросы анкеты



|1. |60 | |9. |60 |
| |10 | | |9 |
| |6 | | |7 |
|2. |63 | |10. |67 |
| |10 | | |5 |
| |3 | | |3 |
|3. |57 | |11. |70 |
| |12 | | |3 |
| |7 | | |3 |
|4. |68 | |12. |10 |
| |5 | | |58 |
| |2 | | |13 |
|5. |65 | |13. |5 |
| |7 | | |60 |
| |4 | | |11 |
|6. |60 | |14. |60 |
| |8 | | |9 |
| |8 | | |7 |
|7. |54 | |15. |31 |
| |18 | | |40 |
| |3 | | |5 |
|8. |64 | | | |
| |4 | | | |
| |7 | | | |



ІV.


Были полностью заполнены и возвращены 76 анкет, которые приняты за
100%.
Охарактеризуем каждую группу ответов.

Варианты ответа № 1 на заданные вопросы, которые предлагают дать
положительную оценку работе, уровню подготовки мероприятий, положительно
характеризует взаимоотношения между депутатским корпусом и сотрудниками
аппарата городского совета выбрало от 54 до 70 респондентов, что
составляет 83% от общего количества опрашиваемых.

Варианты ответа № 2 на заданные вопросы, которые характеризуют
недоработки и указывают на недостатки в работе сотрудников аппарата
городского совета выбрало от 3 до 18 респондентов, что составляет 11%
от общего количества опрашиваемых.

Варианты ответа № 3 на заданные вопросы, которые дают отрицательную
оценку работы сотрудников аппарата городского совета,
неудовлетворительное выполнение поручений либо говорит о недостаточном
владении вопросом на который необходимо дать ответ, выбрало от 2 до 8
респондентов, что составляет 6% от общего количества опрашиваемых.

Вопросы № 12 и №13 больше относятся к активности депутатского корпуса.
Ответы на них принимаем к сведению.

Ответы на вопрос № 15 практически разделил мнения респондентов, при 5
затруднившихся дать ответ.



V.


Таким образом, работе сотрудников аппарата городского совета, в целом,
дана положительная оценка. Рекомендовать руководителю подразделения
проводить работу по повышению профессионального, общеобразовательного
уровня сотрудников. Как возможный вариант, принимать участие в курсах,
семинарах, тренингах, проводимых для сотрудников исполкома.


VІ.


- Решения І сессии Днепропетровского городского совета ХХІІІ созыва,
Днепропетровск, 1998 год.
- Социология – учебник, Ю.П. Сурмин, Кировоград, 1995 год;
- “Социология” - учебник, авторский коллектив под общей редакцией
профессора
Н.И. Горлача, Харьков, 1996 год;
- Социология - учебник, авторский коллектив под общей редакцией профессора
В.Г Городенко., Киев, 1999 год.






Реферат на тему: П.А. Сорокин - крупный социолог XX века

Московский Психолого-Социальный Институт
Факультет Психологии



Реферат по социологии

на тему:



«П.А. Сорокин – крупный социолог XX века»



Кузьмичёвой Л.А.



Москва. 1997 г.



Содержание:



I «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3
1. Юность………..……………………………………….……….3
2. Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3
3. Научная и преподавательская деятельность…………….…..5
а) «Система социологии»……………………………….…….5
4. Последние годы жизни в России…………………….…..…..10
II «Американский» период жизни П.Сорокина……………….…12
Литература………………………………………………………….14



Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20
века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом
на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской
второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я
познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители
культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных
политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),
монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и
стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.
Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем»
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и
гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,
когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди
студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание
ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г.
был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных
работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и
награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки.
В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них
такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы
правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к
профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала
1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации
была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с
Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания
и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась
успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда,
вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии
эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на
допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина».
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской
ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина
закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в
Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце
1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована
работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии»

П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях
огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую
общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…
Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными
бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить
совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение».

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал
Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным целям».

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп
являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,
сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья
или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это
представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих
людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется
из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и
длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и
антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных
и волевых».

«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на
очерченные процессы взаимодействия». «Группа взаимодействующих людей
представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...
Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание
рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,
взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой
суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.» «Всякую группу
людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным
единством или короче коллективом».

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические
2. биологические
3. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и
бессознательный) установления организации группы и обычные приемы
поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь
представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и
исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает
существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между
частью или всеми его членами». «Прекращение коллективного единства ведет к
исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,
а означают только, что форма, порядок и организация последнего
изменилась!»

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он
подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено
из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом». «Из множества
групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями
последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные
группы. Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. «Судьба
любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием
каких либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и
сложных социальных коллективов». Для объяснения исторических процессов
«приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов
поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на
поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут
быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил
2. разряду сил биологических
3. разряду сил социально-психических
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители,
такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие
как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года,
чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит
следующие:

1. потребность питания
2. потребность половая
3. потребность индивидуальной самозащиты
4. потребность групповой самозащиты
5. бессознательное подражание
6. потребность движения
7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные.
К простым он относит:

1. идеи
2. чувства-эмоции
1. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека
2. духовная атмосфера социальной среды
3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство
и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех
этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и
все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что
«абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и
биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие
свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических
раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода
воли» и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов «на наше
поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение
нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему
социально-психологические раздражители поведения кажутся нам
освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для
появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь
«свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего
поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости
от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой
нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние
социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так
кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы
воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую
организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж -
небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...-
это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует
человека как социально-психическую индивидуальность».

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал
Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории
русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было
опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской
власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина
«Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную
организацию», напечатанную в 1922г. в первом номере журнала «Экономист». В
частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о
развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин
«искажает правду в угоду реакции и буржуазии».

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала
«Экономист»: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на
обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты
на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в
«Экономисте» есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь
103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил,
что «вера отцов» оказалась «банкротством». «Их опыт в форме традиционного
мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было
бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится
оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве
войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и
умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о
неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных
рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего
рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю
к производительному труду.

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи
продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто
выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о
коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным
наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину,
была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в
сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены
оставить Россию. «Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его
дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего
сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая
прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение
долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я
тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и
несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство
Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви,
которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии».
После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923
г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса,
прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в
Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято
разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский.
Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является
своего рода инкубационным, «годами учения», очень интересными и по -
своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели
замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно
обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в
течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для
социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в
могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве
атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для
культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он
приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его
первая печатная книга «Листки из русского дневника», описывающая и
анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его
«Социология революции», В 1927г. «Социальная мобильность». Сорокин является
одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной
мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные
критерии деления общества на социальные слои, группы, служит
методологической основой для формирования теории социальной мобильности.
Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого
в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную
мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход
лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам
социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух
направлениях: 1. Вертикальном – движения вверх и вниз, 2.горизонтальном –
движения на одном и том же социальном уровне.

В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в
1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. Всемирно
известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить
учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и
проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа
«Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г.
вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак
признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем
Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни
П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье
имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан
как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О.
Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.



ЛИТЕРАТУРА



1. П.А. Сорокин, «Общедоступный учебник социологии», Москва, Наука,
1994г.
2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, «Западная социология», Сант-
Петербург, 1997г.
3. С. Новикова, «История развития социологии в России», Москва-Воронеж,
1996г.





Новинки рефератов ::

Реферат: Выбор кабельной линии (Технология)


Реферат: Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)


Реферат: Соціальне становище Запорізького краю (История)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников (Педагогика)


Реферат: Катынская трагедия (История)


Реферат: Теория, практика и перспективы гендерологии и феминологии (Социология)


Реферат: Шпоры на экзамен 2003 (Литература : русская)


Реферат: Техника и электроника СВЧ (Часть 2) (Физика)


Реферат: Управление качеством строительства (Архитектура)


Реферат: Коммуникации предприятия (Программирование)


Реферат: Международный коммерческий арбитражный суд (Право)


Реферат: География: 9 класс (Шпаргалка) (География)


Реферат: Наблюдательный совет (Менеджмент)


Реферат: Доказательства в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ионоселективные электроды (Химия)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Лекции по философии (Философия)


Реферат: Информационный анализ англосаксонской балансовой системы (Аудит)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист